Опыт работы учителей работающие с детьми овз. Из опыта работы с детьми овз в коррекционном классе

  • Воспитательная работа
  • 4 кл.
  • 25.05.2017

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ. С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с категорией детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год она училась, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. Девочка помимо всего еще имела проблемы со зрением. С мамой девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивала правила выделения границ предложения. Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Анны, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за чрезмерного внимания со стороны учителя. В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы: 1. индивидуальный подход; 2. предотвращение наступления утомляемости; 3. активизация познавательной деятельности; 4. проведение подготовительных занятий; 5. обогащение знаниями об окружающем мире; 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления; 7. проявление педагогического такта. Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Сейчас Анна в 5-ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё на уроках музыки, и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не посещает. В начальных классах любила участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны. В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым. Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения: выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширить рамки общения с социумом; разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей; создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях; формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни; предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; владение комплексом диагностических методик; выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации; осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы; любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать; ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов; признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу); поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии; признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка; систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

«Ученик – не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который

необходимо зажечь».

(К. Д. Ушинский)

Дети с ОВЗ – это дети, которых необходимо адаптировать в социуме, а проблема социальной адаптации инвалидов, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобретает в последние годы особую важность, в этом актуальность проблемы, над которой я работаю. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка, по этому главной задачей при работе с детьми ОВЗ считаю (слайд1)

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ (слайд2)

Основные группы условий :

    Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

    Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

    Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

    Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

    Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ:

1. индивидуальный подход;

2. предотвращение наступления утомляемости;

3. поддержка стабильности эмоциональной сферы

Из опыта работы учителя начальных классов Г аджимурзаевой Г.Ш. с детьми с ОВЗ

Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. С родителями девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Что касается уроков чтения. К 10 годам девочка не освоила навык чтения, путала буквы, не умела сливать буквы в слоги; с трудом фиксировала взор на картинке в учебнике, испытывала трудности в устной речи при построении предложений. Я заметила, что наибольшую пользу на тот момент для развития мотивации познавательного интереса общеучебных умений и навыков оказывали задания в игровой форме. Для формирования устойчивости фиксации взора, развития пространственного восприятия проводила упражнения: (слайд) «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом», последовательный показ картинок, построение геометрических форм и предметных изображений из палочек занятия по размещению геометрических фигур в соответствии с инструкцией и др. В работе по развитию речи ребёнка с ДЦП очень важно развитие слухового внимания, здесь мне помогают такие игры-упражнения, как «Определи направление звука», «Отгадай, кто кричит», «Отгадай, на каком инструменте играют», «Сосчитай удары ». В минутки релаксации мы слушаем и угадываем звуки природы. (слайд)

Одним из трудных уроков для нас является урок математики. В 1–2-м классе была плохо усвоена таблица вычитания в пределах 20. Таблица умножения освоена, а случаи деления даются с трудом. И, так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, необходимые таблицы мы держим перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая срабатывает в необходимый момент. При работе над задачей обязательны схема или рисунок. Ввиду слабого зрения нам удобно такой рисунок делать на экране компьютера.

(слайд)

В течение 7 лет домашнего обучения девочка добилась следующих результатов в освоении учебного материала:

легко составляет развернутый рассказ по картинке, если девочка испытывает трудности, можно помочь ей наводящими словами;

читает, воспринимает только крупный шрифт (в связи со слабым зрением);

обладая хорошей памятью, успешно усваивает правила;

если бы не нарушения в звукопроизношении, она смогла бы орфоэпически грамотно произносить слова. В данной работе справиться со сложностями нам частично помогают ИКТ;

освоила таблицу сложения и вычитания;

освоила таблицу умножения и деления;

решает составные задачи в 2-3 действия, на все арифметические действия;

выступает и участвует на школьных фестивалях, олимпиадах, получает призовые места, присутствует почти на всех мероприятиях школьных.

В периоды болезни общение между мной и девочкой происходит по скайпу.

Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Поэтому, совместно с классным руководителем мы организовываем встречи с одноклассниками.
Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением психолого-педагогического сопровождения ребёнка и тесным контактом с родителями.

Хочется отметить, что она быстро адаптировалась, активна, у неё прекратились приступы невроза.

Заключение (слайд)

В заключении хочу отметить, что включение детей с особыми потребностями в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе
В процессе обучения младших школьников учитель сталкивается с особыми трудностями в формировании учебных навыков у отдельных учеников класса. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В моём классе таких детей трое.
Самой большой и распространённой категорией с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Учитель начальных классов сможет предоставить таким детям квалификационную помощь и создать специализированные условия обучения в классе в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Такие специализированные условия образуются за счёт организации единой образовательной среды для учащихся с разными возможностями психического здоровья. Она должна быть ориентирована на укрепление, сохранение и развитие здоровья, раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика, в том числе и с ЗПР.
Среда должна создаваться посредством включения в образовательный процесс дополнительной помощи разных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, врачей-неврологов), а также педагогов дополнительного образования, руководителей секций и кружков. В нашей школе созданы такие условия. Свои консультации и рекомендации к обучению и воспитанию таких детей дают врачи-неврологи и врачи – психотерапевты после обследования на медико-педагогической комиссии.
Я, как классный руководитель, согласовываю со специалистами сопровождения и родителями индивидуальный маршрут-план работы с учеником, где представляю реестр затруднений ребёнка с указанием проблем, над которыми нужно поработать специалистам (т.е. характеризую познавательные процессы, особенности письменной речи, особенности поведения и пр., отражённые в психолого-педагогической характеристике). Скоординировав и ознакомив родителей с режимом работы специалистов школы, организовала учебный процесс. В течении учебного года мною были пройдены курсы повышения квалификации по теме: «
Изучив специальные документы, пройдя курсы ПК, я составила алгоритм действий учителя при работе с детьми с ЗПР.
Создать для себя и учеников в классе мотивацию и психологический настрой к учащимися с ЗПР. Одноклассникам нужно правильно вести себя с этими детьми, помогать им и поддерживать их, общаться с ними, играть. Формирование положительной мотивации, связанной с достижением успехов в учебном труде, овладением новыми знаниями и способами их получения, установлением и сохранением хороших отношений с окружающими, открытие детям личностного смысла деятельности является необходимым условием коррекционно-развивающего обучения. Также коррекционно-развивающее обучение требует формирования у школьников способностей целеполагания в учебной деятельности
Изучить медицинскую документацию каждого ученика, рекомендации психолого-педагогической комиссии (ПМПК), составить план дальнейшей коррекционной работы и составление индивидуальной адаптивной программы.
Скорректировать программу и учебно-тематическое планирование с целью выделения тем, которые обязательны для изучения учащимися с ЗПР (обязательный минимум), без которых дальнейшее усвоение ими учебного материала будет невозможно. Для этого необходимо ориентироваться на базовый уровень стандарта. Содержание некоторых тем программы может осваиваться учениками с ЗПР на уровне общих представлений (узнаваний).
Продумать создание комплексных условий для развития детей с ЗПР и эффективной работы с ними: коррекционные занятия по восполнению пробелов в знаниях; консультации с родителями (еженедельные); медикаментозное лечение (знать, какие препараты получает ученик и их действие); занятие со специалистами (психологом, дефектологом, логопедом); занятия в системе дополнительного образования. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях. Это могут быть общеразвивающие занятия по коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков.
Разработать систему организационной помощи ученикам с ЗПР, т.е.:
- посадить детей в классе в соответствии с его особенностями;
- максимально исключить все отвлекающие факторы: убрать из ближайшей зоны видимости пособия, картины, выставки и т.п.;
-приучить его готовить к уроку только необходимые вещи;
- добиться наличия закладок в учебниках и дидактических пособиях;
- ставить галочки там, где нужно начать работу, выполнять образец карандашом;
- проверять запись домашнего задания в дневнике;
- назначить учеников-помощников из числа нормально развивающихся учащихся;
- по возможности придерживаться постоянного расписания и режима дня;
- ставить часы или таймер (для распределения времени) при выполнении самостоятельных заданий и т.д.
- диагностика поведения и особенностей общения детей. Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры.
6. Разрабатывать уроки с учётом особенностей психической деятельности учащихся с ЗПР, продумывая деятельность всего класса и учеников с ЗПР в процессе урока. Строить урок в соответствии с дозировкой нагрузки, нахождении заданий с темпом деятельности и мерах помощи при их выполнении, смене видов деятельности, учёте утомляемости, способах переключения учащихся с ЗПР.
Приведу пример урока русского языка на тему «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, в ходе которого учащиеся с ЗПР включаются в работу всего класса.
В начале урока выполняются пропедевтические задания на развитие мыслительных процессов (сравнение, исключение лишнего, обобщение). На доске буквы: п,к,т,а,с,н; о,ю,у,а,ы,э и предлагаю детям в каждой группе найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. В ходе такой работы учащиеся готовятся к восприятию новой темы, а дети с ЗПР вспоминают понятия гласные звуки и буквы, обозначающие два звука. Затем, сравнивая слова в парах типа: полю-полью, солю-солью, ученики с ЗПР могут ответить на вопрос: «Отличается ли произношение этих слов?» Результатом выполнения этого задания учащимся с ЗПР может стать представление о том, что некоторые слова в русском языке пишутся с разделительным мягким знаком.
Далее предлагаю выполнить упражнение, направленное на формирование знания о том, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак. Ученики с ЗПР в это время могут пользоваться опорой в виде ленты букв и выполнить упражнение наравне с другими учениками.
Анализируя соответствующее правило, ученик может использовать карточки-опоры, где оно записано в виде схемы. Таким образом происходит зрительное подкрепление (у учеников с ЗПР лучше развито наглядно-действенное мышление). Этой карточкой можно пользоваться и при устных ответах.
При знакомстве со словарными словами для этих же целей можно использовать рисунки - изографы (см. в приложении №1), в которых видны ошибкоопасные места в слове. Тогда ученик зрительно запоминает их.
В ходе работы по закреплению написания слов с разделительным мягким знаком можно уменьшить объём задания для учеников с ЗПР, но при этом дать им установку выполнить свою часть работы правильно и аккуратно.
Упражнение, требующее словоизменения, дети с ЗПР могут выполнить в парах с сильными учениками, которые к ним прикреплены. При написании этих слов можно добавить зрительную опору, например, картонный мягкий знак, который они будут передвигать по словам. Этот мягкий знак будет являться внешней опорой и напоминать им о правильном написании слова.
При проверке написанного полезно использовать перфокарту с окошком, которая передвигается по написанному слову. Для итогового закрепления материала используется текст готового правила с пропущенными смысловыми частями: ученики читают правило и устно добавляет отдельные необходимые слова. Таким образом, у них получается связный рассказ.
7. Учить учеников использовать при ответах, в самостоятельных работах различные опоры; план связного рассказа, вопросы, карточки-схемы, рисунки, опорные слова, готовые ответы с пропущенными фактическими данными, правила с пропущенными словами и смысловыми звеньями, задачи с решением, в которых отсутствуют числовые данные, слова для справок и т.п..8. Разработать систему оценивания с учётом динамики развития школьников с ЗПР. Качественная (словесная) оценка, подкреплённая в виде фишек, значков, смайликов; использование десятибалльной лесенки успехов по разным критериям (аккуратность, правильность, каллиграфия и т.п.), оценивании каждого задания отдельно; ведении в тетради записей о том, что получилось у ученика и над чем поработать; портфолио и т.п..9. Специально готовить школьников с проблемами в обучении к контрольным и проверочным работам: давать подобные упражнения на уроке, включать фактический и речевой материал контрольных заданий в другие предварительные работы, давать индивидуальные похожие задания на дом. По итогам контрольных работ надо вести учёт индивидуальной динамики развития, учитывая количество ошибок, их характер и т.п., спланировать индивидуальную работу над ошибками.
10. Предлагать индивидуальные домашние задания: то же упражнение, как у всех, но меньшее по объёму, облегчённое или полностью индивидуальное задание. Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой следующего урока, подготовить презентацию с родителями и т.п. Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно сформировавшихся навыков и умений: коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т.п. В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.
11. Включать учеников с ЗПР в парную (лучше с более сильным учеником) и групповую работу, проектную деятельность, где он выполняет посильное задание или его отдельную часть, ведущую к достижению общего результата.
12. Учитывать утомление, пресыщение деятельностью учащихся с ЗПР, менять вид деятельности, устраивать паузы для активного отдыха и релаксации, направлять их энергию в полезное русло (например, просить во время урока вытереть доску, раздать или собрать тетради и т.п.).
13. Создавать для учеников с ЗПР ситуацию успеха, в которой они смогут проявить свои сильные стороны.
14. Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Коррекционно-развивающая деятельность в учебном процессе строится с учетом темпа психического развития и темпа усвоения. Важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на те виды деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности, искать виды заданий, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за каждым ребенком. Особая роль отводится охране и укреплению здоровья учащихся. Описывать формы и виды деятельности в дневник наблюдений и коррекции. Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся.В условиях специально организованного обучения дети с ЗПР способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.
Хотелось бы, чтобы от руководителей учебного заведения была более ощутима поддержка моральная и материальная, а также по оснащению кабинета для учителей, в классе которых есть дети с ОВЗ.
Цель исследования - изучение системы коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития.Задачи исследования:1. Раскрыть понятие задержки психического развития и проблему ока-зания помощи детям с особыми образовательными нуждами.2. Охарактеризовать систему коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР.3. Раскрыть специфику организации специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольных учреждений общего типа.Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.1. Понятие задержки психического развития и проблема оказания помощи детям с особыми образовательными нуждамиСистемы оказания помощи лицам с различными типами нарушений развития тесно связаны с социально-экономическими условиями существо-вания общества, с политикой государства по отношению к детям с отклоне-ниями в развитии, с нормативно-законодательной базой, определяющей цен-зовый характер образования и уровень требований к выпускникам учрежде-ний специального образования. Первыми получили помощь от государства дети с глубокими нарушениями психического и физического развития еще в середине XVIII в. Конец XIX - начало XX вв. стали началом систематическо-го обучения умственно отсталых детей. А с середины 50-х гг. XX в. внимание ученых стали привлекать дети с задержкой психического развития (ЗПР).Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов . Б.И. Белый, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, С.К. Сиво-лапов, Т.А. Фотекова, П.Б. Шошин и другие ученые отмечают, что у детей с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность . Первоначально проблема ЗПР рассматривалась в контексте трудностей в обучении у детей школьного возраста . В эту группу объединяли детей, испытывающих затруднения в обучении, называя их детьми с недостаточны-ми способностями в обучении или детьми с трудностями в обучении. Меди-ки, также изучавшие детей с подобными отклонениями, пришли к заключе-нию, что трудности, которые испытывают дети, связаны, в первую очередь, с последствиями повреждений мозга на ранних этапах развития ребенка. По-этому таких детей они называли детьми с минимальными мозговыми дис-функциями. Возникновение трудностей у детей рассматривалось в педагоги-ке и с социальных позиций. Истоки задержки психического развития ребенка этими учеными виделись в социальных условиях его жизни и воспитания. Дети, требующие специального обучения для преодоления последствий этих неблагоприятных социальных условий, определялись ими как неприспособ-ленные, педагогически запущенные (или социально и культурно депривиро-ванные).
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в дошкольном обра-зовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими компонентами, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Специфика организации учебно-воспитательного процесса для детей ЗПР обнаруживается в структурировании материала, методике его препода-вания. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов: усиления практической направленности изучаемого материала; выделения сущностных признаков изучаемых явлений; опоры на жизненный опыт ребенка; ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимости и достаточности объема изучаемого материла; введения в содержание учебных программ коррекционных методов активизации познавательной деятельности .
Приложение №1.

Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал.

С такими детьми я работаю уже 10 лет. В своей призентации я поделилась опытом своей работы по программе "Содружество"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Педагог дополнительного образования Яганова Л.В.. МБОУ ДОД ДДТ ГО ЗАТО г.Фокино

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал. С такими детьми я работаю уже 10 лет. Для результативной работы мной была разработана программа «Содружество», направленная на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями: развитие интеллекта, мышления, памяти, чувства прекрасного, моторики рук.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Программа имеет 4 основных блока:"Бумажная фантазия", "Поделки из бисера", "Мягкая игрушка","Вышивка", это позволяет выбрать для ребенка технику с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающегося. В течение учебного года могут вносится дополнительные темы, изменятся количество часов по темам исходя из индивидуальных возможностей ребёнка. При составлении рабочей программы я обязательно учитываю: желание ребенка и его родителей; возможности ребенка, состояние его здоровья; .

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Цель: С оциальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение определённых рабочих навыков. Это позволяет максимально использовать возможности ребенка, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы. В работе использую две формы занятий: надомную - это когда педагог приходит в семью; занятия в основной группе детей посещающих дом детского творчества. На дому занятия провожу совместно с привлечением кого-либо из членов семьи. Проводить занятия непросто, т.к. дети, с которыми я занимаюсь на данный момент имеют тяжелые нарушения здоровья: один ребенок с нарушениями умственного развития, второй имеет физические проблемы связанные с заболеванием кожи

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Моя главная задача открыть каждого ребенка с творческой стороны. Вся работа с детьми-инвалидами ведется с соблюдением определенных психолого-педагогических условий: учет сложившегося социального опыта ребенка; безусловное принятие ребенка как личности; учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха. Материал для занятий подбираю так, чтобы дети не чувствовали утомления. На занятиях чередую различные виды деятельности, Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » На основе своего опыта могу сказать, что эффективными оказываются такие методы и формы обучения, использование которых основано на реализации мотивационной сфере ребенка: развития самосознания, самоутверждения в обществе, формирование самооценки, потребности в общении со сверстниками. Выбираю методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков. В своей работе я использую следующие педагогические технологии; здоровьесберегающие (физкульт-минутки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика), игровые Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю диалоговые формы общения. Встреча с детьми всегда начинается с доверительного и доброжелательного общения. Каждый ребенок работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями. Стараюсь предоставить им больше самостоятельности.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » У ребенка-инвалида, не занимающегося дополнительным образованием, не происходит наработки жизненных навыков, позволяющих ему существовать со своими особенностями во взрослой жизни, поэтому цель моей работы заключается не только в том, чтобы познакомить детей с различным видами творчества, но и выработать у них умения и навыки работы с различными материалами, в различных техниках. В конечном итоге - научить детей полноценному образу жизни, радоваться этой жизни, не обращая внимания на свой недуг. Все занятия носят воспитательный характер. При проведении занятий проявляю заботу о настроении и работоспособности детей, создаю особую атмосферу внимания и доверия. В конце каждого занятия фиксирую внимание детей на достигнутом результате. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Необходимо отметить недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Индивидуальные особенности детей затрудняют их самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь им преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым. Все занятия носят практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирование и развитие новых жизненных умений и навыков. Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают. Дети быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается. Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Каждый ребенок требует индивидуального подхода. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. Воспитанник может заниматься по данной программе несколько лет, но каждый учебный год в этом случае я предлагаю для изготовления другие изделия. На занятиях даю минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями детей этой категории. Но материал берется самый элементарный, посильный. Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, дети обретают как бы второе зрение: в своей работе они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … » Я считаю, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, переживает незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Рекомендации педагогу дополнительного образования по развитию личности ребенка с ОВЗ 1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям. 2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. 3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

Снятие страха - «Ничего страшного...» Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...» Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение - «Приступай же... Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.») Приемы формирования ситуации успеха: 4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Приемы: Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас). 6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … »

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ … »


Из опыта работы педагога специального (коррекционного) класса с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Я, Пугачева Ольга Анатольевна, учитель специального (коррекционного) класса. Окончила Курский государственный университет в 2009 году.

На данный момент, являюсь магистрантом заочной формы обучения, Курского государственного университета, индустриально-педагогического факультета. В декабре 2014 года планирую защитить магистерскую диссертацию по теме: «Формирование инклюзивной образовательной среды школы (на материале основного образования)

Стаж работы на занимаемой должности 3 года.

В своей работе руководствуюсь следующими документами:

    Закон РФ « Об образовании Российской Федерации»

    Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный 10.04.2002.,№ 29/2065-п.

    Примерный региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Курской области от 02.06. 2004 г. №846 «Об утверждении базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII видов»

    Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. №919.

    Методическое письмо МО « О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.

    Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработана ИКП РАО, 2009 г.

Разрабатываю рабочие программы в соответствии с программами для специальных (коррекционных) классов под редакцией В.В. Воронковой.

В 2014-2015 учебном году являюсь классным руководителем 6б и 7б специальных (коррекционных) классов. В данных классах преподаю уроки: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, профессиональное трудовое обучение, физкультура.

В работе с детьми использую Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и обучающихся, облегчение понимания сложных знаний.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.

В учебно - воспитательном процессе я использую:

Использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);

Аудиовизуальные технологии;

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

Адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); дополнительные упражнения;

Оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Свою работу провожу с логопедом Цыганковой Людмилой Николаевной и педагогом психологом Коновой Натальей Викторовной. Цыганкова Л.Н. работает с моими детьми в течение всего времени обучения их в специальном (коррекционном) классе.

Активно использую при работе с родителями обучающихся, такие формы взаимодействия как: родительские собрания, коллективные встречи родителей и педагогами школы (Соколовой О.Т. Долженковой И.Ю. Бильдиной Е.Н.).Использую индивидуальные формы, а именно беседа, задушевный разговор, посещение на дому, выполнение индивидуальных поручений, переписка, телефонный разговор.

Дети с ОВЗ могут поступить в следующие учебные заведения Курской области:

    Курское профессиональное училище-интернат (ВИДЕО)

    Областное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 26 имени К.К. Рокоссовского Золотухинского района Курской области. (Професси: кондитер, монтажник санитарно-технических систем и оборудования, офисный работник (секретарь)

    Учреждение среднего профессионального образования «Курский монтажный техникум» (Профессии:Маляр, штукатур, столяр строительный, плотник, рабочий зеленого строительства)

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ (РОСТ) (Обучение платное)

Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, что, безусловно, влияет на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки.

Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя специального (коррекционного) класса, каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.

Необходимо следить, чтобы у учеников не было перегрузки, планировать время для отдыха во время учебного процесса. Строить урок, исходя из возможностей ребенка: кому-то нужно больше работать устно, развивая речь, кому-то необходимо писать, разрабатывая моторику руки, а кому-то надо все потрогать.

Конечно, ученики с ОВЗ хотят проявлять себя в различных конкурсах, олимпиадах. Каждому необходимо показывать результаты своего труда, почувствовать свою успешность. Мои ученики принимают участие в таких конкурсах как:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________