Сценарий литературно музыкальной композиции о наркомании. Сценарий литературно-музыкальной композиции "дети войны". Песня «Я читаю письмо,что уже пожелтело с годами…»

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Верховский детский дом»

Методическая разработка

воспитательного мероприятия по

профилактике асоциального поведения

«Мода на здоровье»

Работу подготовила:

Разумова Н.А.

Социальный педагог

2012 год

Название мероприятия: «Мода на здоровье»

Направление воспитательной работы: здоровый образ жизни

Возраст детей: 13 – 18 лет

Форма проведения : Литературно – музыкальная композиция.

Проведение мероприятия сопровождается показом презентации, видеоролика

ЦЕЛЬ:

  1. Создание привлекательного имиджа здорового образа жизни

Задачи:

  1. Образовательная :
  2. способствовать формированию знаний о вредных последствиях табакокурения, алкоголизма, наркомании на здоровье человека;
  3. Воспитательная:
  4. содействовать воспитанию ответственности за свое поведение и наличие вредных привычек,
  5. содействовать воспитанию активной жизненной позиции, нетерпимости к вредным привычкам;
  6. развивать устойчивую мотивацию к ЗОЖ;
  7. Развивающая:
  8. содействовать развитию познавательных и творческих способностей,
  9. развивать эмоциональную сферу через создание ситуации удивления, заинтересованности, эмоциональных переживаний.

Ход занятия.

1 слайд. Добрый день, ребята! Рада видеть вас на очередной встрече, которую мы посвятим самому дорогому, что есть у человека – здоровью.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Но мы живем в мире, где много соблазнов и особое место среди них занимают так называемые дурные привычки и склонности – курение, наркомания, алкоголизм.

Минздрав свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения, увеличивается. Почти каждый третий школьник в России пробовал наркотик.

По оценкам экспертов, если мы будем пить и курить, так же, как пьем и курим сейчас, то, к примеру Нижний Новгород вымрет к 2070 году, а если не будем противодействовать и наркотикам, то и намного раньше.

Но все хотят жить, поэтому возвращается мода на здоровье. Если раньше модно было ходить по улице с банкой пива в руках и сигаретой в зубах, то теперь модно просто быть здоровым, то есть вести здоровый образ жизни.

2 слайд. Эпиграфом нашего мероприятия мы выбрали мудрое изречение Конфуция «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра». Как вы его понимаете?

3 слайд. Сегодня мы хотим предложить Вашему вниманию выступление творческой группы ребят, которые пропагандируют здоровый образ жизни и выступают против курения, алкоголя и наркотиков.

(выходят участники мероприятия)
Мы - за здоровье, мы - за счастье,
Мы - против боли и несчастья!
За трезвый разум, за ясность мысли,
За детство, юность, за радость жизни!

4 слайд. Мы - молодежь двадцать первого века,
В наших руках судьба человека.
Против курения мы -
Здоровое поколение нашей страны!
Хоть ты лопни, хоть ты тресни,
Здоровый образ у нас на первом месте.


(инсценировка басни. Участники: чтец, отец, сын)
Кроха – сын пришёл к отцу
И спросила кроха:
“Если я курить начну –
Это очень плохо?”
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда
Глядя сыну в очи:
“Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень”.
Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:
“Ты ведь куришь много
Лет и не умираешь?”
“Да, курю я много лет,
Отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед,
А вся глава – седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой в припрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Сердце, лёгкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За своё куренье.
Никотин – опасный яд.
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
“Ну и ну!” - воскликнул сын, -
Как ты много знаешь
Про смолу и никотин
А курить, всё ж, не бросаешь!
Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять.
Не хватает воли.
Ты мой папа, я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И решили впредь ещё
И отец и кроха:
“Будем делать хорошо
И не будем - плохо!”

5 слайд. Участниками исполняется песня на мотив мелодии песни Кота Леопольда

Все:
Спасенье в вас самих, Земляне!
Мы скажем никотину "нет!"
Давайте бросим сигареты!
И станем лучшей из планет!
Все:
6 слайд. Спаси свое здоровье,
Не приноси всем боль,
Спаси себя от смерти,
Не пробуй алкоголь.
Возьми себя в руки и волю в кулак,
Запомни навеки: вино это враг! (уходят)


появляется Совесть.
Я - Совесть. Разве это не печально
Что, в жизнь едва, вступая, наши дети
Порой случайно, чаще не случайно,
Вдруг попадают в преступлений сети?

На сцене появляются участники.

Разыгрывается эпизод "Дело было вечером"
Чтец:
- Дело было вечером, делать было нечего.
- Что, ребята, в домино?
- Надоело нам оно.
- Ну, тогда пошли в кино.
- Надоело и оно.
- Может, просто помолчать, посидеть и почитать?
- Что ты, Ваня, что ты?
К книгам нет охоты!

Чтец:
И тогда заметил Стас.
Водка - лучший спорт для нас.
Если делать нечего, так же как вчера,
Пить начнем мы с вечера, ну и до утра.
(Все любители спиртного окружают и слушают Стаса)
Перво - наперво сейчас выпьем пива. Это раз!
И бутылочку вина, чтоб встряхнуться. Это два!
Ты с мольбою не смотри - водка будет. Это три!
Как увидим, где бутылки, там возьмем еще, четыре.
Сколько будем доставать, столько будем выпивать. Это пять.

Совесть:
Чтоб стала человеком обезьяна,
Потребовалась вечность, а не век,
Зато в одно мгновенье, как ни странно,
Стать обезьяной может человек.

Одним словом, как хотели, так ребята погудели...
(Участники по очереди)
Стас Степану врезал в глаз - это раз!
Сам дополз домой едва - это два!
Пока полз, себе наставил синяки и фонари - это три!
Мебель всю сломал в квартире - это кажется, четыре!
И костюм прожег опять. Это пять!
Дома начал он орать, драться и семью ругать...
Стоп! Пора и подытожить.
Из-за пьянства ведь у нас
Семьи рушатся подчас... Это раз!
И прогулы-то кругом
Из-за пьянства в основном. Это два!
И удар от водки этой по семейному бюджету.
Это что ни говори, тоже важно. Это три!
Ну а травмы? Взглянем шире.
Все поэтому. Четыре!
Пьяный, он, чего скрывать,
Любит технику ломать! Это пять!
Дальше будем продолжать?
Все: Да! Решительную борьбу с пьянством!

Показ слайдов с 7 по 17
Совесть
18 слайд . Долг каждого из нас живущих на планете,
Приумножать добро и делать миг добрей!
Он будет ваш, сегодняшние дети!
Вы встанете у жизненных рулей!

19 слайд Все вмести поют на мотив мелодии Кота Леопольда

Все:
20 слайд. Жить не курить, жить не колоться.
Колес не глотать, с этим надо бороться.
Всем наркотики вредны,
И они нам не нужны,
Мы здоровье выбираем,
Мы и вам того желаем.

Ведущий:
Адресуем тебе разговор о серьезных вещах.
Кто есть кто? Кто есть ты? Быть нам или не быть?
И какими нам быть, если все-таки быть? Если все-таки жить.
Философскую притчу хотели бы вам мы представить,
Если есть у тебя голова на плечах -
Адресуем тебе разговор о серьезных вещах...

Инсценировка

Ведущий: Сделка века! Сделка века! Как уничтожить человека!
Добро пожаловать в преисподнюю!
В офис к Дьяволу идет
Всякий разный прочий сброд -
Кто-то что-то предлагает,
Кто-то душу продает,
Один скользкий, ловкий малый
Всем сулит большой доход.
Впрочем, можете послушать -
Разговор еще идет.
(Торговец входит в кабинет.)
Торговец: Сделка века! Сделка века!
Как уничтожить человека!
Идея - гениальная!
Прибыль - колоссальная!
Дьявол: Что конкретно предлагаешь?
Торговец: Предлагаю удовольствие
Для тех, кто в этом нуждается.
Ощущения - неповторимые,
Все плохое уходит, стирается,
Человек в состояние радости окунается,
В мире грез пребывает и привыкает,
«Крючок» мой с «наживкой» глотает
И в «зомби» превращается.
Эта штука наркотик называется.
Подростки, молодежь,
Все это покупая,
Нас постоянно обогащают,
Себя разрушают и даже убивают,
Ну, а чтоб сразу не загнулись
(И наши денежки остались) -
Парочку для них лечебниц частных
Деньгами можно поддержать -
От зависимости им не избавиться,
И к нам придут они опять.
(Дьявол встает из-за стола, подходит к Торговцу.)
Дьявол (мечтательно): О, да! Начнем охоту!
Отныне каждый день
Ты ищешь новую мишень.
Ее мы в жертву превращаем -
И бизнес наш так процветает!
Ведущий: О, будущий наркобарон -
Быстренько в гору пошел,
На людских страданьях
Сколачивая состояние.
На молодежных «тусовках»
Жертвы свои он искал,
В свои сети заманивал
И смертельный товар предлагал.
Торговец: Привет, детвора! Как жизнь, как дела?!
5-я «жертва»: Мы уже не детвора...
3-я «жертва»: Дела как сажа бела...
Торговец: Ну, говори. Здесь все свои...
1-я «жертва»: Мать не понимает меня. Считает меня еще маленькой. Отца я просто ненавижу. Он все время пьет. Недавно я перешла в другую школу. Я чувствую себя одиноко. (Поворачивается спиной к зрителям. На майке - «мишень».)
2-я «жертва»: Меня ненавидят в классе за то, что я много знаю и хорошо учусь. Я хочу поступить в вуз. Но у нашей семьи таких денег нет. Отец потерял работу, у матери проблемы со здоровьем. У меня нет будущего. Мне не хочется жить. (Поворачивается, демонстрирует «мишень»).
3-я «жертва»: У моего отца есть личный вертолет. Он бизнесмен. Но мы редко видимся. Для него главное - деньги. А недавно меня бросил любимый парень. Это тупик (поворачивается спиной).
4-я «жертва»: Мне плохо дается учеба. Все считают меня тупым. Я замкнулся в себе, стал ужасно закомплексованным. Почти всегда у меня плохое настроение (поворачивается спиной).
5-я «жертва»: Меня эти взрослые достали! Учат жизни, учат, а сами... Надоело жить по их дурацким правилам! Я люблю хорошо проводить время, гулять с друзьями. Больше меня ничего не интересует... (поворачивается спиной).
Торговец: Хватит ныть и скулить, Надо весело всем жить!
Торговец: Познакомьтесь-ка ребята, С моей компанией приятной!
Клей: Я - клей! Понюхай меня и забалдей.
Таблетка: Я - кругленькая таблетка. Проглоти скорей меня, детка!
Шприц: Какие красивые руки! (Гладит руки у одной из «жертв».) Я - шприц! Скорей об меня уколись!
«Косячок»: Я - «Косячок»! Выкури меня, дурачок.
«Дурь»: Я - дурь. И я твоя, вся обалденная! («Наркотики» подбирают себе «жертву».)
Клей: Ну что же ты стоишь? Скорей оторвись!
Таблетка: Балдей и веселись!
Шприц: Долой проблемы! Даешь новую жизнь!
«Дурь»: Хмуриться перестань! Попробуй лучше кайф!
Ведущий: Снова продолжается безумие,
И незаметно перешли черту
От удовольствия к зависимости,
А вот и Дьявол появился на пиру.
Дьявол : О, вакханалия в разгаре: Я поздравляю вас! Вы прямо в ад попали!
(Звучит очень быстрая музыка. Танцующие образуют два круга - внешний («Наркотики») и внутренний («Жертвы»). Дикий танец. «Жертвы» уже пытаются выбраться, но «Наркотики» их не выпускают. Музыка замирает. Танцующие останавливаются.) «Жертвы», оставаясь в кругу, обращаются к Дьяволу:
1-я «жертва»: Мне плохо!
2-я «жертва»: Я больше не хочу!
3-я «жертва»: Я не могу так больше!
4-я «жертва»: Помогите мне!
5-я «жертва»: Я погибаю!
Ведущий (с горечью ): Сделка века! Сделка века!
Как уничтожить человека!?
Судьбы наших героев пред
вами предстанут.

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Помните!..» Цели и задачи проведения данной литературно-музыкальной композиции: - расширение кругозора школьников путём самостоятельного поиска необходимой информации; - формирование умений анализа и систематизации собранной информации; - знакомство со стихотворениями различных поэтов о Великой Отечественной войне; - знакомство с песнями военных лет; - закрепление навыков выразительного чтения наизусть; -эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание школьников. Оборудование: - рисунки учащихся на тему Великой Отечественной войны; - музыкальное оформление. Ход мероприятия Звучит запись песни «Случайный вальс» (автор слов Е Долматовский, композитор М. Фрадкин). Девочки, одетые в школьные платья, танцуют с мальчиками. Внезапно песня прерывается. Ребята в растерянности смотрят на друг друга и по сторонам. Звучит запись песни «Священная война» (автор слов В. Лебелев-Кумач, композитор А. Александров). После 1-го куплета музыка затихает, звучит фоном. 1-ый ведущий. Вот так неожиданно в обычный летний день 22 июня 1941 года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великая Отечественная война. Сейчас о ней много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы. Да, время пришло другое, изменилась страна, изменилась идеология, но неизменным осталось одно - это те люди, которые на своих плечах вынесли все тяготы войны, которые боялись, но шли, которые ненавидели смерть, но рвались в объятия смерти, чтобы сохранить жизнь. Этим людям не нужно ничего объяснять и доказывать, они были там, они знают это не понаслышке, и только вера в правое дело давала им силы. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта страшная война! Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива! Звучит громче запись песни «Священная война». На сцене мальчики и девочки выстраиваются в шеренги и маршируют на месте. Останавливаются, расходятся по сторонам (девочки и мальчики по разные стороны). Музыка затихает. Девочка. Ах, война! Что ж ты, подлая, сделала? Стали тихими наши дворы. Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. На дороге едва помаячили, и ушли за солдатом солдат. До свидания, мальчики! Мальчики! Постарайтесь вернуться назад! Мальчик. Ах, война! Что ж ты сделала, подлая? Вместо свадеб - разлуки и дым. Наши девочки платьица белые раздарили сестрёнкам своим. Сапоги. Ну куда от них денешься? Да зелёные крылья погон. Вы наплюйте на сплетников, девочки, Мы сведём с ними счёты потом! Пусть болтают, что верить вам не во что, Что бредёте войной наугад. До свидания, девочки! Девочки! Постарайтесь вернуться назад! (Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»). Звучит 1 куплет песни «Огонёк» (автор слов М. Исаковский, композитор неизвестен). 1-ый чтец (мальчик). И Кама, и Волга на битву сынов провожали, И матери долго цветными платками махали. Прощались невесты - косички девчоночьи мяли, Впервые по-женски любимых своих целовали. Гремели колеса, литые колеса гремели, И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу… И рвали те песни комбата отцовскую Душу… (М. Гриезане. «Обелиски»). Звучит (фоном) песня «Катюша» (автор слов М. Исаковский, композитор М. Блантер). 2-ой ведущий. 1941 год. Один из гитлеровских генералов так докладывал в ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: «Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточенных боев». Звучит громко песня «Катюша» до конца 1-го куплета. 2-ой чтец (девочка). Вокзал был тихим, Маленьким и грустным. Жевали с хрустом лошади овес. Но вот под шпалой резко гравий хрустнул, И задрожали рельсы от колес. И к полустанку выплыли теплушки. Березы у перрона встали в строй. И запоздало охнула частушка, Наполненная болью и тоской: Милый едет воевать, Надел рубашку белую. Я все время буду ждать, Изменушки не сделаю. И лопнуло мгновенно напряженье, Хлестнуло в сердце жарким и тугим, И с дрожью взвился женский голос: - Женя! А как же мы… Себя побереги! - А он пошел, уже солдат России, К теплушкам, к погрустневшим землякам, И сыновья с ним рядышком босые По-взрослому шагали по бокам. А женщина осталась небольшая, - С нее печаль бы русскую писать! Она в карманах суетливо шарит И все платка не может отыскать. И в толкотне ей удалось всмотреться - Целует муж заплаканных ребят… И сквозь поселок, словно через сердце, Ушел состав в пылающий закат. (В. Соловьев. «Полустанок»). Звучит припев песни «Эх, дороги» (автор слов Л. Ошанин, композитор А. Новиков). 1-ый ведущий. Из письма Михаила Евдокимовича Ревы, жене. Письмо с фронта. «…Прошу тебя, Анна, не плакать. На мою долю выпало большое счастье - защищать город Ленина. Большего счастья не надо, только бы мы увиделись с тобой. Если надо будет отдать жизнь во имя поставленной командованием задачи, я отдам ее с гордостью. К вам в Донбасс движется банда Гитлера. Если ты не сможешь эвакуироваться, то поезжай к моим родным и делай хотя бы что-нибудь на пользу нашей армии. Береги нашего сына. Целую тебя и сына. Михаил». 3-ий чтец (мальчик). Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. 4-ый чтец (мальчик). Жди, когда из дальних мест Писем не придёт. Жди, когда уж надоест тем, Кто вместе ждёт. 5-ый чтец (мальчик). Жди меня, и я вернусь. Не желай добра тем, Кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня. Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино на помин души. Жди, и с ними за одно выпить не спеши. 6-ой чтец (мальчик). Жди меня, и я вернусь всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло!» Не понять не ждавшим им, как среди огня Ожиданием своим ты спасла меня. Как я выжил будем знать только мы с тобой. Просто ты умела ждать как никто другой. (К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»). Звучит 1-ый куплет песни «В землянке» (автор слов А. Сурков, композитор К Листов). 2-ой ведущий. Ленинград. Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Блокада. Только в декабре от голода умерло 53 тыс. человек. В январе –феврале еще больше. Несмотря на это, осажденный город, погруженный во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбежкам и артобстрелам, жил, работал, боролся. Вместе со взрослыми к станкам встали подростки. За этот период было изготовлено: 95 тыс.корпусов снарядов и мин.; 380 тыс. гранат; 435 тыс. взрывателей. Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить. Из сводок того времени, публикуемых в газетах Осенью 1942 г. Сталинградскому, Донскому, Юго-Западному фронтам было отправлено: валенок - 41 тыс. пар; полушубков - 19 тыс.; стеганых фуфаек и шаровар - 112 тыс.; рукавиц и шерстяных носков - 52 тыс. пар; шапок-ушанок - 42 тыс. 1-ый ведущий. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: «28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта - Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая-дядя Леша. мама - 15 мая». А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». 1-ый чтец. Победа! Как она досталась? Каким путем вы к ней пришли? И раны были, и усталость, И шрамы на груди земли. Броня во вмятинах глубоких, И дали пройденных дорог, И ордена на гимнастерках, Где пот нещадно ткань прожег. Могилы братские, в которых Друзья погибшие лежат. (И. Дашков. «Победа»). 2-ой чтец. Давно закончилась война, И на груди их ордена Горят, как памятные даты, - За Брест, Москву, за Сталинград И за блокаду Ленинграда, За Керчь, Одессу и Белград, За все осколки от снарядов. 3-ий чтец. А по ночам вам до сих пор Бои под Бугом где-то снятся, И «мессеры» строчат в упор, И из ложбинки не подняться. Зовет в атаку лейтенант, Но тут же падает, сраженный… А дома долго будут ждать, Но лишь дождутся похоронной. 4-ый чтец. В один и тот же день и час На встречу вы к друзьям спешите, Но с каждым годом меньше вас, И нас за это вы простите, Что не сумели вас сберечь, Не залечили ваши раны. И вот на место этих встреч Приходят внуки ветеранов. 5-ый чтец. Давно закончилась война. Давно с войны пришли солдаты. И на груди их ордена Горят, как памятные даты. Вам всем, кто вынес ту войну - В тылу иль на полях сражений, - Принес победную весну, - Поклон и память поколений. (С. Кочурова). Звучит 1-ый куплет и припев песни «Одна победа» (автор слов и композитор Б. Окуджава). 6-ой чтец. Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Люди! Покуда сердца стучат, - помните! Какою ценой завоевано счастье, - Пожалуйста, помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили! (Р. Рождественский «Реквием») Звучит песня «Журавли» (автор слов Р. Гамзатов, композитор Я Френкель). Минута молчания. Под продолжающую звучать музыку после минуты молчания дети уходят со сцены.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №58

Камышловский городской округ

Сценарий воспитательного мероприятия

«Спасти одноклассника»

Литературно-музыкальная композиция

Для учащихся 6-7 классов

Широкова

Анастасия

Сергеевна,

учитель

первой кв. кат

Пояснительная записка

Данное мероприятие посвящено профилактике вредных привычек у подростков (курение, наркомания, алкоголизм). Выбор темы обусловлен особенностями возраста учащихся. Главная особенность подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости, когда физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, желание быть похожим на взрослых. Подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Отсюда - отказ от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивания нравственных и духовных идеалов старшего поколения. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростка на эксперименты с алкоголем, курением, наркотиками. Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам – очень важный аспект воспитательной работы с подростками. Выбор темы мероприятия не только актуален, но и значителен для подростков в связи со становлением их как личности. Содержание мероприятия направлено на формирование положительного образа человека, умеющего противостоять пагубной привычке и осознающего, что только здоровый человек сможет ощутить радость и счастье жизни, что вести здоровый образ жизни – модно и современно.

Цель мероприятия : развитие у подростков осознанного отрицательного отношения к вредным привычкам (алкоголь, курение, наркомания) как способам воздействия на личность. Данная цель реализуется путём достижения следующих задач:

1. Углубить представления детей о вредных привычках и их последствиях.

2. Развивать коммуникативные и творческие умения учащихся путём ролевой игры, публичного выступления.

3. Способствовать осознанию подростками, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, даёт ему силы делать осознанный выбор во всём.

4. Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе путем подготовки творческого мероприятия.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция. Данная форма выбрана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса. Дети в классе очень активные, творческие, стремящиеся всегда быть первыми, демонстрировать свои таланты и достижения на публике, но при этом не очень дружные. Такая форма проведения как литературно-музыкальная композиция позволяет не только продемонстрировать творческие способности ребёнка, но и сблизить детей путём совместной подготовки к мероприятию, достижения единого результата.

Методы работы:

Сценическое искусство включает несколько методов самовыражения личности:

Ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);

Культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);

Ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).

Предварительная подготовка:

Подготовка костюмов

Подготовка декораций

Подготовка плакатов

Распределение ролей

Ожидаемый результат:

воспитательное мероприятие должно вызватьу учащихся эмоциональный отклик на поднятую проблему, повысить уровень информированности подростков о вреде курения, алкоголя, наркотиков; вызвать отрицательное отношение к вредным привычкам, усвоить необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников; сформировать положительный образ здорового человека.

Мониторинг:

В качестве мониторинга можно предложить учащимся написать небольшое сочинение в форме эссе или отзыва на тему: «Что полезного я для себя взял из показанной постановки»

Примечание

1. Лев Шапиро «Самый лучший день»

2. Евгений Крылатов «Ведьмина вода»

3. Амирханян Р. «В синем море, в белой пене»

Широкова Анастасия Сергеевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8а класса МАОУ СОШ №58 КГО, первая квалификационная категория.

Распространение педагогического опыта : 1) данное мероприятие было проведено в рамках реализации социально-педагогического проекта «Будь здоров» для учащихся 6-8 классов; 2) данная разработка была отмечена дипломом призёра 3 степени на всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Профи» в конкурсном туре «Мир отдаю детям!» (Санкт-Петербург, 2013)

Сценарий

Литературно-музыкальная композиция «Спасти одноклассника!»

Герои:

Рассказчица

Пороки: Алкоголь, Никотин, Наркотик

Здравые мысли: Мозг, Красота, Здоровье и спорт

Одноклассники 2 человека

Одноклассница Катя

Рассказчица:

В небольшом городке на Урале

Есть хорошая старая школа

Величают её «58 – ая»

Дети в школе обычные, есть русские, есть заграничные

Они школу посещают, знания в ней получают,

Спортом занимаются, внешне и внутренне развиваются.

Классы в школе разные: есть хорошие, а есть просто прекрасные!

Есть в этой школе 7 а класс,

О нем и будет наш рассказ!

(Стоят две парты, сидят трое детей, входит новенький)

Рассказчица:

Однажды утречком, осеннею порой,

Открылась дверь, в класс новенький вошёл.

Лицом привлекательный,

А больше ничем не примечательный.

Кличут Дмитрием его.

Стали спорить да гадать,

С кем он будет заседать

Хоть тут думай, хоть гадай,

Учителем всё уже решено:

Место свободно только одно. (Новенький садится)

Рассказчица продолжает:

И понеслись дни тяжёлые, скучные

Задания сложные, тексты научные,

Всё чаще Дима стал грустить,

С уроков начал уходить,

Домашние задания не выполнял,

А в основном на улице гулял.

Дима:

Я не знаю, как мне быть

Должен в школу я ходить,

Но друзья зовут гулять

И не в классе я опять.

Предки ругают, из школы звонят,

«Учиться, учиться!» - мне все говорят.

Ах, что мне делать?

Учиться мне лень!

На улицу тянет меня каждый день.

Друзья предлагают попробовать всё:

Курнуть или выпить,

И плюнуть на всё.

(Рассматривает сигарету и бутылку)

Дима в раздумьях:

Пробовать или не пробовать?

Быть или не быть?

Остаться здоровым или с болезнями жить?

Послушать друга и остаться модным?

Или отказаться и быть всю жизнь свободным?

Не знаю, что мне делать,

Никак я не решусь,

Сейчас я попробую,

А потом откажусь.

Или всё-таки не стоит?

(Появляются 3 порока, танцуют вокруг него, поют ПЕСНЯ "В синем море"из м/ф)

Встают вокруг него, всячески заманивая к себе

Алкоголь:

Ну и что ты размышляешь?

Ты о чём переживаешь?

Возьми выпей и забудь,

Осмелеешь, захмелеешь,

Сразу ты повеселеешь,

Можно будет и курнуть,

Никотин:

Сам увидишь,

Жизнь поменяется,

Появится занятие,

Которое понравится.

Потом сам не заметишь,

Как втянешься,

Разик попробуешь

Ну немножко обманешься.

Наркотик:

Ну, друзья, что не говорите,

А сильнее всех вас я,

Хоть друг друга захвалите,

Не уйдёте от меня,

Привычка ко мне затяжная и частая,

Честно скажу: жизнь прожита напрасно. (Только Дима пытается попробовать выпить из бутылки, выбегают здравые мысли с криком: «Нет» и начинают петь (ПЕСНЯ "Ведьмина вода" из к/ф "Чародеи"), кружат вокруг него, Здоровье показывает зарядку или какие-то упражнения)

Здоровье:

Как же смеешь ты слабак,

Нюхать, пробовать табак?

Алкоголь и никотин - вред здоровью №1,

Ну а с этим веществом, (указывает на Наркотика)

Станешь сразу существом.

Разве ты не человек?

Где твой разум? Оглянись,

За жизнь свою всегда борись,

Порокам этим ты не подчиняйся,

Следи за здоровьем, спортом занимайся.

Ежедневная зарядка,

Витамины для порядка,

Про питанье не забудь,

И всегда здоровым будь!

Выходит Красота:

Ну, друзья, а как же я?

Ведь всем известно,

Что сила страшная я,

Алкоголь и никотин -

И мои враги № 1.

Волосы, ногти, фигура и кожа -

В облике людей нет ничего дороже.

А эти два порока лишают меня существования,

И человек остаётся без внимания.

Кожа тускнеет, ногти ломаются,

Волосы выпадают, фигура расширяется.

Ах, разве это жизнь?

Задумайся, пока не поздно,

Быть молодым и красивым,

Бодрым, подтянутым, ярким и милым.

Или всё это растерять?

Ходить и окружающих пугать?

Выходит Мозг:

А про меня вы не забыли?

Знал бы ты, как страдаю я!

Внимание неустойчиво,

Память подводит, способности вянут,

Грустные мысли вот-вот затянут.

Я ведь могу быть отличником по предметам,

Ключ найти смогу ко всем секретам.

Не губи меня, пощади.

Я не раз тебе ещё пригожусь.

Развивай меня, пополняй

И отдых давать не забывай!

Ну а этих ты не слушай,

Лучше лишний раз шоколада покушай.

(Отбирает у него сигарету, взамен даёт шоколадку)

Дима:

Теперь я точно растерян,

Как быть? И кому мне поверить? (Все замирают: Пороки за одну руку тянут в свою сторону, Здравые мысли за другую руку тянут в другую сторону. Немая сцена)

Рассказчица:

И начал Дима размышлять:

Пить, курить, с друзьями гулять,

Что здесь такого? Веселье всегда?

Море по колено, а школа - ерунда!

Но мучило сомненье:

Неправильно ведь это,

Весело сегодня, а завтра жди ответа:

Удар по здоровью, учёбе, репутации,

Ведь эти пороки - это признак деградации.

Решили одноклассники на помощь прийти,

Стали думать, как им Диму спасти.

Решили нарисовать плакаты,

Показав все негативные результаты.

(Выходят одноклассники с плакатами, которые были заранее подготовлены)

Одноклассник №1:

Посмотри, дорогой одноклассник,

Покурить и выпить - это далеко не праздник!

Обрати внимание на ребят старание,

Весь вред указан здесь,

Негативных последствий не счесть.

Одноклассник №2:

Посмотри, что сделали ребята:

Алкоголь, наркотики и никотин

Вред наносят не только тебе,

Но и всей окружающей среде,

Задумайся, пока не поздно,

Это не шутки, здесь всё серьёзно.

Одноклассник №1:

Мы очень хотим тебе помочь,

Катя рисовала для тебя всю ночь.

Катя (плакат см. в приложении 2):

Дима, вглядись в это лицо,

С одной стороны красивое и молодое,

Здоровая кожа, яркий цвет глаз,

Над ним и небо голубое,

А рядом дан контраст:

Синюшная кожа, тусклый болезненный вид,

Который о многих болезнях говорит,

Тьма вокруг такого человека,

Он одинок, и выхода уже нету.

Дима:

Я всё понял!

Спасибо вам, ребята.

Алкоголь, наркотики, никотин -

Враги человечества №1!

Хочешь быть здоровым и красивым,

Не иди у них на поводу, (указывает на пороки)

Втянешься и не заметишь,

В какую попадёшь беду.

Опасайся этих врагов

И будешь ты всегда здоров!

Приложение 1

Песни

Песня Пороков на мотив песни «В синем море» их м/ф «В синем море, в белой пене»

Люди пьют и люди курят,
Не щадя свои карманы.
Курят взрослые и дети,
И больные старики.
В магазин они приходят
За бутылкой, сигаретой.
Тратя на свои привычки
Не копейки, а рубли,
Не копейки, а рубли.
О здоровье забывая,
Спирт и смолы поглощая,
.
Если хочешь быть ты модным,
Некрасивым, нездоровым,
Оставайся, мальчик, с нами -
Будешь нашим королём,
Будешь нашим королём.

Будешь тратить свои деньги,
И губить своё здоровье,
Пусть другие, осуждая,
Будут плохо говорить.
Пусть они всегда здоровы
По сравнению с тобою
Но зато твоими станут
И болезни, и грехи
И болезни, и грехи.

О здоровье забывая,
Спирт и смолы поглощая,
Печень, лёгкие и почки гибнут вечером и днём.
Если хочешь быть ты модным,
Некрасивым, нездоровым,
Оставайся, мальчик, с нами -
Будешь нашим королём,
Будешь нашим королём.

Песня здравых мыслей на мотив песни «Ведьмина вода» из к/ф «Чародеи»

Как на полке в ларьке та бутылка стоит,

А в бутылочке той яд смертельный налит.

Пусть прозрачна на вид в той бутылке вода,

Пить не надо её никому никогда.

Хоть с неё и поют, и танцуют люди,

Лишь глупец хочет пить той смертельной воды.

Тратят деньги глупцы, не жалея рубля,

Хотя знают о том, что смертельна она.

В жару и стужу жгучую чтоб не было беды

Не пей ни в коем случае ты этой ерунды.

Не зря от детей спрятана законом посильней,

Но ты её заклятую не пей, не пей, не пей.

Финальная песня на мотив песни Г. ЛЕПСА "Самый лучший день"

Триста тысяч часов за спиною,
Триста тысяч планет надо мною,
Не устал ли создатель их в небе кружить?
Каждый раз просыпаясь с рассветом,
Неспроста вспоминаешь об этом:
"Очень здорово здорово жить!".

Припев:



Так здоровым будь!

Быть здоровым на долгие годы,
Как трактуют законы природы,
Помогает нам спорт ну и сила ума.
Если хочешь счастливым всегда быть,
О здоровье тогда нужно помнить,
Остальное ведь всё ерунда.
Припев.

Самый лучший день будет впереди,
Только ты не пей, только не кури.
Вот пришла пора выбрать жизни путь,
Так здоровым будь!

Цели:

  • Обучение практическим навыкам, противостояние вредным привычкам.
  • Воспитание нравственных качеств – стремление к здоровому образу жизни.
  • Развитие сотрудничества воспитателя и воспитанников, развитие творческих способностей детей.
  • Создание условия для саморазвития и самореализации детей.

Задача воспитательного часа заключается в развитии практических навыков противостояния вредным привычкам и познавательного интереса, повышение индивидуального уровня учащихся.

Оборудование: выставка книг «Болезнь века: НАРКОТИКИ», рисунков воспитанников, костюмы героев, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. Демонстрация слайда 1: «Мы хотим жить!» (Приложение ).

1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви в разных ее проявлениях. О любви прекрасной, возносящей нас к небесам и низвергающей в бездны ада. Да, такова она любовь, даже тогда, когда вы любимы, здоровы, красивы. И невозможно найти слова, чтобы выразить любовь к жизни, когда возникает угроза смерти.

2 ведущий: Сегодня всем известна фраза: «СПИД – чума нашего века». (Демонстрация слайда 2) . А что мы скажем завтра? Пока у нас есть это «сегодня», давайте поговорим, пообщаемся.

1 ведущий: Каждый может сказать: «Моя жизнь принадлежит мне». Да, все мы разные и по-разному относимся к одной и той же проблеме. Поэтому давайте вместе обсудим ее.

2 ведущий: В 1983 году ученые Франции, затем США делают открытие. Они обнаруживают под микроскопом неизвестный вирус, вызывающий смертельное заболевание – СПИД (демонстрация слайда 3) . Слово «вирус» латинское. А что оно означает в переводе на русский язык? (Спрашивает у зрителей) (Яд)

1 ведущий: Можно ли заразиться СПИДом бытовым путем? (Спрашивает у зрителей .Демонстрация слайдов 4, 5)

2 ведущий: Объясните, пожалуйста, что такое «ВИЧ-инфекция» и «СПИД». Это одно и то же или речь идет о разных вещах? (Демонстрация слайда 6) .

1 ведущий: Мы часто слышим слова: «группа риска». Ответьте мне, пожалуйста, что означают эти слова и кто относится к так называемой «группе риска»? (демонстрация слайда 7).

2 ведущий читает стадии заболевания ВИЧ на сладе (Демонстрация слайда 8).

1 ведущий:

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов,
Стать сильным, как они, тебе не суждено.
На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя,
И в черепе твоем мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.
Себя преодолеть!

1 ведущий: …Источенная, с исколотыми венами рука. Отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А главное, полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни… и все это не в глубокой старости, а в наши 14-16 лет! Это страшная болезнь слабых, безвольных и недальновидных людей, ее название – наркомания.

2 ведущий:

Вот он тащился, почти что умирая,
Через минуту ж –
Где достал, бог весть!
О радостях искусственного рая
Мир может на лице его прочесть!
А сколько их сейчас бредет по свету.
Чья участь то сладка, а то тяжка!
И, видимо, уже спасенья нету
От этого простого порошка.

1 ведущий: Наркомания, наркотик, что это? Молниеносное счастье пьянящего дурмана, оцепенение, мания, восторг? Но верно говорят, что дерево познается по плодам его…

2 ведущий: Не только восторга, даже слабого отблеска радости, теплоты счастья не увидим мы в глазах тех, кто оказался во власти наркотиков. В разрушающемся сознании наркомана меркнет прошлое и теряет очертание будущее. Путь туда, в страну миражей, легок и прост, но вернуться оттуда порой не возможно! Это начало конца. Лет через пять у любителя наркотических грез происходит деградация личности и крушение семьи…

Читает стих воспитанник:

Цвет лица землист. А он не старый…
В доме холод, грязь…
И тишина.
Дети – в школе умственно отсталых,
И в психиатрической – жена…
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен… А он при все при том,
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.

1 ведущий: Почти ничего в мире не бывает абсолютно плохим или безоговорочно хорошим. Но наркомания – это стопроцентное зло. Никому еще зло не приносило счастья. Здесь зло приняло изощренный вид: быть наркоманом сегодня, завтра – быть ВИЧ-инфицированным. У наркомана два пути: или передозировка, или СПИД. Но в конце обоих – только смерть.

2 ведущий: Проблемы наркомании и СПИДа неразделимы. По статистике 80% всех выявленных ВИЧ-инфицированных – наркоманы. Скажите, пожалуйста, какие виды наркотиков вы знаете? (демонстрация слайда 9).

Демонстрация слайдов 10, 11 «Уголовная ответственность».

1 ведущий: Наркотик – отрава, ведущая к болезням, преступлениям, смерти. Но, может быть, это судьба, которой не избежать, рок?

Читает стих воспитанник:

Становится страшно год от года сильней,
Уже входит в привычку терять старых друзей.
И хочется плакать, даже не плакать, а выть,
Ты понимаешь, что не в силах ничего изменить.
Тебя не трогают чужие слезы и боль,
Не надо тебе ничего, ты занят только собой.
Задача твоя необычна, но предельно проста:
Как можно быстрей уничтожить себя.
Не остается любви, проходят страхи и боль.
Неужели ты действительно доволен собой,
Когда рвотные массы из горла рекой,
Когда на следующий день ломит каждый сустав,
Когда желание кайфа душит, словно удав.
Тебе нужны твои руки, чтобы только звонить,
И голос нужен для того, чтобы об этом говорить,
И ноги нужны, чтоб за этим бежать,
И деньги только для того, чтобы отдать.
Ты говоришь, что ты свободен,
Ты об этом кричишь,
Но ты зависишь от того, на чем ты торчишь.
Вы, вроде бы, вместе и, вроде, друзья.
И ты делишься с ним всем тем, что есть у тебя.
Ты сейчас ему отсыплешь, а он это возьмет,
А через месяц или год твой лучший друг умрет.
И ты будешь убиваться: почему случилось так?
А просто был еще третий – ваш общий враг.
Тебе надо решать, что ты будешь делать с ним:
Или ты, или он – ОДИН НА ОДИН.

2 ведущий: Как хочется, чтобы это для вас для всех оставалось лишь только призраком, миражом. А теперь вашему вниманию предлагается не большая сценка в исполнении воспитанников пришкольного интерната.

«Музей восковых фигур»

(Демонстрация слайда 12)

Голос из-за кулис: Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире радио села Нялинского. Если вы хотите узнать последние новости, то оставайтесь с нами. Сегодня в нашем селе состоялось торжественное открытие нового музея. Желающие могут посетить светлые залы, в которых размещаются необычные экспозиции. Одна из них посвящена вредным привычкам, пагубно влияющим на здоровье человека. Особенно интересны для посетителей такие экспонаты, как застывшие фигуры, способные оживать от обычного прикосновения.

Вывеска: «Музей восковых фигур», под ней размещены застывшие фигуры: Никотин, Алкоголь, Наркомания, СПИД. На сцену выходят экскурсовод и группа подростков.

Экскурсовод:

А в этом зале собраны исчадья ада,
Стоят здесь те, кому не может быть пощады.
Экспонаты руками не трогать!
Вот Никотин и Алкоголь. Здоровье губят,
А большинство людей их очень любит.
Вот Наркомания. Дурманит разум.
А это СПИД. Болезнь страшна, заразна.

1-й подросток:

Ребята, посмотрите! (Читает.)
«Минздрав предупреждает…»
Как будто бы Минздрав не знает,
Что сигареты нынче в моде:
Все курят, при любой погоде!

2-й подросток:

Если курить ты не привык,
Какой же ты тогда мужик!

Подросток дотрагивается до сигареты. Экспонат Никотин оживает, поет на мелодию песни «Я Водяной, я Водяной».

Никотин:

Я – Никотин, я – Никотин.
Давай с тобою подымим.
Ведь у меня подружки –
Все пьянки да пирушки.
Фу, какая гадость!
Эх, жизнь моя жестянка!
А ну ее в болото!
Живу я, как поганка,
А мне курить, а мне курить,
А мне курить охота!

Экскурсовод: Никотин – самый ядовитый компонент табака. Он вызывает резкое суждение кровеносных сосудов, спазмы которых могут быть причиной паралича. Астма, туберкулез, рак легких, сердечно-сосудистые заболевания – вот результат курения.

3-й подросток:

Да ладно, испугали…
Вот интересный экспонат:
Любой бутылке будет рад!
Улыбка, на лице блаженство –
Не экспонат, а совершенство!

1-й подросток:

А что? Я пиво очень пить люблю,
А в праздник и вина налью!

Подросток дотрагивается до экспоната. Алкоголь оживает.

Алкоголь:

На заре ты выпей сто грамм,
На заре ты выпей, братан…

Экскурсовод: Опьянение – главная причина бытового и уличного травматизма. Большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Цирроз печени и алкогольный психоз, деградация личности – вы этого хотите?

2-й подросток:

Вы нас не убедили!
Принять немножко можно:
Все в меру, осторожно –
И ничего не будет.
Живут же как-то люди!

3-й подросток:

А этот тащится, смотрите!
Здесь что угодно говорите,
Но этот точно кайф словил.
И я за ним бы повторил!

Подросток дотрагивается до экспоната. Наркомания оживает и поет на мелодию песни «Александра».

Наркомания:

Наркоманчик, наркоманчик!
Этот шприц для нас с тобою,
Мы живем одной иглою,
Ты вглядись в мое лицо.
Не пугайся, не пугайся!
Поскорее ты ширяйся,
Чтобы стала эта доза
Твоим сладостным концом!

Экскурсовод: Наркомания – опаснейшее заболевание, при котором глубоко поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства. Употребление наркотиков внутривенно приводит к заражению СПИДом.

1-й подросток:

Про СПИД мы в школе проходили,
О нем нам много говорили.

2-й подросток:

Ну, кто здесь СПИДа устрашился?
Он к нам еще не докатился!

Подросток дотрагивается до экспоната. СПИД оживает и поет на мелодию песни «Как много девушек хороших».

СПИД:

Как много девушек хороших,
Не помню даже их имен.
Но лишь одно меня тревожит,
Унося покой и сон, - я заражен!
А СПИД нечаянно нагрянет,
Когда его совсем не ждешь.
И каждый день и вечер станет
На ужас и кошмар похож.
И ты умрешь…

Экскурсовод: угроза заражения ВИЧ представляет большую опасность для всех. Современная медицина не располагает ни лекарствами, ни вакциной против ВИЧ. Единственная мера защиты – профилактика!

Участники (по очереди) :

– Как страшно жить в кромешной тьме!
Свой путь ты правильно найди.
– Чтобы всегда тебе и мне
Был свет надежды впереди.
– У всех есть выбор: быть или не быть –
Земля в цветах или огонь в потемках.
– Нельзя нам так бездушно хоронить
То, что на свете вверено потомкам!
– И мы повторяем на всех языках:
«Тревога! Проснитесь, люди!
– Спасенье планеты в наших руках –
Другого шанса не будет!»

1 ведущий: Давайте жить интересно, ведь сколько удовольствия можно получать от занятий спортом, танцами, а самое главное, от общения друг с другом. Ведь жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и, случается, меньше всего берегут.

2 ведущий: Закончить наше мероприятие хочется словами:

Не хочу я смириться с судьбой
И скажу всем девчонкам,
Мальчишкам: «Постой!
Эти игры со смертью
К беде приведут
И для жизни, для счастья
Ничего не дадут».
И совет мой, наверное,
Очень простой,
Скажем дружное «НЕТ»
Этой смерти пустой.
Будет счастлив по-своему
Каждый из ВАС,
Чтоб костер этой жизни
Никогда не погас!

(Демонстрация слайда 13).

1 ведущий: На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Литература:

  • Бразюль Г.В. Тематический вечер для старшеклассников по проблемам СПИДа и наркомании «СПИД – болезнь души»// Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок». № 4, 2003 г.
  • Гуща М.А. Сценарий выступления агитбригады «Мы – за здоровый образ жизни!»// Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок». № 6, 2005 г.
  • Широкова Н. Внеклассное мероприятие со старшеклассниками «Есть выбор: жизнь без наркотиков»// Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». № 9, 2004 г.

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Недетское дело - война»

Ведущий 1

Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка?

Ведущий 2

И сам ответил: слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит. Всего одна слезинка...

(«Священная война»: звучат первые строки)

Ведущий 1

Война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, лишения, потери родных и близких.

Ведущий 2

Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их. Огромное кровавое колесо, запущенное фашистами, уничтожило надежды и мечты, желания и стремления, жизни миллионов детей.

ТАНЕЦ С ПОЛОТНАМИ

Чтец 1
Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтанов радости не брызнет На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей Над взрослыми серьезными людьми, И в чём-то человечество отстанет, И в чём-то обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают, Хлеба растят и строят города, Кто землю по-хозяйски обживают Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела, На много поколений недород, И грусть с надеждой, как в лесу горелом: Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше, А в Ленинграде – каменный Цветок, Чтоб в памяти людей остался дольше Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней - Кровавый след коричневой чумы. Их мертвые глазёнки с укоризной Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни, Из бликов пискаревского огня: "Неужто память жгучая остынет? Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике, В предсмертном зове милых мам своих... О, матери стран малых и великих! Услышьте их и помните о них!

Ведущий 1

Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».

Чтец 2

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей.

Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик,

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюде забытом клубника

Сочилась, как алая кровь.

Ведущий 2

Вспомним благодарно и свято всех, чьё детство и юность опалены самой страшной в истории человечества войной, чьё детство, выпавшее на 1941-1945 годы, не состоялось; кто, прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса…

Ведущий 1

Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящики, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки.

Ведущий 2

Как получали от погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.

Чтец 3 А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда,

Была земля и жёсткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Ведущий 1

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели.

Ведущий 2

В тяжкое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Чтец 4

Учились при свете коптилок,

Писали меж строчек газет,

И чёрного хлеба кусочек

Был слаще заморских конфет.

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Ведущий 1

Сутками трудились ребята на заводах и фабриках, делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, собирали противогазы. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки, девочки вязали теплые вещи: варежки, носки, шарфы.

Ведущий 2

Ребята помогали раненым в госпиталях, ставили спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

1-й мальчик

Сорок трудный год. Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

Санитарка:

«Господи, до чего же артисты маленькие»

1-ая девочка

Мы идем коридорами длинными,

Мы почти растворяемся в них

С балалайками, мандолинами

И большими пачками книг.

1-ый мальчик Что в программе?

2-ая и 3-ья девочки

В программе чтение,

Пара песен военных, правильных.

1-ая девочка

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением.

2-ой мальчик

Двое здесь.

Майор артиллерии с ампутированной ногой.

В сумасшедшем бою под Ельней

На себя принявший огонь.

На пришедших глядит он весело.

2-ая девочка

И другой, до бровей забинтованный,

Капитан, таранивший «мессера»

Три недели назад под Ростовом.

3-ья девочка

Мы вошли, мы стоим в молчании.

Вдруг срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

Объявляет:

1-ый мальчик Начало концерта!

1-ая девочка

А за ним, не вполне совершенно,

Но вовсю запевале внимая,

О народной поем, о священной,

Так, как мы ее понимаем.

Песня «Священная война»

2-ой мальчик

В ней Чапаев сражается заново,

Краснозвездные мчатся танки,

В ней шагают наши в атаке,

А фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится.

В ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

Нравится нам такая война!

1-ая девочка Мы поем…

1-ый мальчик

А в нем укор:

«Погодите, постойте, хлопчики,

Погодите, умер майор»

2-ая девочка

Балалайка всплеснула горестно,

Торопливо, будто в бреду.

Санитарка

Вот и всё о концерте в госпитале

В том году.

Ведущий 2

Война не щадила никого. Все силы были брошены на борьбу с врагом. Повзрослевшие защитники Родины из счастливого детства шагнули в смерть… Юные, красивые, полные надежд...

Чтец 5 Ю. Друнина «Баллада о десанте»

Хочу, чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был...

Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -

В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь...

А три парашюта, а три парашюта

Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку -

От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Бессмысленной гибели нету на свете -

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды...

1 М Уходили мальчики – на плечах шинели.

2 М Уходили мальчики – храбро песни пели.

3 М Отступали мальчики пыльными степями.

4 М Умирали мальчики – где, не знали сами.

1М Попадали мальчики в страшные бараки,

2 М Догоняли мальчиков лютые собаки.

3 М Не хотели мальчики поддаваться страху,

4 М Поднимались мальчики по свистку в атаку.

1 М Повидали мальчики – храбрые солдаты –

2 М Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.

3 М Показали мальчики за четыре года,

4 М Кто такие мальчики нашего народа!

Ведущий 1

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Ведущий 2

«Ленинградские дети»…

Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

Ведущий 1

В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода.

Ведущий 2

У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец 6

Девчонка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали: уснула,

А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.

(Музыка)

Чтец 7 Мечты блокадного мальчишки

На окнах – надоевшие кресты...
И сутки не смолкает канонада,
А светлые мальчишечьи мечты
Ведут меня по дедовому саду.
Так хочется дотронуться рукой
До яблочной прозрачно-спелой кожи,
Увидеть вновь улыбки и покой
На лицах торопящихся прохожих!
Так хочется, чтоб мамочка моя,
Как прежде, заразительно смеялась,
Израненная взрывами земля
В цветочных росах снова искупалась!
Бумажным лёгким змеем с ветерком
Умчаться ввысь распахнутого неба.
И съесть
взахлёб!
До крошки!
Целиком!
Буханку вкусно пахнущего хлеба!
(Музыка)

«БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала... Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала... ни одна крошечка...

Чтец 8

Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,

Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.

Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково-

Небольшое село на краю новгородской земли.

Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года

Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав -

Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,

Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.

Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,

Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,

Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,

И над их поездами нависнут машины с крестами?..

Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,

только дети бегут от вагонов - десятки детей!..

Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,

Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.

И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,

И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,

И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,

И кровавились детскою плотью земля и кусты.

Ведущий 1

Бесчисленные злодеяния творились на земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Ведущий 2

Освенцим, Треблинка, Бухенвальд, Дахау, Малый Тростенец, Саласпилс. Жестокие издевательства, непосильный физический труд, болезни, истощение, бесчеловечные медицинские опыты, смерть...

(«Бухенвальдский набат»)

Чтец 9

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились - мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины...

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что - обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы.

Но их всё били.

Так же.

Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин "идеи" были,

Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было!

Мужчины мучили детей!

ТАНЕЦ «Заключённые»

Чтец 10
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге:

"Три тысячи двести девятый".

"Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой..."

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

"Три тысячи двести девятый"?

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц – на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.
(Музыка) Чтец 11 Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама...

ТАНЕЦ «Мать и дитя»

Чтец 12 Много нынче в памяти потухло, а живет безделица, пустяк: девочкой потерянная кукла

Над платформой пар от паровозов низко плыл, в равнину уходя... Теплый дождь шушукался в березах, но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку, молча шли, без света и воды, полные внезапной и жестокой, горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила и рвалась из материнских рук,- показалась ей такой красивой и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки, и толпа, к посадке торопясь, куклу затоптала у теплушки в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит, и разлуки не поймет она... Так хоть этой крохотной потерей дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться: это не игрушка, не пустяк,- это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях.

Ведущий 1

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших,

Ведущий 2

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

(лирическая музыка, все чтецы на сцене, после своего воспоминания уходят )

"А я все равно хочу маму..." (девочка)

В сорок первом...

Я окончила первый класс, и родители отвезли меня на лето в пионерский лагерь под Минском. Приехала, один раз искупалась, а через два дня – война. Нас начали отправлять из лагеря. Посадили в поезд и повезли. Летали немецкие самолеты, а мы кричали: "Ура!" То, что это могут быть чужие самолеты, мы не понимали. Пока они не стали бомбить... Тогда исчезли все краски... Все цвета... Появилось впервые слово "смерть", все стали говорить это непонятное слово. А мамы и папы нет рядом...

"Жить хочу! Жить хочу!.." (мальчик)

От этих зрелищ, от этих огней... Это – мое богатство... Это – роскошь, то, что я пережил...

Рвутся бомбы, а я цепляюсь за старшего брата: "Жить хочу! Жить хочу!" Боялся умереть, хотя, что я мог тогда знать о смерти? Ну что?

Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Мы знали, что картошины эти последние. Я хотел ей оставить... маленький кусочек... И не смог. Брат тоже не смог... Нам было стыдно. Ужасно стыдно.

Война – это мой учебник истории. Мое одиночество... Я пропустил время детства, оно выпало из моей жизни. Я человек без детства, вместо детства у меня была война.

"На кладбище покойники лежали наверху... Как будто еще раз убитые..." (мальчик)

Черное небо...

Черные толстые самолеты... Они гудят низко. Над самой землей. Это – война. Как я помню... Помню отдельными проблесками...

Нас бомбили, а мы прятались в саду за старыми яблонями. Все пятеро. У меня было еще четверо братиков, самому старшему – десять лет.

Сожгли нашу деревню. Разбомбили деревенское кладбище. Прибежали люди туда: покойники лежали наверху... Они лежали, как будто еще раз убитые... Наш дедушка лежал, который недавно умер. Их опять хоронили...

И в войну, и после войны мы играли "в войну". Надевали на головы солдатские каски, наши и немецкие, каски валялись всюду: в лесу, на полях. Никто не хотел быть немцем, из-за этого мы даже дрались. Играли в настоящих блиндажах и окопах. Сражались на палках, бросались в рукопашную. А матери качали головами, им не нравилось. Плакали.

Мы удивлялись, потому что раньше... До войны они нас за это не ругали...

"Просим: можно облизать?.." (девочка)

Взрослые плачут: война, а мы не испугались. Мы часто играли "в войну", и это слово было нам очень хорошо знакомо. Я удивлялась, почему мама всю ночь рыдает. Только позже поняла...

Мы ели... воду... Придет время обеда, мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. И мы ее разливаем по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Белой горячей воды, зимой и закрасить ее нечем. Даже травы нет. Помню солнечный день такой, ветер гонит паутину. Горит наша деревня, горит наш дом. Мы вышли из лесу. Маленькие дети кричат: "Костер! Костер! Красиво!" А все остальные плачут, мама плачет. Крестится.

Дом сгорел... Мы копались в золе, но там ничего не нашли. Одни вилки обгорелые. Печь как была, так и осталась, там стояла еда - блины драные.

Картофельные драники. Мама вынула сковороду руками: "Ешьте, дети". А есть блины нельзя, дымом пахнут, но ели, потому что ничего, кроме травы, у нас больше не было. Осталась трава и земля.

Сколько лет прошло... А все равно страшно...

"Он висел на веревочке, как ребенок..." (мальчик)

Не хочу... Я не хочу даже повторять это слово "война"...

Как пришли немцы, почему-то не помню... Помню, что они уже были, давно были, и вот согнали всех нас, всю деревню. Поставили впереди пулеметы и приказали отвечать, где партизаны, к кому они заходили. Все молчали. Тогда они отсчитали каждого третьего и вывели на расстрел. Расстреляли шесть человек: двух мужчин, двух женщин и двух подростков. И уехали.

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

4:Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

5: Хлебом и песней

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

6: Каждой секундой…

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

7: Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

8:Какой ценой завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!