Как научить детей правильно выделять корень слова и парные согласные в нем? Презентация на тему Родственные слова. Игры и упражнения Диагностика образования родственных слов у дошкольников
Изучение темы «Корень слова» приходится по программе на 2 класс. Дети учатся выделять его в слове, подбирать однокоренные примеры.
Чтобы ученик хорошо усвоил данный материал и смог в дальнейшем запоминать орфограммы в основной морфеме, необходимо правильно объяснить, какую роль выполняет эта часть.
Немаловажным станет и процесс запоминания правил, орфограмм. Многие учителя, методисты советуют учить ребенка с младшего школьного возраста не просто зазубривать текст правила, а применять его на практике. Огромную пользу в быстром запоминании играют схемы. Ребенок должен прочитать правило, в виде схемы записать самое главное из него. Зрительная память, которая развита больше всего у детей школьного возраста, дает возможность воспроизводить, применять выученное на практике.
Что такое корень и для чего он нужен слову?
Ученики должны четко знать и понимать, что корень слова - это главная морфема, общая часть родственных слов. Именно в ней заключено основное лексическое значение слова.
Важно указать, что однокоренные слова должны не только иметь общую морфему, но и обозначать предметы, признаки, действия из одной сферы.
Например: сказать, пересказывать, рассказ, сказка, высказывать. Общая часть -сказ-, а слова обозначают "говорить" или "повествовать о чем-либо".
Или: перенос, носовой, занос, переносица - не будут однокоренными, так как их общая морфема -нос- будет давать различные лексические значения.
Парные согласные в корне слова
Научив детей выделять правильно основную часть слова, учитель должен сделать акцент на том, что в русском языке существует 12 согласных звуков, образующих пары между собой.
Это: д-т, ж-ш, з-с, б-п, в-ф, г-к - все они могут чередоваться и в корне слова, поэтому важно не только их запомнить, но и выучить правила, благодаря которым можно проверить написание необходимой буквы.
Определить правильное написание в корне можно, если подобрать проверочный вариант, в котором после сомнительной буквы будет стоять гласный звук. Например: мороз - морозы, сад - сады, арбуз - арбузы, дорожка - дороженька - это парные слова. В корне слова после проверки легко поставить нужную согласную, ведь все сразу становится понятно.
Но не каждый корень слова, оканчивающийся на согласную, можно проверить подобным образом. Такие исключения называются словарными. Например: анекдот, аптека, космонавт, вокзал, зигзаг и другие.
Варианты упражнений для закрепления изученного материала
Для того чтобы ученик закрепил полученные знания, умел определять парные слова, в корне находить необходимую для проверки букву, нужно провести закрепление изученного материала при помощи упражнений.
Для более слабых учеников лучше закрепление проводить в форме комментированного письма, объясняя все правила и показывая способы подбора проверочного слова.
Например, можно использовать следующие слова для комментированной записи:
Скользкая - скользить, дерзкий - дерзок, просьба - просить, изморозь - морозить, юбка - юбочка.
Упражнения для сильных учеников и домашнего закрепления
Индивидуальный подход к каждому ученику - это залог успеха каждого преподавателя. Учитывая, что в каждом классе есть сильные и слабые дети, учитель может предложить работу на карточках определенной группе школьников. Такие же упражнения рекомендованы для домашнего закрепления материала.
1. Используя только первые слоги записанных слов, составьте новое слово и проверьте сомнительный согласный, определите корень слова.
- рукав, башмак, карусель (рубашка - рубашечка);
- загребать, гадкий, Карина (загадка - загадочная);
- крот, ватный, каша (кроватка - кровати).
2. Запишите текст и выделите слова, в которых нельзя проверить написание парных согласных, а их нужно запомнить.
"Александр приходил в школу всегда с чем-нибудь вкусным: мятными пряниками, баранками и су..ками. Я всегда собираюсь домой и надеваю варе..ки. Ранняя изморо..ь на траве расписала необыкновенные узоры. Девочки и мальчики бегали по полю в ярких и красивых фу..болках. Мы увидели, как мастер сделал из большой деревя..ки прекрасную и большую ло..ку. Наш а..томобиль шел на большой скорости, поэтому мы все держались за сиденья. Все жители страны смотрели за тем, как известный космона..т приземлялся на Землю."
Парные согласные в корне слова - это тот базовый материал, который позволит в дальнейшем школьнику грамотно писать, быстро проверять сомнительные варианты во время диктанта.
Игры и упражнения, используемые в работе с детьми.
Подбор родственных слов к заданному главному слову
Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.
Рыба - рыбка, рыбешка, рыбища, рыбный (суп), рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболов, рыболовная (сеть).
Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).
Мороз - морозить, морозилка, морозильная (камера), морозный (день), заморозить (мясо в морозилке), морозец (легкий мороз), мороженое (сладкое холодное лакомство), заморозки, обморожение (сильное повреждение тела от мороза).
Конь - коньки, конек (горбунок), конюшня, конюх, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина (мясо), конокрад (крадет коней).
Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов
Птичка, птичий, птица , птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.
Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост , хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.
Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц , зайчатина (мясо убитого охотником зайца).
Выбор главного слова к названным родственным словам (здесь использовать мяч)
Волчонок, волчище, волчишка, волчий - волк .
Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать .
Зубной, зубик, зубастый, зубочистка - зубы .
Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный - добро .
Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары - спорт .
Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать - стук .
Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам
Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать , вороний.
Груз, грузовик, грузчик, грузди , грузовой.
Карта, карточка, куртка , картишки, картина.
Ледокол, лед, ледышка, ладошка , ледянка, ледяной.
Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам (каждому ребенку предлагается по одному слову)
«Круг» и «кружево» : круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.
«Нога» и «нож» : ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножищи, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машина).
Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки
Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову
Педагог зачитывает стихо творные фразы, а дети находят родственные слова к слову петух .
Только жив ли петушок ,
Золотой наш гребешок?
Вижу гребень петушиный
На пригорке под осиной.
Что ты, Петя , не встаешь?
Что ты песен не поешь?
Петушатина - хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда.
Разошелся наш петух,
Распушил атласный пух.
А пока он петушится ,
Из кустов ползет лисица.
С. Маршак
Называние в стихотворном отрывке слов-родственников
У щуки щучья чешуя
И щучьи плавники.
Плывет щуренок , как и я,
Вдоль берега реки.
В день ветреный всегда
бывает ветер .
Ветровку я давно себе приметил.
Когда же дует легкий ветерок ,
То можно отправляться на каток.
Все рыбы и рыбки живут лишь в воде
И плавают вольно везде.
Рыбачить приходят порой рыбаки ,
Чтоб рыбной покушать ухи.
Составление предложения с одним из слов-родственников
Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:
По наводящим вопросам;
Самостоятельно.
1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову ель и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам.
Где росла ель? (В лесу.)
Зачем ее срубили? (Скоро Новый год.)
Куда принесли елку? (В детский сад.)
Чем украсили елку? (Елочными игрушками.)
Что делали дети на празднике вокруг елочки? (Пели, танцевали, водили хоровод.)
Примерный рассказ. Стояла в лесу ель. Ее срубили перед Новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили елку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у елочки вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой.
2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову петух .
С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.
У кого жил петух?
Как она (он) к нему относилась (относился)?
Как ласково называла?
С кем петух мог драться - петушиться?
Что осталось на земле после драки?
Примерный рассказ. У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила петушка крупой, червяками, хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться - петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.
Игра КВН «Раз словечко, два словечко» с участием родителей
ЗАДАЧИ
· Закреплять умение подбирать родственные слова.
· Продолжать учить составлять предложения и рассказы с заданными родственными словами.
· Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.
· Воспитывать умение играть в команде, чувство коллективизма, инициативность.
· Показать родителям необходимость умения детей подбирать родственные слова.
Оборудование: предметные картинки с изображениями воды и руки; карточки с написанными словами-родственниками для составления предложений; карточки со списками слов-родственников к словам друг и уши ; карточки с заданиями для каждого взрослого.
Первый конкурс: назвать слово, которое не является родственным к остальным словам .
Дети делятся на команды, им по очереди предъявляется цепочка слов.
Щука, щучий, щепочка , щучка, щуренок.
Крошка, окрошка, крошить, закрашивать .
Ель, еловый, елочки, съел , ельник.
Трава, травушка, отрава , травяной.
Головка, головастик, головной, голодный , трехголовый.
Грачонок, грачиные, граница , грачевник.
Конный, конюшня, конфетка , конезавод.
Глупый, глубокий , глупыш, поглупеть.
Мороз, мороженое, морс , заморозки.
Второй конкурс: подобрать родственные слова к заданному слову.
Капитаны выбирают предметную картинку, обозначающую заданное слово. Команды по очереди называют слова к заданному им главному слову.
Вода - водичка, водица, водяной, водопад, наводнение, водопой, водонос, водовоз, водянистый, водка, водянка, водолаз, водолазный, подводный, подводники, водоем.
Рука - ручка, ручища, ручонка, рученька, ручной, подручный, наручники, рукава, нарукавники, рукавицы, рукавички, рукоделие, рукодельница, рукопашный, рукопожатие, руководить, руководитель.
Третий конкурс: назвать слова-родственники из прочитанных стихотворений.
При затруднении детям помогают родители.
Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами - подосиновики ,
Такие грибы красивые.
Стеклянная посуда часто бьется
И много мелких стекол остается.
Все стеклышки собрал я осторожно -
Пораниться случайно ими можно.
Звезды и звездочки
В небе ночном -
Звездное очень небо.
Хотелось бы мне
Но я звездочетом не был.
Ивушки, ивы растут у реки,
Низко склонясь над водой.
Из ивовых прутьев
Плетут старики
Корзиночки долгой зимой.
Четвертый конкурс: «Грамотные взрослые».
Родители выполняют задания на карточках: вставить пропущенную букву и написать проверочное (однокоренное) слово.
Мол..(а, о)ко.
Ст..(а, о)ловая.
Но..(ж, ш)ка.
Ска..(с, з)ка.
К..(а, о)робочка.
Вым..(о, а)чить.
В..(и, е)рхушка.
В..(и, е)селые.
Кни..(ш, ж)ка.
Кру..(ш, ж)ка.
М..(и, я, е)сорубка.
М..(и, е, я)гкотелый.
Пятый конкурс: «Конкурс капитанов» (проводится одновременно с конкурсом родителей.)
Капитаны по очереди в ответ на каждое названное педагогом слово-родственника говорят главное слово.
Главные слова: дорога, дорого.
Дорожка,подорожник , дорогой, дороженька , дорожать, придорожная , подороже, дороговизна, дорожный , подорожало,дороговато, дорожник , удорожание ,по-дорожному , бездорожье, дорожить, дороже, подорожание, подорожная , бездорожье .
Шестой конкурс: придумать предложение со словом-родственником.
Капитаны читают карточки с написанными словами-родственниками, по возможности сами читают слово. Участники команды придумывают предложение. У кого длиннее предложение, тот получает один балл. При затруднении детям помогают родители.
Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек, подсолнух, подсолнечное, солнцезащитные, солнцелюбивое.
Седьмой конкурс: придумать рассказ с заданными словами-родственниками.
Педагог зачитывает списки родственных слов, а дети с помощью родителей придумывают рассказы. Родители зачитывают получившийся рассказ.
Пример: первой команде дается слово уши , второй - друг .
Подведение итогов, награждение команд.
Изготовление книжек-малышек
Изготовленные логопедом несколько книжек для использования на занятии с детьми, рассматривания ими в свободное время, демонстрации родителям в качестве образца на консультации складываются в виде гармошки (высота книжки не менее половины альбомного листа). Картинки можно нарисовать или вырезать и наклеить, под картинкой написать соответствующее родственное слово. На первой странице картинка к главному слову, в конце - рассказ с использованием однокоренных слов.
Родителям можно предложить на выбор карточки с цепочкой родственных слов, где указывалось, что можно изобразить к тому или иному слову. Примерный набор карточек:
малина - малинник - малиновое (варенье) - малиновка;
белый - белоствольная (береза) - белохвостая (птица) - белок (яйцо в разрезе) - белозубая (улыбка) - побелить (красить печь);
береза - березка (маленькое деревце) - березовые (дрова, веник) - березняк (березовый лес) - подберезовик;
рыба - рыбка - рыбища - рыбный (суп) - рыбья (голова) - рыбак - рыбалка - рыболовный (крючок) и т.д.
Дети, изготовившие книжки дома, показывали в группе картинки, называли родственные слова и читали сочиненный рассказ. Остальные дети называли родственные слова из услышанного текста.
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
В процессе подготовки к школьному обучению до школьник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро и правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребенка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.
Выполнение заданий данной памятки
1. Прочитайте ребенку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовались остальные.
2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова- родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому - какая голова? (Рыбья.) или: суп из рыбы - какой? (Рыбный.)
Задание 1. Назови главное слово или придумай слова-родственники к названному слову.
Голодание, голодный, голодать, голод , проголодаться, голодающий, голодовка.
Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.
Дворец, дворник, дворняжка, двор , дворик, дворцовый, дворовый.
Доброта, подобреть, добрый, добро , доброжелательный, добряк, задобрить.
Звездопад, звездолет, звезд ное, созвездие, звезда , звездочка.
Домик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом , домработница, домохозяйка.
Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар , жарища, жар-птица, жаропонижающее.
Зверюшка, зверье, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь , зверек, звереныш, зверолов, звероферма.
Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон , дозвониться, звоночек.
Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля , землекоп, землетрясение, подземелье.
Задание 2. Какое слово не является родственным?
Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка , листва, листок.
Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый .
Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра , выигрыш.
Лес, лесник, лесной, лесочек, лев .
Овощ, осень , овощной, овощерезка.
Рыбный, рыбак, рыба, рыбешка, рысь , рыболовный, рыбак.
Гриб, грибной, грива , грибочек, грибник.
Гора, горный, горка, горе , пригорок.
Боль, большой , больница, больной, болеть.
Море, моряк, морской, морщины , мореплаватель, морячка.
Сахар, сахарница, сахарный, сухари , сахарок.
Беседа, беседка, беседовать, соседка , беседующий, собеседник и т.д.
Задание 3 . Для какого слова названное слово является родственным?
Гусь и гусли.
Гусак, гусыня, гусенок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.
Купать и купить.
Купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица.
Курица и курить.
Куриный, курочка, курильщик, курятина, окурок, курятник, курилка, закурить.
Рано и рана.
Раньше, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.
Носить и нос.
Носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, переносить, носочки.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.
Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. СПб., 1999.
Использование речевых игр с дошкольниками своими руками
Утюжникова Светлана Сергеевна,учитель-логопед,МАДОУ д/с"Буратино",районный центр КыраСлово есть первый признак сознательной,разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.(К.С.Аксаков)
Успешное речевое развитие зависит от восприятия детьми окружающего мира и от предметной деятельности.Предлагаю речевые упражнения,которые будут полезны педагогам,детям,весь иллюстративный материал рисовали сами,с помощью акварели сделали цветным.В игровой форме дошкольники познакомятся со словообразованием,научатся образовывать новые слова,понимать значение и происхождение сложных слов,выделять родственные слова.Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением.
Цель: развитие словарного запаса у детей;
Задачи:
-научить отличать "родственные" по смысловому значению слова;
-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;
-воспитать простейшие навыки словообразования;
Оборудование: предметные картинки своими руками;
Рассмотрим наиболее простые,доступные для детей способы образования новых слов.
Варианты игр с использованием картинок
Игра "Большой-маленький"Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
Ход игры:
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами.Подберите для каждого большого предмета такой же,но маленький.Назовите маленькие предметы ласково.
Например:
Вот это большой дом.А как сказать про маленький?(домик);
Дом-домик
На картинке большой шар.А как сказать про маленький?(шарик);
Шар-шарик
А про маленький гриб?(грибочек);
Гриб-грибочек
Игра"Найди родственников"
Цель игры:
развитие у детей представлений о родственных связных слов,овладение навыком подбора родственных слов,уточнение и активизация словарного запаса;
Ход игры:
Разложите картинки.Предложите детям назвать картинки.Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку,которая называется родственным словом.Подберите пары слов по смыслу например:
Чай-чайник
Лист-листья
Хлеб-хлебница
Снег-снеговик
Море-моряк
Рыба-рыбак
Картинка поможет проверить выполнения задания.Для того чтобы установить родство слов,необходимо понимать их,уметь объяснять значения.Попросите детей составить предложения по картинкам.Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.
Игра "Словообразование"
Отгадай загадки.Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни,из каких слов составлено каждое слово-отгадка.
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(самоЛЁТ)
Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора?(самоКАТ)
Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет.(самоВАР)
Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает...(пылеСОС)
Игра"Слова-братишки"
Рассмотри и назови картинки.
Где подберезовик?
Где подосиновик? Чем эти слова похожи друг на друга?
Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами-подосиновики,
Такие грибы красивые!
Березовые рощи нарядны и светлы,
Березки много света с собою принесли.
Березоньки красивы,растут в березняке,
А березняк тот светлый спускается к реке.
Таким образом,дети в игровой форме познакомились со словообразованием,развивали свой словарный запас,это было интересно,познавательно и увлекательно.
Организация: ГБДОУ д/с №70
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
АКТУАЛЬНОСТЬ . Дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня речевого развития имеют недостаточно развитый словарный запас. Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов, часто не могут правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.
Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР 3-го уровня – обогащение словарного запаса за счет развития навыков словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами.
Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача по уточнению и расширению пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, т.к. вырабатывается привычка задумываться над значением слова, развивается память и языковое чутьё. Тем самым закладывается основа для орфографически грамотного письма.
ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ . На фоне относительно развернутой речи у старших дошкольников с ОНР 3-го уровня наблюдается неточное употребление многих лексических значений слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи у детей с ОНР многообразны. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком смысле, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь во в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще и ситуативный характер.
Среди многочисленных вербальных парафазий у детей с ОНР наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности значения слова и его звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но относящегося к другому семантическому полю.
Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных образов слов. На основе слуховых образов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова. У детей с ОНР процесс поиска слов осуществляется очень медленно, недостаточно автоматизировано. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного смыслового и слухового характера.
Дети с ОНР не умеют оперировать морфологическими элементами при словообразовании, что особенно ярко проявляется при выполнении заданий, связанных с подбором однокоренных слов. Подбор таких слов оказывается крайне бедным, стереотипным. Иногда подбираются слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Н.Н.Трауготт отмечает, что у детей с речевым недоразвитием отсутствует «чувство языка», благодаря которому ребенок с нормальным речевым развитием спонтанно овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.
Несформированность лексико-грамматического строя речи может сохраняться и проявляться у детей с ОНР и в младшем школьном возрасте, что проявляется в аграмматизмах на письме.
Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ
1 ЭТАП. НАБЛЮДЕНИЯ, ПОДВОДЯЩИЕ К ОСОЗНАНИЮ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ
Логопед объясняет сущность слов-«родственников», их похожесть друг на друга общей частью. Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников», которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу. Для этой цели используется различный речевой и картинный материал.
2 ЭТАП. УПРАЖНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ.
Сюжетные иллюстрации во время чтения текста логопедом выставляются на доске, а предметные картинки находятся у детей. После повторного чтения дети самостоятельно выделяют слова-«родственники», предметные картинки при этом играют вспомогательную роль. По мере нахождения родственных слов в тексте предметные картинки выставляются детьми на доске. Задание усложняется, если предметные картинки не раздаются детям. В этом случает логопед показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ. При определении родственных слов в тексте целесообразно использовать загадки. Работа с загадкой всегда интересна для детей, потому что в ней дается поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким-то отдельным чертам, по которым он может быть узнан. При этом выясняется, что загадка имеет еще один секрет – слова-«родственники», которые в ней спрятаны, и их нужно услышать и назвать. После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текста, целесообразно приступать к следующему этапу в работе над родственными словами.
3 ЭТАП. ГРУППИРОВКА РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР
На начальной стадии детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами –«родственниками». Подбирается речевой материал по изучаемым лексическим темам. Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними. В упражнениях на словообразование простые формы дети называют сами, а сложные – сначала логопед, а потом дети. Тексты проговариваются с помощью детей несколько раз, потом предлагается назвать из него родственные слова. Выполняя такие задания, дети многократно слышат словесные цепочки из родственных слов, что позволяет им лучше запомнить лексический материал.
Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть слов: лес-лиса, дом-домино …, т.е. при словообразовании они не проводят дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Поэтому детям предлагают послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова. Специально подобранные игры этого этапа активизируют мыслительные способности детей, учат использовать накопленный по теме речевой материал, самостоятельно устанавливать между словами смысловые связи. При этом логопед имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознанно идет их подбор. На данном этапе также учат детей закончить объяснение слова, назвать слово по данному объяснению. Данные упражнения помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему родственное.
4 ЭТАП. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОДСТВЕНЫХ СЛОВ В СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
На этом этапе учат детей составлению предложений, пересказыванию текстов, составлению рассказов с установкой на то, что слова-«родственники», которые дети должны найти самостоятельно. Задание на самостоятельное составление рассказов с использованием заданных слов-«родственников» можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребенок вместе со взрослыми составляет небольшой рассказ с использованием родственных слов, которое записывается и красочно оформляется.
Используемые упражнения и игры по овладению детьми родственными словами, подбираются с учетом закономерностей онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологии в старшем дошкольном возрасте.
Игры и упражнения должны предусматривать постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Целесообразный подбор дидактического речевого материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковой материал становится для детей источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У них вырабатывается умение выделять родственные слова по двум признакам: они близки по смыслу и имею общую часть.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М., 1981
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.-М., 1994
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвитя речи у дошкольников.-М., 1990
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.-СПб., 1999
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.-СПб.,1994
- Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., М., 1989
- Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят.-СПб., 1994
- Ткаченко Т.А. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.-М., 2001
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
(Показано на городском методическом объединении логопедов.
Цель:
1. Воспитывать сочувствие и доброе отношение к окружающим и природе.
2. Развивать образное и логическое мышление.
3. Закреплять полученные графические навыки.
4. Развивать монологическую и диалогическую речь.
5. Активизировать словарь по теме: « Семья ».
6. Познакомить с понятием « родственные слова ».
7. Учить выделять в слове корень. Различать сходные по написанию, но разные по смыслу корни слов.
8. Показать, как образуются новые слова.
9. Закреплять навык слогового чтения слов.
Оборудование: таблицы на тему «Сад, лес, вода», перфокарты на тему «Лес, сад», муляжи грибов, корзинки; костюмы лесовичка, садовника, воды; различные картинки по теме, таблицы, ведерки и картонные рыбки, удочка…
Ход занятия
I.Дети стоят около логопеда, который предлагает отгадать ребус: ЯЯЯЯЯЯЯ (7я). Семья.
Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем логопед делает вывод, что семья – это близкие родственники, живущие вместе.
Дети составляют короткие описательные рассказы про свою семью.
Логопед спрашивает о других родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя…)
Логопед: У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных) . Докажите это.
Дети читают стихи, выученные на прошедших занятиях (см. приложение)
Логопед соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных. Птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся.
В это время появляется плачущий медвежонок, он приговаривает:
Медвежонок: Бедный я, несчастный я, Где же, где моя семья.
Дети задают ему вопросы. (Почему ты плачешь? Что случилось?)
Медвежонок отвечает, что он потерялся, не может найти свою семью.
Логопед предлагает детям помочь. (А тот все приговаривает)
Звучит музыка. Гайдн «Детская симфония».
Дети отправляются на поиски.
II. Перед нами САД. Детей встречает садовник, который поливает цветы. Они интересуются, не встречал ли тот родственников медвежонка. Садовник отвечает, что у него другие родственники, что он не простой, а волшебный садовник, т.к. выращивает в саду слова.
Дети интересуются, разве бывает такое?
Садовник: «Бывает, хотите расскажу?» Рассказывает сказку (см. приложение), которая сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники. Сад- это корень.
Садовник: «Так же, как и у цветов, у деревьев и кустов, корень есть всегда у слов».
Он дарит детям волшебный цветок, который поможет идти дальше. Дети рассматривают его, образуя от корня «цвет» новые слова (цветы, цветок, цветник, цветной). Благодарим и двигаемся дальше под музыку Шостаковича («Вальс- шутка»).
Дети идут осторожно по камешкам, чтобы не замочить ноги. Их встречает тетушка-вода, которая загадывает про себя загадку. Вода рассказывает детям о том, что с ней произошло (см. приложение). Просит детей отгадать, кто был лишний. Дети смотрят на таблицу и определяют, что лишнее слово «водитель». Логопед обращает внимание на то, что в воде много рыбы, какая она красивая. Вода предлагает в каждой семье найти чужака:
море, моряк, мороз, морской
Рыба, рыбка, рыбак, рычать
Под музыку дети ловят рыбу на удочку, собирают в ведерки, а лишнее убирают. Затем нужно собрать слова по частям: вод + ян +ой, вод + ичк + ка
Логопед напоминает детям о цели путешествия, предлагает двигаться дальше, используя 3 лесенки. Используя картинки: лист, дом, кот, нужно определить корень слов на каждой лесенке и прочитать полученные слова (коты, котик, котята, дома, домик, домовой, листы, листок, листать).
Под «Марш» Шостаковича дети входят в лес. Их встречает лесовичок. На вопрос детей о родственниках медвежонка, он предлагает поискать под елью. Там дети находят только грибы. Составляют из букв слова- названия грибов. Лесовичок читает детям стихотворение (см. приложение).
Дети находят слова- родственники
Лесовичок просит детей помочь ему собрать грибы. Под музыку проводится игра с закрытыми глазами. После игры, пройдя несколько шагов, дети замечают вывеску «медведь, медведица медвежонок», а рядом медведицу, которая ищет сына. Дети возвращают медвежонка, взамен получают бочонок с медом.
Лесовичок просит детей навести порядок в лесу, просит заполнить гнезда словами:
Город - городок - городской - города, гора - горный - горочка - гористый - горка
Рис - рисовый - рисинка - рисовод, рисовать - рисование-рисунок-рисуночек
Каждый ребенок вставляет слово в нужное гнездо.
Логопед: «Нам пора возвращаться, мы помогли медвежонку найти семью, а также узнали, что у слов есть родственники, а главное в слове - корень. (Под музыку дети возвращаются назад). Как вы это запомнили, мы сейчас проверим».
Дети выполняют задание на перфокартах. На яблоне слова с корнем – сад, на елке – с корнем лес.
Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.
Приложение
Стихи:
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатими к врачу, Дети называют членов "семьи" грач - грачиха - грачата
Прививки делать им пора
Для укрепления пера ».
«Га - га - га», - гогочет гусь:
«Я семьей своей горжусь, гусь – гусыня - гусята
На гусят и на гусыню
Я гляжу, не нагляжусь».
Сказка садовника:
Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустила, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове (рассказ сопровождается показом таблицы).
Рассказ тетушки - воды.
Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?