Познание и знание виды знаний. Виды познания. Особенности чувственного познания

Познание

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

– в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

– в достоверном обобщении фактов;

– в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

– ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

– восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

– представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

Понятие – это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение – мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение – это связь понятий.

Умозаключение – это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание – это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

– на чувствительное (интуиция – мгновенное чувство);

– рациональное (интеллектуальная интуиция);

– эйдетическое (зрительная интуиция).

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Познание – это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит мир на две части:

– на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе);

– на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе).

Субъект познания – глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой – все социальное целое.

Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

Объект познания – это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.

Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.

В современной гносеологии различается объект и предмет познания:

– объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

– предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Объективизм – направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.

Субъективизм – учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ

Наука логики диалектика. Диалектика – это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.

В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений.

Субъективной диалектикой называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.

Система диалектической философии:

Главные законы диалектики:

– закон перехода количества в качество и обратно;

– закон взаимного проникновения противоположностей;

– закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:

– принцип развития через противоречия;

– принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики:

– сущность и явление;

– единичное, особенное, всеобщее;

– причина и следствие;

– необходимость и случайность;

– возможность и действительность.

Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга.

Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития.

Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные – как форма этого процесса.

Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:

– первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого;

– второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают:

– прикладную логику – охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве;

– чистую логику – охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении.

Современная логика распадается на множество направлений:

– метафизическая логика (гегельянство);

– психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт);

– теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство);

– семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм);

– предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш);

– неосхоластическая логика;

– феноменологическая логика;

– логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике.

Логика является общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа.

ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ

Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.

Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание бывает:

чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Важнейшие формы практики:

материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);

социальное действие (преобразование общественного бытия);

научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).

Основные функции практики в процессе познания:

– практика – основа познания, его движущая сила;

– практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;

– практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей;

– практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она:

– указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества;

– изменяет окружающие вещи;

– выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному.

Понятие опыта имеет разное значение: опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт – мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.

Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.


Похожая информация.


Тема: Человек

Урок: Виды и формы познания

1. Введение

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся на двух соперничающих теориях познания. В основе типологии, которую мы будем изучать сегодня, лежат различные цели и способы познания.

Можно выделить научное, ненаучное, социальное познание и самопознание (рис. 1).

Рис. 1. Виды познания

Научное познание, конечно, представляет для нас главный интерес. Отличия научного познания от других видов познания – стремление к объективности, праксеологизм, использование специально разработанных методов.

Позже вы будете говорить о том, что такое наука, и узнаете, что наука как отдельный вид познания появилась не раньше XVII века, потому что до этого времени не существовало специальных научных методов. Всё знание, которое существовало до этого, называется донаукой, преднаукой или философией. Преднаука – ранний этап формирования научного знания, характеризуемый отсутствие специальных методов.

Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и заметил, что даже хромой, идущий по дороге, опередит здорового, идущего по бездорожью.

Все методы познания можно разделить на три группы – всеобщие (или философские), общенаучные и частные (рис. 2).

Рис. 2. Методы научного познания

К числу всеобщих относят исторический и логический методы.

Общенаучные методы делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, моделирование) и теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности. Ведется в соответствии с определенными познавательными задачами.

Эксперимент – испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Необходимо выделить изучаемое явление в чистом виде. Возможно многократное повторение эксперимента.

Моделирование – материальная или идеальная имитация реально существующего или предполагаемого объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта. Может быть чувственно-наглядным и абстрактным (логико-математическим).

Понятия «наблюдение» и «эксперимент» очень схожи.

Моделирование представляет собой особый метод, когда изучение объекта идет без его реального восприятия.

Обратимся к методам рационального познания. Они составляют пары: первая пара – анализ и синтез – и вторая – индукция и дедукция.

Анализом называют метод исследования, который состоит в разделении целого на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.

Анализ и синтез используются для изучения разных сторон объектов. Анализ крови. Отсутствие трудового коллектива. Сломанные часы.

Вторую пару методов составляют индукция и дедукция. Индукцией называют метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Имеет большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт и имеющих большое количество фактов. Полная индукция – когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению (у всех треугольников сумма внутренних углов равна двум прямым углам). Неполная индукция – отсутствие полноты, случаи, когда число случаев или явлений неизвестно или неисчерпаемо велико (достаточно одного «коварного» примера, чтобы опровергнуть такое обобщение: до открытия Австралии считалось, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящи).

Дедукция – метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному. Чаще используется в теоретических науках.

Наконец, существуют еще и частные методы. Каждая наука имеет собственные методы исследования, которые не подходят для большинства других наук. Методы анализа текста в литературе и спектральный анализ в физике.

У научного знания есть собственные формы, которые также называют ступенями научного познания. Это вопрос, проблема, гипотеза, теория и концепция (рис. 3).

Рис. 3. Ступени научного познания

Вопросом в философии называют некое природное или социальное явление или ситуация, причины которого или связи которого с другими явлениями неясны.

Проблема – совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений. Недостоверное знание.

Теория – система основных положений, в которых обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Достоверное знание.

Концепция (парадигма) – система фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и одобряемая научным сообществом и объединяющая большинством ее членов.

Концепция (парадигма) может быть научной, религиозной, философской. В философии есть две парадигмы – материалистическая и идеалистическая.

Парадигмы иногда меняются. Креационизм сменил эволюционизм (теории Дарвина, Ламарка), а геоцентрическая концепция мироздания уступила место гелиоцентрической. Процесс смены парадигм называется научной революцией. Разговор об этом пойдет в теме «Наука».

Вернемся к видам познания. Вторым (после научного) видом познания является ненаучное (рис. 1).

Формами ненаучного познания являются миф, опыт, здравый смысл, паранаука и искусство.

Наука и паранаука. Понятие лженауки.

Социальное познание и его особенности – совпадение субъекта и объекта, подключение к факту и интерпретации оценки.

Самопознание – социальное познание в миниатюре. Больший субъективизм самопознания.

Говоря о различных видах познания, нельзя не сказать несколько слов о познавательных процессах. Мы с вами разберем два из них – это внимание и память.

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, причем объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве. Виды внимания – непроизвольное (реакция на раздражитель), произвольное (сознательно регулируемое сосредоточение на объекте) и послепроизвольное (вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память непроизвольная и произвольная (механическая, логическая, образная, мнемотехническая). Память сенсорная (до 0,5 сек.), кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная (до конца дня).

На этом мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с человеком и его деятельностью в обществе. Человек действует во всех четырех сферах общественной жизни – политической, экономической, социальной и духовной (рис. 4).

Рис. 4. Сферы общественной жизни

Начиная со следующего урока, мы обратимся к анализу конкретных сфер общества. А наш урок на этом окончен. Спасибо за внимание.

Дедуктивный метод Шерлока Холмса

Шерлок Холмс называл свой метод расследования преступлений дедуктивным. На самом деле в рассказах и повестях о великом сыщике встречаются упоминания как об индуктивном, так и о дедуктивном методе.

В рассказе «Скандал в Богемии» Холмс говорит: «У меня пока нет никаких данных. Теоретизировать, не имея данных,- значит совершать грубейшую ошибку. Незаметно для себя человек начинает подгонять факты к своей теории, вместо того чтобы строить теорию на фактах».

Тем самым Холмс подчеркивает важность эмпирического познания, так как именно оно дает факты, необходимые для дальнейших рассуждений.

Давайте проанализируем диалог Холмса и Ватсона в рассказе «Желтое лицо»:

«- Что вы скажете об этой гипотезе?

В ней все предположительно.

Зато она увязывает все факты. Когда нам станут известны новые факты, которые не уложатся в наше построение, тогда мы успеем ее пересмотреть».

Здесь речь идет о неполной индукции. Те данные, которые Холмсу удалось собрать на данный момент, укладываются в данную теорию, но появление противоречащих ей фактов не исключается.

О том же Холмс говорит в рассказе «Вампир в Суссексе»: «Видите ли, обычно сочиняешь себе пробную гипотезу и ждешь, пока время или полное знание вещей не разобьет ее вдребезги. Дурная привычка, мистер Фергюсон, что и говорить, но слабости присущи человеку».

Почему же тогда метод Холмса называют дедуктивным? Дело в том, что он не только собирает факты, но и делает из своих общих посылок конкретные выводы.

Рассмотрим пример об отставном сержанте.

Все люди, на руке которых есть татуировка в виде якоря,- моряки; все люди, имеющие военную выправку,- военные; наконец, ни один отставной офицер не стал бы работать посыльным. Вывод: это моряк, отставной сержант.

Из этого не следует, что Холмс отрицает индукцию. Просто именно дедуктивные выводы позволяют ему раскрывать преступления.

Флуктуации внимания

Психологи установили, что внимание человека нестабильно – мозг как бы отключается от приема информации каждые 6-10 секунд. Эти колебания получили название флуктуаций внимания.

Проверить флуктуации своего внимания вы можете сами. Возьмите какой-нибудь текст (лучше всего большую статью в газете) и, читая, вычеркивайте какую-нибудь часто встречающуюся букву – к, о или е. Когда вы перепроверите себя, вы увидите, что ряд букв вы пропустили, причем встречаться по тексту они будут более или менее равномерно.

Знание о колебаниях внимания, как ни странно, может помочь вам в учебной деятельности. Проверять диктант или сочинение нужно несколько раз и в разном темпе.

Уникальная память

Мнемотехника, или «искусство памяти», возникает как специфическая практика в античную эпоху. Согласно легенде, на пиру, устроенном фессалийским аристократом Скопасом, поэт Симонид Кеосский, прозванный «медоречивым», исполнил заказанную ему хозяином лирическую поэму. Как только Симонид вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники пира погибли под ее обломками. Симониду удалось помочь родственникам погибших опознать изуродованные тела, так как он запомнил расположение гостей за общим столом. В результате был сформулирован принцип упорядочивания информации по методу мест (loci), а Симонид около 477 г. до н. э. получил приз хора в Афинах как изобретатель системы вспоможения памяти.

Л. С. Выготский демонстрировал перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов, используя для этой цели схему бассейна реки Волга и связывая каждое слово с одним из волжских городов, в котором жил тот или иной известный русский писатель, произведения которого Выготский как филолог хорошо знал.

Уникальной памятью обладал живший в СССР журналист Соломон Шерешевский. Его жизнь и психика были описаны в книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти».

Нейрофизиолог У. Пенфилд в 1959 году в ходе хирургических операций по устранению эпилептических очагов вводил в мозг пациентов тонкие металлические электроды, и электрическая стимуляция височных долей мозга приводила к тому, что пациенты, которые находились в сознании, сообщали о необычайно ярких воспоминаниях, ранее не доступных им (чаще всего это были сцены из раннего детства).

Познание имеет два уровня (две стороны) - чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания

Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Индуктивное - умозаключение от частного к общему. Дедуктивное - умозаключение от общего к частному. Получаемое по аналогии.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. empeiria - опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Особенности чувственного и рационального познания.

1) Чувственное познание:

Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;


Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание:

Опора на результаты чувственного познания;

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis - взгляд, вид) - вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.

Различают следующие виды интуиции:

Интеллектуальная - связана с умственной деятельностью;

Мистическая - связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотиваци-онная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждение - это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Ложь - это сознательное искажение образа объекта.

Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание . Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

- в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

- в достоверном обобщении фактов;

- в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

Ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

Восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

Представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления).

Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

Понятие;

Суждение;

Умозаключение.

Понятие - это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение - мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение - это связь понятий.

Умозаключение - это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание . Интуитивное познание - это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

На чувствительное (интуиция - мгновенное чувство);

Рациональное (интеллектуальная интуиция);

Эйдетическое (зрительная интуиция).

Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на достижение тайн противостоящего ему объекта.

Характерные черты познания:

Познание есть сущностное отношение к миру;

Творческий процесс, детерминированный историческими аспектами

Основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.

Познание – это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального.

Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке.

К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент, аналогия..

Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация.

Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах.

Логическим методом воспроизведения объекта в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.
Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие – знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.
Виды познания:
Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта. Некоторые типы знания по своей природе связаны лишь с определенным субъектом.
Существует четыре вида познания: житейское, научное, практическое и художественное.
Житейское знание.
Житейское познание и знание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученогоЭта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания.
Научные знания.
Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их по всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом.
Научное познание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.
Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее настоящем, прошлом и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Практическое знание.
Оно также тесно примыкает к научному познанию. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. \ Практика состоит во владении вещами, в господстве над природой.
Художественное познание.
Этот вид познания обладает определенной спецификой, суть которой заключается в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становиться его рациональный пересказ.
Основная черта художественного познания – самоочевидность, самодоказательность. С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, прямо основанный на самоубедительности, указывает на высокое положение художественного познания в иерархии типов знания.
Другой отличительный момент художественного познания – требование оригинальности, неизбежно присущее творчество. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью его мира.