Курдистан история возникновения. Мехабадская республика. Говоря о езидах всегда нужно помнить

В современном мире не каждый народ, даже очень многочисленный, имеет свое государство. Существует много стран, на территории которых проживает сразу несколько народов. Это вызывает определенную напряженность в обществе, и руководству страны приходится внимательно прислушиваться ко всем группам населения. Один из хороших примеров тому - Иракский Курдистан. Это которая имеет свой гимн (от Ирака), языки (курманджи и сорани), премьер-министра и президента. Валюта, используемая на территории Курдистана, - иракский динар. Проживает народ на территории около 38 тыс. кв. км., общая численность населения 3,5 млн человек.

Особенности Курдистана

Курды расселились по территории нескольких в том числе и в Ираке. Согласно конституции, принятой недавно в этой стране, Иракский Курдистан обладает статусом широкой автономии, чем-то схожим с положением члена конфедерации. Но на самом деле получается, что территории полунезависимы от иракского правительства. Впрочем, каталонцы в Испании считали так же, но главное слово было всегда за Мадридом. И власти страны просто взяли и распустили парламент Каталонии, когда последние попытались выразить свое мнение и выйти из состава Испании.

Расселение этнических курдов

Но Восток - дело тонкое, тут совсем другие правила и обычаи. Территории этнического Иракского Курдистана (референдум в конце 2005 года внес коррективы, полностью узаконив земли за курдами) включают следующие области:

  • Эрбиль.
  • Сулеймани.
  • Дахук.
  • Киркук.
  • Ханекин (а конкретно, мухафаза Дияла);
  • Махмур.
  • Синджар.

Это все области, в которых проживает очень много этнических курдов. Но кроме них, на названных территориях расселено немало иных народов. Непосредственно регионом Курдистан принято называть только три мухафазы - Сулеймани, Эрбиль и Дахук.

Остальные земли, населенные курдами, еще не могут похвастаться хотя бы частичной автономией.

Референдум в Иракском Курдистане планировалось провести еще в 2007 году. Если бы все удалось, то этническая группа, проживающая на остальных территориях Ирака, получила бы независимость, пусть и частичную. Но ситуация обостряется постоянно - на этих землях проживает большое количество туркоманов и арабов, которые не принимают законы курдов и настроены, по большей части, против них.

Особенности климата на территории Курдистана

На территории Иракского Курдистана большое количество озер и рек, рельеф преимущественно горный, самая высокая точка - гора Чик Дар, ее вершина находится в 3 611 метрах над уровнем моря. Очень много лесов на территории провинций - по большей части в Дахуке и Эрбиле.

Общая площадь лесных насаждений - 770 гектаров. Властями ведется озеленение земель, территории засаживаются лесами. Всего можно выделить три климатические зоны на территории Курдистана в Ираке:

  1. Субтропики преобладают на равнинных территориях. Жаркое и сухое лето с температурой 40 градусов, а зима мягкая и дождливая.
  2. Несколько зон с горной местностью, где преимущественно холодные зимы со снегами, но температура ниже нуля опускается крайне редко. Летом же в нагорьях очень жарко.
  3. Высокогорные местности. Тут зимы очень холодные, температура ниже нуля всегда, снег уходит ближе к июню-июлю.

История Южного Курдистана до вхождения в Ирак

Существуют предположения, что на территории Иракского Курдистана сформировывался современный этнос курдов. Здесь изначально проживали мидийские племена. Так, около Сулеймании найден самый первый письменный источник, написанный на языке курдов, - этот пергамент датируется VII веком. На нем написано небольшое стихотворение, в котором оплакивается нападение арабов и разрушение курдских святынь.

В 1514 году произошла Чалдыранская битва, после которой Курдистан присоединился к владениям Османской Империи. В целом, население Иракского Курдистана проживает многие века на одной и той же территории. В Средние века на этих землях существовало сразу несколько эмиратов, имеющих почти полную независимость:

  1. Синджар - центр в городе Лалеше.
  2. Соран - столица в Равандузе.
  3. Бахдинан - столица в Амадии.
  4. Бабан - столица в Сулеймании.

В первой половине XIX века названные эмираты были полностью ликвидированы турецкими войсками.

История Курдистана в XIX в.

Первая половина XIX века ознаменовалась тем, что почти на всех территориях Иракского Курдистана происходили восстания против владычества Османских императоров. Но эти восстания быстро были подавлены, и турки, по сути, повторно завоевали все земли.

Большая часть племен, которые проживали в труднодоступных местах, была неподконтрольна власти Османской Империи. Некоторые смогли сохранить полную независимости, другие же только частичную. Весь XIX век был ознаменован борьбой за независимость определенных племен Курдистана.

Курдистан в начале XX века

В начале XX века, во время Первой мировой войны, в Киркук входят английские войска, а в Сулейманию - русские. Произошло это в 1917 году, но скоро революция в России развалила весь фронт. И остались в Ираке только англичане, которым активно противостояли курды.

Сопротивлением командовал Барзанджи Махмуд, который сам себя огласил Курдистанским королем. Англичане планировали в Мосуле создать федерацию курдских племен. Но после того как было образовано Иракское королевство, Мосул был включен в территории Ирака.

Одно из предположений, почему произошло это именно так, гласит, что возле Киркука в 1922 году было открыто крупное месторождение нефти. А англосаксы очень любили «черное золото» и готовы были пойти на все, чтобы обладать им, - свергнуть законное правительство, истребить народы, устроив геноцид, развязать продолжительные и кровопролитные войны.

Турция пыталась предъявить свои права на Мосул, утверждая, что оккупация территории англичанами произошла незаконно, но окончательную точку поставила в декабре 1925 года Лига Наций, приняв во внимание демаркационную линию.

Иракская монархия

После передачи Мосула в подчинение к Ираку, курдам были продекларированы национальные права. В частности, чиновниками в Курдистане могли становиться только местные жители, а их язык приравнивался к государственному - на нем должны были преподавать в учебных заведениях, и он должен быть основным при делопроизводствах, в судах.

Но, на самом деле, эти права не были реализованы - чиновниками были исключительно арабы (не менее 90% от общего количества), на преподавание велось максимум в начальной школе, развития промышленности не происходило. Никакие выборы в Иракском Курдистане не смогли бы исправить сложившееся положение.

Восстания 1930-1940 гг.

Имела место явная дискриминация курдов - их неохотно принимали на работу, в военные училища и ВУЗы. Столицей Курдистана считалась Сулеймания - именно отсюда правил самопровозглашенный король Махмуд Барзанджи. Но, как только последнее восстание его было подавлено, племя курдов барзан берет на себя главную роль.

В частности, власть оказывается в руках Ахмеда и Мустафы Барзани. Они руководят серией восстаний против центральных властей. В 1931-1932 годах повстанцы подчиняются шейху Ахмеду, в 1934-1936 гг. - Халилу Хошави. А Мустафа Барзани руководил ими в период с 1943 по 1945 гг.

С началом Второй мировой войны, в 1939 году, в Иракском Курдистане появляется организация «Хива», что в переводе с курдского означает «надежда». Но в 1944 году в ней произошел раскол - из нее вышла партия «Рызгари курд». Она в 1946 году объединилась вместе с революционной партией «Шорш» и образовала новую Демократическую партию, которой руководил Мустафа Барзани.

Период с 1950 по 1975 гг.

В 1958 году произошло свержение монархии в Ираке, что позволило на непродолжительный срок уравнять курдов с арабами. Появилась надежда на то, что во всех сферах жизни произойдут улучшения - и в политической, и в экономической (в частности, в аграрной). Но надежды не оправдались, в 1961 году произошло очередное восстание курдов, получившее название «Сентябрьское».

Длилось оно почти 15 лет и окончилось только в 1975 году. Причиной восстания являлось и то, что правительство, возглавляемое на тот момент Касемом, выбирало сторону арабов, а до курдов ему, мягко говоря, дела не было.

Лозунг у восставшего народа был один: «Свобода и автономия Курдистану!». И за первый год Мустафа Барзани захватил под свой контроль практически все горные территории, население которых составляет почти полтора миллиона человек.

В 1970 году Саддам Хусейн и Мустафа Барзани подписывают договор, согласно которому у курдов имеется полное право на автономию. Изначально было сказано, что в течение 4 лет будет проведена разработка закона об автономии. Но в начале 1974 года в одностороннем порядке официальный Багдад принимает закон, который не устраивает курдов.

Автономию предоставили, но вот только Киркук (в котором огромные запасы нефти) остался за Ираком, курдов же оттуда чуть ли не насильно изгоняли. Территории эти заселялись арабами.

Курдистан во времена правления Саддама Хусейна

После поражения курдов в 1975 году началась массовая эмиграция на территорию Ирана. Ни о каком признании независимости Иракского Курдистана не могло быть и речи, равно как и о выборах и референдумах. Можно было сражаться с оружием в руках - именно это и произошло в 1976 году. Началось новое восстание под предводительством Джаляля Талабани. Но вот его сила сопротивления была просто ничтожной. Поэтому, хотя в трех провинциях и была провозглашена «автономия», она полностью подчинялась Багдаду.

В 1980 году началась а территория Курдистана стала полем боя. В 1983 году иранцы вторглись в Курдистан, за несколько месяцев взяв под свой контроль Пенджвин и площадь около него в 400 кв. км. В 1987 году иранцы добрались до Сулеймани, но были остановлены возле него. А в 1988 году Ирак полностью изгоняет противников с территорий Курдистана.

На заключительном этапе произошла чистка - более 180 тыс. курдов вывезли на армейских машинах и уничтожили. 700 тыс. человек было депортировано в лагеря. Из 5 000 курдистанских поселений было полностью уничтожено более 4 500, большая часть. Саддам с населением обращался жестко - деревни сносились бульдозерами, а люди, если могли, убегали в Иран или Турцию.

Настоящее время

На протяжении 1990-х происходит то, что было и раньше, - территории, которые исторически принадлежали курдам, тщательно зачищались. Коренное население изгонялось, иногда истреблялось. Все земли населялись арабами, уходили под полный контроль Багдада. Но в 2003 году началось вторжение войск США в Ирак. На стороне американских войск выступили Иракские курды. Многолетние притеснения Ираком этого народа сыграли свою роль.

Именно на территории Курдистана осуществлялась переброска американских военных. В конце марта контингент насчитывал 1000 бойцов. Но турки сдерживали высокую активность курдов - они грозили применить силу в случае вторжения в Мосул и Киркук.

После падения Багдада к курдам все же пришла автономия. На территории Курдистана развивается несколько тысяч компаний и упор делается на туризм - на древних землях есть, на что посмотреть. Для иностранных инвесторов вложения в Иракский Курдистан - это просто манна небесная, так как они на целых 10 лет освобождаются от уплаты каких-либо налогов. Активно развивается и нефтедобыча - можно сказать, что это основа экономики любой страны Ближнего Востока.


В мире есть много стран, не отмеченных на карте, но обладающих всеми атрибутами независимого государства. Всем известны Приднестровье, Абхазия, Тайвань, Косово. Однако названия эти на карте отыскать невозможно: многие народы, хоть и успели создать свои государства, до сих пор не признаны мировым сообществом.

Один из таких народов – курды. До недавнего времени они были самым многочисленным народом мира, не имеющим собственной государственности. Курдов в мире насчитывается до 30 млн человек, но территория их расселения, условно называемая Курдистаном, разделена между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. Положение курдов напоминает судьбу поляков после раздела Польши: один народ разделен границами и пограничными переходами.

Однако пятнадцать лет назад у курдов, живущих в Ираке, появился шанс создать собственное государство. Иракский Курдистан, он же «курдистанский регион» – курдское государственное образование в составе Ирака, существующее с 1991 года под мандатом ООН. После свержения Саддама Хусейна в 2003 году Иракский Курдистан получил широкую автономию и стало де-факто полунезависимым. На то, как строится это государство и так ли уж оно независимо, я захотел посмотреть во время своей поездки по Ближнему Востоку.

«Нет никакого Курдистана!»

В иракский Курдистан я попал в июне 2007 года в компании с польской девушкой Мартой после долгого путешествия автостопом по Турции. Знакомые, побывавшие на курдских землях годом ранее, рассказывали, что регион очень интересный, населен дружелюбными людьми, а попасть туда можно, даже не имея визы.

Надо сказать, что путешествовали мы и по турецкому Курдистану - территории на юго-востоке Турции, где курдское население составляет большинство. Впрочем, турки отрицают факт существования какого бы то ни было Курдистана. Курды не имеют даже автономии в составе Турции, и все мои попытки провести аналогии с Россией (я говорил, что у нас есть Tatarstan, Bashkortostan и даже Chechenistan) не приводили к успеху. «There is no Kurdistan» - эту фразу, как мантру, повторяли мне все англоговорящие турки.

Чувства турок легко понять. Бойцы Рабочей партии Курдистана уже много лет ведут террористическую борьбу за независимость. Стоит только заехать в этот регион, как через каждые 20-30 километров начнут попадаться блокпосты, а солдаты будут проверять документы у всех подозрительных незнакомцев.

Турки, особенно те, которые обитают далеко от Курдистана, охотно расскажут вам о диких курдах, которые живут по средневековым законам и взрывают турецких солдат.

Аллергия на слово «Курдистан» чуть было не привела к неприятностям на границе. Единственный пограничный переход между Турцией и иракским Курдистаном находится между турецким городом Силопи и курдским городом Закхо. Когда мы с Мартой доехали до турецко-иракской границы и дали свои документы на проверку турецким пограничникам, я неосторожно заметил, что мы едем в иракский Курдистан. Реакция была незамедлительной: «Нет никакого иракского Курдистана, есть только Ирак!»

После этого нас еще долго не хотели отпускать. Пограничники рассматривали наши паспорта и на смеси турецкого, английского и русского отговаривали нас от перехода границы:

В Ираке опасно, там война. Зачем вам туда идти?

Хотим попутешествовать, - устало отвечал я.

У вас нет иракской визы. Вас не пропустят.

Хорошо. Если не пропустят, мы вернемся обратно.

В конце концов пограничники из «первого эшелона» дали добро. Специально для нас они остановили такси и попросили водителя бесплатно подбросить нас до территории Ирака. Однако при подъезде к пограничникам, ставившим выездные штампы, возникли новые проблемы. Пограничник, сидящий в кабине, постарался выдумать целый букет причин, лишь бы не пустить нас через границу. Он даже сказал, что моя 23-летняя попутчица слишком молода для поездки в такую страну.

Нас развернули в обратном направлении и отправили к уже знакомым пограничникам. Там словесная перепалка длилась еще минут десять. Однако вскоре очередной таксист-турок, услышав о нашей проблеме, согласился поговорить с начальником пограничного перехода. Когда мы сказали, что едем в иракский Курдистан и виза нам не нужна, он насторожился:

Эй, аккуратней. Нет никакого Курдистана!

Ах да, простите. Я хотел сказать - в северный Ирак.

Ладно, я вас довезу.

Таксист доставил нас к зданию у пограничного перехода, забежал внутрь на полчаса, затем вышел и сказал, что скоро придет большой начальник и поможет нам.

Внутри здания было прохладно и темно. Несколько человек сидели в очереди и ждали, когда чиновники помогут им разрешить какие-то проблемы. В конце концов нас отвели к большому начальнику, и тот, осмотрев наши паспорта, дал добро. Так спустя полтора часа мы покинули территорию Турции.

Курдские пограничники оказались доброжелательнее, чем их турецкие коллеги. Нам пожелали приятного пути и сразу же поставили штамп о пересечении границы. Как и предупреждали мои знакомые, никакой визы для проезда в иракский Курдистан не потребовалось.

Если учесть, что в Ирак виза все-таки нужна, становится очевидна степень независимости курдского правительства: багдадские власти не помешали им установить свой визовый режим. При этом на том же штампе красуется надпись «Republic of Iraq - Kurdistan Region». То есть, добившись фактической независимости, формально курды признают, что находятся в составе единого Ирака.

"Дахук - бе пара, Эрбиль - пара"

Иракский Курдистан состоит из трех провинций: Эрбиль, Дахук и Сулеймания. Их общая площадь - около 40 тысяч квадратных километров, население - 3,5 млн человек. Курды, правда, живут и в других иракских провинциях, и теоретически иракский Курдистан мог бы быть приблизительно в два раза больше. Однако курдские провинции Киркук, Мосул и Дияла не входят в состав автономного региона, и для поездки на эти территории уже требуется виза Ирака.

Мы же въехали в ближайшую к Турции провинцию Дахук с одноименной столицей. Водитель, провезший нас через границу, остановился у выезда из приграничного города Закхо, и далее мы продолжили наше путешествие самостоятельно.

Продолжить его удалось не сразу: к нам тут же подошли солдаты и попросили пройти на блокпост. Кое-кто из них знал турецкий, поэтому я, используя слабые познания в этом языке, объяснил, что нам нужно в Эрбиль, но денег у нас немного, поэтому мы едем автостопом.

Это, кстати, главная особенность путешествия по иракскому Курдистану: полиция и военные часто задерживают и допрашивают путешественников. Но при этом ведут они себя очень дружелюбно и гостеприимно. Гостя из другой страны ждет непременная чашка чая в стеклянном стаканчике и любая помощь, которую военные по силам оказать.

Так и случилось: выслушав нас, солдаты сказали, что поймают для нас бесплатную машину. Они остановили первый попавшийся автомобиль и попросили водителя довести нас до города Дахук. Водитель ни слова не понимал ни по-английски, ни по-турецки, ни по-русски. Я же на курдском успел выучить только две фразы: «бе пара» (без денег) и «зор супас» (большое спасибо). Тем не менее мы с помощью жестов и интернациональных слов каким-то образом общались.

Водитель объяснил, что едет в Сулейманию. Я спросил, может ли он нас довести до Эрбиля, который будет ему по пути. Он попросил меня достать блокнот и написал на чистом листе бумаги: "$100». На мое удивление, мол, солдаты попросили подвезти нас бесплатно, он ответил:

Дахук - бе пара. Эрбиль - пара, - и кивнул на цифру.

Чуть позже он снизил цену до $30 и огорчился, узнав, что мы не заплатим даже этого.

Если не считать дискуссии с водителем, въезд в страну развеял все опасения, которые у меня были. Вот уж не думал, что на границе Ирака я увижу придорожные фонтанчики, клумбы с цветами и газоны. Впрочем, по дороге также попадались развалины и непонятные серые сооружения. Но все-таки иракский Курдистан совершенно не напоминал страну, в которой идет война. Впрочем, настоящей войны в этом районе не было уже более 15 лет.
В надписях у дороги использован арабский алфавит. Один из ощутимых результатов разделения двух народов: хотя язык у курдов один, турецкие курды имеют письменность на основе латиницы, а иракские - на основе арабcкой вязи (к слову сказать, в Советском Союзе также жило немало курдов, и советские лингвисты создали для них алфавит на основе кириллицы).

Меркантильный водитель вскоре привез нас в Дахук и оставил у станции такси. Таксисты тут же вытащили наши вещи из багажника, занесли внутрь, налили нам чаю и стали выяснять, откуда мы здесь взялись.

Мы с Мартой пили чай, объясняли, что ничего не понимаем, и только спрашивали: «Is there anybody who speaks English?» Рано или поздно такой человек нашелся. К таксистам зашел интеллигентный курд в белой рубашке. Он сказал, что по Курдистану путешествовать автостопом невозможно, и добавил, что нас посадят в какую-нибудь машину бесплатно. Нас действительно посадили в такси, где уже сидели два пассажира, и через несколько минут мы отправились в путь.

По дороге мы смогли в полной мере оценить уже центральные районы иракского Курдистана. По правде сказать, впечатление сложилось скорее негативное. По сравнению с оживленной, бурлящей, торгующей, строящейся Турцией эта страна выглядела довольно серо и безжизненно. По открывавшимся за окном пейзажам никак нельзя было сказать, что это - "житница Ирака». А между тем иракский Курдистан - один из основных сельскохозяйственных районов Ближнего Востока. В нем выращивалась большая часть иракской пшеницы, фруктов и почти весь табак. Но за окном была только холмистая пустынная местность без всяких признаков жизни.

Города по пути попадались нечасто. Редкие придорожные кафе, сколоченные из подручных материалов, чередовались с блокпостами, где в ожидании очередного автомобиля скучали солдаты с автоматами наперевес.

Блокпосты в иракском Курдистане, как и на юго-востоке Турции, попадаются через каждые 20-30 километров. Обычно солдат или полицейский заглядывает в салон, спрашивает о том, куда и зачем едут водитель и пассажиры, и пропускает мимо.

За время пути от Дахука до Эрбиля у нас трижды проверили документы. Нашими попутчиками были пожилой курд в чалме, отдаленно напоминающий бен Ладена, и солдат с бинтовой повязкой на глазу. Последний немного говорил по-английски и рассказал, что недавно подорвался на мине.

Курдские водители - это нечто необыкновенное. Такой стиль вождения редко встретишь в цивилизованной стране. Выезд на встречную полосу перед несущейся в противоположную сторону машиной, или, наоборот, езда на черепашьей скорости 50 километров в час в крайнем левом ряду - в порядке вещей. Наш водитель оказался редким лихачом, подрезал своих коллег, обгонял автомобили по встречной, успевая проскочить прямо перед носом 40-тонного грузовика.

Уже затемно мы приехали в Эрбиль - столицу иракского Курдистана. Таксист созвонился с нашим знакомым и привез нас в центр города. Здесь нас встретил Мохаммед - инженер из местной телекоммуникационной компании, с которым мы заранее списались по интернету. Он покатал нас по Эрбилю и вскоре привез к себе домой.

Дом Мохаммеда находился на окраине города в достаточно зажиточном спальном районе: повсюду стояли двухэтажные дома, обнесенные ограждением. Жил он с матерью, а еще к нему на несколько недель приехала погостить сестра с ребенком. За все время путешествия это было, пожалуй, самое шикарное место, в котором я только останавливался, а путешествовал я по гораздо более развитым странам.

День выдался насыщенным. Еще утром мы выехали из Диярбакыра, неофициальной столицы турецкого Курдистана, и вот уже находились в центре страны, не отмеченной на карте мира и официально являющейся частью самой горячей точки планеты - Ирака.

Эрбиль - столица Курдистана

Эрбиль, столица иракского Курдистана, - один из древнейших городов мира, существующий, по данным археологов, с 4 тысячелетия до нашей эры. Неподалеку от Эрбиля, в местечке Гавгамелы, Александр Македонский в 331 году до нашей эры одержал победы над персидским царем Дарием. Античные историки даже называли ее битвой при Арбелах (древнее название Эрбиля).

Позже город попадал под власть арабов, монголов, турок, англичан, а в 20-х годах прошлого века вошел в состав Ирака. В начале 1990-х годов, с обретением независимости, город был объявлен столицей иракского Курдистана. Население Эрбиля составляет почти 1 млн человек, здесь есть международный аэропорт и ряд важных предприятий.
Эрбиль - город одновременно новый и старый, ветхий и строящийся. Но это все-таки Азия, и европейский налет, который есть в соседней Турции, здесь ощущается гораздо меньше.

Дома в Эрбиле имеют характерный светло-коричневый цвет, словно все здесь сделано из песка. Центр города - странное сочетание трущоб и новых домов, чистых улиц и запущенных и забитых мусором переулков. Особое место, как и во всяком ближневосточном городе, здесь занимает рынок. Торгуют всем: стройматериалами, продуктами, одеждой, бытовыми электроприборами, книгами, детскими игрушками. Кажется, что у жителей города нет больше других занятий, кроме как стоять за прилавком и торговаться с покупателями, весьма редко подходящими к товарам.

За местной валютой надо обращаться не в обменные пункты, а к уличным менялам. Предприниматели сидят прямо на тротуаре, разложив на перевернутой вверх дном коробке пачки купюр разных стран. При предъявлении валюты они высчитывают на калькуляторе нужную сумму и отдают ее вам. Не слишком безопасный способ обмена: все видят, сколько денег и в какой карман ты положил.

А связь осуществляется посредством уличных телефонов-автоматов. Впрочем, автоматами их назвать сложно: рядом всегда находится специальный человек, которому нужно заплатить за пользование аппаратом немного денег.

Автобусов в Эрбиле очень мало, и это не самый популярный вид транспорта. Для поездок по городу жители предпочитают использовать такси. Таксисты перевозят сразу несколько человек, поэтому стоимость поездки для каждого из них сильно снижается. Так что короткая поездка в пределах города обойдется в 0,5-1 тысячу динаров (1,2 тысячи динаров приблизительно равны $1). Если же вы не любите тесноту и предпочитаете одиночество, можно заказать такси только для себя, но оно, разумеется, будет стоить намного дороже.

Иностранцев тут видят довольно редко, поэтому белый человек с фотоаппаратом вызывает бурные эмоции. Казалось, появление инопланетянина вызвало бы меньший интерес, чем наша прогулка рядом с курдами. Мы постоянно чувствовали себя в центре внимания. По улицам словно шла невидимая волна: плотники прекращали работу, мужчины за столиками уличного кафе прерывали разговор, торговцы отвлекались от своих товаров. Все устремляли взгляды на нас и только через несколько минут, осмыслив увиденное, возвращались к своим занятиям.

Особым успехом пользовалась Марта. Мусульмане вообще редко видят обнаженные женские ноги, а юбка моей попутчицы достигала лишь колен. Поэтому курды, широко раскрыв глаза, рассматривали эту раскрепощенную европейскую женщину, без стеснения разгуливающую с непокрытой головой и в юбке, которая по здешним меркам выглядит как самое радикальное мини.

Впрочем, любых женщин, не только раскрепощенных, на улицах Эрбиля встретишь редко. 80% прохожих составляют представители сильного пола. А женщины, как и положено в мусульманской стране, сидят дома с детьми и готовят ужин. Мужчины же торгуют, подметают улицы, готовят и разносят еду в ресторанах или просто сидят на низеньких стульях и обсуждают важные политические вопросы. Напоминают такие мужчины российских бабушек, сидящих весь день у подъезда и обсуждающих нравы современной молодежи.

Одежда местных жителей сочетает элементы европейского и восточного стиля. Кто-то носит джинсы и рубашку, кто-то - традиционный костюм с широкими штанами, несколько раз обернутым вокруг живота поясом и головным убором, который с некоторых пор ассоциируется с исламским терроризмом.

Над всем этим многообразием возвышается главная достопримечательность, которую видно почти из любой точки в центре Эрбиля. Исторический центр города, обнесенный высокой стеной, - цитадель, отдельные фрагменты которой, по некоторым данным, были построены еще в доисламские времена.

Собственно, когда-то весь город помещался в цитадели. Даже до недавнего времени здесь жили люди. Но несколько лет назад правительство переселило их вниз, в другие районы города, и сейчас это место стало совсем мертвым: если не считать парочки музеев и помещений для солдат, все остальные здания заброшены.

Согласно грандиозным планам местных властей там со временем появится огромный туристический комплекс, включающий рестораны, отели, музеи и магазины сувениров. Но пока все совершенно пустынно, и можно долго гулять по улицам, заваленным камнями и кирпичами, заходить в дома, заросшие сорняками, подниматься по полуобвалившимся лестницам на крыши и осматривать город с высоты. Всюду тихо, только ветер с шелестом разносит мусор.

Все-таки есть своя прелесть в таком месте, не испорченном туристским ажиотажем. Нет ни специальных дорожек, ни указателей, ни табличек с поясняющими надписями. Чувствуешь себя первопроходцем, который видит то, что до тебя почти никто еще не видел.

Один из немногих жителей, оставшийся здесь, - владелец магазина-музея у ворот цитадели. Он встретил нас у входа в музей, долго водил по залам и показывал экспонаты. Множество вещей: старинная утварь, книги, портреты исторических деятелей. Мы обнаружили путеводитель по Ираку, изданный еще в 1982 году, с улыбающимся Саддамом Хусейном на третьей странице. Пожалуй, позже ничего подобного в этой стране уже не выпускали: сначала регион затронула ирано-иракская война, потом война в Заливе, потом химическая атака на курдов, а затем американское вторжение и партизанские вылазки, продолжающиеся по сей день. Сейчас иракцам уже не до туризма.

Кстати, в музее среди записей в книге отзывов мы обнаружили запись археологов с Урала, побывавших здесь незадолго до нас.

Другая достопримечательность - Минарет-парк, который еще недостроен и готовится в будущем стать главным местом отдыха для эрбильцев. Днем он совершенно пуст. Деревья здесь посадили недавно, и они еще не выросли настолько, чтобы отбрасывать большую тень, так что почти везде в парке было жарко и сухо. Минарет, большая башня с отломленной вершиной, одиноко стоял в окружении газонов и низеньких деревьев.

Довольно далеко от центра находится большая мечеть, построенная совсем недавно. Внушительное здание песочного цвета с двумя высокими минаретами украшено отрывками из Корана. Во дворе и внутри почти никого не было, а чтобы попасть туда, нужно было попросить охранника отворить ворота. Он поинтересовался, какой телеканал мы представляем, но, узнав, что мы туристы, все-таки пропустил.

Из вещей, которые прочно связывают регион с Ираком, главное место занимает валюта - здесь в ходу иракские динары. Старые купюры с Саддамом Хусейном уже изъяты из обращения, вместо них напечатали новые деньги, на которых изображены известные иракские достопримечательности. А вот иракского флага в Эрбиле не встретить, везде висят курдские флаги - горизонтальные красная, белая и зеленая полосы с солнцем посередине.

В качестве сувенира можно купить карту Курдистана. Этот образчик картографической фантазии заслуживает особого внимания. На нем обозначены территории, где проживают курды, - от Кавказа на севере до Киркука на юге, от Сирии на западе до Ирана на востоке. Это то государство, которое пока можно представить только в воспаленном воображении, ибо сложно предположить, что Иран, Сирия, Турция согласятся уступить хотя бы пядь своей земли.

По всему городу стоят памятники, посвященные различным деятелям курдского народа, мечети, новые торговые центры и магазины. А люди хоть и удивляются визиту заграничных гостей, но настроены очень дружелюбно и стараются показать, что вы находитесь в столице непризнанного и маленького, но гордого и независимого государства.

Турецко-иракская граница. Сидим на погранпереходе










Дахук





Эрбиль




У входа в цитадель










































































Карта Курдистана - включает часть территории Ирака, Турции, Сирии, Ирана и даже кусочек Армении

- (перс. страна курдов) территория в Зап. Азии, в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии, главным образом в Курдистанских горах. Населена в основном курдами … Большой Энциклопедический словарь

Остан на 3. Ирана. Название от этнонима курды; стан иран. страна, т. е. страна курдов. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Курдистан … Географическая энциклопедия

Курдистан - (Kurdistan), гористая обл., разделенная между Турцией, Ираном и Ираком (небольшие р ны находятся в Сирии и Армении), населенная курдами, исповедующими ислам. Движение курдских националистов в Османской империи возникло в кон. 19 в.; после 1 й… … Всемирная история

- (Страна курдов) горная область в Малой Азии. Входит в состав Турции, Ирана, Ирака, Сирии. Нас. ок. 8 млн. чел. (1963), из к рых ок. 80% курды; остальные турки, арабы, армяне, айсоры и др. Осн. нас. кочевые и оседлые племена, занимающиеся… … Советская историческая энциклопедия

- (перс. страна курдов), территория в Западной Азии, в пределах Ирана, Турции, Ирака, Сирии, главным образом в Курдистанских горах. Населена в основном курдами. * * * КУРДИСТАН КУРДИСТАН (перс. страна курдов), территория в Зап. Азии, в пределах… … Энциклопедический словарь

- (перс., буквально страна курдов) горная область в Западной Азии, населённая в основном курдами (См. Курды). Большей частью К. расположена в пределах Армянского и Иранского нагорий. Название применяется главным образом в этногеографическом … Большая советская энциклопедия

- (т. е. страна курдов) часть передней Азии, от южного склона Армянской возвышенности до Тигра, между 34 и 39° с. ш. и 38 и 48° в. д. Она обнимает пограничные земли Персии и Малоазиатской Турции; на 3 простирается до изгиба, образуемого Евфратом у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (страна курдов) тер. в Зап. Азии, в пределах Турции, Ирана, Ирака и Сирии. В 1913 на тер. Иранского Курдистана, занятого войсками низложенного шаха Мухамеда Али Мирзы, на марках Персии (см. ИРАН) 1911 13 сделана надпечатка имени шаха… … Большой филателистический словарь

Курдистан - іменник чоловічого роду регіон в Азії … Орфографічний словник української мови

Курдистан - остан на 3. Ирана. Название от этнонима курды; стан иран. страна, т. е. страна курдов … Топонимический словарь

Книги

  • Восстание меньшинств. Косово. Молдавия. Украина. Грузия. Курдистан: Сборник
  • Восстание меньшинств. Косово. Молдавия. Украина. Грузия. Курдистан , . Брошюру можно трактовать как своего рода справочник по географии тлеющих конфликтов, каждый из которых может в любой момент перейти в острую фазу. Как показывают авторы, знающие проблему…

Фик-си-ро-ван-ных гра-ниц не име-ет. Бо́льшая часть Курдистана рас-по-ло-же-на в пре-де-лах Ар-мян-ско-го и Иран-ско-го на-го-рий.

Пер-вое упо-ми-на-ние о Курдистане от-но-сит-ся к XII веку. В этот пе-ри-од сул-тан Сель-джук-ской им-пе-рии Му-из ад-Дин Ах-мад Санд-жар (1118-1157 годы) соз-дал про-вин-цию Курдистан с цен-тром в Ба-ха-ре. Ею управ-ля-ли по-лу-не-за-ви-си-мые курд-ские ди-на-стии (Ай-ю-би-ды, Ха-сан-вай-хи-ды, Мар-ва-ни-ды и другие). В 1-й половине XVI века за Курдистан раз-вер-ну-лась борь-ба ме-ж-ду Ос-ма-на-ми и Се-фе-ви-да-ми. По-сле Чал-ды-ран-ско-го сра-же-ния 1514 года западные, южные и центральные рай-оны Курдистана ото-шли к Ос-ман-ской им-пе-рии, а вос-точ-ные - к Ира-ну. В 1639 году этот раз-дел был под-твер-ждён ос-ма-но-иранским до-го-во-ром в городе Кас-ре-Ши-рин. На тер-ри-то-рии Ос-ман-ской им-пе-рии сло-жи-лись курд-ские кня-же-ст-ва Бох-тан, Ха-кя-ри, Бах-диа-нан, Со-ран и Ба-бан, на тер-ри-то-рии Ира-на - княжество Ар-де-лан.

В начале 1820-х годов вновь обо-ст-рил-ся кон-фликт из-за Курдистана ме-ж-ду Ос-ман-ской им-пе-ри-ей и Ира-ном, за-кон-чив-ший-ся под-пи-са-ни-ем Эр-зе-рум-ско-го мир-но-го до-го-во-ра 1823 года, ко-то-рый за-кре-пил преж-ние до-го-во-рён-но-сти ме-ж-ду эти-ми стра-на-ми о раз-де-ле Курдистана. В 1837-1852 годах ли-ше-ны ав-то-но-мии курд-ские кня-же-ст-ва Ос-ман-ской им-пе-рии (вклю-че-ны в со-став Мо-суль-ско-го ви-лай-е-та), в 1860 году - Ира-на.

В 1-й половине XIX века в Ос-ман-ской им-пе-рии про-изо-шёл ряд круп-ных вос-ста-ний кур-дов (в Бох-та-не под пред-во-ди-тель-ст-вом Бадр-хан-бе-ка, в Со-ра-не - под руководством Мир Му-хам-ме-да и других), це-лью ко-то-рых бы-ло рас-ши-ре-ние тер-ри-то-рии курд-ских эми-ра-тов. К началу 1850-х годов эти вос-ста-ния бы-ли же-сто-ко по-дав-ле-ны войсками сул-та-на. Во 2-й половине XIX века курд-ские вос-ста-ния во-зоб-но-ви-лись: в 1854-1855 годах под пред-во-ди-тель-ст-вом Ез-дан-ши-ра, в 1880-1882 годах - под руководсвом шей-ха Обей-дул-лы.