Летчик испытатель где учат. Летчик-испытатель — профессия и судьба. Чем занимаются испытатели авиационной техники

24 ноября 2016 г. исполняется 70 лет известному авиатору, Герою России, Заслуженному летчику-испытателю, начальнику ЛИЦ ГосНИИ ГА Рубену Татевосовичу Есаяну.

Летчик-испытатель. Эти слова действуют на людей завораживающе, ведь за ними скрывается личность с большой буквы, обладающая высочайшим умом, многогранным опытом и сильной волей. Все, что должно быть в человеке, который управляет и испытывает новые современные воздушные суда.

Имена многих летчиков-испытателей навечно вписаны в золотой ряд великих соотечественников, прославивших нашу страну и внесших неоценимый вклад в укрепление ее могущества, развитие отечественной гражданской авиации. Среди них и летчики-испытатели нашего института, которые за более чем 85-летнюю историю ГосНИИ ГА дали путевку в небо многим самолетам и вертолетам советского и российского производства.

Свое законное и достойное место в этом ряду занимает наш уважаемый коллега по ГосНИИ ГА Рубен Татевосович Есаян — Герой России, Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, заместитель генерального директора — начальник Летно-испытательного центра (ЛИЦ). Говорить о человеке, которого знаешь более 20 лет, и с которым связан и профессионально, и человечески многие годы, всегда хочется с чувством гордости и глубокого уважения. Не будет преувеличением сказать, что личность Рубена Татевосовича Есаяна вполне сравнима с выдающимися людьми из серии книг «Жизнь замечательных людей».

Рубен Татевосович Есаян родился 24 ноября 1946 г. в Ереване в семье участника Великой Отечественной войны. Занимался в аэроклубе, впервые поднялся в воздух в 17 лет.

Он получил фундаментальное авиационное образование: Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Г.А. Тарана, Академия гражданской авиации, Школа летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР им. М.М. Громова.

Работал командиром воздушного судна в Армянском управлении гражданской авиации. Еще работая линейным пилотом, Р.Т. Есаян показал себя незаурядным специалистом летного дела. В 1981-1984 гг., находясь в служебной командировке в Анголе, командир экипажа корабля Як-40 Р.Т. Есаян неоднократно летал в районы боевых действий. В 1983 г. при взлете в аэропорту Луанды его самолет был подбит зенитным огнем с поражением правого двигателя, возник пожар на борту. Р.Т. Есаян сумел сделать круг над аэропортом и благополучно посадить поврежденный самолет.

С 1984 г. Р.Т. Есаян возглавил летно-штурманский отдел Армянского управления гражданской авиации.

С 1986 г., уже 30 лет, Рубен Татевосович работает в ГосНИИ ГА на летно-испытательной работе, многие годы руководит Летно-испытательным центром института, является заместителем генерального директора.

Рубен Татевосович Есаян провел испытания многих типов и модификаций самолетов, в том числе: Ан-74, Ан-124, Ту-334, Ту-154, Ил-76МФ, Ил-96, Ил-114. На самолете-амфибии Бе-200 в 2004 г. он установил пять мировых авиационных рекордов. Особо хотел бы отметить, что как глубокий аналитик и первоклассный летчик-испытатель, Р.Т. Есаян занимается моделированием внештатных ситуаций в воздухе для выявления причин авиационных происшествий и катастроф с целью недопущения их в реальных условиях.

В составе рабочих групп в качестве эксперта-аудитора Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета Р.Т. Есаян участвовал в летных испытаниях зарубежных воздушных судов многих типов, включая самолеты Boeing 757, 767, 747, Falkon 900 и др.

В 2001 г., впервые после 10-летнего перерыва, экипаж ГосНИИ ГА под руководством Рубена Татевосовича выполнил на транспортном самолете Ил-76 рейс в Антарктиду. В течение последующих лет он ежегодно летал на этот континент с посадками на ледовые аэродромы. В 2007 г. выполнил уникальную операцию по десантированию с самолета Ил-76ТД 28 платформ с дизельным топливом на полярную станцию «Восток». Всего Р.Т. Есаян произвел более 80-ти полетов на Южный полюс и центральные районы Антарктиды.

В одной из воздушных экспедиций в Антарктиду в 2008 г. довелось участвовать и автору этих строк. В этих сложных, порой экстремальных условиях, Рубен Татевосович показал не только высочайшее летное мастерство, но и умение организовать работу экипажа максимально четко и слаженно с целью обеспечения эффективной деятельности российской антарктической экспедиции и проведения научно-исследовательских работ.

В том, что в 2015 г. Росгидрометом повторно выдано разрешение ГосНИИ ГА до 2020 г. на выполнение исследовательских полетов тяжелой транспортной авиации в Антарктиде и десантирование грузов на ледниковый покров — большая заслуга Рубена Татевосовича Есаяна.

В последние годы летным составом ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна проведен комплекс сертификационных испытаний различ-ных воздушных судов, в том числе, модификаций «старых» воздушных судов, оборудованных новыми навигационными и другими системами.

Важное место в деятельности ЛИЦ ГосНИИ ГА занимает и выполнение специальных полетов на воздушных судах, конструкция и характеристики которых не соответствуют типовой. Именно в этих случаях проявляется высочайшее летное мастерство Р.Т. Есаяна и его коллег. Так было и в сложной ситуации с выполнением взлета самолета Ту-154М с повреждением конструкции с посадочной площадки в Ижме, состояние которой не обеспечивало безопасный взлет. Экипаж ГосНИИ ГА под руководством Р.Т. Есаяна блестяще справился со взлетом и перелетом самолета на завод-изготовитель для восстановления воздушного судна.

Важное качество Р.Т. Есаяна, как наставника молодых авиаторов и коллег по летно-испытательному цеху — умение доходчиво излагать даже самую сложную техническую информацию. Широта и глубина его кругозора производят неизгладимое впечатление. С ним можно спорить, дискутировать, но, в конечном итоге, он все равно, как правило, убедит в своей правоте логикой приводимых аргументов.

Говоря о высоких человеческих, я бы сказал, нравственных, качествах Рубена Татевосовича — это понятие о чести и достоинстве, которые впитаны им с детства. Он, будучи удивительно скромным человеком, обладает большим чувством юмора. Мы, его коллеги по работе, гордимся тем, что работаем в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации и имеем возможность общаться с этим удивительным Человеком. Без преувеличения можно сказать, что Рубен Татевосович Есаян — золотой фонд не только ГосНИИ ГА, но и всей отечественной авиации.

Достижения и успехи в летно-испытательной работе Р.Т. Есаяна высоко оценены государством: орден «Дружбы народов» в 1985 г., орден Мужества в 1996 г. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный летчик-испытатель РФ», «Заслуженный работник ГосНИИ ГА» и «Почетный работник транспорта».

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации № 524 от 29 мая 2006 г. Р.Т. Есаяну присвоено высокое звание Героя Российской Федерации.

Вклад Рубена Татевосовича Есаяна в развитие отечественной гражданской авиации громаден. Он всегда был и остается преданным своему делу, своей профессии. Жизнь и биография Р.Т. Есаяна — яркий и замечательный пример всем нам, и особенно для молодежи.

В этой связи мне вспоминается известная библейская притча о трех заповедях: в своей жизни мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом. Если смысл притчи применить к Рубену Татевосовичу, то список нужно дополнить, так как есть и сыновья, и дом, и деревья. Он вырастил и воспитал двух достойных сыновей, один из которых также влюблен в небо и продолжает летную династию. Династию Есаяна.

Рубен Татевосович уже оставил свой зримый автограф в небе. Но это не дает оснований останавливаться. Жизнь продолжается, и планов громадье! По-другому и быть не может. Есть еще порох в пороховницах — его нужно использовать по назначению. И яркое свидетельство тому — предстоящий полет Рубена Татевосовича на борту Ил-76ТД в Кейптаун, а затем в Антарктиду! Поэтому расслабляться Вам, Рубен Татевосович, еще рановато. А значит, так тому и быть!

Василий Шапкин,

генеральный директор ГосНИИ ГА,

доктор технических наук,

Страница 11 из 19

Глава десятая. Заводской летчик-испытатель

Валерий Павлович вместе со своими земляками – жителями Василёва – ловит бреднем рыбу.

На авиационном заводе Чкалов нашел работу, которая была ему больше всего по душе.

Во время «испытательных полетов он с огромным чувством ответственности за доверенный ему самолет сначала проверял, как воплощен замысел конструктора, детально изучал все достоинства и недостатки машины. Затем он старался выжать из машины все, что она может дать. Иногда летчик-испытатель Чкалов добивался больше того, на что рассчитывал сам конструктор.

Коммунисты – конструкторы, инженеры, летчики высоко ценили мастерство Чкалова, его бескорыстную страстную любовь к авиации, его упорную и смелую борьбу за новое. На партийных собраниях не раз обсуждали, какие условия надо создать Чкалову, чтобы на работе заводского летчика-испытателя он мог полнее и лучше проявить свое дарование.

Стиль работы Чкалова оставался прежним: когда-то молодой летчик Ленинградской эскадрильи по целым дням не расставался с самолетом, а теперь уже опытный пилот, которому доверили испытание новых машин, тоже подолгу не уходил из заводских цехов. Там для него все было важно, все интересно.

Домой Валерий Павлович возвращался поздно, когда Москва уже давно сияла огнями бесчисленных электрических фонарей. Высоко в небе мягко светились звезды. Дома Чкалова ждали короткий отдых и часы усиленных занятий. В заводских цехах, общаясь с творцами и строителями самолетов, он почувствовал, что у него не хватает теоретических знаний. Не раздумывая, Валерий сел за книги и чертежи. Занимался систематически каждый вечер. Если сам не мог разобраться в сложных формулах, обращался к инженеру или конструктору.

– Теперь, Лёлик, я на многое смотрю другими глазами, сам чувствую, как расту, – делился он с женой своими мыслями.

Ольга Эразмовна всегда с интересом выслушивала рассказы мужа. Авиация оставалась бессменной владычицей внутреннего мира Валерия Чкалова. Любящая и чуткая Ольга Эразмовна нашла, как сдержать данное перед замужеством слово – никогда не вмешиваться в авиационные дела Валерия – и в то же время не оказаться «сторонней свидетельницей» главного, что заполняло жизнь любимого человека. Она умела слушать, умела во-время сказать ободряющее слово. И осторожно, с большим тактом добилась того, что Валерий Павлович чувствовал потребность делиться с ней и реальными планами и, казалось бы, почти несбыточными мечтами.

Ольга Эразмовна была первая, с кем он поделился впечатлениями о новой своей работе.

– Теперь – говорил он, – у меня совсем, совсем другие обязанности. Хотя в НИИ я тоже был летчиком-испытателем, но там, ты знаешь, я испытывал готовые, уже получившие воздушное крещение машины, а здесь я сам участвую в рождении самолета. Ты только послушай…

И он с увлечением рассказывал жене, как главный конструктор, получив правительственное задание, в котором в общих чертах указаны число членов экипажа, вооружение и летные характеристики, ищет наиболее удачные конструктивные формы для нового самолета. Эту творческую задачу главный конструктор решает разными способами, причем советуется с другими конструкторами и летчиком-испытателем. Слово летчика-испытателя – важное и ответственное слово, подчеркивал Валерий. Летчик-испытатель, помимо всего прочего, является полномочным представителем всей летной братии, которой придется водить в воздухе новый самолет.

В дальнейшем Ольга Эразмовна узнала и другие подробности того пути, по которому проходит вновь создаваемая воздушная машина. Путь этот далеко не гладкий, многие образцы новых самолетов так и остаются только образцами. Для массового серийного производства годен лишь самолет с наилучшими тактическими данными, мощным вооружением, большой скоростью, хорошей устойчивостью и управляемостью. Кроме того, необходимо, чтобы конструкция была проста технически.

Главный конструктор, после того как он сам ясно представит себе очертания машины, сочетание материалов, тип и мощность мотора, оборудование, вооружение, делает первоначальные чертежи, набрасывает общий вид самолета и передает все своему помощнику, тоже высококвалифицированному конструктору. Тот рисует несколько вариантов схемы самолета. Потом вносятся поправки до тех пор, пока не получится окончательный, лучший вариант. Его передают для детальной разработки в конструкторское бюро.

В составлении проекта самолета принимает участите много людей. Каждая группа конструкторов разрабатывает что-нибудь одно – фюзеляж, крыло, управление, мотор, шасси, вооружение, хвостовое оперение, оборудование.

Летные качества самолета – скорость, высота, дальность, устойчивость – определяются путем аэродинамического расчета специальной группой инженеров-расчетчиков.

Другая группа инженеров рассчитывает прочность самолета. Прочность и легкость – необходимые качества машины. Они, казалось бы, противоречат друг другу. Совместная работа конструкторов и инженеров-расчетчиков заключается в поисках действительно необходимой для данного типа самолета прочности не в ущерб точно так же необходимой легкости.

Одновременно с чертежами и расчетами готовится из сосновых брусков и фанеры макет будущего самолета в натуральную величину. Такой макет позволяет детально изучить проектируемую машину и дает полное представление о будущем самолете, поэтому его принимает специальная комиссия. Если макет принят, изготовляются так называемые плазы: на фанерных рамах вычерчиваются в натуральную величину те крупные части и детали самолета, которые из-за их размеров невозможно вычертить на бумаге. Чертежи и плазы передаются в цехи.

Отдельные детали делаются в разных цехах. Летчик-испытатель ревниво следит за всем, вплоть до шлифовки деталей. К его советам внимательно прислушиваются и конструкторы и рабочие.

После сборки самолета производятся испытания и замеры для определения того, соответствует ли подлинный его вес центру тяжести и другим проектным данным. Проверяются приборы и оборудование.

Затем начинаются испытания прочности машины. Хотя путем математических расчетов удается определить предельную нагрузку на каждую деталь, но эти расчеты могут оказаться ошибочными. Для проверки их каждый самолет нового типа еще до взлета подвергается испытаниям на прочность. На все части машины дается значительно большая нагрузка, чем при полете.

Для этих наиболее ответственных испытаний всегда строятся одновременно два совершенно одинаковых самолета. Один из них заранее обречен на разрушение. В поисках предела прочности его детали еще в цехе нагружают до тех пор, пока они не разламываются. Делается это для того, чтобы в воздухе не подвергать опасности жизнь летчика-испытателя. Прочность самолета должна быть абсолютно надежной.

Инженеры, ведущие испытания, нагружают крыло самолета до тех пор, пока оно, наконец, не выдерживает и разрушается. Этот момент фиксируется, и тогда точно определяется, какова в действительности прочность крыла. Шасси, ручное и ножное управление, моторная рама, рули – все доводится до разрушения.

И только после того, как результаты испытания в цехе подтвердят правильность расчетов, такой же самолет готовят к испытаниям в воздухе.

В руки летчика-испытателя передают единственный экземпляр нового самолета – результат высокого творчества и напряженного труда конструкторов, ученых, инженеров, рабочих.

– Такой самолет надо очень и очень беречь! – говорил жене Чкалов. – И хотя знаешь: все рассчитано, тысячу раз проверено, и не сомневаешься, что машина полетит, и полетит хорошо, а все-таки всегда можно встретиться с неожиданностью.

Летчик-испытатель садится в кабину лишь после того, как ведущий инженер еще и еще раз проверил мотор, приборы, органы управления, радиосвязь. Взлетает испытатель не сразу. Сначала делает несколько пробежек по земле, чтобы выяснить, как работают тормоза, колеса, рули. И только если все в порядке, он поднимается в воздух. В воздушных просторах, на разных высотах и разных скоростях летчик исследует, насколько точно осуществлены замыслы конструктора.

Все характерные свойства самолета, замеченные летчиком во время испытаний, записываются в паспорт. После испытательного полета паспорт вместе с записями приборов, установленных на земле, а также результаты наблюдений с земли передаются главному конструктору. Если самолет выдержал заводские испытания, его посылают на государственные испытания в НИИ ВВС. Там окончательно решается судьба нового самолета.

Известный конструктор Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев пишет в своих «Рассказах конструктора»:

«Пожалуй, нет среди авиаторов более благородной, возвышенной и героической профессии, чем профессия летчика-испытателя.

Несмотря на то, что современная авиационная наука аэродинамика – наука о прочности самолета, о вибрации – является сильным оружием в руках конструктора, все же первые полеты новой машины таят в себе много неожиданного. И в задачу летчика-испытателя входит выявление всего того, что не поддается расчетам конструктора и научным экспериментам при проектировании.

Опасен не столько первый вылет, сколько последующие испытания: проверка максимальной скорости, высоты, проверка машины на прочность, вибрацию, штопор и др.

Искусство летчика-испытателя в этом случае можно сравнить с искусством всадника, впервые объезжающего молодую норовистую лошадь. Только дело у летчика куда более сложнее и опаснее, чем у наездника. Как конь не хочет подчиниться воле всадника, стремится сбросить его, так и новый самолет упорно сопротивляется овладению им и как будто старается использовать каждую ошибку конструктора и пилота…

Поэтому летчик-испытатель очень внимательно прислушивается к поведению машины, ни на минуту не ослабляет бдительности, пока машина детально не изучена. Недаром летчики-испытатели говорят, что с новым самолетом нельзя переходить на «ты» раньше времени.

Летчики-испытатели – незаметные, скромные герои, прокладывающие пути новой авиационной технике.

Мне приходилось встречаться со многими выдающимися представителями этой профессии – Чкаловым, Пионтковским, Супруном, Стефановским, Анохиным, Серовым. Хорошо знаком я и с Громовым.

У каждого из них своя ярко выраженная индивидуальность. Но одно общее присуще всем им – глубокая, особенная любовь к авиации. Сознание долга перед Родиной, чувство ответственности за порученную машину, постоянная опасность в полете положили на них отпечаток какой-то необыкновенной мужественной скромности, свойственной настоящим героям. Это люди честные, благородные, люди долга. И личное общение с ними полностью убеждает в этом».

В этом же рассказе Яковлев делится своими впечатлениями о Валерии Чкалове:

«С Чкаловым я впервые познакомился на авиационном заводе… В то время он не имел еще той славы, которая пришла к нему позже. Знакомясь с ним, я знал только, что это душа-человек, отличный и безрассудно смелый летчик. О смелости Валерия Павловича уже тогда ходили всевозможные легенды.

На заводе Чкалов проявил качества, необходимые для сложного и ответственного дела – испытания новых самолетов. Он всегда горел желанием полнее, глубже и быстрее постигнуть, как он говорил, душу новой машины».


Работа на авиационном заводе дала Чкалову возможность проявить талант летчика-новатора с еще большей силой. Он стал участником создания таких самолетов, каких еще не знал мир.

Чкалова пригласили шеф-пилотом к конструктору Николаю Николаевичу Поликарпову. Для испытания самолетов новой, смелой конструкции трудно было бы найти лучшего летчика, чем Чкалов.

Творческое содружество с Поликарповым сыграло большую роль в жизни Валерия Павловича. В свою очередь Чкалов помог выдающемуся конструктору в период, когда тот создавал свои первые скоростные истребители. Совместная работа, постоянное общение обогатили обоих, расцветили новыми красками их творческую жизнь.

У них была одна общая черта – страстная любовь к авиации. До конца своей жизни Поликарпов с неостывающим пылом работал над новыми конструкциями самолетов. Равнодушия к авиации он никому не прощал. Когда его дочь решила переменить профессию и ушла из авиационного института, Николай Николаевич искренно жалел ее: он считал, что дочь сама лишила себя высоких творческих радостей.

Поликарпов был и трудолюбив и трудоспособен. В юности, добившись приема на механическое отделение Петербургского политехнического института, он одновременно поступил на курсы авиации и воздухоплавания при кораблестроительном отделении института. Учился отлично и окончил первым.

– Мое здоровье выдержало эту бешеную работу на двух отделениях института, – говорил потом Поликарпов.

После окончания института молодой инженер был направлен на Русско-Балтийский машиностроительный завод. Вскоре Поликарпов стал заведующим производством. Это была серьезная, ответственная и в то же время увлекательная работа. На Русско-Балтийском заводе строились первые многомоторные воздушные гиганты. Здесь у него была благодарная почва для развития творческой смелости.

После Великой Октябрьской социалистической революции Поликарпов целиком посвятил себя решению крупных авиационных проблем. У него возникли идеи новых воздушных машин, достойных Советской страны. Он работал с подъемом и выдвинулся в ряды ведущих конструкторов.

Особенно интересна судьба его самолета «ПО-2». Простота, живучесть конструкции, безукоризненная устойчивость, способность быстро выходить из любой фигуры, неприхотливость к условиям эксплуатации сделали эту машину незаменимой во многих случаях авиационной жизни.

В первые годы после Октябрьской революции для подготовки летчиков пользовались самолетом Порховщикова и разными заграничными машинами. Но потом они перестали удовлетворять растущим требованиям, и Управление Военно-Воздушных Сил объявило конкурс на учебный самолет. В этом конкурсе принял участие и Н. Н. Поликарпов.

В январе 1928 года Михаил Михайлович Громов поднял в воздух учебную машину Поликарпова «ПО-2». Вернувшись из испытательного полета, Громов дал ей отличную оценку. Самолет пустили в серийное производство, и с тех пор он живет полной жизнью, нередко оказываясь в новой, неожиданной роли.

«ПО-2» – биплан с пятицилиндровым мотором «М-11» в 100 лошадиных сил, с воздушным охлаждением. Изготовлен он из полотна и фанеры и очень дешев в производстве. Когда в год своего рождения «ПО-2» демонстрировался на выставке в Берлине, никому, конечно, и в голову не приходило, что эта безобидная учебная машина будет наводить ужас на фашистских солдат.

Вначале гитлеровцы смеялись над появившимися на фронте самолетами «ПО-2» и называли их «русс-фанер». Но скоро они убедились, что эти примитивные на первый взгляд самолеты, благодаря своей способности летать очень низко, становятся опасными. У них были и другие ценные боевые качества. Эти самолеты могли и днем и ночью взлетать с любой площадки и опускаться где угодно. «ПО-2» был особенно опасен для врага ночью. Он опускался на цель, планируя, с приглушенным мотором, совершенно бесшумно. О его присутствии враг узнавал слишком поздно, только по сброшенным бомбам.

Во время великой битвы за Сталинград летчики, сидевшие за штурвалом «ПО-2», достигли в бомбометании виртуозного мастерства. Тогда, как известно, бои шли не только на улицах и в переулках, но даже в домах. Нередко одну половину дома занимали гитлеровцы, другую – советские воины. Летчик, прилетевший на «ПО-2», опускался совсем низко, и бомбы попадали точно в намеченную цель – на фашистское боевое охранение. С той же точностью летчик сбрасывал на советскую половину боеприпасы.

К концу войны о самолете «ПО-2» рассказывались легенды. Многие воины до сих пор с благодарностью вспоминают эту скромную и очень полезную машину.

Но для Николая Николаевича Поликарпова самолет «ПО-2» вскоре стал пройденным этапом. В 1932 году на заводе было организовано Центральное конструкторское бюро. Перед ЦКБ поставили задачу – создать скоростной истребитель. Над решением этой задачи одновременно работали три конструкторские бригады. Одной из них руководил Поликарпов.

Большая идея вынашивается долго. Для Поликарпова «И-15» начал реально существовать еще до изготовления его модели. Весь свой опыт конструктора бипланов вложил он в создание этого скоростного истребителя. Модель «И-15» испытывалась в лаборатории имени Чаплыгина в нескольких вариантах, пока не были решены вопросы устойчивости и управляемости.

«И-15» – истребитель-биплан, с мотором воздушного охлаждения, прочный, очень жесткий, сравнительно небольшого размера и с очень малым полетным весом. Скорость его достигала 370 километров в час. У других истребителей, выпущенных Центральным конструкторским бюро в 1932 году, максимальная скорость равнялась 300 километрам.

Все же конструктор не совсем был доволен своей машиной. Неубирающееся шасси и дополнительное сопротивление стоек снижали скорость. Зато этот самолет отличался большой маневренностью. Он был послушен воле летчика и успешно выполнял в воздухе любые фигуры высшего пилотажа; за восемь секунд делал полный круг в одной плоскости, то-есть выписывал классический вираж.

«И-15» попал в руки Чкалова. У Валерия Павловича дух захватывало от радостного возбуждения. Такие перспективы! Собственное будущее казалось ему тоже великолепным: движение вперед, борьба с трудностями, победы. С такими людьми, с таким коллективом, как на заводе, можно уйти далеко…

При первой встрече Поликарпов осторожно приглядывался к новому летчику-испытателю, решая, можно ли доверить ему свое детище. Еще до прихода Чкалова на завод там говорили о нем как о талантливом и очень смелом летчике. Но кое-кто добавлял:

– Смелый до безрассудства.

Валерий Павлович чувствовал испытующий взгляд конструктора и волновался. Как-то отнесется к нему Поликарпов? Захочет ли работать с ним?

Поликарпов сразу заговорил об истребителях, настоящих и будущих, о наращивании скоростей. У Чкалова заблестели глаза. Это же его, его мечта!

И он стал рассказывать конструктору о своих исканиях, о новых фигурах, о высшем пилотаже над самой землей, о тактике воздушного боя. И самое главное – о том, какими, по его мнению, должны быть боевые самолеты, чтобы победа всегда была на стороне советских летчиков.

С юношеским оживлением слушал его Николай Николаевич. Первая официальная встреча главного конструктора с летчиком-испытателем затянулась надолго.

Поздно вечером Валерий Павлович говорил жене:

– Лёлик! Сегодня я беседовал с конструктором Поликарповым. Он рассказал мне о своих планах. Теперь я уверен: буду летать на такой машине, которая и сниться-то мне начала совсем недавно.

К Валерию Павловичу вернулась былая его жизнерадостность. Громкий смех и густой сочный бас наполняли комнату праздничным шумом.

Правда, домой он приходил поздно и нередко усталый. Обычно заставал Игоря уже спящим. И тогда огорчался, что не может побыть с сыном, рассказать ему сказку собственного сочинения.

– Ладно, в выходной день наверстаю, – успокаивал себя Чкалов.

Игорю он отдавал большую часть своего свободного времени. Но и с ним говорил главным образом об авиации – о самолетах, о летчиках.


Первая пятилетка была завершена с честью. Это явилось знаменательным событием и для работников авиации. Вместе со всеми советскими людьми они восторженно аплодировали И. В. Сталину, который в своем докладе об итогах первой пятилетки 7 января 1933 года заявил:

«У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь».

К. Е. Ворошилов в феврале того же года, в своем докладе на торжественном юбилее по случаю 15-летия Красной Армии говорил:

«…Самое главное, что внесла пятилетка в нашу авиацию, – это большие качественные изменения… Мы имеем теперь все типы современных машин (бомбардировочную, штурмовую, (истребительную и тяжелую бомбардировочную авиацию), и в таком соотношении, которое должным образом увеличивает мощь нашего воздушного флота».

А давно ли Чкалов юным, начинающим летчиком летал на «фоккерах», на «моран-парасолях» и с обидой в душе думал: когда же, наконец, ему удастся сесть за штурвал своего, советского самолета, который оставит далеко позади все иностранные машины! Теперь такие машины уже появились. Их будет все больше и больше. В строительстве самолетов принимает участие, и он, Валерий Чкалов. Он испытывает скоростные истребители. Боевые машины очень нужны. Международная обстановка такова, что истребителям, возможно, скоро придется защищать Родину.

В самом деле, в капиталистических, странах шла бешеная гонка вооружений. В Германии власть захватили фашисты во главе с Гитлером.

– Война неизбежна, Лёлик! – сказал однажды Валерий Павлович жене.

Они ужинали вдвоем. Висячая лампа под большим шелковым абажуром мягко освещала белую скатерть. В затененном углу стоял шкаф с книгами. Игорь давно спал. В комнате было совсем тихо. Тишина и уют, созданный руками Ольги Эразмовны, только обостряли беспокойные мысли, бродившие в голове Чкалова.

– Да, война неизбежна! – повторил он. – Жизнь у нас стала завидная, вот кое-кто и не может с этим примириться. Задушили бы нас, да сил не хватает. И каких только гадостей и подлостей не готовят миру капиталисты: газовую войну, бомбардировку гражданского населения… Читала, как на Женевской конференции они выступали против запрещения химического оружия?

Ольга Эразмовна молча кивнула головой и посмотрела испуганными глазами в ту сторону, где спал в своей нарядной кроватке маленький Игорь.

Валерий Павлович перехватил взгляд жены, улыбаясь, обнял ее за плечи и заявил убежденно:

– Победим мы! Иначе и быть не может.


Чкалов воспринимал жизнь остро, с большой, искренней силой чувств. Сколько замечательных событий происходило в стране. Вчера, например, всех волновала всесоюзная конференция по атомному ядру, созванная в Ленинграде; сегодня – только и разговоров, что об арктической экспедиции на ледоколе «Седов», о полетах советских стратонавтов…

Читал ли Валерий Павлович вслух газетную статью или рассказывал о том, что делается в Советском Союзе, в его тоне сквозила горделивая радость за великие достижения Родины.

Об этом периоде жизни Чкалова Г. Ф. Байдуков писал:

«Пытливый ум анализировал события сложной жизни, и Чкалов с каждым днем обогащался теплым чувством любви к своему народу, верой в будущее, ради которого стоит честно поработать до конца жизни».

…18 августа 1933 года впервые праздновался День Воздушного Флота СССР. Высоко в небе над Тушинским аэродромом летчики показывали москвичам и гостям из других городов искусство высшего пилотажа, крепость советских крыльев и силу советских моторов. Стремительный полет одноместных краснокрылых самолетов имел особенно большой успех. Им уступили первенство даже такие интересные машины, как вертолеты.

Среди четверки истребителей был Александр Анисимов. Валерий Павлович, не отрываясь, следил глазами за самолетом друга, ловил каждое его движение. Как художник, придирчиво разглядывающий на полотне уже готовое выражение волновавшей его темы, Чкалов замечал мельчайшие особенности рисунка, вычерченного на синем куполе неба сверкающей краснокрылой птицей. Он волновался, моментами хмурился, но когда истребители, блеснув фейерверком фигур, пошли на посадку, улыбнулся широкой, довольной улыбкой:

– Молодец Анисимов!

В тот день газеты предоставили авиации почетные места на своих страницах.

Валерий Павлович уехал из дому рано, до прихода почтальона. Он купил «Правду» в киоске и тут же стал читать ее. На первой полосе было напечатано обращение К. Е. Ворошилова к рабочим, инженерам и техникам авиационной промышленности. В день смотра авиационных сил страны Климент Ефремович предъявил работникам авиационной промышленности требование увеличить количество и улучшить качество самолетов и моторов. В обращении Чкалову встретились следующие строки:

«Хорошая, изящная, крепко сделанная вещь – ведь это не только кусочек крепкого пролетарского государства. Это одновременно и удостоверение рабочему, технику, инженеру на аттестат профессиональной и классовой зрелости данного рабочего, техника, инженера, коллектива, завода, всей отрасли промышленности в целом. Это свидетельство нормального и здорового роста пролетарского государства».

Валерий вспомнил заветы отца. Павел Григорьевич тоже учил делать все красиво и добротно, «чтобы люди радовались».

Лётчик-испытатель — профессиональный пилот, испытывающий функционал и безопасность новой авиационной техники: самолётов, вертолётов и других.

Заработная плата

100.000–150.000 руб. (zarplat.info)

Место работы

Лётчики-испытатели работают в лётно-испытательных центрах Министерства обороны, а также в авиационной промышленности: конструкторских бюро, на авиастроительных и авиаремонтных заводах.

Обязанности

Лётчик-испытатель — редкая профессия, стать им может только пилот экстра-класса. И это не удивительно, ведь специалист проводит испытание абсолютно новых воздушных судов, оценивая их функциональные качества. Итоговая оценка и комментарии лётчика помогут конструкторам усовершенствовать механизмы, внедрить доработки либо полностью переделать аппарат.

Если производство воздушного судна уже поставлено на поток, лётчик-испытатель осуществляет их облёты. Только такой способ может гарантировать в дальнейшем безопасность эксплуатации судна обычными пилотами.

Важные качества

К важнейшим качествам лётчика-испытателя можно отнести: собранность, уверенность в себе, смелость, ответственность, аналитически ум и умение принимать взвешенные решения в экстренных ситуациях.

Отзывы о профессии

«Лётчик-испытатель постоянно «не помнит», что может не вернуться из полёта. Он «знает это». В ином случае работать качественно не смог бы».

Сергей Николаевич Тресвятский,
лётчик-испытатель РФ.

Стереотипы, юмор

Профессия лётчика-испытателя связана с риском. Техническое несовершенство машины может привести к трагедии. Но несмотря на опасную работу, лётчики всегда спокойны и хладнокровны.

— Папа, — спрашивает сын отца, — это правда, что лётчики-испытатели остаются спокойными в любой обстановке?
— Это правда, — ответил отец.
— Тогда я тебе покажу свой школьный дневник.

Обучение

Чтобы стать лётчиком, необходимо высшее профильное образование, а затем не менее 3 лет практики. Учиться можно, к примеру, в Санкт-Петербургской Академии гражданской авиации.

В Москве учиться можно в Техническом университете гражданской авиации.

Летчики-испытатели - люди, чьему бесстрашию можно позавидовать. Они заслуживают звания героев за ту работу, которую проделывают. О самых известных летчиках-испытателях, живших в разных странах, читайте в статье.

Чем занимаются испытатели авиационной техники?

Чтобы получить данную профессию, нужно соизмерять свои возможности и желания. Летчик-испытатель должен обладать крепким здоровьем и такими чертами характера, как собранность, смелость, ответственность, мужество. Интеллект людей этой профессии должен быть высоким. Кроме того, без любви к технике нечего делать на месте человека, который избрал данный путь.

Летчики-испытатели проводят испытания новейших летательных аппаратов, таких как вертолеты и самолеты. Эти люди оценивают качество воздушных судов, и, если что-то сконструировано неверно, возвращают железных птиц на доработку. Однако данная профессия может быть опасной: возможные ошибки конструкторов могут повлечь за собой трагедию вплоть до гибели испытателя.

Кто был первым летчиком-испытателем?

Всегда нужно с чего-то начинать. Когда описываемая профессия еще не была так распространена, как в наше время, люди все равно проводили экспериментальные полеты на первых созданных самолетах и вертолетах.

Братья Райт были инженерами и испытателями своего собственного самолета, совершившими первый полет в начале двадцатого века, а именно - накануне Рождества 1903 года. Это испытание было запечатлено на фото, а сам аэроплан можно увидеть в качестве экспоната Национального музея авиации и космонавтики Соединенных Штатов Америки.

Александр Федорович Можайский стал известен тем, что еще в 1882 году провел испытание самолета, который он сконструировал самостоятельно, вдохновившись трудами французских летчиков. Однако в одной из записок, составленной в стенах Военного министерства в 1884 году, указано, что этот аппарат так и не взлетел. В настоящее время нет других доказательств, которые могли бы помочь нам ответить на вопрос, действительно ли испытания самолета Можайского оказались безуспешными.

Считается, что первые летчики-испытатели Союза Советских Социалистических Республик - Михаил Михайлович Громов и Андрей Борисович Юмашев, ставшие известными в тридцатые года прошлого века, - собрали «громовский» набор военных пилотов до начала Великой Отечественной войны. Те, кто вошел в их число, провели испытания огромного количества штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей.

Первые испытатели авиационной техники Франции

Французские летчики-испытатели по праву считаются пионерами авиации. Начиная с конца девятнадцатого века многие инженеры не только конструировали собственные самолеты, но и проводили их испытания. Наиболее известными французами, способствующими развитию авиационной техники, стали:

  • Клеман Адер. Первый полет этого инженера-испытателя состоялся 9 октября 1890 года и был документирован. Несмотря на то, что конструкция, созданная Адером, заведомо не обладала достаточным потенциалом к развитию, имя этого человека известно во всем мире, ведь именно он впервые изложил идеи того, как можно применять авиационную технику в боевых целях.
  • Луи Блерио стал первым французом, который перелетел Ла-Манш на самостоятельно сконструированном самолете без применения катапульт и рельсовой дороги. Он сделал это в июле 1909 года. Та схема самолета, которую он предложил более сотни лет назад, используется по сей день. Улучшаются лишь возможности составляющих самолета, но железные птицы все равно соответствуют схеме Луи Блерио.

Летчики-испытатели СССР

Перечисляя выдающихся летчиков-испытателей разных стран, нельзя не упомянуть и людей этой профессии, живших в СССР. Наша страна может похвастаться тем, что взрастила таких выдающихся авиаторов, как Валерий Чкалов, Михаил Громов, Владимир Аверьянов (фото представлено чуть выше), Иван Дзюба и другие.

  • Валерий Чкалов - обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии. За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина.
  • Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них - Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету - более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

Заслуженные испытатели авиационной техники

Разумеется, бесстрашие летчиков-испытателей должно быть вознаграждено. Для того, чтобы выразить признательность и благодарность этим людям, их не только награждают различными медалями и орденами, но и дают высокое звание. Это «Заслуженные летчики-испытатели».

В СССР и России его носят такие авиаторы, как Владимир Аверьянов, Сергей Анохин, Александр Федотов и другие. На сегодняшний день их 419 человек.

Летчики-писатели

Одним из наиболее известных летчиков, который обладал писательским талантом, является американец Джимми Коллинз. Из-под его пера вышел сборник новелл, который называется «Летчик-испытатель». В этой книге автор писал короткие рассказы о том, что может приключиться с человеком его профессии. Все бы ничего, но незадолго до гибели он написал новеллу «Я мертв» с комментарием о том, что она подготовлена «на случай, что он разобьётся». К сожалению, она была опубликована его другом, журналистом Уинстеном Арчером.

Русские летчики-испытатели также обладали писательским талантом. Среди них - Николай Замятин, участвовавший в Великой Отечественной войне, и Василий Ершов, чьи труды являются учебниками нынешних курсантов.

Книги, написанные летчиками-испытателями, не врут, как не врут и их авторы, которые вкладывают в свои произведения всё то, что им приходится переживать.

Посмотрим на человека в деле летчика-испытателя, к чьей профессии отлично подойдет выражение: «Сами пляшем и поём и билеты продаем!» Жизнь одного человека наполнена здесь таким множеством красок, что впору будет в этой профессии объединить путешественника, писателя, ученого, физика-математика, учителя младших классов (профессора университета), аналитика, руководителя небольшой фирмы, военного стратега, политика, спортсмена-экстрема

Профессия летчик-испытатель

Существует условная классификация профессии летчик на три главные группы: гражданский, военный и летчик авиационной промышленности. А категория «гражданский летчик » распадается на следующие вариации: летчик -любитель (пилот-любитель), летчик- инструктор РОСТО (Российская Оборонная Спортивная Техническая Организация), летчик-инструктор училища гражданской авиации , линейный пилот гражданской авиации (пассажирские и транспортные перевозки), летчик- испытатель гражданской авиации . Среди этого многообразия остановимся на на иболее загадочной и редкой профессии летчика-испытателя .

В России, как и во всем мире, летчики-испытатели — очень редкая профессия! Всего в нашей стране около 50 летчиков-испытателей , хотя точную цифру определить сложно. Ведь уже одно обучение доступным отнюдь не назовешь , есть не так много школ в мире: две школы в России, (Государственный летно-испытательный центр ВВ С им. В.Чкалова (ГЛИЦ) в городе Ахтубинск и Школа летчиков-испытателей им. А.В. Федотова (ШЛИ) в г. Жуковский ), две школы в США, одна в Англии, одна во Франции.

Зачем нам лётчики-испытатели или «зачем так много дел одному »

Основная работа заключается в том , что специалист принимает участие в создании новой авиационной техники как на теоретическом, так и на практическом уровне. Теоретически летчик принимает участие в следующих этапах работы:

  • предварительный теоретический расчет модели самолета ;
  • разработка концепции создания максимально эффективного авиационного комплекса;
  • сбор и анализ информации по ранее существовавшим, но устаревшим подобным системам;
  • разработка программ летных испытаний экспериментальных и серийных образцов;
  • испытние на моделирующих стендах всех режимов полета , еще не существующего летательного аппарата, чтобы ознакомиться с будущим поведением самолета ;
  • анализ всех возможных отказных ситуаций в полете и рассчет алгоритма действия в особых случаях;
  • разработка первоначального руководства по летной эксплуатации первого опытного образца самолета.

Таким образом, при разработке нового самолета летчику необходимо изучить его особенности и подключиться к процессу создания всех систем. Безусловно, это требует очень большого количества часов, проведенных за книгами, инструкциями, учебниками.

Кажется, будто эта романтичная профессия связана исключительно с захватывающими полетами и потрясающими пейзажами, адреналином и высшим пилотажем… Однако эта часть занимает в работе лётчика около 1/3 от всего объема работы. Когда уже наступает практика, это требует от летчика умения использовать все полученные знания и возможности применять их в деле. В практической деятельности летчик-испытатель осуществляет следующие задачи:

  • выполняет в качестве командира экипажа весь комплекс летных конструкторских испытаний самолета ;
  • выполняет отработку в реальных испытательных полетах всех отказных ситуаций, которые теоретически могут происходить в реальных полетах в будущем (стараются предсказать все возможные неполадки и разработать схему ответной реакции на них);
  • выполняет испытательные полеты на отработку боевого применения всех видов вооружения, которые могут быть установлены;
  • выполняет весь комплекс с ертификационных государственных испытаний;
  • выполняет периодические испытательные полеты для контроля качества серийных образцов;
  • выполняет переучивание рядового летного состава на конкретный самолет после завершения программы испытаний.

Таким образом, профессия летчика -испытателя представляет собой очень сложную систему взаимоотношения летчика-испытателя с большим количеством различных коллективов, принимающих участие в создании авиационной техники. В деле летчика-испытателя необходим аккуратный, взвешенный подход при при нятии решений и четкое понимание политической ситуации (в контексте созданиясамолета ), перспективы продвижения данного авиационного комплекса на международный рынок и холодный анализ возможных ошибочных технических решений.

Рабочие моменты профессии

Рабочая команда летчика-испытателя — достаточно небольшой коллектив профессионалов в данной области, из числа которого периодически отбирают одного-двух специалистов для выполнения особого рода работ. Речь идет об особых международных проектах, для летчика — серия командировок и работа над многоуровневым зданием. Периодичность данных заданий: один-два раза за пять-десять лет.

Из-за сложной и очень разноплановой работы летчик сотрудничает с большим числом специалистов в других областях (инженеров-конструкторов, штурманов, менеджеров, ученых ), что способствует стремлению летчика-испытателя к расширению своего кругозора, к постоянному накоплению знаний в различных областях науки и техники.

К тому же в деле летчика-испытателя необходима тесная работа с представителями других конкурирующих фирм и постоянный контроль соответствия общему уровню подготовки и непосредственно качеству работы специалистов.

В данной профессии подразумевается довольно большое количество командировок по стране и по всему миру, что обеспечивает взаимодействие со специалистами других стран, позволяет ознакомиться с подходами к деятельности других специалистов международного уровня. В связи с этим летчику необходимо владеть по меньшей мере одним иностранным языком и уметь вести переговоры с помощью переводчиков.

В повседневную реальность летчика-испытателя входит и регулярное прохождение врачебно-летной экспертной комиссии. Из-за того, что профессиональная летная деятельность специалиста составляет всего лишь 15- 20 лет, вопрос здоровья в этом деле стоит очень остро. Следовательно, специалист должен придерживаться здорового образа жизни, а также нести ответственность за свои повседневные действия и контролировать собственное физическое, психическое и моральное состояние. На деле это выглядит так, что, к примеру, если летчик-испытатель просто не вовремя лег вечером спать и не выспался, утром его могут не допустить к полетам из-за «неправильного» сердцебиения.

Среди летчиков-испытателей тоже есть профессиональное классовое различие (1-4 класс ), которое определяет следующие факторы: заработная плата, сложность и интересность заданий, получение государственных наград, наличие соответствующих государственных льгот и премий.

Что мотивирует человека выполнять такую сложную работу?!

Помимо высокой официальной заработной платы, пенсионного обеспечения и престижности профессии, летчики-испытатели — настоящие фанаты своего дела, прошедшие действительно долгий путь по карьерной лестнице, включающий около десяти лет обучения.

Основной целью и вдохновением летчиков-испытателей является именно непосредственное участие в испытательных полетах , к которым специалист допускается через годы теоретического и практического обучения. Не зря говорят, что это люди влюбленные внебо .

Конечно, большую роль здесь играет патриотизм: чаще всего летчик-испытатель имеет дело с вопросами международного уровня. Настоящим профессионалам нравится участвовать в создании еще не существующего самолета . Можно провести аналогию с водителями автомобилей: интересующийся водитель обязательно не раз залезет под капот своего авто и что-нибудь улучшит, переделает. Возможность для летчика что-то изменить в самолете , сделать его лучше — это возможность стать летчиком-испытателем .

Итак, кто он летчик-испытатель ?!

Безусловно, очень сложно сказать, каким точно должен быть летчик-испытатель , какими именно качествами он должен обладать наверняка. Однако в этой профессии просто необходимо быть целеустремленным, уверенным и ответственным. Также нужно быть терпеливым и дипломатичным, чтобы уметь договариваться с остальными членами рабочей команды.

Только благодаря этому в течение длительных международных проектов поддерживаются доброжелательные отношения, способствующие продуктивной работе.

Фактически основная цель — с помощью теории и практики добиться господства над подобной техникой другой страны. Соответственно, постоянно работающей установкой должно быть следующее: используя все силы и знания улучшить, обогнать, обхитрить, обмануть боевой самолет возможного противника. По этой же причине, основным критерием высококлассного специалиста является непрерывное самообразование, причем не только в рабочее время и не только по прямой специальности. Летчику необходимо постоянно загружать свою голову различными знаниями и свежей информацией по любому , даже незначительному поводу, который теоретически может иметь значение для создания современной техники.

Создание авиационной техники происходит по утвержденным планам, рассчитанным на несколько лет вперед . Исходя из этого летчик с большой долей вероятности знает, в какие сроки необходимо выполнять ту или иную работу. Таким образом, специалисту невольно приходится составлять личные планы по по дготовке к работам, порой сильно растянутым по времени. Получается, что рабочая жизнь специалиста протекает по неутвержденным программам, и в ход должны идти только самодисциплина, внутренняя мотивация и собственная сила воли.

Напоследок можно привести решающие правила профессии, сформулированные одним летчиком-испытателем. Итак, летчик должен следить за своим здоровьем, быть собранным, честным и взвешано принимать любые решения.

В основе статьи использовалось интервью с летчиком-испытателем 1 класса ОАО «ОКБ Сухого», мастером спорта РФ по высшему пилотажу на спортивных самолетах , который принимал участие в испытаниях самолетов Су —24МК , Су -25 ТМ , Су -26М2, Су -29, Су -30,Су -32, Су -80, Су -38, Су -47.

Я ГОРЖУСЬ СВОМ МУЖЕМ...