Восточный скоростной тупик. Восточный скоростной радиус Восточная скоростной радиус восточная хорда

Планы по строительству Восточного скоростного диаметра вызвали бурный протест жильцов близлежащих домов: широкополосная магистраль пройдёт прямо у них под окнами.

На этой неделе во всех районах Санкт-Петербурга пройдут публичные слушания по внесению изменений в генплан. С горожанами обсудят трассировку двух магистралей недалёкого будущего - аэроэкспресса от Пулково до Витебского вокзала и Восточного скоростного радиуса. Если первый проект особых нареканий не вызывает, то автобан стал объектом крупного спора властей и жителей ЖК "Ладожский парк", в котором проживает около 15 тысяч человек.

Подвинуть колонию некуда

Ещё до покупки квартиры здесь люди знали о планах постройки скоростной трассы, которая соединит ЗСД и КАД. Но из всех градостроительных документов того времени следовало, что магистраль никак не будет угрожать жилому массиву. Ожидалось, что она пройдёт в створе улиц Фаянсовой и Зольной и далее по нежилым районам у железной дороги.

Покупая здесь жильё, мы от чиновников знали, что трасса нас не затронет,- рассказала Лайфу участник инициативной группы жильцов Марина Иванова. - Нам обещали, что исправительную колонию, которая мешает её строительству, переведут в Горелово, а неподалёку от нас будет построен вестибюль станции метро "Ладожская-2", но никак не скоростная трасса. Неоднократно публично заявлялось, что мы будем жить в современном деловом районе, а не у большой дороги.

Однако в прошлом году выяснилось, что чиновники так и не смогли договориться о переезде колонии. Поэтому маршрут трассы было решено изменить. В новом варианте дорога проходит через улицы Ванеева, Латышских Стрелков и вдоль улицы Ворошилова, то есть практически под окнами "Ладожского парка", где-то на уровне седьмого этажа. Жильцов такое соседство, мягко говоря, не устраивает.

Альтернатива шуму и пыли

В первую очередь люди переживают из-за ухудшения экологической обстановки. Дело не только в шуме: главное опасение - это загазованность воздуха, что практически неизбежно при планируемом трафике на ВСД в 100 тысяч машин в сутки. Помимо того что ухудшится качество жизни, существенно потеряют в цене и квартиры, ради покупки которых жильцы потратили миллионы рублей и впряглись в годы ипотечной кабалы.

Инициативная группа предлагает если не вовсе отменить стройку, то хотя бы максимально удалить её от жилого массива. Например, провести магистраль от Зольной по нежилым районам вдоль железнодорожных путей, не затрагивая улицу Кржижановского. Либо пойти по альтернативному варианту - вдоль Бокситогорской улицы с подключением к транспортной развязке Шафировского и Индустриального проспектов. Свои пожелания участники инициативной группы жильцов пытаются донести через письма и обращения, а 28 февраля свою позицию они выскажут и на публичных слушаниях по корректировке генплана.

Пока протестующих против опасного соседства жителей может обнадёжить то, что предложенная на слушания трассировка ВСД - желаемый, но ещё не окончательный вариант трассы. В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Лайфу пояснили, что по итогам слушаний будет объявляться конкурс на разработку проекта планировки территории, а параллельно с этим и на проект самого ВСД. Весь этот процесс весьма долгий, может занять целый год.

К слову, "Ладожский парк" - не единственный объект, который может пострадать от магистрали в её нынешнем виде. В районе предполагаемого перехода магистрали через Неву находятся жилой дом (по проспекту Обуховской Обороны) и гимназия.

Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Трасса Восточного скоростного диаметра (ВСД) пройдет вдали от жилого квартала. Такое решение приняла комиссия по подготовке изменений в Генеральный план Петербурга. Кроме того, комиссия утвердила ряд изменений, касающихся линии аэроэкспресса и строительства обхода Красного села.

«ВСД пройдет с учетом мнения жителей», — отмечается в сообщении пресс-службы вице-губернатора Петербурга Игоря Албина. Ранее рассматривался рядом с ЖК «Ладожский парк», в котором проживает 15 тыс. человек. Это недовольство местных жителей. В итоге было представлено несколько альтернативных вариантов трассировки. Среди них — с улицы Зольной и увод от Ладожского вокзала или под колонией, которая стоит на пути новой магистрали.


Будущая трасса ВСД (Фото: gov.spb.ru)

Итоговый вариант стал компромиссным. Он предполагает изменение маршрута трассы на участке от проспекта Энергетиков до улицы Коммуны. Трасса пройдет в стороне от жилого квартала и улицы Ворошилова. Далее магистраль пройдет вдоль железной дороги до улицы Коммуны. В новом варианте также перенесена развязка ВСД на Российском проспекте — она будет на выезде из Петербурга.

Справка

По планам чиновников, ВСД обеспечит перераспределение транспортных потоков, снизит нагрузку на улично-дорожную сеть и ближайшие мосты — Александра Невского и Володарский, а также уменьшит поток транзитного грузового транспорта.

В конце 2016 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко , что строительство ВСД может начаться через полтора-два года. По его словам, потенциальные инвесторы оценивали строительство новой магистрали в 150-160 млрд руб. Финансово-экономическая модель проекта должна быть определена к концу 2017 года.

Аэроэкспресс, обход и развязка

Комиссия также поддержала от Витебского вокзала до аэропорта Пулково и строительство путепроводной развязки на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом в Московском районе. Построить развязку планируется к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018. Развязка улучшит связь между Московским, Фрунзенским и Кировским районами, полагают дорожники.


Сооружение путепроводной развязки на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом (Фото: krti.gov.spb.ru)

Запланировано и строительство линии скоростного трамвая в Пушкинском районе из Купчино в сторону поселка Шушары и района Славянка. «Проект позволит связать удаленный район с центром города, разгрузив в первую очередь Московское шоссе, Софийскую улицу, Петербургское шоссе и Витебский проспект», — отмечается в сообщении пресс-службы вице-губернатора.

Поддержала комиссия и строительство обхода Красного села. Согласно предложению, выход транспорта планируется осуществить на Нарвскую и Красногородскую улицы, которые становятся участками магистрали городского значения.

Предложения комиссии теперь будут направлены на рассмотрение в городской парламент. Процедуру внесения изменений в Генплан планируется завершить до конца июня 2017 года.

Фото: сайт администрации Петербурга

РБК Петербург стали известны подробности реализации самого масштабного объекта транспортной инфраструктуры города — строительства Восточного скоростного диаметра (ВСД). По последним данным, строительство объекта начнется весной следующего года и будет завершено в 2024 году. Ранее в Смольном , что предположительно объект будет сдан уже в 2022 году. Серьезно увеличились не только сроки реализации проекта, но и его цена.

Дорогая дорога

Проект был представлен 31 октября на закрытом заседании при участии временно исполняющего обязанности губернатора Петербурга Александр Беглова, губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко и председателя правления Банка ВТБ (инвестор проекта) Андрея Костина. РБК Петербург удалось познакомиться с документацией, подготовленной АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти».

Из презентации проекта можно сделать вывод, что он подорожал на 20 млрд руб. Если ранее, оценивая стоимость трассы, вице-губернатор Петербурга Игорь Албин сумму 160 млрд руб., то сегодня речь уже идет о 182,8 млрд руб. (для сравнения — строительство «Западного скоростного диаметра» обошлось инвестору в сумму более 210 млрд руб.). Затраты на строительство трассы на территории Петербурга составят 170,7 млрд руб. (156,5 млрд руб. — капитальные затраты, 1,6 млрд руб. — затраты на «управление проектом», 12,6 млрд руб. — проценты и комиссии по кредиту на этапе строительства).

Участок, проходящий по территории Ленобласти, обойдется в 12,2 млрд руб. (11,1 млрд руб. — капитальные затраты, 891 млн руб. — проценты и комиссии по кредиту на этапе строительства, 114 млн — «управление проектом»). Окупаться инвестиции будут за счет взимания платы за проезд по магистрали.

Пятилетка на строительство

Строительство объекта планируется начать уже весной 2019 года. Работы будут проходить в шесть этапов. На первом этапе будет построен участок протяженностью 3,4 км с тремя развязками от примыкания к ЗСД до пересечения с Витебским проспектом, на втором — участок от Витебского проспекта до пересечения с Союзным проспектом (длина — 6,8 км, три развязки), на третьем — от Союзного проспекта до улицы Коммуны (длина — 4 км и одна развязка), на четвертом — от улицы Коммуны до КАД (длина — 2,5 км, одна развязка), на пятом — от КАД до Мурманского шоссе (длина — 5,7 км, две развязки) и на шестом — участок подключения к Колтушскому шоссе (длина — 5 км, две развязки).

Согласно «дорожной карте» ВСД завершить строительство объекта планируется к началу 2024 года. Напомним, что летом этого года Георгий Полтавченко, занимавший тогда пост губернатора Петербурга, что строительство автомагистрали должно быть завершено до конца 2022 года. Для сравнения — строительство ЗСД заняло 11 лет.

Самый проблемный участок

По словам участников совещания, наиболее проблемный участок проекта — пересечение Московского проспекта (трасса пройдет здесь по единой зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия). Речь идет об «охраняемом визуальном направлении на Московские триумфальные ворота от Рощинской улицы».

Еще один важный вопрос в реализации проекта — количество концессионных соглашений. Пока участники не могут решить, стоит заключать одно соглашение для двух регионов или два — для каждого. В любом случае, решили участники встречи, в течение 2019 года планируется завершить все концессионные процедуры. Напомним, что в ходе ПМЭФ 2018 Петербург подписал два протокола о намерениях, с Евразийским банком развития и ВТБ на 160 млрд и 110 млрд руб. соответственно, на участие в концессии по строительству трассы.​​

Автобан на шесть полос

Как ранее , изыскательскими работами и разработкой проектно-сметной документации проекта ВСД занимается АО «Институт Стройпроект», которое ранее готовило проект планировки территории под трассу. Среди петербургских проектов компании — ЗСД, КАД, мост через остров Серный и Яхтенный мост. «Стройпроект» также занимается объектами скоростной платной автодороги Москва — Петербург.

Предварительная трассировка ВСД была разработана еще в 2015 году. Трасса должна будет пройти в створе Фаянсовой и Зольной улиц с мостом через Неву и соединить южный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД) в районе станции Броневая и восточное полукольцо Кольцевой автодороги (КАД) в районе Заневки. Вместе с ЗСД, который связывает северные и южные районы города, новая автомагистраль будет выполнять функции обхода центра Петербурга.

Общая протяженность трассы составит 27,4 км, в том числе:14,2 км — по территории Санкт-Петербурга; 13,2 км — по территории Ленинградской области. Трасса будет шестиполосной (на участке от КАД до Мурманского шоссе и на улице Коммуны до Колтушского шоссе — четырехполосной). Расчетная скорость движения — 120 км/ч. В рамках проекта предусмотрено строительство 10 транспортных развязок.

ВСД оставит без земли владельцев сотни участков, потеснит зелёную зону и лишит покоя тысячи петербуржцев. Будущим соседям широтной магистрали впору завидовать жильцам единственного приговорённого к сносу дома, но без боя они не сдаются.

Петр Ковалев/Интерпресс

Проект планировки двух первых участков Восточного скоростного диаметра добрался до общественных слушаний и предсказуемо упёрся в сопротивление. Транспортная экология центра теряет привлекательность, когда её залогом становится соседство с шумной трассой. Бизнес и Росгвардия тоже не довольны: одни рискуют лишиться производств, вторые – штаб-квартиры. Один раз Смольный уже уступил, но теперь отступление стоит в десять раз дороже.

«Только давайте без лозунгов», – попросили на слушаниях 6 сентября жителей Фрунзенского района. Параллельно дискуссия шла в Кировском, накануне о том же самом говорили в Невском и Московском районах. В каждом случае сценарий один: вступительное слово представителя проектировщика, потом вопросы. Отличались мероприятия градусом возмущения и наполненностью зала.

Восточный скоростной диаметр должен соединить уже действующую платную магистраль (ЗСД) и КАД. Общая протяжённость немного не дотягивает до 23 километров, 14,7 из которых прошьют город. От Благодатной до кольцевой предполагается строить шестиполосную трассу, которая в области будет сужена до четырёх. Проект первых двух участков – плод труда компании «Институт «Стройпроект». В её документах через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц перекинут мост, хотя идти над или под Невой официально ещё не решено. Где и как намерены пустить ВСД, общественности .

«Первоочередное – это дополнительная переправа через Неву на самом протяжённом участке без мостов. Город в ней очень нуждается», – упирал на плюсы главный инженер проекта Сергей Авессаломов.

По его словам, ВСД уведёт из исторического центра транзитные потоки, оставив дороги тем, кто ездит туда на работу или в поисках развлечений. Трасса разгрузит Володарский мост, мост Александра Невского, снизит напряжённость на южном участке кольцевой, предоставит новые развязки и, в основном, пройдёт по «серому поясу». Исключением стал Невский район, где широтную магистраль хотят пустить рядом с парком имени 30-летия Октября. Авторы проекта заверяют, что деревьев и без того не самая зелёная часть города не лишится, но жителей не устраивает даже соседство.

«Здесь школьники и взрослые занимаются бегом, катаются на лыжах. Другого места для занятий спортом в микрорайоне нет!» – возмущаются они в коллективном заявлении, разосланном в ЗакС, администрацию и вице-губернатору Игорю Албину. с Невским районом и видит переправу под, а не над Невой.

В противном случае трасса уничтожит детскую площадку, притиснется к гимназии, спортивно-оздоровительному комплексу и домам на проспекте Обуховской Обороны. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры обещают шумоизоляционные щиты, но пример Канонерского острова, ЗСД и моста Бетанкура доверия не внушает. Экраны называют неэффективными, шум и вибрацию – невыносимыми. Кроме того, с эстакады на голову свалиться могут как гаечные ключи, так и строительная техника.

Разработчикам предъявили также панораму Невы и Финляндского железнодорожного моста и вид на возрождающийся храм во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» вместе с действующей рядом часовней. Всё это является объектами культурного наследия и будет загорожено мостом.

Согласиться на ВСД под боком в Невском районе готовы только при замене моста на подземный тоннель, а лучше и вовсе сменить приоритеты.

«Требуем перенести сроки начала оценки проектирования магистрали до момента окончания строительства Большого Смоленского моста», – обращаются жители к Смольному. Большой Смоленский, по их мнению, не только важнее, но и дешевле. Нынешнюю же трассировку ВСД никакими благими намерениями оправдать нельзя.

На этом фоне остальные слушания прошли хоть и нервно, но тихо. Особой реакции не вызвало даже заявление о во Фрунзенском районе. «Дом Салова, 30, к сожалению, попадает под конструктив самой магистрали. Демонтаж и расселение», – вынесли приговор проектировщики. Жители отметили плачевное состояние четырёхэтажки и, казалось бы, не расстроились.

«Сейчас начинается подготовка постановления по изъятию. Часть дома – это социальное жилье, им через жилищный комитет будет подобрано аналогичное. А другая часть дома – собственники, им будет предложена денежная компенсация по рыночной стоимости», – обрисовали перспективы в КРТИ.

Не молчали и промзоны. Ради новой магистрали без земли намерены оставить собственников 65 участков на первом и 48 на втором этапе. Данных по третьему этапу пока нет. Под дорожный бульдозер в числе прочего могут угодить гаражи, площадка немецкой на Витебском проспекте, действующие цеха завода «Электросила» и шестиэтажное здание на Варшавской улице, где квартируется отдел вневедомственной охраны по Московскому району. В Росгвардии не обрадовались, но против приказа не пошли:

«С учетом сложившейся ситуации, Главное управление Росгвардии по Петербургу и Ленинградской области готовит обращение к властям города о подборе административного здания для размещения отдела вневедомственной охраны по Московскому району с учетом требований, предъявляемых к объектам данного типа».

ПАО «Силовые машины» отреагировало острее. Автомобильные потоки собирались пустить над их цехами, но не вышло. На чётной стороне Московского проспекта действуют градостроительные ограничения, связанные с высотной застройкой – эстакады не поднять. Изъятие же земельного участка сорвёт «Силовым машинам» выполнение государственного оборонного заказа.

«Это недопустимо», – указала компания в обращении в администрацию. Единственным выходом там считают исключение своей территории из предполагаемого маршрута ВСД.

Для остальных собственников переселение если и не такое проблемное, то не менее нежеланное. Смольный обещает компенсировать, но как и в каком размере, будет определено только на стадии проектирования.

«Сколько нам отмерено?» – с отчаянием спрашивали во Фрунзенском районе. Добились практически точного – три года на изъятие после утверждения проекта. Оно должно состояться в декабре. Георгий Полтавченко уже выразил надежду, что к строительству приступят в 2019 году и оптимистично прибавил, что к скоростным трассам .

Тем временем в администрациях ждут замечаний и предложений от тех, кто сейчас стоит на пути ВСД. Выиграть бой против чиновников можно, что уже доказали жители . Но теперь им нужно не отодвинуть трассу от окон, а убедить Смольный потратиться. По данным КРТИ, тоннель раза в три дороже моста, а в разрезе столетней эксплуатации – в 8-10 раз. В Невском районе рассчитывают докричаться до главы «Газпрома» Алексея Миллера. Жители надеются на его неравнодушие к гимназии №330, выпускником которой он является. А пока будущие ученики готовятся осваивать меры длины, рассчитывая расстояние от школы до планируемой шестиполосной трассы.

Будущее строительство широтной магистрали, или Восточного скоростного диаметра, обсудили на совещании у вице-губернатора Петербурга Игоря Албина. Напомним, трасса должна пройти внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов. В ее составе придется предусмотреть переход через Неву в створе улиц Фаянсовой и Зольной.

Пока институт «Стройпроект» занимается разработкой двух участков трассы: от ЗСД до Витебского проспекта и далее до пересечения Союзного проспекта с проспектом Энергетиков. Закончить проектирование институт по условиям госконтракта должен в феврале 2018 года.

С третьим же участком, который начинается от пересечения Союзного пр. и пр. Энергетиков и идет до границы Петербурга, а затем по территории области до Мурманского шоссе, все непросто. Во-первых, на этой неделе правительство Ленобласти решило , что никак не удешевит проект.

Во-вторых, в черте города с этим участком тоже есть проблемы, без решения которых невозможно не только проектировать дорогу, но даже разрабатывать проект планировки территории. Они, собственно, и обсуждались у г-на Албина: в частности, как пройти магистралью через зону Ладожского вокзала и исправительной колонии №7 и что делать с переправой через Неву.

Обойти колонию с юга мешает общественное мнение - дорога пройдет вплотную к жилым домам. В качестве компромисса власти решили обойти колонию с севера, хотя по всем показателям лучше пустить трассу по эстакаде, непосредственно над колонией. Однако Смольному непросто будет договориться с Федеральной службой исполнения наказаний. Придется как минимум выработать специальные требования и условия.

Вторая проблема - мост через Неву в створе улиц Фаянсовой и Зольной. Предварительные технические требования, выставленные администрацией Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей, говорят о том, что новый мост должен быть неразводным, с высотой подмостового габарита не менее 30 метров. Однако при таких условиях мост попадает в зону охраняемых панорам, он находится близко к Финляндскому железнодорожному мосту, который считается памятником, и к церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А вести переговоры с КГИОП ненамного проще, чем с ФСИН.

Цену вопроса определил сам вице-губернатор, предложив разработчикам проекта подумать о тоннеле.

«Тоннель ведет к удорожанию на 3-4 млрд, что несущественно при столь масштабном проекте, - заявил г-н Албин. - Но это хорошее решение с точки зрения видовых характеристик».

Неизвестно, разделят ли точку зрения вице-губернатора частные инвесторы. Собственно, это им придется платить за мост, который вот-вот превратится в тоннель (трасса должна строиться по концессии). Придать этой идее аппетитный вид предстоит Комитету по инвестициям, который отвечает за подготовку финансово-юридической модели проекта.

Напомним, на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2017-го Смольный подписал соглашения об участии в строительстве ВСД с банком ВТБ и Евразийским банком развития. Предложения будут сделаны и другим инвесторам, российским и иностранным.