Святой филипп утешитель души икона. Лечение молитвой шизофрении. Обличение Святителем царя

Икос 1

Ангелов и горних воинств Владыка и Царь, смирив Себе и сошед на землю на спасение наше, призва тя, святый Филиппе в купе с Петром и Андреем от града Вифсаиды в звание апостольства. Ты же, услышав блаженный глас Христа «Гряди по Мне» (Ин. 1:43), всем сердцем последовал за Божественным Учителем твоим. Сего ради вопием ти сице:








Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 2

Обогащаяся обильно Божией благодатию от Христа Спасителя, возжелал еси, всехвальне апостоле, да и иныя будут причастницы сея благодати, сретил еси искренняго друга твоего Нафанаила и с радостию возвестил ему: «Егоже писа Моисей в Законе и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета» (Ин. 1:45), Ему же вся силы небесныя велегласно поют: Аллилуия .

Икос 2

Препобедив неверие сумнительное по глаголу твоему святе Филиппе тече Нафанаил ко Иисусу, егоже виде Господь рече: «се истинно израилитянин, в немже льсти несть» (Ин. 1:47), и уведев, яко прежде под смоковницею виден был еси Христом, во изумлении воскликнул Ему: «Равви! Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев!» (Ин. 1:49). Исповедуя и мы Христа Сыном Божиим, тебе, святый апостоле, восписуем таковая:
Радуйся, сокровище безценное Христа Бога обретый.
Радуйся, обретением сим обрадованный светло.
Радуйся, к Сокровищу сему искренняго друга твоего приведый.
Радуйся, яко чрез тебе призва Господь Нафанаила в жребий апостольства.
Радуйся, сокровище учения Христова всему миру неоскудно источаяй.
Радуйся, благою вестию о пришествии в мир Искупителя сердца наша возвеселяяй.
Радуйся, маловерие и сумнения в вере из сердец наших изгоняяй.
Радуйся, в твердом исповедании имени Христова и крепком стоянии в вере истинней нас укрепляяй.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 3

Проповедуя Господь в пустыни пяти тысящам людем, вопрошаше тя, апостоле Филиппе: «чим купим хлебы, да ядят сии?» (Ин. 6:5-6), Сам ведая, что желаше сотворити. Ты же, святый апостоле, человеколюбие показуя, рекл еси с прочими ученики Ему: «отпусти народы, да шедше во окрестных селех и весех купят себе хлебы» (Мк. 6:5-6) Егда же узрел велие чудо насыщения толиких людей пятию хлебами, познал еси Божественного Учителя твоего не токмо Человека совершенна, но и Бога истинного в нашу немощную плоть облекшегося и в радости воспел Ему: Аллилуия .

Икос 3

Посылая тя, святый апостоле Филиппе Господь с прочими ученики Своими по два во грады и веси с проповедию Евангелия пред лицем Своим, даде и тебе власть бесы изгоняти, болящия исцеляти, прокаженныя очищати и мертвыя воскрешати. Ты же возвратившись от проповеди с прочими соратники твоими в радости вопиял Христу: «Господи, и беси повинуются нам о имене Твоем!» (Лк. 10:17). Мы же восхваляя труды твоя и проповедания, воспеваем тебе тако:
Радуйся, в сонм двенадесяти апостолов сопричтенный.
Радуйся, силу Божию от Христа Бога получивый.
Радуйся, тою силою всякия болезни исцеляяй.
Радуйся, тою силою прокаженныя очищаяй.
Радуйся, тою силою мертвыя восставляяй.
Радуйся, тою силою духи темныя из людей изгоняяй.
Радуйся, яко и беси повинуются ти.
Радуйся, яко по слову Господа имя твое на небеси написано есть.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 4

Егда же прежде шести дней Пасхи Христос Бог восхождаше во Иерусалим на жребяти осли седяй, тогда и ты, святе Филиппе, исполнился неизреченной радости, видя Учителя и Господа твоего грядущего победить ад и смерть и с прочими ученики и народы постилал ваия финик и восклицал Ему: «осанна! Благословен грядый во имя Господне!» (Ин. 12:13). Научи и нас славне проповедниче Евангелия, Царю веков, свободившему нас от работы вражия победно воспевати: Алиилуия !

Икос 4

Пришедше во Иерусалим от многих стран еллины, умоляху тя святый апостоле: «господи, хощем Иисуса видети» (Ин. 12:21). Ты же возрадовался о сем, яко и язычницы возжелаху прикоснутися свету истины, и вкупе со апостолом Андреем возвестил Христу желание еллинов. Господь же рече: «аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин. 12:21) – сими словесы веру языков по Его славном страдании, смерти и воскресении прознаменуя. Тебе же, святый апостоле, много для распространения сей спасительной веры потрудившемуся, глаголем сице:
Радуйся, пророчество Христа о вере языков един от первых приявый.
Радуйся, проповедию твоею пророчеству сему сбытися пособствовавый.
Радуйся, проповедию твоею о Христе яко пресветлым светилом языком в нощи идолобесия седящим светивый.
Радуйся, словесы и чудесы твоими им путь к вечной жизни указавый.
Радуйся, яко благою вестию о Христе сердца многих людей возвеселивый.
Радуйся, яко деянии, путешествии и труды твоими крепкую любовь твою ко Христу Богу явивый.
Радуйся, яко проповедию твоею имя Христово от многих язык прославляется.
Радуйся, яко житие твое, многих трудов на ниве Христовой исполненное по всей Церкви восхваляется.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 5

Прежде Своея страсти Христос Бог на Вечери умыв ноги учеников Своих, образ нам смирения показуя. Ты же, преславне Филиппе, видя велию кротость и смирение Учителя и Господа твоего, сам великаго смирения исполнился еси и во умилении с прочими апостолы вопиял Ему: Аллилуия .

Икос 5

Напитав Христос на Вечери ученики Своя Телом и Кровию Своею, глагола об исходе Своем ко Отцу. Ты же, святый апостоле, един дерзнул еси вопросити Господа о великой тайне Божества, глаголя: «Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам» (Ин. 14:8), и слышиши кроткий упрек Учителя твоего: «толико время с вами есмь, и не познал еси Мене Филиппе, видевый Мене, виде Отца, и како ты глаголеши: «покажи нам Отца…» (Ин. 14:9-11). Мы же пред неисследимой тайной Пресвятой Троицы благоговейным молчанием объяти бывше, тебе, святый апостоле вси тако рцем:
Радуйся, Христа Бога о велией тайне Божества вопросивый.
Радуйся, вопрошением сиим велию пользу Церкви принесый.
Радуйся, познавать единосущие лиц Святой Троицы нас научивый.
Радуйся, уста еретиков, отвергающих единосущие Сына со Отцем заградивый.
Радуйся, православно богословствующих и проповедников Евангелия благий покровителю.
Радуйся, ересей и прочих суемудрий лукавых усердный искоренителю.
Радуйся, твердо стоящих за веру православную добрый укрепителю.
Радуйся, брань ведущих во имя Христово с миром, плотию и диаволом славный споборителю.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 6

Воскресе Христос, явися учеником Своим дверем затворенным и глагола им: «Мир вам!» (Ин. 20:19). Ты же, святый апостоле Филиппе, с прочими ученики узрев Спасителя из мертвых восставша, радости исполнился еси, твердо уверившись, яко Учитель Твой не человек смертен, но Бог совершенен, имеяй власть жизни вечныя. И послежде проповедуя народом Воскресение Христово, вся языки научил еси пети Победителю ада и смерти: Аллилуия !

Икос 6

По Вознесении Христовом в день Пятидесятницы, сошедшу Духу Святому, ты, славне апостоле, с прочими ученики и Материю Иисусовою исполнился благодати Утешителя, многия славныя дарования от Него приим для проповедания Евангелия Христова, и получив жребий на проповедь во страны Асийския и Сирийския, понесл еси слово Божие, языком во мраке неведения пребывающим. Сего ради благодарнии людие, от тьмы к свету тобою обратившеся, взывают тебе тако:
Радуйся, Воскресением Христовым обрадованный светло.
Радуйся, радость Воскресения Христова, якоже залога нашего восстаня из мертвых всему миру возвестивый.
Радуйся, Вознесение Господа с прочими апостолы на горе Елеонстей узревый.
Радуйся, обетованием Учителя твоего о пребывании с верными до скончания века утешенный.
Радуйся, яко сошедшего во огни Святаго Духа в Сионстей горнице со всеми приявый.
Радуйся, яко многия дары от Утешителя Духа получивый.
Радуйся, яко дары сии достойно сохранивый и преумноживый.
Радуйся, яко дарами сиими много Церкви Христовой послуживый.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 7

Проходя по странам и градом с проповедию Евангелия, святе Филиппе, многия претерпел еси гонения и биения от иудей жестоковыйных и языков, во окаменении сердечнем пребывающих, и душевною слепотою об’ятых, не желаху последовати пути Божию, дабы во умилении сердца вкупе с нами пети Христу Богу: Аллилуия !

Икос 7

Егда же предстал еси судилищу архиереову, славне Филиппе, безбоязненно проповедал Христа Бога во услышание всех. Егда же восхоте беззаконный архиерей с прочими погубити тя, внезапу поражены бысть от Бога слепотою, тогда же земля поколебася, людие же ужасом объяти бывше, познали велию силу Христову. Ты бо, человеколюбиве апостоле, молитвою твоею врагов твоих исцелил еси, но ослепленный злобою архиерей неисправлен пребысть, хулы на Христа Бога глаголя, и внезапу, якоже древле Дафан и Авирон, землею пожерт бысть. Народ дже видя сия, крещения от тебе прося, прославил проповедуемого тобою Сына Божия, тебе же глаголя тако:
Радуйся, многократно за проповедь Евангелия страдания приявый.
Радуйся, многажды Христом Богом от смерти исхищенный.
Радуйся, об окаменении сердечнем и слепоте душевней в людех пребывающих много скорбевый.
Радуйся, чудесы твоими, силою Божией соверенными, слово, тобою проповеданное утвердивый.
Радуйся, чудесы твоими, языков из неверия в веру Христову обращаяй.
Радуйся, к незлобию и человеколюбию нас подвизаяй.
Радуйся, прощению и снизхождению к обидящим и ненавидящим нас научаяй.
Радуйся, твердо стояти в вере Православней нам помогаяй.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 8

По повелению Ангела Господня, явльшагося тебе, святе Филиппе, исшел еси на путь, ведущий из Иерусалима в Газу, и узрев едущаго в колеснице вельможу Ефиоплянина каженика, бывша во Иерусалиме на поклонении и чтуща пророка Исаию. Ты же, апостоле славне, Духом Божиим водим, пристал еси колеснице сей, Писания ему изъясняя и научая пети того: Аллилуия .

Икос 8

Просвещенный тобою каженик, Филиппе, всем сердцем веру Христову восприял, кркщкния от тебе прося, ты же крестил его. И абие изшед из воды, Дух Святый нападе на каженика, тя же, апостоле, Ангел Господень восхите и не виде тя ктому каженик, идяше в путь свой радуяся. Сего ради мы восписуем тебе таковая:
Радуйся, ревностный слова Божия благовестителю.
Радуйся, людей просвещенных тобою во имя Отца, и Сына и Духа Святаго крестителю.
Радуйся, Божие слово почитающих покровителю.
Радуйся, Священных Писаний и Божественной премудрости нам из’яснителю.
Радуйся, Священными Письмены сердца наша умудряяй.
Радуйся, словесы твоими умы наша просвещаяй.
Радуйся, премудростию твоею суемудрие веко сего посрамляяй.
Радуйся, любовию твоею души наша согреваяй.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 9

Проповедуя слово Божие, многия труды, многия путешествия подъял еси, святе апостоле Филиппе. Плывущу ти в корабли, велия буря в нощи постиже тя, яко бывшии с тобою во отчаяние приидоша. Ты же встал на молитву и абие яви ти Господь на небеси светлое знамение Креста Своего, нощь просвещее, и внезапу море умирися, волны умолкоша. Людие же спасение тобою получиша, в благодарности воззваша Богу, тобою их спасшего: Аллилуия !

Икос 9

Витии языческия умолкоша и изнемогоша пред словом твоим, апостоле, егда в некоем граде, проповедуя веру Христову, ты многия болящия исцелил еси, мертвеца, несомого на погребение единем словом воскресил еси. Людие же видяще тобою совершаемая, обращахуся ко Христу от нечестия языческого, идоли своя разбиваху, Крещение от тебе принимая. Мы же во умилении глаголем тебе сицевая:
Радуйся, стихиям морским словом Божиим повелеваяй.
Радуйся, утопающим в море житейском руку помощи простираяй.
Радуйся, молитвою твоею со дна отчаяния подымаяй.
Радуйся, во унынии седящих надеждою на Господа возвеселяяй.
Радуйся, от смерти духовной души наша избавляяй.
Радуйся, от внезапной погибели милосердием Божиим нас сохраняяй.
Радуйся, христианскую кончину, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну от Бога нам испрошаяй.
Радуйся, от мытарств горьких, бесов, воздушных князей ходатайством твоим нас избавляяй.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 10

Путешествуя из страны в страну, из града во град, сретил еси Филиппе клеврета твоего апостола Варфоломея и сестру твою Мариамну, их же Господь посла тебе в помощь, а послежде и возлюбленнаго ученика Христова Иоанна Богослова и проходя страны Лидийския и Мизийския, многия гонения, темницы и заточения, камнями побиения за проповедь Евангелия претерпевали есте, но силою Божией всегда сохраняеми бяху, служа делу спасения нашего. Сего ради мы, благодаряще за вся Господа, вопием Ему: Аллилуия !

Икос 10

Придя во град Иераполис, славне апостоле Филиппе, ты духом возмутился еси, видя его идолами преисполненный. Ты же желая отвратити людей от идолонечестия и обратити я ко Христу, многия чудесы и исцеления именем Христовым сотворил еси, ехидну, юже почитаху яко бога, сугубою молитвою со Иоанном, аки копием умертвил еси. Мы же благодаряще Бога за труды твоя, тебе воспеваем таковая:
Радуйся, любве Христовой провозвестниче преизрядный.
Радуйся, милосердия Божия к кающимся грешником возвестителю славный.
Радуйся, грехов, пороков и беззаконий людских обличителю нелицеприятный.
Радуйся, покаяния и Царствия Небесного, в силе пришедшаго проповедниче неумолкаемый.
Радуйся, гнева и суда Божия на нераскаянныя грешники и во грсех упорствующия глашатаю грозный.
Радуйся, различными недуги страждущих врачу безмездный.
Радуйся, архангельское благоговение ко Христу, Божественному твоему Учителю стяжавый.
Радуйся, все житие твое проповеданию слова Божия и делу нашего спасения посвятивый.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 11

Скончавая житие твое, славне апостоле Филиппе, ты вкупе со апостолом Варфоломеем рапятие крестное претерпел еси, веру и преданность Господу и Учителю твоему показуя, за ны на древе Крестнем руце свои распрострершаго. Научи и нас, святе Филиппе, в твердой вере воспевати Христу Богу: Аллилуия !

Икос 11

Светлый светильник на свещнице Христом возженный, всем просиял еси святе апостоле Филиппе, житием, труды и славною кончиною твоею. При распятии твоем яви Господь трус велий, земля разверзеся живых поглоти грешники. Людие же зряще сих, ужасом объяти бывше, со слезами просиша тя со апостолом Варфоломеем умолити Христа Бога о прощении грех их. Егда же поспешно сняша тя со креста, узреша тя дух твой Господу предавша, ибо бысть произволение Божие по трудех и подвизех твоих взяти тя от земли на небо, иде же все житие твое стопы твоя обращал еси. Мы же почитая страдания твоя и восхваляя кончину твою, глаголем тебе сицевая:
Радуйся, крестною смертию твоею веру и преданность Христу Богу запечатлевый.
Радуйся, подобно Учителю твоему о вразех твоих распинающих тя, моление со креста возносивый.
Радуйся, чрез смерть твою веру в проповеданнаго тобою Господа утвердивый.
Радуйся, крестом аки мостом от земли на небо прешедый.
Радуйся, дух любве и всепрощения нам от Бога испрошаяй.
Радуйся, дух милосердия и сострадания на нас от престола Божия изливаяй.
Радуйся, духом кротости и смирения служению ближних нас научаяй.
Радуйся, духом премудрости и веры на путь правый стопы наша напрвляяй.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 12

Святая душа твоя, Филиппе, ко престолу Христа Бога вознесена бысь, Егоже возлюбил еси, Егоже проповедал еси, Егоже ради смерть претпрпел еси, и тамо прииим венец за труды твоя, вкупе с праотцы, пророки и прочими угодившими Спасителю нашему победно возопил: Аллилуия !

Икос 12

Благодать дана бысть месту сему идеже кровь твоя честная истече, славне апостоле. Повеле Господь земли в месте сем в три дни произростити лозу виноградную в дивное знамение святости жития твоего и блаженныя кончины твоея. Ныне же предстоя Святей Троице, поминай нас недостойных, вопиющих ти таковая:
Радуйся, лозо винограда Христова мног плод сотворившая.
Радуйся, древо при источниках вод насажденное листвием своим от зноя греховнаго нас покрывающее.
Радуйся, светильниче пресветлый, светом Евангелия вся просвещаяй.
Радуйся, лучу преславный, Солнце правды Христа Бога во тьме седящим являяй.
Радуйся, источниче сладостный, жаждущих правды Божия обильно напояяй.
Радуйся, ходатойством твоим к Богу Царствие Небесное нам испрошаяй.
Радуйся, яко по слову Учителя твоего имеяй возсести на единем от двунадесяти престолов судяще двунадесять колен израилевых.
Радуйся, яко имя твое на единем от оснований грядущаго града Небеснаго Иерусалима начартано есть.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 13

О, святый и преславный апостоле Филиппе, верный учениче и проповедниче Христов! Прими сие малое моление наше и не отвратися от нас грехами погружаемых, но явив присное человеколюбие и милосердие твое умоли о нас Христа Бога, да помиловании им, во Царствие Небеснем, в горнем Иерусалиме воспоем Ему победную песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия!

(Этот Кондак читается трижды, затем 1 Икос и 1 Кондак)

Икос 1

Ангелов и горних воинств Владыка и Царь, смирив Себе и сошед на землю на спасение наше, призва тя, святый Филиппе в купе с Петром и Андреем от града Вифсаиды в звание апостольства. Ты же, услышав блаженнвй глас Христа «Гряди по Мне» (Ин. 1:43), всем сердцем последовал за Божественным Учителем твоим. Сего ради вопием ти сице:
Радуйся, града Вифсаиды прозябение славное.
Радуйся, родителей благочестивых отрасле пречестная.
Радуйся, из млада Священному Писанию и книжной премудрости наученный.
Радуйся, проповеданного пророками Мессию Спасителя мира видети желавый.
Радуйся, призвавшего тя Иисуса Христа всем сердцем возлюбивый.
Радуйся, яко за Божественным Учителем твоим последовал еси.
Радуйся, яко родителей, ближних и вся ради Него оставивый.
Радуйся, вечныя небесныя блага от Христа Бога обретый.
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

Кондак 1

Избранный Христом Богом Спасителем мира к апостольскому служению, преславный апостоле Филиппе! Прославляюще призвавшего тя Господа, похвальныя песни воспеваем ти. Ты же, верный учениче Христов, яко имеющий велие дерзновение ко Господу, не престай поминати нас у престола Вседержителя, да мы, восхваляюще труды подвиги и страдания твоя с любовию вопием ти:
Радуйся Филиппе, святый апостоле Христов и молитвенниче о нас неусыпный.

После акафиста читается молитва:

Молитва апостолу Филиппу

«О, святый и всехвальный провозвестниче Евангелия Христова, славный учениче Христов апостоле Филиппе. Ты проповедуя слово Божие, многия труды, многия петешествия, многия страдания претерпел еси, последи же веру твою крестною смертию запечатлел еси. Ныне же предстоя престолу Учителя твоего и Господа Иисуса Христа, вознеси о нас моление к Нему, да не тща будет в нас искупительная жертва Его, да обратит нас от тьмы греховныя к свету заповедей и на путь правый наставит нас. Умоли Его, святый апостоле, веру Православную в нас до конца дней наших непоколебиму сохранити, Церковь Свою святую непреобориму от ересей и расколов до скончания века утвердити, болящия исцелити, от бесных бесы отгнати и всем нам на всяку потребу полезную милость Свою ниспослати. Да тако мы, в верности Евангельскому учению пребудем и сотворив вся повеленная нам, сподобимся непостыдной, мирной, Святых Таин причастной христианской кончины, и во Царствии Небеснем с тобою и всеми святыми прославим Христа Бога, Ему подобает честь и поклонение вкупе со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Тропарь, глас 3

Благоукрашается вселенная, Ефиопия ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, богоглаголиве Филиппе: вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелия. Тем дерзновенно варит ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8

Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, многомилостиве.

Величание

Величаем тя, апостоле Христов Филиппе, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

«Мы так привыкли»

В бывшем медпункте, где запах лекарств давно уже выветрился, Виталий Тонков рассказал мне свою историю.

– В конце 80-х окончил я мединститут и меня как молодого специалиста направили в Кадуйский район на должность главного врача психинтерната.

Когда я приехал, в стенах монастыря проживало полторы сотни психбольных, за которыми присматривала лишь одна медсестра. Взявшись за дело, нашел медсестер, санитарок, большой ремонт начал, техникой разжился. И, главное, занялся реабилитацией больных. Вообще-то они считались психохрониками, то есть неизлечимыми, но среди них оказалось несколько человек с неправильным диагнозом, которых можно было вернуть к нормальной жизни. В общем, погрузился я в работу.

Историей монастыря в ту пору я почти не интересовался. О монахах напоминали только «привидения» – странные стуки, громкие шаги. Якобы ночью по монастырю ходят души бывших насельников. В такие вещи я не верю и сразу подметил, что «привидения» являются, лишь когда у нас ночуют гости – ревизия приедет или какое начальство из центра. Видимо, местные, а может, и наши психбольные этак шутили над городскими.

В 1994 году к нам приехала женщина из Петербурга, из Салтыковской библиотеки. Она писала работу о нестяжателе Ниле Сорском и заодно заинтересовалась преподобным Филиппом Ирапским. Они были очень похожи, эти два вологодских святых. Подарила она мне житие Филиппа. Как-то легло оно мне на душу...

Понимаете, преподобный был очень скромным человеком. Он не прославился ни письменными трудами, ни особыми подвигами, ни особыми чудотворениями. Это был простой молитвенник земли Русской. Но еще при жизни его отличали за миролюбие и утишение зла. Против него ведь много козней творилось – сначала князь Андрей Шелешпанский, потом местные крестьяне его хотели выгнать, и бесы его всячески искушали. Сколько здесь было препятствий для устроения монашества! То же самое, кстати, и сейчас повторяется.

Узнал я и про последние годы монастыря. Одна пожилая учительница вспомнила, как она в 20-е годы еще девчонкой приехала сюда создавать коммуну. К тому времени половина прежней братии, 20 человек, еще жила в обители. К этой учительнице монахи обращались по каждому поводу: «Матушка, благослови за сеном ехать... Благослови лодки смолить». Она смеялась: «Какая я вам матушка!» А они: «Мы так привыкли». Их настоятеля-то самым первым увезли и, скорее всего, расстреляли. Потом увезли и остальных. И колокол с колокольни сняли, да тот не дался в руки – упал с лодки, по сию пору лежит на дне Андоги, аккурат напротив монастырских ворот.

И все же, я считаю, Филипповой пустыни повезло. Коммуна, Дом отдыха здесь недолго просуществовали. Началась война, и в монастыре открыли госпиталь. Святое место по-прежнему служило исцелению людей. После войны госпиталь преобразовали в интернат для инвалидов войны, а с 74-го года – в интернат для психбольных. В 95-м году, как только я ремонт закончил, интернат закрыли.

– И вы остались без работы. Почему ж не уехали из этой глуши?

– За несколько дней до закрытия психинтерната я крестился в церкви. А тут еще монастырь вернули православным. Куда уезжать? Казалось, только сейчас все и начинается...

Свято место

– Монастырь передали Череповецкому Воскресенскому собору, – продолжает рассказ Виталий. – По благословению настоятеля о.Александра выбрали меня председателем приходской общины ну и как бы ключарем пустующей пустыни. Одновременно устроился я в местную школу, преподавал ОБЖ и биологию. Вскоре мы обрели мощи Филиппа Ирапского, и о.Александр увез их в Череповец. И тут начались первые искушения.

Представьте, наша районная администрация вдруг заявляет чуть ли не о похищении мощей. Чиновники вместе с милицией поехали в Череповец мощи обратно отнимать. Ситуация фантастическая. Приехали они в город, узнали, что работы по выкапыванию мощей велись криминалистами из Генпрокуратуры, и только тогда успокоились. Кто этот скандал инициировал, так и осталось загадкой.

А за месяц до этого какие-то подозрительные личности купили здесь дом. Это большой двухэтажный дом почти под самыми стенами пустыни. Раньше в нем, кажется, была гостиница для паломников. Я сразу заподозрил, что это сектанты. Накануне к нам в монастырь уже приезжали представители «Церкви добрая весть», просили показать постройки. Ходили, ко всему примеривались. И после этого зачастили сюда машины с московскими номерами. Я так понял, что они не прочь завладеть и всем монастырем, устроить здесь загородную базу.

Народ сей, надо сказать, очень прилипчивый. Шел я как-то мимо, они увидели, что у меня ячмень вырос на веке. «Подожди! – говорят, – Сейчас мы о тебе помолимся, и ячмень пройдет». Действительно, исчез ячмень к вечеру. Но меня этим не проймешь: у нас подобное любая знахарка умеет.

Вскоре местные мне рассказали, что по ночам на берегу реки видели какие-то сборища, люди костры жгут, прыгают, «аллилуйя» кричат. Сходил я на то место и нашел около кострища странную яму сантиметров 80 шириной и три метра длиной. Покрыта досками, с одной стороны лаз оставлен. Поместиться в этом склепе можно только лежа, так что на землянку не похоже. Долго я думал, что же это напоминает, и вдруг вспомнил. Есть такой сектантский ритуал «воскрешения»: человек ложится в могилу, его как бы хоронят, а потом он «восстает из мертвых». Потом я читал про эту секту: их учение схоже с американской «теософией процветания», и будто бы даже колдовство они применяют. Но достоверных фактов там не приводится. Хотя символика этой «доброй вести», которую я в Череповце видел, довольно странная: на кресте изображена дверь, за которой ступеньки лестницы ведут почему-то вниз.

Вскоре в монастырь прикатила на иномарке необычная гостья – бодренькая такая 70-летняя старушка, назвавшаяся... бизнесменом. Якобы у нее огромная фирма, выпускает продукцию 17-ти наименований, к тому же монастыри восстанавливает – уже два десятка восстановила. Гляжу на нее: на «фирмачку» совершенно не похожа, ясно как день, что завирает. Посмеялся про себя и спрашиваю, что ей, собственно, надо? Она говорит: «Я хочу ваш монастырь восстановить». И между делом так просит ей дать документы, по которым постройки и земля переданы нынешнему владельцу. Ах вот оно что!

Суть в том, что когда монастырь передавали Воскресенскому приходу, почему-то забыли поставить подпись в свидетельстве на землю. И старушка-бизнесмен хотела удостовериться. Расчет простой: под любым видом поселить своих людей в монастырь, потом спровоцировать судебное разбирательство и, пользуясь тем, что у нас документы не в порядке, отчуждить землю себе. Я этой Александре Александровне (так она назвалась) говорю: «Вот что, раз у вас фирма богатая, для начала сварите нам железные ворота со стороны реки. А там дойдет дело и до документов». Она: «Вы мне не верите?!» Я: «Давайте начнем с ворот...» И после этого ее ни разу не видел.

Между тем решалась судьба монастыря. Уж не знаю, кто подал эту идею – открыть в Ирапской пустыни лечебницу для наркоманов, но она понравилась сразу. И отцу Александру, и мне. Не успели мы вплотную ею заняться, как вдруг слухи по району поползли. Будто сюда свезут наркоманов, 540 человек, и весь Кадуйский район на иглу сядет. Какой-то немыслимый ажиотаж. Интересно, что основная волна его пошла как раз из школы, в которой перед этим побывала уже упоминавшаяся «Церковь добрая весть» – они снимали там помещения для своего летнего лагеря.

И как все сразу круто повернулось! Муниципальное собрание района, «учитывая общественное мнение», вдруг принимает решение отнять у Воскресенского прихода монастырь и передать другим.

Мы, конечно, пытались объяснить. В центральной районной больнице устроили конференцию, отец Александр привез из Череповца авторитетных специалистов-наркологов. Интересная беседа получилась. Главврач этой больницы мне говорит: «Слушай, вот пойдет к вам в монастырь молодежь на дискотеку, а там эти ребята и дадут им наркотики». – «Да какая ж в монастыре дискотека!» – удивляюсь я. «А что, не бывает?» И это главный врач, образованный человек!

Объясняю: «Вы что, думаете, навезут сюда наркоманов, и они станут раздавать наркотики направо-налево? Поймите, в стационаре разве это возможно? Там постоянное наблюдение за больными. Если кто употребит наркотик – это же будет видно. Его сразу отчислят». Перед этим я ездил к о.Сергию Белькову, который в п.Саперном под Петербургом устроил такой же центр. Так вот за 5-летнюю его практику только один случай был, когда девчонка сорвалась на иглу. Для таких больных, кстати, гораздо актуальнее уйти в запой. И даже на это у них времени нет, они же по 12 часов трудятся, остальное время молятся и спят – все сделано, чтобы отвлечь человека от мысли о наркотиках.

Эти ребята вовсе не «заразные». Все, кого в центр принимают на реабилитацию, – обязательно должны быть добровольцами, страстно желающими избавиться от наркозависимости. Собственно, таких только и можно вылечить. Плохому они уже никого не научат.

– Чем же все закончилось?

– Вмешался губернатор. Монастырь, конечно, у нас не отобрали. Но и планам по открытию центра пришел конец. Так что до сих пор эти стены пустуют.

Рассказал Виталий и о других начинаниях. Хотели в монастыре открыть православный детский лагерь, потом задумали интернат для пожилых священников. Старейший иерей епархии о.Василий Чугунов всюду ездил, хлопотал об этом. Но денег никто не дал.

Из медпункта, бывшего архимандритского корпуса, мы вышли во внутренний двор, обнесенный крепостной стеной. Глазам предстали два храма – Троицкий и Казанский, с торчащей из него трубой.

– Кочегарка была?

– Да. Но ничего с ним не сделалось, он в прекрасном состоянии. А вот Троицкий собор сильно погорел. Только мы взялись за его восстановление, случился пожар. И как раз на праздник Троицы. То ли поджог, то ли воля Божья – мол, сколько можно терпеть бездеятельность. И что примечательно. Внутри собора при коммунистах много перегородок наделали, тут ведь было общежитие для женского медперсонала – два этажа с кухней, библиотекой, потом еще бильярд поставили. Все это дотла сгорело. А старый пол, монахами еще настеленный, совсем не обуглился – целехонек.

Подходим к Казанскому храму. Действительно, ни одной трещинки на закопченных стенах.

– Его в первую очередь восстанавливать начнем. Посмотрите, какие стены! Прежде тут гараж хотели устроить – начали рубить ворота, да не смогли кирпич раздолбить.

– Да, раньше все крепко делали.

– Ну, пожалуй, не все, – уточняет доктор. – Вон в хоздворе конюшня, кирпич там полуобожженный, тронешь – сыплется. Каждой вещи свой срок отмеряли.

– Все же наши деды яйца в раствор клали, старались. А сейчас так не делают, – настаиваю на своем.

– В современный цемент сколько яиц ни клади, крепче не станет. Раньше просто иная технология была, ближе к природе. Какой в природе главный закон? Смерть порождает жизнь. Как сказано у апостола Иоанна: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Закон превращения. Вот представьте, как обыкновенная земля могла обратиться в такую монолитную стену?

Доктор погладил рукой по кирпичам и продолжал:

– А было так. Из карьера для кирпичей взяли известь – карбонат кальция. Потом его жгли в печи, где он «умирал», превращаясь в CaO, оксид кальция. Затем его гасили в воде, и получался уже вовсе CaOH2, гидроксид кальция. Этим гидроксидом выполняли кладку. И потом уже, в кладке, он впитывал из воздуха углекислый газ и вновь превращался в исходный материал – в карбонат. Вновь обращался в камень. Происходил полный кругооборот: жизнь – смерть – новая жизнь. В раствор добавляли яичный желток, молочную сыворотку или просто трупы животных – то есть белок, который служит источником углерода. И все это вместе так спаивалось, будто изначально было цельным.

Прощаясь с монастырем, погладил и я шершавый камень стены. Дойдя до ворот, оглянулся, чтобы запечатлеть в памяти церковь с торчащей из алтаря закопченной трубой. Интересно, действует ли в истории этот природный «закон превращений»? Умерши и вновь возродившись, станет ли наша вера так же крепче, так же монолитнее?

О психах

Обратно в Никольское мы шли не спеша. Под ногами чавкала грязь, и я мысленно возблагодарил Виталия за резиновые сапоги, в которые он переобул меня еще утром.

В сгустившемся сумраке дорога едва виднелась, и лишь небо, еще не угасшее, четко очерчивало путь – по абрису расступавшейся впереди лесной просеки. Виталий молчал. И я поймал себя на давно забытом ощущении... сверхреальности происходящего. Что, собственно, я здесь делаю? Как оказался в этом дремучем лесу? Впрочем, нет, не то... Лес тут не при чем.

Вспомнился вчерашний день, Череповец, часовня с мощами Филиппа Ирапского, молитва ему: «Да избавимся всяких скорбей и болезней душевных». И запись про девушку в книге исцелений: «Преподобный услышал один ее вздох, и ей стало хорошо». Вспомнился рассказ Виталия. Вот он идет рядом, последний хранитель Филипповой пустыни. И как странно, что он... психиатр. Дипломированный целитель душ. Разве такие совпадения бывают?

Чтобы скоротать дорогу, стал я расспрашивать его о профессии. Между прочим, задал вопрос:

– Виталий, бывает, отдельный человек почему-то впадает в беснование или, по-научному, в невроз, паранойю. А бывает то же самое с народами? Как психиатр, ты можешь объяснить, почему в какой-то промежуток времени целый народ начинает вести себя совершенно ненормально?

– Ты имеешь в виду массовые психозы?

– Нет, масса – это безличное сборище. Я говорю о народе, о нации, о человечестве. Ведь что-то ненормальное стало происходить с нами в последние сто лет. Тысячу лет Европа была христианской, и вдруг такое неверие, цинизм, страшные войны, разврат. А революция 17-го года? Какое-то всеобщее безумие.

– Да, я думал об этом. Это шизофрения, раздвоение сознания. Одной частью ума люди остаются в реальности, а другой переживают какую-нибудь идею фикс. Такой болезненной идеей, я считаю, для ХХ века стала идея прогресса. Истинная суть ее в том, что человек отказывается от ответственности. Мол, я всего лишь «потомок обезьяны», часть эволюции, с меня взятки гладки. Бога нет, мир возник самопроизвольно, механически, сам собою развивается, а я лишь плыву по его течению.

– Это дарвинизм. Но его же давно научно опровергли.

– Да при чем здесь наука! Ею просто прикрываются, чтобы скрыть душевную слабость. Вся загвоздка именно в этой слабине – в страхе перед вечностью, перед своим бездонным, непознаваемым «я», в страхе перед образом Божьим. Фактически человек бежит от своего настоящего «я». Так и начинается безумие.

Взять современного образованного человека. Он очень гибок, и с ним можно разговаривать о чем угодно. О параллельных мирах – пожалуйста, почему бы и нет. Инопланетяне? Что ж, возможно, они существуют. Что угодно назови – со всем может согласиться. Но когда скажешь, что был Творец, – о, тут всякие допуски и вольности вмиг кончаются. Шерсть встает дыбом, зубы оскал приобретают. Сколько раз я это наблюдал – и всегда поражался. Больного, бывает, осматриваешь, живот щупаешь: все мягко, мягко, вдруг бац – боль! Кричит: «А-а-а!» И тут то же самое.

Видите? Вопрос о Боге – он не праздный. Скажи человеку, что в Австралии найдены динозавры, причем живые. Ведь поверит. Или что в океанской впадине обнаружена черепаха, на которой раньше мир держался. Ну, пожмет плечами, да и только. Почему? Да потому что это его ни к чему не обязывает. А мысль о Боге – о, это уже начинает тревожить. Ведь если есть Бог, то значит мое «я» не просто так существует, надо что-то с собой делать, спасать себя для вечности... Дискомфорт, понимаете. А не проще ли сунуть голову в песок, будто меня и нет?

– Я слышал, сумасшествие невозможно излечить.

– Об этом до сих пор спорят. Что я знаю точно – сам человек от безумия избавиться не способен. Если душа слаба, то как ей с недугом справиться, как пересилить? Даже такое простое расстройство, как алкогольная зависимость, самому не преодолеть. Бывает, конечно, алкоголик собирает волю в кулак, бросает пить. Но это даром ему не проходит. Сколько раз я наблюдал, как у таких «исправившихся» меняется личность, они становятся обуреваемы страшной гордыней, в быту их уже трудно терпеть. Почему? А представьте человека, плывущего по реке в байдарке. Ему неудобно, он скрючился, хочется выпрямиться в полный рост. Тогда он встает – и лодка дает крен, вот-вот перевернется. Так же и тут. Душа человека, как лодка на воде, сама по себе не имеет опоры. Нужно, чтобы кто-то придерживал за борт, пока она выпрямляется...

– В психиатрических клиниках это делают врачи?

– Должны делать. Но я бы не стал переоценивать психиатрическую науку. Мы не то что лечить, даже диагноз порой не можем поставить. Вот, скажем, приходит ко мне на прием парнишка 19 лет, выпускник интерната для слабоумных. В документах значится – олигофрен. А он мне про «моральное давление» толкует, про «интеллектуала» и прочее – такие слова использует, о которых олигофрен даже помыслить не смог бы. То есть с абстрактным мышлением у него все в порядке. Пытаюсь парнишку устроить в ПТУ, на работу – нигде не принимают. По документам он проходит как «олигофрен». А что получилось? Когда-то в первом классе обычной школы педагоги испытали с ним какие-то трудности, вот и спихнули «к психам».

Это еще что! Одному и тому же человеку в Москве могут поставить шизофрению, в Петербурге – психопатию, а в Харькове вообще его признают здоровым. В Москве до сих пор довлеет школа академика Снежневского с его латентной, то есть скрытой, шизофренией. Эта школа расцвела в сталинское время, когда любые отклонения в поведении инакомыслящих были достаточны для заключения в психлечебницу.

– Мрачная картина.

– Без Бога – потому и мрачно.

Слон, слоны, слонопотамы

Так за разговорами дошли до Никольского. В окнах амбулатории горел свет – жена Виталия ждала нас, собрав на стол. Поужинав, расположился я в хозяйском кабинете, исследуя богатую библиотеку сельского доктора. Особенно понравилось мне роскошное издание Брэма, про животных.

– А вот жираф, – заметив открытую страницу, весело прокомментировал Виталий, – поразительное существо! Чудо! У него в имени сразу три «е» – «длинношеее». Вот он и смотрит на них с высоты своей шеи, усмехается.

– На кого смотрит?

– Да на дарвинистов, кого же еще! По теории Дарвина, жираф – нонсенс. Произошел он, как считается, от козы, обитающей в саванне. Еды в этой саванне – завались, ежегодно там вырастает 30 тонн надземной фитомассы на гектар. Для сравнения: у нас на севере всего 4,5 тонны, максимум. Это когда трава по пояс. В общем, не голодала эта козочка. Но очень захотелось ей попробовать листьев на дереве. Потянулась, потянулась – и вот какая шея у нее выросла. Как, почему? Эволюционисты руками разводят. Это ж сколько неудобств. В шее всего семь позвонков, как у воробья. Между тем, рост жирафа – пять с половиной метров. Колебания кровяного давления – 220 на 160, выше, чем у кого-либо. Представьте: голова там, наверху, и вдруг жираф наклоняет ее к земле. Это все равно как чайник горлышком вниз опрокинуть. Это же мгновенный инсульт, разрыв мозговых сосудов! Но жираф не так прост, в шейной вене он особые такие клапаны отрастил, вроде шлюзовых камер, чтобы кровь ступенчато стекала. И все ради чего? Ради зонтичной акации. Кроме нее, жираф ничего не ест, хотя на земле под копытами полно другой пищи.

Где логика? По теории эволюции, каждый вид должен прогрессировать, все лучше и лучше приспосабливаясь к окружающему миру. А мы что видим? Наша «сумасшедшая» птица клест яйца откладывает зимой и птенцов выводит в морозы. Ради чего, почему? А потому что она питается только хвоей сосны и ели. Причем есть клесты-еловики, есть клесты-сосновики. Бывает неурожай на елку, бывает – на сосну. Что бы им не переключаться туда-сюда? Нет, голодают.

Коала питается одним эвкалиптом, исключительно им. Есть несколько видов эвкалипта, соответственно, есть и несколько видов коал. Так называемый бамбуковый медведь питается бамбуком. Бамбук растет 100 лет, потом цветет, и вся роща умирает. Вместе с медведями.

Примеров тысячи. Где же прогресс, поступательная эволюция? Я вот пытаюсь представить, как муха может превратиться в слона. Есть такая игра: в слове меняешь буквы, чтобы получались иные смысловые значения. Например, «слон – слог – стог – стяг...» Пока не образуется «муха». В генной инженерии такое возможно. Так, вероятно, и Творец создавал наш мир, перебирая разноцветные гены-буковки. А эволюция – это совсем другое. Там буковки не меняются, а лепятся друг к другу: «слон», потом «слоны», потом «слонопотамы»... Целая фраза со «слоном», из которой должны вырасти рассказ, повесть. Эволюционируя, существо должно накапливать все большую генетическую информацию. Но что мы видим на самом деле? У человека генетический код состоит из 46 хромосом. У шимпанзе их 48, то есть на две больше. Значит, обезьяна произошла от человека? А у рака, представь, хромосом около 100 штук.

Дарвинисты все валят на мутацию. Но слепая мутация – это вырождение, это любому медику и биологу известно. Тогда бы мы пришли к голой планете, покрытой простенькой травкой, по которой бегают мелкие всеядные крысоподобные существа. Не было бы Божьего мироздания, удивительного своим разнообразием.

Почему отказались от селекции, когда возникла необходимость заставить кишечную палочку вырабатывать инсулин? Есть такая методика лечения диабета – если у человека нет инсулина, то он может получать его прямо из своего кишечника при помощи такой модифицированной палочки. Дарвиновской селекции не доверили, обратились к той же генной инженерии. То есть пошли по пути Творца, а не слепой природы.

Эволюционисты любят ссылаться на закон «бритвы Окама», который гласит: если есть возможность объяснить явление другими простыми явлениями, то зачем прибегать к сложным? И при этом лукавят. Потому что идея Творца намного проще и естественнее, чем идея происхождения видов, которая из-за множества нестыковок вынуждена усложняться и усложняться.

Теория Дарвина за 200 лет не принесла никаких плодов. Менделеев придумал Периодическую систему – и она помогла открыть новые элементы, понять строение микромира. То же самое с теориями Бутлерова, Эйнштейна и других. А Дарвин? Только смуту внес в науку и человеческие души!

Слушая монолог сельского врача, я продолжал листать Брэма.

– А вот искомый слон, – обрадовался он, упершись пальцем в картинку. – Какое чудо! Называют еще венцом природы. Беременность – 24 месяца, то есть два года дитя вынашивает. Сам весит до 7,5 тонны, а новорожденный – 100 килограммов!

Виталий продолжал «ругать» слона, мол, чего он такой неприспособленный, совсем не эволюционный. Но по тону чувствовалось, что он любуется этим «слонопотамом»... Спать я улегся почти под утро, с четко оформившейся мыслью: «Не-по-бе-ди-мый!»

Вернувшись в Череповец, вновь зашел я в часовню приложиться к мощам преподобного Филиппа (на фото внизу). За свечным киоском стояла та же матушка Юлия. Заглянул в книгу исцелений – там прибавилось еще две записи. И все такие же простые: «Тяжесть куда-то пропала, и... стало хорошо».

Мне тоже было хорошо. С легкой душой отправился я на вокзал.

М.СИЗОВ
Вологда – Сыктывкар
Фото автора.

Филипп Антельм Низье (Низьер) родился 25 апреля 1849 в деревне в Савойе. Чуть ли не с пеленок он отличался уникальными паранормальными способностями. Этот факт многие его почитатели приводят в качестве аргумента его «божьего» дарования, ведь в таком раннем возрасте он еще не мог ни у кого обучиться способности управлять оккультными силами.

А паранормальные дарования шестилетнего Низье уже очень сильно беспокоили деревенский священника, который полагал, что это может быть проявлением и дьявольской одержимости. Но, к счастью, в тринадцатилетнем возрасте Филипп Антельм Низье уже вовсю использовал свой уникальный дар для целительства.

Филипп Низье одновременно был и почитаемой, и весьма спорной фигурой, а некоторые даже считали его вернувшимся Иисусом

Тем не менее в возрасте четырнадцати лет Филипп Антельм Низье отправляется в город Лион, чтобы освоить какую-либо профессию и начать зарабатывать на хлеб насущный. В Лионе жил его дядя, работающий мясником. Именно эту профессию и должен быть освоить юный Филипп Низье.

В Лионе во время разделки туши Филипп Низье нечаянно перерезал себе сухожилия большого и указательного пальцев на левой руке. Из-за этой травмы можно было потерять работу. И тогда юный Филипп Низье вправил назад перерезанный палец, который едва-едва держался, охватил его здоровой рукой и принялся молиться. Буквально спустя несколько мгновений кровь остановилась, а палец — не просто зажил, но и прирос назад к ладони, словно ничего и не случилось!

Когда же Низье привезли в госпиталь, врачу ничего не оставалось, как наложить защитную повязку и удивляться тому, что не было никакого заражения, ни каких-либо других побочных негативных последствий.

Филипп Низье записывается добровольцем в армию в 1870 году. Но солдатом он пробыл недолго. Вернувшись с войны, ему пришлось выбирать, куда направить свой жизненный путь. И Филипп Низье понимает, что нет смысла бегать от судьбы: в 1872 году он открывает свой целительский кабинет в Лионе. Это позволяет ему не только совершенствовать дар, но и заработать деньги, чтобы начать осваивать медицину, о которой он мечтал.

Открыв кабинет, где Филипп Низье исцелял людей с помощью оккультных сил, он надеялся не только усовершенствовать свое мастерство, но и получить возможность учиться медицине, поскольку считал, что изучение его дара поможет лучше лечить страждущих.

Но чем больше распространялась слава о Филиппе Низье, как целителе, тем больше росла зависть дипломированных врачей. И, в конец концов, зависть достигла такого предела, что, Филиппа Низье стала преследовать французская полиция, обвинявшая его в незаконной медицинской практике.

К счастью, дело далеко не зашло, ведь завистникам-врачам не было что предъявить ему — Филипп Низье даже не прикасался к своим пациентам, не совершал никаких «сатанинских» обрядов, а просто... молился за здоровье человека и тот выздоравливал!

Знакомство Филиппа Низье с Папюсом (знаменитый французский оккультист того времени) кардинальным образом изменило жизнь обоих, они не просто встретились, как два выдающихся человека, но и подружились, причем их дружба была настолько взаимной и глубокой, что Низье стал крестным отцом сына Папюса, которого в честь Низье также назвали Филиппом.

А следует понимать, что оккультисты очень трепетно и ответственно относятся к тому, кого выбирают на роль крестных, ибо это высокая «астральная» ответственность. Сын Папюса Филипп души не чаял в своем крестном отце и впоследствии написал книгу о Низьере, под названием «Мастер Филипп из Лиона»,

О знакомстве Филиппа Низье и Папюса существует две версии. Согласно первой однажды Папюс увидел Низье в пророческом сне и поэтому при встрече сразу узнал его. А согласно второй версии, Папюс как-то приводил сложный магический ритуал, и когда он уже собирался войти в магический круг, в дом ворвался Низье и не позволил ему сделать это.

Потом оказалось, что в проведении магической церемонии закралась ошибка, которая привела бы Папюса к неминуемой гибели. Но к счастью, мимо его дома проходил Филипп Низье, заметивший сквозь открытую дверь (тоже одна из ошибок), что над человеком собирающимся войти в магический круг, нависла темная аура. Не мешкая, он ринулся спасать несчастного.

Все скандалы и проблемы, сопровождающие целительскую деятельность, конечно, остудили его пыл и он 1895 году, прислушавшись к советам Папюса, основал «школу магнетизма» в Лионе, полностью посвятив себя вопросам оккультизма.

И хоть Филипп Низье стал больше уделять вопросам оккультизма, он, все же, время от времени, приводил целительные сеансы. И однажды в 1875 одна женщина привела к нему свою дочь, с просьбой вылечить ее. Просьба была выполнена, но выздоровевшая девушка, которую звали Жанна Ландар, решила не отдаляться от своего спасителя, а в знак благодарности стала помогать ему в его целительской и оккультной деятельности.

Низье и Ландар так сблизились, что в скором времени поженились. Впоследствии Жанна Ланлдар родила Низье двоих детей.

Время шло, слава Филиппа Низье, как целителя росла, и в итоге, она вышла за пределы Франции. А завистник, как не старались, их попытки становились все более бесплодными. И наконец, словно в издевательство над ними, судьба восстановила справедливость. И Филипп Низье, будучи непризнанным официальной медициной у себя на родине, получает степень доктора медицины в Университете Цинциннати, а в 1885 ему присваивается звание почетного жителя итальянского города Акри «за заслуги перед наукой и человечеством».

Мало того, еще через год Королевская Академия Рима награждает его почетным титулом Доктора Медицины.

Последнее событие, просто взбесило его завистников, и они снова принялись портить ему жизнь, в результате чего в 19887 и 1890 году Филипп Низье вновь был оштрафован за нелегальную медицинскую практику.

Слава Филиппа Низье с каждым годом становилась все ширилась, и, в конце концов, достигла России. И вот в один из сентябрьских дней 1900 года Низье в Лионе посетил Великий Князь Владимир. Последний был настолько впечатлен самим Низье и его способностями, что пригласил мастера в Россию. Низье с радостью принял это приглашение и уже зимой 29 декабря того же года посетил далекую северную страну, где пробыл два месяца.

В России между Низье и Николаем II установились хорошие отношения. Николай II так уважал Филиппа Низье, что спрашивал его мнение о разных вопросах. В итоге Низье предсказал рождение наследника Алексея в 1904 году, а также военное поражение и революцию.

В России Низье больше воспринимали как могущественного мага, чем целителя. И тому в немалой степени способствовал произошедший с ним удивительный случай.

Как-то он присутствовал на проповеди одного священника, который рассказывал о чудесах, описанных в Библии, на что Филипп Низье сделал критическое замечание, мол, не стоит все написанное в священном писании воспринимать буквально. Это разозлило священника, и он воскликнул: «Пусть молния ударит в эту церковь, если я не прав». На что Филипп Низье просто провел рукой сверху вниз, как бы от неба в землю, и в тот же миг, к невероятному изумлению всех присутствующих, в церковь ударила молния!

Слава Низье достигла апогея, весь мир уже знал его как выдающегося целителя, и только французская официальная медицина по-прежнему не только не признавала его, но и продолжала постоянно искать повод устроить ему какую-либо гадость.

Но этому пришел конец, когда упорные ходатайства императора Николая II были вынуждены французских медиков устроить экзамен Низье, чтобы все-таки дать ему официальный диплом доктора медицины.

Для этого ему вручили список номеров больничных коек одного из госпиталей и предложили, не видя ни пациентов, ни их историй болезней, поставить им диагноз и вылечить их. Конечно же, любому здравомыслящему человеку было понятно, что это не экзамен, а издевательство. Но Филипп Низье все же согласился на него и с честью сдал — поставив точный диагноз и исцелив всех больных!
Французским официальным медикам ничего не оставалось, как выдать Низье нужное разрешение и присвоить звание доктора медицины.

Филипп Низье заранее предчувствовал свою смерть: написал в письме Николаю II, что собирается покинуть человеческое тело, а вернуться к людям уже совсем в другом образе. Низье заранее прощался с теми, кто ему был дорог, оставлял различные указания относительно того, что стоит сделать после его ухода.

С февраля 1905 года здоровье Филиппа Низье стало стремительно ухудшаться, а 2 августа 1905 в возрасте пятидесяти шести лет он покинул этот мир.

Апостол Филипп - один из учеников Христа, отличающийся образованностью и хорошим знанием Священного Писания. Так же как и Петр, юноша жил в городе Вифсаида. Филипп занимался книжными науками и уже с детства знал Ветхий Завет, всем сердцем желая пришествия Иисуса Христа. Необъятная любовь теплилась в его сердце по отношению к Господу. Сын Божий, зная о душевных порывах Филиппа, веровавшего во Всевышнего, отыскал юношу и позвал за Собой.

Верую, Господи!

Апостол описывает один сюжет из жизни Филиппа, который доказывает подобные рвения. Как-то, встретив своего друга Нафанаила, ученик Христов поспешил сообщить великую новость - пришел Тот, о котором говорили ветхозаветные пророки. Святой апостол Филипп, заметив тень сомнений на лице товарища, решил отвести его ко Христу - юноша был уверен, что Нафанаил узнает Мессию. Господь, увидев сомневающегося, признал его честным и нелицемерным израильтянином. Удивленный юноша спросил Сына Божьего о том, как можно судить о человеке, если никогда не знал его. В ответ Христос сказал, что он видел Нафанаила под смоковницей. И тогда вспомнил юноша, что в тот момент он был совершенно один, размышляя о грядущем появлении Мессии. Нафанаил молил Господа послать на Землю Своего Сына, который наконец очистит род человеческий от всех грехов. В тот момент юноша, не сдерживая слез, непрестанно молился. И тогда, находясь перед лицом Иисуса, понял Нафанаил, что Господь услышал его молитвы: теперь Он на земле. Припав к ногам Мессии, юноша признал Христа Сыном Божиим.

Нафанаил был очень благодарен ученику Иисуса за то, что он рассказал о Великом Пришествии и привел его к Тому, кого он, даже и не мечтал увидеть, а тем более стоять рядом, лицом к лицу. Апостол Филипп радовался вместе со своим другом.

Чудесный пир

Ученик Христов Филипп славословил своего учителя и ценил, но видел в Нем только высшие человеческие проявления. Ему было сложно познавать в Нем всемогущего Бога ввиду своей греховной природы, которая присуща всем людям. Господь, видя маловерие в Своем ученике, пожелал это исправить. Как пишет апостол Иоанн, Христос, идя с пятью тысячей народа вдоль берега моря, захотел накормить людей. Испытывая Филиппа, Иисус спросил юношу, где можно достать хлеб для народа. Апостол, забывший о божественном величии Мессии, просил его отпустить народ по окрестностям искать пропитание, так как имеющихся монет все равно не хватило бы для того, чтобы купить столько хлеба. Спаситель знал, что именно так ответит ему апостол Филипп. После слов своего ученика Христос, согласно Библии, взял 5 хлебов и 2 рыбы и, преломив их, начал раздавать людям. Каждый, кто подходил к Сыну Божьему, получал пищу. АпостолФилипп, увидев устыдился своего маловерия. И вместе с народом прославлял Господа Бога и Иисуса Христа, от Него рожденного.

Единство Отца и Сына

Православное христианство особо почитает Филиппа за то, что он всегда имел дерзновение задавать Господу интересующие его вопросы и получать на них ответы, которые запечатлены в Евангелии. Так, например, после апостол попросил Иисуса показать всем ученикам Отца Небесного. Христос, услышав это, упрекнул Филиппа, сказав, что тот, кто видел Сына, тот узрел и Всевышнего. Иисус говорил, что Отец, пребывающий в Нем, и творит благие дела. Таким образом, ответ Сына Божьего еще раз доказывает, что Он есть не творение, а Творец, будучи на равных со своим Отцом. 4 века спустя после воскрешения Иисуса Христа еретики во главе с Арием попытаются исказить сущность Святой Троицы, говоря о человеческой природе Сына Божьего. Но смог опровергнуть этот факт словами из Библии и чудом, которое произошло на одном из его собраний. Святитель Спиридон Тримифунтский, вступивши в спор с одним из арийских философов, наглядно доказал существование Святой Троицы. Взяв в руки камень, он с силой сжал его, в результате чего из кирпича изошел огонь и потекла вода, а в ладони старца осталась глина.

Путь апостола

Подобно остальным ученикам, Филипп получил благословение от Господа на то, чтобы исповедовать веру. В день Пятидесятницы, после Сошествия Святого Духа, апостол отправился в Галилею. Однажды, бродя по ее улицам, Филипп встретил женщину с умершим младенцем на руках. Безутешная долго плакала о потерянном сыне. Апостол, сжалившись над женщиной, подошел к ней и, поднеся руку к ребенку, воскресил его Увидев ожившего ребенка, мать бросилась к ногам ученика Божьего и просила окрестить ее во имя Господа. Так обратил к вере женщину и младенца Апостол Филипп. Житие его также повествует и о других чудесах, из-за которых одни, в основном простые люди, крестились, а злобные книжники и фарисеи обличали ни в чем не повинного ученика.

В Греции

Святой Апостол Филипп продолжил свои странствия в эллинской земле. Там ученик Христов проповедовал, исцелял и даже один раз воскресил умершего. Весть об этом разнеслась по всей Греции и дошла до священников Иерусалима, после чего архиерей вместе с фарисеями прибыл на землю эллинов.

Тогда, облачившись в священнические одежды, он решил судить апостола Филиппа, обвинив его в прельщении простого народа своими чудесами. Священник, вне себя от ярости, упрекал ученика, что Он распространяет ложную веру. Архиерей обвинил Филиппа и всех апостолов в том, что они сами забрали тело Господа из гробницы после его распятия на кресте. Народ, слыша эти слова, закричал, требуя ответа от апостола. В этом момент Дух Святой гласил от имени Филиппа, рассказывая людям всю истину - как гробницу закрыли неподъемным камнем и приставили стражу, надеясь обличить Странника во лжи. Но Христос воскрес, имея силу Божью. И даже гробовые печати не были тронуты, о чем и рассказал эллинам апостол. Архиерей, услышав Истину, рассвирепел и набросился на Филиппа с непреодолимым желанием задушить его. В то же момент священник потерял зрение и стал черным, будто уголь.

Люди, увидев беспомощного ослепшего архиерея, обвинили Филиппа в колдовстве и тоже захотели погубили его. Но все, кто пытался это сделать, теряли зрение и чернели, подобно священнику. В этот же момент земля под ногами народа начала буйствовать, заставляя их трепетать от страха.

Обращение к Господу

Апостол Филипп, не в силах видеть духовную слепоту разъяренного народа, в слезах начал молиться Господу. Всевышний просветлил многих людей в толпе, и они уверовали во Христа. И лишь злобный священник продолжал стоять на своем, посылая хулу на Господа. Не в силах это терпеть, Всевышний сделал так, что земля разверзлась и поглотила архиерея. Люди, познавшие, что есть страх Божий, продолжали креститься и принимать в свои души Христа. На место погибшего священника апостол Филипп определил другого епископа, всей душою уверовавшего в Иисуса.

Путешествие в Азот

После обращения греков в христианство, апостол Филипп решил отправиться в Сирию. Перед этим он помолился и увидел на небе изображение золотого орла, который распростер свои крылья так, как руки Иисуса Христа были приколочены к кресту. Сев на борт корабля, Филипп вместе с остальными путниками направились в сирийский город Азот. Во время путешествия начался шторм, что ввело многих в отчаяние - казалось, уже невозможно было спастись. Но Филипп, имея твердую веру, непрестанно молился. Вдруг на небе появился крест, озаривший своим светом небо и морские волны, и буря тотчас же утихла. Апостол, прибыв в город, расположился у одного старца. Тот имел дочь, страдающую от глазной болезни. Вся семья с восторгом слушала учение, особенно эта девушка. Филипп, видя ее душевный восторг, пожелал исцелить больную словом Божием, что и сделал. Семья старца после этого приняла крещение.

Последнее пристанище

После Азота Филипп направился в другой город Сирии - Иераполь. Его жители не приняли ученика Христова, желая побить его камнями. На защиту апостола встал только один человек, у которого впоследствии поселился Филипп. Его звали Ир. Этот человек, проявивший мужество и не побоявшийся толпы, принял крещение во имя Христово. Жестокосердные люди, не находя себе покоя, решили поджечь жилище, где находились апостол и Ир. Филипп, прознав о народном замысле, вышел во двор. Люди бросились на апостола, словно изголодавшийся зверь на свою добычу. Филиппа привели к правителю города Аристарху, прознавшему о появившимся в их краях ученике Христовом. Градоначальник, свирепея и негодуя, вцепился апостолу в волосы, и тут же его рука отсохла, а сам он ослеп и оглох. Обезумевший народ, находясь в страхе, требовал от Филиппа исцеления градоначальника. Но апостол не мог этого сделать до тех пор, пока Аристарх не уверует в Господа. Но народ, продолжая показывать Филиппу свой цинизм и неверие, попросили его исцелить мертвеца, которого собирались хоронить. В этом случае они обещали обратиться в христианство. Апостол Филипп выполнил то, что просили ненасытные до зрелищ люди. Умерший воскреснул и, припав к ногам ученика Христова, молил крестить его. Он благодарил Филиппа за то, что тот спас его от бесов, которые волокли его в преисподнюю - вечную погибель для души.

Народ единогласно начал прославлять Всевышнего, также желая принять крещение. В это время Филипп попросил людей успокоиться, после чего передал Иру крестное знамение, которое он должен был приложить к иссохшей руке, ушам и глазам Аристарха. Правитель чудесном образом исцелился. Восторженные люди решили уничтожить своих деревянных идолов и впредь веровать в единого Господа. Православное христианство утверждает, что апостол Филипп основал в тех краях храм и поставил во главе него верного Ира.

Вместе с другими учениками

Продолжая странствия по миру, Филипп встретил апостола Варфоломея и его сестру Мариамну. В тот момент они проповедовали по мизийской земле и в Лидии, прославляя Христа. Их унижали, оскорбляли и били, но они продолжали нести на своих плечах священную миссию. Филипп отправился с ними в Иераполь Фригийский. В этом городе апостолы смогли исцелить слепого, который не видел в течение 40 лет.

Смерть ученика Христова

Однажды жену правителя Иераполя укусила змея. Женщина, услышав о нахождении в их землях апостолов, совершающих чудеса, повелела отправить за ними. Филипп, Варфоломей и Мариамна пришли в ее дом и исцелили больную. Женщина без сомнений крестилась.

Градоначальник Никанор, узнав о том, что его благоверная уверовала во Христа, повелел схватить апостолов и осудить их. Правитель собрал всех жрецов, которые желали мести ученикам Иисуса.

На суде градоначальник срывал с апостолов одежду, будучи уверенным, что вся их сила заключается в облачении. Приблизившись к Мариамне, слуги хотели обнажить юное тело девы Мариамны, тем самым опорочив его. Но Господь не позволил этого сделать, осветив девушку таким ярким пламенем, что они в страхе бежали. Так Мариамна осталась нетронутой. Апостолов же постигла горькая участь. Правитель повелел распять Филиппа на кресте вниз головой перед местом поклонения ехидне. Апостолу просверлили ступни и, вставив в них веревки, подвесили, тем самым казнив. Такая же участь настигла и Варфоломея, которого распяли рядом с храмом. В этот момент сделалось страшное землетрясение, недра развезлись, поглотив языческих жрецов и правителя города. Уверовавшие во Христа слезно просили апостолов помолиться Богу о прекращении этих ужасов. Варфоломея удалось снять с креста, а Филипп погиб, что было угодно Господу. Вот так и закончил свой земной путь апостол Филипп. Житие его поистине свято.

Заступник перед Богом

Молитва апостолу Филиппу обладает чудотворной силой. Обращаться к нему может не только человек, который носит это имя. Филиппу молятся в борьбе со страстями и искушениями, в поиске Истины, богоугодной жизни и избавлении от преждевременной смерти без покаяния и причастия.

В день памяти ученика Христова 27 ноября прочитайте акафист апостолу Филиппу - это молитвы, прославляющие святого и описывающие его жизненный муть. Все произведение разделяется на кондаки, тропари и икосы (славословие). В молитвах святого называют лозой винограда Христова, светильником пресветлым и лучом преславным. Прочитайте акафист апостолу Филиппу, погрузитесь в его содержание и вы поймете, насколько был велик его подвиг. Конечно, без Божьей помощи ученик Христов не смог бы подвизаться на подобные поступки. Но его бесконечная вера и горячее сердце стали решающим фактором его служения Богу.

Апостол Филипп. Икона

Этот святой по-разному изображается на образах. На одной из икон он представлен в зеленом облачении с красной накидкой. В одной руке он держит сверток, а правой благословляет всех во имя Христа.

Другие иконы изображают земной путь апостола. Одна из самых знаменитых - это распятие Филиппа перед местом поклонения ехидне. На образе можно заметить, что апостол, истекая кровью, продолжает неслышно молиться. Когда долго смотришь на эту икону, кажется, что нимб над его головой становится еще ярче.

Во имя Господа и святых

Ученик Христов Филипп, жизненный путь которого поистине свят и наполнен непоколебимой верой, заслужил, чтобы в его честь устанавливали храмы. Так, например, церковь апостола Филиппа (Великий Новгород), датируемая 1194 годом, имеет форму корабля. Такой стиль строения относится к самым древним и знаменует собой спасение для людей. Как на корабле можно переплыть моря и океаны и добраться до берега, так и через церковь можно обрести Царство Божие. Храм был реконструирован к концу ХХ века.

Те, кто живет в Москве, могут посетить храм апостола Филиппа на Арбате. Церковь была построена в XVII веке и функционирует по сей день. Но не только в России славословят и почитают Филиппа апостола. Церковь в честь этого ученика Христова также построена в Объединенных Арабских Эмиратах, где православная паства немногочисленна, но непоколебима в своей вере.

Храм апостола Филиппа некогда существовал на Кремлевской площади, но в настоящий момент церковь не сохранилась (остался один алтаря) и доступа, разумеется, туда нет.

Вера во Христа и самоотвержение во имя Господа - вот то, что поможет людям войти в Царствие Небесное, подобно Филиппу.

МОЛИТВА - обращение верующего человека к Богу, к Божией Матери или к святым с просьбой, благодарностью или славоловием.

ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ.

В этой молитве мы обращаемся к Господу с просьбойпомиловать нас. Несмотря на кажущуюся простоту слов, эта молитва имеет глубокий смысл. Господь, милости Податель,знает всё, что нам необходимо.Обращаясь к нему с этой молитвой, мы вверяем всего себя Его благой воле и промыслу.

ОТЧЕ НАШ.

ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ!

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ,

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ;

И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША, ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ;

И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ.

НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО.

Эту молитву называют молитвой Господней. Её можно назвать самой главной из молитв - ей научил нас Сам Господь Иисус Христос. Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 - 13) и Луки (глава 11, стихи 2-4). Она присутствует во всех церконых службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения.

Молитва Господня начинается с обращения к Отцу Небесному. Мы называем Бога Отцом, то есть именем самого родного нам человека. Это говорит о большой близости Его к нам, о Его любви к нам, как отца к детым. А ещё о том, что в каждом из нас есть что-то, полученное нами от Бога, как в каждом ребёнке есть унаследованное от родителей.

Затем следует прошение об освящении имени Божия и о наступлении Его Царства. Мы просим помочь нам жить так, чтобы наша жизнь прославляла имя Божие на земле. Ожидание Царства Божия, которое непременно должно наступить, является выражением сути нашей веры. Веры в то, что, в конце концов, всякий грех и всякое зло будут побеждены навсегда. Это не значит, что мы должны сидеть сложа руки в ожидании конца света. Мы просим Бога стать Хозяином в наших сердцах, чувствах, мыслях уже здесь. Ведь если жизнь каждого из нас и всех вместе будет принадлежать Богу, Царство Божие, по слову Христа, откроется в нас (смотри Евангелие от Луки, главу 17, стих 21).

Прошение о том, чтобы воля Божия осуществлялась как на земле, так и на небе, продолжает эту мысль. А также заставляет вспомнить: всё, что происходит с нами, происходит по воле Божией. Произнося слова "да будет воля Твоя", мы покорно принимаем волю Божию, которая неизменно ведёт нас ко спасению - даже во время трудностей и скорбей.

Прошение о "хлебе насущном" можно понять двояко. Во-первых, как просьбу дать нам всё необходимое для обычной жизни: еду, дом, одежду. И, во-вторых, как просьбу о даровании нам Хлеба, который превыше всего. Это Тело и Кровь Христовы, которым мы приобщаемся в Таинстве Евхаристии.

Потом мы просим Бога простить наши грехи. Ведь только так мы можем помириться с Богом - нашим Отцом. Но, прося Господа о прощении, мы и сами должны прощать другим причиняемые нам обиды и огорчения: "прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам". Святые отцы говорили, что мы не имеем права читать молитву "Отче наш", если обижаемся на кого-то. Молитва напоминает нам. что отношения с окружающими нас людьми должны быть подлинно христианскими - без этого невозможна духовная жизнь.

Наконец, молитва заканчивается просьбой уберечь нас от тех грехов и ошибок, что могут случиться в будущем ("не введи нас во искушение"), а также избавить нас от злого действия падших духов - бесов и сатаны ("избавь нас от лукавого").

ДОСТОЙНО ЕСТЬ.

ДОСТОЙНО ЕСТЬ ЯКО ВОИСТИНУ

БЛАЖИТИ ТЯ БОГОРОДИЦУ,

ПРИСНОБЛАЖЕННУЮ И ПРЕНЕПОРОЧНУЮ

И МАТЕРЬ БОГА НАШЕГО.

ЧЕСТНЕЙШУЮ ХЕРУВИМ

И СЛАВНЕЙШУЮ БЕЗ СРАВНЕНИЯ СЕРАФИМ,

БЕЗ ИСТЛЕНИЯ БОГА СЛОВА РОЖДШУЮ,

СУЩУЮ БОГОРОДИЦУ ТЯ ВЕЛИЧАЕМ.

Молитва "Достойно есть" обращена к Божией Матери. Пресвятая Дева Мария родила Господа Иисуса Христа. Её молитва ко Христу, молитва Матери, имеет огромную силу. Ни одна служба не обходится без обращения к Божией Матери.

По происхождению "Достойно есть" - песнопение, причём не одно, а два. Более древней является вторая часть - "Честнейшую Херувим". Этот текст был написан в VIII веке преподобным Косьмой Маюмским. "Честнейшую Херувим" - это прославление Божией Матери, Которая родила "без истления", то есть девственно Бога-Слово. Поэтому Она выше самых высших Ангельских чинов - Херувимов и Серафимов. Благодаря красоте слов это песнопение стало одним из самых любимых и распространённых в Церкви. Оно употребляется в богослужении и без начальной части ("Достойно есть").

"Честнейшую Херувим" было дополнено припевом "Достойно есть" в 9 веке. Произошло это так. Один монах молился в своей келье на святой горе Афон, воспевая "Честнейшую Херувим". И вдруг ему явился некий инок, научил прибавлять к этому песнопению начальный припев "Достойно есть", а затем чудесным образом исчез. Монах понял, что это был не человек, а Ангел, и рассказал об этом случае другим афонским монахам. С той поры "Достойно есть" стало одним из любимых православных песнопений.

Эта молитва звучит или в заключении определённых частей члужбы, или в самом её конце. На домашней молитве "Достойно есть" обычно читается или поётся в самом конце.

ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ

ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ, УТЕШИТЕЛЮ, ДУШЕ ИСТИНЫ,

ИЖЕ ВЕЗДЕ СЫЙ И ВСЯ ИСПОЛНЯЯЙ,

СОКРОВИЩЕ БЛАГИХ И ЖИЗНИ ПОДАТЕЛЮ,

ПРИИДИ И ВСЕЛИСЯ В НЫ,

И ОЧИСТИ НЫ ОТ ВСЯКИЯ СКВЕРНЫ,

И СПАСИ, БЛАЖЕ, ДУШИ НАША.

Эта молитва обращена к Святому Духу - Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Утешителю, который всегда пребывает в сердце православных христиан, если только наши грехи не отвращают Его Лик от нас. Как учит Церковь, Святым Духом поддерживается существование всего сотворённого мира. Именно поэтому Он называется Пребывающим везде и Подателем жизни - как жизни на земле, так и вечной жизни с Богом.

Эта молитва - одно из песнопений праздника Пятидесятницы (или Троицы), когда воспоминается рождение Церкви - сошествие Святого Духа на апостолов. Апостолы основали Церковь, и с тех пор и доныне всякий православный христианин может приобщиться Духом Святым к спасению, совершённому Сыном Божиим.

Святой Дух живёт и действует в Церкви, и потому всякая служба начинается с молитвы Ему. По примеру церковных служб, молитва "Царю Небесный" читается и в домашних молитвах, а также перед началом любого доброго дела.

Эта молитва не читается только в течение пятидесяти дней с Воскресения Христова, то есть Пасхи, до праздника Пятидесятницы как воспоминание о том времени, огда Господь уже воскрес, но Дух Святой ещё не сошёл к апостолам. Первые тридцать девять дней молитва "Царю Небесный" заменяется тропарём Пасхи: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". В оставшиеся же дни просто пропускается.

БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ

БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ,

БЛАГОДАТНАЯ МАРИЕ, ГОСПОДЬ С ТОБОЮ;

БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ В ЖЕНАХ,

И БЛАГОСЛОВЕН ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО,

ЯКО СПАСА РОДИЛА ЕСИ ДУШ НАШИХ.

Эта молитва обращена не к Богу, а к Божией Матери - Деве Марии, от Которой по Своему человечеству родился Господь Иисус Христос. Она представляет собой пересказ слов Архангела Гавриила. Он был послан к Деве Марии возвестить, что от Неё родится Спаситель мира (смотри Евангелие от Луки, главу 1, стихи 26-38). Это слова претствия, обращённые к Марии. В греческом языке, на котором писал евангелист Лука, слово "радуйся" - это приветствие, которое можно перевести на русский язык как "здравствуй".

Как и "Царю Небесный", эта молитва первоначально была написана как песнопение. Она поётся за воскресным всенощным бдением и входит в состав других служб, а также в состав повседневных молитв.