История. История Культура и развлечения

Клецк – город в Минской области в 140 км к юго-западу от Минска, населения около 10 тыс. человек.

Уже в I V вв. на месте Клецка было поселение культуры штрихованной керамики. А славянское поселение появилось тут с конца Х в. как центр волости дреговичей в верховьях реки Лани. Город был построен в середине XI в., вероятно, Ярославом Мудрым.

Клецк (летописный Клеческ, Клечьск) впервые упоминается в 1127 г. как центр удельного княжества, где княжил Вячеслав Ярославич, в составе Туровского княжества. В 1142 – 1146 гг. и с 1149 г. принадлежал черниговскому князю Святославу Ольговичу, с 1146 г. был под властью туровского князя Вячеслава Владимировича. С 1320-х гг. в составе Великого княжества Литовского. В 1456 г. Клецкое княжество даровано боровско-серпуховскому князю Ивану Васильевичу Ярославовичу, который бежал в Великое княжество Литовское, спасаясь от великого князя московского Василия II. Клецким князем был и сын Ивана Васильевича, Федор Иванович. На город и княжество часто нападали крымские татары. Во время похода на Беларусь в 1503 г. они разорили и сожгли Клецк. 5 августа 1506 г. под городом войско ВКЛ во главе с маршалком, дворовым князем М.Л. Глинским разбило сильное войско крымских татар. В плен было взято 3 тысячи татарских воинов и освобождено 40 тысяч пленных, захваченных татарами в Беларуси. Пленные крымские татары были поселены в Клецке и его окрестностях.

С 1550-х гг. в Клецке существовали кальвинистские и ариантские общины. В кальвинистском сборе проповедником в 1560-1562 гг. был гуманист, реформационный деятель и просветитель Симон Будный.

В 1921 – 1939 гг. Клецк находился в составе Польши.

Клецк начала XVII в. на гравюре известного картографа и гравера Томаша Маковского:

По дороге из Столбцов в Клецк мы остановились в деревне Вишневец, где находится церковь св. Ионна Предтечи – памятник архитектуры барокко:

Церковь была построена в 1742 г. как униатская, а в 1852 г. переоборудована под православный храм.

Трасса, проходящая через деревню возле церкви:

Вот этот «златоглавый» купол еще только собирались установить на одну из башен церкви:

Придорожная часовенка рядом с церковью (предположительно XIX в.):

Свою прогулку по Клецку мы начали с его главной площади – площади Маяковского, где, как и положено, находится райисполком:

Кинотеатр «Искра»:

Ресторан «Лань», названный в честь реки, на которой находится Клецк:

За торговым центром находится местная гостиница (и это чудо – здесь не «побоялись» накрыть крышу цементно-песчаной черепицей):

От площади Маяковского мы пошли по улице Гагарина. Советские двухэтажки:

Средняя школа – здание сталинской эпохи:

Рядом музей истории Клетчины:

Типичные клецкие улицы:

Иешива (конец XIX – начало ХХ вв.) – сейчас здесь находится магазин:


Улица Гагарина здесь заканчивается вместе с городом:


Ярко оранжевая «сталинка»:

Улочка:

Кому-то из жителей города повезло…иметь в собственном огороде руины Троицкого фарного костела (середина XVI в.):

Так мы свернули в частный сектор, из которого и состоит в своем большинстве Клецк, впрочем как и большинство белорусских городов. Домик по улице Якуба Коласа:

Заметил местную традицию при строительстве хат. В этих местах принято балки чердачного перекрытия выпускать за грань наружных стен и не подшивать при этом карниз. В других местах Беларуси карнизы, как правило, подшиты.

Домик с черепичной крышей:

Таких улиц в Клецке тоже хватает:

Домик на улице Хитченко:

Как я уже говорил раньше, в этих местах можно часто встретить старые аутентичные сараи:

Старый домик на улице Пушкина:

Побродив по разным маленьким улочкам, мы вернулись на улицу Гагарина. Универсам «Лань» (река отсюда совсем недалеко, там, где заканчивается улица вместе с городом):

В районе улицы Школьной мы обнаружили здания бывшего госпиталя (1909 г.). Корпус №2:

Корпус №1:

Сейчас здесь находится какое-то государственное предприятие (слева на фронтоне можно наблюдать герб Клецка):

Корпус №3 (сейчас это комплекс бытовых услуг):

Вид со двора на корпус №1:

После осмотра зданий бывшего госпиталя мы сначала вернулись на площадь Маяковского, а потом пошли по улице Ленина. Какое-то отделение милиции:


Характерная деревянная застройка:


Какое-то госучреждение в доме на углу улиц Ленина и Панкратовской:

Улица Ленина – одна из главных улиц города:

По улице Ленина мы прошлись недалеко – в поисках чего-то интересненького захотелось свернуть на Панкратовскую. Старый довоенный домик на пересечении улиц Панкратовской и Я. Купалы:

Рядом сарай того же периода:

В Клецке когда-то был монастырь доминиканцев, от которого остался жилой корпус (1784-1810 гг.) в стиле барокко:

И костел (о нем позже).

Еще кое-что осталось от старой застройки:


Неплохой вид улицы Я. Купалы:

Старый домик на улице Колхозной:

Среди обычной современной одноэтажной застройки можно встретить старые и, к сожалению, заброшенные домики:

Некоторые старые домики обновили торцами из силикатного кирпича:

Улица Колхозная вывела нас на улицу Ленина:

Памятный камень, установленный в честь 870-летия города Клецка в 1997 г.:

Вот мы дошли и до бывшего костела Благовещения Пресвятой Девы Марии монастыря доминиканцев – памятника архитектуры барокко (1683 г.):

Сейчас здесь находится православная Воскресенская церковь.

Магазин «Калина» на пересечении улиц Гагарина, Ленина и Советской:

Здание музыкальной школы:

Еще один архитектурный шедевр современной реконструкции на пересечении улиц Советской и Я. Купалы:

Аптека в старом доме:

Закусочная и кулинария:

Улица Советская, которая больше всего мне понравилась в Клецке:

Еще раз глянем на Воскресенскую церковь:

Спрашивается, ну вот какого хрена на памятник архитектуры ложить современную металлочерепицу и вставлять в оконные проемы белые(!) стеклопакеты? Ну почему у нас такой темный и примтивный народ, чиновники и, самое страшное, архитекторы, которые это все согласовывают и подписывают?

Здание ЗАГСа:

В Клецке на табличках с современными названиями улиц также еще указывают и исторические названия улиц. Например, улица Я. Купалы раньше называлась Крестьянской:

Еще одно отделение милиции:

В кулинарию на улице Советской нам попасть не удалось, т.к. буфетчица была на больничном:

С общепитом в Клецке как-то уж совсем плохо. Кроме этой закусочной и ресторана «Лань» на площади Маяковского я не могу больше вспомнить ни одного кафе, ресторана или столовой.

Как я уже упоминал, улица Советская мне понравилась больше всего. Она показалась мне какой-то уютной и «настоящей». Некиймагазин:

Пирожковая и комиссионные товары:

Клецкий «Коопзаготпром»:


Сплошные магазины:


Застройка улицы Советской с одной стороны:


И с другой:

И опять магазины вперемешку с жилыми хатками:

И еще один магазин, в котором мы купили свежайший хлеб, вкуснейшие творожки и кефир местного производства:

Торговый центр:

Жилой дом рядом с рынком, на котором можно купить продукты личного подворья:

Слева местное бистро:

Характерная застройка (судя по всему еще довоенная):

Какой-то неправильный герб Клецка (на самом деле герб у Клецка совсем другой):

Улица, параллельная Советской:

Еще раз глянем на улицу Советскую:

Это уже дом на улице Победы:

На улице Победы находится Троицкий костел (2000-е гг.):

Летний амфитеатр в местном парке:

А потом мы пошли по улице, параллельной Советской:

Вид на Воскресенскую церковь:

Характерная застройка:

В местные заведения общепита можно не попасть еще и по такой причине:

Домик со старой цементно-песчаной черепицей на улице Садовой:

На выезде из города по улице Ленина на городском кладбище находится Покровская церковь (1876-79 гг.):

Жилой дом на улице Ленина:

Ну и напоследок местный стадион:

Вот и весь рассказ о городе Клецке.

Город Клецк имеет многовековую историю. Первое летописное упоминание о нем относится к 1127 году. В те времена он уже был центром княжества, которым владел князь Вячеслав Ярославович. Как это часто бывало в средневековье, город вырос вокруг феодального замка. Замок был построен на захваченных славянских землях, где с незапамятных времен селились племена дреговичей. Богатый торговый город, построенный на высоком берегу реки Лань во все времена был желанной добычей для князей, вождей и орд, поэтому неоднократно Клецк разрушали до основания и отстраивали заново.

Вторая мировая война причинила серьезный вред древнему Клецку, уничтожив и обезобразив бесценные памятники истории и архитектуры. И тем не менее, сейчас мы можем видеть свидетельство того, что город с непростой судьбой живет и процветает, бережно храня и восстанавливая праотеческое наследие.

Историю края можно узнать в Музее истории Клетчины. Здесь вам подробно расскажут о том, как жил и развивался город, какие знаменитые победы были одержаны под его стенами, сколько раз город был сожжен и разграблен. Вы сможете увидеть самобытное искусство местных мастеров, древний быт, интереснейшие археологические находки.

Полюбуйтесь величественной Воскресенской церковью, переделанной из доминиканского костела, построенного в стиле барокко. Костел был построен в 1776 году и освящен в честь Благовещения Девы Марии. На Клецком кладбище стоит еще одна православная церковь 1876 года постройки. Она построена в популярным в ту пору русском ретроспективном стиле.

Когда-то здесь стоял величественный Троицкий фарный костел, но в последнюю войну он был разрушен – остались только руины. Современная католическая община города большая и богатая, поэтому католики построили новый Троицкий костел – чудо современной архитектуры в неоготическом стиле.

О временах, когда в Клецке располагался военный гарнизон, поведают бывшие здания казармы и госпиталя. Они построены по-военному строго и добротно.

В городе всегда жило много евреев, благодаря им процветали торговля и ремесла. До 1939 года, когда Клецк в составе Западной Белоруссии был присоединен к СССР, здесь действовала иешива (высшее религиозное заведение). Сейчас в этом здании магазин. До наших дней сохранилось древнее еврейское кладбище.

История города тесно связана с крымскими татарами. Здесь случались опустошительные татарские нашествия, но бывали и торговые гости. Сейчас в Клецке проживает довольно большая мусульманская община со своим молельным домом.

ГОРОДА БЕЛАРУСИ
Клецк. Маленький город с большой историей

Есть города, проезжая через которые, даже не подозреваешь, сколько всего интересного там можно увидеть и узнать, если задержаться хотя бы на несколько часов. Для меня таким местом стал Клецк. Бывая в нем проездом, зная основные вехи его истории, я думала, что этот город для меня уже открыт и изучен. Но не тут-то было! По-настоящему я познакомилась с Клецком только когда побывала в нем как в одном из пунктов экскурсионного маршрута по городам Беларуси.

У Клецка довольно богатая история, которую принято вести с 1127 года — даты упоминания города в летописях. Однако первые поселения на его территории появились в I столетии нашей эры. Есть мнение, что город основал Ярослав Мудрый как своего рода форпост против набегов ятвяжских племен. В ХV веке Клецк принадлежал роду князей Ярославичей, затем — королеве Боне Сфорца, а после ее смерти стал владением Радзивиллов и был одним из центров их ординации. В Клецке был и радзивилловский дворец, который, к сожалению, до наших дней не сохранился.

Так как восточнославянские племена издавна заселили эти территории, то и доминировала восточно-христианская религия. Католицизм начал распространяться только благодаря финансовой поддержке магнатов. Так, первый костел был возведен в конце ХVI века на средства Радзивиллов. После Второй мировой войны костел был разрушен, и сохранился только небольшой его фрагмент. Второй костел и доминиканский монастырь, которые были построены из дерева, появились в Клецке в ХVII веке. Финансировали строительство Корсаки, а уже в ХVIII веке усилиями Радзивиллов на месте деревянных построек были возведены каменные: однонефный двухбашенный костел в стиле барокко и двухэтажный жилой корпус монастыря. После восстания 1830-1831-х годов на территории Беларуси массово закрывались католические монастыри. Такая же участь постигла и доминиканский монастырь в Клецке. Костел был закрыт в 60-х годах того же века и передан православной церкви. Но в 40-х годах уже прошлого века закрыли и церковь и вместе со зданием монастыря отдали одному из местных предприятий. По рассказам очевидцев, еще в начале 90-х годов здесь были заводские корпуса, один из которых размещался и в здании костела. В 1993 году это здание вернули православной церкви. Строение обрело исторический облик, так как за время существования завода он был изменен, но вот традиционные интерьеры не сохранились.

Уже в ХVI веке Клецк получил магдебургское право и, соответственно, был полиэтничным и поликонфессиональным городом. Во 2-й половине ХVII века доля еврейского населения превалирует и, конечно, возводятся синагоги. Они, как правило, были выполнены из дерева. А в конце ХIХ века начинается строительство главной клецкой синагоги, которую возводят из камня. Это довольно объемное здание, четырехугольное в плане, с большими окнами на фасаде, а главный вход декорирован в барочно-мавританском стиле. Синагога работала до Второй мировой войны. В это время, как известно, почти вся еврейская община была уничтожена. А к 80-м годам, когда произошла активная эмиграция евреев за пределы Беларуси, их в Клецке не осталось и вовсе. Здание же главной синагоги прекрасно сохранилось. Сейчас в нем размещается продовольственный магазин, который так кстати выручает голодных туристов в трудную минуту.

Рядом со зданием синагоги находится еще одно интересное строение конца ХIХ-нач. ХХ века — Клецкий историко-этнографический музей. Узнать его можно по трем пушкам, расположенным возле здания. В музее довольно большая экспозиция, которая насчитывает более 6000 единиц фонда. В конце ХIХ века в Клецке был расквартирован уланский кавалерийский полк. Для этих целей на окраине города были построены казармы и конюшни. Если говорить точнее, то кавалеристы квартировали в деревянных казарменных бараках, но были возведены и капитальные сооружения: штаб полка (в народе называют казармой), где находились офицерские квартиры и офицерский клуб, и две большие конюшни. Эти здания в 1921-1939-х годах использовались по своему прямому назначению одной из польских военных кавалерийских частей. Недалеко от Клецка проходила советско-польская граница, поэтому концентрация войск в городе была большая. После 1939 года здесь квартировали и советские войска. После Второй мировой войны постройки переоборудованы под жилые дома. Помещение штаба сейчас используется как административное здание. Для кавалерийского полка в Клецке был построен военный госпиталь, в котором, кстати, принимали на лечение и местных жителей. Госпиталь является интересным памятником архитектуры, который совмещает в себе черты модерна и неоготики: фасад украшен небольшими декоративными башнями, фронтоны фасада имеют многоступенчатое стрельчатое завершение. По своему назначению здание использовалось до конца 60-х годов, до тех пор пока не построили новое здание клецкого госпиталя. Затем его превратили в один из корпусов пищевого комбината. А уже после его закрытия в 1992 году здание стали использовать в административных целях. Сейчас оно является достойным украшением Клецка.

Этот город на реке Лань невелик по своей площади и по количеству населения — около 12 тыс. жителей. Его можно пройти вдоль и поперек буквально за час, а то и меньше. Но все-таки лучше в нем задержаться подольше, ведь там действительно есть что посмотреть, есть чем полюбоваться.

Клецк. Энциклопедические данные

http://lidajews.by.ru/materialy/getto.html

Клецк — город, центр Клецкого района Минской области, расположен на реке Лань в 140 км от Минска; построен в XI в. Ярославом Мудрым, упоминается в летописи в 1127 г. как центр Клецкого княжества, в эпоху Речи Посполитой город Новогрудского воеводства, упоминание о еврейской общине относится к 1552 г., которая подчинялась Литовскому Вааду, в XIX в. местечко, центр волости Слуцкого уезда; в 1921-1939 гг. в составе Польши, с 1939 г. в БССР, в предвоенные годы проживало 4.190 евреев; оккупирован немецкими войсками с 26 июня 1941 г. по 4 июля 1944 г., которые убили в городе и районе 7,6 тыс. жителей, из которых 7 тыс. евреев, в 1996 г. установлен памятник жертвам Катастрофы.

Maps of Kletsk

http://www.shtetlinks.jewishgen.org/Kletsk/MapStudy.html

Kletsk is located left-center in this modern map, from The Times Atlas of the World , courtesy of the UN Environment Programme (UNEP), Arendal, Norway.

Minsk, the capital of Belarus, at approximately center, is a reference point for the following map.

The location of Kletsk may be approximated by drawing a line between Baranovici and Slutsk, to the southwest of Minsk. Kletsk is located approximately at the halfway point.

Belarus is flat . This map shows no elevations above 200m (656 feet) and the greater part of the country is at about 100m. Note the Heights of Western Russia generally to the west of Minsk. There are some of these somewhat higher areas in the area of Kletsk.

Not indicated on this map are the vast areas of marshes extending from the Pripat River, which runs east-west across much of the southern portion of Belarus. These extend as far north as Minsk, and are probably a defining factor in the area of Kletsk to this day.

This sketch depicts a composite of the last 100 or so years, and illustrates some importantgeographical factors in the lives of Kletskers.

Roads are shown as solid lines, railroads as dashed.

The "big city" is Minsk, to the north-east. Baranavichi is clearly the main rail junction in the area. A rail line passed to the north of Kletsk. Lyakhovichi tothe west, and Nesvizh to the north were the nearest towns.

The Lan’ River passes just to the west of modern Kletsk.


A portion of a 1929 map from the Wojskowy Instytut Geograpficzny, courtesy of Stanford University Map Library.

КЛЕЦК, город в Белоруссии (с 1940 г.), районный центр Минской области Беларуси. С 1142 г. находился в составе Великого княжества Литовского, с 1569 г. - Речи Посполитой, с 1793 г. - в составе Российской империи. Евреи, поселились в Клецке в начале 16 в. В послании властей Великого княжества Литовского 1529 г. Клецк упоминается в числе других населенных пунктов, где существуют еврейские общины, которые должны платить налоги в княжескую казну. По постановлению Литовского ва‘ада 1623 г. клецкий кагал вошел в состав пинского (см. Пинск) кагального округа.

В 1766 г. в клецком кагале проживало 29 плательщиков подушной подати. В начале 18 в. в Клецке был построен бет-мидраш , в 1796 г. при помощи владельцев Клецка князей Радзивиллов была построена главная синагога. В 1847 г. еврейское население Клецка составляло 2138 человек, в 1897 г. - 3415 (72,9% от населения).

До 1762 г. главным раввином Клецка был Михаэль Эйзенштадт, в 1762–95 гг. его сын - Моше Эйзенштадт, в 1860-х гг. - Эли‘эзер-Залман Граевский, с 1876 г. - Эли‘эзер Страшун. В начале 20 в. в Клецке действовали: Общество пособия бедным евреям, мужское частное еврейское училище, три синагоги. Основным занятием евреев Клецка во второй половине 19 в. - начале 20 в. была торговля (крупным рогатым скотом и прочим) и ремесла, в том числе изготовление роговых гребней.

В 1920–39 гг. Клецк находился в составе Польши. В 1921 г. в городе проживали около шести тысяч евреев. В 1920–1930-е гг. в Клецке действовали различные еврейские политические партии и движения, талмуд-тора , женская религиозная школа «Бнот Я‘аков», школа сети Тарбут с преподаванием на иврите, иешива «Эц Хаим», которую возглавлял раввин А. Котляр (1892–1962), в 1931 г. в ней обучались 270 человек. После присоединения Клецка к Советскому Союзу была прекращена деятельность всех еврейских политических партий и общественных движений, закрыты все еврейские учебные заведения. А. Котляр с большой группой учеников бежал в Вильно (см. Вильнюс), где они получили транзитные визы у японского консула в Каунасе С. Сугихара (см. Япония) и смогли через территорию Советского Союза выехать в Японию, а в дальнейшем в США , где А. Котляр основал иешиву (в Лейквуде).

27 июня 1941 г. германские войска оккупировали Клецк. Лишь немногим евреям удалось бежать из города. Для евреев были введены многочисленные ограничения, в том числе ношение отличительного знака . Сразу после начала немецкой оккупации еврейские общественные деятели организовали Еврейский комитет взаимопомощи, который вскоре по распоряжению оккупационных властей был преобразован в юденрат . 30 октября 1941 г. на рыночной площади было собрано все еврейское население города. Немцы отобрали специалистов, рабочих и членов их семей, а остальных - около 3500 человек - отвели к заранее вырытым ямам и расстреляли. Оставшиеся в живых были заключены в гетто . В декабре 1941 г. были расстреляны председатель и члены юденрата, которых обвинили в том, что они пытались достать для жителей гетто продовольствие сверх установленной властями нормы.

В гетто действовало движение Сопротивления. Узники заранее узнали о планах властей ликвидировать гетто. Под руководством М. Фишера евреи начали готовиться к восстанию. На втором этаже синагоги был установлен пулемет. У подпольщиков на вооружении находились две винтовки, восемь пистолетов и десять гранат. 21 июля 1942 г. подразделения белорусской полиции под командованием немецких офицеров вошли в гетто. Они встретили ожесточенное сопротивление, три немецких офицера и четыре белорусских полицейских были убиты. Евреи подожгли гетто, и нескольким десяткам человек удалось прорваться сквозь заграждения и уйти в леса, остальные обитатели гетто были уничтожены. Часть бежавших вступила в партизанскую бригаду под командованием генерала Ф. Капусты. После 1945 г. в Клецке проживали несколько евреев.

Клецк – один из многих небольших районных городов Беларуси. История его своеобразна и самобытна. Древний город, возникший на природном возвышении левого берега реки Лань, оказывается, старше Москвы на 20 лет. Он сберег и остатки вала, и замковую гору, и ландшафт с бывшим болотом, подчеркивающим, что место для города выбиралось так, чтобы можно было защититься от вражеских набегов.

Началом биографии города Клецка считают 1127 год. Возник он на месте феодального замка. И уже в то время был центром княжества в составе Турово-Пинской земли, имел обширные торговые связи с Киевом и Волынью. В начале ХІV века вошел в Великое княжество Литовское.

С 1442 г. Клецк находился во владении сына великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича - Михаила Сигизмундовича Мазовецкого, который после гибели своего отца, убитого политическими противниками, претендовал на великокняжеский престол.

В 1452 году Клецк переходит во владение великого князя литовского Казимира, который к тому времени стал и польским королем. Позже город был подарен боровско-серпуховскому князю Ивану Васильевичу Ярославичу, сбежавшему в белорусско-литовское государство от преследований великого князя московского Василия ІІ. Сын Ивана Васильевича - Федор также владел Клецком.

Помнит Клецк и короля Сигизмунда І Старого и его жену-итальянку королеву Бону Сфорца. После ее смерти город в 1558 году перешел к Радзивиллам. В середине ХVІ века тут при поддержке Николая Радзивилла Черного активно действовали протестанты - кальвинисты и ариане. В 1560-62 годах в Клецке проповедовал выдающийся религиозный полемист, гуманист, просветитель и философ Сымон Будный, которого не без оснований именуют «белорусским Вольтером». Именно в Клецке Будный написал свой знаменитый «Катехизис» - первую книгу на белорусском языке, изданную на территории современной Беларуси в 1562 году в несвижской типографии.

В 1579 году Клецк становится центром ординации - неделимой и неотчуждаемой феодальной латифундии, наследуемой по праву первородства. Ординация была утверждена королем Стефаном Баторием в 1586 году, и первым клецким ординатом (а всего их было 14) стал Альбрехт Радзивилл. Проживший всего лишь 34 года, этот блестяще образованный аристократ проявил себя и как мужественный рыцарь в военных кампаниях, и как талантливый дипломат в переговорах Великого княжества Литовского с Московской державой о заключении мира между двумя странами в 1581-82 гг. За участие в создании высшего апелляционного суда - Главного Литовского Трибунала он получил от современников прозвище «литовского Юстиниана».

Впоследствии, в 1874 году, Клецкая ординация слилась с Несвижской ординацией Радзивиллов и в таком виде просуществовала до 1939 года (360 лет!). Во главе обеих ординаций стояли происходившие из клецкой ветви «прусские» Радзивиллы, потомки которых продолжают знаменитейший магнатский род и ныне.

Однако вернемся в Клецк на несколько столетий назад. Город не обошли войны середины ХVІІ - начала ХVІІІ столетия. Его грабили и жгли и казаки воеводы Хованского, и шведы. В пламени этих войн навсегда погибли замковые и фортификационные сооружения города, необычайно живописный облик которых доносит до наших дней гравюра Клецка начала ХVІІ в., выполненная известным картографом и гравером Томашем Маковским. Возрождение началось здесь лишь с середины ХVІІІ столетия. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Клецк вошел в состав Российской империи и стал местечком в Слуцком уезде Минской губернии.

Биография Клецка XI-XIX веков богата различными событиями. Был он под влиянием Литвы и собственностью Радзивиллов, грабили его татары и жгли шведы. Богата и революционными событиями Клецкая земля. Летом 1863 года в деревне Заостровечье произошло столкновение повстанцев Кастуся Калиновского с царскими жандармами и казаками.

Остро проходила революционная борьба в районе в 1905-1917 годах. В середине ноября 1917 года в районе была установлена Советская власть, за короткое время на территории нынешнего Клецкого района было открыто 30 школ, появились избы-читальни, библиотеки. Но уже во второй половине апреля 1919 года белополяки оккупировали город, а по условиям Рижского мирного договора от 18 марта 1921 года город Клецк вошел в состав Польши. 17 сентября 1939 г. Клецк был освобожден частями Красной Армии.

В январе 1940 г. Клецк становится районным центром Барановичской области.

Создаются районная партийная и комсомольская организации, исполком районного Совета депутатов трудящихся.

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков на Советскую страну прервало мирную жизнь и на Клецкой земле. 27 июня 1941 г. гитлеровцы захватили город Клецк, и только 2 июля 1944 г. Клецкий район был освобожден от оккупантов.