Евангелие от иоанна мария магдалина. Евангелие от Марии Магдалины (блудницы). Читать Евангелие от Марии Магдалины

Череп Марии Магдалины под стеклом в позолоченном саркофаге.
Гробница Марии в Базилике Mary Magdalene in Saint Maximin de Provence, France

Вступление

Ватикан, вычеркнув из Нового Завета почти всё о Марии, больше представил её нам как грешницу, блудницу и тд, чем лицо, которое, на самом деле, было более ближе к Иисусу, чем Его ученики...

Мария первый человек, который помогал Иисусу материально (National Geographic ), и всегда следовала за Ним, вплоть до распятия Его, – до гробницы, и далее.

Её противником (из учеников Иисуса ) был красноречивый Петр, хотевший всегда быть первым, т.е. ближе к Иисусу, чем Мария. Которому Иисус говорил: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф, Гл.16:23 ). Который первым (и трижды ) отрёкся от Иисуса, – став 1-м Папой Римским .

Библейские источники скудны и зачастую противоречивы.

В 1945 г. в верхней части Египта некий фермер, копаясь в поисках удобрений, обнаружил почти 2-x метровый кувшин. В нём находилось 13 папирусов в кожаном переплете, которые теперь известны нам как гностические Евангелия. Они оказались в числе самых важных исторических находок века. Написанные с греческого перевода на копском или древнеегипетском языке, ранние христианские документы содержали 49 трактатов о секте гностиков. В этих книгах содержится много Евангелий, которые никогда не были частью Нового Завета. Большинство из них нам совсем незнакомо, вернее, о них мы знаем только то, что в древние века их было множество, но они были закопаны, уничтожены и сожжены лидерами церкви, которые их считали самой отвратительной ересью. И мы никогда не знали, что они говорили.

И вот мы нашли их тексты, но они написаны на древнем языке. В текстах обнаружилась новая информация о противостоянии вер, которое началось после смерти Иисуса. Важное убеждение гностицизма – божественность – это не внешняя сила, которая была вложена в христианского Иисуса, а внутренняя духовная глубина, присуща любому человеческому существу.

Эти Евангелия отличаются от традиционных потому, что Евангелия, выбранные для Нового Завета в период между II и IV веками, основываются на одном смысле: верьте в Иисуса – и вы будете спасены.
В других текстах, например в Евангелии от Марии Магдалины, говорится: божественный находится среди вас потому, что вы созданы по образу и подобию Божию.

В открытых Евангелиях также содержится множество различных точек зрения.
Именно это и не нравится служителям церкви.
Бишет, который ненавидел еретиков, сказал: «За стенами церкви нет спасения. Каждый должен иметь веру. Только с помощью церкви вы будете спасены. В не её вы будете потеряны».
До того как были найдены тексты самих гностиков, люди получали сведения о гностицизме в основном из писаний служителей ранней церкви, которые неистово осуждали его.

Евангелие от Марии дошло до нас на саидском наречии коптского языка (Берл. пап. 8502 ), в кодексе, который по своему содержанию прямо примыкает к рукописям из Наг-Хаммади: два произведения из четырех, заключенных в кодексе, сохранились также в собрании из Наг-Хаммади. Это - Апокриф Иоанна и "Мудрость Иисуса Христа" (другое название этого текста - "Евгност счастливый" ).
Евангелие от Марии, с которого начинается кодекс, привлекает внимание своим построением. Издавший памятник немецкий ученый В. Тилль настаивал на гетерогенности текста {1}, французский исследователь М. Тардье в книге "Берлинский кодекс" занял иную позицию: он категорически утверждал цельность евангелия {2}. Имеющийся в кодексе текст представляет собой коптский перевод с греческого оригинала, к сожалению частично утраченный. Не сохранилось начало евангелия (страницы 1-6), нет также страниц 11-14. Дошли страницы 7.1-10, 23 и 15.1 - 19.5. Помимо коптского перевода есть греческий фрагмент памятника в папирусах Рейланда {3}, соответствующий страницам 17.4-19.5 коптского папируса. Однако в основе коптского перевода, который, по мнению М. Тардье, восходит ко II в., была другая редакция евангелия, а не та, что представлена во фрагменте III в. Название текста - "Евангелие от Марии" - дано в конце его.

Страницы 1-6 отсутствуют

...] Материя тогда
разрушится или нет? Спаситель сказал:
"Все существа, все создания, все творения
пребывают друг в друге и друг с другом; 5 и они снова разрешатся
в их собственном корне. Ведь
природа материи разрешается
в том, что составляет ее единственную природу.
Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!" 10 Петр сказал ему: "Коли ты
разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это:
что есть грех мира?"
Спаситель сказал: "Нет греха, но
вы те, кто делает грех, когда 15 вы делаете вещи, подобные природе
разврата, которую называют "грех".
Вот почему благо сошло
в вашу среду к вещам всякой природы,
дабы направить ее к 20 ее корню". Далее он продолжил
и сказал: "Вот почему вы болеете
и умираете, ибо

Вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот,
кто постигает, да постигает!
Материя породила страсть,
не имеющую подобия,
которая произошла от чрезмерности. 5 Тогда возникает смятение во
всем теле. Вот почему я сказал вам:
Крепитесь, и, если вы ослабли,
крепите же себя пред разными формами 10 природы. Тот, кто имеет уши
слышать, да слышит!"
Сказав это, блаженный
простился со всеми ими и сказал:
"Мир (??????) вам! Мой мир (??????), 15 приобретите его себе!
Берегитесь, как бы
кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:
"Вот, сюда!" или "Вот, туда!"
Ибо Сын человека
внутри вас. Следуйте 20 за ним! Те, кто ищет его,
найдут его. Ступайте же и проповедуйте
евангелие царствия. Не

Ставьте предела кроме того,
что я утвердил вам, и не давайте
закона как законодатель,
дабы вы не были схвачены им". 5 Сказав это, он удалился. Они же
были в печали, пролили обильные слезы и
сказали: "Как пойдем мы
к язычникам и проповедуем
евангелие царствия Сына 10 человека? Если они
не сберегли его, как они
сберегут нас?" Тогда Мария
встала, приветствовала всех их
и сказала своим братьям: "Не плачьте, 15 не печальтесь и не сомневайтесь,
ибо его благодать будет
со всеми вами и послужит защитой
вам. Лучше же
восхвалим его величие, ибо он 20 приготовил нас и сделал нас людьми".
Сказав это, Мария обратила их сердца
ко благу, и они начали
рассуждать о словах Спасителя.

Петр сказал Марии: "Сестра,
ты знаешь, что Спаситель любил тебя
больше, чем прочих женщин.
Скажи нам слова Спасителя, которые 5 ты вспоминаешь, которые знаешь ты,
не мы, и которые мы и не слышали".
Мария ответила и сказала:
"То, что сокрыто от вас, я возвещу
вам это". И она начала говорить им 10 такие слова: "Я, - сказала она, - я
созерцала Господа в видении, и я
сказала ему: "Господи, я созерцала
тебя сегодня в видении". Он ответил и
сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула 15 при виде меня. Ибо где ум,
там сокровище". Я сказала
ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает
видение, - он созерцает душой
[или] духом?" Спаситель ответил мне и 20 сказал: "Он не созерцает душой и не
духом, но ум, который
между двумя, - и [тот, который
созерцает видение, и он [тот

(Страницы 11-14 отсутствуют)

Его. И вожделение сказало:
"Я не увидела тебя нисходящей,
но теперь вижу тебя восходящей.
Почему же ты лжешь, 5 принадлежа мне?" Душа ответила и
сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела
и меня не узнала. Я была
Для тебя как одеяние, и ты меня не узнала".
Сказав это, она удалилась в великом ликовании. 10 Снова она пришла к
третьей власти, именуемой
"Незнание". Она
спросила душу, сказав:
"Куда ты идешь? Лукавство 15 схватило тебя. Но ты схвачена.
Не суди!" И
душа сказала: "Почему ты судишь меня,
хотя я не судила? Я была схвачена,
хотя не схватила. Меня не 20 познали, я же, я познала, что
все подлежит разрешению, будь то вещи земные,

Будь то небесные". Устранив
третью власть, душа
поднялась выше и увидела
четвертую власть в 5 семи формах. Первая форма - это тьма; вторая -
вожделение; третья - незнание;
четвертая - смертная ревность;
пятая - царствие плоти; 10 шестая - лукавство
плоти; седьмая -
яростная мудрость. Это семь
господств гнева. Они вопрошают
душу: "Откуда идешь ты, убивающая людей?" - 15 или: "Куда направляешься ты, поглощающая
пространства?" Душа ответила
и сказала: "Что хватает меня,
убито; что опутывает меня,
уничтожено; вожделение мое 20 пришло к концу, и незнание
умерло. В [мире] я была разрешена

От мира (вар.: миром) и в
отпечатке отпечатком
свыше. Узы забвения
временны. Отныне 5 я достигну покоя
времени, вечности, в
молчании". Сказав это, Мария
умолкла, так как Спаситель
говорил с ней до этого места. 10 Андрей же ответил и сказал
братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать
по поводу того, что она сказала.
Что касается меня, я не верю,
что Спаситель это сказал. Ведь эти учения 15 суть иные мысли". Петр
ответил и сказал по поводу
этих самых вещей. Он
спросил их о Спасителе: "Разве
говорил он с женщиной втайне 20 от нас, неоткрыто? Должны мы
обратиться и все слушать
ее? Предпочел он ее более нас?"

Тогда Мария расплакалась и сказала
Петру: "Брат мой Петр, что же ты
думаешь? Ты думаешь, что я
сама это выдумала в моем 5 уме или я лгу о Спасителе?"
Левий ответил и сказал Петру:
"Петр, ты вечно гневаешься.
Теперь я вижу тебя состязающимся с
женщиной как противники. 10 Но если
Спаситель счел ее достойной, кто же
ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется,
Спаситель знал ее очень хорошо.
Вот почему он любил ее 15 больше нас. Лучше устыдимся!
И облекшись совершенным человеком,
удалимся, как он
велел, и проповедуем
евангелие, не ставя 20 другого предела, ни другого закона,
кроме того, что сказал Спаситель". Когда

[...] и они начали
уходить, [дабы про]возглашать и проповедовать.

Евангелие от Марии

С западных сайтов

The Gospel According to Mary Magdalene

(Pages 1 to 6 of the manuscript, containing chapters 1 - 3, are lost. The extant text starts on page 7...)

Will matter then be destroyed or not?

22) The Savior said, All nature, all formations, all creatures exist in and with one another, and they will be resolved again into their own roots.

23) For the nature of matter is resolved into the roots of its own nature alone.

24) He who has ears to hear, let him hear.

25) Peter said to him, Since you have explained everything to us, tell us this also: What is the sin of the world?

26) The Savior said There is no sin, but it is you who make sin when you do the things that are like the nature of adultery, which is called sin.

27) That is why the Good came into your midst, to the essence of every nature in order to restore it to its root.

28) Then He continued and said, That is why you become sick and die, for you are deprived of the one who can heal you.

29) He who has a mind to understand, let him understand.

30) Matter gave birth to a passion that has no equal, which proceeded from something contrary to nature. Then there arises a disturbance in its whole body.

31) That is why I said to you, Be of good courage, and if you are discouraged be encouraged in the presence of the different forms of nature.

32) He who has ears to hear, let him hear.

33) When the Blessed One had said this, He greeted them all,saying, Peace be with you. Receive my peace unto yourselves.

34) Beware that no one lead you astray saying Lo here or lo there! For the Son of Man is within you.

35) Follow after Him!

36) Those who seek Him will find Him.

37) Go then and preach the gospel of the Kingdom.

38) Do not lay down any rules beyond what I appointed you, and do not give a law like the lawgiver lest you be constrained by it.

39) When He said this He departed.

Chapter 5

1) But they were grieved. They wept greatly, saying, How shall we go to the Gentiles and preach the gospel of the Kingdom of the Son of Man? If they did not spare Him, how will they spare us?

2) Then Mary stood up, greeted them all, and said to her brethren, Do not weep and do not grieve nor be irresolute, for His grace will be entirely with you and will protect you.

3) But rather, let us praise His greatness, for He has prepared us and made us into Men.

4) When Mary said this, she turned their hearts to the Good, and they began to discuss the words of the Savior.

5) Peter said to Mary, Sister we know that the Savior loved you more than the rest of woman.

6) Tell us the words of the Savior which you remember which you know, but we do not, nor have we heard them.

8) And she began to speak to them these words: I, she said, I saw the Lord in a vision and I said to Him, Lord I saw you today in a vision. He answered and said to me,

9) Blessed are you that you did not waver at the sight of Me. For where the mind is there is the treasure.

10) I said to Him, Lord, how does he who sees the vision see it, through the soul or through the spirit?

11) The Savior answered and said, He does not see through the soul nor through the spirit, but the mind that is between the two that is what sees the vision and it is [...]

(pages 11 - 14 are missing from the manuscript)

Chapter 8

10) And desire said, I did not see you descending, but now I see you ascending. Why do you lie since you belong to me?

11) The soul answered and said, I saw you. You did not see me nor recognize me. I served you as a garment and you did not know me.

12) When it said this, it (the soul) went away rejoicing greatly.

13) Again it came to the third power, which is called ignorance.

14) The power questioned the soul, saying, Where are you going? In wickedness are you bound. But you are bound; do not judge!

15) And the soul said, Why do you judge me, although I have not judged?

16) I was bound, though I have not bound.

17) I was not recognized. But I have recognized that the All is being dissolved, both the earthly things and the heavenly.

18) When the soul had overcome the third power, it went upwards and saw the fourth power, which took seven forms.

19) The first form is darkness, the second desire, the third ignorance, the fourth is the excitement of death, the fifth is the kingdom of the flesh, the sixth is the foolish wisdom of flesh, the seventh is the wrathful wisdom. These are the seven powers of wrath.

20) They asked the soul, Whence do you come slayer of men, or where are you going, conqueror of space?

21) The soul answered and said, What binds me has been slain, and what turns me about has been overcome,

22) and my desire has been ended, and ignorance has died.

23) In a aeon I was released from a world, and in a Type from a type, and from the fetter of oblivion which is transient.

24) From this time on will I attain to the rest of the time, of the season, of the aeon, in silence.

Chapter 9

1) When Mary had said this, she fell silent, since it was to this point that the Savior had spoken with her.

2) But Andrew answered and said to the brethren, Say what you wish to say about what she has said. I at least do not believe that the Savior said this. For certainly these teachings are strange ideas.

3) Peter answered and spoke concerning these same things.

4) He questioned them about the Savior: Did He really speak privately with a woman and not openly to us? Are we to turn about and all listen to her? Did He prefer her to us?

5) Then Mary wept and said to Peter, My brother Peter, what do you think? Do you think that I have thought this up myself in my heart, or that I am lying about the Savior?

6) Levi answered and said to Peter, Peter you have always been hot tempered.

7) Now I see you contending against the woman like the adversaries.

8) But if the Savior made her worthy, who are you indeed to reject her? Surely the Savior knows her very well.

9) That is why He loved her more than us. Rather let us be ashamed and put on the perfect Man, and separate as He commanded us and preach the gospel, not laying down any other rule or other law beyond what the Savior said.

10) And when they heard this they began to go forth to proclaim and to preach.

The Gospel According to Mary

The Gospel of Mary

Below is the full text of the Gospel of Mary. Square braquets indicate gaps in the manuscript which have been reconstituted. Pages 1-6 and 11-14 are missing. The most significant parts were highlighted in italic and bold.

Pages 1-6 are missing.

"... Will m[a]tter then be utterly oyed or not?"

The Savior replied, "Every nature, every modeled form, every creature, exists in and with each other. They will dissolve again into their own proper root. For the nature of matter is dissolved into what belongs to its nature. Anyone with two ears able to hear should listen!"

Then Peter said to him, "You have been explaining every topic to us; tell us one other thing. What is the sin of the world?"
The Savior replied, "There is no such thing as sin; rather you yourselves are what produces sin when you act in accordance with the nature of adultery, which is called "sin." For this reason, the Good came among you, pursuing (the good) which belongs to every nature. It will set it within its root."

Then he continued. He said, "This is why you get si[c]k and die: because what de[c]eis . thinks should consider (these matters)!

"tter gavrth to a passion which has no Image because it derives from what is contrary to nature. A disturbing confusion then occurred in the whole body. That is why I told you, "Become content at heart, while also remaining discontent and disobedient; indeed become contented and agreeable (only) in the presence of that other Image of nature." Anyone with two ears capable of hearing should listen!"

When the Blessed One had said these things, he greeted them all. "Peace be with you!" he said. "Acquire my peace within yourselves!
"Be on your guard so that no one deceives you by saying, "Look over here!" or "Look over there!" For the child of true Humanity exists within you. Follow it! Those who search for it will find it.

"Go then, preac[h] the good news about the Realm. not lay down any rule beyond what I determined for you, nor promulgate law like the lawgiver, or else you might be dominated by it."

After he had said these things, he departed from them.

But they were distressed and wept greatly. "How are we going to go out to the rest of the world to announce the good news about the Realm of the child of true Humanity?" they said. "If they did not spare him, how will they spare us?"

Then Mary stood up. She greeted them all, addressing her brothers and sisters, "Do not weep and be distressed nor let your hearts be irresolute. For his grace will be with you all and will shelter you. Rather we should praise his greatness, for he has prepared us and made us true Human beings."

When Mary had said these things, she turned their heart ward the Good, and they began to deba[t]e about the wor[d]s of .

Peter said to Mary, "Sister, we know that the Savior loved you more than all other women. Tell us the words of the Savior that you remember, the things which you know that we don"t because we haven"t heard them."

Mary responded, "I will teach you about what is hidden from you." And she began to speak these words to them.

She said, "I saw the Lord in a vision and I said to him, "Lord, I saw you today in a vision."

He answered me, "How wonderful you are for not wavering at seeing me! For where the mind is, there is the treasure."

I said to him, "So now, Lord, does a person who sees a vision see it the soul with the spirit?"

The Savior answered, "A person does not see with the soul or with the spirit. "Rather the mind, which exists between these two, sees the vision an[d] that is w"

(Pages 11-14 are missing.)

"And Desire said, "I did not see you go down, yet now I see you go up. So why do you lie since you belong to me?"

"The soul answered, "I saw you. You did not see me nor did you know me. You (mis)took the garment (I wore) for my (true) self. And you did not recognize me."

"After it had said these things, it left rejoicing greatly.

"Again, it came to the third Power, which is called "Ignorance." examined the soul closely, saying, "Where are you going? You are bound by wickedness. Indeed you are bound! Do not judge!"

"And the soul said, "Why do you judge me, since I have not passed judgement? I have been bound, but I have not bound (anything). They did not recognize me, but I have recognized that the universe is to be dissolved, both the things of earth and those of heaven."

"When the soul had brought the third Power to naught, it went upward and saw the fourth Power. It had seven forms. The first form is darkness; the second is desire; the third is ignorance; the fourth is zeal for death; the fifth is the realm of the flesh; the sixth is the foolish wisdom of the flesh; the seventh is the wisdom of the wrathful person. These are the seven Powers of Wrath.

"They interrogated the soul, "Where are you coming from, human-killer, and where are you going, space-conqueror?"

"The soul replied, saying, "What binds me has been slain, and what surrounds me has been destroyed, and my desire has been brought to an end, and ignorance has died. In a ld, I was set loose from a world d in a type, from a type which is above, and (from) the chain of forgetfulness which exists in time. From this hour on, for the time of the due season of the aeon, I will receive rest i[n] silence." "

After Mary had said these things, she was silent, since it was up to this point that the Savior had spoken to her.

Andrew responded, addressing the brothers and sisters, "Say what you will about the things she has said, but I do not believe that the S[a]vior said these things, f indeed these teachings are strange ideas."

Peter responded, bringing up similar concerns. He questioned them about the Savior: "Did he, then, speak with a woman in private without our knowing about it? Are we to turn around and listen to her? Did he choose her over us?"

Then [M]ary wept and said to Peter, "My brother Peter, what are you imagining? Do you think that I have thought up these things by myself in my heart or that I am telling lies about the Savior?"

Levi answered, speaking to Peter, "Peter, you have always been a wrathful person. Now I see you contending against the woman like the Adversaries. For if the Savior made her worthy, who are you then for your part to reject her? Assuredly the Savior"s knowledge of her is completely reliable. That is why he loved her more than us.

"Rather we should be ashamed. We should clothe ourselves with the perfect Human, acquire it for ourselves as he commanded us, and announce the good news, not laying down any other rule or law that differs from what the Savior said."

After things, they started going out teach and to preach.

The Gospel according to Mary

)

Предисловие Тромифовой

Евангелие от Марии дошло до нас на саидском наречии коптского языка (Берл. пап. 8502), в кодексе, который по своему содержанию прямо примыкает к рукописям из Наг-Хаммади: два произведения из четырех, заключенных в кодексе, сохранились также в собрании из Наг-Хаммади. Это -Апокриф Иоанна и "Мудрость Иисуса Христа" (другое название этого текста -"Евгност счастливый") .

Евангелие от Марии, с которого начинается кодекс, привлекает внимание своим построением. Издавший памятник немецкий ученый В. Тилль настаивал на гетерогенности текста ", французский исследователь М. Тардье в книге "Берлинский кодекс" занял иную позицию: он категорически утверждал цельность евангелия ". Имеющийся в кодексе текст представляет собой коптский перевод с греческого оригинала, к сожалению частично утраченный. Не сохранилось начало евангелия (страницы 1 -6), нет также страниц 11 -14. Дошли страницы 7.1 -10, 23 и 15.1 -19.5. Помимо коптского перевода есть греческий фрагмент памятника в папирусах Рейланда, соответствующий страницам 17.4 -19.5 коптского папируса. Однако в основе коптского перевода, который, по мнению М. Тардье, восходит ко II в., была другая редакция евангелия, а не та, что представлена во фрагменте 111 в. Название текста -"Евангелие от Марии" -дано в конце его.

Образ Марии Магдалины, первой, согласно Евангелию от Иоанна (20.11 -18), узревшей Иисуса воскресшим, занимает в новозаветной традиции особое место. В гностической литературе легенда о Марии Магдалине разрабатывалась широко и поразному. Епифаний упоминал апокрифические сочинения, связываемые с именем Марии: "Вопросы Марии" (Panarion. ХХVI.8.1 -2) и "Родословие Марии"

(ХХVI.12.1 -4). Первый из этих текстов, вызывавший ужас своим кощунственным для христианина содержанием, был частично пересказан Епифанием. В нем Марии была отведена роль наиболее доверенного Иисусу лица. Возможно, как ответ на эту, выдержанную в весьма натуралистических тонах редакцию легенды сложилась иная -в строго аскетическом духе. Она отразилась в коптской рукописи, известной с ХVIII в. и удержавшей наименование, которое закрепил за ней ее первый исследователь,- "Пистис Софиа 4

Момент, к которому приурочено повествование Евангелия от Марии, приходится на отрезок между воскресением и воэнесением Иисуса. По мнению В. Тилля, памятник состоит из двух частей: в первой части, сохранившейся лишь со страницы 7, содержится учение явившегося ученикам Иисуса о материи, грехе, болезни и смерти (до конца страницы 9), во второй (с начала страницы 10 до 19.5) -Мария Магдалина повествует о своем видении Иисуса и о том, что Иисус открыл ей. Вторая часть также дошла с лакунами. Недосказанной остается мысль о главенствующей роли ума, срединного между душой и духом, у того, кто созерцает видение. После пробела в рукописи (страницы 11 -14) продолжена тема восхождения души, преодолевающей враждебные влас-и. Помимо этого документ содержит интересное обрамление -изложение беседы учеников Иисуса -Марии, Андрея, Петра, Левия. В обмене репликами раскрываются их разный склад и несходство во взглядах.

Двухчастность памятника свидетельствует, по мнению В. Тилля, о существовании первоначально независимых друг от друга текстов, которые из-за их небольшого размера были затем соединены, хотя, собственно, ничего общего между собой не" имели ". В свою очередь М. Тардье, не отрицая двухчастности евангелия, обратил внимание на его единый план. По мнению М. Тардье, оно вписывается в религиозно-философские споры школы сирийского писателя конца II -начала III в. Вардесана (Бар-Дайсана) по вопросам природы и этики: "Кажется, что к древней традиции изречений Иисуса как будто прилепились звучные слова из недавнего спора" 6

Трудно не согласиться с доводами М. Тардье о единстве памятника. Но при отсутствии первых семи страниц рукописи кажется чересчур смелым утверждение, что там было учение о демиурге и творении ". Осторожность В. Тилля, не пытавшегося описать то, что не сохранилось, и опиравшегося в своем понимании произведения только на уцелевший текст ", представляется более надежной. Думается, что стержень памятника составляет тема спасительного для человека знания. Один за другим, как связанные с этой темой, освещаются вопросы материи, греха, болезни, смерти, отыскания внутреннего мира (хххххх), а затем преодоления душой враждебных ей властей. Сохранившийся на странице 7 конец размышлений о материи или подробности о властях, с которыми спорит душа в ее странствиях, даны не сами по себе, а в связи с темой спасительного знания.

Как можно заметить по скупому перечню вопросов, затронутых в евангелии, оно, при его небольшом размере, содержательно и располагает к разнообразным сопоставлениям. Чтобы дать представление о возможностях, открывающихся перед исследователями памятника, ограничимся одним примером -разбором пассажа о восхождении души (15.1 -17.5). Наделенный чертами, присущими только ему, он может быть изучен как некое целое. В отличие от первой части евангелия, передающей наставления Иисуса ученикам, отрывок о восхождении души включен в рассказ Марии. Она повествует, как узрела Иисуса в видении и удостоилась его похвалы. Затем, пересказав свой вопрос, обращенный к Иисусу, душой или духом созерцает человек видение, Мария приводит его ответ. Здесь текст прерывается. Мы лишены возможности установить последовательность, в которой возникает новая тема -о восхождении души. Страница 15 рукописи сразу вводит читателя в спор души со второй властью из четырех. В виде диалога переданы вопросы властей и ответы души. Его сопровождают краткие пояснения. После заключительных слов души в рукописи следует: "Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места" (17.7 -9) . Отсюда ясно, что рассказ о восхождении души и спорах ее с властями, вложенный в евангелии в уста Иисуса, передан ученикам услышавшей его от Иисуса Марией.

Обратим внимание на то, что излагаемое в пассаже знание несколько иного порядка, чем в первой части произведения. Там его, как это явствует из текста, Иисус поведал сам своим ученикам, и оно прямо относилось к земной жизни человека. Здесь же оно было открыто только ближайшему из учеников -Марии и касалось участи души, освобожденной от телесных уз.

Напрашивается мысль о большей эсотеричности этого знания. Одновременно с переходом к его изложению меняется в евангелии и стилистика. Это уже не род катехизиса, предлагаемый в первой части. Тот, кто воспринимает текст, становится сам как бы участником событий -спора души с властями. Душа побеждает в нем всякий раз, превращаясь из ответчицы ь обличительницу.

Диалог души с властями несколько напоминает разгадывание культовых загадок ". Описание переводится с одного смыслового уровня на другой -глубинный уровень гностических значений. Он проступает в ответах души. Но они не просто заключают в себе описание ситуации в новых терминах. Обнаруживаемое в этих ответах знание соответствует некоему онтологическому сдвигу, сопровождаемому возвышением души, ее переходом в новое состояние.

Присмотримся к тексту отрывка. Столкновение души со второй властью, вожделением, с чего начинается пассаж, обнаруживает, что эта власть, посягающая на душу, винящая ее, сама оказываешься изобличенной ею в своем заблуждении. Душа говорит: "Я узрела тебя. Ты меня не узрела, и ты меня не узнала. Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала" (15.6 -8). И как результат следует: "Сказав это, она (т. е. душа) пошла своей дорогой в великом ликовании" (15.9) .

То же повторяется с третьей властью, незнанием:

"И душа сказала: "Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя я не схватила. Меня не познали, а я, я познала, что все подлежит высвобождению, будь то вещи земные, будь то небесные" (15.16 -16.1) . И снова: "Устранив третью власть, душа поднялась выше…" (16.1 – 3).

Наконец, последний обмен репликами между четвертой властью (гневом в семи формах) и душой. Эта часть диалога особенно примечательна. Спрашивая душу, куда та направляется, власть называет ее "убивающей людей", "поглощающей пространства" (16.15 -16). Отвечая, душа не оставляет без внимания эти упреки. Она отводит удар, поясняя: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено" (16.17 -19), переводит брошенное ей обвинение в другую плоскость. Что же касается второго прозвища ("поглощающая пространство"), то и на него есть отклик в реплике души. Она так говорит теперь о себе, что ее спор с властями видится в ином свете, а именно как событие ее внутренней жизни: "…вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло… Узы забвения временны…" (16.19 -17.7).

Власти, которые поначалу рисуются как внешние относительно души, так же как и путь восхождения, наводящий на мысль о преодоленном пространстве, обретают новый смысл. Речь идет о противоборстве качеств в человеческой душе, об очищении ее, избавлении от того несовершенного, что было в ней ("вожделение мое пришло к концу") . Реплика души, обращенная к третьей власти ("Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я хотела схватить, хотя я не схватила" -15.17 -19), видимо, означает следующее. Душа лишь постольку может быть схвачена и судима, поскольку сама причастна подобной активности. Заметим, что власти, с которыми встречается душа, носят имена, характеризующие человеческие свойства: вожделение, гнев, невежество. В работах, посвященных евангелию, их называют властями небесных сфер

Это вводит отрывок в контекст космологических тем. Но особенность пассажа в том и состоит, что сюжеты, относящиеся к взаимоотношениям души с внешним миром, получают новое звучание, интериоризуются -и вот они уже оборачиваются картиной внутренней жизни человека, его ведения или неведения. Мы наблюдаем экстатирующее сознание, обращенное на самое себя, с которым в большей или меньшей степени связаны гностические поиски.

Рассмотренный текст подводит к полноте гносиса, где внешнее по отношению к душе раскрывается как ее внутреннее. Победа над внешними властями сливается с ее внутренней победой, освобождением, исчезновением страстей, незнания, забвения. Открывается перспектива, на которую в тексте указывают такие понятия, как;"покой",;"вечность", "молчание".

Не вполне ясно, о чем идет речь в изучаемом пассаже: об участи души после смерти (так полагают В. Тилль и М. Тардье) или о ее просветлении, когда она, верная гносису, своей отрешенностью от телесных соблазнов оказывается способной достичь состояния, описываемого в документе. Неясность не кажется случайной, если вспомнить другой гностический памятник -Евангелие от Филиппа, где сказано: "Того, кто получил свет сей, не видят и не смогут схватить. И никто не сможет мучить такого (человека), даже если он обитает в мире, а также, когда он уходит измира" (изречение 127)

Как следует из этих слов, на том высоком уровне просветленности, о котором говорится в тексте, естественная смерть человека перестает быть решающим рубежом. Полнота гносисы доступна человеку, "даже если он обитает в мире".

Пассаж из Евангелия от Марии во многом перекликается и с Апокрифом Иоанна. Еще В. Тилль отметил сходство этих двух произведений в именах властей. На сравнение напрашивается часть апокрифа, посвященная тому, что ожидает души. В обоих памятниках встречаются понятия покоя и молчания, несущие столь важную смысловую нагрузку. И там и тут говорится о путах забвения и незнании, хотя и в разных планах: апокриф включает это в ответ на вопрос о происхождении судьбы, в евангелии же об этих путах говорит избавляющаяся от них душа.

Как уже было сказано, легенда о Марии Магдалине известна в гностической литературе в разных редакциях. Евангелие от Марии своей сдержанностью по отношению к роли Мар!ли напоминает новозаветную традицию. Тем не менее и в текстах совсем иного толка, на которые ссылается Епифаний, уловимы точки соприкосновения с Евангелием от Марии. Например, в части "Панариона", посвященной ереси гностиков (они у Епифания выделены наряду с василидианами, николаитами, карпократианами, керинфианами, валентинианами и т. д.), говорится об архонтах семи небес и о том, каким образом "души спасаются". "Душа, исходя отсюда, проходит через этих архонтов и не может не пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте знания, или, -добавляет от себя Епифаний,- лучше сказать, сего незнания, и исполненная им, не избежит рук архонтов и властей" XXVI.10) .

Однако дальнейшее разъяснение этого "знания" ("незнания") не напоминает пассажа из Евангелия от Марии. В другом месте Епифаний пишет: "Под именем же святого ученика Филиппа выдают подложное евангелие; в нем говорится: "Открыл мне Господь, что душе должно говорить при восхождении на небо и как отвечать каждой из высших сил"; именно говорит она: "Познала я сама себя… Я знаю о тебе,продолжает она,- кто ты, ибо принадлежу к высшим…"" (ХХVI.13). Но и этот текст, в известной мере ассоциируемый с Евангелием от Марии, перемежается подробностями, не имеющими общего с последним, уводит Епифания к толкованию, не приложимому к коптскому документу.

Пассаж из евангелия располагает к сопоставлениям не только с гностической традицией. Типологически он в той или иной мере близок памятникам разных культур. Тема восхождения души, сопровождаемого столкновением со злыми силами, проступающее в диалоге разгадывание загадок, форма, тяготеющая к ритмическим эффектам, позволяют смотреть на текст как на цельный, в своих истоках, быть может, восходящий к обрядам посвящений.

Но вернемся к вопросу, поставленному в начале очерка -о монолитности и гетерогенности апокрифа. Каким бы своеобразным и цельным ни представлялся исследованный выше отрывок, налицо его тесная связь с другими частями памятника. Тема внутреннего очищения человека, организующая пассаж о восхождении души, напоминает первые поучения в евангелии -о грехе, болезнях, смерти (7.13 -8.10) . Слова Спасителя, следующие затем ("Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: "Вот, здесь!" или "Вот, там!" Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним!") (8.14 -20) выдержаны в том же ключе, что и пассаж -напряженного внимания к внутренним ценностям. Эти слова в свою очередь перекликаются с изречениями 2 и 117 Евангелия от Фомы как своей формой, так и содержанием. В одних и тех же словах выражена в начале евангелия мысль о разрешении: "Все существа, все произведения, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу" (7.3 -8),- и в заключительных репликах души из отрывка: "Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные" (15.20 -16.1); "В мире я была разрешена от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше" (16.21 -17.3).

Евангелие от Марии

(Страницы 1 -6 отсутствуют)

…] Материя тогда разрушится или нет? Спаситель сказал: "Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; "и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу.Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"

Петр сказал ему: "Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это: что есть грех мира?"

Спаситель сказал: "Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда "вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют "грех". Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню".

вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности. Тогда возникает смятение во всем теле. Вот почему я сказал вам: Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"

Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:

"Мир (хххххх) вам! Мой мир (хххххх), приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: "Вот, сюда!" или "Вот, туда!"

Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не

ставьте предела, кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им".

Сказав это, он удалился. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: "Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?"

Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: "Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит зашитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас людьми". Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя.

Петр сказал Марии: "Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали".

Мария ответила и сказала:

"То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это".

И она начала говорить им такие слова: "Я, – сказала она, – я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: "Господи, я созерцала тебя сегодня в видении". Он ответил и сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня. Ибо где ум, там сокровище". Я сказала ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение,- он созерцает душой [или] духом?" Спаситель ответил мне и сказал: "Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, и [тот, который созерцает видение, и он [тот

(Страницы 11 -14 отсутствуют)

его. И вожделение сказало:

"Я не увидела тебя нисходящей,но теперь вижу тебя восходящей.

Почему же ты лжешь, принадлежа мне?"

Душа ответила и сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала. Я была

Для тебя как одеяние, и ты меня не узнала".

Сказав это, она удалилась в великом ликовании.

Снова она пришла к третьей власти, именуемой "Незнание". Она спросила душу, сказав:

"Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена. Не суди! "

И душа сказала: "Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя не схватила. Меня не познали, я же, я познала, что

все подлежит разрешению, будь то вещи земные,

будь то небесные".

Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма – это тьма; вторая – вожделение; третья – незнание; четвертая – смертная ревность; пятая – царствие плоти; шестая – лукавство плоти; седьмая – яростная мудрость.

Это семь господств гнева. Они вопрошают душу: "Откуда идешь ты, убивающая людей?" – или: "Куда направляешься ты, поглощающая пространства?" Душа ответила и сказала: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло. В [мире] я была разрешена

от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны. отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании". Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.

Андрей же ответил и сказал братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала.

Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли". Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе:"Разве говорил он с женщиной в тайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?"

Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Петр, что же ты

думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?"

Левий ответил и сказал Петру: "Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо.

Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель". Когда

[…] и они начали уходить, [дабы про] возглашать и проповедовать.

Евангелие от Марии

  • Предисловие Тромифовой
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Марии – апокрифическое евангелие, датируемое 5 веком. Единственный папирус (Berolinensis 8502) с данной рукописью был обнаружен в 1896 г. Рукопись написана на Коптском. Немецкий ученый Карл Рейнхардт купил папирус с рукописью в Каире у местных торговцев.

    Значение Евангелия от Марии сложно переоценить. Мы потеряли 85% христианской литературы первых двух веков нашей эры, поэтому все, что дошло, - действительно, на вес золота, ведь раннехристианская литература дает нам понимание того, как проходило становление и распространение христианства.

    РУКОПИСИ

    Хотя в народе данное евангелие широко известно под названием ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ МАГДАЛИНЫ, оно не является каноническим и относится к

    Папирус Berolinensis 8502, содержащий рукопись евангелия от Марии, также содержит Апокриф Иоанна, Софию Иисуса Христа, и Деяния Петра. Все четыре произведения, содержащиеся в рукописи, написаны на одном диалекте Коптского.

    Еще 2 небольших фрагмента Евангелия от Марии были обнаружены на папирусах в 1897 и 1906 годах. Большинство ученых согласны с тем, что первоначально Евангелие от Марии было написано на греческом языке, вероятно во 2 веке. Некоторые библеисты даже относят написание Евангелия к 1 в. Из-за двух мировых войн, текст Евангелия от Марии был впервые опубликован только в 1955 году.

    Вопросы авторства.

    Хотя данное евангелие часто называют Евангелием от Марии Магдалины, все-таки правильное его название Евангелие от Марии , так как до конца не ясно, от чьего имени оно написано - Марии Магдалины, или .

    Аргументы в пользу Марии Магдалины основаны на ее статусе как известного последователя Иисуса. Она была свидетелем воскресения Иисуса (), она упоминается в качестве одной из сопровождающих Иисуса в его странствиях () и присутствует при его распятии (). Более того, в Евангелии от Марии описано противостояние Марии и Петра, в некоторых других неканонических текстах также описано противостояние Марии Магдалины и Петра, поэтому можно сделать вывод, что и в обсуждаемом нами Евангелии речь все-таки идет именно о Марии Магдалине.

    Краткое содержание Евангелия от Марии

    Наиболее полный текст Евангелия от Марии содержится в папирусе Berolinensis 8502, но даже в нем отсутствует шесть страниц рукописи в начале документа и четыре страницы рукописи в середине. Рукопись начинается в середине повествования, поэтому нам не понятна обстановка и обстоятельства завязки сюжета. Вероятно, в первой, не дошедшей до нас, части есть упоминания о смерти Спасителя и сцена воскресения Спасителя. Спаситель, вероятно, ведет диалог с учениками, отвечая на их вопросы о природе материи и о природе греха. В конце обсуждения, Спаситель уходит, оставляя учеников растерянными и встревоженными. Согласно сюжету, Мария говорит апостолам слова утешения и ободрения. Затем Петр просит Марию, чтобы та поделилась с ними мудростью, которую Спаситель передал ей. Мария отвечает на просьбу Петра, пересказывая разговор со Спасителем в своих видениях.

    В разговоре, Спаситель учит, что внутреннее «я» состоит из души, духа/разума, и третьей субстанции, которая находится между этими двумя, и благодаря которой человек способен видеть видения. Затем текст обрывается и следующие четыре страницы отсутствуют. Когда повествование возобновляется, Мария больше не ссылается на свои видения о Спасителе. Она рассказывает о своем Откровении о восхождении души.

    Речь Марии не встречает всеобщего одобрения. Андрей и Пётр выступают против Марии. Однако Левий поддерживает Марию, и апостолы относятся к ней более доброжелательно.

    Краткое толкование Евангелия от Марии

    Евангелие от Марии часто трактуется как гностический текст. Построение Евангелия напоминает другие известные гностические диалоги, которые содержат в своем дискурсе откровения в обрамлении повествовательных элементов. Диалоги, как правило, связаны с идеей Спасителя. Они повествуют о связи человека с Богом. Истинное спасение мыслится в возвращении к Богу и освобождении от материи после смерти. Евангелие от Марии содержит два подобных дискурса.

    В обсуждаемом Евангелии Марии Магдалине придан высокий статус среди апостолов Иисуса. Левий фактически признает, что Иисус любил Марию больше, чем всех апостолов.

    Евангелие от Марии можно рассматривать не только в качестве гностического текста, его можно толковать в более широком христианском контексте. Можно трактовать освобождение души от материи как освобождение от греховной природы. Как содержание, так и структура Евангелия от Марии ведут читателя внутрь личности к свободе истинного “я”, к душе, освободившейся от силы материи и страха смерти.

    Вероятно, что в тексте нашла отражение напряженность в стане христиан во 2-м веке. Эта напряженность отражена в противостоянии Марии и Петра. Петр и Андрей представляют православную позицию, которая отрицает эзотерические откровения и отвергает власть женщин.

    Это краткое повествование представляет собой радикальную интерпретацию учений Иисуса как путь к внутреннему духовному знанию; оно отвергает его страдания и смерть как путь к вечной жизни; оно представляет самый простой и убедительный довод о легитимности женского лидерства. Евангелие от Марии дает нам разительно другую картину о раннем христианстве: здесь нет романтических представлений о гармонии и единодушия среди первых христиан.

    Евангелие от Марии было очень важным писанием. Оно учит, что все, будь то материальное или духовное, переплетается друг с другом. Однако все вернется на круги своя. Люди грешат, потому что они не признают своей духовной природы. Спасение достигается путем поиска своей истинной духовной природы, путем преодоления обманчивости телесных страстей. Евангелие от Марии предостерегает от тех, кто будет обманывать учеников. Всякий должен искать в себе истинную человечность, чтобы обрести внутренний покой.

    Евангелие от Марии Магдалины разительно отличается от канонических евангелий Нового Завета. Действующие лица все те же: Мария, Петр, Андрей, и Левий. Здесь же приводятся и фразы из канонических евангелий, однако многие идеи совершенно расходятся. К примеру, Евангелие от Марии отрицает такое понятие как грех в том понимании, которое исходит из канонических евангелий.

    Евангелие от Марии было написано, когда христианство еще находилось в стадии зарождения, христиане были разбиты на общины, разбросанные по всему Восточному Средиземноморью. Каждая община искала свои идеи, трактовала христианские понятия по-своему. История воскресения Иисуса также трактовалась по-разному. Устные предания господствовали в жизни ранних христиан. Устные проповеди, учения и ритуалы были ядром становления христианского опыта. Конечно, были и письменные документы, но в каждой общине был свой набор.

    Как следствие их независимого развития, раннехристианские церкви иногда широко расходились во взглядах на важнейшие элементы христианской веры и практики. Такие основные вопросы, как содержание и смысл учения Иисуса о природе спасения, ценность пророческого авторитета и роли женщин и рабов были предметом острых дебатов

    Первые христиане не имели ни Нового Завета, ни общепринятой иерархии церковной власти, ни церковных зданий, ни, тем более, единого понимания Иисуса. Никейский символ веры и являются конечными продуктами этих дебатов и споров христианских общин, они представляют собой квинтэссенцию опыта, рождавшегося в теологических конфликтах.

    Вся ранняя христианская литература несет на себе следы этих споров. Самые ранние сохранившиеся документы христианства, и особенно послания Павла доказывают это. В то время, когда было написано Евангелие от Марии, эти дискуссии были в самом разгаре.

    Читать Евангелие от Марии Магдалины.

    1 – 6 страницы Евангелия от Марии Магдалины отсутствуют.

    СТРАНИЦА 7

    … Материя тогда разрушится или нет?

    Спаситель сказал:

    «Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом;

    и они снова разрешатся в их собственном корне.

    Ведь природа материи разрешается в том,

    что составляет ее единственную природу.

    Петр сказал ему: «Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это:

    что есть грех мира?»

    Спаситель сказал: «Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда

    вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех».

    Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы,

    «Вот почему вы болеете и умираете, ибо …

    СТРАНИЦА 8

    вы [любите] то, что [вас] обманывает.

    Тот, кто постигает, да постигает!

    Материя породила страсть, не имеющую подобия,

    которая произошла от чрезмерности.

    Тогда возникает смятение во всем теле.

    Вот почему я сказал вам:

    Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы.

    Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»

    Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:

    «Мир (…) вам! Мой мир (….), приобретите его себе!

    Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:

    «Вот, сюда!» или «Вот, туда!»

    Ибо Сын человека внутри вас.

    Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его.

    Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не

    СТРАНИЦА 9

    ставьте предела кроме того, что я утвердил вам,

    и не давайте закона как законодатель,

    дабы вы не были схвачены им».

    Сказав это, он удалился.

    Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали:

    «Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека?

    Если они не сберегли его, как они сберегут нас?»

    Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям:

    «Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь,

    ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам.

    Лучше же восхвалим его величие,

    ибо он приготовил нас и сделал нас людьми».

    Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу,

    и они начали рассуждать о словах Спасителя.

    СТРАНИЦА 10

    Петр сказал Марии:

    «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин.

    Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты,

    не мы, и которые мы и не слышали».

    Мария ответила и сказала:

    «То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это».

    И она начала говорить им такие слова:

    «Я, - сказала она, - я созерцала Господа в видении, и я сказала ему:

    «Господи, я созерцала тебя сегодня в видении».

    Он ответил и сказал мне: «Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня.

    Ибо где ум, там сокровище».

    Я сказала ему:

    «Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, -

    он созерцает душой [или] духом?»

    Спаситель ответил мне и сказал:

    «Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, - и [тот, который созерцает видение, и он [тот

    СТРАНИЦЫ 11 – 14 отсутствуют.

    СТРАНИЦА 15

    его. И вожделение сказало:

    «Я не увидела тебя нисходящей, но теперь вижу тебя восходящей.

    Почему же ты лжешь, принадлежа мне?»

    Душа ответила и сказала:

    «Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала.

    Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала».

    Сказав это, она удалилась в великом ликовании.

    Снова она пришла к третьей власти, именуемой «Незнание».

    Она спросила душу, сказав:

    «Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена.

    Не суди!» И душа сказала: «Почему ты судишь меня, хотя я не судила?

    Я была схвачена, хотя не схватила.

    Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные,

    СТРАНИЦА 16

    будь то небесные».

    Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах.

    Первая форма - это тьма;

    вторая - вожделение;

    третья - незнание;

    четвертая - смертная ревность;

    пятая - царствие плоти;

    шестая – лукавство плоти;

    седьмая - яростная мудрость.

    Это семь господств гнева.

    Они вопрошают душу: «Откуда идешь ты, убивающая людей?» –

    или: «Куда направляешься ты, поглощающая пространства?»

    Душа ответила и сказала:

    «Что хватает меня, убито;

    что опутывает меня, уничтожено;

    вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло.

    В [мире] я была разрешена

    СТРАНИЦА 17.

    от мира и в отпечатке отпечатком свыше.

    Узы забвения временны.

    Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании».

    Сказав это, Мария умолкла,

    так как Спаситель говорил с ней до этого места.

    Андрей же ответил и сказал братьям:

    «Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала.

    Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал.

    Ведь эти учения суть иные мысли».

    Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей.

    Он спросил их о Спасителе:

    «Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто?

    Должны мы обратиться и все слушать ее?

    Предпочел он ее более нас?»

    СТРАНИЦА 18.

    Тогда Мария расплакалась и сказала Петру:

    «Брат мой Петр, что же ты думаешь?

    Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?»

    Левий ответил и сказал Петру:

    «Петр, ты вечно гневаешься.

    Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники.

    Но если Спаситель счел ее достойной,

    кто же ты, чтобы отвергнуть ее?

    Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо.

    Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся!

    И облекшись совершенным человеком,

    удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие,

    не ставя другого предела, ни другого закона,

    кроме того, что сказал Спаситель». Когда

    СТРАНИЦА 19.

    […] и они начали уходить, [дабы про]возглашать и проповедовать.

    Ватикан первоначально вычеркнул из Нового Завета почти всё о Марии Магдалине, и представил её людям как грешницу, блудницу и т.д. Сейчас же все чаще встречаются публикации о том, что она на самом деле была более ближе к Иисусу, чем Его ученики…

    Мария — первый человек, который помогал Иисусу, она всегда следовала за Ним, вплоть до распятия Его, – до гробницы, и далее.

    Была ли Мария Магдалина проституткой?

    Факт, о котором знают очень немногие, состоит в том, что Библия нигде определенно не свидетельствует, что Мария Магдалина была проституткой в тот или иной период своей жизни.

    Вот и еще один малоизвестные по-видимому факт — в 1969 году Ватикан определил Марию Магдалину как апостола Иисуса. Фактически Ватикан опроверг утверждение Римского Папы Григория о том, что Мария была грешницей.

    Евангелие от Марии

    В 1945 г. в верхнем Египте некий фермер, который похоже пожелал остаться неизвестным, обнаружил почти 2-x метровый кувшин с 13-ю папирусами в кожаном переплете. Эти папирусы теперь известны нам как гностические Евангелия. Они оказались в числе самых важных исторических находок века, хотя и определенно не являются оригиналом. Определено, что записи являются переводом на копский с греческого и содержат 49 трактатов о секте гностиков. Информация о том, что первоначально христианство развивалось именно в сектах, кстати, встречается не впервые.

    В этих книгах содержится многое такое, что никогда не было частью Нового Завета. Кто знает сколько еще таких папирусов было уничтожено, сожжены лидерами образовавшейся церкви, которые считали их отвратительной ересью. И мы никогда не знали, что в них говорилось.

    Так вот, в найденных в кувшине древних текстах обнаружилась новая информация о противостоянии вер, которое началось после смерти Иисуса. А противостояние — это уже борьба за власть — при чем тут божественное.

    Важное убеждение гностицизма – божественность – это не внешняя сила, которая была вложена в христианского Иисуса, а внутренняя духовная глубина, присуща любому человеческому существу.

    Земное присуще всем

    И тут опять надо отметить американский кинематограф, который редко, но выдает неожиданное. Речь о фильме «Код да Винчи», в котором сделано невероятное заявление, которое перевернуло всё, что мы знали о канонах. Этот фильм популязирует Евангелие от Марии Магдалины, заявляя на весь мир о существовании такого исторического документа.

    В этом фильме впервые в современной западной культуре звучит мысль о том, что у Иисуса и Марии была свадьба. Этот факт переворачивает с ног на голову всю работу ученых и церкви, проделанную за 2000 лет. Но эта мысль полностью соответствует взглядам академика Левашова , утверждавшего о существовании Радомира , пришедшего в земли овец заблудших, и о его жене Марии.

    Подавляющее большинство иудейских лидеров были женаты и имели детей. Они плодились и размножались, т.е. следовали библейским истинам. Существовало убеждение, что человек к 32 годам, и Иисус не исключение, должен быть женат и иметь детей. Некоторые ученые действительно считают, что если Иисус был реальным человеком, он почти наверняка был женат. И на ком еще он мог быть женат, как не на Марии Магдалине, которая упоминалась 12 раз в Евангелии, причем в самые важные моменты в истории жизни Иисуса.

    Евангелие от Марии - один из самых удивительных библейских апокрифов.

    Ведь он написан женщиной. Подобных случаев в христианской традиции единицы.

    К тому же эта рукопись - в числе категорически отвергаемых богословами текстов. И тем не менее, это удивительный памятник гностической литературы.

    То есть течения раннего христианства, где главную роль играло саморазвитие через сакральное знание.

    Этот апокриф важен для историков христианства, ибо демонстрирует развитие религиозных идей, о которых сегодня известно мало. В нём рассказывается о структуре человека и его освобождении от материальной природы.

    Евангелие от Марии есть на коптском и греческом, о времени его написания учёные спорят

    Этот апокриф дошёл до нас из нескольких источников. Наиболее полный текст - Папирус Berolinensis 8502 - найден в 1896 г.

    в этом году найден наиболее полный текст Евангелие от Марии - Папирус Berolinensis 8502

    Его приобрёл учёный Карл Рейнхард у каирских торговцев. Помимо Евангелия от Марии в этом сборнике есть следующие апокрифы:

    1. Апокриф Иоанна.
    2. Мудрость Иисуса Христа.
    3. Деяния Петра.

    Язык всех произведений - саидское наречие коптского языка. Это роднит тексты с рукописями из Наг-Хаммади,

    Евангелие от Марии значительно пострадало: отсутствуют первые 6 страниц, а также с 11 по 14. Есть и другие лакуны по ходу текста. Сохранились же страницы:

    • 1 - 10.23;
    • 1 - 19.5.
    Страница Евангелия от Марии, рукопись сильно пострадала от времени

    Коптская рукопись - почти полная, но не единственная.

    Именно греческий исследователи считают языком оригинала. Предположительно текст впервые появился во II веке. Но с этим согласны не все исследователи.

    Есть фрагменты на греческом, они соответствуют следующим страницам Евангелия от Марии:

    • 5 - 21;
    • 5 - 19.5.

    Например, профессор богословия Карен Кинг считает, что Евангелие от Марии создали современники Христа.

    Но кто - вопрос.


    Учёные спорят, было ли Евангелие от Марии единой рукописью или объединило две

    Важный для исследователей вопрос - был ли текст Евангелия от Марии изначально целым или его составили из двух коротких.

    Учёный В.Тиль считет, что рукопись составная. А исследователь М. Тадье, посвятивший Берлинскому кодексу книгу, настаивал, что Евангелие от Марии - единое произведение. У каждого есть аргументы.

    Двухчастность апокрифа В.Тилль доказывает тем, что его половины не похожи друг на друга. Сперва нам предлагается некий катехизис. А затем тот, кто воспринимает текст, как бы сам погружается в события - в спор души с властями.

    Единство рукописи, по мнению М. Тардье, очевидно. Пусть есть два выраженных раздела, но у них единый план. М. Тардье считет, что в начале памятника содержалось учение о творении и демиурге. Это довольно смелое предположение, хотя обосновать его нечем.

    Но учёный не ограничивается этим. Он указывает на тесные связи частей апокрифа. Например, идея о внутреннем очищении человека перекликается с поучениями о грехе, смерти и болезнях из начала доступной рукописи:

    «Спаситель сказал:«Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех.Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню».

    Далее он продолжил и сказал: «Вот почему вы болеете и умираете, ибо … вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности».

    «Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма - это тьма; вторая - вожделение; третья - незнание; четвертая - смертная ревность; пятая - царствие плоти; шестая - лукавство плоти; седьмая - яростная мудрость.

    Это семь господств гнева. Они вопрошают душу: «Откуда идешь ты, убивающая людей?» - или: «Куда направляешься ты, поглощающая пространства?» Душа подумала и сказала: «Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло».

    Местами текст выдержан в едином ключе. Форма и содержание отдельных высказываний напоминает изречения из Евангелия от Фомы:

    «Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: «Вот, здесь?» или «Вот, там!» Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним!»

    «Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорит вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно - в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас».

    «Ученики его сказали ему: В какой день царствие приходит? (Иисус сказал): Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! - или: Вот, там! - Но царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его».

    Также во всём тексте Евангелия от Марии употреблены схожие конструкции:

    «Все существа, все произведения, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу»

    «Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные»

    «В мире я была разрешена от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше».

    Рукопись изложена от лица Марии Магдалины, хотя имя настоящего автора узнать невозможно

    Создать эту рукопись мог кто угодно.

    Упоминание Марии нужно для того, чтобы прибавить тексту авторитетности.

    Это распространённая практика первых веков. «Евангелия» с громкими именами - отличный рекламный ход для распространения идей. Не исключено, что имя настоящего автора вообще нам ничего не сказало бы, ибо о нём нет ни слова в истории.

    Но если положиться на правдивость надписи в конце рукописи - «Евангелие от Марии», то уже можно рассуждать об авторе. Есть две популярные версии.

    Автор Евангелия - Мария Магдалина

    Мария Магдалина женщина постоянно находилась в окружении Иисуса. Трудно сквозь века судить о её роли, но она точно много чего видела, слышала и впитала. Например, была свидетелем Воскресения Христа, присутствовала на распятии.

    Кому, как не ей, рассказывать об учении Спасителя? Также стоит обратиться к апокрифическим текстам - Евангелию от Фомы и Пистис София.

    В них Мария Магдалина и апостол Пётр противостоят друг другу. Этот же эпизод есть в Евангелии от Марии. Связь рукописей очевидна, так что наиболее вероятный автор - Мария Магдалина.


    Чтобы убедиться в правоте этой версии, нужно сперва обратиться к цитате из Евангелия от Марии:

    «Петр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин».

    Затем стоит взглянуть на то, что Левий говорит Петру о Марии:

    «Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас».

    А теперь находим в Евангелии от Филиппа ту же мысль:

    София, которая называется бесплодной, мать ангелов. И спутница [Сына - это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал ее (уста].

    Остальные [ученики, видя] его [любящим] Марию, сказали ему: Почему ты любишь ее более всех нас? Спаситель ответил игл, он сказал им: Почему не люблю я вас, как ее?

    Сравнение текстов приводит к единственному выводу.

    Евангелие от Марии приписывается Марии Магдалине.

    Из Писания о ней известно мало. «Вычислить» Марию Магдалину в Евангелиях сложно из-за популярности имени. Она ли - Мария из Вифании, она ли - Мария, сестра Лазаря? Может, да, может, нет.

    Наверняка мы знаем только несколько фактов. Мария Магдалина видела распятия Христа:

    «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия».

    Также известно, что Марии Магдалине ангел возвестил о воскресении Спасителя:

    «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

    И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал».

    Затем Иисус встречает Марию Магдалину и просит передать Его братьям, чтобы они пришли увидеть Его.

    Вероятно, Мария много времени проводила с Иисусом и Его учениками. Но достоверно нельзя сказать, была ли она одержимой, блудницей и той женщиной, что вытирала ноги Христа своими волосами.

    Такие эпизоды в Писании есть, но с кем именно они происходят - вопрос открытый.

    Автор Евангелия - Мария, мать Иисуса .

    Убедительных подтверждений этой версии нет. Просто Мария-мать - тоже современница Иисуса. О её роли в окружении Христа ничего не известно.

    Она также могла присутствовать при евангельских событиях и иметь равный апостолам статус. Но никаких серьёзных оснований для обоснования её авторства нет.

    Есть ещё третья по известности Мария - Египетская.

    Долгое время её образ смешивали с Марией Магдалиной, из-за чего часто возникает путаница между этими двумя женщинами. Но Мария Египетская родилась только в V веке.

    Хронологически она не могла написать Евангелие от Марии. Да и содержание текста этой версии противоречит. Мария Египетская никогда не участвовала в евангельских событиях. Её авторство не рассматривается серьёзно в богословских трудах.

    Также в евангельских событиях участвуют и другие Марии:

    • Мария Иосиева;
    • Мария Иаковлева;
    • Мария Клеопова;
    • Мария Заведеева (Саломеева);
    • Мария, сестра Лазаря.

    Контекст позволяет предположить, что это некоторые из них - одна личность. Могла ли она написать Евангелие, или мог ли кто-то написать текст её лица?

    Евангелие от Марии говорит, что нужно преодолеть материальную природу, и иллюстрирует сложное положение женщин в раннем христианстве

    Из-за утраты страниц апокриф Марии начинается в середине повествования с атмосферной фразы:

    «Материя тогда разрушится или нет?» - спрашивает кто-то Иисуса Христа.

    Необычный вопрос для Нового Завета! Сын Божий в канонических текстах учил о вечной жизни, о любви живого Бога, о том, как спасти этот мир, искупить грех Евы.

    Да, в той или иной мере эти темы присутствуют. Но ни у одного пророка и апостола в библии нет откровений такого рода.

    Гностический текст - это писание, которое охватывает многообразную религиозную литературу первых веков христианства. Евангелие от Марии является гностическим писанием.

    Это не удивительно, ведь Евангелие от Марии - гностический текст. Едва ли не одно важно - постичь тайны мироздания.

    И никаких привычных христианских догм! Впрочем, здесь много признаков и других традиций - не только гностицизм.

    Мы не можем судить, где именно происходит беседа. Есть мнение, что на утраченных страницах упоминалась смерть и Воскресение Христа.

    Затем он ведёт с учениками диалог и грехе и материи, а после уходит. Пётр просит Марию поведать остальным то, что ей открыл Христос. Мария пересказывает апостолам своё видение.


    Картина А.А.Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» - отличная иллюстрация Евангелия от Марии, где Спаситель делится откровением со святой

    Иисус открыл Марие, что «Я» человека состоит их трёх элементов:

    1. Душа.
    2. Ум, которым человек созерцает видения.

    Пётр и Андрей агрессивно реагируют на её рассказ, но Левий заступается за Марию.

    Этот момент - отражение напряжённости между христианами в первых веках.

    Пётр и Андрей - противники эзотерического христианства. Его исповедует Мария.

    Это нормальная картина для того времени, когда ещё не существовало Нового Завета, единых догм и толкований учения Христа. Каждая группа верующих на ощупь искала ядро христианского знания.

    Евангелие от Марии - гностический взгляд, близкий больше к течениям в индуизме и буддизме, чем к нынешнему православию или католицизму.


    Здесь иное понимание греха. Необходимо преодолеть телесные страсти, чтобы достичь истиной духовной природы, своего «Я».

    В Евангелии от Марии отражена проблема женщин в религии.

    Если в древности жрицы имели первые роли, то религиозный патриархат установил пренебрежительное отношение к женщинам. Павел и Андрей - иллюстрация этой тенденции.

    Озвучивается мнение, что Евангелие от Марии никогда бы не вошло в библию только из-за авторства женщины.

    Но и без этого хватает причин. Идеи этого апокрифа не соответствуют каноническому Писанию. Это текст другой школы.

    Есть ещё Евангелие от Марии Магдалины - это современная фальшивка

    Мария Магдалина - важная фигура и в других апокрифах: «Вопросы Марии» и «Родословие Марии». Но они до нас не дошли. Значимость святой велика и апокрифе «Пистис Софиа».

    В русскоязычном интернете распространён текст «Евангелие от Марии Магдалины». В нём встречаются такие пассажи:

    «Если бы Матери Святые жили одиноко со своими Святыми Детьми и если бы никто не знал, кто их отец на Земле, то Святые Дети были бы Сыновьями Божьими, а Матери Святые - Божьими Матерями».

    «Матери Божьи зачинают в тайне, живут одиноко и не имеют одного дома с отцом».

    Часто делается приписка, что текст впервые напечатан в журнале «Беловодье» в 90-х. Это фальшивка. Такой апокриф никогда не существовал.

    В нём много взято из книги С. Лазарева «Диагностика кармы». Ничего общего с Евангелием от Марии и христианством это учение не имеет. Читать его нет смыла.

    Перевод настоящего текста Евангелия от Марии

    1 - 6 страницы Евангелия от Марии Магдалины отсутствуют.

    СТРАНИЦА 7

    … Материя тогда разрушится или нет?

    Спаситель сказал:

    «Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом;

    и они снова разрешатся в их собственном корне.

    Ведь природа материи разрешается в том,

    что составляет ее единственную природу.

    Петр сказал ему: «Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это:

    что есть грех мира?»

    Спаситель сказал: «Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда

    вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех».

    Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы,

    «Вот почему вы болеете и умираете, ибо …

    СТРАНИЦА 8

    вы [любите] то, что [вас] обманывает.

    Тот, кто постигает, да постигает!

    Материя породила страсть, не имеющую подобия,

    которая произошла от чрезмерности.

    Тогда возникает смятение во всем теле.

    Вот почему я сказал вам:

    Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы.

    Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»

    Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:

    «Мир (…) вам! Мой мир (….), приобретите его себе!

    Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:

    «Вот, сюда!» или «Вот, туда!»

    Ибо Сын человека внутри вас.

    Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его.

    Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не

    СТРАНИЦА 9

    ставьте предела кроме того, что я утвердил вам,

    и не давайте закона как законодатель,

    дабы вы не были схвачены им».

    Сказав это, он удалился.

    Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали:

    «Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека?

    Если они не сберегли его, как они сберегут нас?»

    Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям:

    «Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь,

    ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам.

    Лучше же восхвалим его величие,

    ибо он приготовил нас и сделал нас людьми».

    Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу,

    и они начали рассуждать о словах Спасителя.

    СТРАНИЦА 10

    Петр сказал Марии:

    «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин.

    Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты,

    не мы, и которые мы и не слышали».

    Мария ответила и сказала:

    «То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это».

    И она начала говорить им такие слова:

    «Я, - сказала она, - я созерцала Господа в видении, и я сказала ему:

    «Господи, я созерцала тебя сегодня в видении».

    Он ответил и сказал мне: «Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня.

    Ибо где ум, там сокровище».

    Я сказала ему:

    «Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, -

    он созерцает душой [или] духом?»

    Спаситель ответил мне и сказал:

    «Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, - и [тот, который созерцает видение, и он [тот

    СТРАНИЦЫ 11 - 14

    отсутствуют.

    СТРАНИЦА 15

    его. И вожделение сказало:

    «Я не увидела тебя нисходящей, но теперь вижу тебя восходящей.

    Почему же ты лжешь, принадлежа мне?»

    Душа ответила и сказала:

    «Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала.

    Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала».

    Сказав это, она удалилась в великом ликовании.

    Снова она пришла к третьей власти, именуемой «Незнание».

    Она спросила душу, сказав:

    «Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена.

    Не суди!» И душа сказала: «Почему ты судишь меня, хотя я не судила?

    Я была схвачена, хотя не схватила.

    Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные,

    СТРАНИЦА 16

    будь то небесные».

    Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах.

    Первая форма - это тьма;

    вторая - вожделение;

    третья - незнание;

    четвертая - смертная ревность;

    пятая - царствие плоти;

    шестая - лукавство плоти;

    седьмая - яростная мудрость.

    Это семь господств гнева.

    Они вопрошают душу: «Откуда идешь ты, убивающая людей?» -

    или: «Куда направляешься ты, поглощающая пространства?»

    Душа ответила и сказала:

    «Что хватает меня, убито;

    что опутывает меня, уничтожено;

    вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло.

    В [мире] я была разрешена

    СТРАНИЦА 17

    от мира и в отпечатке отпечатком свыше.

    Узы забвения временны.

    Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании».

    Сказав это, Мария умолкла,

    так как Спаситель говорил с ней до этого места.

    Андрей же ответил и сказал братьям:

    «Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала.

    Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал.

    Ведь эти учения суть иные мысли».

    Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей.

    Он спросил их о Спасителе:

    «Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто?

    Должны мы обратиться и все слушать ее?

    Предпочел он ее более нас?»

    СТРАНИЦА 18

    Тогда Мария расплакалась и сказала Петру:

    «Брат мой Петр, что же ты думаешь?

    Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?»

    Левий ответил и сказал Петру:

    «Петр, ты вечно гневаешься.

    Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники.

    Но если Спаситель счел ее достойной,

    кто же ты, чтобы отвергнуть ее?

    Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо.

    Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся!

    И облекшись совершенным человеком,

    удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие,

    не ставя другого предела, ни другого закона,

    кроме того, что сказал Спаситель». Когда

    СТРАНИЦА 19

    […] и они начали уходить, [дабы про]возглашать и проповедовать.