Целительные звуки для чакр. Ошо Чакровое пение (Звуки чакр, Chakra Sounds Meditation). Работа с чакрами через звуки: техника выполнения

Раскрывать чакры можно не только медитацией и дыхательными упражнениями. Работа с чакрами через звуки эффективно активируют энергетические центры!

На что влияет состояние чакр?

От правильной и активной работы чакр¹ во многом зависит наше здоровье, самочувствие, активность, желание действовать, отношения с окружающими и стремление достигать поставленных целей.

Состояние чакр также влияет на интеллектуальные способности человека и стремление к и духовному росту.

У человека есть семь основных чакр, которые расположены вдоль позвоночного столба, начиная с основания позвоночника и оканчивая макушкой головы. Их состояние зависит от эмоций и мыслей человека.

Чтобы ваше тело могло использовать энергию круглосуточно, должна проводиться работа с чакрами, то есть активация чакр для свободного обмена энергиями между ними.

Чакра, как энергетический цветок. Она может свернуть свои лепестки в бутон, приоткрыть их или распуститься полностью, то есть она может быть активной или спящей.

Работа с чакрами через звуки: техника выполнения

Для каждой чакры есть свой звук. Сначала звук поют низким голосом и постепенно переходят к более высокому, пытаясь найти ту высоту звука, которая резонирует с телом.

Вибрации, издаваемые при пении, пробуждают соответствующий энергетический центр. Для каждой чакры, произносимый звук индивидуален, например:

  • Первой чакре соответствует звук «О»
  • Второй чакре — «У»
  • Третей чакре — звук «А»
  • Четвертой чакре — звук «Эй»
  • Пятой чакре — это «И»
  • Шестой — «М»
  • Седьмой чакре — звук «Н», произносимый в нос.

Произносите звуки как можно более полно и протяжно. При этом следите за ощущениями, возникающими в вашем теле. Если вы почувствуете вибрацию, покалывание или тепло в районе той чакры, работу которой вы хотите усилить, значит вы все делаете правильно.

По материалам книги Анодеа Юдит «Чакры»

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Чакра или падма в духовных практиках индуизма - психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги (

Что такое Звук? Звук это упругие волны, распространяющиеся в упругой среде и создающие механические колебания, которые воспринимает наше ухо. Как прозаично… А на самом деле звук для человека имеет большое значение. Два критерия звук и свет являются состоянием, обозначающим, что «пациент» больше жив, чем мертв, когда их воспринимает.

В этом нет никакого преувеличения — в основе любого твердого тела, его кристаллической структуры лежит именно ЗВУК — акустические колебания на атомарном уровне, которые через множество резонирующих октав проявляются и в слышимом нам диапазоне звуков. То есть каждый объект нашего мира постоянно «звучит» и все это многоголосие образует «акустическую» картину мира, которая и является действительной КАРТИНОЙ МИРА, определяющей все наши действия и почти неподвластной нам.

Каждое слово, которое мы можем произнести, не просто «слово» — это «звуковой «, «энергетический» образ тех процессов которые действительно существуют и определяют всю нашу жизнь. Начиная от вибраций, которые лежат в основе нашего имени и делают всех Александров, Олегов, Екатерин и т.п. неуловимо похожими друг на друга. И заканчивая главными словами — СИЛА, ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ и т.п., которые соединяют в себе весь наш мир или его громадные участки. Знание каждого слова, способность произвольно произносить его теоретически дает нам возможность управлять всем происходящим. Проблема только в том, что слова нашего языка почти не имеют отношения к их изначальному истинному звучанию.

Голос человека — уникальный инструмент воздействия на реальность, гораздо более тонкий и могущественный, чем наши физические действия. Способность издавать звуки свойственна любому объекту реальности. Но большинство из них могут звучать только в одной тональности, образовывать гармонический ряд, полностью соответствующий их внутренней структуре. А голос человека теоретически может создавать любые гармонии, входя в резонанс с большинством объектов реальности.

Есть духовная сторона голоса, связанная с нашим внутренним миром. Голос есть отображение струн нашей души, это рентген наших мыслей, внутренних установок и отношения к миру. Как нельзя обмануть выражением глаз, если ты неискренен, так и голос солгать не может.

Не может, потому как представляет собой очень тонкий биоинструмент, вмещающий в себя огромное количество разнообразных вибраций, берущих начало в наших эмоциях. То, что мы думаем в данный момент, то, как мы относимся к ситуации, мгновенно «настраивает «голос на тот или иной лад, а, значит, невольно моделирует ту или иную ситуацию, в которой мы оказались, а также реакцию вашего собеседника, ведь он берет во внимание не только то, о чем вы говорите, но и то, как, каким тембром голоса вы подаете информацию, с какой интонацией. Кстати животные понимают нашу речь с помощью интонаций.

Разумеется, диапазон издаваемых нами звуков ограничен некими пределами приблизительно от 20 Гц до 20 кгц), но при правильном ритмическом рисунке эти звуки могут «звучать в унисон» с любыми акустическими гармониями, действующими даже на молекулярном и субатомном уровне. Известным проявлением этого факта является способность «разбивать голосом» стеклянные предметы, но здесь имеет место скорее механическое воздействие звуковых волн. А голос способен нести в себе иную и гораздо более могущественную энергию. Собственно говоря, эта его особенность и лежит в основе использования ГОЛОСА на уровне тэта ритмов (тета ритмы это ритм работы мозга с частотой 4-8 гц. Обычно мозг работает на такой частоте в состоянии глубокой релаксации мозга или проще полудремы, а также в трансовом состоянии).

Сила ГОЛОСА известна каждому. Стоит нам услышать голос другого человека, как мы сразу же можем оценить его силу. Любой серьезный внутренний «надлом» обязательно проявляется в интонациях голоса, и наоборот, по некоторым обертонам мы безошибочно распознаём внутреннюю мощь собеседника. Тональность голоса другого человека даёт нам гораздо больше информации, чем его внешний вид. Если бы мы научились слушать правильно, то нескольких слов, сказанных нам любым собеседником на любом языке, было бы достаточно для его правильной и точной оценки. А если мы научимся правильно использовать ГОЛОС, то наше преимущество при взаимодействии на уровне тэта ритмов станет неоспоримым. Именно на уровне тета ритмов происходит медитация на мантру.

Секрет в том, что СИЛА ГОЛОСА — это процесс излучения энергии, нашей личной силы вовне. Если мы направляем её на подходящий объект, то мы компенсируем потерю энергии, за счёт энергии этого объекта. Но если мы не можем пользоваться СИЛОЙ ГОЛОСА правильно, то мы просто теряем энергию.

Современный человек очень болтлив и если бы каждое произнесённое им слово несло в себе силу, то он бы полностью истощил свой энергетический потенциал за несколько часов. А это смертельно опасно. Поэтому те механизмы, которые лишили нас СИЛЫ ГОЛОСА по сути являются механизмами, защищающими нас от собственной болтливости. С этой точки зрения обретение СИЛЫ ГОЛОСА может быть очень опасным.

Рассмотрим обычную ситуацию — разговор на «повышенных тонах». Повышение громкости голоса выше определённого уровня в большинстве случаев активирует структуры, наполняющие его силой. Громкий крик, обращённый на другого, производит такой же эффект как физическое воздействие — когда на нас кричат, «давят голосом», наше первое инстинктивное желание — «сжаться в комочек», уменьшить поверхность соприкосновения с травмирующим фактором. Но нормальный человек может кричать не более нескольких минут, а если ему удаётся попасть в правильный тональный ряд — то лишь несколько секунд. За это время он истратит всю энергию, которой располагает. То есть кричать он может и дольше, но его крик лишится силы и будет производить только комичное впечатление. А дальше всё зависит от произведённого эффекта.

Если крик достиг цели, то тональность голоса собеседника полностью меняется. Её основой становятся «виноватые», «заискивающие», «слабые» интонации в голосе другого человека. И эти интонации играют ту же роль, что и СИЛА ГОЛОСА, но с обратным знаком. СИЛА ГОЛОСА позволяет нам сконцентрировать энергию на другом человеке или на любом объекте для того, чтобы воздействовать на него, а СЛАБОСТЬ ГОЛОСА позволяет нашей энергии вытекать из нашего тела, как кровь вытекает из раскрытой раны. Собственно говоря, механизм тот же самый, только травма, «рана» наносится на энергетическом уровне.

В результате «нападающий» очень быстро восстанавливает растраченную энергию и даже пополняет запас за счёт энергии «жертвы». То есть СИЛА ГОЛОСА используется по назначению — как инструмент, позволяющий извлекать энергию из внешнего мира. И с точки зрения энергетики процессов уровня тэта ритмов это правильный и эффективный вариант. Но он достаточно редок.

А теперь я скажу вам какие слова нельзя говорить никогда , потому что они разрушают наше здоровье и наших близких:

Меня тошнит от этого; -я это просто не перевариваю; -сидит в печенке; -неприятный вкус от этого дела; -больно видеть; -глаза бы мои не видели; -эти дети одна головная боль; -голова идет кругом; -брать близко к сердцу; -какой сердобольный; — на сердце камень; -у меня на это дело член не стоит; -я просто с ума схожу; -это все у меня стоит поперек горла; -нет права голоса; -душит обида; -у меня букет болезней; -неприятный осадок.

А так как звук связан с музыкой, существует способ управления человека с помощью музыки. Называется она психоделической, многие современные хиты имеют ее элементы.

Среди всех звуков, которые способен издавать человек, особая роль принадлежит СМЕХУ. Угрожающие или любовные звуки могут издавать многие животные, но смеяться в полную силу, в полную мощь может только человек. СМЕХ — совершенно особая гармония, уникальный рисунок тэта ритмов.

Когда мы смеёмся, мы поднимаемся надо всем окружающим, СМЕХ — выражение полного превосходства. Любые другие интонации — угроза, привлечение, покорность и т.п. означают какое-то взаимодействие, участие в какой-то иерархии. А СМЕХ ставит нас надо всем миром. Секрет в том, что умение смеяться живёт изнутри каждого из нас. Достаточно просто пробудить его, выпустить его наружу. И если делать это достаточно часто, то одного этого может оказаться достаточно. Собственно говоря, смех — это точка отсчёта. Можно научиться имитировать СИЛУ ГОЛОСА, но при этом всё равно вы сможете только трусливо хихикать. А голос человека, умеющего смеяться в полную силу, всегда несёт в себе элементы правильного ритма.

Той СИЛОЙ ГОЛОСА какая у вас есть можно активировать ваши энергетические центры. Звуки, соответствующие каждой чакре, следует произносить нараспев. Каждый звук мантры вызывает вибрацию, создаваемую в данной чакре. По тональности звуки для чакр идут снизу вверх: 1-я чакра в тональности ДО, 2-я- в тональности РЕ, 3-я- МИ, 4-я- ФА, 5-я- СОЛЬ, 6-я- ЛЯ, 7-я- СИ. Все упражнения проводятся в течении 5 мин. на каждый центр.

Санскритская МАНТРА корневой чакры – «ЛАМ» , произносится она нараспев, сидя в удобной позе, на ноте «ДО». Постарайтесь при этом сконцентрироваться на нижней чакре. Звук мантры поможет вам очистить чакру от застойной энергии и привести ее в сбалансированное состояние.

Мантра сакральной чакры – «ВАМ» , произносится она также нараспев и на ноте РЕ. Но если честно, то организм ваш сам вам подскажет и тональность и силу звука . Потому, что каждая чакра человека уникальна. Можно даже судить по состоянию вашего центра о том какой у вас сначала будет получаться звук.

Мантра чакры Манипура звучит как «РАМ». Концентрируйтесь на вдохе на чакру, а на выдохе прознесите звук в ноте МИ. Очищая чакру от застойных явлений, мы ликвидируем свои подавленные эмоции, оживляем энергию в этой чакре.

Мантра сердечной чакры звучит как «ЯМ». Произносится она уже на более высокой ноте «ФА». Все переживания, которые мы проносим через наше сердце, очищаются с этой звуковой медитацией. Можно визуально представить в груди озеро, которое становится все шире и шире. Недаром, про русского человека говорят, что он славится широтой души и щедростью сердца. Позвольте вашему сердцу быть щедрым и любвеобильным. Это не стыдно.

Горловая чакра связана с творческим началом и устной речью. Недостаток энергии в этой чакре делает человека боязливым. Горловая чакра связана с музыкой. Каждое произнесенное нами слово производит вибрации в пространстве. В зависимости от наших намерений они могут быть вредоносными или благотворными. Мантра этой чакры «ХАМ» . При работе с этой мантрой нужен еще более высокий звук для ее очищения. Это звук на ноте «СОЛЬ». Когда вы будете это делать, то пробуйте взять выше и выше звук пока не начнете поперхаться.

Мантра 6-ой чакры Вишудха является главной, божественной. Считается, что так звучит Вселенная. Это звук «ОМ» . Но при медитации на этот звук он произносится как » АУМ» . На выдохе начните тихонько издавать звук «А», затем, не останавливаясь произнесите «У», затем сомкните губы и издайте звук «МММ» на счет 8. Этот звук должен вибрировать во всей голове.. После этого сделайте глубокий вдох и повторите мантру.

Одной из самых простых медитаций на 7-ой энергетический центр является медитация на зажженном пламени свечи . Смотрите на пламя свечи, пока ваши глаза не устанут. Это упражнение также полезно для глаз, так как оно питает их энергией света.

"Эта медитация наряду с музыкой использует пение для открытия и гармонизации чакр, помогая достижению глубокой внутренней тишины."
Ошо

Звуки чакр. (Chakra Sounds Meditation)

В этой медитации используются звуки, издаваемые медитирующим под музыку для раскрытия, гармонизации и осознавания чакр.

Эта техника может привести вас к глубокому, спокойному внутреннему безмолвию. Это происходит как за счет выпевания ваших собственных звуков, так и за счет простого внутреннего прослушивания музыки. Эту технику можно делать в любое время суток. Ее можно выполнять стоя, сидя в удобной позе или, если вы предпочитаете, - лежа.

Первая стадия: звуки - 45 минут
Можно выполнять стоя, сидя или лежа. Если вы стоите - расслабьте колени, и совсем немного согните их, но не сильно. Держите позвоночник прямо. Дышите животом. Не забудьте приоткрыть рот - "отпустить" и расслабить нижнюю челюсть. Закройте глаза и слушайте музыку. Если вам захочется - издавайте собственные звуки, не обязательно монотонные. Начните воспроизводить их с первой чакры. Звук может идти на одной ноте или варьировать. Позвольте музыке вести вас, хотя можете экспериментировать и со своими собственными звуками. Слушая музыку или свои звуки, которые вы производите, ощущайте как они пульсируют в самом центре чакры, даже если поначалу вам это покажется игрой воображения.

Ошо предлагает использовать воображение, "чтобы настроиться на то, что уже есть". Так что продолжайте выполнять эту технику, даже если вы воображаете чакры. С осознаванием ваше воображение может привести вас к переживанию внутренней вибрации каждого из центров.

После воспроизведения звуков в первой чакре вы услышите, что тон музыки поднимается в следующую чакру. Если вам хочется, можете продолжать производить свои собственные звуки. Так вы поднимаетесь к седьмой чакре. При переходе с чакры на чакру позвольте вашему звуку становиться все выше и выше.

После того, как "прозвучала" седьмая чакра, тон начнет снижаться, опускаясь по чакрам к первой. Когда вы услышите, что тон музыки начинает понижаться, слушайте и воспроизводите звуки в каждой чакре. Ощутите, как ваше тело внутри становится пустым как бамбуковая флейта, позволяя каждому звуку вибрировать от макушки головы до основания позвоночника. В конце последовательности идет пауза перед началом следующего подъема. Это движение вверх и вниз повторяется три раза.

Будьте открыты и, когда вы удерживаете внимание на чакре, позвольте возникать в вашем воображении различным образам. Не нужно создавать образы, просто будьте восприимчивы к любому, что придет. Этими образами могут быть цвета, узоры или картины природы.

Вторая стадия: неподвижность - 15 минут
Сидя или лежа, с закрытыми глазами, молча наблюдайте за всем, что происходит внутри вас.

Музыка для медитации:

Скачать музыку для медитаций можно .
Медитация Звуки чакр - Часть 1 (45 минут, 40.9 Mb)

Медитация Звуки чакр - Часть 2 (15 минут, 14.2 Mb)

Во время звучания каждой из чакр вы можете также представлять цвета:

МУЛАДХАРА - Первая чакра - красный
Расположена между анальным отверстием и половыми органами.Считается корневой чакрой, "основой жизни". Служит приемником энергетического потока Земли, подпитывает энергией другие чакры.Является местом сосредоточения инстинктов, импульсов и жизненной силы. Ее энергия направлена на функции выживания.
Определяет доверие к миру и внутренние силы.На физическом плане отвечает за энергию, используемую для строительства организма и за работу внешних половых органов.

СВАДХИСТХАНА - Вторая чакра - оранжевый
Расположена на вершине лобковой кости. Определяет сексуальную жизнь, удовлетворенность жизнью, способность к самоотдаче. На физическом плане отвечает за работу канала толстого кишечника, внутренних половых органов, за сексуальность и детородные функции.

МАНИПУРА - Третья чакра - желтый
Расположена над пупком. Определяет сердцевину человека, его внутреннее я, сознание и связь с внутренней силой. Развитие этой чакры сопряжено с приобретением силы и мудрости. На физическом плане отвечает за солнечное сплетение, за работу каналов печени, поджелудочной железы, 12перстной кишки, желудка.

АНАХАТА - Четвертая чакра - изумрудный цвет, цвет весенней травы
Расположена на уровне сердца. Определяет способность любить, чуткость по отношению к другим людям. В теле регулирует работу канала сердца, кровообращения и всех органов грудной клетки.

ВИШУДХА - Пятая чакра - голубой, цвет солнечного неба.
Раположена в области горла, почти под гортанью. Определяет способность к общению, творческой деятельности и осознанию собственной индивидуальности. Отвечает за функцию роста, работу канала почек, область горла, щитовидную железу и лимфоузлы.

АДЖНА - Шестая чакра - синий
Расположена между бровями, иногда ее называют "третьим глазом". Определяет волевые усилия, интуицию, интеллект и сознательный аспект творчества. На физическом плане координирует работу желез внутренней секреции, отвечает за работу канала головного мозга.

САХАСРАРА - Седмая чакра - фиолетовый
Расположена в центре "крышки черепа" (темя). Получает энергию Космоса, питает другие чакры, контролирует тонкие процессы взаимодействия всех энергетических центров организма. Соединяет телесную, психическую и духовную природу человека. Определяет способность к высшей проницательности и сознательности.

Приятной медитации!

На очищение , открытие и осознание чакр (и ауры). Эта медитация наряду с музыкой использует пение для открытия и гармонизации чакр, помогая достижению глубокой внутренней тишины.

Медитация длится один час и состоит из двух стадий. Глаза остаются закрытыми в течение всей медитации.

Музыка для медитации онлайн (полный трек):

Скачать (zip):


Первая стадия
(⏰ 45 минут).

Выполняется сидя, стоя или лёжа, по вашему усмотрению. Если вы стоите - расслабьте колени, но не сгибайте их сильно. Держите позвоночник выпрямленным.

Дышите животом. Звук идёт через постоянно открытый рот. Не забывайте "отпустить" нижнюю челюсть, держите её расслабленной. а также, плечи и шею.

Слушая музыку начинайте петь и представляйте звук идущим из вашей первой чакры. Услышав повышение тона звукового сопровождения, переходите к следующей чакре, повысив так же и тональность своего пения.

Дойдя до седьмой чакры, возвращайтесь обратно вниз по чакрам. Всего 3 круга.

Музыка для 1-й стадии :

Вторая стадия (⏰ 15 минут тишины).

Не меняя положения тела, оставайтесь в состоянии покоя, прислушивайтесь к происходящему в теле, не анализируя его.

Музыка для 2-й стадии (тишина):

Возврат (гонг):

Видео :

Дополнение

Регулярно выполняя эту медитацию, можно добавлять цветовые визуализации к звучанию каждой чакры:

  • 1-ая чакра - красный, цвет маков
  • 2-ая чакра - оранжевый, цвет календулы, цвет апельсинов
  • 3-ая чакра - жёлтый, цвет спелого лимона
  • 4-ая чакра - изумрудный цвет, цвет весенней травы
  • 5-ая чакра - голубой, цвет чистого неба
  • 6-ая чакра - синий, цвет ирисов, глубокой чистой воды
  • 7-ая чакра - фиолетовый, цвет фиалок

Небольшое пояснение

Если не знаете, что "петь" - пойте "ом ", стараясь попадать в унисон с музыкой. Когда пение идёт вверх по чакрам, то каждая стадия продолжается около двух минут. Итого 14 минут. Когда вниз - всё вместе занимает две минуты. Получается где-то примерно по два нормальных обычных человеческих "ом а" на чакру. И 16 минут на круг. Идти вниз надо с шестой чакры, так как при движении вверх вы остановились на седьмой и там находитесь.

В переводе с санскрита слово «мантра» означает «мысль, приносящая освобождение и защиту». Мантры представляют собой слова или звуки, декламация которых вводит человека в измененное состояние сознания. Индуистская традиция насчитывает тысячи мантр, каждая из которых обладает собственным назначением. Одни мантры помогают человеку вступить в контакт и слиться с божеством или иной сверхъестественной сущностью. Другие наделяют его какой-либо особой силой - сиддхой. Существуют также мантры, призванные активизировать чакры путем резонанса. Настоящая глава посвящена применению гласных звуков в качестве мантр этой последней разновидности.

ЧАКРЫ
Чакрами называют энергетические центры, расположенные вдоль центральной линии тела. Ясновидящие описывают их как вихреобразные сгущения непрерывно сменяющих друг друга цветов и звуков. Главное свойство чакр - постоянное движение - отражено в самом их названии: слово «чакра» в переводе с санскрита означает «колесо».
Восточные традиции надежно хранят от посторонних тайну чакр. Однако жителям Запада все же удалось получить от индийцев и тибетцев некоторые сведения об этом учении. Концепцию энергетических центров включают в себя многие оккультные и эзотерические системы. Судя по всему, люди, наделенные особой восприимчивостью, способны видеть эти потаенные источники энергии. Один мой друг, к примеру, с самого детства видел на телах людей светящиеся вращающиеся диски, и лишь познакомившись с учением о чакрах, он осознал природу этого необычайного явления.
Хотя в Тибете и Индии учение о чакрах входит в систему религиозных верований, его возникновение связано скорее не столько с особенностями культа, сколько с повышенной восприимчивостью к «тонкой энергии». В настоящий момент концепция тонкой энергии получает все более широкое признание и на Западе. Существует даже Международное медицинское общество по изучению тонкой энергии, в котором состоит множество врачей, ученых и представителей нетрадиционной медицины. Учение об активации внутренней - «тонкой» - энергии находит применение в таких сферах медицины, как акупунктура и гомеопатия.

УЧЕНИЕ О ТОНКОЙ ЭНЕРГИИ

Тонкая энергия, в отличие от других форм энергии - к примеру, тепловой, - недоступна точному измерению. Возможно, она имеет электромагнитную природу, но это всего лишь предположение. В большинстве случаев тонкая энергия не воспринимается ни обычными людьми, ни техникой. Однако людям, наделенным экстрасенсорными способностями, она доступна; кроме того, в настоящий момент ведется разработка особых сверхчувствительных приборов, способных фиксировать тонкую энергию.
Около полувека назад российские исследователи Семен и Валентина Кирлиан открыли необычное явление, позже получившее наименование «эффекта Кирлиан». В ходе экспериментов с фотографическими пластинками в высокочастотном электрическом поле супруги Кирлиан заметили, что, если поместить на пластинку палец или руку, вокруг них возникает некая светящаяся субстанция. Оттенок, насыщенность и ширина светящегося ореола меняются в зависимости от физического и психологического состояния субъекта. Исследователи предположили, что им удалось найти способ измерения параметров человеческой «ауры», которую, как принято считать, способны видеть лишь медиумы, ясновидящие и маги.
Несколько лет назад японский ученый доктор Хироси Мотояма разработал прибор, позволяющий определять параметры тонкого тела, включая акупунктурные точки и чакры. Применяя высокочувствительное фотоэлектронное оборудование, доктор Мотояма обследовал тела мастеров йоги в момент активации чакр и зафиксировал свет, излучаемый чакрами. С помощью других приборов - высокочувствительных измерителей тока - Мотояма смог проследить за изменениями кожного тока в акупунктурных точках.
По мере того как увеличивается количество и доступность приборов, необходимых для подобных опытов, все новым и новым исследователям удается добиться успеха в области выявления и измерения тонкой энергии. Наука о чакрах - энергетических центрах тела - продолжает неуклонно развиваться.
Следует отметить, что для нас, звукотерапевтов, концепция тонкой энергии не нова. В соответствии с нашей доктриной каждый объект во Вселенной пребывает в состоянии вибрации. Тела, наделенные разной частотой колебаний, должны обладать и различной плотностью. При помощи звука - ив особенности гармоник, - человек может оказывать воздействие на потоки и центры тонкой энергии. В этой главе вам будет предложена простейшая техника, овладев которой, вы сможете осуществлять такое воздействие. Но сначала давайте ближе ознакомимся с самой системой чакр.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧАКР

Чакры - это центры проявления энергии, из которой состоит тонкое тело. По мере удаления от чакр энергия становится все более плотной, сначала образуя точки акупунктуры, а затем окончательно уплотняясь и обращаясь в ткань физического тела. Большинство эзотерических традиций выделяет семь основных чакр, расположенных вдоль центральной линии передней стороны тела.
Считается, что чакры связаны с эндокринной системой организма, то есть отвечают за работу желез внутренней секреции. Кроме того, чакры воздействуют на те участки физического тела, где они расположены. Таким образом, многие заболевания могут быть следствием нарушений в системе чакр. Вот перечень чакр с их краткими описаниями:
Нижняя, или коренная, чакра (на санскрите - му-ладхара). Расположена в основании позвоночника; связана также с областью заднего прохода. Отвечает за работу надпочечников. Определяет степень жизненной силы организма, его способности к выживанию.
Чакра крестца (свадхистхана). Расположена тре-мя-пятью сантиметрами ниже пупка. Отвечает за работу половых органов.
Чакра пупка (манипура). Располагается вокруг пупка. Связана с органами пищеварения. Нередко эту чакру называют источником способности к самоконтролю.
Сердечная чакра (анахата). Располагается в центре грудной клетки, между сосками. Отвечает за работу сердца, дыхательного аппарата и вилочковой железы. Это чакра любви и сострадания.
Горловая чакра (вишуддха). Расположена в области горла. Отвечает за деятельность голосового и слухового аппаратов, а также щитовидной железы. В ее ведении - коммуникативные и творческие способности человека.
Лобная чакра (аджна). Располагается между бровями. В эзотерических системах обозначается термином «третий глаз». В первую очередь эта чакра связана с экстрасенсорными способностями, воображением и стремлением к Богу. Относительно того, на какую железу воздействует лобная чакра, единого мнения не существует. Некоторые традиции объединяют третий глаз с шишковидной железой. Другие же связывают его с функционированием гипофиза - главной железы эндокринной системы. 7. Высшая чакра, «венец» (на санскрите - «Сахас-рара») располагается на макушке. Она отвечает за все аспекты жизнедеятельности организма и в плане физиологии, и в духовном плане. Эта чакра - источник просветления и единения с Богом. В религиозной живописи высшая чакра в момент открытия нередко изображается в виде светящегося ореола, окружающего голову святого. Как и в случае с третьим глазом, мнения относительно того, на какую железу воздействует эта чакра, расходятся: ей приписывается связь и с шишковидной железой, и с гипофизом. Высшая чакра раскрывается полностью крайне редко (исключения составляют лишь чакры святых и истинных праведников).
Я ограничусь лишь этим кратким перечнем. Дополнительную информацию о чакрах вы, если пожелаете, легко сможете найти в многочисленных книгах, посвященных этому вопросу. Однако следует иметь в виду, что единого, общепринятого учения об энергетических центрах не существует. В различных традициях разные чакры связываются с разными железами и органами. Особенно много расхождений возникает, когда речь идет о первой и второй, а также шестой и седьмой чакрах. К примеру, в одних системах ответственной за половую сферу считается ниж­няя чакра; другие же соотносят деятельность половых органов с крестцовой чакрой. О расхождениях в определении функций третьего глаза и «венца» упоминалось выше. Некоторые системы выделяют в организме всего пять чакр, сводя воедино первую и вторую, а также шестую и седьмую чакры.
И все же сходства между многочисленными учениями о чакрах больше, чем различий. К примеру, чакры сердечная и горловая устойчиво ассоциируются с вилочковой и щитовидной железами соответственно. Поскольку измерить параметры чакр мы не можем (прибор Мотоямы до сих пор пребывает в стадии разработки), единственным источником информации о чакрах остаются сверхчувствительные люди, способные воспринимать заключенную в них энергию. Возможно, расхождения в описаниях чакр объясняются тем фактом, что они исходили от людей, на­строенных на разные частоты электромагнитного поля.

ЧАКРЫ И ЗВУК

Каждая чакра резонирует с определенным тоном. Давно, много лет назад, я начал изучать различные техники воздействия на чакры при помощи звука. Оказалось, что таких техник существует немало и все они вполне эффективны. Это привело меня в совершенное замешательство: я был не в силах понять, как разные звуки и частоты могут оказывать одинаковый эффект. Лишь позже, когда я ознакомился с концепцией намерения, мне стало ясно, что главной движущей силой, обеспечивающей эффективность всех этих техник, является наряду с самим звуком человеческая воля.
При работе с чакрами крайне важно помнить о тесной взаимозависимости между чакрами и участками тела, в которых они расположены. Нарушение в работе чакры влечет за собой физическое заболевание, и наоборот, за восстановлением гармонии в чакре зачастую следует исцеление пораженного органа.
Кроме того, с активацией (открытием) чакр связано преображение сознания и духовное совершенствование. В духовных традициях Востока существует понятие особой энергии кундалини, которая дремлет в основании позвоночника - в нижней чакре. Пробужденная, эта энергия начинает подниматься вдоль позвоночника от чакры к чакре и в конце концов достигает «венца». По мере того как кундалини поднимается все выше, активизируя чакры одну за другой, человек обретает все новые силы и способности. Таким образом, движение кундалини от «основы» к «венцу» - это процесс совершенствования и духовного просветления, завершающийся полным преображением. Тайне кундалини посвящено множество книг, и практически во всех из них содержится предупреждение об опасности, которую может нести эта мощная энергия, если разбудить ее преждевременно, когда человек еще не готов воспринять ее. Я с этим абсолютно согласен. Помимо прочего, в этом обстоятельстве кроется еще один аргумент в пользу работы со звуком голоса как способа преображения и самосовершенствования. Судя по всему, энергия звука проявляет себя лишь в той степени, в какой человек к этому готов (вы просто не сможете издать звук, по силе воздействия слишком мощный для колебательной системы, которую представляет собой ваш организм). Следовательно, работа со звуком голоса не таит в себе опасности слишком сильно раскрыть ваши чакры. Звук голоса не может причинить вреда: он действует мягко и осторожно, не выходя за пределы диапазона природных частот человеческого тела.

Чакры и гласные звуки

Звукотерапевтическая техника, основанная на использовании гласных звуков, представляется мне наиболее эффективной. Это убеждение я вынес, главным образом, из работы с учениками. Я заметил, что многим из них с трудом даются мантры на незнакомом языке - санскрите или тибетском. А набожному христианину, например, странно и непривычно петь биджа-мантру. Однако с простыми гласными звуками подобных проблем возникнуть не может. Кроме того, воздействие оказываемое гласными, не подлежит сомнению: вы отчетливо ощущаете, как на каждый гласный отзываются резонансом различные участки вашего тела. Тем, кто не имеет опыта работы с тонким телом, это ощущение физического резонанса помогает поверить в воз­можность создания резонанса и в центрах тонкой энергии: к примеру, если звук способен стимулировать работу желудка, значит, он может воздействовать и на эфирные поля.
И, наконец, работу с гласными я взял за основу своей системы из-за гармоник. Как уже упоминалось, существует ряд особых гармоник (так называемых формант), напрямую связанных с гласными звуками. Каждый гласный не только заключает в себе возможность создания любой гармоники, но и содержит ряд особых гармоник, всегда одних и тех же, непременно сопутствующих его произнесению. Нередко случается, что в процессе работы с гласными в качестве мантр люди практически без усилий начинают слышать и производить вокальные гармоники.
Хотя учений о воздействии звука на чакры существует множество, в вопросе о соотношении между чакрами и высотой тона все они сходятся. Низкие тоны воздействуют на нижние чакры, а высокие тоны - на верхние. Эта закономерность приложима и к полостям человеческого тела. Самые низкие звуки, доступные человеческому голосу, резонируют с нижней частью туловища и воздействуют на нижнюю чакру. Звуки средней высоты резонируют со средней частью туловища. Определенные тоны из их числа способны воздействовать на пупочную, сердечную и гор­ловую чакры. Верхние тоны, в особенности самые высокие частоты голосового диапазона, создают резонанс в верхней части головы и воздействуют на «венец».
Можно также с большой долей уверенности утверждать, что существует прямая взаимосвязь между отдельными участками тела и гласными звуками, то есть определенные гласные сами по себе способны вступать в резонанс с определенными чакрами. Эта резонансная техника считается очень древней. Эдгар Кейс утверждал, что ею пользовались для активации своих энергетических центров еще древнеегипетские жрецы. Объединяя же гласный звук с тоном, мы получаем формулу мощнейшего звукового воздействия одновременно на физическое тело и на центры тонкой энергии.
Терапевтических техник, построенных на соотношении гласных звуков и чакр, существует немало. В основе их лежит единый принцип, однако имеются и некоторые раз личия. Возможно, причина этого - расхождения в произношении. Так, сочетания «Eh» и «Aye» могут обозначать один и тот же звук «Э», а могут - «Э» и «Эй» или «Э» и «Ай».

СИСТЕМЫ СООТВЕТСТВИЙ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ЧАКР

Система Голдмена

Данная система основана на использовании гласных звуков в сочетании с тонами. Вот уже несколько лет я работаю с ней сам и преподаю ее своим ученикам. Мне не приходилось встречать более эффективной техники. Это не означает, что вам не подойдет какой-либо иной метод работы с гласными, однако моя система, пожалуй, получила в мире наиболее широкое признание.
В процессе пения огромное значение имеет воля человека, то есть намерение, которое он вкладывает в звук. Возможно даже, что намерение важно не менее самого звука. Я уже отмечал особую роль намерения в предыдущих главах и еще неоднократно напомню о ней в остальных. Выполняя следующее упражнение, концентрируйте волю на том, чтобы направить звук в ту часть организма, где вы хотите создать резонанс. Став опытнее, вы поймете, что резонанс, в сущности, можно создать в любой части организма (и в любой чакре) при помощи любого звука. Однако, выполняя данное упражнение, пожалуйста, фокусируйте внимание только на указанных в моей инструкции чакрах и участках тела.
Прежде чем приступить к упражнению, сядьте либо на пол, либо на стул и примите удобное положение. Руки можете положить на колени или на тот участок тела, с которым вы будете работать (это иногда помогает точнее направить звук и усиливает его воздействие). Каждый гласный звук пойте на едином дыхании. При выполнении этого упражнения и вообще в процессе пения рекомендуется тщательно следить за осанкой.
Важную роль играет и дыхание: перед каждым звуком делайте глубокий вдох, так чтобы воздух достигал диафрагмы (вследствие чего расширяется брюшная полость). Более детально правила дыхательной техники изложены в десятой главе. Схема 8.2 иллюстрирует систему соответствий гласных звуков чакрам. Возможно, она поможет вам при выполнении упражнения.
Начните упражнение с краткого «У» (как будто вы с силой выдыхаете - «х-ху!»). Это самый глубокий горловой звук, какой вы можете издать. Сосредоточьте внимание на нижней чакре, расположенной в основании позвоночника. Соответствующий цвет для визуализации - красный.
Начинайте петь звук «У» на максимально низком тоне. Пусть этот звук будет нежным и мягким - особой громкости в данном случае не требуется. Закройте глаза. Прислушайтесь к себе и определите, в каком участке вашего тела возник резонанс (помимо гортани, которая всегда выступает в качестве резонатора). Теперь сосредоточьте внимание на нижней части туловища. Сконцентрировав всю свою волю, представьте, как звук резонирует в основании позвоночника и в области половых органов. В этой зоне должна возникнуть вибрация. Когда это случится, вы ощутите, что вибрация захватила и нижний энергетический центр, отчего в нем постепенно устанавливается гармония и равновесие. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут или столько, сколько можете тянуть его без усилий, но не дольше пяти минут.
Теперь переходите ко второй чакре. Она расположена на три-пять сантиметров ниже пупка. Ей соответствует долгий звук «У», чуть менее глубокий, чем предыдущий (как в слове «юный» - [йу-у-уный]), а из цветов - оранжевый.
Пусть этот «У» звучит на тон выше предыдущего, но так же мягко (то же относится и ко всем последующим звукам). Закройте глаза и прислушайтесь к своим ощущениям: в каком участке вашего тела возник резонанс? Сосредоточьте внимание на второй чакре и окружающей области и направьте звук туда. Скоро вы почувствуете, как под воздействием резонанса вторая чакра вступает в гармонию с остальными энергетическими центрами. Пойте звук «У» в течение одной-двух минут. Как и в случае с первым «У», не следует тянуть его дольше пяти минут (это относится и к остальным гласным). В достаточной мере овладев этой резонансной техникой, вы сможете увеличить время пения.
Пупочной чакре, расположенной несколькими сантиметрами выше пупка, соответствуют звук «О» (как в слове «годы», например) и желтый цвет. Начинайте петь, негромко и мягко, на ноте средней высоты. Этот звук должен быть выше предыдущего. Определите, в каком участке вашего тела возник резонанс. Теперь сосредоточьте внимание на пупке и солнечном сплетении и направьте звук туда. Почувствуйте, как вибрация заполняет эту область, отчего расположенная там чакра постепенно вступает в гармонию с остальными. Пойте звук «О» в течение одной-двух минут.
Сердечной чакре, расположенной в середине грудной клетки немного правее самого сердца, соответствуют звук «А» (как в слове «мастер») и зеленый цвет. Начинайте петь негромкий, нежный звук «А» средней высоты, но тоном выше предыдущего «О». Почувствуйте в теле резонанс. Затем сосредоточьтесь на сердечной чакре и направьте звук туда. Под воздействием резонанса эта чакра постепенно вступит в гармонию с другими центрами. Тяните звук одну-две минуты.
Горловой чакре, расположенной в гортани, соответствуют звук «Ай» и голубой цвет. Пусть звук будет таким же нежным, как остальные, но на тон выше предыдущего. Прислушайтесь к резонансу внутри вашего тела, а затем сосредоточьте внимание на горловой чакре и направьте звук туда. Постепенно вибрация охватит эту чакру, и та вступит в гармоничное равновесие с другими чакрами. Пусть звук «Ай» длится одну-две минуты.
На третий глаз, расположенный в центре лба чуть выше глаз, воздействует звук «Эй». Для визуализации подойдет цвет индиго. Пойте звук «Эй» тихо и мягко, несколькими тонами выше предыдущего «Ай». Закройте глаза и определите область резонанса. Затем сосредоточьтесь на зоне третьего глаза и направьте туда звук. Скоро вы ощутите, как резонанс гармонизирует и эту чакру. Пусть «Эй» звучит минуту или две.
«Венцу» - верхней чакре, расположенной в области темени, - соответствует самый высокий звук «И», какой вы только можете издать. Для визуализации следует применять фиолетовый цвет. Гласный «И» пойте на самой высокой из доступных вам нот. Мужчинам рекомендуется переходить на фальцет. Звук этот, как и все прочие, должен быть тихим и мягким. Закрыв глаза, почувствуйте, как он резонирует в вашем теле. Потом, сосредоточив внимание на верхнем энергетическом центре, направьте звук в эту область. Постепенно и эта чакра под влиянием вибрации вольется в общую гармонию. Пойте звук «И», как и все прочие, в течение пары минут.
По окончании упражнения, которое должно занять от десяти до двадцати минут, вы можете ощущать сильное головокружение. Посидите некоторое время спокойно, погрузившись в медитацию и наслаждаясь пережитыми ощущениями. Какие образы рождаются в вашем воображении? Какие приходят в голову мысли? Не жалейте времени на то, чтобы обдумать и усвоить новый опыт. Вспомните, что вы чувствовали, готовясь приступить к упражнению. Каковы теперь ваши чувства? Все изменения в своем состоянии зафиксируйте в дневнике.
Данное упражнение стимулирует перемещение энергии от нижней чакры к «венцу», оказывая мощное воздействие на человеческий организм. Если вы хотите направить энергию в исходную точку, издайте еще раз тот глубокий, низкий звук «У», который резонирует с нижней чакрой. Он немедленно вернет энергию в ваше физическое тело и поможет вам вновь обрести устойчивость.

ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКИ

Как упоминалось выше, существует несколько систем соответствия гласных звуков и чакр, расходящихся лишь в нескольких незначительных пунктах. Наряду с моей системой вы можете испробовать их все и выбрать наиболее действенную. На схеме 8.3 представлена система Рэндела Маклеллана. Ее описание вы можете найти в его книге «Исцеляющие силы музыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music).
В таблице 8.2 и на схеме 8.4 показана система соответствия гласных и чакр, разработанная Кэй Гарднер (описана в ее книге «Звуковое исследование внутренних органов» - Kay Gardner. Sounding the Inner Landscape); в таблице 8.3 и на схеме 8.5 - система Питера Майкла Хэмела (описана в его книге «Через музыку к внутреннему Я»).
Эти методики, как и моя, включают в себя принцип последовательного повышения тона. То есть звук, резонирующий с нижней чакрой, следует петь на самой низкой ноте, какую вы можете издать, а звук, соответствующий верхней чакре, - на самой высокой. Все эти системы лишь немногим отличаются от предложенной вам ранее. Вы можете испробовать их в качестве альтернативных вариантов или даже скомбинировать. Возможно, именно комбинированная схема подойдет вам лучше всего. Помните: каждый человек представляет собой уникальную систему вибраций, и то, что помогает одному, совсем не обязательно принесет пользу другому.
Поработав какое-то время с резонансной техникой, вы, возможно, начнете различать в звуках собственного голоса некие дополнительные тоны. Это и есть гармоники. В следующей главе я предложу вашему вниманию упражнения, которые помогут вам научиться издавать гармоники целенаправленно. Однако вполне вероятно, что они появятся сами собой в процессе пения гласных звуков. Как вы узнаете из следующей главы, вокальные гармоники заметно усиливают воздействие резонанса на физическое тело и энергетические центры.

(с)Андрей Баранов
взяла отсюда.