Мир профессий материалы. ​В мире профессий. Суд над профессией учитель

Цель : расширение знаний обучающихся о профессиях.

Задачи:

  • в ходе игры ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами присущие людям той или иной профессии;
  • развить кругозор, обогатить словарный запас ребёнка;
  • воспитать уважение к различным профессиям.

Оборудование : плакаты с пословицами; предметы людей разных профессий; презентация .

1. Сегодня на нашем классном часе мы отправимся в интересный и увлекательный мир, чтобы отгадать тему нашего занятия решите анаграмму.

Анаграмма - это слово, в котором буквы не на своих местах.

ИРМСПФРСЕОЙИ (Мир профессий)

Как бы вы определили цели нашего занятия?

  • Понять, что такое - «профессия».
  • Узнать, какие бывают профессии.
  • Подумать, какие профессии больше нравятся.

Давайте разделимся на группы:

1. Профессионалы.

2. Специалисты.

3. Мастера.

4. Эксперты.

Группы готовы? Отправляемся!

2. Выход на тему классного часа.

Профессий много на Земле, и каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе, ведь жизнь у нас одна.

Что такое – профессия?

Ответы детей.

«ПРОФЕССИЯ - вид труда, деятельности, работы, который требует от человека определенной подготовки, знаний, умений»

  • в современном мире насчитывается 40 тыс. профессий;
  • важно суметь разобраться в этом многообразии;
  • узнать, чем занимаются люди данной профессии;
  • познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
  • учитывать собственные интересы и способности.

3. Игра «Азбука профессий».

Команды должны за 5 минут записать названия профессий на выбранные ими буквы алфавита.

4. Формирование новых знаний.

Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор профессии?

В мире существует тысячи различных профессий. Каждый человек выбирает ту, которой он посвящает свою жизнь. Вы учитесь в начальной школе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту, выбор профессии.

Ребята, а ведь у нас каждого из вас есть мечта. Кем вы хотите стать, когда вырастете?

Стихотворение «Мы пока ещё ребята…»

5. Игра «Собери слово».

Продавец, маляр, портной, водитель, журналист, повар, строитель, учитель

Стихотворения «Мамина профессия», «Папина профессия»

А знаете ли вы, кем работают ваши мамы или папы?

Рассказы детей.

6. Игра «Узнай профессию»

Несколько детей получают картинки с изображением людей различных профессий. Определить, человек какой профессии изображен на картинке, и изобразить пантомимой. Все остальные ученики должны догадаться, о какой профессии идет речь.

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»

Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь поваром ты быть, то делай так…
Если нравится тебе, то и других ты научи,
Если нравится тебе, то делай так…

Если хочешь стать спортсменом, делай так..
Если хочешь быть артистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…

7. Игра « Загадки о профессиях»

Мы в профессии играем, их легко мы угадаем.

Если заболело ухо
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь
- Ведь тебе поможет…(врач)

Этот четко знает дело,
Он ребята стрижет умело.
Зачем ходить косматыми?
Зачем ходить лохматыми?
Ведь лучше быть ребятами
Красивыми, опрятными… (парикмахер)

Служат там Отважные люди
Законопослушных, Находчивых любят.
Пусть дождь проливной
Или тёмная ночь
Любому в беде они смогут помочь (милиционер)

Перетянут он ремнём
Каска прочная на нём.
Он с горящий входит в дом,
О сражается с огнём… (пожарный)

Строю школы, строю бани, строю новые дома
Строю целые деревни, даже строю города..
В своём деле я художник и над ленью победитель.
Догадались? Я… (строитель)

Чтобы дети не болели,
Не ходили еле - еле.
Чтоб здоровыми росли,
Ели кашу, пироги,
Чтобы слышать детский говор,
Нужен в каждой школе… (повар)

Кто у больной кошки сидит?
И как лечиться, он говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Ветеринарный врач)

Ему нужны тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка. (Слесарь)

Цифры-расчеты. Цифры-отчеты,
Кто с компьютером на “ты”.
Это профессия хоть куда,
И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек)

Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать,
Вычислить, проверить.
Чтобы были на местах
Лестницы и двери. (Архитектор)

Молодцы, ребята!

8. Ребята, как вы думаете, все ли профессии мы назвали?

Стихотворение о профессиях.

Следующая игра «Волшебный мешок».

Вы должны достать из мешка предмет, назвать его и сказать: «Люди какой профессии его используют, что им делают?»

Врач, повар, портной, бухгалтер, парикмахер, библиотекарь, воспитатель, слесарь.

9. Кто это говорит?

По реплике узнать профессию.

10 . Итог занятия. Рефлексия.

А, теперь, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде.

  • Человек трудом велик.
  • Славен человек не словами, а делами.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Дело мастера боится.
  • Птицу узнают в полете, а человека - в работе.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.

Дети собирают и озвучивают пословицы.

Надо не только получить какую-то профессию, но и стараться хорошо трудиться. И тогда про вас скажут «Мастер своего дела». Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру.

Портному – за (одежду).
Сапожнику – за удобную (обувь).
Столяру – за прочную (мебель).
Строителю – за уютное (жильё).
Парикмахеру – за красивую (прическу).
Врачу – за избавление от (боли).
Учителю – за (знания).

Наше занятие подходит к концу.

Что вы узнали нового?

Чему учились?

Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя.
Решай мой друг, кем быть тебе,
Ведь, каждая из них важна.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Цель: расширить представление детей о различных профессиях.

Задача:

· формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту;

· побуждение детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Форма проведения: устный журнал.

Оформление: плакат с высказыванием «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться»; презентация.

Ход мероприятия:

Правильно выбрать профессию -

значит найти свое место в жизни.

I. Вступительное слово

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в мир профессий. Но преждечем выбирать профессию, ответьте на вопрос: Что Вы ожидаете от своей будущей профессии? и, соответственно, что именно нужно изучать и оценивать в процессе выбора. Существует три главных критерия, которым должна соответствовать профессия, чтобы не принести разочарования:

Профессия должна быть интересной, соответствовать Вашим желаниям, склонностям;

Соответствовать Вашим возможностям (уровню здоровья, квалификации и способностям);

Открывать перспективу трудоустройства по специальности.

«В мире профессий» - так называется специальный выпуск нашего устного журнала. Я передаю слово его главному редактору Полуэктовой Ксении.

II. Устный журнал

Главный редактор - ведущий 1. Сегодняшний выпуск нашего журнала посвящен профессиональной ориентации. Вас ждут рубрики: «Профессия - это…», «Ликбез», «Лента новостей» и «Минутка для шутки».

Профессия - это…

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Что же такое профессия? Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Трудовая деятельность является профессиональной, если выполняются по крайней мере два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием требуемого уровня квалификации, то есть мастерства, умений, знаний и навыков, который почти всегда подтверждается специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своеобразным товаром, который можно продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который работодатели готовы платить. То есть, профессия является источником дохода для ее обладателя.

Каким образом можно узнать о профессии. Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях:

Вы можете попросить рассказать об интересующих вас профессиях знающих людей.

Наибольший интерес могут представлять следующие источники информации: книги; газеты и журналы; телевидение и радио; видеофильмы; информация на компьютерных дисках, информация в Интернете.

Можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. Наблюдение за работой профессионалов предоставляет вам возможность получить собственное впечатление о некоторых профессиях.

Итак, открываем первую страницу нашего журнала. В рубрике «Ликбез» вас ждет статья Полусухиной Ольги «Мир профессий».

Мир профессий

Ведущий 2.Чтобы ориентироваться в мире профессий, мы предлагаем вам своего рода карту. Территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Дело в том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа. А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим. По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

К профессиям типа «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека; умение устанавливать и поддерживать деловые контакты; понимать состояние людей; оказывать влияние на других; проявлять выдержку. спокойствие и доброжелательность; речевые способности.

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Мир труда и профессий

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.

Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем

Работу по формированию представлений о мире труда и профессий необходимо проводить как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся.

В процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Богатый материал в этом направлении содержат учебные предметы в начальных классах. Учитывая особенности содержания предметов в начальной школе, можно осуществлять ознакомление учащихся с миром труда и профессий на уроках чтения, естествознания, трудового обучения, а также включать профориентационный материал в содержание уроков русского языка и математики.

Так, на уроках чтения, благодаря особой эмоциональности, которое несет в себе художественное слово, учащиеся приобретают определенный нравственный опыт положительного отношения к людям труда, честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела. Обращая внимание учащихся на то, что любимые герои сказок, рассказов, изучаемых на уроках, добиваются успеха в жизни, счастья и благополучия благодаря своим высоким нравственным качествам, и прежде всего – трудолюбию, учитель способствует (благодаря особой восприимчивости младших школьников, их стремления к подражанию) развитию у школьников стремления к труду, положительного отношения к людям труда.

Особенно благодатный материал для развития у учащихся уважительного отношения к труду содержат произведения устного народного творчества. Необходимо обращать внимание детей на отношение народа к честному, добросовестному труду «Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали, хлеб засевали» (Сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями, герои которых - люди определенной профессии. Учитывая то, что у младших школьников еще небогатый жизненный опыт и их представления о мире профессий ограничены, учитель расширяет их знания о профессиях в процессе знакомства с художественными произведениями .

При анализе произведений учитель обращает внимание учащиеся на то, как автор характеризует этих людей, как профессия отражается на их облике, поведении, манере говорить, разъясняет непонятные слова, термины.

Особенностями содержания изучаемых на уроках чтения произведений является то, что в большинстве своем они не содержат выраженной профориентационной направленности. Поэтому учитель расширяет, дополняет изучаемый материал.

Читая произведения, в которых действуют представители разных профессий, учитель выясняет, знакома ли учащимся эта профессия, как они ее себе представляют. Представления учащихся ограничены их еще небогатым жизненным опытом – они знают в основном о работе родителей, о труде учителя, воспитателя, врача, продавца. Поэтому изучение некоторых произведений является своеобразным знакомством учащихся с миром разнообразным профессий. При чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений В.Бианки, М. Пришвина – с профессиями лесника, егеря.

Широкие возможности для ознакомления с миром профессий содержат уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов .

И.Н. Скударнова отмечает, что большие возможности для подготовки детей к жизни и труду дают такие разделы русского языка, как «Орфография», «Лексика», «Культура речи». При изучении лексики, можно предложить учащимся, пользуясь словарем, составить словарь профессий родного края, записать профессии людей, которые трудятся на стройке, фабрике, заводе и т.д. .

С целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания. Например, подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

водитель – внимательный, ответственный, зоркий;

врач – добрый, заботливый, милосердный;

продавец – вежливый, предупредительный, знающий.

При этом обращается внимание учащиеся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.

Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:

Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар? Выделите корни и суффиксы. Выпишите слова, обозначающие профессии, представители которых помогают людям обмениваться между собой информацией .

На уроках русского языка можно использовать материал для ознакомления учащихся с трудовой деятельностью людей при изучении различных тем. Например, во время повторения алфавита учащимся предлагается упражнение – соревнование в знании не только алфавита, но и профессий на каждую букву алфавита:

А – агроном, б – бухгалтер, в – водитель и т.д.

Осуществляя профориентацию на уроках русского языка, необходимо учитывать краеведческую направленность, обращать внимание на то, какие профессии наиболее распространены в своей области, городе, селе. Можно предложить учащимся составить предложения, включающие знания о профессиях родного края, подобрать слова для разбора и т.д.

Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Где работают наши папы и мамы?», «Кем я хочу быть?», «Профессия моих родителей», сочинения о своих впечатлениях после экскурсии профориентационной направленности.

Важная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит урокам естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы.

Развитие представлений учащихся о мире труда и профессий может осуществляться на уроках математики при решении текстовых задач. Это задачи, содержание которых отражает трудовую деятельность людей и подготовку к ней, достижения науки и техники. В целях ознакомления учащихся с миром труда и профессий можно использовать краткую беседу. Задачи типа: «По плану завод должен выпускать 84 швейные машины в день. Но рабочие повысили производительность труда и стали выпускать…» - являются основой для психологической подготовки детей к труду, помогают понять его созидательную силу. Решая задачи о сельскохозяйственном производстве, учащиеся знакомятся с понятиями, имеющими отношение к технике производства, заготовке кормов, обработке почвы. Им прививается уважение к труду хлеборобов, например: «Колхоз продал государству 364 тонны пшеницы… На хлебозаводе из 171 кг муки испекли хлеб…» и др. Во время решения таких задач в течение 2-3-х минут можно провести с учащимися небольшую беседу, направленную на расширение понятий о труде, о профессиях .

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Таким образом, содержание различных уроков позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий 2.2. Методы и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.

Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения.

Это могут быть рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профессиональной и профориентационной темой. Например, на уроке русского языка учащиеся выполняют словарную работу, в ходе которой они знакомятся с написанием слова «столяр». Учитель, обращая внимание на написание данного слова, предлагает учащимся краткий рассказ о профессии столяра, о том, чем занимается человек данной профессии, насколько она востребована в современном обществе.

Беседа – это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки системы вопросов подводит учеников к пониманию содержания материала. Например, при чтении стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» учитель ставит перед учениками вопросы:

О каких профессиях вы узнали из стихотворения?

Какая профессия вас более всего привлекла? Почему?

Ставили ли вы перед собой вопрос: кем быть? Как вы его решили? И т.д.

Учитывая такие особенности учащихся начальной школы, как наглядность познавательных процессов, недостаточность внимания, эффективны наглядные методы обучения. С точки зрения подготовки младших школьников к жизни и труду использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация опытов, кинофильмов и т.п. позволит учащимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое ожидает учащихся.

Наиболее эффективен процесс формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий при сочетании отдельных методов и средств обучения. Например, при изучении на уроке естествознания темы «Дерево в жизни человека » может быть проведена беседа «Труженики леса», сопровождаемая слайдами, диапозитивами с видами леса, фонограммой лесных звуков.

Особое значение в процессе формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий имеет использование игровых методов. Игра близка и понятна младшему школьнику, он по-прежнему отдает ей немало свободного времени. Поэтому рассказ учителя о профессиях может быть дополнен игрой профориентационного характера. Например, учащимся предлагаются слова, относящиеся к данным профессиям: лоцман, скальпель, рубанок, стамеска, кубрик, автопилот, иллюминатор, абордаж, микстура, электрокардиограмма, пропеллер. Им необходимо разделить их на группы в соответствии с профессией и объяснить их значение. Победителем в игре становится тот, кто первый успешно справился с заданием .

Профориентационные игры могут включаться в уроки трудового обучения. Это могут быть нетрадиционные уроки типа «Час профессии на телеэкране», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем быть?» и др. Так, в форме профориентационной игры может быть проведен нетрадиционный урок трудового обучения на тему «Все профессии важны». Класс делится на несколько групп, каждая из которых представляет профессии в различных видах деятельности. Это могут быть работники аэропорта (летчик, диспетчер, бортинженер, стюардесса), работники медицинской отрасли (хирург, педиатр, медсестра), работники железнодорожного транспорта (машинист, путевой обходчик, проводники), работники металлургического предприятия (сталевар, подручный сталевара, программист). Предварительно учащимся предлагается познакомиться ближе с профессиями, которые они будут представлять на уроке. Игра может проходить в форме пресс-конференции, телепередачи, встречи с интересными людьми и др.

В процессе урока одна группа сменяет другую, в результате учащиеся имеют возможность познакомиться с несколькими профессиями – не только с теми, которые они представляют. Учитель выступает в роли тележурналиста, задавая учащимся различные вопросы. Например:

Что самое трудное в вашей профессии?

Чем привлекает вас ваша профессия?

Каких результатов вы достигли в своей деятельности?

Какие качества необходимы людям вашей профессии? И т.д.

Учащиеся не только отвечают на вопросы журналиста, но и общаются
между собой как представители одной профессиональной отрасли, дополняя, уточняя ответы друг друга.

При ознакомлении учащихся с профессиями, связанными с взаимодействием в системе «человек-человек» (профессии учителя, воспитателя, продавца, милиционера и др.), особенно эффективно использование проблемных ситуаций, деловых игр. Трудности данных профессий связаны с тем, что их представителям приходится много общаться с самыми разными людьми, при этом быть всегда вежливыми, доброжелательными, уметь разрешать конфликтные ситуации. Можно предложить учащимся попробовать себя в роли представителей данных профессий и разрешить сложные ситуации.

Например, в ситуации «Продавец и покупатель» учащиеся могут смоделировать общение с покупателем, который никак не может выбрать покупку, в ситуации «В больнице» - объяснить упрямому больному, что ему необходимо лечение, посоветовать, как организовать закаливание, соблюдение режима дня, выразить надежду на выздоровление и т.д. .

Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий эффективно осуществляется на уроках нетрадиционного типа. Это может быть интегрированный урок на тему «Профессии родного края», включающий в себя материал естественнонаучного и гуманитарно-художественного содержания. Взаимосвязь различных отраслей знаний, осуществляемая в процессе интегрированных уроков, помогает не только развивать представления учащихся о тех или иных профессиях родного края, но и воспитывать у школьников интерес к трудовой жизни своего региона, к его основным профессиям. Представляют интерес такие уроки нетрадиционного типа, как уроки КВН, уроки-путешествия, уроки-праздники.

Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют кругозор, оказывают влияние на эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.

Особая роль экскурсий в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий состоит в том, что они наиболее доступны учащимся, в процессе их осуществления реализуется принцип наглядности, имеющий особое значение в обучении детей данного возраста. У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Таким образом, в процессе обучения младших школьников могут быть использованы самые разнообразные методы и средства, способствующие расширению представлений о трудовой деятельности взрослых. Успех использования тех или иных методов, средств формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников во многом зависит от творчества учителя, от его умения доступно и содержательно представить перед детьми необходимую информацию.

Учитель начальных классов: Жаворонкова Виктория Евгеньевна


Цели программы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Основные задачи программы
Познавательный аспект:
- ознакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах различных профессий.
Развивающий аспект:
- развивать творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развитие интереса к различным профессиям.
Воспитывающий аспект:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать понимание роли труда в жизни человека.

Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения данной программы - формирование следующих умений:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы - формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные действия:
- определять цель деятельности на внеурочном занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- совместно с педагогом выявлять и формулировать познавательную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность при выполнении заданий;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге со взрослым.
Познавательные универсальные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на внеурочном занятии и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Результаты внеурочной деятельности
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Воспитательный результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, это духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в любом виде деятельности (приобрел нечто как ценность, опыт самостоятельного действия).
Эффект внеурочной деятельности - это последствие результата, то, к чему привело достижение результата: приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность, способствовали развитию его компетентности, идентичности.
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
Третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия; взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Срок реализации программы - 1 год.
Возраст детей - 10-11 лет.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю (34 часа в год).
Основные формы работы: Занятия рассчитаны на индивидуальную, коллективную, групповую работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
В начальной школе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах. Для активизации познавательной деятельности педагог может использовать мультимедийные материалы: кроссворды, викторины, видеофрагменты и презентации о профессиях. Особое внимание при организации и проведении занятий классному руководителю следует обратить на организацию сотрудничества с родителями учеников. Родители могут участвовать в организации экскурсий, проведении бесед, помогать детям в работе над проектами.

Содержание программы
Введение (3 часа). Разнообразие мира профессий. Роль труда в жизни человека. Профессии родителей. Династии. Обсуждение произведений: Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла», В.Маяковский «Кем быть?». Пословицы и поговорки о труде.
Профессии «Человек - человек» (7 часов). Медсестра, врач, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод. Экскурсии в больницу, магазин. Качества, необходимые для успешной работы с людьми.
Профессии «Человек - природа» (4 часа). Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др. Экскурсия в институт экологии, в заповедник, ветлечебницу (по выбору).
Профессии «Человек - техника» (4 часа). Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: сварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист. Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.
Профессии «Человек - знак» (3 часа). Профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист и др.
Профессии «Человек - художественный образ» (4 часа). Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью: писатель, композитор, музыкант, артист, журналист и др. Создание произведений искусства - особый процесс. Творческие способности. Театр. Кукольный театр.
Кем быть? (4 часа). Профессия - школьник. Наши интересы, способности, черты характера. Пословицы и поговорки о труде. Составление загадок о профессиях. Мини-сочинение «Моя будущая профессия». Интервью с родителями.
Проектная деятельность (5 часов). (См. таблицу.)

Основные структурные элементы занятий
1. Мини-лекция (мини-рассказ, беседа) о содержании профессии. Наглядное представление профессии.
Рассказ о профессии должен длиться не более 4-5 минут в сопровождении наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. (можно использовать наглядные материалы, представленные в заранее оформленном классном уголке). Независимо от выбранной формы лекция (рассказ) должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:
- история профессии (происхождение слова, как менялся облик профессии и т. д.);
- содержание труда;
- профессионально важные качества;
- ограничения при работе по этой профессии;
- описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.
Информация о профессии может быть разделена на отрывки, фрагменты, которые в лекции (рассказе) могут переплетаться, смешиваться для поддержания интереса, при этом сообщать необходимо лишь самое главное из содержания труда, профессионально важных качеств и т. д.
2. Игры, связанные с профессией. При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий мир, природоведение, астрономия, чтение, спорт, математика и т. д. В разнообразных ролевых играх по профориентации школьники сами выбирают себе профессию. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Важны групповые игры для школьников по профориентации еще и потому, что дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры).
Работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
3. Беседа с приглашенными специалистами/родителями.
4. Творческие задания: составление загадок, рисунки, мини-сочинения.

Светлана ШЕЙКИНА, учитель начальных классов средней школы села Васильевка Самарской области, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»