Базовый сценарий развития. Сценарии развития, выбор целевого сценария. Объекты и методы исследования

"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)

3.1. Характеристика сценариев долгосрочного развития

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СЦЕНАРИЕВ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ

В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

Адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;

Усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

Исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

Необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

Начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

Усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.

С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

Степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

Интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

Модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

Развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

Укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

Интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

Интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и целевой (форсированный).

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0 - 3,2% в 2013 - 2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0 - 4,2% в 2013 - 2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.

Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0 - 5,4%, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.

Рассмотренные три основные сценария развития предполагают относительную стабилизацию динамики цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении. В долларах США 2010 года цена на нефть в период 2013 - 2030 гг. будет находиться на уровне 90 - 110 долларов за баррель. В долларах текущих лет цена на нефть достигает к 2030 году 164 долларов за баррель. Цена на российский экспортируемый газ в долларах 2010 года в среднем за период 2013 - 2030 гг. в среднем оценивается в 310 долларов США за тыс. куб. м, что приблизительно соответствует текущим ценам на газ.

При этом существуют риски, что траектория цен на нефть может быть ниже, чем в основных вариантах. Ожидаемое существенное увеличение поставок нефти из нетрадиционных источников, таких как сланцевая нефть, может быть не полностью скомпенсировано ограничением добычи со стороны стран ОПЕК и снижением добычи в традиционных районах (Северное море, Мексика). В этих условиях траектория цен на нефть может иметь понижательную тенденцию относительно уровня 2011 - 2012 годов и в целом закрепится между основным вариантом и вариантом A, предполагающим снижение цен до 70 долларов США за баррель в постоянных ценах. Еще выше риски большего снижения цен на газ в результате активизации разработок сланцевого газа не только в США, но и других регионах мира. Рост предложения газа повышает вероятность полной отвязки цен на газ от динамики цен на нефть.

В российской практике при разработке плановых документов часто выделяют три основных сценария развития территории:

  • 1) инерционный сценарий - ориентирован на развитие муниципального образования под воздействием сложившихся на начало периода прогноза тенденций, предполагает вялотекущие процессы реформирования экономических отношений, консервации имеющихся противоречий, пассивное отношение к будущему муниципального образования со стороны субъектов территориального планирования и управления;
  • 2) восстановительный сценарий - предполагает переход от инерционного к инновационному пути. На данном этапе формируется задел или так называемая критическая масса для перехода экономики на новый уровень развития, включая новые формы и методы продвижения местных товаропроизводителей на внешних рынках, развитие производственных кластеров;
  • 3) инновационный сценарий - ориентирован на траекторию развития муниципального образования, принципиально отличную от предпланового периода. Он предполагает модернизацию экономики, а также формирование новых отношений гражданского сообщества, бизнеса и власти.

Для первых двух из трех сценариев необходимо сформулировать следующие сценарные условия:

  • 1. Инерционный (базовый ) сценарий. Тенденция развития муниципального образования будет сохраняться, будут реализованы утвержденные мероприятия и действующие целевые программы, внесенные в бюджет. Методы прогнозирования - метод трендов.
  • 2. Восстановительный сценарий. В дополнение к существующим целевым программам будут приняты и реализованы все мероприятия Программы социально-экономического развития муниципального образования. Методы прогнозирования - метод экспертных оценок, метод трендов.

Для расчета параметров прогноза в сценариях следует также учесть следующие экономические допущения:

  • 1. Для инерционного сценария :
    • - кризис пройден, замедлились темпы падения обрабатывающих производств в экономике Российской Федерации в целом;
    • - ближайшие год-два не предвидится существенного экономического роста, без учета реализации ключевых мероприятий разрабатываемой Программы, включая подпрограммы.
  • 2. Для восстановительного сценария :
    • - будут успешно реализованы отдельные подпрограммы;
    • - на этапе организации мероприятий Программы темпы роста экономики (включая промышленное производство, строительство, малое предпринимательство) будут минимальными или будет отмечено незначительное падение;
    • - в результате реализации подпрограмм будут отмечены темпы роста по секторам экономики.

В качестве основных показателей изменения социально- экономической ситуации в муниципальном образовании следует выбрать:

  • - объем промышленного производства;
  • - оборот розничной торговли;
  • - объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования, включая малые предприятия;
  • - численность занятых в экономике, в том числе в малом предпринимательстве;
  • - реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году;
  • - рост доходов муниципального бюджета (увеличение доли собственных доходов, уменьшение дотаций на выравнивание бюджета города).

В процессе написания сценариев развития муниципального образования необходимо учитывать следующее:

  • 1. Для инерционного сценария за основу следует взять прогноз, разработанный сотрудниками администрации муниципального образования. Скорректировать с учетом мнения специалистов (экспертов) - исполнителей проекта.
  • 2. Прогноз показателей для восстановительного сценария необходимо производить с применением двух указанных выше методов. При этом вначале применяется трендовый метод, где учитываются тенденции макроэкономического развития страны (например, данные по основным показателям социально-экономического развития России за 9 месяцев текущего года) и прогнозы Министерства экономического развития РФ (уровня инфляции, падения ВВП, промышленного производства, доходам федерального бюджета).
  • 3. Прогноз по восстановительному сценарию должен быть окончательно согласован с экономистами администрации муниципального образования: заместителем главы администрации по экономическим вопросам, начальником отдела архитектуры и градостроительства, комитетом по управлению муниципальным имуществом. Прогноз показателей муниципального бюджета должен быть детально согласован и откорректирован с управлением финансов. Таким образом, в процесс разработки восстановительного сценария следует привлечь максимальное число отделов и подразделений администрации.
  • 4. Для проверки предположений о налоговых поступлениях, полученных дополнительно от реализации программных мероприятий, необходимо сделать расчет налогооблагаемой базы по бюджетообразующим налогам муниципального образования.

В процессе составления прогноза для муниципального образования, как было сказано выше, необходимо использовать два метода:

  • 1) метод экспертных оценок, основанный на учете мнения экспертов, т. е. специалистов в области экономики и управления;
  • 2) метод трендов - количественный метод прогнозирования, который основан на учете тенденций в изменении какого-либо показателя или события за предшествующие периоды. На основании этого делается экстраполяция тренда на будущие периоды.

Прогнозные значения показателей развития муниципального образования необходимо представить в табличном виде (табл. 10).

Т а б л и ц а 10.

Прогнозные значения показателей развития муниципального образования согласно двум сценариям

Показатель

Сценарии

Отчетный

Прогнозный период

Итого за 3 года, %

  • (оценка)

Объем отгруженных товаров (работ, услуг) в сфере промышленного производства, в действующих ценах

Восстановительный

Индекс промышленного производства

Восстановительный

Строительство, % к предыдущему году в сопоставимых ценах

Восстановительный

Ввод в действие жилых домов

Восстановительный

Оборот розничной торговли,в действующих ценах

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

Восстановительный

Количество малых предприятий (МП) - всего

Восстановительный

Количество

индивидуальных

предпринимателей

С реднесписочная численность работников, занятых на МП - всего

Восстановительный

Объем товаров и услуг, реализованных малыми предприятиями

Восстановительный

Для визуализации результатов сценария, данные результатов прогноза следует представить в графическом виде: линейный график, гистограмма и пузырьковая диаграмма.

Отдельное внимание в рамках разработки сценариев развития муниципального образования необходимо уделять показателям бюджета. В публичном управлении это имеет ключевое значение. В практике коммерческих компаний это не так важно, так как планирование осуществляется не жестко, финансирование расходов зависит от выручки с продаж. Финансовые решения часто принимаются оперативно. Напротив, в крупные корпорации, а также федеральные, региональные и местные бюджеты отличаются особой (жесткой) дисциплиной исполнения. Все изменения проходят определенную процедуру и утверждаются в форме закона (государственный уровень) или решения (муниципальный уровень), принимаемыми законодательными органами: Федеральным Собранием или собраниям местных депутатов (муниципальный уровень).

Здесь целесообразно спрогнозировать показатели доходов и расходов муниципального бюджета по двум сценариям - базовому и восстановительному (табл. 11).

Т а б л и ц а 11.

Показатели бюджета муниципального образования

_(тыс, руб.)

Показатель

Сценарии

Отчетный период

Прогнозный период

1. Доходы бюджета - всего

Восстановительный

Налоговые и неналоговые доходы (собственные средства)

Восстановительный

В том числе:

налоговые

Восстановительный

неналоговые

Восстановительный

Объем безвоз- мездных поступлений

Восстановительный

Показатель

Сценарии

Отчетный период

Прогнозный период

(средства, полученные в рамках меж- бюджетных отношений)

В том числе:

субсидии и субвенции

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

2. Расходы

бюджета - всего

Восстановительный

3. Дефицит

Восстановительный

4. Доля собст-

венных доходов в общей сумме доходов бюджета, %

Восстановительный

Показатели бюджета по базовому сценарию представляются исходя из официального прогноза, который составляется на основе индексного метода. Восстановительный сценарий был рассчитан путем добавления эффекта от реализации отдельных подпрограмм муниципального образования. Далее возможна корректировка экспертным методом.

  • См.: Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учебно-методическое пособие / В. И. Иванков, А. В. Квашнин, В. И.Псарёв, Т. В. Псарёва; под общ. ред. T. В. Псарёвой. - С. 141.

Хабалтуев А.Ю.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики,



Россия, г. Улан-Удэ

Бальжиев Ж.Д.
Магистрант кафедры экономики,
организации и управления производством,
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления,
Россия, г. Улан-Удэ

В статье рассмотрен базовый сценарий социально-экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, органы местного самоуправления, базовый сценарий, экономический эффект.

Базовый сценарий предполагает реализацию основных мероприятий, направленных на исключение негативных последствий. В базовом сценарии предполагается ресурсное и финансовое ограничения.

Сценарий предполагает реализацию проектов с низкими рисками, но при этом обеспечивающий значительный экономический или социальный эффект.

На первом этапе - ведется работа, направленная на поддержание существующих производств и организаций, ведется разработка нормативно-правовых документов регулирующих инвестиционную политику района и снижение административных барьеров, а также начинается работа по продвижению бренда «экологически чистого продукта».

На втором этапе - привлечение инвесторов для развития промышленности в районе, согласно, созданной инвестиционной политики и снижения административных барьеров. Развитие социально-бытовой, транспортной инфраструктуры.

На третьем этапе - создание наукоемких и инновационных производств, в том числе в сфере АПК, реализация программ с целью повышения уровня жизни и обеспечения качественных условий жизни на селе.

В таблице 1 представлена реализация базового сценария - рост направлений социально-экономических показателей МО «Джидинский район» Республики Бурятия до 2030 года до 50 % (Демография и занятость, развитие экономического потенциала и промышленность).

Таблица 1

№ п.п. Наименование показателя Ед. изм. 2014 факт 2015 факт 2016 оценка 2019 прогноз 2025 прогноз 2030 прогноз
Демография и занятость
1.1 Численность населения Тыс. чел. 26,05 25,61 25,03 23,9 24,5 26,5
1.2 Численность занятых в экономике Тыс. чел. 13,5 13,2 13,0 12,2 13,0 13,5
1.3 Уровень общей безработицы % 9,1 9,8 10,0 9,6 9,3 9,0
Развитие экономического потенциала
2.1 Объем инвестиций в основной капитал Млн. руб. 675 458,04 500 217,4 550 750
2.2 Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных) Млн. руб. 380 304,6 286,43 112,4 400 500
2.3 Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета МО Млн. руб. 171,6 168,5 144,4 98,58 108,44 119,23
2.4 Расходы консолидированного бюджета на содержание работников ОМСУ в расчете на одного жителя Руб. 2301,7 2057,8 2169,91 2386,13 2444,08 2377,36
2.5 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата Руб. 20698 21505 21290 23800 27000 30000
Промышленность
3.1 Объем отгрузки, в том числе: Млн. руб. 230 399,94 439,1 520 605 732
3.2 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Млн. руб. 25,5 91,2 106,69 114,52 121 128
3.3 Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак Млн. руб. 198 302,94 326 400 456 570

К основным механизмам реализации Стратегии социально-экономического развития МО «Джидинский район» относятся:

1. Нормативно-правовое регулирование (Разработка, утверждение и реализация плана мероприятий Стратегии, приведение в соответствие целеполаганию стратегии муниципальных программ);

2. Совершенствование системы местного самоуправления с целью усиления взаимодействия муниципальных и общественных структур для решения задач социально-экономического развития МО;

3. Привлечения институтов гражданского общества в реализацию Стратегии, решение проблематики района;

4. Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих инвестиционные стандарты МО, формирующих инвестиционно-привлекательный климат.

Список литературы

  1. Стратегия социально-экономического развития МО «Джидинский район» Республики Бурятия.
  2. Управление муниципальным экономическим развитием/ под ред. Г.Ю. Ветрова - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. - 258 с.
  3. Устойчивое развитие сельских территорий. Учебное пособие / Коллектив авторов. Под научн. ред. М. Дитериха, А.В. Мерзлова. М.: Эллис Лак, 2013. 680 с.
  4. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное развитие): Учебное пособие. - М.: АНХ, 2007. - 608 с.

Банк России переписал сценарии развития российской экономики. Новый оптимистичный сценарий предполагает цены на нефть на уровне 60 долл./барр. в 2016 году. В предыдущем докладе такие цены закладывались в стрессовый сценарий

Банк России (Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС)

В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики — они были опубликованы в «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы». Регулятор уменьшил количество сценариев с шести до трех, причем новый оптимистичный сценарий оказался близок к стрессовому сценарию из предыдущего доклада, опубликованного в ноябре 2014 года. Единственное, что остается неизменным, несмотря на заметное ухудшение прогнозов, — намерение регулятора добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%.

Развитие российской экономики и денежно-кредитная политика регулятора на протяжении следующих трех лет будут определяться в основном внешними факторами, следует из опубликованного доклада. Основной — цены на нефть. При этом все сценарии предполагают «сохранение санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров», а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики, говорится в документе.

Базовый, скорее, пессимистичный сценарий

Базовый сценарий, разработанный Центральным банком, предполагает сохранение среднегодового уровня цен на нефть марки Urals около 50 долл./барр. в течение всего трехлетнего периода. «При таких ценах темпы роста российской экономики останутся слабоотрицательными в 2016 году, а затем будут постепенно восстанавливаться», — отметила в ходе пресс-конференции по итогам заседания совета директоров председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9-4,4%, в следующем — на 0,5-1% и начнет расти в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, заявила Набиуллина. «В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время», — сказала она. А сохранение сдержанной динамики внутреннего спроса относительно стабильной курсовой динамики и инфляционных ожиданий приведет к тому, что инфляция в следующем году снизится уже до 5,5-6,5%, уверен ЦБ.

Предыдущий базовый сценарий Центрального банка, опубликованный в ноябре 2014 года, исходил из того, что среднегодовые цены на нефть в 2015 году составят $95, рост ВВП будет равен нулю, а инфляция достигнет к концу года 6,2-6,4%. Прогноз с реальностью не совпал: пока среднегодовые цены на нефть составляют около 55 долл./барр. ВВП, по оценкам Минэкономразвития, сократится на 3,3%. Сам ЦБ повысил прогноз по инфляции на 2015 год до 13%.

Новый базовый сценарий ЦБ близок к прогнозам Минэкономразвития, о которых 25 августа рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы корректируем ожидания по 2015 и 2016 годам в сторону некоторого ухудшения. В 2015 году ожидаем падения на 3,3%», — сказал министр. До коррекции прогноз предполагал в 2015 году падение на 2,8%. В 2016 году Улюкаев ожидает рост на 1-2% (было 2,3%). Цена на нефть, по новому прогнозу Минэкономразвития, составит в 2016 году $55 за баррель (было $60), а в 2017 и 2018 годах — $60 (было $65 и $70).

Основной сценарий Центрального банка можно назвать «реалистичным и даже, скорее, пессимистичным», говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Еще месяц назад сценарий, который ЦБ закладывает как базовый, все считали пессимистичным. Регулятор занял более осторожную позицию в отношении будущих событий, заложив геополитические риски на длительном промежутке времени, низкие цены на нефть и темпы роста экономики, а также высокие инфляционные ожидания», — говорит он.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин называет базовый сценарий ЦБ «осторожным». «Вместе с оптимистичным они создают вилку реалистичных прогнозов от ЦБ на следующие три года», — говорит он.

Стрессовый сценарий

Банк России в третий раз за год изменил параметры сценария, который он считает стрессовым. В ноябре прошлого года, когда цены на нефть были на уровне 75-80 долл./барр., регулятор впервые разработал стрессовый сценарий, предполагающий падение цен на нефть до уровня 60 долл./барр. Его вероятность регулятором оценивалась как низкая. «Цель этого — нарисовать шоковый сценарий, чтобы отработать какие-то действия, которые нужно будет совершать, чтобы ограничить негативные последствия», — объясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В марте, когда цены на нефть опустились до уровня 55 долл./барр., регулятор решил пересмотреть параметры стрессового сценария, исходя из стоимости нефти 40 долл./барр. Сейчас «стрессом» ЦБ считает сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долл./барр. на протяжении трех лет.

При реализации стрессового сценария негативное влияние на экономику проявится «через сокращение доходов от экспорта, ухудшение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, снижение привлекательности вложений в российскую экономику для российских и внешних инвесторов, а также через ограничение возможностей по финансированию бюджетных расходов», говорится в опубликованном документе. В этих условиях спад ВВП в 2016 году может превысить 5%, а выход на траекторию роста экономики может произойти только в 2018 году, отметила Набиуллина.

Сценарий предполагает рост волатильности на финансовых рынках и возможное «резкое ухудшение курсовых и инфляционных ожиданий, которое существенно повышает инфляционные риски и риски для финансовой стабильности», говорится в докладе. По словам Набиуллиной, реализация стрессового сценария потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики, а для предотвращения рисков Банк России может использовать как меры процентной политики, так и валютные интервенции, заверила глава ЦБ.

Тихомиров считает сценарий, при котором цена на нефть будет ниже $40 за баррель в течение длительного периода, маловероятным. По его словам, в моменте цены на нефть могут упасть ниже 40 долл./барр., но вряд ли они останутся такими в течение года. «При низких ценах на нефть все нефтедобытчики столкнутся с серьезными трудностями, кто-то — с серьезными убытками. Тогда будет страдать не только экономика России, но и многих других стран. В таких условиях нефтепроизводители скоординируют свои действия для поддержки цен на нефть», — объясняет Тихомиров.

Сдержанный оптимизм

Оптимистичный сценарий Центрального банка предполагает постепенный рост цен на нефть марки Urals до $70-80 за баррель в 2018 году. В следующем году цены будут на уровне 60 долл./барр. «Улучшение внешнеторговых условий на фоне повышения цен на нефть определит нахождение реального курса рубля на более высоком уровне, чем в базовом сценарии», — говорится в докладе, однако конкретные прогнозы по курсу рубля не приводятся ни в одном из сценариев. Благоприятная курсовая динамика, снижение инфляционных ожиданий и умеренный рост потребительского спроса обеспечат замедление инфляции до целевого уровня 4% в 2017-2018 годах при более быстром снижении ключевой ставки Банка России, чем в базовом сценарии.

В то же время только при реализации оптимистичного сценария Центральный банк сможет постепенно вернуться к наращиванию золотовалютных резервов, которые в 2016-2018 годах будут расти на $15 млрд ежегодно. «В резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть», — объяснила глава ЦБ.

Даже при реализации оптимистичного сценария «экономика будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами», отметила Набиуллина, в очередно​й раз призвав к структурным изменениям в экономике. «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», — отметила глава ЦБ.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина:

«Во всех вариантах [развития событий] мы намерены добиться снижения инфляции в 2017 году до целевого уровня 4%».

«Важно понимать, что даже в самом лучшем случае (в оптимистичном сценарии) российская экономика в ближайшие годы будет функционировать в более сложных внешних условиях, чем раньше, и сталкиваться с непростыми вызовами. Поэтому сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала».

«В отечественной экономике идут процессы адаптации к новым внешним условиям, к значительному сокращению доходов от внешнеэкономической деятельности, эта адаптация займет определенное время».

«Золотовалютные резервы мы будем покупать в случае благоприятной ситуации на валютном рынке, когда мы не создаем дополнительной волатильности и не влияем на тренды на валютном рынке. Наши операции никак не привязаны к какому-то конкретному уровню курса или уровню цены на нефть».

«Мы не видим тренда на дальнейшее ослабление курса, у нас есть повышенная волатильность, в том числе​ связанная с повышенной волатильностью нефтяных цен».

В прогнозном периоде социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры будет определяться следующими основными тенденциями:

сохранением зависимости основных макроэкономических показателей;

развитием экономики автономного округа от конъюнктуры мирового

энергетического рынка;

сокращением доли населения в трудоспособном возрасте в сочетании с сохранением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

углублением диверсификации экономики, решением проблем моногородов;

реформированием жилищно-коммунального хозяйства, нацеленным на повышение энергоэффективности;

активным жилищным строительством;

ростом издержек производства в базовом секторе экономики в связи с ухудшения горно-геологических условий разработки месторождений.

С учетом выявленных тенденций основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Югры определяются реализацией следующих ключевых факторов:

демографическим развитием;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала;

степенью диверсификации структуры региональной экономики;

эффективностью реализации природно-ресурсного потенциала;

инфраструктурным развитием;

интенсивностью разработки и внедрения инноваций;

эффективностью институтов, поддерживающих предпринимательскую и инвестиционную активность;

налоговой и таможенно-тарифной политикой государства;

социально-экономическим развитием Российской Федерации.

В основу разработанных сценариев социально-экономического развития Югры положены прогнозы экономического и демографического развития автономного округа, выполненные во взаимосвязанных математических моделях с использованием «Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», разработанных в апреле 2012 г. Минэкономразвития России.

Моделирование осуществлялось в комплексе моделей отраслей региональной экономики, позволяющих оценить реализацию производственного потенциала региона, а также моделей, отображающих динамику основных демографических процессов (естественный прирост и миграционные потоки) и механизмы управления социальными процессами в рамках политики бюджетных расходов на социальную сферу.

При этом в модели межотраслевого баланса в прогнозном периоде учитывалось влияние на экономику базового сектора и видов деятельности, обусловленных развитием нефтегазодобывающей отрасли, и, как следствие, зависимости валового регионального продукта автономного округа от мировой конъюнктуры рынка нефти (Рис. 22).

Рисунок 22. Динамика ВРП и выручки от добычи нефти, 2001-2011 гг., трлн. руб.

В половозрастных временных балансах численности и экономической активности населения в прогнозном периоде учитывались обусловленность естественного движения населения его составом по возрасту и полу, уровнем денежных доходов и качеством жизни населения и зависимостью восполнения качественных трудовых ресурсов автономного округа внешними миграционными притоками от социально-экономической привлекательности территории. При моделировании демографических процессов автономного округа учтены различные уровни миграционной мобильности возрастных групп населения округа и вариации исторически сложившейся тенденции выбытия большой доли населения старше трудоспособного возраста.

В зависимости от степени реализации ключевых факторов в процессе макроэкономического моделирования были разработаны два качественно отличных сценария социально-экономического развития автономного округа в долгосрочной перспективе – инерционный и инновационный. Сценарии, наряду с использованием конкурентных преимуществ в базовом секторе, основаны на повышении эффективности человеческого капитала, развитии высокотехнологичных производств и использовании качественно других, инновационных факторов экономического роста региональной экономики.

Основные преимущества инновационного сценария связаны в динамике экономического роста. Инновационный сценарий отличается качественными параметрами экономического и социального развития, устойчивостью к волатильности мировой экономики, в том числе к возможному изменению конъюнктуры мирового рынка нефти.

2.1. Инерционный сценарий

Демографическое развитие автономного округа в инерционном сценарии характеризуется сохранением текущего уровня показателей естественного движения населения, сложившихся для каждого возраста. Но в целом удельные показатели рождаемости и смертности будут ухудшаться за счет уменьшения численности населения в репродуктивном возрасте и увеличения численности населения в возрасте старше трудоспособного (Рис. 23.).

Рисунок 23. Половозрастная структура населения, 2010 г. и 2020 г. (инерционный сценарий)

Миграционное движение характеризуется притоком мигрантов в трудоспособном возрасте и оттоком населения в возрасте старше трудоспособного. Приток мигрантов объясняется устойчивым ростом региональной экономики при невысоких темпах роста производительности труда, что будет создавать дополнительный спрос на рынке труда на фоне стабилизации численности населения трудоспособного возраста. Экономический рост в России и сохраняющаяся тенденция повышения уровня и качества жизни пенсионеров в целом в стране будут способствовать более интенсивному оттоку населения в возрасте старше трудоспособного за пределы автономного округа.

Развитие здравоохранения в инерционном сценарии предполагает сохранение сложившейся системы организации медицинской помощи, повышение материально-технической оснащенности различных медицинских учреждений, выполнение стандартов и порядка оказания медицинской помощи. Основной целью государственной политики в области здравоохранения станет формирование системы, обеспечивающей равный доступ к медицинским услугам и повышение эффективности оказания медицинских услуг.

Основные действия органов управления здравоохранения будут направлены на: развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и профилактического лечения; совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи; оптимизацию стационарной помощи, оказываемой населению в каждой из зон обслуживания на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля; развитие системы охраны здоровья матери и ребенка; открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей; реализацию мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин; развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому, т.е. координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты; оснащение медицинских организаций современным лечебно-диагностическим медицинским оборудованием; развитие медицинского информационного и образовательного ресурса; пропаганду и формирование здорового образа жизни.

Среди достоинств такой модели организации медицинской помощи следует назвать возможность обеспечения практически равной доступности помощи для населения в разных муниципальных образованиях, что существенно для сохранения социального спокойствия в обществе. Кроме того, это позволит осуществить необходимые преобразования в здравоохранении без существенной перестройки организации системы.

В сфере физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках обоих сценариев предполагается повышение оздоровительной роли спорта для населения округа, создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни.

Развитие системы образованияв инерционном сценарии предполагает последовательную реализацию ранее сформированных задач развития отрасли, концентрацию усилий на обеспечении кадровыми ресурсами предприятий базовой отрасли.

Развитие экономики автономного округа в инерционном сценарии характеризуется сохранением доминирования базового сектора при постепенном снижении объемов добычи углеводородов, связанном с истощением ресурсов основных месторождений. Вместе с тем усложнение горно-геологических условий добычи потребует более высоких удельных затрат и проводимых объемов работ, что в конечном счете приведет к росту спроса нефтяного сектора на услуги инфраструктурных отраслей, в первую очередь, электроэнергетики и транспорта.

Благоприятная конъюнктура в базовом секторе нивелирует снижение объемов добычи нефти и обеспечит рост выручки нефтяных и связанных с ними компаний, что обусловит устойчивый рост доходов бюджетной системы. Развитие и функционирование инфраструктурных отраслей и социальной сферы будет обеспечено финансовыми ресурсами на текущем уровне.

Переход от прямого бюджетного финансирования диверсифицирующих отраслей к косвенным формам поддержки, таким как развитие необходимой инфраструктуры, компенсация части процентной ставки по привлеченным кредитам и т.п., приведет к повышению их экономической эффективности при снижении объемов производства в абсолютном выражении в перспективе до 2020 г.

Возросший спрос на сырьевые ресурсы, связанный с ростом мировой экономики, приведет к росту цен на металлы. Это актуализирует задачу реализации проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» в виде увеличения капитальных вложений в геологоразведку месторождений Приполярного Урала, в том числе в инновационные методы дистанционного зондирования Земли. Строительство железной дороги Полуночное – Обская вдоль восточного склона Урала будет осуществлено в 2020-2025 г., что позволит к 2030 г. выйти на значительные объемы горнопромышленного производства.

Структура видов деятельности малого и среднего бизнеса существенно не изменится, основными видами деятельности по-прежнему будут строительство, торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. При этом в строительстве возможно незначительное снижение объемов работ, выполненных малыми и средними компаниями на фоне стабилизации объемов инвестиций в основной капитал и усиливающейся конкуренции со стороны крупных строительных компаний из других регионов.

Регион сохранит лидерские позиции в экономике страны по таким макроэкономическим показателям, как объем добычи нефти, среднедушевая величина ВРП, объем налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы РФ.

В инерционном сценарии динамика производительности труда в рассматриваемый период останется положительной. Так, среднегодовой темп прироста производительности труда по ВРП в Югре за период 2000-2011 гг. с учетом индекса потребительских цен составил 3,8 %, а в 2011 - 2030 гг. составит в среднем 2,3 % ежегодно. Обусловлено это, в первую очередь, замедлением прироста объема выпуска товаров и услуг в денежном выражении, в 2020-2030 гг. он составит всего 35 %, в то время как в 2012-2020 прирост прогнозируется на уровне 48 %. Связано это с более высокими темпами снижения объемов добычи нефти (-25 % за период 2020-2030 гг.) на фоне роста цен на нефть марки Urals на 38 % в рублевом выражении.

Инерционный сценарий предусматривает стабилизацию инвестиционных потоков в базовом секторе экономики – нефтегазодобывающей промышленности автономного округа. Усложнение горно-геологических условий потребует значительной модернизации нефтяной отрасли, без нее невозможно достичь прогнозируемых уровней добычи нефти. Так, удельные капитальные вложения на 1 тонну добытой нефти в 2020 г. вырастут почти на 20% по отношению к 2010 г. Капитальные вложения будут необходимы только на поддержание существующих основных фондов, объемы которых в значительной мере меньше, чем на новое строительство. Таким образом, реальный объем инвестиций в нефтяной сектор при падающей добыче останется на том же уровне.

Институциональная структура строительного комплекса, как и основные отрасли-заказчики строительных работ, не претерпят существенных изменений. Развитие строительной отрасли будет осуществляться преимущественно в следующих направлениях:

обустройство и разработка месторождений углеводородов;

развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса;

строительство объектов социально-культурной и жилищной сферы;

строительство газохимических комплексов;

строительство энергомощностей.

В электроэнергетикеЮгры основным направлением развития будет централизованное электроснабжение. Поэтапная реализация инвестиционных проектов перевода на централизованное электроснабжение населенных пунктов автономного округа позволит стабилизировать обеспечение электропотребителей округа, сократить себестоимость электроэнергии и снизить тарифы для предприятий и населения, а также будет способствовать развитию производственной инфраструктуры. В населенных пунктах, где централизованное электроснабжение экономически нецелесообразно, будут развиваться традиционные способы электрогенерации посредством замены на более современные дизель-генераторные установки.

Инвестиции нефтяных компаний в электроэнергетику будут направлены на строительство в экономически обоснованных объемах газотурбинных установок, покрывающих потребность нефтепромыслов в электрической и тепловой энергии.

Реализация мер государственной политики по повышению энергоэффективности экономики позволит снизить энергоемкость производства практически во всех отраслях экономики автономного округа, за исключением основного энергопотребителя – нефтяной отрасли. В базовом секторе экономики повышение энергоэффективности будет происходить на фоне более высоких темпов роста энергопотребления, обусловленного повышением обводнённости месторождений.

2 .2. Инновационный сценарий

Инновационное развитие экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры будет обусловлено, в первую очередь, масштабами внедрения технологических инноваций крупными нефтяными, энергетическими и транспортными (подразделения Транснефть и Газпром Трансгаз) компаниями, действующими на территории автономного округа.

Собственные инновационные разработки (технологии, изделия, рецептуры) в автономном округе также будут развиваться, хотя и невысокими темпами, поскольку основная часть инновационных инвестиций, в том числе и бюджетных, будет сосредоточена на заимствовании технологий, созданных в крупных российских и международных центрах научно-технического развития, направленных на модернизацию производственной и социальной сферы. При этом основные усилия государства будут направлены на развитие сотрудничества и партнерства между предприятиями автономного округа и технопарками, генерирующими инновации. Такая политика приведет к ускоренной модернизации экономики и повышению ее эффективности.

Роль нефтедобычи снижается достаточно существенно вследствие как истощения месторождений, так и сокращения спроса, в том числе и со стороны зарубежных потребителей. Модернизация нефтедобывающего комплекса остается задачей инновационного сценария, но его основное отличие от инерционного в том, что появляются и другие самостоятельные локомотивы роста.

В инновационном сценарии важны не только количественные характеристики роста, но и его качество, которое отличается от качества роста в инерционном сценарии. Главная задача инновационного сценария – рост качества всех видов капитала: производственного, человеческого, финансового и социального.

Условие достижения нового качества роста – более глубокая диверсификация, развитие видов деятельности и форм занятости, характерных для экономики знаний.

Новыми локомотивами роста экономики будут:

лесопромышленный комплекс, рост которого происходит преимущественно за счет внедрения высоких уровней переработки;

агропромышленный комплекс;

транспорт и связь, в том числе новые их виды;

финансовая деятельность, обеспечивающая надлежащий уровень финансовой инфраструктуры;

услуги, в первую очередь интеллектуальные (образование, здравоохранение, туризм, деловые услуги).

Благодаря более глубокой диверсификации экономика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в долгосрочной перспективе постепенно приобретет большую устойчивость. До 2020 г. в целом сохраняется энегосырьевой характер. Но постепенно, по мере формирования и развития новых отраслей-локомотивов, экономика диверсифицируется, и качество ее роста в долгосрочной перспективе улучшится. ВРП в 2030 г. возрастет в 2,2 раза по сравнению с 2011 г.

Возросшая устойчивость экономики Югры проявится также в том, что во время ожидаемых спадов в мировой экономике в 2018 г. и в 2028 г. произойдет снижение темпов роста, но они останутся положительными.

Опережающий по сравнению с ростом количества занятых темп роста ВРП будет сопровождаться ростом производительности труда. Этот показатель до 2025 г. будет немного отставать от среднероссийского, т.к. доля нефте- и газодобычи продолжает оставаться выше среднероссийской, и ее замещение более производительными видами деятельности носит меньший масштаб, чем в среднем по стране. Но, тем не менее, среднегодовой темп роста производительности труда после 2020 г. будет устойчиво составлять выше 4%.

Благодаря диверсификации экономики, повышению уровня переработки в традиционных отраслях и развитию новых отраслей с высокой добавленной стоимостью, текущую тенденцию падения доли добавленной стоимости в выпуске постепенно удастся переломить, после 2016 г. она начнет постепенно расти и к 2030 г. составит 62% против 55% в 2010 г.

Ключевой экономической проблемой развития агропромышленного комплекса в округе является низкая рентабельность сельскохозяйственного производства. Себестоимость выпуска сельскохозяйственной продукции в автономном округе значительно превышает среднероссийский показатель. Отдельные производства с показателями положительной рентабельности – это пригородные производства, расположенные у емких рынков сбыта, выпускающие продукцию, конкурентоспособную с завозимым в автономный округ продовольствием соседних регионов, но их доля мала. Для всех остальных агропроизводств требуется постоянная и значительная государственная поддержка.

Основной целью развития сельского хозяйства в округе является повышение эффективности деятельности сельхозпредприятий. Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:

модернизация производства сельскохозяйственной продукции за счет использования современных технологий;

налаживание и повышение эффективности взаимодействия в технологической цепочке производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

развитие сельскохозяйственной кооперации.

Важным драйвером станет лесопромышленный комплекс, в котором предполагается создание кластера с целью повышения уровня переработки и диверсификации ассортимента продукции путем развития кластерных эффектов как вертикального (интеграция конечных производств мебельного, строительного, возможно и пищевого и т.п.), так и горизонтального свойства («обрастание услугами»).

Добыча полезных ископаемых существенно сокращается по масштабам, но заметно улучшается по качеству за счет внедрения новых технологий добычи, повышения отдачи пластов и их довыработки, а также повышения уровня переработки. В результате нефтяной комплекс из среднетехнологичного превращается в высокотехнологичный, большая доля добавленной стоимости остается в регионе, развиваются сопутствующие высокотехнологичные услуги (прежде всего, инжиниринговые), и улучшается экологическая ситуация.

В прогнозный период в округе будет сформирован новый горнорудный кластер – пространственно локализованный минерально-сырьевой комплекс производств и видов деятельности. Используя как рычаг инвестиционные ресурсы проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", экономика округа получит новый импульс к диверсификации. Проект направлен на создание новой ближней минерально-сырьевой базы уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале, в том числе в горноуральской части Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа –Югры.

Обрабатывающие производства при общем повышении темпов роста, доли в ВРП и производительности труда будут развиваться за счет стимулов, поступающих из других отраслей, т.е. за счет внешних драйверов роста. Добывающие отрасли стимулируют развитие обрабатывающих за счет развития высоких уровней переработки и удлинения цепочек добавленной стоимости внутри Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, прочие отрасли стимулируют обрабатывающие производства путем роста спроса на их продукцию и предложения своих услуг.

Темп роста производства и распределения электроэнергии, газа и воды в долгосрочной перспективе замедляется на фоне устойчивого роста абсолютных цифр, т.к. инновационный сценарий предполагает, с одной стороны, рост энергопотребления благодаря общему экономическому росту, с другой стороны, благодаря улучшению качества роста происходит активное и повсеместное внедрение энергосберегающих технологий, которое способствует сокращению энергоемкости ВРП.

Строительство растет намного быстрее, чем в инерционном сценарии, но главное – качественные сдвиги. Строительство ставит перед собой задачи в прогнозном периоде:

обеспечить полную ликвидацию устаревших видов жилья (балков), а также устранить проблему ветхого и аварийного жилья;

увеличить долю современного типа жилья («умного» – насыщенного ресурсосберегающими материалами, технологиями и устройствами, безбарьерного, обеспеченного всем необходимым на прилегающей территории);

достичь европейских норм обеспеченности офисными (в инновационном сценарии доля «белых воротничков» возрастет) и торговыми площадями;

содействовать развитию рынка арендного жилья.

Выход строительства на опережающие темпы роста ожидается ближе к 2020 г. из-за инертности, характерной для отрасли.

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования умеренно растет, так как, с одной стороны, за счет роста ВРП и добавленной стоимости растут доходы и та их часть, которая тратится в регионе, но, с другой стороны, повышается норма сбережений благодаря развитию финансовой инфраструктуры.

Гостиницы и рестораны – рост, сопровождающийся увеличением территориальной равномерности; драйверами служат развитие туризма и сокращение неравенства в доходах населения.

Транспорт и связь растут опережающими темпами. При этом активно развиваются новые виды транспорта (например, малая авиация), формируются мультимодальные транспортные узлы, а в области ИКТ наиболее быстро развиваются те, которые необходимы для обеспечения дистанционного общения.

Финансовая деятельность развивается опережающими темпами, причем как финансовые рынки (возможно даже организованные, например, нефтяная биржа), так и разного рода финансовые посредники, формирующие современную культуру сбережений и выступающие современными субъектами финансовых рынков (банки с широким спектром услуг, в том числе интернет-банкинг; пенсионные, страховые, инвестиционные компании опять-таки с возможностью дистанционного общения). При общем опережающем росте нго темпы будут постепенно замедляться из-за эффекта низкой базы (вследствие кризиса финансовый сектор сократился в 2005-2010 гг. в 5,5 раз).

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг развиваются опережающими темпами за счет высокотехнологичных и интеллектуальных услуг: консалтинг, в том числе финансовый, инжиниринговый, ИТ, юридический; логистика высокого уровня (3PL и 4PL); туризм, в том числе этнографический, событийный выступает важным источником роста малого бизнеса и самозанятости, в том числе, дистанционных форм занятости.

Государственное управление, обязательное социальное обеспечение – темпы роста постепенно замедляются благодаря прогрессу в решении поставленной перед органами власти всех уровней задачи по снижению аппаратных издержек.

Образование растет высокими темпами, при этом происходит существенная диверсификация программ высшего профессионального образования, ориентированных на кадровое обеспечение основных отраслей экономики, а также интеграция науки и образования.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг растет высокими темпами, сопровождающимися ростом репутационного фактора, за счет которого регион в долгосрочной перспективе становится источником высокотехнологичных медицинских услуг для других регионов Российский Федерации. Результатом станет развитие медицинского кластера.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – количественный рост умеренный, т.к. заложенное в сценарий улучшение качества жилья приводит к росту потребности в коммунальных услугах современного уровня, но одновременно инновационный сценарий предполагает и рост производительности труда в коммунальной сфере и уменьшение потерь. Плюс тенденция к развитию персональных и социальных услуг, способствующая росту данного сектора.

Реальные доходы растут быстрее, чем в инерционном сценарии, благодаря росту производительности труда и росту доли добавленной стоимости в производстве (вследствие опережающего развития услуг и других видов деятельности с низкой капиталоемкостью).

Опережающий рост зарплат по сравнению с ростом ВРП не предусматривается, поскольку болезненная для страны в целом проблема «серых» схем выплаты зарплаты в Югре остро не стоит, доля «других» доходов в 2010 г. составляет всего 4,4% против 26% в среднем по РФ, так что существенных для России резервов роста доли зарплаты в ВРП за счет ее вывода из тени в Югре нет. Напротив, доля зарплатных доходов в реальных доходах в инновационном сценарии снижается, т.к. в 2010 г. эта доля превышала общероссийскую почти в 2 раза – 70,8% против 40,6 %. Но снижение доли зарплаты в общей сумме доходов вовсе не означает сокращения ее абсолютного размера. Наоборот, за счет роста производительности труда к 2030 г. она повысится по сравнению с 2010 г. почти в 2 раза в реальном исчислении.

Помимо роста зарплаты, возрастут незарплатные доходы. За счет диверсификации расширяется простор для развития малого и среднего бизнеса (в сфере услуг он традиционно преобладает), доля занятых в нем возрастает с 11% в 2010 г. до 25 % в 2030 г.; также растет самозанятость (за счет развития новых форм занятости, в том числе дистанционных). Эти процессы отражаются в существенном росте доли предпринимательских доходов в структуре доходов населения – с 6,4% в 2010 г. до 16,1% в 2030 г. Также возрастают и доходы от собственности после преодоления кризисных явлений, снизивших долю этого вида доходов в 2005-2010 гг. в 3,5 раза.

Прочие социальные пособия будут играть меньшую роль, чем сегодня, т.к. в долгосрочном периоде за счет успешной борьбы с бедностью темпы их роста замедлятся.

Инновации наблюдаются во всех отраслях-локомотивах, а не только в нефтяной. От них инновационные стимулы распространяются в смежные отрасли, и их действие становится заметным после 2020 г.

Благодаря активной диверсификации замедление инвестиций в нефтедобычу в долгосрочном периоде компенсируется ростом других направлений инвестирования. Наблюдается опережающее развитие инвестиций в инфраструктуру по сравнению с производственными инвестициями.

Помимо развития и обновления традиционной инфраструктуры (уровень износа снижается быстрее, чем в инерционном сценарии) активно развивается финансовая инфраструктура, а также инфраструктура «экономики знаний», т.е. информационная и коммуникационная инфраструктура.

Несмотря на то, что инерционный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в региональной экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий, поскольку ресурсы и уровень организации бизнеса и занятость в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энергосырьевых, за базовый в Стратегии-2030 принят инновационный социально ориентированный сценарий. Он предполагает более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса, связан с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человеческого капитала. Инновационный сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, что позволяет улучшить социально-экономические параметры развития Югры.

Указана дата переноса документа на новую платформу 1C-bitrix.