Чем творчество отличается от других видов деятельности. Творческая деятельность: значение, виды. Творческая деятельность детей

В развитом обществе все области творческой деятельности существуют в двух формах: ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ. Это же относится и к журналистике как виду творческой деятельности.

Рождается любое творчество как любительское. Это первая фаза его существования, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности.

Творчество профессиональное формируется на базе любительского в процессе разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих обязанностей и с ответственностью за качество результата. И здесь уже возникает необходимость специальной подготовки.

Чем по существу отличается творчество любительское от профессионального? Только одним: любительское творчество представляет собой СТИХИЙНОЕ следование закономерностям данного вида деятельности. Профессиональное творчество основывается на закрепленном в профессиональной установке СОЗНАТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ этих закономерностей и стремлении следовать им.

С возникновением профессионального творчества любительское не отмирает. Оно живет параллельно. Нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а некоторые профессионалы не выдерживают сравнения с любителями средней руки. Дело тут не в разной мере таланта. Если человек с хорошо обозначенными задатками попадает в благоприятные обстоятельства, в творческое окружение, он может стихийно и достаточно глубоко освоить способ того или иного вида творчества, сформировать себя как личность, пригодную к данной сфере деятельности. В этом случае профессионалы охотно принимают его в свою среду. В то же время человек, выбравший то или иное занятие своей профессией, может по разным причинам – например, не очень яркие задатки, или неблагоприятные условия обучения – не освоить способ деятельности профессионально, даже получив документ об образовании. И профессиональная общность отторгает его, не принимает в коллеги. Подобные процессы весьма болезненны. К сожалению, наблюдать их можно в самых разных областях творчества и нередко. Поэтому так важно заранее проверить, готов ли ты выступить в профессиональную среду.

Анализ обстоятельств адаптации выпускника вуза к профессиональной жизни позволяет утверждать, что готовность к успешной деятельности определяется, прежде всего, такими моментами:

Степенью точности представлений об общественной роли профессии и устойчивых характеристиках произведений данного вида творчества, а также его способе

Мерой развития способностей и личностных качеств, соответствующих данному виду творчества;

Наличие умений и навыков, необходимых для решений основных и второстепенных творческих задач;

Богатством общего творческого потенциала личности, во многом зависящего от уровня ее социального, интеллектуального, нравственного развития;

Устойчивостью и качеством профессиональной мотивации деятельности.

Все это проявляется, как только человек на практике начинает самостоятельную творческую жизнь среди профессионалов.

Опыт показывает, что профессионализма можно достигнуть еще во время обучения. Но при этом надо иметь в виду, что существует три ступени профессионализма.

Первая, исходная – обученность. Это такой уровень освоения профессии, при котором процесс творческой деятельности идет успешно, когда надо решать принципиально знакомые задачи и потому можно обойтись в основном использованием уже известных приемов и средств. Источником новизны продукта является в таких случаях предмет творческой деятельности. Новизна предмета неизбежно осваивается человеком и отражается в цели акта творчества, а значит воплощается в продукт. На начальном уровне происходит освоение навыков – практических способов деятельности.

Вторая ступень профессионализма – умелость . Ее отличается способность человека решать новые творческие задачи на базе освоенных приемов, методов, нередко – в новых условиях. Здесь новизна продукта достигается уже не только за счет предмета деятельности: в цели творческого акта отражаются и новые задачи, и новые условия, формируя ее черты. На этом уровне происходит освоение новых приемов и методик.

Высшее проявление профессионализма – мастерство. Эта ступень представляет собой свободное владение профессией, когда специалист достигает максимума в развитии своих творческих потенций и оказывается способным к дальнейшему совершенствованию самого способа данного вида творчества. Ему по плечу любые творческие задачи, он в состоянии обогащать средства деятельности, формировать новые методы. Естественно, что новизна результата творчества становится максимальной. При этом далеко не все, что предлагает Мастер, принимается современниками: порой его создания своим смыслом опережают время, и могут пройти десятилетия, пока его идеи поймут и примут.

Издавна труженики делились на мастеров и ремесленников. Настоящих мастеров, тех, кто создавал в своем воображении, а потом воплощал это в конкретном деле, меньше. Тем не менее, необходимы и ремесленники – добросовестные исполнители замыслов других. Думаю, что человеком творческой работы может быть не только ученый-книгочет, исследователь какой-то составной части вопросов, а любой человек, у которого есть искра Божьего дара, талант, способность к мышлению, воображению, фантазии, мечте и ее воплощению.

Такой, по моему мнению, мастер Аким Погребняк. Он не мог согласиться сразу на возведение храма по какому-то образцу (как везде!), он должен был вообразить себе, построить это сооружение в мыслях, «увидеть его», «ощутить» и только тогда приступать к работе. В результате тяжелых душевных мучений пришло к мастеру вдохновение, он увидел «свой» храм – «веселый, солнечный храм из сосновых досок» с медными, а может, и «золотыми звонами».

Стать Мастером, человеком-творцом нелегко. Здесь нужны и талант, и вдохновение, и огромная работа над собой. Не у каждого хватает силы для этого. Но кто все-таки отваживается достичь славы Мастера, тот имеет большое вознаграждение – душевную радость, удовлетворение, гордость и, главное, почет от людей, их признательность. А что может быть лучше в жизни!

Основы духовности человек получил в детстве, сознательно или подсознательно влияют на всю его жизнь. Примером может служить жизнь Тараса Григорьевича Шевченко. Это – человек-легенда. Казалось, в его бедной, подневольной да еще и сиротской жизни не было ничего, что бы помогло вырасти сильным, творческим высокообразованным человеком с поэтическо-романтическим мироощущением. Но все же Шевченко стал таким!

Очевидно, что он сумел собрать к своей душе наименьшие проявления любви к себе со стороны родителей, сестер и братьев, доброй соседки Оксаны. Запоминал многочисленные песни, которые слышал от родных и односельчан на праздниках, героические рассказы деда Ивана, даже не всегда понятную дякову науку. Главнейшими составными частями, которые помогли Шевченко стать тем, кем он стал, были в детстве жажда к познанию мира (вспомним его поход к железным столбам, которые подпирают небо!), к обучению, стремлению воссоздать свои чувства в песнях и рисунках и большая «внутренняя воля». Это дало ему возможность уже в раннем возрасте восстать против насилия и изменить хоть как-то свою судьбу «сельского подзаборника».

Крестьяне во времена Шевченко, возможно, не умели красиво говорить, учить своих детей многих вещей, воспитывать по правилам. Но существовала неписаная народная педагогика, богатое устное народное творчество, которые прославляли общечеловеческие ценности: любовь, добро, веру, уважение к старшим, трудолюбие, достоинство. И это были очень сильные факторы, которые, умноженные на талант, дали украинской нации выразителя ее дум, защитника, большого писателя Т. Г. Шевченко.

Конечно, гениев не так много, но родители еще с раннего возраста должны заботиться, чтобы заложить в ребенка основы духовности, вырастить его достойным человеком. Нка основы духовности, вырастить его достойным человеком.

Часть 1

1.Какая из перечисленных потребностей человека обусловлена его социальной сущностью?

    В отдыхе 2)в пище 3) в творчестве 4) в продолжении рода

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий:

1) синтез 2)абстрагирование 3)умозаключение 4)мышление 5)сравнение

3. Творческую деятельность от других видов деятельности отличает:

1) сознательный характер 2)использование различных средств 3)новизна результатов 4) возможность планирования

4. Верны ли суждения о деятельности?

А. Познавательная деятельность характерна только для детей и молодежи.

Б. Люди начинают принимать участие в трудовой деятельности по достижении трудоспособного возраста.

1) верно только А 2) верны оба суждения

3) верно только В 4) оба суждения неверны

5.Татьяна читает книгу. Субъектом данной деятельности является

1) Татьяна 2) книга 3) чтение 4) информация

6. Иван решает задачу по математике. Средством данной деятельности является:

1) Иван 2) задача 3) калькулятор 4) математика

7. Что отличает игру от трудовой деятельности?

1) наличие правил 2) получение практического результата 3) развитие способностей субъекта 4) условность совершаемых действий

8.Что отличает общение от других видов деятельности?

1) взаимодействие нескольких субъектов 2) нацеленность на обмен информацией 3) большая продолжительность по времени 4) использование невербальных средств

9. Качества человека, обеспечивающие его успешность в определенной сфере деятельности, - это:

1)потребности 2) способности 3)цели 4)средства

10. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность:

1) прогностическую 2) социально-преобразовательную 3) познавательную 4) ценностно-ориентационную

    Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено отдельной буквой. Запишите рядом с буквой цифру, выражающую его характер:

(А) Интерес – это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей. (Б) Одних интересует спорт, других – искусство, третьих – путешествия. (В) К сожалению, немало людей, занятых только решением бытовых проблем. (Г) Очень важно, чтобы родители с самого раннего детства поощряли активность ребенка в реализации его интересов. (Д) Реализация – осуществление, проведение в жизнь какого-либо плана, идеи.

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Формируясь в деятельности ………..(А) , сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Сам факт осознания своей деятельности изменяет …………..(Б) ее протекания, а тем самым ее течение и характер. Деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на ……………..(В) ; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии.

Поведение человека включает в себя………… (Г) более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к …………. (Д). Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок. Действие – это сознательный акт деятельности. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется ………… (Е).

  1. Общественные отношения

  2. Предметное сознание

  3. Внешние раздражители

  4. Личность

    Социализация

3.Вам предстоит подготовить развернутый план по теме «Деятельность человека» Составьте план, два-три пункта из которого должны быть с подпунктами.

Проверка

    Понятие деятельности

    Структура деятельности

Потребности, интересы, мотивы

Методы и средства

Результат

3) виды деятельности

Общение

Познавательная

4) отличие деятельности человека от активности животных

5) свобода и ответственность в деятельности человека

Живя в мире прагматичных людей, где очень ценятся технические знания, конкретное мышление и практические умения, на первый взгляд может показаться, что творчество играет второстепенную роль в прогрессе. Тем не менее, благодаря творческому началу человека мы живем в комфортных условиях, которые создаются благодаря научным открытиям и техническим новинкам. Эстетическая сторона жизни также имеет большое значение в культурном обществе, и многие не могут пройти безразлично мимо какого-нибудь изделия, которое не только выполнено из качественных материалов и удобно в применении, но и красиво оформлено. Плоды «креатива» окружают нас повсюду: начиная от картины на стене и заканчивая глиняным цветочным горшком с витиеватым рисунком, и, в зависимости о того, как и что создает творец, выделяют разные виды творчества. В этой статье представлены основные из них, а также указаны требования к личностям авторов, которые позволяют создавать шедевры искусства.

Творческая деятельность и необходимые способности

Для успешной очень важны некоторые личностные характеристики, которые позволят найти новую идею и правильно оформить:

  • Память. Благодаря этому свойству мозга однажды увиденные элементы или образы смогут возобновиться в памяти и дополнить те недостающие детали, которых не хватало для завершения творческого процесса.
  • Воображение. Это тоже очень важная особенность, позволяющая удачно комбинировать части образа или идеи, которые нужно правильно оформить. Это может быть совокупность ощущений от увиденного или услышанного, что в дальнейшем и станет смысловым ядром произведения или предмета.
  • Вдохновение. Способность к получению вдохновения очень важна для творческой личности. состояние ясной мысли, которая внезапно приводит к созданию идеи. У некоторых вдохновение вызывается определенными событиями, переживанием некоторых чувств или просто необычной атмосферой. Для других вдохновение внезапно появляется, вне зависимости от условий окружения или настроения.

Творческая деятельность: лепка

С помощью глины издревле создаются не только произведения искусства, но и кухонная утварь: горшки, тарелки, кружки и подобные предметы обихода - обычные изделия, которые есть в каждом доме. Несмотря на посредственное применение этих столовых принадлежностей, творческий человек сделал из них украшение: придал разные формы и нарисовал узоры.

Из глины также делают исключительно декоративные изделия: вазы, фигуры животных и людей, шкатулки и др.

Особенность глиняного искусства в том, что от того, кто делает лепку, требуются не только творческие данные, но и ловкие гибкие руки и умелое обращение с инструментами.

Литературная творческая деятельность

Литературные произведения требуют от автора большого творческого потенциала, который реализовывается в создании сюжета, идеи произведения, а также образов героев. Известны множественные факты о том, как мировые классики выбрасывали не один исписанный лист бумаги, прежде чем находили те сочетания, которые привели к всемирной популярности этих трудов.

Особенность литературного искусства в том, что от автора требуется совершенное владение для точной характеристики героев и атмосферы. Очень редкие произведения мирового масштаба написаны сложным языком, который трудно воспринимается, поскольку художественность и одновременная простота слова в этой области искусства очень важна.

Художественное творчество

Этот вид творчества начинается, как и любой другой, с замысла. Поэтому для художника недостаточно овладеть техниками писания картин: важно, чтобы он смог с помощью этого умения выразить смысл.

Возможно, это одно из самых сложных потому что с помощью картины можно выразить очень многое, и поэтому творческий поиск может надолго затянуться: из всего разнообразия сложно выбрать те элементы, которые наиболее точно отобразят задуманное.

Художественная тесно связана со способностями творца, от которого требуются эмоциональное восприятие действительности, умение наблюдать и созерцать, а также экспрессивное самовыражение.

Одаренные художники создают такие картины, которые значимы для общества, и они это делают благодаря своему умению выбирать актуальные объекты внимания.

Таким образом, творчество - сложное явление, которое требует для реализации определенные личностные качества, наработанные умения и приобретенные знания, и, самое главное - талант.