Лицензия на эксплуатацию котельной и тепловых сетей. Сети газопотребления: эксплуатируем в рамках закона Регистрация котельной в ростехнадзоре документы


В феврале-марте 2017 года обновлена процедура регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре. В частности, вступили в силу новые нормативно-правовые акты, установившие ряд требований к внесению сведений об ОПО в реестр Ростехнадзора. А именно:
  • Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».
  • Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 «Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов».
Как же регистрировать ОПО по новым правилам? Ответ на этот вопрос мы дадим в данной статье.

Идентификация ОПО

Перед началом регистрации проводится идентификация ОПО. То есть эксплуатирующая (или приглашенная экспертная) организация, ориентируясь на Приложении № 1 к Федеральному закону №116-ФЗ от 21.07.1997 г.:
  • решает, относится ли объект к категории опасных производственных;
  • выявляет все возможные признаки опасности объекта с учетом их количественных и качественных характеристик;
  • проверяет, учтены ли все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности.
В ходе указанных выше действий владелец ОПО анализирует (п. 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО):
  • проектную документации (документацию) объекта;
  • обоснование безопасности ОПО (в случае его разработки);
  • декларацию промышленной безопасности (в случае ее разработки);
  • технологические регламенты;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений;
  • сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификации установленного оборудования;
  • документацию (паспорта, руководства по эксплуатации и т.д.) на технические устройства, используемые на объекте;
  • данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.
На основании данных идентификации владелец объекта (или приглашенная экспертная организация) заполняет . При подаче документов на регистрацию Ростехнадзор проверяет правильность проведенной идентификации, а также присвоения наименования и класса опасности ОПО.

Регистрация ОПО

Согласно п. 14 Требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495, владелец ОПО (эксплуатирующая организация) не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта подает в Ростехнадзор документы на его регистрацию.

Пакет документов, предоставление которых требует регистрация ОПО , может включать в себя (п. 19-21 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494):

1. Заявление о регистрации ОПО.

2. Сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах) по форме Приложению № 4 к Административному регламенту (утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494).

3. Копии документов, подтверждающих право владения ОПО (в том числе земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещаются ОПО).

4. Обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения ЭПБ (в случаях, установленных п. 4 статьи 3 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).

5. Текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).


Обратите внимание ! Документы, указанные в п. 1-3 списка, являются обязательными для всех категорий ОПО.

С 14 февраля 2017 года документы на регистрацию ОПО подаются только в управление Ростехнадзора по юридическому адресу владельца объекта, независимо от места нахождения ОПО.

Территориальный орган Ростехнадзора (по юр. адресу) теперь сам согласовывает Сведения, характеризующие ОПО, с управлением ФСЭТАН, на территории которого расположен объект и которое осуществляет надзор за ним.

В свою очередь, «надзирающее» управление Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней передает в «регистрирующий» орган ФСЭТАН заключение о полноте и правильности проведения идентификации ОПО. То есть, по сути, согласовывает (или не согласовывает) Сведения, характеризующие ОПО.

Если Ростехнадзор сомневается в правильности проведенной идентификации или качестве (полноте) представленных сведений, он может дополнительно запросить у владельца ОПО следующую информацию:

1. Уставные документы организации, в том числе сведения об ее структуре.

2. Генеральный план, экспликация зданий и сооружений.

3. Данные:

  • о количестве опасных веществ, в том числе более подробные сведения об опасных веществах (годовая потребность или объем закупок согласно бухгалтерским документам и т.д.);
  • о проектной мощности резервуаров (емкостей) с опасными веществами;
  • о численности обслуживающего персонала на объекте.
4. Сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах ОПО.

5. Сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах.

6. Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО (разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию/пуска в работу и т.д.)

С 14 февраля 2017 года изменился не только состав, но и формы документов, которые подаются на регистрацию ОПО. Поэтому считаем важным рассмотреть некоторые из них более подробно.

Заявление на регистрацию ОПО

Шаблон этого документа вы также можете скачать на сайте вашего территориального управления Ростехнадзора.

Заявление на регистрацию ОПО включает в себя:


1. Сведения о заявителе (подробные реквизиты).

2. Краткую информацию об ОПО (согласно п.п. «2» п. 20 Административного регламента).


Ниже мы представим образец заполненного заявления на примере ОПО «Участок транспортный».

Обратите внимание ! В заявлении не допускается:

  • исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  • двусторонняя печать на бумажном носителе;
  • скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя.
Сведения, характеризующие ОПО

Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование и место нахождения ОПО;
  • признаки опасности ОПО;
  • класс опасности ОПО;
  • классификация ОПО по типам, указанным в Приложении №2 к Федеральному закону №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
  • виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
  • информация о заявителе (владельце ОПО);
  • реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
  • сведения о составе ОПО (как раньше) - перечень площадок, технических устройств и т.д.
Обратите внимание ! С 14 февраля 2017 года Карты учета ОПО отменены .

Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 Требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495.

Ниже мы представим заполненные Сведения, характеризующие ОПО, на примере объекта «Участок транспортный».

Документы, подтверждающие право владения ОПО

Документы должны подтверждать основание и/или право, по которому заявитель (организация, которая подает документы на регистрацию ОПО) владеет опасным производственным объектом (его составными частями). Ими могут быть:

  • Свидетельство о праве собственности/договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на земельные участки, производственные площадки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО.
  • Договор купли-продажи и/или ПТС (например, для мобильных подъемных сооружений - автокраны, манипуляторы, автоподъемники, вышки и т.д.).
  • Договор на эксплуатацию объекта, заключенный с владельцем ОПО и проч.
Добавим конкретики. Например, для сетей газопотребления документами на право владения станут:
  • Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на здание котельной, а также вспомогательные строения и сооружения.
  • Свидетельство о собственности на внешний (надземный или подземный) газопровод, который входит в состав ОПО и числится у вас на балансе. В этом случае Ростехнадзор может запросить документ о праве владения земельным участком, по которому пролегает газопровод.
  • Договор на эксплуатацию объекта (либо договор оперативного управления объектом), заключенный с владельцем ОПО, если речь идет об эксплуатирующей организации. В этом случае Ростехнадзор в любом случае запросит документы, указанные выше, которые есть у собственника ОПО.
Для стационарно установленных ГПМ подойдут:
  • Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на площадку с установленным ГПМ (стройплощадка, цех и т.д.).
  • Договор купли-продажи ГПМ.
  • Договор подряда (или иной договор о выполнении работ/оказании услуг с использованием ГПМ) с непосредственным владельцем/арендатором площадки, на которой ведутся работы с применением ГПМ.
В случае с мобильными ПС (краны и подъемники на автомобильном шасси), а также передвижными цистернами (сосудами) право владения подтверждают:
  • Договор купли-продажи (лизинга) и/или ПТС.
  • Документ на право владения (собственность, аренда, оперативное управление, хоз. ведение) площадкой, на которой объекты будут базироваться (куда будут возвращаться после выполнения работ), проходить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт.
Отдельные разделы проектной документации

Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) предоставляется для регистрации ОПО, в состав которых входят объекты капитального строительства.

Это могут быть, к примеру, сети газопотребления, которые включают в себя здание котельной. Или склад (склады) хранения опасных веществ.

  • Проектная документация на строительство, реконструкцию, капительный ремонт ОПО подлежит экспертизе (государственной или негосударственной) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
  • Проектная документация на техническое перевооружение (а также консервацию и ликвидацию) ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности (статья 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).
Подавая в Ростехнадзор часть проекта при регистрации ОПО, вы должны указать реквизиты положительного заключения соответствующей экспертизы.

Если объект капитального строительства уже был в эксплуатации, и проект на него утерян, то заменой документу может стать заключение экспертизы промышленной безопасности , зарегистрированное в Ростехнадзоре.

Результаты регистрации ОПО

Если вы правильно провели идентификацию ОПО, верно заполнили заявление и Сведения, предоставили полный пакет документов, сообщили Ростехнадзору корректную и достоверную информацию, то максимум через 20 рабочих дней вы получите:
  • Свидетельство о регистрации ОПО.
  • Сведения, характеризующие ОПО, которые согласованы Ростехнадзором.
Вашему объекту (объектам) будет присвоен класс опасности, а также регистрационный номер из трех групп знаков, разделенных тире (дефисом), в формате XXX-XXXXX-XXXX, который является идентификатором регистрирующего органа, эксплуатирующей организации и самого ОПО.

После регистрации ОПО можно приступать к разработке нормативно-технических документов (ППК, ПМЛА и т.д.), а также к получению лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию вашего объекта (для ОПО 1-3 классов опасности).

Лицензией на эксплуатацию котельного помещения и тепловой сети является документ гос образца, который разрешает эксплуатацию котельного помещения и оборудования.

Согласно существующему положению, лицензия на право эксплуатировать котельное помещение должна быть выдана не позднее, чем через 45 рабочих дней после подачи всей необходимой пакетной документации.

Нужна ли лицензия на эксплуатацию газовой котельной

Котельные помещения и тепловые сети могут являться или не являться опасными производственными объектами. Существуют критерии, которые указывают на необходимость получения лицензии. К таковым относится оборудование и различные вещества, которые используются или хранятся внутри котельной или на прилегающей территории:
1. ТУ, работающие под избыточным давлением;
2. Резервные запасы топлива массой от 1000 тонн;
3. Работа котельного ТУ на газе;
4. Котельная занимается теплоснабжением населения или социально значимой категории потребителей.
В случае, если котельная относится к 4 классу опасности, то ее лицензирование не является обязательным.

Получение лицензии Ростехнадзора на газовую котельную

Существует несколько обязательных процедур, без которых получение лицензии невозможно:
1. Получение Акта ввода в эксплуатацию котельной. Данный Акт должен быть подписан всеми членами приемной комиссии;
2. Земля или объекты, на ней находящиеся, должны быть оформлены либо в долгосрочную аренду, либо находиться во владении;
3. Наличие договора о поставке котельного оборудования;
4. В паспорте на применяемое ТУ, должны стоять отметки Ростехнадзора о регистрации данного ТУ;
5. Котельная, а также теплосети и т.д. должны быть обязательно зарегистрированы в реестрах Ростехнадзора. Кроме того, всем объектам, находящимся на территории котельной, должен присваиваться тот или иной класс опасности.
Если все перечисленные требования удовлетворены, то необходимо сформировать заявление и подготовить пакет документов в отдел лицензирования при Ростехнадзоре по месту регистрации котельной. Документы должны быть рассмотрены в течение 3 дней, после чего выносится заключение о соответствии их требованиям.
Если возникают какие-либо сомнения в достоверности предоставленных данных, либо пакет не является полным, то он возвращается на доработку. Если все в порядке, то он передается дальше по инстанции, где рассматривается еще в продолжении 2-3 недель.

Перечень документов необходимых для лицензирования газовой котельной

1. Подтверждающая документация на право собственности или аренду;
2. Оригиналы платежных поручений на оплату пошлины;
3. Документация, подтверждающая ввод объекта в эксплуатацию;
4. Сертификат, подтверждающий соответствие техническим регламентам и разрешения на использование ТУ;
5. Положение о проведении производственного контроля;
6. Планы мероприятий по ликвидации аварийной ситуации;
7. Протокол аттестации сотрудников на право эксплуатации котельной;
8. Подтверждение наличия финансовых средств и иного вида ресурсов для локализации и предотвращения последствия аварии;
9. Декларацию пром безопасности ОПО соискателя лицензии;
10. Список приборов и систем для осуществления контроля соблюдения условий аварийной безопасности;
11. Копию договора на обслуживание котельной спасательными службами;
12. Копию страховых полисов ОСГО на ОПО.
Наша компания окажет все необходимое содействие в получении лицензии для вашей котельной. Мы работаем в Тюменской области и по городу Тюмени, а также в таких регионах, как ХМАО и ЯНАО.


«Хотим приобрести в организацию компрессор. Давление компрессора 1МПа, объем 0,5 м³ ресивера. Данный компрессор не требует регистрации в Ростехнадзоре (ФНП №116 п.215 п.п.1). Будет ли объект (цех) нашей организации ОПО и требуется ли его регистрация в государственном реестре ОПО?»

В соответствии с пунктом 215 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 и зарегистрированных Минюстом России 19 мая 2014 г., per. № 32326, (далее - ФНП) указанный Вами компрессор с ресивером объемом 0,5 м³ учету не подлежит. В соответствии с п. 217 ФНП оборудование, не подлежащее учету, к опасным производственным объектам не относится и регистрации в государственном реестре не подлежит.

12 февраля 2019 года


«Какие требования предъявляются к организациям, осуществляющим освидетельствование газовых баллонов? Какой перечень документов необходим для получения клейма, применяемого при освидетельствовании газовых баллонов под КПГ (более 100л)?»
Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением:
Требования к организациям, осуществляющим освидетельствование баллонов, указаны в п.п. 486, 488 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 и зарегистрированных Минюстом России 19 мая 2014 г., per. № 32326 (далее - ФНП). Результаты технического освидетельствования баллонов объемом более 100 л заносятся в паспорт. Клеймо на такие баллоны не ставят в соответствии с требованием п. 494 ФНП.

04 февраля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«По каким видам деятельности должен быть аттестован персонал специализированной организации, выполняющей работы по ремонту крановых путей с последующей планово-высотной съемкой?»

Требования к работникам специализированной организации изложены в пунктах 20-22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным Минюстом России 31.12.2013, регистрационный № 30993 (далее - ФНП).
В соответствии с пунктом 20 ФНП работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал - лица рабочих профессий) основных служб организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям, в том числе:
к) иметь документы, подтверждающие прохождение в установленном порядке профессионального обучения по соответствующим видам деятельности рабочих специальностей (для персонала), а сварщики - быть аттестованными в установленном порядке в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 октября 1998 г. № 63 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 1999 г., регистрационный № 1721); Технологическим регламентом проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденным постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 25 июня 2002 г. № 36 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2002 г., регистрационный № 3578);
н) быть аттестованными в установленном порядке (только специалисты) на знание требований настоящих ФНП, касающихся заявленных видов работ на подъемных сооружениях (области аттестации А.1 и Б.9.33).

01 февраля 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«Потеряли протокол на электромонтера, который проходил аттестацию в ноябре 2018 г. в комиссии Северо-Западного управления Ростехнадзора на IV группу по электробезопасности. Каким образом можно восстановить данный протокол?»

Для получения дубликата протокола работнику организации необходимо представить в Управление следующую информацию:
  • фамилия, имя, отчество;
  • название организации, от которой он проходил проверку знаний;
  • дату проверки знаний.
14 января 2019 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Обязан ли, назначенный приказом руководителя ответственный за организацию эксплуатации и технического обслуживания лифтового хозяйства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проходить аттестацию в Центре оценки квалификаций (ЦОК)?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с требованиями п. 4 (c) «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 22.12.2018 № 1639 (далее Правила), организация безопасного использования и содержания объекта (лифта) обеспечивается владельцем объекта и включает, в том числе, назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, к должностным обязанностям которого относится обеспечение реализации мер, предусмотренных пунктом 4 Правил. Уровень квалификации персонала, выполняющего работы по монтажу (демонтажу), обслуживанию и ремонту объектов (лифтов), должен соответствовать требованиям профессиональных стандартов.
Пунктом 3 Правил определено понятие «квалифицированный персонал» - физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
С учетом требований Федерального закона «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ соответствие персонала требованиям профессиональных стандартов подтверждается результатами независимой оценки квалификации, которая проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О независимой оценке квалификации», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204 утверждены «Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». Иная форма подтверждения соответствия персонала требованиям профессиональных стандартов не предусмотрена.
Таким образом, лица, ответственные за организацию эксплуатации объекта (лифта) и лица, ответственные за организацию обслуживания и ремонта объекта, подтверждают свою квалификацию результатами независимой оценки квалификации, проводимой в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций с учетом изложенных выше требований.

2018 год

05 декабря 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Мы продаем опасный производственный объект - сети газопотребления (3 класс) другому юридическому лицу. В последующем хотим взять в аренду данное ОПО у этого юр. лица. Какие документы нужны для снятия регистрации с нашего предприятия и передачи для регистрации ОПО другому юр. лицу? Какие документы нужны для аренды данного ОПО?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:
В случае продажи Вашей организацией опасного производственного объекта (ОПО) другому юридическому лицу с последующей арендой этого ОПО у нового владельца следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Договор аренды является одним из законных оснований для эксплуатации объекта, таким образом, статус Вашей организации как эксплуатирующей ОПО III класса опасности и обязанной выполнять весь комплекс соответствующих требований промышленной безопасности не изменится.
В данном случае Вам будет необходимо обратиться с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре ОПО, в части изменений сведений об эксплуатирующей организации (статус владельца сменился на статус арендатора).
Договор аренды заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации, в данном случае – нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

20 ноября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«У организации имеются 4 лифта: 2 грузовых, 2 пассажирских (замены и модернизации не производилось). Необходимо ли регистрировать данные лифты в Ростехнадзоре? Если да, то каков порядок действий?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорог), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене», в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорог) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743, далее по тексту - Правила), для их постановки на учет уведомления направляются в соответствующий уполномоченный орган Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» в срок, не превышающий 4 месяца со дня вступления в силу указанных Правил, который истек 31.12.2017 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» от 13.05.2013 № 407 определено, что органы Ростехнадзора осуществляют государственный контроль за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (утв. Решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824, далее по тексту Технический регламент) в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации.
Таким образом, в соответствии с п. 1, п. 2 (б) Правил, настоящие Правила устанавливают требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитене. Требования настоящих Правил не распространяются на грузовые лифты, которые предназначены только для подъема и спуска грузов, а также конструктивные особенности, размеры кабины и двери шахт которых не допускают свободного допуска в них человека.
Вся необходимая информация, образцы документов, предназначенные для постановки на учет лифтов, размещены на официальном сайте Северо-Западного управления Ростехнадзора (www.сайт).

09 ноября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Должны ли все члены аттестационной комиссии организации быть аттестованными по тем областям аттестации по промышленной безопасности, по которым они проводят экзамены? Или достаточно одному члену комиссии быть аттестованным по этой области, а остальным - по общим требованиям и другим видам надзора?»


Порядок организации подготовки и аттестации специалистов поднадзорных Ростехнадзору организаций определен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37. Члены аттестационных комиссий, поднадзорных Ростехнадзору организаций, должны быть аттестованы по областям аттестации, по которым проводятся экзамены, в соответствующей аттестационной комиссии Ростехнадзора в зависимости от места нахождения производственных объектов и численности работников поднадзорной организации.

29 октября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«В организации планируется капитальный ремонт электроустановки. Мощность, категорийность, функциональность электроустановки меняться не будет. Необходимо ли получать Акт допуска в эксплуатацию после проведения капитального ремонта электроустановки?»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, получение разрешения на допуск в эксплуатацию является обязательным для новых и реконструированных электроустановок, независимо от их мощности, электроснабжение которых осуществляется по действующему договору электроснабжения. Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки после проведения капитального ремонта, при условии отсутствия изменения параметров и характеристик электроустановки в целом (включая технико-экономические показатели), а также необходимости выполнения действий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, правилами не предусмотрена.

12 октября 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Можно ли провести аттестацию руководителя предприятия по промышленной безопасности в комиссии, созданной в организации (члены аттестационной комиссии аттестованы по промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора)?»

Отвечают специалисты территориальной аттестационной комиссии:
В соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37), аттестация руководителей и их заместителей, членов аттестационной комиссии организации, проводится в Центральной и Территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора в зависимости от численности организации.

10 сентября 2018 года
:

«На оборудовании, работающем под давлением, было проведено гидравлическое испытание (ГИ) специализированной организацией. Записи в паспортах о проведении ГИ и о следующем сроке были внесены. Какие из документов (акты, сертификаты, протоколы и т.п.) требуется запрашивать от специализированной организации или записи в паспорте достаточно?»


Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО :
В соответствии с требованием п. 364 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давление» (приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, зарег. Минюстом России 19.05.2014, рег. № 32326) (далее – ФНП), результаты технического освидетельствования должны быть записаны в паспорт оборудования, работающего под давлением, лицами, проводившими техническое освидетельствование. Представление иных документов ФНП не предусмотрено.

Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Требуется ли при получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки предъявлять акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон, предусмотренный Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212?»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В связи с внесением изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), требования об оформлении акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон утратили силу.
Следует отметить, что установление границ балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрено в форме акта об осуществлении технологического присоединения (приложение № 1 к Правилам), который оформляется после выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
Таким образом, для получения разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок не требуется предоставление акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пункту 88 Правил выполнение заявителем технических условий подтверждается актом о выполнении технических условий. В этой связи, для принятия решения о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, у заявителя может быть запрошен акт о выполнении технических условий.


27 августа 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :


«Необходимо ли выдавать удостоверения на право работы на объекте открытых горных работ для дробильщиков и слесарей передвижного дробильно-сортировочного комплекса, расположенного в границах горного отвода карьера?»


Отвечают специалисты отдела надзора за безопасностью ведения горных работ :
Требования для рабочих, ведущих горные работы, работы по переработке полезных ископаемых, установлены пунктом 31 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» (зарегистрированы Минюстом России 02.07.2014 рег. № 32935), в котором указано, что «рабочие, ведущие горные работы, работы по переработке полезных ископаемых, должны иметь профессиональное образование, соответствующее профилю выполняемых работ, должны быть обучены безопасным приемам работы, знать сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях, места расположения средств спасения и пожаротушения и уметь ими пользоваться…», следовательно, рабочие должны иметь документы, подтверждающие выполнение указанных требований.

21 августа 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :


«На предприятии имеется мостовой кран грузоподъемностью 20 т. с управлением из кабины, который состоит на учете в Ростехнадзоре. На настоящий момент собственник планирует провести работы по демонтажу кабины управления, уменьшению грузоподъемности (не более 10 т) и переводу крана на управление с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта. Какой комплект документации в данном случае потребуется от собственника для снятия данного крана с учета в Ростехнадзоре? Обязательно ли проведение экспертизы промышленной безопасности по результатам выполнения указанных работ?»


Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями :
В соответствии с требованиями п. 3 (а) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее - ФНП), указанные ФНП распространяются на грузоподъемные краны всех типов. При этом, согласно требованиям п. 148 (а) ФНП, не подлежат учету в органах Ростехнадзора (федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов - ОПО) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления.
Снятие подъемного сооружения (ПС) с учета в органах Ростехнадзора производится путем внесения соответствующих изменений в сведения, характеризующие ОПО и содержащиеся в государственном реестре ОПО. В этих целях заявителем (владельцем ОПО) с учетом требований пп. 24, 25 «Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494, представляются, в том числе, документы, подтверждающие фактическое выполнение работ по переводу ПС в разряд не подлежащих учету.
К указанным документам относится предусмотренный п. 98 ФНП протокол контроля качества ремонта (реконструкции), подтверждающий качество выполненных работ, включая демонтаж кабины управления мостового крана. Проведение экспертизы промышленной безопасности ПС, не подлежащего учету в органах Ростехнадзора, не требуется на основании п. 264 ФНП.

09 августа 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :


«Наша организация имеет бессрочную лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на участок сети газопотребления. Можем ли мы в данную лицензию внести место осуществления лицензируемого вида деятельности? Юридическое лицо не меняется, остается прежним.»

:
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае изменения или добавления адреса осуществления лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению в порядке, предусмотренном данным федеральным законом.
Таким образом, в случае изменения или добавления адреса осуществления лицензируемого вида деятельности, организация (лицензиат) обязана обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии.

10 июля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :


«Прошу Вас уточнить, какой пакет документов нужен для регистрации трубопроводов в котельной».


Отвечают специалисты отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением :
С 22 декабря 2014 г. не подлежат применению требования Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, в связи с чем процедура регистрации котлов, сосудов, трубопроводов пара и горячей воды отделом по надзору за оборудованием, работающим под давлением, не осуществляется.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 г. № 116 утверждены и введены в действие с 22 декабря 2014 г. Федеральные нормы и правила в области, промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП), в которых указан порядок ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета оборудования.
В соответствии с п. 216 ФНП (с изменениями, утвержденными приказом Ростехнадзора от 12.12.2017 № 539), для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу опасном производственном объекте (далее - ОПО), определенный комплект документов.
Дополнительно сообщаю, что ФНП не распространяются на технологические трубопроводы для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред.


07 июня 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«На участке, находящемся в собственности, планируется демонтаж одноэтажных зданий, а именно гаражей, хранилища, складов, до уровня фундамента. Нужны ли в данном случае какие - либо разрешающие документы от Ростехнадзора?»

Отвечают специалисты межрегионального отдела по государственному строительному надзору:
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор полномочиями выдачи разрешения на демонтаж не наделен.
Обращаем внимание, что в случаях, установленных ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – Кодекс), в состав проектной документации объекта капительного строительства включается раздел проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капительного строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капительного строительства, их частей, для строительства, реконструкции других объектов капительного строительства). При этом, в соответствии со ст. 54 Кодекса, соблюдение требований проектной документации, в том числе по сносу или демонтажу, является предметом государственного строительного надзора.

06 июля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом :

«Нужно ли проводить переаттестацию руководителей и специалистов по эксплуатации газораспределения и газопотребления на ОПО (котельная), в связи с выходом новых правил Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ" (приказ № 485 от 20.11.2017, введены 26.06.2018)?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления :
Порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций по вопросам безопасности установлен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37).
В связи с вступлением в силу 26.06.2018 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 № 485 (далее – Правила), Вам надлежит привести в соответствие с требованиями Правил должностные инструкции инженерно-технических работников, связанных с руководством газоопасными, огневыми и ремонтными работами, а также производственные инструкции для персонала, выполняющего данные работа. Проводить переаттестацию не требуется.


17 мая 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«В соответствии с п.п. 4(р) Постановления правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743, требуется ли сотруднику, ответственному за безопасную эксплуатацию лифтов проходить квалификационный экзамен по специальности "Специалист по организации эксплуатации лифтов" 6 уровень квалификации или "Специалист по организации технического обслуживания и ремонта лифтов" 6 уровень квалификации, если проведено обучение ответственного работника в учебной организации по программе повышения квалификации "Безопасность лифтов" 16 часов? Обслуживание и ремонт лифтов производит специализированная подрядная организация.»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Согласно п.п. 4 (р), 4 (с) «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743), владельцем объекта назначается распорядительным актом лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта из числа квалифицированного персонала. При это, квалификация работников владельца объекта и специализированной организации (в случае заключения владельцем объекта с ней договора), участвующих в использовании и содержании объекта, должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов, устанавливающих в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации квалификационные требования и характеристики, необходимые для осуществления соответствующих трудовых функций.
Документы об образовании и (или) о квалификации, выдаваемые образовательными организациями, являются подтверждением освоения образовательных программ и не являются документами независимой оценки квалификации, проводимой центрами оценки квалификации в порядке, установленном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации», от 03.07.2016 № 238-ФЗ.
На данный момент федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление указанных работ, на соответствие требованиям профессиональных стандартов, кроме независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, проводимого центром оценки квалификаций.

12 апреля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Юридическое лицо планирует приобрести подъемник платформенный ПЛ-10Н (максимальная грузоподъемность 10 т.), предназначенный для подъема автомобилей. Модуль управления работой подъемника находится на одной из стоек подъемника.

Необходимо ли регистрировать вышеуказанный подъемник в Ростехнадзоре, как опасный производственный объект?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
Указанное оборудование не относится к подъемным сооружениям, перечисленным в п.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, зарегистрированным в Минюсте России 31.12.2013 рег. № 30992 (далее – ФНП), на которые распространяются требования ФНП.
В соответствии с п. 146 ФНП регистрации подлежат только те опасные производственные объекты, где эксплуатируются подъемные сооружения, подлежащие учету в органах Ростехнадзора и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Таким образом, требования ФНП на указанное оборудование не распространяется, а регистрация опасного производственного объекта и постановка на учет технического устройства в органах Ростехнадзора не требуется.

02 апреля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Наша компания занимается осуществлением услуг колл-центра. Производственная деятельность не осуществляется, в офисе есть только освещение и компьютеры. Возможно ли не назначать специально обученного специалиста по электробезопасности, а ответственность возложить на генерального директора?»

Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
В соответствии с п. 1.2.4. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭЭП), у Потребителя, не занимающегося производственной деятельностью, электрохозяйство которого включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства (Приложение № 1 к настоящим Правилам) без проверки знаний.

12 марта 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«В каких случаях в бюджетном учреждении должен быть назначен ответственный по промышленной безопасности?»


Отвечают специалисты межрегионального отдела правового обеспечения:
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее -ОПО), обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
На основании изложенного, организация, эксплуатирующая ОПО вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию ОПО на правах собственности или аренды или ином законном праве, согласно требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, из числа специалистов назначает ответственных в области промышленной безопасности.

19 февраля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«У нас в организации часть лифтов не эксплуатируется. Надо ли подавать о них сведения в Ростехнадзор в связи с новым постановлением Правительства, если их эксплуатация начнется через 3-5 лет?»


Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 все лифты, на которые распространяется действие «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743, далее по тексту - Правила), введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил (в том числе ранее снятые с регистрации), подлежат постановке на учет в срок, не превышающий 4 месяцев со дня вступления в силу указанных Правил.
Согласно статьи 2 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС 011/2011, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 эксплуатация лифта - это стадия жизненного цикла, включающая в том числе и хранение лифта в процессе эксплуатации. Таким образом, лифты, введенные в эксплуатацию до момента вступления в силу Правил, подлежат постановке на учет в установленном порядке.
В случае если указанные в Вашем обращении лифты не введены в эксплуатацию, то в соответствии с п. 10 Правил основанием для постановки на учет являются:
- для объекта, монтаж которого осуществлен в связи с заменой, или объекта, прошедшего модернизацию, - акт ввода объекта в эксплуатацию;
- для объекта, введенного в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, - уведомление о вводе объекта в эксплуатацию.

08 февраля 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:


«Внесено изменение в наименование учреждения, все остальные данные не изменены. Есть лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Надо ли переоформлять лицензию и свидетельство о регистрации ОПО?»


Отвечают специалисты отдела лицензирования и ведения государственного реестра ОПО:
В соответствии с частью 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случаях изменения наименования юридического лица лицензия подлежит переоформлению.
Соответствующие изменения в отношении эксплуатирующей организации должны быть внесены и в государственный реестр опасных производственных объектов.
Таким образом, эксплуатирующей организации (лицензиату) необходимо обратиться в лицензирующий орган с заявлениями о внесении изменений в сведения об эксплуатирующей организации в государственном реестре ОГК), а также о переоформлении лицензии.

23 января 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Необходима 2 группа по электробезопасности главному инженеру. В организации нет комиссии на сдачу экзамена. Что нужно сделать, что бы получить 2 группу. Можно ли её получить в комиссии другой организации?»


Отвечают специалисты отдела по государственному энергетическому надзору за электроустановками потребителей:
Сообщаю, что в соответствии с требованиями Приложения 1 «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 № 328н, при первичном присвоении II группы по электробезопасности электротехническому (электротехнологическому) персоналу с основным общим или со средним полным образованием необходимо пройти обучение в образовательных организациях в объеме не менее 72 часов.
Персоналу организаций, имеющему начальное профессиональное и высшее профессиональное (техническое) образование, высшее профессиональное (техническое) образование в области электроэнергетики, для присвоения II группы по электробезопасности дополнительное обучение в образовательных организациях проходить не требуется.
В соответствии с требованиями п. 1.4.34 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, проверка знаний работников Потребителей, численность которых не позволяет образовать комиссии по проверке знаний, должна проводиться в комиссиях органов госэнергонадзора.

18 января 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«Как восстановить утерянный протокол проверки знаний по промышленной безопасности, полученный в 2016 году?»

Отвечают специалисты территориальной аттестационной комиссии:
Согласно п. 14 «Положения об организации работы аттестационных комиссий специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Служба) от 12 июля 2010 г. № 591, аттестованному, утратившему удостоверение об аттестации, аттестационной комиссией Службы выдается дубликат удостоверения об аттестации.
Для получения дубликата протокола об аттестации организации, утерявшей протокол, необходимо подать в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору заявление на оформление дубликата протокола в связи с его утерей, указав всю известную информацию об аттестации специалиста (ФИО, дата экзамена, № протокола, области аттестаций) и платежное поручение об оплате государственной пошлины за выдачу дубликата документа, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей в размере 1300 руб.

12 января 2018 года
Заявитель обратился в Северо-Западное управление Ростехнадзора с вопросом:

«В инструкции по эксплуатации крана мостового электрического г/п 5т, управляемого с пола при помощи системы радиоуправления сказано: «к управлению крана допускаются лица специально обученные, назначенные приказом по предприятию в ведении которого находится кран». На предприятии имеются лица, обученные по профессии "стропальщик". Требуется ли им обучение на управление краном в организации, имеющей лицензию на ведение образовательной деятельности?»

Отвечают специалисты отдела по надзору за подъемными сооружениями:
В соответствии с требованиями п. 154 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (с изменениями, внесенными приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146, далее - ФНП), к управлению подъемными сооружениями (ПС) с пола или со стационарного пульта могут быть допущены рабочие, обученные в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС, а при управлении ПС с использованием системы дистанционного управления (по радио), кроме того, с учетом требований, изложенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации системы дистанционного управления. Таким образом, с учетом требований п. 220 ФНП, лица, имеющие уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», могут быть допущены к управлению упомянутыми в Вашем обращении мостовыми кранами при условии соблюдения требований п.154 ФНП без иного дополнительного профессионального образования.

В соответствии с требованиями федерального законодательства в области промышленной безопасности эксплуатирующая газифицированную котельную организация не позднее десяти рабочих дней с момента ввода котельной в эксплуатацию обязана обратиться в Ростехнадзор с заявлением о регистрации котельной в качестве ОПО.

Газифицированные котельные классифицируются как опасные производственные объекты по следующим признакам опасности:

  • использование опасного вещества (природный газ);
  • использование оборудования, работающего под избыточным давлением (свыше 0,07 МПа).

"С какой мощности котельная поднадзорна Ростехнадзору?" – с таким вопросом к нам регулярно обращаются заказчики.
Такие параметры, как «установленная мощность», «количество МВт» - не рассматриваются в целях квалификации котельной, как ОПО.

Для квалификации газифицированной котельной в качестве ОПО должно соблюдаться хотя бы одно из двух условий:

Сеть газопотребления (газопровод), работающая под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа (за исключением сети газопотребления жилых зданий);

Использование природного или сжиженного углеводородного газа в количестве, превышающем 1 тонну. Масса газа рассчитывается путем произведения объема сети, вычисленного посредством суммирования отдельных участков сети, на максимально возможное давление газа в сети, умноженное на плотность природного газа.

Газифицированная котельная является ключевым элементом производственно-технологического комплекса, куда входят наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства (ГРП, ГРПШ, ШРП и т.д.), газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

В целях применения законодательства о промышленной безопасности сети газопотребления и газораспределения идентифицируются по следующим существенным признакам, рассматриваемым исключительно в совокупности:

  • назначение,
  • состав объектов, входящих в сети газопотребления и газораспределения,
  • давление природного газа.

Наши специалисты проводят идентификацию газового оборудования. Какие документы рассматриваются при идентификации?

  • проектная документация объекта;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
  • декларация промышленной безопасности (в случае её разработки);
  • технологические регламенты;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений;
  • сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификация установленного оборудования;
  • документация на технические устройства, установленные на объекте;
  • данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находится на объекте.

На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, эксперт обобщает полученную информацию и составляет сведения, характеризующие опасный производственный объект. Какие документы для этого потребуются?

  • акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, газопровода-ввода и т.д.;
  • внутрицеховой строительный паспорт (ф14 или 14а);
  • паспорта на газораспределительное оборудование ГРУ, ГРП(Б), МРП и т.д.;
  • паспорта на газопотребляющее оборудование (горелки, котлы и тд.);
  • исполнительная схема внутренних газопроводов (из проекта);
  • акт приемки узла учета газа;
  • акт приемки сигнализаторов загазованности с указанием заводских номеров;
  • документация на автоматику безопасности и автоматику регулирования;
  • акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

По результатам идентификации эксперт присваивает опасному производственному объекту наименование (именной код объекта) в соответствии с регламентными требованиями Ростехнадзора, а также устанавливает класс опасности. Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующем деятельность, осуществляемую на объекте.

Сведения, характеризующие опасный производственный объект, в двух экземплярах предоставляются в Ростехнадзор одновременно с заявлением на регистрацию ОПО. Впоследствии, второй экземпляр сведений с отметкой Ростехнадзора возвращается заявителю вместе со свидетельством о регистрации ОПО.

Какие документы необходимы нашим специалистам для регистрации ОПО?

  • фирменный бланк организации в формате MS-Word;
  • устав организации;
  • свидетельство ИНН;
  • свидетельство ОГРН;
  • учетная карточка предприятия;
  • правоустанавливающие документы на земельные участки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО;
  • текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы) – в случае отсутствия - раздел ПЗ;
  • экспертиза проектной документации;
  • в случае отсутствия свидетельств на право владения строением, сооружением - справка о постановке на баланс предприятия.

Мы регистрируем в Ростехнадзоре газифицированные котельные, расположенные на территориях Москвы или Московской области.

Срок регистрации ОПО - 30 р.д.

Стандартная стоимость услуги – 50 000р.