Алнаши. История Люди, связанные с селом

В пределах бассейна Камы , рядом с местом слияния двух рек Алнашки и Тоймы. Его территорию пересекает автотрасса федерального значения, соединяющая столицу России с крупными её городами.

История

Алнаши получил статус села в 1751 году. Спустя 12 лет на его территории появилась деревянная церковь во имя Святой Троицы. В 1796 году в результате административно-территориальных преобразований село вошло в состав Асановской волости. Постепенно обустраивалось и раздвигало свои границы. Через 99 лет стало частью вновь образованной Алнашской волости, став ее центром.

Весной 1815 года Вятский духовный совет постановил начать в селе строительство нового каменного храма. Сначала был возведён и освящён Петропавловский престол, затем Троицкий. К 1859 году численность жителей в Алнашах достигла 425 человек. Работали две мукомольные мельницы и торжок. Спустя 8 лет была открыта земская школа.

После образования Алнашского района в 1929 году село стало его административным центром. Через 11 лет церковь закрыли. Со временем ее здание перепрофилировали в кинотеатр.

Известные люди

Уроженец села - Иван Николаевич Груздев во время боя в августе 1942 года уничтожил 17 вражеских солдат и пленил одного. За отвагу и мужество был удостоен высокой награды - ордена Красного знамени.

Уроженец села - Геннадий Алексеевич Князев в октябре 1944 года в числе первых во время разведывательного боя ворвался на территорию Восточной Пруссии. Был удостоен ордена Красного Знамени.

Писатель и поэт Филипп Григорьевич Кедров, уроженец села, в годы Великой Отечественной войны сражался в партизанском отряде. Был награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

В Алнашах родился Николай Фёдорович Мельников - генерал-майор, воевавший на фронтах Великой Отечественной войны с 1943 года. Заметный след в истории села оставили писатель Геннадий Дмитриевич Красильников и автор песен Николай Елисеевич Постников.

Достопримечательности

В селе действует музей, открытый в честь врача-окулиста и первой удмуртской поэтессы Акулины Векшиной. Во дворе растёт берёза, посаженная знаменитой сельчанкой. Работает мемориальный дом-музей в память Геннадия Красильникова. Его экспонаты рассказывают о творчестве известного удмуртского писателя.

Алнаши - сердцу добрый свет!

Муниципальное образование «Алнашское» располагается в центре Алнашского района Удмуртской Республики. Село Алнаши - административный центр Алнашского района Удмуртской Республики и муниципального образования «Алнашское».
Площадь муниципального образования «Алнашское» составляет 1305 Га. В состав муниципального образования «Алнашское» входит 1 населенный пункт: с. Алнаши.
Численность населения 7311 человек. Наибольшую часть населения составляют удмурты - 82 %, русские 12%, татары 5% и другие национальности 1%.
По территории муниципального образования «Алнашское» проходит федеральная автомобильная дорога «Волга М7» Елабуга - Пермь. По территории села протекают две реки: Тойма и Алнашка, впадающие в Каму. На реке Тойма располагается Алнашский пруд площадью более 65 Га.
Совет депутатов муниципального образования «Алнашское» — представительный орган местного самоуправления, в составе 13 депутатов, избираются каждые 4 года. Текущий состав избран 4 марта 2012 года.
Система образования поселения включает 1 школу, 3 детских сада, 1 детский дом.
Имеются учреждения дополнительного образования: Центр культуры и искусств, Детско - юношеская спортивная школа и Дом детского творчества. Медицинскую помощь населению оказывает Алнашская центральная больница. Функционирует районный Дом культуры, ЗАГС и другие учреждения.
На территории муниципального образования зарегистрировано более семидесяти учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности. Развивается деревообрабатывающая промышленность, производство хлебобулочных изделий, асфальтобетона, малый бизнес.
Село Алнаши территориально разделено на 6 микрорайонов: «Больничный», «Северный», «Октябрьский», «Южный», «Лесной» и «Центральный». Всего в селе 103 улицы. В каждом микрорайоне выбраны и старосты, на каждой улице работает уличный комитет, в многоквартирных домах - советы домов. Общая протяженность дорог и улиц составляет 44 573 метра, в том числе покрытых асфальтом 17310 метров, что составляет 38,8 %, и покрытых ПГС и грунтощебнем 17532 метров или 39,3 %, и 21,9% уличных сетей остается грунтовыми, что составляет 9761 метр. На территории села 4 капитальных моста, из них 3 на балансе ГУП УР «Удмуртавтодор», 1 - на балансе МО «Алнашское». Состояние мостов удовлетворительное. В селе 6 пешеходных переходов через речки и запруды, все в удовлетворительном состоянии.
Историческая справка: Алнаши (удмуртское название Анлаш, от селькупского языка аn - большое длинное озеро, суффикс - ла и -ыш - означает водный источник) - основано а в XVII в., с открытием прихода 31 июня 1751 года стало селом. Село расположено на р. Алнашка и р. Тойма.
Легенды рассказывают, что предки нынешних жителей села Месей, Бектыш и Бакай жили в отдельных хуторах. У одного из них родился сын, ему дали имя Анлаш. Он рос умным, крепким, любил природу, занимался охотой. Раз он проходил по лесу и обнаружил очень подходящее для поселения место: бежит небольшая речушка, в ней много рыбы, берега пологие, растут малина, рябина, смородина и другие ягодные кустарники. Анлаш собрал всех стариков и предложил всем им переселиться туда. Так и было решено. Свой дом каждый строил так, как ему было по душе, уличного планирования в то время не соблюдали. Жили охотой. Возможно, было это в конце XVII — начале XVIII века. В Ландратской переписи 1710 года было отмечено, что «деревня на речке Алнашке» основана выходцами из соседней д. Ромашкино (Блатгурт). В 1716 году в ней было всего 23 двора, в которых проживало 80 душ обоего пола. Дети не указаны.
Позже сюда стали прибывать русские. В этот период и произошло изменение в произношении названия Анлаш на Алнаш (это частное явление в топонимике). А уже 3 июня 1751 года Синодом было дано разрешение на «строительство в Алнашах храма для 16 поселений с 1190 обитателями, в основном удмуртами». По общепринятой методике эта дата и считается датой основания села. До этого времени была деревня Анлаш.
Более двух с половиной веков — путь немалый. В большинстве своем он был труден и тернист. Какие бы ветры не бушевали над Россией, они не обходили стороной и наше село. Революции, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства, перестройка — эти события оставили свои неизгладимые отметины в судьбах всех, без исключения, людей тех времен и живой волной докатились до наших дней.
Сегодня в нашем селе имеется большой производственный потенциал. Алнаши - это и сеть социально-культурных учреждений.
За последние годы, в связи строительством и реконструкцией социально культурных объектов, фасадов зданий, огромной работой проводимой по озеленению, посадке деревьев, цветов и газонной травы, значительно изменился облик села, особенно центральной её части. Село похорошело, стало ярким, посвежевшим и помолодевшим.
Но самое бесценное богатство села - это люди. Это своеобразный, дружелюбный и очень трудолюбивый народ. Алнаши - родина многих известных людей. Писатель Г. Красильников, ученый В. Туганаев, поэт и композитор П. Кубашев, Г. Ходырев конструктор оружия В. Ярыгин, Глава Удмуртской Республики А. В. Соловьев, Первый заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики - Министр сельского хозяйства С. А. Токарев и многие другие являются гордостью не только Алнашского района, но и всей Республики. Администрация муниципального образования «Алнашское» старается чтить и помнить заслуги достойных жителей села. И именно с этой целью было принято решение о том, чтобы при формировании новых улиц им присваиваются названия в честь героев, знаменитых и прославивших село и район людей.
Так за последние годы вновь образованным улицам села присвоены названия в честь:
 Героя Советского Союза И. Клевцова
 полного кавалера ордена Славы А. Виноградова
 удмуртского прозаика, поэта-песенника, Заслуженного работника культуры УР, члена Союза писателей России П. Кубашева
 удмуртского детского поэта и писателя, члена Союза писателей СССР, Заслуженного работника культуры УАССР, Народного писателя Удмуртии Г. Ходырева
 известного юмориста, сатирика, Заслуженного артиста Удмуртии, Заслуженного артиста России А. Ушакова
 удмуртского поэта и прозаика, участника Великой Отечественной войны, С. Шихареава
 удмуртского публициста, прозаика, литературоведа, члена Союза писателей СССР, Заслуженного работника культуры Удмуртской Республики, Народного писателя Удмуртской Республики П. Чернова
 героически погибшей в боях за город Лунинец Брестской области в ВОв, первой женщины - командира минометного расчета К. Баженовой и др. Данная работа будет продолжена и в последующем.
На сегодняшний день состояние и развитие муниципального образования характеризуется следующими показателями:
Количество проживающих на территории муниципального образования (далее МО) «Алнашское» по состоянию на 15.12.2015 года 7311 чел.
Из них детей в возрасте до 18 лет 2012 чел., или 27,5% от общего количества населения, трудоспособного населения 4239 чел., или 58%, жителей пенсионного возраста 1515 чел., или 20,7 %.
Уровень безработицы составляет 2,24 %. (по району-2,21%). На 01.01.2016 года в центре занятости на учете состоит 95 чел. (аналогичный период прошлого года (далее АППГ) - 103).
На территории сельского поселения проживает 2123 семьи, из них многодетных семьей - 184, малообеспеченных - 155 семей;
Количество женщин - 3879 человек.
Количество мужчин - 3432 человек.
В 2015 г. в муниципальном образовании родилось 90 детей (АППГ - 103), умерло 57 человек (АППГ - 71). Абсолютный прирост населения составил 33 чел. (АППГ - 32).
Трудовые ресурсы являются одним из главных факторов развития территории.
Численность трудоспособного населения поселения на 01.01.2016 года составляет 4239 человек (57,98% от численности населения). Экономически активное население составляет 4144 человека (97,7% от трудовых ресурсов).
Задолженность по заработной плате на территории поселения по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике отсутствует.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий по итогам 12 месяцев составила 17309,2 рублей, темп роста к прошлому году составил 108,8 %. Основные затраты населения составляют расходы на покупку продуктов питания, товаров повседневного спроса - 67 %, оплата услуг - 14%, обязательные платежи и добровольные взносы - 9,5%, прочие - 9,5%. По-прежнему неотъемлемой частью дохода жителей села является продукция личного подсобного хозяйства.
На территории МО насчитывается 2379 хозяйств. Общая площадь земель сельского поселения составляет 1305 га. Общая площадь зеленых насаждений в черте населенного пункта сельского поселения составляет 6,2 га, из них: насаждений общего пользования (парки, скверы, сады и бульвары) - 1,3 га.
И глядя на вышепредставленные показатели нельзя не согласиться с тем, что наше село из года в год развивается и хорошеет, становятся краше и благоустроеннее наши улицы и места общего пользования, развивается инфраструктура, увеличивается количество социальных услуг и в целом улучшается социально - экономический климат в селе, и в этом, несомненно, заслуга каждого жителя, труженика, ветерана, и всех неравнодушных алнашцев.

1. Основание села Алнаши

Село Алнаши (оно же Троицкое), входившее в Варзи-Ятчинскую волость и Третье благочиние Елабужского уезда Вятской губернии, было основано к качестве села в 1751 г. Однако какие-то поселении были на;>той территории значи­тельно раньше. Принято считать, что одним из первопосе­ленцев здесь был Алнаш, ими которого и дало затем назва­ние селу."

7 апрели 1750 года датируется представление Казанской конторы новокрещенных дел о необходимости в Алнашах храма для Ш поселении с 1190 обитателями, и основном уд­муртами. Это разрешение было дано Синодом 3 июни 1751 года, что следует по общепринятой. методике считать

" - 1

датой основания села.

Приход нового храма побрал к себя те поселении, что I ходили прежде в приход храма села Можга. До 17!11 года село Алнаши находилось в подчинении Казанскому епархи­альному начальству, а затем перечислено в Вятскую епар­хию, где и находилось до создании в 1".)2б году Ижевской и Удмуртской епархии. Но еще с 1868 года село входило в Сарапульское викарство, преобразованное в 1921 году в епархию.

2. Первый деревянный храм

Первое время, судя но всему, в селе была только лишь небольшая часовни. В 1761 году Гавриил, епископ Казан-скип благословил строительство деревянной церкви. Она бы­ли освящена 20 марта 1703 года во имя Троицы. Инициа­торами строительства были новокрещенные удмурты Тимо­феи Алексеевич Ажнатулин и Лукиан Петрович Акупов. Они выдержали немалое сопротивление со стороны местных язычников. 3

В 1820-е годы деревянный храм был разобран в связи со строительством каменного и," возможно, переценен в какое-то новое село пли в- деревню в качестве часовни.


Изображении первого храма в Алнашах не сохранилось, по традиционно первые культовые здания и новокрещенных селах строились тогда по одному проекту были весьма ас­кетичны. Это двухсрубное здание с одноярусной колоколь­ней над входом и одноярусным иконостасом. Первый алнашский храм передал своп святыни (напрестольное Евангелие, храмовые иконы) в новый, каменный храм.

3. Строительство каменного храма.

Каменный храм во имя С вятой Троицы строился с 1819 и по 1836 год, а перестраивался с 1903 по 1905 год.

Строительные материалы алнашцы начали заготавли­вать вскоре после того как Вятская духовная консистория своим указом от 14 мая 1815 года предписала местному ду­ховенству озаботиться о построении каменной церкви в со­ответствии с возросшими требованиями к благолепию хра­мов в новокрещенских селах. В 1816 году уже было изго­товлено основное количество кирпичей. 4 июля 1819 года, убедившись в добротности начатых работ и высоком качест­ве избранного проекта, епископ Вятский Амвросии дал алнашцам храмозданную грамоту па строительство. Боковые престолы по этой грамоте должны были быть освящены во имя апостолов Петра и Павла, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. "

Первым, 1 октября 1822 года, был освящен престол во имя апостолов Петра п Павла. Главный престол во ими святой Троицы освятили 29 нюня 1836 года. Этой датой и следует датировать окончание строительных и художествен­ных работ. Третий же престол тогда так и не был устроен.

В 1888 году с разрешения епархиального начальства теплый и холодный храмы были соединены вместе, то есть отапливаться стали обе части церкви. Ч то позволило увели­чить ее вместимость и проводить службы чаще. Но и э тот, новый внутренний объем церкви уже не соот­ветствовал возросшему числу богомольцев Алнашского прихода хода. 16 апреля 1898 года местные священники обратились и епископу Сарапульскому Никодиму с прошением: «Храм маловместителен. В праздничные службы здесь такая давка, что нет возможности молящимся изобразить на себе крестное знамение, а тем более пройти но церкви. Надо расширить ее прикладом двух приделов»."

Тогда же уроженец Алнашеп купец Ефимий Иванович Замятин, проживающий в Иркутске, изъявил желание по­жертвовать на такое расширение 4500 рублей. На строи­тельство одного небольшого каменного храма тогда затрачи­вали обычно около 10000 рублем!. У апреля 1898 года-Е. И. Замятии написал священникам храма, в котором он был крещен: «Мое желание - нынешней осенью вывести фундамент, а закладку произвести в начале мая 1899 го­ла»."

Губернский инженер, архитектор Яголковский 17 и 18 октябри 1898 года осмотрел существовавший храм и приз­нал, что его техническое состояние и прочие условия позво­ляют произвести необходимое расширение.

Изготовление проекта 30 марта 1901 года было поруче­но губернскому архитектору И. Л. Чарушину, крупнейше­му тогда зодчему Вятской губернии, недавно закончившему Академию художеств с золотой медалью. Он хорошо разби­рался в культовом строительстве и часто, причем с большим вкусом, производил подобные пристройки и перестройки. Проект был готов летом 1903 года, тогда лее. благословлен епископом Сарапульским Михеем, бывшим морским офице­ром, духовным сыном Иоанна Кронштадтского.

9 июля 1003 года работы были начаты и менее чем за два года завершились, причем богослужении в основном храме почти не прерывались, что свидетельствовало о вы­соком уровне организации строительного процесса.

В уважение заслуг мецената - земляка Евфимии За­мятина новый правый придел 21 августа 1905 года был ос­вящен во имя его свитого покровителя - преподобного Евфимия Нового. Иркутский купец к тому времени уже умер, поэтому за всеми работами лично следила его вдова Дарья Васильевна Замятина. В уважение ее заслуг левый придел 22 августа 1905 года был освящен во имя священномучеников Дарьи и Хрисанфа.


По страховой оценке 1910 года алнашский Свято-Троицкий храм оценивался в 15000 рублей. Он был оштукатурен не снаружи, а только внутри и отделан там клеевыми крас­ками. Размеры храма но описи: длина 13 саженей, ширина 11,5 саженей. Высота до верха карниза 3 сажени. Главный иконостас был длиной 3 1/3 и высотой 3 сажени. Два боковых иконостаса были размерами 6 на 6 аршин. Церковь отапли­вали нить голландских печей. Иконостасы были тогда же оценены в 5000 рублей."

Вся история строительства и украшения Свято-Троицког о храма доказывает, что алнашские прихожане были доста­точно щедры, богомольны и патриотичны, хотя на террито­рии прихода были очень сильны позиции удмуртских языч­ников.

4. Архитектурный анализ сохранившегося памятника культового зодчества

Основная, древнейшая часть каменного храма изначаль­но была выражена в благородном стиле русского класси­цизма. Была возведена характерная для него, несколько ас­кетичная по формам, крестообразная н плане постройка, де­корированная пилястрами п классическим фризом.

Пластический ключ объемной композиции храма заклю­чался в обыгрывании простейших геометрических объемов: куб, цилиндр, шар. Эта схема близка пластическим решенн­ом ампира и заставляет вспомнить прежде всего о традици­ях ижевской школы С. Е , Дудина, представлявшего здесь в свою очередь в начале XIX века прикамскую ветвь школы великого мастера русского классицизма.

Сопоставление дат позволяет заявлять, что не исключено здесь и авторство самого - выдающегося мас­тера классицизма, ижевского зодчего. Именно в те годы, бу­дучи церковным старостой Пророко-Илынской церкви в Ижевске, он стал уделять наибольшее внимание проектиро­ванию культовых зданий па территории южной и централь­ной Удмуртии . Дальнейшее изучение обширных архивных фондов Вятской епархии в г. Кирове может помочь впервые выявить проектные чертежи 1810-х годов. Только это позво­лит окончательно опровергнуть или подтвердить авторство.

Красивые, тонко сгармоннрованные пропорции отличали колокольню. Там угадывается излюбленный С. Е . Дудиным мотив цилиндра на кубе. Колокольня была двухъярусной, с одним высоким ярусом звона, с куполом л шпилем. Восьмигранный барабан был увенчан полукруглым куполом и фо­нариком. Отсутствие чертежей начала XIX века и детальных фотографии XX века не позволяет пока провести более тщательный архитектурный анализ древнейшей части алнашского храма, обезображенного в советское время.

Архитектурный объем дудинского времени оказался в чарушинское время окружен более дробными по членениям пристройками. мастер прежде всего русско­го стиля, резко контрастного классицизму. Но в алнашском случае вятский зодчий, сдерживая себя, подстраивался к ритмам и формам храма, продемонстрировав всегда прису­щее ему чувство меры и вкуса. Тактично устроен второй свет над трапезной. Повторяют классические ритмы окон­ные членения и декор южного и северного фасадов.

Сложный, многочастный ансамбль Свято-Троицкого хра­ма конкретно отражает в себе редкостный но убедительнос­ ти синтез двух стилей, двух эпох русского культового зод­чества.

5. История прихода Свято-Троицкого храма

Первое тяжелое испытание в истории прохода было свя­зано с разгулом пугачевщины. 19 декабря 1773 года цер­ковь «входом варваров была оскорблена. Унесено из боль­шой дароносицы один сосудец, со священного престола антиминс с Евангелием и покровы, та коже и ризы - все раз­бросано во алтаре по полу. 19 же декабря священника Василия Михайлова при разграблении дому его по жестоком мучении, отвезя на пять верст, в дубраве убили».

Так свидетельствует донесение Елабужского духовного правления от 11 июня 1774 года. В июле того же года по жа­лобе язычествующих удмуртов пугачевцы повесили еще од­ного алнашского священника.

В 1810 годы здесь служил иерей Василии Краснопе­рое, начинавшим строительство каменного храма.

В 1870-е годы к его приходу относилось 30 селений с 5797 жителями, из которых 5248 были удмуртами. Не кре­щенные удмурты составляли здесь 228 душ (124 женщины и 104 мужчины), татары - 48 человек, раскольники - З.

Очень значительной личностью в истории не только дан­ного прихода, но и всей православной Удмуртии является Иоанн Алексеевич Васнецов (1845-1912). Он служил здесь с 15 сентября 1807 года до самой своей смерти, 10 ноября 1912 года. Был настоятелем церкви. Именно он добился ее расширения и вдохновил земляка-мецената, а также боролся с проявлениями язычества, насаждал гра­моту и правила гигиены.

12 октября 1903 года Филипп Тихонов и Алексей Ильин от имени удмуртов Алнашской волости обратились к епис­копу Сарапульскому Михею с прошением: «Просим оставить отца Иоанна, потому что он у нас Истинный Апостол для вотяков. До прибытия его к нам никто нас не учил, мы по­читали языческие моления с закланием жертв. Мы думали, что молимся истинному Богу, а не дьявйлу или идолу. Не считали грехом жить невенчанными, баб невенчанных счи­тали женами, В церковь не считали нужным ходить в вос­кресенья и праздники. Многих вотяков он обратил к цер­ковной вере. Мы оставили навсегда языческое поклонение, начинаем жить по-русски... Если отец Иоанн уедет, то «кереметники», то есть почитатели вотских богов, восставшие на нашего Апостола Христианства, уничтожат нас своей численностью, разными общественными притеснениями». " Это очень лестное дли прошение подписа­ло 20 алнашских удмуртов, твердо стоявших на позициях православия. Главным же их противником здесь был при­казчик Иван Батуев, сторонник языческих молений.

Отец Иоанн был оставлен в Алнашах по просьбе прихо­жан и через девять лет был с почетом похоронен ими здесь же, у алтаря его храма.

С 1891 по 1896 год здесь служил другой выдающийся священник удмуртского края - протоиерей Михаил Стефа­нович Елабужский (1869-1937). Это один из крупнейших этнографов-удмуртоведов. Именно, будучи в Алнашах, он впервые обратился к удмуртской этнографии, собирая мате­риалы о языческих молениях. Эти алнашские материалы долго еще затем использовались им в научных публикациях в «Вятских епархиальных ведомостях » и др. изданиях. {«Боги некрещенных вотяков Елабужского уезда», «Повёрия некрещенных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах», «Моления некрещеиных вотяков Елабужского уезда», «Обряды некрещенных вотяков Елабужского уезда», «Крепость вотского язычества»). Научная и пастырская де­ятельность - одна из самых ярких и явно недооцененных страниц в летописи села Алнаши.

Традиции (дальнего родственника ху­дожников Васнецовых) и продолжил в предреволюционные годы отец Михаил Дьяконов. Он знал удмуртский язык (возможно, и сам был удмурт) и активно боролся с язычеством в своем приходе. В результате удмур­ты из деревни Кадиково сами просили в 1915 году взять их языческую молельню для отопления православной церкви в Алнашах, а удмурты деревни Верхний Утчан утвердили крест над своей языческой молельней, превратив ее в часов­ню.

Главные трагические испытания настали для храма в со­ветское время. Круглеев (1861-?) был осужден 4 декабря 1932 года на три года ла­герей. Другой страдалец за веру Василий Данилович Бого­молов (1878-1938) был столь же беззаконно осужден в тот же день, тоже на три года, потом еще. Он умер 1 декабря 1938 года в магаданских лагерях от паралича сердца. Оба иерия были реабилитированы 29 декабря 1989 года.

ложно обвинили в заказе на убийство комсомолки-бригадира С. Рыбниковой в 1931 году, а также

и антиколхозной агитации. Последнее действительно имело место. "

В. Д. Богомолова обвинили в «ведении контрреволюци­онной работы среди детей колхозников, обучая их религи­озным обрядам». Инкримировалось ему в частности то, что он заставлял детей, входя в дом, снимать шапку, говорить «здравствуйте» и молиться на иконы. 13

Тому, чтобы храм окончательно опустел, содействовало и как «самый удобный очаг распространения заболеваний», в том числе «брюшного тифа, скарлатины, дифтерита»." Под этим же предлогом весной и летом 1940 года колхозные собрания на территории бывшего прихода требовали совсем закрыть церковь. Три жалобы церковного совета были оставлены без последствий.

Закрытие было произведено по решению исполкома Алнашского районного совета от 10 августа 1940 года. Ссыл­ки были сделаны на фальсифицированные протоколы соб­раний в 43 населенных пунктах и кинотеатр и радиостанцию. Смета на пере­оборудование составила 16 300 рублей, в том числе только на разрушение купола 6500 рублей. Данное решение было утверждено 5 сентября 1940 года указом президиума Вер­ховного Совета УАССР.15

Позже в храме размещались электростанция, механичес­кая мастерская Промкомбината, хлебозавод , винно-водоч­ный магазин.

6. Свято-Троицкий храм как памятник истории и культуры

Изложенные выше факты позволяют утверждать, что храм древнего села Алнаши является уникальным памят­ником истории и культуры, имеющим не только районное, но и республиканское значение. Ценность его определяют следующие факторы;

А. ГРАДОФОРМИРУЮЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Только храм оказался способен и прошлом зрительно «собирать» застройку села. Он формировал своими пластическими цельными высотными завершениями выразительный и конт­растный центр сельского архитектурного ансамбля, типич­ного для южной Удмуртии.

Б. АРХИТЕКТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Храм связан с творчеством неизвестного мастера классицизма круга СЕ. Дудина, а также с творчеством крупнейшего вятского зодчего И. А. Чарушина. Именно эта постройка является единственным здесь нетиповым, оригинальным произведе­нием зодчества, потенциально способным пробуждать в гражданах высокие эстетические чувства.

В. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Храм его де­ревянный предшественник на этом же месте) является сви­детелем всех тех трагических или радостных событий, ко­торыми была богата летопись села: от пугачевщины до кол­лективизации.

Г. КУЛЬТОВАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Алнашский храм - один из лучших в Удмуртии храмов во имя Святой Троицы.

Факт мироточения храмовой иконы Святой Троицы значи­тельно повышает ценность объекта как памятника духов­ной жизни Удмуртии.

Д. МЕМОРИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Здание связано с деятельностью одного из представителей династии вятских священников и художников Васнецовых, а также купца - мецената и выдающегося этнографа-удмуртоведа. В здании храма были крещены многие уроженцы Алнаш и района, ставшие затем крупны­ми деятелями удмуртской культуры.

Все пять этих тезисно отмеченных факторов в совокуп­ности заставляют считать реставрацию Свято-Троицкого храма одной из достаточно актуальных задач культурного развития села Алнаши. Восстановление утраченных храмо­вых вертикалей необходимо как но каноническим требова­ниям православного культа, так и по соображениям архи­тектурно-художественной цельности ансамбля исторического села.

Алнаши могут восприниматься в статусе исторического села только при условии полной реставрации храма. Само удмуртское слово «черко-гурт» (деревня с церковью, цер­ковная деревня) своей логической конструкцией обязывает восстановить прежнюю архитектурную конструкцию села.

7. Источники

История храма и его прихода раскрывается в докумен­тах из Центр, гос. архива У Р. Это фонд -1890) и фонд -1882), содержащие церковные книги данного прихода. Разрозненные сведения встречаются также в делах фонда 245 (Сарапульское духовное правление) и в публикациях доктора церковной истории. Чертежи (проект расширения храма. 1903) сохранились. только в Гос. архиве Кировской области (фонд 583). Основ­ные проектные чертежи 1819 года могут находиться также в этом архиве, но пока не обнаружены.

Важные, но эпизодические упоминания о храме в Алнашах и. его прихода содержатся в публикациях «Вятских епархиальных ведомостей» (1900, 1010} и документах стра­ховых оценок 1910 года из Российского гос. исторического архива в Санкт-Петербурге. Материалы о реп­рессиях по отношению к алнашскому духовенству хранятся в архиве Министерства безопасности Удмуртской Республи­ки

Страна Россия
Субъект федерации Удмуртия
Муниципальный район Алнашский
Сельское поселение Алнашское
Телефонный код +7 34150
Население 6765 человек (2007)
Координаты Координаты: 56°11′00″ с. ш. 52°28′00″ в. д. / 56.183333° с. ш. 52.466667° в. д. (G) (O) (Я)56°11′00″ с. ш. 52°28′00″ в. д. / 56.183333° с. ш. 52.466667° в. д. (G) (O) (Я)
Прежние названия Троицкое
Код ОКАТО 94 202 820 001
Автомобильный код 18
Село с 1751 год
Этнохороним алнашец, алнашка, алнашцы
Почтовые индексы 427880
Глава Бобров Капитон Николаевич
Часовой пояс UTC+4

Население - 6765 человек.

Галерея

Люди, связанные с селом

  • Мельников Николай Фёдорович - уроженец села, генерал-майор, призван Алнашским РВК в 1937 году. На фронте с 1943 года.
  • Груздев Иван Николаевич - уроженец села, призван Алнашским РВК в августе 1941 года. Отличился будучи младшим политруком взвода пешей разведки, в разведывательном бою 18 августа 1942 года из ручного пулемёта истребил 17 фашистов, пленил немецкого солдата, награждён орденом Красного Знамени.
  • Кедров Филипп Григорьевич - уроженец села, призван Алнашским РВК в январе 1940 года. Попадал в окружение, сражался в партизанском отряде. Отличился будучи командиром роты, 13 февраля 1944 года его рота под миномётным и пулемётным огнём противника достигла немецких траншей, нанесла большой урон пртивнику. В решительной схватке погиб на поле боя, награждён Орденом Отечественной войны I степени.
  • Князев Геннадий Алексеевич - уроженец села, призван Алнашским РВК в январе 1944 года. Отличился будучи командиром взвода автоматчиков, 9 октября 1944 года участвовал в разведке при прорыве обороны противника на границе Восточной Пруссии, со своим взводом очистил траншеи от противника и в числе первых ворвался на территорию Восточной Пруссии. Награждён орденом Красного Знамени.
  • Постников Николай Елисеевич (1960-2010) - автор более 200 популярных в республике песен на стихи удмуртских поэтов, в том числе на собственные стихи

История

Приход села Алнаши открыт по определению Священного Синода от 31 июля 1751 года и образован из селений Можгинского прихода. В 1761 году дана грамота на строительство деревянной церкви, которая построена и освящена 20 мая 1763 года во имя Святой Троицы. Село до 1791 года было в ведении Казанской епархии, а с 1791 года - перечислено в Вятскую. При разделе Елабужского уезда на волости в 1796 году среди прочих образована Асановская волость, в состав которой вошло село, позднее образована Алнашская волость с центром в селе Алнаши. Указом от 14 мая 1815 года Вятская духовная консистория предписала начать строительство каменного храма. Петропавловский престол каменного храма освящён 1 октября 1822 года, Троицкий - 29 июня 1836 года.

По итогам десятой ревизии 1859 года в 62 дворах казённого села Алнаши (Троицкое) проживали 187 жителей мужского пола и 238 женского, размещалась становая квартира, торжок и работали две мельницы. В 1867 году в селе открыта земская школа. К 1897 году в селе проживало 804 человека.

В 1921 году при разделе Елабужского уезда Алнашская волость передана в состав Можгинского уезда Вотской АО. В 1924 году при укрупнении административных единиц образованы укрупнённые волость и сельсовет, в 1929 году был образован Алнашский район и село становится районным центром. В 1940 году закрыта сельская церковь.

Экономика

  • ОДО «Алнашская МТС»

Социальная инфраструктура

  • школа искусств
  • Алнашский районный дом культуры (директор Фёдоров Юрий Александрович)
  • центр детского творчества
  • Алнашский ДДТ
  • детские сады «Берёзка», «Родничок», «Солнышко»
  • алнашский детский дом
  • районная больница
  • дом-интернат для престарелых и инвалидов
  • МОУ «Алнашская средняя общеобразовательная школа» - 946 учеников в 2009 году, основана в 1867 году
  • отделение связи

Алнашский район.

Село Алнаши Удмуртия.



Согласно данным Ландратской переписи 1716 года, территория нынешнего Алнашского района относилась к сотне Токбулата Рысова и сотне Андрея Байтемирова Арской дароги Казанского воеводства. Село Алнаши расположено в центре территории района, в 5 километрах от старинного " екатерининского " ямского тракта, ныне не эксплуатируемого. Из архивных материалов известно, что селение на речке Алнашке существовало ранее 1716 года. Статус села получен в 1836 году. После реформы 1797 года эта местность относилась к Асановской волости Елабужского уезда, а с 1921 года к Можгинскому уезду.

Район образован 15 июля 1929 года из 17 сельских Советов Алнашской и Большекибьинской волостей Можгинского уезда и занимает площадь в 896 квадратных километров. Районный центр - село Алнаши (по имени первопоселенца. - Анлаш). Алнаш, по дореволюционным спискам Троицкое (по названию церкви), впервые упоминается в переписи 1710г. в составе Арской дороги. Основано выходцами из соседней д.Ромашкино (Былатгурт).

Количество сельсоветов изменялось. В 1939 году их было 14, в 1955 г. - 10, в 1957 г. - 12, в 1971 г. - 9. С 1995 года район состоит из 11 территорий сельсоветов: Азаматовская, Алнашская, Асановская, Байтеряковская, Варзи-Ятчинская, Кузебаевская, Писеевская, Ромашкинская, Техникумовская, Старо-Утчанская, Удмурт Тоймобашская, в 2005 году добавилась Муважинская.

Первая сельхозартель "Луч" была организована выходцами села Алнаши в 1920 году, заложившими выселок Луч. К началу 1929 года было вовлечено во все формы сельскохозяйственной кооперации 37,5% крестьянских хозяйств. Коллективизация завершилась в 1937 году. До укрупнения в 1950 г. существовало 108 колхозов.

На 1 января 1994 года население района составляло 22570 человек. 6005 человек проживает в Алнашах; 82 процентов населения района - удмурты, 12 процентов - русские, 3 - татары, 2 - марийцы. В районе насчитывается 76 населенных пунктов.

При умеренно континентальном климате средняя температура несколько выше, чем по республике в целом.

Если в начале XIX века территория района была на 70 процентов занята лесами, то теперь лесов осталось менее 10 процентов. Речки, протекающие здесь, немноговодны, поэтому водная обеспеченность недостаточна. Почвы в основном оподзоленные, тяжелые и средние суглинки.

На территории Алнашского района обнаружен массивный пласт каменного угля. Имеются месторождения меди, известкового туфа. В 1760-1820 годы в районе действовал Варзино-Алексеевский медеплавильный завод с производительностью 450 пудов меди в год.

Есть большие залежи целебных торфяных болот, особенно в районе деревень Кузебаево, Варзино-Алексеево, Варзибаш. Эти целебные грязи, хотя и изучены, пока не используются. Большую известность имеет санаторий "Варзи-Ятчи" , основанный более 100 лет российским промышленником П. К. Ушковым (1840-1896). Это один из лучших грязевых санаториев Российской Федерации. Лечебные грязи и 4 типа минеральной воды. Показания для лечения больных: костно-мышечная и нервная система, гинекологические болезни.

Население деревни Кузебаево, в отличии от жителей других деревень, до сих пор сохранило верность языческой религии.