Ничего не боятся только дураки. Не боится только дурак Не боятся только дураки и мертвые
Гарри Каспаров дал интервью израильской газете "Йедиот ахронот", в котором признался, что не пьет воду из рук незнакомцев и не летает самолетами российских национальных компаний. "Только дураки ничего не боятся", - говорит он.
"Война на Ближнем востоке совсем не помешает Путину", - так называется это интервью. Его приводит на своем блоге Леонид Невзлин, проживающий ныне в Израиле .
"В последнее время Гарри Каспаров часто и много говорит. Человек, который провел большую часть своей карьеры в глубоком молчании, сосредоточенно глядя на шахматную доску и на соперников, стремившихся победить чемпиона мира, на данный момент являет собой образ одинокого рыцаря. Он постоянно колесит по России, выступая перед теми, кто готов слушать о реальных опасностях, подстерегающих страну - заложницу в руках Владимира Путина. Когда незнакомые люди предлагают ему стакан воды, вежливо отказывается. «Неизвестно, - говорит Каспаров в интервью газете «Иедиот Ахронот», - какой яд туда подмешали… Я не пью воду в незнакомых местах. Не летаю на самолетах национальной российской авиакомпании... Только дураки ничего не боятся, а то, что происходит здесь, - это вовсе не детские игры. Мне угрожают, а мы уже видели, что власть умеет реализовывать свои угрозы. У моей семьи есть охрана. Моя дочь родилась в США, поскольку в российской больнице невозможно было установить охрану. Хотя очевидно, что и это не гарантирует полной безопасности: я не могу полностью изолировать себя, поскольку в этом случае придется отказаться от роли, которая выпала на мою долю».
В этой игре, по ощущениям Каспарова, его пространство для маневра всё более сокращается. Во время поездок по стране он не раз сталкивался с руганью и проклятиями. Порой ему приходилось чистить костюм от яиц, которыми его забросали. Иногда его выступления заканчиваются арестом, как, например, полгода тому назад в Москве - во время демонстрации против режима Путина.
«Марши несогласных», которые Каспаров и его союзники организовывают по всей стране, уже давно превратились в опасное мероприятие. Их участники нередко предпочитают прикрывать свои лица, боясь быть узнанными. Власти запрещают оппозиции проводить свои демонстрации, а милиция использует любые средства для разгона «несанкционированных сборищ». Каждый такой марш заканчивается избиениями, арестами, открытием уголовных дел и вызовом на допросы в кабинеты спецслужб.
Личная помощница Каспарова, Марина Литвинович, была жестоко избита у подъезда своего дома; самого Каспарова неоднократно задерживали в аэропорту, допрашивали и угрожали расправой. Власти проводят обыски в его офисах, прослушивают его телефон, предотвращают любые попытки выступления на каком-либо из каналов российского телевидения. На несколько месяцев задержали выход его книги «Шахматы как модель жизни». «Я бы не удивился, – говорит он – если бы они стали утверждать, что и эта книга о шахматах – подстрекательская литература».
Каспаров, который за последние два с половиной года превратился в самого видного оппозиционера режиму Путина, затрудняется предугадать, каким будет следующий ход президента. При этом он откровенно опасается, что эта игра может закончиться матом. «Изначально у меня не было никаких иллюзий по поводу нежелания моих соперников играть по правилам игры», - говорит он. «Сегодня власти уже не видят необходимости скрывать свои намерения и изображать из себя демократию. Не было никаких сомнений относительно того, что против нас будут использованы грязные методы, многократно проверенные в прошлом. Нынешнее поколение сотрудников КГБ или ФСБ не отказывается от этих проверенных временем методов. Однако сегодня они придерживаются более творческих подходов. У них имеются технологии, позволяющие использовать Интернет и прослушивать мобильные телефоны, они собирают десятки тысяч возбужденных молодых людей на демонстрации против нас. Люди Путина применяют физическое давление по отношению к противникам власти, но я не предполагал, что дело так стремительно покатится в сторону физического уничтожения. Я ожидал арестов, разнообразных юридических преследований. Но сегодня, после нескольких политических убийств, можно уже ожидать и худшего».
До ухода в политику из мира профессиональных шахмат (два с половиной года тому назад) самым драматичным событием, произошедшим с Каспаровым, было его небезызвестное поражение в шахматной игре с компьютером. Но вундеркинд, который в 22 года стал самым молодым в истории чемпионом мира и сумевший продержаться в этом звании 15 лет, в 44 года борется за свою собственную жизнь. Наступил момент, когда Каспаров почувствовал, что больше невозможно молчать, что пора менять правила игры и громко кричать о том, что в действительности происходит в России. Тогда и появилось оппозиционное движение «Другая Россия», объединяющее всех политических противников режима.
«Все одинаково слепы по поводу происходящего здесь, - говорит он. - Даже Эхуд Ольмерт вскоре окажется в елейной ловушке Путина, который пригласил его на свою дачу и пообещал, что не позволит поставить под угрозу безопасность Израиля».
«Я много раз бывал в Израиле, я поддерживаю эту страну и считаю чрезвычайно важным, чтобы Ольмерт не заблуждался», - предупреждает Каспаров. «Путин сделает все для того, чтобы поддержать высокие цены на нефть. Нефть - это основа его политической мощи в России и именно поэтому ему необходимо поддерживать напряжение на Ближнем Востоке. Так что какая-нибудь небольшая война в регионе, которая приведет к повышению цен на нефть и одновременно отвлечет внимание Запада от России в целом и от Путина в частности, не помешает ему. Именно поэтому интересы путинской клики всегда будут противоположны стратегическим интересам Израиля и США в регионе».
Если бы Каспаров заботился только о своих личных интересах, он бы уже давно эмигрировал на Запад, где его принимают с огромной симпатией. Журнал «Тайм» включил его в число наиболее влиятельных людей мира. Последние несколько недель Каспаров провел в США, где неоднократно высказывал свое видение плачевного будущего России и реальной угрозы, которую путинский режим может представлять для свободного мира.
«Мне было бы совсем несложно эмигрировать на Запад, - признается он – но я принял на себя серьезное обязательство по отношению к тысячам людей, поддерживающим нас. Эти люди ведут борьбу в самых разных уголках России. При этом у них нет даже той минимальной защиты, которая есть у меня – известности, финансовых возможностей, возможности нанять охрану и адвоката. Я обязан защищать интересы страны, в которой родился, и обязан бороться за ее будущее. Я не могу ожидать реальной помощи от США или других западных стран. Они могут признавать или не признавать легитимность российского режима, но, в конечном итоге, это - наша страна и наши проблемы. Мы должны бороться за свои права сами, самостоятельно создавать альтернативные политические варианты. При этом средства, имеющиеся в нашем распоряжении, весьма ограничены. На одну демонстрацию пропутинской молодежи организаторы расходуют больше нашего годового бюджета, в который я, кстати, вкладываю немало из своих личных финансовых средств. По всей видимости, власть все же боится нас. Иначе они бы так не паниковали и не оказывали бы такого непропорционального жестокого давления в ходе любой нашей акции».
Каспаров знает, что это давление будет усиливаться по мере приближения выборов в Думу в начале декабря. Он понимает, что это связано с реальной угрозой для его друзей – противников Путина. «Поскольку я взял на себя ответственность и готов заплатить известную цену, то в сложившейся ситуации не вижу никакой моральной проблемы призвать наших сторонников выйти на улицы и выразить свой протест. Ведь и меня задерживают вместе с ними, и меня тащат в суд в качестве нарушителя общественного порядка. Мне очень важно продолжать придерживаться позиции морального лидера, не ища легких путей в виде дежурных пресс-релизов и ожидания в мягком офисном кресле в то время, когда другие подвергают себя реальной опасности. Уверен, что со временем число демонстрантов увеличится, поскольку власти активно выводят из зоны легитимной политической деятельности все группы, не являющиеся преданными ей на сто процентов».
Приближенные Каспарова утверждают, что в марте - в рамках президентских выборов - он выдвинет свою кандидатуру от оппозиции и будет бороться за этот пост наряду с каким-либо преемником Путина. В том случае, разумеется, если Кремль не устранит его с «беговой дорожки» под каким-нибудь сомнительным предлогом. Сам Каспаров не готов выступить с однозначным заявлением на эту тему. Он утверждает, что все зависит от того, как развернутся события после фарсовых парламентских выборов. В любом случае, он знает, что даже если ему позволят принять участие в выборах, чтобы придать им видимость демократичности, - на победу нет никаких шансов.
Каковы, на ваш взгляд, планы Путина после завершения его каденции?
«В отличие от большинства аналитиков, я не считаю, что у него имеется какой-либо четкий план. Практически нет сомнений в том, что изначально он планировал уйти в отставку и жить в свое удовольствие благодаря купонам, настриженным вместе с соратниками за восемь лет его президентства. Думаю, что Путин еще не принял окончательного решения, но уверен, что он опасается нормального ухода и отказа от возможности контроля. При существующем положении, учитывая все разрастающиеся конфликты внутри его клики, он наверняка опасается за свою судьбу и за капитал, накопленный им и его коллегами. Мне кажется, что он ищет некое промежуточное решение, т.е. хочет править как Сталин, а жить как Абрамович. Этот поиск золотой середины толкает его к различным вариантам сохранения своего влияния. Например, стать премьер-министром, и тогда, может быть, снова вернуться на пост президента. В любом случае, не думаю, что он может рассчитывать на хороший финал своей карьеры».
Пока абсолютно непонятно, чем закончится история Путина…
«Я не отрицаю возможности, что положение радикально изменится, - даже в нынешних условиях, когда бывшие сотрудники КГБ занимают все ведущие позиции в политике и экономике. Власть и силу невозможно удержать в руках или спрятать в чулане. Это тонкая ткань, связанная с легитимацией, которую вы реально имеете или же не имеете. А легитимация Путина со временем только расшатывается. Поэтому он и возглавил список «Единой России» в ходе ближайших выборов в Думу - для того, чтобы получить прямую легитимацию от народа, - своеобразный референдум абсолютного доверия Владимиру Путину».
Каспаров старается оптимистично смотреть на возможный исход такого референдума, а это непросто. В особенности, когда опросы общественного мнения (в частности, опрос, недавно опубликованный Левада-центром) показывают, что 35% российских граждан предпочитают вернуться к советскому режиму правления, включая плановую экономику; 27% полностью довольны существующим режимом, и лишь 19% заинтересованы в демократии западного образца.
«Проведение честных выборов в сегодняшней России – это миссия, успех которой не очевиден, - по крайней мере, в ближайшем будущем. Но я уверен, что люди в России действительно заинтересованы в настоящей демократии», - упорствует Каспаров. «Не хочу никого обижать, но Россия – это все же не Ирак, не Саудовская Аравия и не Венесуэла».
Со стороны положение России, выглядит более стабильным, чем когда-либо ранее.
«Это лишь на первый взгляд. Серьезные кризисы уже существуют, а режим показывает свою полную неспособность справиться с ними. Во многих регионах России промышленная инфраструктура не ремонтировалась и не менялась в течение десятков лет, т.е. находится на грани полной разрухи. 85% жителей России не в состоянии обеспечить себе нормальный уровень жизни, и этот кризис уже проникает в тонкую прослойку среднего класса. Неожиданно на 40% подскочили цены на основные продукты питания, что, очевидно, не прогнозировалось властями. И теперь они не представляют себе, как остановить этот процесс. Вся прибыль государства приватизируется и оседает в карманах правящей элиты. Когда министра финансов спрашивают, почему не проводятся серьезные инвестиции в инфраструктуру страны, а он отвечает, что в любом случае деньги будут украдены по дороге, - что еще здесь можно добавить?»
«Мы стабильны? Тогда почему Россия все еще не создала свой «Майкрософт» или «Интел»? А что по поводу политического кризиса? Разные клики бывших сотрудников КГБ уже начали кровавые разборки в верхушке власти. И это в то время, когда Путин еще находится у власти! Это будет война, направленная на обоюдное уничтожение - джентльменов там нет. Мало кризисов? А что по поводу демографической катастрофы, когда китайцы свободно пересекают границу и расселяются на территории России?
Я не отрицаю возможности, что к концу следующего года власть уже не сможет справиться со всем этим. Поэтому мы и пытаемся создать альтернативу будущего для российского народа. Это именно то, что кажется мне правильным. Может быть, имеет смысл учредить нечто похожее на альтернативное народное собрание, которое будет состоять из представителей политических кругов, изгнанных с центральной политической арены. Мы, конечно же, не получим никакого официального статуса, но в случае кризиса такое собрание может обрести реальный смысл».
Каково Ваше наибольшее достижение на сегодняшний день?
«Благодаря нам появилась новая концепция оппозиционной работы в России: правая и левая оппозиции, которые объединяется против общего врага в борьбе за строительство демократических институтов. Мы, конечно же, не изобрели колесо, - этот метод использовался в свое время в Чили и в Чехословакии».
Мысли Каспарова полностью заняты политической игрой, а как насчет какой-нибудь игры в шахматы? Нет, спасибо. Сегодня он почти не играет, и, честно говоря, не очень хочет говорить об этом. Это верно, что в прошлом он говорил о своем намерении использовать приобретенные в игре опыт и знания в иных областях, однако, он не намерен сравнивать Путина ни с одной из шахматных фигур. Даже, если эта ассоциация очень напрашивается. «Я перестал проводить всякие аналогии с шахматами, потому что в шахматах, как и в любой другой игре, мы все же играем по правилам. В данном случае я предпочитаю сравнение со ставками в казино, причем Путин держит большинство своих карт не только близко к сердцу, но и в тех местах, где честный человек не должен их держать. В рукавах, например».
Но Вы хотя бы следите за шахматными новостями?
«Слежу за важными играми - это дело привычки. Продолжаю работать над серией книг о великих шахматистах - это работа, которая продлится, по всей вероятности, еще долгие годы. Сейчас я, в основном, слежу за этим со стороны. В шахматах я уже добился гораздо большего, чем то, о чем мечтал, а человек должен стремиться к новым достижениям. Когда борешься за что-то настоящее, это всегда тяжело. И в моей шахматной карьере были игры, казавшиеся абсолютно обреченными, но, в конечном итоге, я приходил к победе».
Чувство страха и беспокойства, являются отличной движущей силой, настолько мощной, что способны сдвинуть любого человека. Страх берет свое начало из нашего основного природного инстинкта, инстинкта выживания, того инстинкта, который заложен в каждую живую тварь на планете, выжить и продолжить свой род. Это настолько очевидно, что мы даже не замечаем этого, думая и гадая о природе человека и ища причину некоторых его действий. Но слепы не все, есть достаточно грамотных людей, прекрасно владеющих знаниями по психологии, которым удается организовать бессознательные группы людей и побудить их к действиям нужным именно этим людям. Движущим фактором является страх и беспокойство, в результате которых человек просто не может расслабиться. Расслабленный и спокойный человек, не испытывает необходимости что-то делать, а его природная тяга к познанию, не обладает достаточной силой, чтобы преодолевать трудности, которые неизбежно возникают в жизни каждого.
И только страх, превращает человека в сверхчеловека, который через не могу, делает невозможное. Даже легкое чувство тревоги, уже заставляет искать ответы на возникающие вопросы, и чем сильнее эта тревога, тем активнее действия человека. Разве не страх остаться голодным вынуждает человек делать хоть какую-то работу, физическую или умственную, но работу? Весь мир и порядок в нем держаться на страхе, чувстве, которое как оказывается очень даже полезно для человека, если он им научится управлять. А управлять своим страхом можно только самому вызывая его у себя, и соответственно посредством страха собственного производства, делать то, что нужно тебе, а не другим. Возможно некоторые из вас скажут – что не надо ничего бояться, надо быть смелым и тогда сможешь победить. И те кто так думает, на самом деле правы, только вот чем является смелость человека, как не подконтрольным ему страхом, которым он может управлять. Ничего не боятся только дураки, которые как правило и не выигрывают. Да ты хоть десять раз улыбнись перед смертью, боишься ты ее или нет, если ты мертв, то ничего уже не можешь изменить, и это не смелость, а глупость идти сознательно на смерть.
Иной раз, когда нет другого выбора, людям конечно приходится жертвовать собой, и для этого им приходится подчинять себе свой страх, но никак не отказываться от него, что идет в противовес с природой. Потому страх должен быть, если лишить искусственно человека этого чувства, то он уже не человек, нормальный человек как и все живое должен цепляться за жизнь, не боясь при этом смерти, а не находить в себе смелость умирать. Поэтому только подконтрольный человеку страх, когда он четко осознает, чего он боится и почему, и зачем вообще ему это, позволяет ему действовать согласно своим интересам, обдуманно и спокойно, не выдавая свой страх окружающим. А вот бесконтрольный и бессознательный страх, который мы можем наблюдать во время паники, или когда люди боятся и бездействуют, что бессмысленно, это уже идет во вред, и губительно для человека. Я вообще как психолог, всегда приветствую гибкость, изворотливость, хитрость и двуликость, то есть все, что позволяет манипулировать другими людьми. И как бы это все не воспринималось в нашем обществе, которое на самом деле все воспринимает в негативном свете, что делает человека сильнее, такое поведение естественно для человека.
Если ты физически слаб, то должен быть хитрым или умным, если ты силен, то должен пользоваться своим преимуществом перед слабыми. В общем человек должен быть хамелеоном, знать свои сильные и слабые стороны и скрывая недостатки, умело пользоваться своими достоинствами. А что заставляет человека проделывать все это – правильно, это страх, а следовательно необходимость выживать, любым путем. Я никогда не приветствовал самурайский подход к жизни, который многие исповедуют и поныне. Для них сохранить лицо – это тупо убить себя, то есть повлиять на мнение других, до которого нормальному человеку в принципе и дела нет. А вот оставшись в живых, всегда можно повлиять на события и переиграть ситуацию, так что гордость и упорство в данном случае не оправдывают себя. Живой человек может менять в этом мире все, что его не устраивало, может призвать к ответу всех, кто когда-то унизил его, мертвый этого сделать не может, умирая, человек снимает с себя ответственность за жизнь.
За каждым из нас смерть придет в свое время, умереть мы все умрем, потому не следует торопить неизбежное, равно как и бояться его, нужно думать о жизни. Вот почему все эти героические смерти, которыми так хвастаются смертники, принося себя в жертву, ради великой как им кажется идеи, смелостью-то не назовешь, это скорее безысходность, и как я уже сказал, мертвый человек победить не может, а у живого всегда есть шанс. Это я все к тому, что страх побуждает человека как на обдуманные, так и на необдуманные поступки, страх перед смертью, так же как и его отсутствие, не являются основой для рационального мышления. С одной стороны, страх перед неизбежным, отводит от решения по настоящему важных проблем, сделать в этой жизни что-то, чтобы не прожить ее напрасно. А с другой стороны, расставание с жизнью, ради того, чтобы о тебе подумали как о герое, просто тупо, каким бы ты не сохранил свое лицо, о тебе все равно забудут, и ты ничего уже не изменишь. Страх должен использоваться, как средство изменить мир, а сделать это может только живой и здоровый человек.
Мир в котором вы лично хотите жить и какой хотите оставить своим потомкам, это ваших рук дело, и только чувство страха перед тем, что если этого не сделаешь ты, это сделает кто-то другой, вынуждает человека действовать. Сами себя пугайте, тем, что вас могут испугать другие, потому вы не должны бояться, ведь страх перед страхом, вот что является лекарством от него. Страх является великолепным средством манипуляции людьми, так или иначе, но запугать можно каждого. Каждый человек чего-то, но боится, если он нормальный человек, а не идиот, от которых все равно толку мало. А раз человек боится, значит будет что-то делать, пытаясь утолить голод своего страха, так почему бы эти действия, не направить в нужное вам русло? Выступить спасителем избавителем от страха или дать хороший рецепт, этим многие любят заниматься, у кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо.
Но как в глобальном, так и в локальном масштабе, человек умело навязывающий свои страхи другим и помогающий им затем от них избавиться, находит своих поклонников, которые сбиваются в стадо безмозглых баранов вокруг него. Что же, получается страх действительно необходим для управления людьми, этот мир подразумевает наличие как ведомого, так и ведомых, и как говорится орел летает в одиночестве, а бараны пасутся стадом. Поэтому выбирая себе жизненный путь, определитесь с тем, как вы будете использовать свой страх, без контроля над которым, чувствовать себя свободным не получится, ведь либо вы контролируете свой страх и управляете им, либо он контролирует и управляет вами.
Кино не вид искусства, а разновидность ремесла.
На свете немало людей, которым наедине с собой скучно, тошно, уныло. И бегут они от себя куда глаза глядят. Что же они в Вечности делать будут? Спать беспробудно?
Чтобы поумнеть, нужно немного изнежиться.
Только дурак ничего не боится. И только дурак боится всего.
На всякого барана есть свой козёл.
Российский капитализм тем отличается от западного, действительно либерального, что он колониальный, а тот колонизаторский. Отличается, как день от ночи.
Ну что можно пожелать на Новый год каждому русскому человеку, каждой русской семье? Чтобы жили они в Москве, или как в Москве. А что пожелать москвичам и Москве? Чтобы жили они, как живёт вся Россия.
Писателю, которому необходимо для сбора материала ездить в общем вагоне, такому писателю попросту не о чем писать.
Одни писатели заточают себя в башню из слоновой кости, а других заточают в золотые клетки.
В России, как и во Франции, кто контролирует столицу, тот контролирует и страну.
Женщина (слабый вообще) подчиняется, мужчина (сильный) уступает. Она ему подчиняется, а он ей уступает. (Поэтому. И попробовала бы не подчиниться.)
Дураку проще сделать, чем подумать. Вот и делает всё, не подумав.
Если у англичанина его дом - его крепость, то у русского семья - его скит, схрон, его убежище и приют.
Народ рождается в деревне, нация рождается в городе.
Идёт нормальный процесс становления нации. Имеющие глаза это видят, имеющие ум это понимают.
Компартия - арьегард общества, авангард люмпен-пролетариата.
Есть волки в овечьей шкуре, а есть зайцы в волчьей.
Советская власть - это попытка обойтись без Бога в реальной, государственной жизни, заменить Его божком науки, а то и вовсе неверием. Мука и крах этой попытки. Россия не выстрадала большевизм, а перестрадала - и большевизм, и безбожие, и интеллигентское безверие.
Хрущ-вредитель был не просто сумасброд вроде Павла, каким того нередко изображают, а злейший враг России - потому-то он так ненавидел Церковь, неистово разрушал уцелевшие храмы и раздаривал исконно русские земли. А кто его вознёс и оплакал - известно. Недаром начало его правления назвали «оттепелью», бывшей на самом деле рецидивом самого оголтелого большевичества.
Никакое кино не искусство, а сугубое ремесло.
Науку интересуют подробности, детали. За деревьями она не видит леса, картины, художника, Творца. А не видя, отрицает. Видимо, не зря.
Нация - это религиозно-культурная и этно-историческая общность, объединённая общей идеей и общей целью и обладающая всеми атрибутами суверенной государственности.
Процветание Москвы обеспечено обнищанием России.
Наши политдеятели раньше отшатывались от микрофонов, фото и телекамер, как от креста, иконы и ладана, а теперь хватают репортёров чуть ли не за рукав, наскакивают на фото- и телекамеры, тянутся к микрофону, как пьяница к бутылке.
Кому многое дано, тому ничего не даётся даром.
Русский человек, мол, такой, сякой - и работник никудышный, и пьёт беспробудно. И работник никакой - потому что выгодно плохо работать (а хорошо - невыгoдно), и пьёт безбожно - а что ещё делать забытому Богом рабу и крепостному? (Труд чужой, на чужого дядю - и работник скверный.)
И потом, когда работать невыгодно, а быть умным и трезвым опасно, - все лентяи и пьяницы на виду, а по ним о народе судят.
А дурак - он не от Бога дурак, а по причине собственной умственной лени.
Мелкие людишки разменялись на мелкие делишки. (Все эти «историки», ставшие «риэлтерами» и т. п.)
В Москве на первых ролях актёры, лицедеи всех мастей и оттенков - ничего умнее, честнее, совестливее там нет. Герои Москвы - актёры. Актёрская наша столица, столица шоу-бизнеса.
Все мы вышли из деревни, кто раньше, кто позже.
Деревня - колыбель народа. Город - колыбель нации.
Нации куются в городах и закаляются в войнах.
Народ выходит из деревни и становится в городе нацией.
Нация - это первоначально буржуазно-капиталистическое состояние народа с последующей непременной его социализацией.
Времена меняются, меняется поведение людей, но сами они остаются прежними, их человеческая сущность неизменна.
Русская всечеловечность - это всего лишь русская национальная недоделанность. Незаконченность, незавершённость русского народа, не обретшего ещё национальной формы. А став нацией, русские перестанут обезьянничать, заискивать и заимствовать, на остальной мир им будет просто наплевать. Национальному эгоизму - вот чему надо учиться.
Русская всемирная отзывчивость, всечеловечность, способность стать ещё кем-то, перевоплотиться в кого-то - это всего лишь наша национальная недоделанность, даже национальная неначатость.
Самое сложное, самое трудное для умного - поверить в себя: ведь я знаю только то, что я ничего не знаю.
Человеку свойственно ошибаться, дураку свойственно не сомневаться.
Школа - это лавка тех самых вещей, которые оказались не нужны Сократу. Сколько ненужных вещей приходится, заставляют учить, которые отвлекают, мешают, отнимают время и забываются мгновенно за повседневной ненадобностью.
Развитие человечества идёт в направлении от личности к муравейнику. И современная система образования способствует этому. Человека готовят к роли, а не к выявлению в нём личности, просветлению лика. Лучше бы совсем не учили.
Современному (либерально-демократическому) обществу не нужны личности, оно предпочитает их суррогаты. Их производство давно освоено и поставлено на поток. Ведь чуть что - их можно стереть в порошок и раскрутить новых
Американцы, поощряя перебежчиков из других стран, своих подвергают бойкоту и остракизму.
Если в первые два века истории Америки там находили пристанище изгнанники со всех концов света, то теперь её наводняют шкурники изо всех стран, сводя на нет усилия, завоевания и неукротимый дух первых поселенцев.
Умный тратит деньги, чтобы сберечь время, дурак - чтобы его убить.
Патриотизм - излюбленная мишень мерзавца.
Патриотизм и интернационализм - две вещи несовместные.
Уровень провинциальных университетских преподавателей - на уровне вызубренных ими ещё в студенческие годы учебников преподавателей столичных.
Либерализм - это государственный дарвинизм: каждый за себя и выживает как может. После противоестественного большевицкого отбора выдюжит ли и его Россия? Одно утешение, что если и предстоит снова отбор, то хотя бы естественный.
Быстрее мысли поступок дурака - умный ещё не успел подумать, а дурак уже дел наделал - дров наломал.
У русского человека нет дома, зато у него есть семья. Но если её разрушить, он погибнет.
России Япония нужна ещё меньше, чем той Россия. Поэтому такие безразличные отношения: нет нужды, и отношений нет.
Времена изменились. А люди - нет.
Наука - это мир под микроскопом. Или, что одно и то же, в телескопе. Пропорции искажены, целое меньше части. Между человеком и мирозданием - посредник-прибор. Иначе ничего не видит, не замечает и не признаёт.
А на мир нужно смотреть широко открытыми, восхищёнными и доверчивыми глазами ребёнка. Мир Божий глазами детей Божьих. Тогда и постигнешь его.
Кто сохранил детскую способность удивляться, тот сохранил способность познавать.
Учёный - это вивисектор или патологоанатом. Может вскрыть, разъять, расчленить, но не воссоздать и воскресить. Погубить жизнь может на тысячи ладов, а оживить не способен.
Наука превращает живую природу в неживую и считает себя творцом выше Творца, которого, к тому же, зачастую отрицает.
О чём наука не знает, того для неё и не существует. Неведомое объявляется несуществующим. Незнание объявляется знанием о несуществующем.
Сокровенный образ каждого - это его образ мысли.
Слово для мысли, тело для души - оболочка.
Мысль есть то, что имеет смысл. Мысль есть смысл.
Труднее всего поддаются определению и описанию вещи очевидные, тривиальные.
Государственный деятель имеет в перспективе построить свой Рим (как генерал де Голль), а политик - свою деревню, хутор, на худой конец - дачку.
Господь не дал ему здоровья и богатства, зато дал ум, чтобы увидеть в отсутствии двух первых вещей не изъян и несчастье, а благо.
Умный из всего извлечёт пользу, глупый всё обратит себе во вред.
Для провинции характерно отсутствие вкуса и собственного мнения. Для столичной публики - верхоглядство и самомнение.
Боже, как провинциальна наша столица!
Слабому Господь даёт подпорки, сильному испытания. Дураку - задачки на счёт, умному - теорему Ферма.
Наука может постичь механизмы тех или иных явлений, открыть законы, которые ими управляют, но она не может постичь, как и почему возникли эти механизмы и для какой цели.
Если бы, творя насилие, мы могли наблюдать себя со стороны - сколь бы поубавились наша любовь к нему и уважение к себе.
Унижая, унижаемся сами, причём становимся ниже унижаемого.
Москва строится и обновляется, а Россия ветшает и рушится.
Женщину украшает Господь Бог, а не косметика. Естественность - вот что более всего к лицу женщине, как и вообще любому человеку.
Женщину красит доброта или любовь, а не драгоценности или косметика.
Кто здоровым век живёт, тот безбожником помрёт.
На Руси так много дураков, потому что на Руси выгодно быть дураком.
А может, русский дурак и не дурак вовсе, а Божий человек, и только хитрецы, его простотой пользуясь, своё воровство за ум выдают?
У Америки есть всё, кроме истории и будущего.
Несчастливая, даже несчастная, жизнь - лучшая школа для писателя. Вот только кто согласится заранее в ней учиться? Уж слишком высока плата - разбитая вдребезги жизнь.
У коммунистов вечно с чем-то не в порядке - то с головою, то с памятью, то с совестью. А уж с Богом у них полный разлад.
Послушать да поглядеть на наших «демократов», так можно подумать, что КПСС была кузницей не коммунистических, а демократических кадров.
Все наши демократы вышли из КПСС.
Дурак выучивается один раз и навсегда, затвердив выученное навек. Умный способен не только учиться, но и переучиваться. Тем от дурака и отличается. Всю жизнь учится, переучивается и меняется. Дурак же монументально неизменен.
У нас не вагоны, не пассажирские поезда, а общие камеры дальнего следования на колёсах.
Удачнику смерть - расплата, неудачнику смерть - награда.
Жизнь не может быть сама по себе наградой, потому что всё полученное в жизни вместе с нею и отбирается. Жизнь даётся лишь во временное пользование: поигрался, и ступай прочь.
Можно ли преуспеть в жизни? Можно, только зачем? Что это даст? Стоит ли тратить время?
Деньги - это ключ к материальной свободе, но чаще - к кабале.
Сколько на свете Савлов, которые так никогда и не станут Павлами.
Свобода от богатства - свобода для себя.
Дела Америки идут слишком хорошо, чтобы это могло продолжаться сколько-нибудь долго.
Соблазняли (нас) безбожием, теперь соблазняют богатством. Ладно бы искушали, а то ведь надувают. Одни наживают, других надувают.
Соблазняют всех ради оправдания богатства немногих.
Умный если и не всегда скажет, то всегда подумает, а дурак и не подумает промолчать.
В провинции нет культурной среды. Культурные люди есть, а культурной среды нет.
Есть интеллигенты, но нет интеллигенции. Потому-то гении, рождаясь в провинции, и умирают в столице.
Назначение русского человека - быть самим собой, хотя бы горьким пьяницей. Проявить свою природную особость, выявить свою суть. Американца - найти, ухватить самую доходную или престижную роль, овладеть ею. У русских главное - какой ты человек, у американцев - какой у тебя капитал. У русских - что у тебя за душой, у американцев - что у тебя в мошне. У русских главное - чего ты стоишь, у американцев - сколько?
Москва - это не духовный центр современной России, а её утроба, урчащая и всё переваривающая, вечно, как пережравший купчина, отрыгивающая. Ненасытное чрево.
Дурак мало того, что дурак, так должен непременно ещё и одурять себя выпивкой или работой. Самое страшное для него наказание - это остаться наедине с собой, со своей дуростью.
Бог не оставляет вниманием и заботой русских и поэтому не даёт им легко жить. Американцы же какими рождаются, такими и умирают: все одинаковые, словно сошедшие с конвейера, розовенькие, гладенькие - поросята для бойни.
Столичная суета - что может быть противнее духу философа. И сколько же философов (по крайней мере дипломированных) в Москве. И чем же они занимаются? Всем тем, от чего предостерегает и удерживает философия, - суетой.
Лев Толстой. Гордыня великого, даже, может быть, величайшего ума. Бесплодие ереси. Любой. Великий урок.
Искать суженую на танцах, всё равно что друга в баре, а то и другое - что иголку в стоге сена.
В советское время был наконец-то осуществлён и в России стержневой принцип западного феодализма - вассал моего вассала не мой вассал - чисто номенклатурный принцип.
Стремятся научить народ зарабатывать деньги… для других.
Сталин начинал как большевицкий разбойник, а кончил как величайший российский император.
Мы рождаемся людьми (и в детстве ещё люди), а потом узнаём, что есть русские, французы, немцы, татары, армяне, а потом и сами становимся русскими, французами и т. д.
Американцы верят в Бога и цепляются за жизнь, как самые закоренелые безбожники.
Деньги - это ключ к независимости, но скольких же они обращают в рабство.
И дурак бывает однажды умным - когда сознаёт себя дураком.
Гениальность не передаётся по наследству, потому что гений - орудие Божественного Промысла и даруется Свыше. Поэтому гений может появиться в любом честном роду, в любом богобоязненном поколении.
То, что атеисту видится бессмысленным и нелепым, человеку верующему представляется исполненным божественной гармонии и величественного смысла.
Тело возвращается в землю, а душа - к Творцу, пославшему её в мир. С какой целью, с какой миссией? Вернёмся, узнаем…
Либерально-космополитическое стремление подойти ко всем с одной меркой, подстричь всех под одну гребёнку, всех уравнять, всё нивелировать, смешать, обезличить… Смертельно опасное для мира во всём его неповторимом и бесконечном разнообразии.
У верующего человека нет страха смерти, а жизнь обретает смысл. Поверь - и тебя невозможно устрашить. Ещё одна бесценная награда веры. А верующий вообще неизменно в выигрыше. Как бы ни складывалась жизнь, в ней есть главное - смысл. Вера - обретение смысла.
Когда корабль тонет, одни стараются спастись, а другие спасти - вот и вся разница между теми, кто бежит из «этой страны», и теми, кто не бросит Родину в беде.
Умному везде одиноко. А душа всё куда-то рвётся.
Иному, чтобы поумнеть, достаточно хорошенько выспаться.
Большинство так называемых взрослых - это дети, изображающие взрослых, играющие во взрослую жизнь.
Христовы заповеди не годятся тому, кто хочет добиться материального успеха, но это наилучшее руководство для того, кто хочет преуспеть в духовной жизни.
Непосильный, до одури, труд, как и пьянство, ведёт к параличу ума, если только не является следствием его, ума, отсутствия. Трудоголик и алкоголик сходятся в одном - в ненависти к уму, ко всяческой умственной деятельности. Один ум отупляет, другой - разрушает.
Дурак от умного отличается тем, что не способен переучиваться.
Дураки учатся один раз в жизни и навсегда и потом действуют по заведённому, а там хоть трава не расти - и не растёт ведь.
Армия для генералов, страна для столицы, конституция для президента, народ для правительства (и навоз для реформ), а для народа шиш с водкой. Страна великого надувательства, рай для проходимцев и шарлатанов - моя долготерпеливая, расхристанно-христианнейшая Россия.
Из грязи да в князи. Была и раньше грязь, но был и князь. Был эталон, было с чем сравнивать. А сейчас кругом одна грязь, ничего, кроме грязи. Из грязи да в мрази.
«Хопёр-инвест» (и иже с ним) - тест на идиотизм (наших сограждан).
История КПСС - советские жития коммунистических святых и деяния марксистских апостолов, апостолов лжи.
Один копит деньги, другой знания. Потом увидим, чьё богатство реальнее и весомее.
Внезапно сменили репертуар, и те роли, которые мы разyчивaли, к которым сызмальства готовились, оказались не нужны, а переучиваться уже поздно. Вместе с пьесой нас выбросили за ненадобностью на помойку. Со своими так не поступают.
Хитрость - суррогат ума. Умный стремится Судьбу разгадать, понять, (а поняв, поступать в соответствии с предначертанным), а хитрый - обмануть, постоянно при этом попадая впросак, оставаясь вечно одураченным. Хитрость - ум дурака.
Жизнь - непредсказуема. Говорят: такой-то непредсказуем - когда сама жизнь непредсказуема.
Без Бога жизнь абсурдна, и поэтому необходимо веровать.
Верую, ибо абсурдно. Гениальная логика!
Феодалы стали буржуа. Феодалы и их управляющие. Были при собственности, у собственности, а стали собственниками. Но продолжают держать себя временщиками.
Когда коммунизм приказал долго жить, коммунисты, вознамерившись стать капиталистами, приказали народу строить капитализм.
Человека нужно искать не среди людей, а вдали от них, и не в них, а в себе.
Мнимое удобство, мнимая соблазнительная выгодность атеизма. Для обделывания своих земных делишек, - делишки, может, и будут обделаны, а вот дело жизни будет загублено.
У американцев. Если ты такой умный, то почему ты такой бедный? У русских. От трудов праведных не наживёшь палат каменных. На том стоим и, как видно, вместе нам не сойтись.
Народ - сброд. Каждый за себя: угольщики за себя, связисты за себя, столица за себя, а что будет с другими - наплевать.
Вышли мы все из народа - и поэтому хорошо знаем ему цену.
Кто безрукий, а кто и безголовый. Но насколько же больше безголовых.
Дураки не хотят учиться - ни на чужих ошибках, ни на своих. И потому постоянно повторяют их - и свои, и чужие. Дурак - на ум ленив. А дурость - плата за леность ума. Проще сотворить что-нибудь не подумавши - велика беда! - пусть у других голова болит, как исправить содеянное.
У нас нет критики - одни клакеры и кла нцы. А то, что когда-то ею считалось или называлось, редко когда подымалось выше выставления оценок (за содержание, направление и поведение), непрошеного толмачества (в основном с русского на русский) и бестолкового, но себе на уме и небескорыстно-пристрастного путеводительства по садам российской словесности.
Пример Пилата. Из карьерных, личных, низких соображений отдают невинного человека на лютую смерть. Доля, участь домогающихся чинов и карьеры через службу. Бремя судить и осуждать других. Сколь отягощена совесть таких людей.
Наши писатели-юмористы-сатирики. И почитают, и с публикой пообщаются, и на руках походят, и чечётку выбьют, и на саксофоне подудят. Лишь бы платили. Сатирики - теперь сами объект сатиры.
Ранние браки выдают Митрофанушек.
Стыдно быть богатым в нищей стране.
Человек не будет никогда удовлетворён своим положением потому уже, что смертен. Нам хватает ума понять это, но недостаёт мудрости с этим смириться.
Горе от ума, но без него беда.
Дуракам вечно чего-то не хватает, а им бы ума капельку.
Размеры долгов и их постоянство с головой выдают дурака, как бы он ни маскировался.
Одно дело остроумие, и совсем другое - острословие.
В сходных головах рождаются сходные мысли.
Умный в неудачах винит себя, а дурак - судьбу, окружающих, обстоятельства.
История НКВД - это история советской средневековой инквизиции.
Глупцы страдают от двух напастей сразу: не знают, чем заняться и где занять.
Человек создан для счастья, как курица для супа.
Когда дела идут неважно, умный затягивает пояс, а дурак залезает в долги. Умный ищет, где заработать, а дурак - где занять. Умный собирает, а дурак расточает. Дураку вечно чего-то не хватает, а умный довольствуется тем, что имеет, а если и недоволен, так только собой.
Наука основывается на постулате Протагора - человек мера всех вещей. Если мы о чём-то не знаем, то этого для науки и не существует.
Я знаю только то, что я ничего не знаю, - квинтэссенция и тщета науки.
Дураки занимают деньги, а не ум.
Умным не хватает времени, а дуракам всего остального.
Глупец постоянно жалуется на недостаток денег, но никогда не пожалуется на недостаток времени. Избыток времени его тяготит, нехватка денег угнетает, а ума недостаёт потратить одно на другое.
Ищем новый путь в Азию, а попадаем в Новый Свет. И так всегда - вечная метафора нашей жизни. Имея в виду Индию, натыкаемся на Америку и… «индийцев» .
В христианской стране нужно и быть христианином.
Коммунизм есть советская власть плюс децимация всей страны.
Мы не настолько ещё свободны, чтобы осуществить многие из своих желаний, но уже вполне свободны не делать ничего против своей воли. Мы не можем ещё делать многое из того, что нам необходимо, но уже можем не делать того, что делать не следует.
За делами нам всё некогда делом заняться.
В России должны жить одни оптимисты, ибо в России сбываются наихудшие прогнозы. Это полигон для обкатки неудачных и самых опасных социальных проектов.
Подобно тому, как в Греции всё есть, в России всё возможно.
Даже самая умная кошка остаётся кошкой, самая умная собака - собакой, а самый умный человек - человеком. И как кошке, даже самой умной, не понять собаки, тем более человека, так и человеку не постичь Бога, а он берётся судить, есть ли Тот или Его нет.
Вечное недовольство собой - перпетуум мобиле художника.
Какая годовщина не вызывает радости? - Когда год не пьёшь. Не обмоешь!
Интеллигентом может стать любой, у кого есть голова на плечах и стремление жить духовной жизнью.
У нас как-то нечувствительно и довольно быстро перешли от придворного лизоблюдства к принародному популизму .
Нужно ли становиться известным, чтобы стать известным Господу?
Чем отличается умный от дурака? Не тем, что не ошибается, - он может и чаще ошибаться. Но тем, что не упорствует в ошибках, а готов тотчас же, как только осознает, что совершил ошибку, исправить её. Заблуждения глупца губят его, так как он не в состоянии с ними расстаться.
Когда не знаешь, с чего начать, с этого и надо начинать - с признания, что не знаешь, с чего начать.
Чужой успех огорчает нас порой не меньше, чем собственная неудача.
Чужая радость нам не в радость, чужое горе - не беда.
Было бы ужасно, если бы мы не могли утаивать хотя бы часть своих мыслей.
Умный человек способен совершать время от времени такие глупости, какие не по плечу самому последнему дураку.
Если мы не учимся на своих ошибках, то и чужие нас ничему не научат.
Разум нам дан для того, чтобы понять, что мы должны смириться и верить.
Материалист призывает к вере в человеческий разум, в то время как разум призывает к вере.
Был непотопляем, потому что был глуп как пробка.
Мы обречены сомневаться и вопрошать.
Классика, которая с интересом читается ныне живущим читателем, обязана этим, как правило, тому, что жива и действительность, откликом на которую было в своё время то, что теперь признано классикой. Когда классика столетней давности воспринимается как только что обнародованный документ, то это говорит о том, что действительность сама давно стала классикой.
Только дураки ничего не боятся,только идиотам неведом страх... Почему люди не могут расслабиться? В чем основная причина их постоянного, хронического напряжения? Основная причина такова. На протяжении многих веков ваши так называемые религии учили вас только отрицать, отрицать и отрицать. Они учили вас отвергать, они учили вас, что все устроено неправильно, что вы должны изменить все, и только тогда Бог примет вас. Они создали столько отрицания - что же говорить о Боге? Вы не угодны самим себе, не угодны людям, с которыми живете: будете ли вы угодны Богу? Бог уже принимает вас, вот почему вы существуете. Иначе вас не было бы. Вам не нужно добиваться его благосклонности, вы уже достойны его. Расслабьтесь, возрадуйтесь образу, в котором Бог сотворил вас. Если он сделал кого-то малодушным, значит, он заложил в это некий смысл. Доверьтесь ему и примите это. Что плохого в том, что вы трус? И что плохого в страхе? Только идиотам неведом страх, только дураки ничего не боятся. Вы чувствуете себя трусом - ну и что? Да ничего: просто "Я трус". Поймите: если вы способны принять трусость, вы тем самым становитесь храбрецом. Только храбрый человек способен признать тот факт, что он трус, ни один трус не в состоянии сделать это. Вы уже на пути к трансформации. Итак, самое первое: нельзя отрицать реальность ни одного из ваших переживаний. Второе: чтобы достичь этого, сознание должно сначала перестать идентифицироваться со всеми устойчивыми вымышленными личностями, с которыми оно привыкло отождествляться, - потому что, если оно держится за некий устоявшийся вымышленный образ самого себя, оно не потерпит реальности тех переживаний, которые противоречат тому определенному, стойкому, "официальному" "я". Если у вас нет никаких идеалов - нет никаких проблем. Если вы трус - значит, вы трус. И если вы не полагаете, что человек должен быть смелым, то вы не будете отвергать этот факт, вы не станете подавлять его, вы не будете осуждать себя, вы не станете прятать свою трусость в подвал своего существа, чтобы иметь возможность не замечать его. Возьмем,к примеру,случай,когда вы впервые,по причине радости ли,страдания ли,попытки расслабиться(получить удовольствие) или по какой-либо другой причине,но вы принимаете внутрь себя алкоголь,совершенно добровольно,будь то бокал вина или рюмку водки.Что же произошло на самом деле? Казалось бы,нет ничего страшного на первый взгляд,подавляющее большинство людей так поступают. Но тем людям, которые впоследствие делаются зависимыми,одержимыми,для которых алкоголь становится навязчивой идеей,этим людям будет не безинтересно узнать,что принимая первый бокал вина,они тем самым, добровольно позволяют и уступают место в своём сердце "пьющей" части себя получить удовольствие и затем,безраздельно править в "вашем доме".Кстати,людей с алкогольной зависимостью существует две категории.Это следует учитывать,когда вы приходите на помощь подобным людям.К первой категории относятся люди,которые "наслаждаются алкоголем",таким людям труднее всего понять и ощутить пагубность своего поведения.Они,если и предпринимают какие-то действия направленные на избавление от порока,то эти действия имеют кратковременный характер, только,чтобы набраться сил,удержаться в более комфортных условиях,они делают вид,будто устали страдать и им нужна помощь.И вторая группа алкозависимых,тех,которые по неведению, в своем невежестве попали в зависимость,а выбраться оттуда-"кишка тонка",они сильно мучаются,но ничего сделать не могут.К таким людям следует отнестись повнимательнее. Когда чрезмерное употребление алкоголя становится вредной привычкой,проблемой как для этого человека,так и для его окружающих,происходит попытка насильственного отторжения, борьба(медицинское кодирование,самогипноз,религиозный гипноз,зомбирование и т.д),другими словами,предпринимаются попытки изгнать"злого духа","беса", бегство от самого себя в поисках более подходящей реальности. Тем самым удается на какое-то время высвободить место в сердце,но проблема остается нерешенной на самом деле. Остается страх,с одной стороны,вновь вернуться в состояние невыносимой зависимости, унижения и стыда в поиске средств для приобретения очередной дозы алкоголя или наркотика. Уже не удовольствия ради,а лишь "здоровья для...","не пьем,а лечимся",и страх-умереть в полном одиночестве, забвении и болезни где-нибудь в канаве или на помойке,сдохнуть в "шестёрках","на побегушках" у собственного пристрастия,самому себе навязанного голода, ставшей пороком через привычку. С другой стороны,страх-как жить дальше без той "радости общения" ,хотя и кратковременной? Жизнь теряет всякий смысл... Возникает раздражение, неудовлетворенность,скука и страх. Более того, однажды, отторгнутая вами часть вас самих,в самый неподходящий момент является к вам и "берет вас за горло",требуя предоставить ей место,которое вы сами когда-то ей добровольно уступили.Получается,что вы уже боретесь на чужой територии. Часть никогда не победит целое, да и,вообще, стоит ли бороться на самом деле? Сколько раз это уже повторялось? Если вы пытаетесь скрыть свой страх, разрушить его,создать нечто противоположное, то вы будете вновь разделены на части,вновь становитесь фрагментарным, несобранным.Так примите его и используйте его. И в тот момент,когда вы узнаете, что приняли его, он исчезнет. Вы только подумайте: если вы приняли свой страх,то где он? Но все, что вы отправляете в свое подсознание, будет действовать и оттуда, оно по-прежнему будет создавать проблемы для вас. Это можно сравнить с болезнью, которую вы загоняете внутрь. Она уже выходила на поверхность - там она могла бы исчезнуть. Если рана вскрывается, это хорошо, - это значит, что она наполовину зажила, поскольку только на поверхности она соприкасается со свежим воздухом и солнцем, и поэтому заживает. Если вы насильно загоните ее внутрь, не давая выйти на поверхность, она переродится в рак. Самая несерьезная болезнь, подавляемая вами, может стать опасной. Ни одну болезнь не следует подавлять. Идеалы порождают в людях лицемерие. Получается полный абсурд: следуя идее, что лицемерить нехорошо, люди становятся лицемерами. Если бы не было идеалов, не было бы никакого лицемерия. Почему существует лицемерие? Оно есть тень идеала. Чем выше идеал, тем глубже лицемерие. Если человек способен принять свою реальность такой, как она есть, в самом этом приятии исчезнет всякое напряжение. Муки, тревоги, отчаяние сразу испарятся. А когда нет тревоги, нет напряжения, нет фрагментарности, нет деления на части, нет шизофрении, внезапно приходит радость, внезапно придет любовь, сострадание. Это не идеалы, это самые естественные явления. Все, что требуется от вас - это выбросить идеалы, потому что идеалы функционируют как препятствия. Чем идеалистичнее человек, тем больше он заблокирован. Возможно, это звучит странно и противоречиво, но мир можно найти только в сердцевине страдания, но не в борьбе или бегстве от того, что принято считать негативными или болезненными эмоциями. Да, трусость причиняет вам боль, страх причиняет вам боль, гнев причиняет вам боль - все это отрицательные эмоции. Однако покой достигается только приятием и абсорбированием всего того, что причиняет боль, а не отрицанием. Отрицая все это, вы будете все быстрее и быстрее уменьшаться в размерах, и у вас будет все меньше и меньше сил. Вы будете находиться в состоянии непрерывной внутренней войны, гражданской войны, в которой сгорит ваша внутренняя энергия, - ваши руки будут непрерывно бороться одна с другой. Не следует забывать о главном: только единение с психологическим страданием открывает дверь для освобождения от него и трансценденции - только единение с психологическим страданием. Необходимо принять все, что причиняет психологическую боль, необходим диалог между вами и ею. Это вы. Нет иного способа преодолеть ее, единственный способ - это абсорбировать ее. Она заключает в себе огромный потенциал. Гнев - это энергия, страх - это энергия, трусость - тоже энергия. Все происходящее с вами имеет в себе огромную движущую силу, в нем скрывается невероятная энергия. Как только вы примете ее, она станет вашей энергией. Вы станете сильнее, вы станете богаче, ваши границы расширятся. Ваш внутренний мир станет больше. Приятие должно быть безоговорочным, безусловным, немотивированным. Только тогда оно освободит вас. Оно принесет огромную радость, оно принесет величайшую свободу, но эта свобода не придет, как некая конечная цель. Приятие себя - другое название свободы. Если ваше приятие истинно, если вы правильно понимаете, что я имею в виду под словом "приятие", свобода придет к вам тотчас же, мгновенно. Это происходит не так, что сначала вы принимаете себя, практикуете приятие, а потом, в один прекрасный день, приходит свобода, - нет. Примите себя, и вы свободны, ибо психологические страдания сразу исчезнут. Попробуйте. Вы долго боролись со своим страхом - примите его, и вы усилите результат. Посидите в тишине и примите его, скажите: "Я ощущаю страх, потому я есть страх". И в этом состоянии глубокой медитации, повторяя слова: "Я есть страх", вы почувствуете, как на вас нисходит свобода. Когда принятие абсолютно, приходит свобода". Могут ли трусость и лицемерие тоже быть прекрасными? Все сущее прекрасно, даже уродство. Можно ли принять даже свою трусость, свое лицемерие, скупость и скрытность, которую вы называете "идиотизмом"? Все сущее есть, независимо от того, принимаете вы его или нет. Ваше приятие и отрицание совершенно ничего но меняют. Все сущее есть. Если вы принимаете его, рождается радость, если вы отрицаете его, рождается боль. Однако реальность остается по-прежнему неизменной. Возможно, вы ощущаете боль, психологическую боль: она возникла вследствие вашей неспособности принять и усвоить то, что встает на вашем пути. Вы отрицаете истину, отрицание становится вашей тюрьмой. Истина дает свободу, но вы отвергли ее. И вот вы в цепях. Отвергая истину, вы становитесь все более и более несвободными. Невыбирающая осознанность: это главный ключ, открывающий сокровенную тайну жизни. Не говорите: это хорошо, а это плохо. Давая положительную оценку тому или ином явлению, вы создаете привязанность, вы создаете симпатию. Когда вы говорите: "Это плохо", - приходит антипатия. Страх есть страх, он ни хорош, ни плох. Воздерживайтесь от оценки, оставьте все как есть. Пусть все останется как есть. Не говорите: "Я чувствую страх", - говорить так неправильно. Скажите просто: "Я есть страх. В это мгновение я - страх". Не нужно разделять. Когда вы говорите: "Я чувствую страх", вы отделяете себя от этого чувства. Вы где-то далеко, а страх где-то около вас. Это создает разобщенность. Скажите: "Я есть страх". И вы увидите - это действительно так! Когда страх есть, вы есть страх. Когда вы живете, ничего не осуждая и не оправдывая, то в состоянии невыбирающей осознанности все ваши психологические страдания просто испарятся, как роса в лучах утреннего солнца. Остается только чистое пространство, девственное пространство.
Мне до сильной личности далеко,хотя и стремлюсь.И говорю из своего опыта. И хотя я тоже врала по каким-то причинам, в молодости больше,сейчас меньше намного, но со временем поняла, что мне легко не врать. Просто иногда делаешь это в какой-то момент в силу привычки, не успев подумать. Потому что так легче получить то, что хочешь. И общество все равно не сможет вынудить сделать что-то, если человек сам этого не захочет. Чем больше мы врем сами, тем большую ложь имеем в ответ.
Фантазии,сказки никогда не считала враньем, потому что люблю фэнтези и фантастику. По мне, так это игра воображения,
Творческая, хотя скептически настроенный человек и может сказать, что это вранье. Недоговоренность не считала враньем. Просто промолчал: правду не сказал, и не соврал... Но это мое мнение. Ради близких мне не приходилось врать, не попадала в такую ситуацию.
Очень давно не лицемерю.Ни по какому поводу. Не получу чего-то? Значит мне это не надо. А в отношениях... По молодости было: сделаю вид, что отношусь хорошо, через полчаса во гневе выложу реальные мысли о нем, его маме, его сестре и собаке. Не очень приятно, прежде всего мне самой. Очень уж прямолинейна и не люблю интриги. Так что сейчас если мне человек не нравится, я веду себя с ним на работе корректно, но разговор только рабочий. Вне работы не общаюсь. Я чувствую, когда со мной лицемерят. Особенно,если человеку что-то надо. За лицемерие-фиг тебе. Предпочитаю честную сделку.
Насчет правды я вчера очень много написала, но стерла. Я согласна с вами только в одном: правду о смерти нельзя говорить. Но есть люди, которым эта правда помогает перед смертью доделать все, что они откладывали или не решались сделать. И умирают они счастливыми. Поэтому тут и надо смотреть, способен ли человек адекватно воспринять такую правду. Если нет, тогда и не стоит. А во всех остальных случаях надо говорить правду. Если человек не готов ее принять, это его проблемы.
И как это не готов? К тому же вы просто не вправе решать за кого-то, за тех же близких,стоит им слышать правду или нет, особенно если это их касается. Говорю по своему опыту. Мои родные устроили мне две такие невысказанные правды, из лучших побуждений. В результате я год не знала о смерти близкого мне человека, хотя даже на похороны могла бы успеть, если бы сказали вовремя. А потом без квартиры чуть не осталась. А на мою правду,что я о них думаю,оскорбились. Они за меня решили, что для меня будет хорошо, а что нет. А я их просила? А может,не сказали с умыслом?
И еще раз хочу сказать: мы можем не врать,и не бояться и правду говорить, не оглядываясь на общество. Можем, но не хотим, по разным причинам.
Конечно,не боятся только дураки и мертвые,это всем известно. Но когда от страха клинит мозги и парализует тело, о каком выживании идет речь? Хотя это отдельная тема, о страхах.
Простите, если какими то словами задела вас. Не имела такого намерения.