Конспект НОД по рисованию белочки в технике «тычок жёсткой кистью» в подготовительной группе. Как нарисовать белку: пошаговые схемки III. Самостоятельная работа

15.11.2013 14376 0

Вид деятельности : рисование животных.

Цели: развивать зрительное представление, наблюдательность к повадкам животных; ознакомить с художниками-анималистами; учить детей рисовать животных с передачей пропорций, объемной фигуры, строения и цветовых оттенков шерсти; прививать любовь к животным, восхищение разнообразием мира природы и бережного отношения к ней.

Оборудование: для учителя – методическая таблица (пропорции животного и последовательность выполнения рисунка); игрушки, фотографии; для учащихся – художественные принадлежности для рисования красками.

Зрительный ряд: иллюстрации рисунков Е. Чарушина, Е. Рачева, В. Лебедева, Ю. Васнецова, рисунки учащихся.

Литературный ряд: отрывки из сказок, загадки.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Работа по теме урока.

1. Рассказ об анималистическом жанре и художниках-анималистах.

В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Жизнь человека всегда была неразрывно связана с животными, и уже с древнейших времен появляются первые изображения зверей и птиц.

Религия и культовые обряды наложили свой отпечаток на развитие художественного творчества: древний мир оставил нам наряду с замечательными проникновенными образами животных символические образы олицетворения единства животного и человека в виде сфинкса, крылатого быка, кентавра. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появился отдельный жанр, который получил название анималистический . Animal слово латинское, означающее животное. Художники, изображающие животных, называются анималистами .

Многие художники работают в этом жанре, и с творчеством некоторых из них мы сегодня познакомимся.

С такими художниками, как Евгений Иванович Чарушин и Евгений Михайлович Рачев, вы знакомы по своим детским книгам.

Чарушин был прекрасным анималистом. Он наблюдал за животными и выполнил множество рисунков с натуры. Ведь для того чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого зверя.

Вот удивительно трогательный медвежонок. Он еще такой маленький, что многое в природе ему незнакомо, но малина ему понравилась. А вот удивительный котенок. Как точно художник изобразил пушистого котенка, который притаился, наблюдая за бабочкой, уши торчком, глаза широко раскрыты. Сколько любопытства в его взгляде! Нельзя не улыбнуться, глядя на него.

Среди лучших работ Е. Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». Чарушин и сам писал книги и выполнял к ним иллюстрации: «Тюпа, Томка и сорока», «Вот они какие», «Зверята» и др. Чарушин рассказывал о животных с любовью и нежностью и нас научил любить зверей и восхищаться ими.

Но жил на свете и другой художник – Евгений Михайлович Рачев, который больше всего любил сказки и выполнял рисунки к ним. Кто из вас не знает сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и дрозд», «Рукавичка» и др.

За многие годы своей работы Евгений Михайлович создал мир неподражаемых сказочных рачевских зверей. Увиденные хоть раз рисунки Рачева легко запоминаются, они настолько выразительны и неподражаемы. В героях-животных узнаются люди – добрые и злые, веселые и грустные, бедные и богатые. Сказочные герои художника будто заново открывают нам мир добра и справедливости, убеждают, что зло будет наказано.

2. Отгадывание загадок о животных .

О животных не только написаны книги и рисунки, но и создано немало загадок. Отгадайте, кого из животных чаще всего любят изображать художники.

Лежит – молчит,

Подойдешь – заворчит. (Собака.)

Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком. (Еж.)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык. (Заяц.)

Серовато, зубовато

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Мохнатенька, усатенька,

Сядет – песенку поет. (Кошка.)

Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год,

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц.)

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу? (Медведь.)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло – пробежало,

Но ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто это? (Белка.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее... (лиса) .

Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь – лесной... (медведь) .

– А кто из вас знает загадки о животных?

– Может кто-то стихотворение знает или интересную историю о животном?

– А какие повадки у ваших домашних животных?

Сравните свои впечатления и наблюдения с произведениями анималистов.

Знаете ли вы, что в некоторых странах люди, отмечая заслуги животных, ставили им памятники? Если вы знаете такие памятники, расскажите о них.

3. Слово учителя .

Сегодня на уроке мы будем рисовать животных. Туловище животного обозначают удлиненным овалом, голову обозначают окружностью, разнонаправленными штрихами очерчивается грудь, вогнутое брюхо и волнистой линией спина, внимательно наблюдая за тем, какая получается форма. Затем линией отделяют от шеи плечевой пояс, отмечают толщину ног, контур головы, ног и хвоста. Изображают пушистую поверхность штрихами. При изображении животного отображают прежде всего признаки, характеризующие его повадки: трусливый характер зайца, подвижный характер белки и т. д.

Учитель при объяснении выполняет рисунки на доске мелом (см. Приложение 1).

III. Самостоятельная работа.

– Рассмотрим внимательно особенности формы тела некоторых животных (например, кошки). При рисовании животного необходимо знать анатомическое строение. В основе построения рисунков лежат уже изученные формы (цилиндрические, конические, яйцевидные, шарообразные и др.). И очень важно увидеть эти формы в конструктивном строении натуры. Поэтому, прежде чем провести линию на бумаге, надо установить, из каких геометрических форм и комбинаций можно составить рисунок, затем зрительно найти их соотношения и пространственное положение.

Намечаем сначала направление и основные границы больших частей будущего рисунка, учитывая величину туловища. Затем уточняем контур и намечаем более мелкие детали, учитывая масштабность фигуры. Одновременно можно нанести и основные тональные пятна. На заключительном этапе окончательно передаем объем, подчеркиваем отдельные места, не теряя при этом цельности восприятия. (См. Приложение 2.)

IV. Итог урока.

Выполненные работы анализируются и оцениваются.

Как же нарисовать эту пушистую зверюшку? Не бойся - это не так уж и сложно. Конечно, чтобы изобразить такую правдоподобную белочку, как на фотографии, нужно быть настоящим мастером. Но мы начнём с малого!

Главное - смелость и вера в свои силы. Мы нарисуем простеньких белочек, но очень милых. И делать это будем уверенно, шаг за шагом. Я подготовил для Тебя несколько схем, благодаря которым Ты поймёшь, как легко нарисовать животное. Если Ты поработаешь со всеми схемками, у Тебя получится целое царство белок!

Конечно, сначала Твоя белочка будет похожа на странную конструкцию из геометрических фигур. Но именно из неё вскоре получится чудесный зверёк. Поэтому помни: рисовать простым карандашом нужно легонько, не очень сильно нажимая на бумагу - ведь потом Тебе надо будет стереть некоторые вспомогательные линии. Так что желательно, чтобы после этого от них не осталось некрасивых следов.

Можешь нарисовать вот такую белочку с грибочком:

Или вот такую зверюшку с хитрым взглядом:

А вот - серьёзная сосредоточенная белка, которая, наверное, собирается прыгать на другое дерево:

А это - жизнерадостная белочка на ветке:

Тренируйся рисовать животных по пошаговым схемам, и вскоре Ты научишься самостоятельно определять необходимые подготовительные этапы. Тогда Ты сможешь перерисовывать зверьков, которые Тебе нравятся, или же вообще изображать их так, как Тебе подсказывает память и фантазия!

ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект НОД по рисованию белочки в технике «тычок жёсткой кистью» в подготовительной группе

Программное содержание : Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина. Сформировать умение у детей рисовать животных в технике тычок жёсткой полусухой кистью , закрепить их знания о внешнем виде и повадках белок . Продолжать учить детей рисовать гуашью , смешивать её для получения нужного цвета. Систематизировать представления детей о и приспособленности животных к зимним условиям. Учить анализировать свои работы и рисунки товарищей. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животного, используя нетрадиционные техники рисования , а также любознательность, память и связную речь детей; расширять словарный запас притяжательными прилагательными : беличья, лисья, медвежья. Воспитывать наблюдательность, гуманное отношение к животным. Демонстрационный материал : презентация с иллюстрациями к книгам и портретом Е. И. Чарушина, предметные картинки (белка, для игры - грибы, орехи, жёлуди, апельсин, банан, яблоко, книги с иллюстрациями разных художников-анималистов, образец, мольберт.

На каждого ребенка : напечатанный силуэт белки для раскрашивания, гуашь, палитра, твёрдая кисточка , баночки с водой, черный фломастер.

Предварительная работа : 1. Просмотр мультимедиа презентации «Животные зимой» , беседы о подготовке животных к зиме .

2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему : «Животные зимой» , составление рассказов по картинам.

3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт?» , «Кто чем питается?» , «Зоологическое домино» , «Четвёртый лишний?» и др. Проведение подвижных игр «Хитрая лиса» , «Бездомный заяц» , «Волк во рву» и др.

4. Чтение произведений В. Бианки «Готовимся к зиме» и «Медвежонок» , Л. Толстого «Зайцы» , М. Пришвина «Беличья память» , сказки Скребицкого Г. А. "Всяк по-своему", разучивание наизусть потешки «Сидит белка на тележке…» .

Планируемые результаты :

Ребенок знает названия диких животных и особенности их жизни в период подготовки к зиме ; - ребенок составляет небольшой рассказ по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения.

Ход НОД:

1. Орг. момент.

2. Выставка книг с иллюстрациями художников-анималистов. Рассматривание иллюстраций с изображением животных в разных книгах. - Кто изображен на этих иллюстрациях? Какие животные в этих книгах нарисованы ? Они взрослые или детеныши? – Что общего на рисунках и у взрослых животных и у их детёнышей? Чем покрыто их тело? (шерстью) . – Как вы думаете, какая шерсть белки на ощупь? (пушистая, мягкая, густая) .- Кто нарисовал все эти рисунки в книгах? (художники) .

Художников, у которых главными героями рисунка являются звери и птицы, называют анималистами. СЛАЙД. Слово «анимал» в переводе с другого языка (с латинского) означает - животное. Поэтому запомните, ребята, рисунки с изображением разных животных относятся к анималистическому жанру живописи. Мы с вами уже знакомы с пейзажем и портретами.

3. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы познакомимся подробно с творчеством одного из художников-иллюстраторов детской книги – Евгения Ивановича Чарушина. СЛАЙД 6 - 11 (показ его портрета и работ) .

Рассказ об автобиографии художника Е. И. Чарушина : родился в г. Вятке в семье архитектора (объясняю, кто такой архитектор) . Отец приучал с раннего возраста мальчика к рисованию . Он много учился и окончил Академию художеств. Чарушин Е. И. очень любил рисовать детенышей животных , поэтому во многих детских книгах есть его иллюстрации, например, сказка М. Горького «Воробьишко» (показ иллюстраций книги) . Художник учит и нас любить и уважать драгоценный мир природы.

Кто из вас запомнил, как называют художников, изображающих животных? А как называется жанр, который изображает животных? Вот и мы с вами, сегодня будем художниками - анималистами. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного мы будем рисовать ?

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка) .СЛАЙД №12.

Рассматривание иллюстраций с изображением белок (СЛАЙДЫ, рассказ об их образе жизни.

Белка живёт на дереве в дупле, обычно у белки не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Забавный, очень подвижныйи любознательный зверек. Как вы понимаете смысл пословицы : белку ловить, только ножки отбить. Правильно, человеку очень трудно поймать белку, потому что это проворное шустрое животное быстро бегает и хорошо прыгает. Белка по размеру меньше зайца, осенью белка меняет свою шерсть. –Какого она цвета зимой? А какого летом? (зимой её шерстка серого цвета, а летом – она рыжая) . Ценили белку охотники за красивый мех, а художники одними из лучших до сих пор считают кисти из беличьей шёрстки .

Интересно выглядят беличьи следы на снегу : посмотрите на слайд. А теперь среди следов других животных попытайтесь узнать беличьи.

Расскажите, как белочка готовиться к зиме ? (ответы детей) .

Характерной особенностью многих белок является их способность запасать орехи на зиму и начинает она это делать уже летом. При этом некоторые из них закапывают орехи в землю, а другие прячут свои запасы в дуплах деревьев. Но белки иногда забывают, что и где они спрятали и орехи прорастают, давая молодую поросль деревьев. Таким образом, сами того не желая, белки активно участвуют в обновлении лесов.

Стихотворение «Белка»

Далеко ещё зима, но совсем не для потехи

Тащит белка в закрома шишки, ягоды, орехи.

Знает маленький зверёк : запасаться надо в срок.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки » .(Картинки с изображением корма лежат на столе) .

Ход игры :Выбираются 2 белочки . По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

Артикуляционная гимнастика.

– А теперь, ребята, вокруг себя повернитесь и все вы в белочек превратитесь . Ой, какие замечательные белочки ! Давайте погрызем орешки. (Улыбнуться и постучать зубами.) . Сейчас разомнём свои лапки.

Физкультурная минутка

Скучно белочке в дупле , веселее на земле. И. п. – о. с. потянуться, хлопок над головой.

Прыг-прыг, прыг-прыг- по стволу сбежала вмиг, Прыжки вокруг себя с руками спереди (имитация движений белочки )

По дорожке по лесной побежала в лес густой, Бег на месте с доставанием пятками ягодиц.

А лиса – навстречу ей, прячься, белочка , скорей! Присесть, закрывая голову руками.

А теперь вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.

Сейчас, мы разбудим наши пальчики, чтобы они у нас хорошо работали, красиво рисовали . Пальчиковая гимнастика :

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки. Друг о друга попеременно.)

Лисичке – сестричке, (Загибают по одному пальчику, начи-

Воробью, синичке, ная с большого.)

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и удары

Кому в зобок, кулачками).

Кому в лапочку.

Ребята, что-то наша белочка такая грустная , что случилось? Белочке одной скучно , у нее в лесу нет друзей. – Что же нам делать? Как порадовать белочку ? (Нарисуем ей друзей) .

Показ и анализ образца. – Какого цвета шерсть у белки на моём рисунке? В какое время года она имеет такой окрас? (зимой) . Посмотрите внимательно, что есть на голове у белки? (чёрные маленькие глазки, носик, усы и ушки с кисточками ).

Какой формы её туловище? Опишите её лапки (на лапках острые коготки, ими белочка цепляется за кору деревьев). Опишите хвост белки. (В холодную погоду белка хвостом накрывает себя, как теплым одеялом, чтобы согреться. Когда белка прыгает, она поднимает хвост над собой, распушает, и он, как парашют, помогает ей приземлиться плавно).

Подумайте и скажите, какую словесную характеристику можно дать белке. Какая она? (красивая, пушистая, запасливая, пугливая, чистоплотная, трудолюбивая, проворная, сообразительная, ласковая, добродушная, и т д.)

Игровая ситуация : ребята, а сейчас мы с вами превратимся в художников-анималистов, а наша группа – в художественную мастерскую.

У вас на столе стоит гуашь. Есть ли в ней оранжевый или серый цвет? (нет) . Мы его получим, смешав на палитре 2 основных цвета. Если мы смешаем жёлтую и красную гуашь, то какой цвет мы получим? (оранжевый) . Как вы думаете, чтобы получить серый цвет, какие цвета надо перемешать (чёрную краску с белой ) . Вот так показываю. Затем мы возьмём вот такую кисть . Чем она отличается от беличьей? (более жесткие щетинки) .Посмотрите, как мы будем раскрашивать шерстку белки? Сначала по контуру всего рисунка белочки наносим вот такие тычки, для того, чтобы шерсть нашей белочки получилась более пушистой и густой. Кисть держим вертикально и совершаем вот такие отрывистые движения от бумаги, а не размазываем гуашь. Затем таким же образом раскрашиваем середину рисунка. Кто справится с заданием, может нарисовать ветку дерева чёрным фломастером, на котором сидит белочка . Этим же фломастером раскрасим нос у белки.

Подведение итогов НОД.

Какие замечательные белочки у вас получились . Белочка благодарит вас за работу и таких красивых пушистых друзей.

С каким жанром мы с вами познакомились? Как называют художников, работающих в этом жанре? Чем мы с вами рисовали шёрстку белочки ? (жёсткой кистью в технике «тычок » ).

Анализ детских работ : выставка «Наши бельчата» - Какая работа вам понравилась больше всего? Почему?

Рефлексия : - Что больше всего вам понравилось делать во время занятия?

Как вы думаете, для чего вам в будущем пригодятся полученные во время занятия знания?

Молодцы, всем спасибо за хорошую работу и полные ответы.

Разделы: МХК и ИЗО

Паспорт блока уроков:

Класс: 1 (11 лет)

Количество часов на тему: 12 (4 урока по 3 часа). Приложение.1

Техника исполнения: простой карандаш (разной мягкости).

Цели блока уроков:

  • Воспитание эмоционально-отзывчивого отношения учащихся на основе восприятия красоты окружающей нас природы.
  • Формирование осознанного восприятия учащихся красоты природных форм.
  • Изучение поэтапного подхода художника к самостоятельному изображению птицы с натуры.
  • Формирование умений и навыков рисования длительного учебного рисунка птицы с натуры (неподвижная модель).

Задачи блока уроков:

Учебные:

  • Закрепить знания, умения, навыки учащихся, полученные на параллельно изучаемых предметах: скульптуры, живописи, композиции (гармоничная композиция, определение пропорциональных отношений, точность изображения силуэта изображаемой формы).
  • Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов и приемов рисования чучела птицы с натуры.
  • Акцентировать внимание учеников на способе точного рисования силуэта птицы: “ в виде набора площадок с последующим смягчением углов...”, способами графической передачи фактуры оперения птицы и применить эти знания в учебной работе.
  • Закрепить знания по выполнению длительной учебной работы на тему: “Рисование птицы с натуры”.
  • Формировать навыки учащихся по определению художественно-эстетической оценки результата собственной изобразительной деятельности (выставка).

Познавательные:

  • Активизировать эмоционально-познавательный опыт учеников “общения с природой”, для создания выразительного образа птицы в длительной учебной работе.
  • Освоить новые способы рисования птицы с натуры: конструктивный рисунок, рисование силуэта, передача светотеневой характеристики, рисование фактуры оперения изучаемой птицы.
  • Закрепить знания учащихся об особенностях восприятия человеком формы птицы, как состоящей из геометрических форм; превращение плоской формы “силуэта” в объемную форму, в зависимости от направления источника освещения, передача фактуры оперения и частей тела птицы.
  • Познакомить со способами художественно-эстетической оценки своей работы (выставка).

Урок №4

  • Тема урока: Передача фактуры поверхности графическими средствами, на примере изображения птицы с натуры (Приложение 1,слайд 31).

Теоретическая част ь:

  1. Птица в природе. Закрепление знаний по теме: “Рисование птицы с натуры”.
  2. Введение в тему урока: “Способы передачи фактуры поверхности изучаемых объектов графическими средствами”.
  3. Организация урока с учащимися, направленная на создание образа “птицы” в длительной учебной работе.
  4. Показать способ эстетической оценки созданной учебной работы, через организацию выставки: “Мы рисуем птиц”.

Практическая часть:

  1. Освоить способы выполнения рисунка поверхности тела птицы, графическими средствами: точка, линия, штрих.
  2. Обратить внимание учащихся на заполнение тонового пятна графическими средствами.
  3. Завершить учебную работу: “Рисование птицы с натуры”.

Материалы : Подготовительный рисунок птицы, выполненный на прошлом уроке, простой карандаш 8В, кнопки. Неподвижная модель птицы: гусь, сойка.

Наглядные пособия:

  • Работы учащихся из фонда школы; зарисовки птиц с натуры и по памяти выполненные учениками 1 класса. Птица в творчестве художников иллюстраторов: А. Пахомова, Ю. Васнецова, Ю. Чарушина; фотографии птиц в природе; фильм-презентация: Методическая разработка тема: “Рисование птиц с натуры”.

Учебная программа Детской школы искусств (художественного отделения), ставит перед собой главную цель: изучение основ изобразительной грамоты, как основы развития творческого потенциала современного школьника.

В 1-м классе, на предмете “рисунок”, учащиеся знакомятся с основами академического рисунка: основы учебного рисования, первоначальные знания о зрительных восприятиях, целостного видения натуры, работа графическими материалами, вырабатывают глазомер и двигательные навыки руки, навыки и умения гармоничного расположения рисунка на плоскости листа бумаги, применяя правила и приемы композиции.

Занятия в школе проходят блоком уроков - 12 часов, один урок 3 часа. Такая структура позволяет более глубоко изучить содержание общей темы урока.

Вашему вниманию представлен урок №4 из общей темы блока уроков: Рисование птицы с натуры (неподвижная модель). Этот урок обобщает знания учащихся, по изученной теме, но в тоже время знакомит их с понятием “фактура” в графике. В практической части урока они выполняют учебную работу и завершают этап рисования, передавая фактуру поверхности птицы графическими средствами. С последовательностью проведения уроков Вы можете познакомиться в Презентации: Методическая разработка. Предмет “рисунок”. Тема: Рисование птицы с натуры. Приложение 1

Ход урока

Учитель.

С начала урока учитель проверяет по списку журнала присутствие на уроке и просит записать в дневник материалы нужные для следующего урока: лист формата А3, простые карандаши, ластик, кнопки.

“Пение птиц в природе. О чем мы начинаем думать? Что вспоминать? Может быть, красивую березку, звенящий весенний ручей, радостные летние каникулы, а может быть таинственный лес: “ Лес наполняется голосами. Надолго теперь ушла из него тишина. Ее даже нет теперь ночью... Лес гремит голосами,...выступают лучшие певцы... ”. Хорошо птице в природе. И нам, вдохновляясь пением птиц, хочется завершить длительную учебную работу на тему: “Рисование птицы с натуры” и посмотреть на результаты нашей работы.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока: “Рисование птицы с натуры” (Приложение.1,слайд №1) и просит решить “проблему”: “Что нужно знать ученику художественной школы для создания длительного учебного рисунка объектом которого является “птица” (слайд №9).

Дети.

Ученики вспоминают предыдущий материал уроков, посвященный рисованию птицы с натуры и решают “проблему” поставленную на уроке.

Обратили внимание на характер птицы: гусь - важный, сойка - игривая, кокетливая.

Нужно знать среду обитания птиц, которых ты изучаешь: гусь водоплавающая птица, сойка приспособлена для жизни в лесу, парках среди деревьев.);

Изучить особенности изображения птиц, выполняя наброски по памяти, с натуры, стараемся разглядеть и изучить форму тела, головы, клюва, хвостика, лапок рисунок оперения (слайд 11-14);

Выполнить зарисовки на конструктивные особенности сопряжения геометрических форм, составляющих тело птицы, например: голова-окружность, тело-овал, крыло-треугольник и т.д. (слайд 21);

Рисовали цилиндр (верхнее боковое освещение), чтобы посмотреть, как распределяется на объемной форме геометрического тела: свет, полутень, тень, падающая тень и затем применить эти знания для рисования светотеней на изучаемой птице; (слайд 23-24)

Рисовали “силуэт” (профиль) птицы, стараясь изобразить его как можно точнее.

Еще применяли штриховку передавая светотени на птице, изучая ее тон на свету, полутени, тени (слайд 27-30).

На мольбертах учащиеся закрепили конструктивный рисунок силуэта и тональной штриховки птицы, выполненный на предыдущем уроке.

Учитель.

Посмотрите, ребята, на ваши учебные рисунки, закрепленные на мольбертах.

Ребята, можно ли сказать, что вы достигли наибольшего сходства длительного рисунка птицы на бумаге, в сравнении с натурой?

Дети.

В нашем рисунке не хватает рисунка на птице, разных светлоте перышек, пятен.

Учитель.

Верно, заметили, т.к.: “Особенностью учебного рисунка рисования птиц заключается в том, что прикосновение карандаша к бумаге должны быть пронизаны искренним чувством и желанием создать живой образ” .

Учитель обращает внимание, учащихся на слово: фактура. (слайд32) Спрашивает, как они понимают это слово, и какие подходящие по смыслу слова можно подобрать. Получается ряд слов: стекло, материал, можно потрогать руками, гладкое, колючее. Учитель обобщает смысл этих высказываний и говорит, о том, что их можно объединить одним понятием “ характер и качество поверхности”.

Словарик.

По определению из словаря,

Фактура (лат. “fakturo” - “обработка, строение”, от “ fakere” - “делать, производить” - осязательное качество поверхности – гладкой, шероховатой, шелковистой, бугорчатой. Качество фактуры обусловлено природными особенностями материала, но воспринимается объективно, поэтому оценивается людьми по-разному.

Игровая ситуация.

Учитель показывает на слайдах фотографии изображающие фактуру поверхности, ученики должны назвать материал и какой он, если к нему прикоснуться руками (слайды №32-38).

Дети.

  • Ковер - мягкий.
  • Бумага – хрустящая.
  • Дерево – шершавое.
  • Оперение – легкое, гладкое.
  • Сено – рассыпается в руках, колючее
  • Сухая земля – шершавая.

Учитель.

Рассматривая на фотографиях фактуру поверхности, вы, наверное, уже как художники представили какими средствами графики (точкой, линией, штрихом), можно их передать на бумаге. Заполните ими “сеточку”.

Учитель с начала урока раздал, таблицы (Рисунок 1) для выполнения этого задания. Он показывает слайды с №32-37 и ученики простым карандашом (8В) заполняют их точкой, короткими штрихами, длинными штрихами, штриховкой крест-накрест и т.д.

Мастера изобразительного искусства научились передавать характер фактуры изобразительными средствами:

Живописец: мазком, приемами наложения краски.

Художник-график: направлением линии, штриха, характера тона (слайд №38)

Своеобразие графических средств, которые вы выполнили на схеме – сеточке, поможет нам реалистичнее и выразительнее нарисовать оперение птицы.

Учитель переносит внимание учащихся на выполнение практической части урока (Рисунок 2), т.е к завершению учебного рисунка чучела птицы с натуры. Показывая, (слайды №40-42) объясняет этапы выполнения фактуры оперения и деталей тела птицы (гусь).

На подготовленный рисунок “силуэта” птицы нанести рисунок оперения.

Выбрать для изображения фактуры мягкого, короткого оперения короткий штрих, жесткого – длинный, лапок – сеточка, падающие тени – точки.

(Уточняет, чем гуще расположение графических средства: точки, штрихи, тем насыщеннее и темнее тоновое пятно.)

После рисования фактуры оперения и деталей тела птицы уточняется тональность светотени и светлота рисунка оперения птицы.

Это будет завершающим этапом реалистического изображения птицы с натуры.

После завершения учебной работы. Ученики самостоятельно могут закрепить рисунок с изображением птицы на месте для выставки: “Мы рисуем птиц”. Проводим выставку. В ходе выставки учащиеся делятся своими опущениями, впечатлениями от рисования птицы с натуры (слайд 44).

  • Какие трудности возникли при рисовании птицы.
  • Что понравилось рисовать: оперение, конструкцию или светотени.
  • Работы, каких учеников наиболее точно передают реалистический образ птицы.

Могут сами поставить оценки. Критерием оценки служит проблема решающаяся в ходе уроков: “ Сумел ли ученик приобрести все знания, умения и навыки нужные ему для рисования длительного рисунка птицы с натуры (неподвижная модель)”.

Учитель.

Вывод: Наброски и зарисовки помогли нам перейти к более длительному рисунку птицы с натуры (неподвижная модель). Это важный этап для продолжения изучения птиц и перехода наблюдения за ними в живой природе, например, на пленэре. Изучая, в соответствии с учебной программой, способы рисования птиц на уроках в “ДШИ №3”, мы способствуем формированию важных качеств современного школьника: отзывчивости на прекрасное, наблюдательности, интереса к самостоятельной изобразительной деятельности.

Литература.

  1. А.С. Кузин, Влучах солнца, Изд.: Ижевск,1989г. Стр. 71-72 .
  2. Г.И. Кулебакин, Рисунок и основы композиции, Изд.: Москва,1994г., стр.16-20.
  3. Дэвид Браун, Учитесь рисовать птиц, Изд.: Минск,2002г.
  4. Н.М. Сокольникова, Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, Изд.: Москва,2003, стр. 89-94.
  5. Современный словарь-справочник по искусству, Изд.: Москва, 1999 г..стр. 689.
  6. Художественная школа /Журнал №2(59), 2014 г./, Из опыта преподавания рисунка в первом классе ДХШ, Юрий Остапенко, стр.16-20.
  7. Интернет-ресурсы: Википедия свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org