Анализ УМК Кузовлева В.П.,Перегудовой Э.Ш. «Английский язык» для обучения английскому языку в начальной школе. Школьный гид Анализ умк по английскому языку кузовлев

Из опыта работы

Уже много лет я работаю по учебно-методическому комплекту авторов В. П. Кузовлева, Н.М. Лапы, Э.Ш. Перегудовой. На мой взгляд, данный УМК характеризуют красивый современный разговорный язык, богатое увлекательное содержание, интересные и эффективные способы контроля за знаниями учащихся. Очень благодарна авторам УМК за высокое качество материала с точки зрения его лингвистической и страноведческой корректности. Думаю, что этот учебно-методический комплект поможет учителям подготовить своих учеников к ЕГЭ.

Данный УМК построен в соответствии с учебным планом 3 часа в неделю и состоит из учебника, книги для чтения, рабочей тетради, книги для учителя, аудиокассет с фонозаписью. Цель этого комплекта: обучение иноязычной культуре на коммуникативной основе. Иноязычная культура включает в себя развивающий, познавательный, воспитательный и учебный аспекты.

Очень важно, что авторам УМК удалось создать технологию обучения, которая действительно доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей, благодаря принципу индивидуализации и принципу комплексного подхода к овладению иноязычной культурой.

Принцип комплексного подхода предполагает одновременное обучение всем четырём видам речевой деятельности: чтению, аудированию, говорению и письму. С одной стороны, это способствует более прочному усвоению изучаемого материала, а с другой стороны, позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счёт более развитых. Ребёнку намного легче усвоить необходимый лексический материал, когда он его одновременно слышит, видит (читает), произносит и пишет.

Начать работу по данному УМК желательно с создания методической характеристики класса. МХК поможет учителю поставить «методический диагноз» и осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Методическая характеристика класса призвана выяснить, использует ли ученик свои способности в полную меру и определить причины, мешающие ребёнку учиться. (Смотри книгу для учителя к учебнику для пятого класса общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение.» 2001.с.96.)

Следующий принцип, на котором базируется данный УМК, – это принцип избыточности речевого материала. Он даёт возможность учащимся выбирать то, что соответствует его индивидуальности. С принципом избыточности тесно связан принцип отсроченности результата. Если мы требуем выдачи продукции всеми учащимися за одно и то же время, то мы совершаем грубую методическую ошибку, которая может привести к внутреннему протесту школьника.

Все темы этого УМК близки и интересны ученикам и поэтому дети с удовольствием их обсуждают. В конце каждого цикла учащимся предлагается создать свой индивидуальный или групповой проект по изученной теме. Работая над проектом, ребята учатся переносить и творчески использовать изученный материал в новых ситуациях общения.

Если вы решили работать по УМК В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой, то прежде всего внимательно изучите содержание учебника, книги для учителя и рабочей тетради. Особое внимание обратите на пояснения и комментарии к реалиям культуры страны изучаемого языка, которые помещены в лингвострановедческом справочнике. После этого необходимо задуматься о соответствующих элементах родной культуры. Иначе Вам не удастся организовать процесс обучения как «диалог культур».

Ознакомившись с содержанием, подумайте, все ли материалы интересны учащимся Вашего класса. Решите, что следует заменить на более интересные или познавательные. Следующая задача учителя состоит в том, чтобы адаптировать имеющийся в учебнике сценарий урока к конкретному классу, не нарушая при этом предлагаемую технологию обучения. Теперь перед учителем встаёт проблема: как донести это богатое, сложное и увлекательное содержание до каждого ученика.

Заинтересовать учащихся, настроить их на восприятия материала Вам помогут названия уроков и экспозиции к ним. Главная задача экспозиции – привлечь внимание учащихся к содержанию урока. Существует несколько способов работы над экспозицией в зависимости от уровня подготовки класса.

В сильных группах я обычно предъявляю экспозицию сама, учащиеся слушают без зрительной опоры. Я слежу за пониманием по реакции класса. Если вижу, что учащиеся не понимают какое-то слово, то я семантизирую его наиболее адекватным способом. Желательно, чтобы школьники умели переспрашивать учителя, если им непонятно значение какого-то слова (‘Excuse me.What does the word… mean?’).

Ученики могут слушать учителя и со зрительной опорой. Однако этот способ не будет способствовать развитию умения аудировать.

В более слабых группах я предлагаю учащимся прочитать экспозицию про себя, а потом проверяю прочитанное, задавая вопросы ребятам. В процессе чтения ученики могут пользоваться словарём.

Можно организовать работу над экспозицией и в виде игры в переводчика. Учитель или один из учащихся читает, другой ученик переводит. Необходимо чтобы переводчиками были разные ученики, а не только самые подготовленные. Если учитель уверен, что по каким-то причинам ученики не смогут перевести экспозицию, учитель переводит её сам. Учебник построен таким образом, что не нужно специально придумывать свои экспозиции. Однако если какая-то из них покажется недостаточно интересной, можно заменить её собственной. Задача учителя состоит в том, что бы каждый ученик хорошо понимал, с какой целью он выполняет то или иное упражнение, какую информацию он должен найти в том или ином тексте и на какие вопросы он должен будет ответить.

Как уже было сказано ранее этот УМК построен на принципе избыточности языкового материала . Все упражнения данного учебно-методического комплекта содержат большое количество новых, незнакомых слов. Постарайтесь убедить своих учеников в том, что текст на английском языке можно понять, даже если в нём содержатся новые слова и непонятные грамматические конструкции. Научите своих учеников не обращать внимание на незнакомые слова и грамматические явления, если они не мешают пониманию общего содержания текста. Развивайте у ребят способность к языковой догадке. Перед тем, как предложить учащимся текст для чтения, я обычно обращаю их внимание на непонятные грамматические обороты, привлекая для этого материалы справочника, помещённого в конце учебника.

Для проверки понимания прочитанного в учебнике используются различные способы: multiple-choice, true/false and wh – questions. Так же авторы предлагают и опоры для ответа на вопросы. Перед тем, как учащиеся начнут отвечать на вопросы, я всегда обращаю их внимание на опоры и объясняю, как лучше с ними работать. В начале я показываю учащимся, как использовать опору на примере построения собственного высказывания. Обычно слабые ученики группы высказываются по данным опорам, от сильных учащихся следует добиваться высказывания без опор. Как правило, я предлагаю высказаться сначала сильным ученикам, а затем слабым, что бы у последних была возможность выслушать ответы своих товарищей, кроме того, им предоставляется больше времени на подготовку высказывания.

Конспект урока по теме «Здоровье» предлагает учителям английского языка подробное описание организации интерактивного опроса на уроке. Думаю, учителям будет интересно познакомиться с предложенной системой оценки творческих проектов учащихся. В плане показано, как может происходить процесс целепологания на уроке. Надеюсь, что описанные в конспекте приёмы окажутся полезными для учителей иностранного языка и будут по-своему использованы ими в работе.

Урок английского языка по теме: "Здоровье"

Тращиева Татьяна Васильевна
МБОУ СОШ №3 села Шедок

Цели:

Развивающий аспект:

    развивать коммуникативные навыки учащихся;

    учить детей делать презентации творческих проектов;

    проводить интерактивный опрос;

    обрабатывать полученные данные;

    оценивать проекты своих одноклассников.

Воспитательный аспект:

    воспитывать здоровые привычки;

    показать учащимся важность здорового образа жизни.

Учебный аспект:

    активизировать изученную лексику по теме “Здоровье”;

    развивать у учащихся умение творчески использовать усвоенный материал в новых ситуациях общения.

Сопутствующие задачи:

    скрытый контроль развития речевых умений;

    развитие навыков письма.

Оборудование:

    кукла Mike;

    творческие проекты учащихся.

ТСО: аудиозапись песни “I Don"t Want”

Ход урока:

Teacher : Good morning! I am very glad to see everybody. Children, look at the blackboard and try to guess what the title of our lesson is? I am sure you know the English alphabet very well. Now name English letters and you will read the title of the lesson on the blackboard.

(На доске нарисованы 6 пустых четырехугольников).

Рис.1

Учащиеся называют английские буквы. Если дети отгадали букву из заголовка, то учитель вписывает ее в соответствующий четырехугольник. На доске появляется слово HEALTH.

Teacher: Great! You are very smart. The title of our lesson is Health. And we are going to speak on lots of topics today: “Health Habits”, “Home Medicine”, “Remedies for Accidents”. Are these topics interesting for you? Why? Now, children, let’s think about our objectives for today. Think a little and tell me how you are planning to improve your English at the lesson? What would you like to do today?

Pupil 1: I’d like to develop my speaking skills today.

Pupil 2: I’d like to get new information how to keep fit.

Pupil 3: I’d like to develop my writing skills.

Pupil 4: I’d like to speak English with my friends.

Pupil 5: I’d like to present my project.

Pupil 6: I’d like to learn what can help if I have an accident. Etc.

Каждый ученик группы говорит о своих планах и пожеланиях. После обсуждения один из учеников записывает на доске следующие задачи:

    to develop writing and speaking skills;

    to get new information how to keep fit;

    to present projects;

    to learn what can help if a person has an accident;

    to develop auditory skills.

Teacher: Dear boys and girls! I know that you like to play. Games help us to master English. Certainly you know many English words connected with the topic “Health”. Do you know the names of different illnesses? You will speak in turn. Who can say more?

Учитель вызывает двух учеников. Ребята по очереди произносят названия разных болезней. Побеждает ученик, оказавшийся последним.

Pupil 1: a headache.

Pupil 2: a stomachache.

Pupil 1: an earache.

Pupil 2: a backache.

Pupil 1: a toothache.

Pupil 2: a cold.

Pupil 1: appendicitis.

Pupil 2: the flu.

Teacher: Fantastic! You know the names of many illnesses. But do you know remedies for different illnesses and accidents?

Эта игра проводится аналогично предыдущей. Цель игры активизировать лексику по теме “Здоровье”.

Pupil 1: drops.

Pupil 2: tablets.

Pupil 1: syrup.

Pupil 2: vitamins.

Pupil 1: an operation.

Pupil 2: herbal tea.

Teacher: I see, children, you know a lot. Good for you. But look at our best friend Mike (учитель демонстрирует любимую куклу детей). He is very sad. Mike, what’s the matter? You don’t look happy.

Mike: Oh, children, I have a terrible headache today. What should I do?

Pupil 1: You should have a tablet

Pupil 2: You should walk in a park

Pupil 3: You should visit a doctor

Pupil 4: Don’t watch TV too long

Pupil 5: You shouldn’t play on you computer too much

Mike: You have many great ideas. Thank you, dear boys and girls. But I have a stomachache too. What should I do?

Игра продолжается аналогичным образом. Дети дают советы. Кукла благодарит и снова жалуется на свое здоровье.

Teacher: Children, at home you have written many questions about health habits. Choose a question from you questionnaire and ask Mike about his health habits.

Pupil 1: How often do you go to a physician?

Pupil 2: How often do you air your room?

Pupil 3: How often do you go in for sport?

Pupil 4: How often do you eat fruit and vegetables?

Mike отвечает на вопросы учащихся.

Teacher: Well done. Thank you, children. I think you will agree with me if a person wants to be healthy he should have health habits. I suppose it will be interesting to ask each other about health habits. Choose a question and interview your group mates, after that combine the facts and make a report.

Дети становятся парами лицом друг к другу, образуя 2 круга – внутренний и внешний. По сигналу учителя (это может быть удар игрушечного молоточка о стол, хлопок в ладоши и т.д.) учащиеся, стоящие во внешнем круге, задают свой вопрос партнеру, получают ответ. Снова звучит сигнал, учителя и учащиеся внешнего круга делают шаг вправо, происходит смена партнеров. Когда учащиеся внешнего круга опросят всех из внутреннего круга, участники интерактивного опроса меняются местами и те, кто задавал вопросы, начнут отвечать на вопросы одноклассников.

Рис.2

После того, как завершится опрос, дети садятся за парты и пишут отчет, пользуясь образцом из упр. 3, стр. 63. Ниже предлагаю один из отчетов.

Question: How often do you brush you teeth? Five of my class mates brush their teeth twice a day. Three students brush their teeth three times a day. One student never brushes his teeth. One student brushes his teeth once a week. Children, you should brush your teeth twice a day in the morning and in the evening. Don’t forget to visit a dentist twice a year.

Учащиеся читают свои отчеты, обсуждают их, говорят правильные ответы.

Teacher: Children, you have worked hard, your reports were very interesting and useful. I suppose it is time to have a rest and sing our favorite song “I don’t Want”.

Every time I have a headache
Mama takes me to the doctor.
Every time I have a headache
Mama takes me to the doc.
I have a headache,
I have a headache.
I don’t want to go to bed.
I have a headache,
I have a headache.
I don’t want to go to bed.


Mama takes me to the doctor.
Every time I have a stomachache
Mama takes me to the doc.
I have a stomachache,
I have a stomachache.
I don’t want to eat my lunch.
I have a stomachache,
I have a stomachache.
I don’t want to eat my lunch.

Every time I have a toothache
Mama takes me to the dentist.
Every time I have a toothache
Mama takes me to the dentist.
I have a toothache,
I have a toothache.

I have a toothache,
I have a toothache.
I don’t want to clean my teeth.

Teacher: Thank you. You can sing beautifully. Super! I know, children, that you are eager to present your projects. Which group will be the first? The leaders of the groups come up to me and take the cards. Tell us your numbers. Now we know which group is the first and which group is the second. And we have found the third and the fourth groups too.

Пока учащиеся 1 группы готовятся к выступлению, учитель может предложить детям следующую игру. На магнитной доске расположены карточки слов. Задача учащихся составить из этих слов английские пословицы.

    An, keeps, a, a, way, apple, keeps, doctor. (An apple a day keeps a doctor away).

    Wise, and, bed, to, to, man, early, early, wealthy, makes, wise, a, healthy. (Early to bed, early to rise, makes a man healthy, wealthy, and wise).

    is, wealth, health, than, better. (Health is better than wealth).

На этом уроке защищались проекты: “Home Medicine in My Country”, “How to keep Fit”, “Accidents”.

После защиты каждого проекта следовало его обсуждение и оценка. Проекты оцениваются по пятибалльной системе. Каждая группа после обсуждения заполняла следующую таблицу.

Contents

Presentation

Illustration

Teacher: I should say that all projects were very interesting and beautifully illustrated. Besides all of them have been presented brilliantly. Now, children, it is time to remember our objectives. Have you got new information today? Was the information important for you, why? Have you developed your speaking skills today? Etc.

Oh, I see. You have worked hard and got much new information today. Besides the information is very important and useful for you. More than that you have developed your speaking and auditory skills. Great! Now let’s finish our lesson with the song ‘Ruth has a toothache.’

Ruth has a toothache.

Teddy has a cold.

Fred has a headache.

Eddie’s getting old.

Ruth has a toothache.

Teddy has a cold.

Fred has a headache.

Eddie’s getting old.

Sam has a stomachache.

Frankie has the flue.

Jack has a backache.

Tony has one, too.

I am sure that now you know golden rules how to be healthy and you won’t have a toothache like Ruth or a headache like Fred. Thank you for the lesson, children. Good bye!

Анализ методической концепции УМК В.П. Кузовлева « English 8» и УМК К.И. Кауфман «Happy English 8»

Методическое обоснование использования УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М.

Предметная линия учебников «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и др. (ОАО «Издательство «Просвещение» 2011г.) в соответствии с регламентом, принятым Министерством образования и науки РФ, включёна в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Научным руководителем авторского коллектива является академик Пассов Е.И, автор программы - концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

Завершенная линия учебников для 2-11 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку. Содержание учебников соотнесено также с Фундаментальным ядром содержания общего образования, Программой формирования универсальных учебных действий и другими основными документами, обеспечивающими реализацию ФГОС. Содержание всех учебников позволяет достичь планируемых результатов обучения предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.

В нашей работе мы изучили УМК для восьмого класса, положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля, который с одной стороны обеспечивают преемственность между начальной, средней и старшей школой, а с другой стороны - избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческий уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, календарно-тематическое поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам. Таким образом интернет-поддержка предоставляет не только учителям, но и учащимся возможность получать дополнительные материалы и дополнительные упражнения, рассчитанные на разные уровни обученности, дополнительные материалы для подготовки к итоговой аттестации, знакомит с лучшими ученическими проектами, дает возможность размещать свои собственные проекты, скачивать необходимые аудиокурсы в формате MP3.

В состав УМК входит книга для учащихся (Student"s book). Учебник построен в соответствии с базисным учебным планом: 3 часа в неделю для 8 класса. Материал в учебниках организован в циклы. Каждый цикл в Учебниках имеет свое название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

Циклы имеют единую структуру, которая включает в себя

· уроки формирования лексических навыков,

· уроки формирования грамматических навыков,

· уроки совершенствования речевых навыков в монологической и диалогической формах речи,

· уроки развития умения самоконтроля и самооценки.

В Учебник включено несколько приложений:

1. Грамматический справочник;

2. Лингвострановедческий справочник, дающий краткие пояснения некоторых фактов культуры стран изучаемого языка и России;

3. Англо-русский словарь;

4. Список имен собственных и географических названий;

5. Таблица форм неправильных глаголов;

6. «Учись учиться», содержащее памятки для формирования СУУ и УУД.

Учебники тесно связаны с другими компонентами УМК. В них содержатся ссылки на Рабочую тетрадь и книгу для чтения.

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала. Каждый урок в Рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в Учебнике и имеет одинаковое с ним название. Рабочие тетради используется как на уроке, так и дома. Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской культуры англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Рабочие тетради к УМК «Английский язык» (8 класс) содержат раздел “All about me”, в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т. д.

Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов: короткие рассказы, отрывки из литературных произведений, комиксы, стихи, и т.д. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

Контрольные задания содержит четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 8”, разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, основной общеобразовательного и среднего (полного) общего образования, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений учащихся в основных видах речевой деятельности. В компонент также входит СD в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

Грамматический справочник с упражнениями содержит грамматические правила с иллюстрациями и примерами, обеспечивающими пошаговое овладение материалом, упражнения для более прочного усвоения грамматических явлений, раздел «Проверь себя», состоящий из вопросов и упражнений на проверку пройденного материала, а также ключи ко всем упражнениям для самопроверки. Грамматический справочник может использоваться как самостоятельное пособие родителями, желающими помочь ребенку в более глубоком усвоении основ грамматики английского языка Аудиоприложение (CD, MP3) призвано помочь ученикам лучше овладеть произносительной стороной речи и умением понимать речь на слух. В аудиоприложении все упражнения записаны носителями языка.

Учебный диск представляет собой компонент УМК, включающий: аудиокурс (в формате MP3), содержащий аутентичные аудиозаписи текстов и упражнений для совершенствования произносительной стороны речи, а также для дальнейшего развития умения понимать речь на слух; электронный словарь ABBYY Lingvo, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение; программу ABBYY Lingvo Tutor, содержащую дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков.

УМК разработан на основе концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования -- познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. УМК обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Используя деятельностный принцип обучения иностранным языкам, ведущей целью определена коммуникативная цель - формирование коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, включает лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Последний компонент включает практическое владение изучаемым языком с учетом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретенных ранее умений и навыков, в том числе, общеучебного свойства. Под практической целью обучения иностранному языку в методике принято понимать необходимость обеспечить допрофессиональный уровень владения языком, позволяющий последующее доучивание в соответствии с потребностями специальности или личными интересами учащихся.

В УМК «Английский язык 8» нашел отражение социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, С.Г.Тер-Минасова). Уроки по данному УМК спланированы таким образом, что учитель стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры, к установлению полилога культур через использование в учебном процессе аутентичных (взятых из жизни) материалов. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к межкультурной коммуникации, к диалогу культур, что особенно важно сейчас, когда «смешение народов, языков, культур» достигло невиданного размаха и, как всегда, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения уважения и интереса к ним. Поэтому одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка и, как следствие, формирование социокультурной компетенции учащихся.

Целью познавательного (социокультурного) аспекта является овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:

отображение актуальной действительности: иллюстрации, фото, слайды, компьютерные программы, анкеты, билеты, этикетки, репродукции картин художников стран изучаемого языка;

отрывки из текстовых произведений:

художественной литературы; справочной и научно-энциклопедической литературы (путеводители, карты и т. п.); материалов СМИ;

разговорный массив: аутентичные диалоговые тексты; объяснения и показ строя языка; речевые образцы; правила-инструкции; структурные и функциональные обобщения;

фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.

Выбор учителем УМК для обучения иностранному языку также предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает, что, где, когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами в УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему. В связи с этим стараюсь следовать рекомендациям книги для учителя. В циклах содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса. Таким образом, вносимые мною изменения касаются в основном объема материала и количества тренировочный упражнений.

УМК прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. Содержательная сторона Учебника подверглась сокращению и обновлению в изданиях 2010-2011гг. Заменены устаревшие сведения и сведения, потерявшие актуальность для современных подростков. Сокращён объём новых лексических единиц (ЛЕ), предназначенных как для продуктивного, так и для рецептивного усвоения. Усилилась повторяемость речевого материала, а также работа над грамматической стороной речи. Достоинством данного УМК является его соответствие учебным целям, возрастным особенностям и интересам детей, современным технологиям обучения, а также его эффективность при индивидуальных занятиях с детьми. Избранная структура учебника и методика изложения опирается на современные педагогические технологии. Учебник содержит достаточно упражнений для организации различного рода учебной деятельности. Упражнения продуманы, удачно подобран иллюстративный ряд. Учебник успешно решает задачу, поставленную авторами: развитие индивидуальности в диалоге культур.

Отличительной чертой УМК является то, что основная часть груза по соблюдению закона адекватности при воплощении ее в учебниках снята с учителя и взята на себя авторами учебников: все уроки спланированы так, что их можно использовать как готовые сценарии. Это обеспечит “прожиточный минимум” грамотности и основу управления процессом, соблюдение системы планирования. В таком подходе основа дальнейшего творчества учителя, избавленного от рутинного планирования, на которое у него почти нет времени. Творчество можно и нужно проявлять, главным образом, в процессе воплощения учебника в конкретном классе и в планировании резервных уроков (их, как правило, 20 %).

Положительным является то, что предлагаемая Концепция отказывается от контроля, используемого на основе политики “кнута и пряника”, поскольку это превращает образовательную деятельность в противоборство учителя и учеников и противоречит взаимодействию как сути общения.

Контроль по самой своей природе агрессивен, поэтому дело не в его усовершенствовании. Снять отрицательные свойства контроля можно только одним путем - сделать его средством управления процессом образования. В этом случае выявляются те “ инструменты”, с помощью которых это управление осуществляется: для учителя это - открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка, отметка; для ученика - самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка и взаимооценка. Генеральной линией следует считать при этом перевод учащихся на режим самоконтроля. Их следует учить, как контролировать и корректировать себя. В результате они избавятся от иждивенчества, ибо будут обладать собственным психофизиологическим аппаратом регуляции своей деятельности, а это воспитывает ответственность в человеке.

В нашей работе более подробно мы рассмотрели раздел Говорение. Предметное содержание говорения подобрано таким образом, что оно представляет интерес и для британских и для российских школьников и связано как с ситуациями повседневного общения, так и с ситуациями проблемного характера. В 8 классе говорение становится равноправным с чтением и ставится задача дальнейшего развития речевого умения в монологической и диалогической формах.

При обучении говорению большой удельный вес имеет работа над рассуждением, выражением своего отношения, сравнительной оценкой родной культуры с культурой страны изучаемого языка.

При обучении монологической речи развиваются следующие навыки и умения.

1. Умение высказываться целостно, как в смысловом, так и в структурном отношении.

2. Умение высказываться логично и связно. Это означает уметь последовательно излагать мысли, факты, суждения, связанные в смысловом отношении и соотнесенные с задачей высказывания. Высказываться связно значит уметь «сцеплять» отдельные фразы и сверхфразовые единства в тексте определенными средствами языка.

3. Умение высказываться продуктивно. С точки зрения формы продуктивность высказывания определяется количеством новых комбинаций: чем меньше заученного, тем больше продуктивность. Поэтому главная задача -- настойчиво и постоянно развивать продуктивность путем комбинирования и трансформации материала. Не следует также забывать о том, что продуктивность -- это еще и содержательность, т. е. умение пользоваться богатством фактов, сведений, мыслей, необходимых, по мнению говорящего, для достижения цели, ради которой он вступает в общение.

4. Умение говорить самостоятельно, т. е. выбирать стратегию высказывания, составлять программу высказывания, говорить без заимствования мыслей из предварительно прочитанных и прослушанных источников, высказываться без опоры на полные записи или изображение.

5. Умение говорить экспромтом, без специальной подготовки и обсуждения.

6. Умение говорить в нормальном темпе.

Раздел V всех циклов посвящен развитию конкретных умений общаться, а раздел VI -- развитию умения общаться в целом.

Подробный перечень предметов для обсуждения, речевых функций, которыми должны овладеть учащиеся, приводится в Map of textbook “English 8” в разделах “Topics, Problems, Situations”, “Functions” и “Speaking”.

Лексические навыки говорения формируются как на базе материала, усвоенного ранее, так и нового, общим объемом около 1500--1600 лексических единиц (1250 единиц усвоены в 5--7 классах и 300 -- в 8 классе).

Новые слова и выражения даются в конце цикла в разделе “Test Yourself”.

Грамматические навыки говорения формируются на основе грамматического материала, усвоенного в предыдущих классах, а также на основе новых грамматических явлений. Новые грамматические явления, подлежащие активному усвоению в каждом цикле, указаны в Map of textbook “English 8” в разделе “Speaking”.

При всех положительных качествах УМК есть некоторые отрицательные стороны. Прежде всего это перегруженность некоторых тем лексическими единицами и грамматическими структурами и, соответственно, требуют большего количества уроков (часов), отведенных на их отработку. Некоторые домашние задания требуют много времени для выполнения, отдельные уроки перенасыщены лексическим материалом. недостаточно упражнений для отработки и закрепления некоторых грамматических явлений; для высказываний учащихся по речевому образцу, например) требуются дополнительные опоры. Кроме того, сама форма некоторых упражнений затрудняет работу, так как пункты заданий не имеют нумерации, а выделены маркером-списком.

В целом, данная предметная линия учебников позволяет учителю работать творчески, развиваю личность учащегося и позволяет достичь планируемых результатов обучения предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных. В УМК учитываются особенности использования полевых игр при обучении диалогической речи.

Предложенного материала достаточно для изучения тем, так как он дополнен упражнениями Рабочей тетради и Книги для чтения.

Понятийный аппарат достаточный, нет перегруженности текстов понятиями и терминами, соответствует запасу знаний, опыту познавательной и практической деятельности учащихся, их потребностям и интересам. Лексика и стилистика учебного материала соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся 9 классов, имеет образовательную и воспитательную ценность.

Учебный материал изложен логично и последовательно в соответствии с этапами работы над речевым материалом: формирование речевых навыков, их совершенствование и развитие умений. Каждая порция материала в рамках цикла доводится до уровня умения.

Функциональная значимость материала заключается в развитии у учащихся языковых способностей и психических функций (догадки, логического изложения, памяти, мышления, внимания), способностей к решению речемыслительных задач, учебных умений.

Материал носит большой воспитательный характер. Воспитывается толерантное отношение к чужой культуре и языку и формируется уважительное отношение к родной культуре, традициям и обычаям, желание расширить кругозор, формируется интерес к познавательной деятельности, воспитывается потребность в полезном времяпрепровождении воспитывается потребность в приобщении к мировой культуре, формируется осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран, воспитывается любовь к Родине, чувство гордости к ее достижениям и успехам.

Используется разнообразный характер представления материала: констатирующий, объяснительный, проблемный, аналитический, сравнительный, критический, гипотетический, информативный, классифицирующий и др с учётом социокультурного, развивающего, воспитательного, учебного аспектов.

Раздел «Подготовка к тесту» помогает готовить учащихся к новой форме итоговой аттестации в 9 классе, а также к ЕГЭ.
Рабочая тетрадь является важным компонентом и помогает активизировать и закрепить материал учебника.

2. Методическая схема

Применяются разнообразные технологии (технология коммуникативного обучения, проблемного обучения, проектная, личностно-ориентированная технологии).

В УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора лексических единиц и грамматических явлений в зависимости от их интересов, способностей и уровня обученности. Представлены альтернативные варианты работы с упражнениями в зависимости от уровня подготовки учащихся. Данный подход позволяет последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения. Неуспешных учащихся нет.

Весь материал закрепляется в рабочей тетради и расширяется за счет использования книги для чтения.

Отрывки для чтения взяты из произведений различных литературных жанров. Такое чтение расширяет кругозор учащихся, углубляет знания о стране изучаемого языка.

В УМК осуществляются как внутрипредметные, так и межпредметные связи (литература, география, история, информатика, МХК, обществознание, психология, риторика, ИКТ и др.).

3. Дидактический аппарат

Количество вопросов и заданий достаточно для мотивации обучения, для отработки и закрепления материала, для организации практической деятельности, для организации самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки.
Уроки достаточно насыщены материалом, дающим возможность успешно работать с учащимися разного уровня. Каждый раздел учебника подкрепляется заданиями в рабочей тетради и дополняется познавательными и художественными аутентичными текстами для чтения с развивающими заданиями в книге для чтения. Такие задания очень полезны для сильных учащихся и стимулируют учащихся с более низким уровнем обученности.

Новых лексических единиц много, но все они необходимы для изучения темы, даются в различных комбинациях, что повышает продуктивность высказываний учащихся. У учащихся вырабатывается умение пользоваться богатством фактов, сведений, мыслей для достижения цели, ради которой они вступают в общение.

4. Художественно-графическое оформление и полиграфическое исполнение

Предложенные иллюстрации соответствуют учебным целям и задачам, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, способствуют обеспечению комфортного эмоционального состояния учащихся в процессе работы с УМК, эмоциональному восприятию учащихся, лучшему усвоению материала.
Цветовая гамма, шрифт и формат оформлены на высоком уровне и соответствуют психофизическим особенностям учащихся средней школы.

Учебно-методический комплект (УМК) «Английский язык» / «English» (авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П., Перегудова Э.Ш. и др. ) предназначен для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. УМК разработаны на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. УМК разработан для общеобразовательных школ, в которых на изучение английского языка в средней школе отводится 105 учебных часов в год (3 часа в неделю). УМК по английскому языку Кузовлева В.П. и др. прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. УМК выпускает издательство «Просвещение» .

УМК линии «Английский язык» / «English» Кузовлева В.П. и др. обеспечивают:
- две модели обучения: 2-11 классы и 5-11 классы;
- преемственность между начальной и средней школой;
- успешную подготовку к ЕГЭ.

Отличительной особенностью комплектов является выдвижение на первый план воспитательного, познавательного и развивающего аспектов обучения языку, что обеспечивает индивидуализацию обучения. В комплектах реализуются комплексный и социокультурный подходы к обучению.

Для 5 класса изданы два вида УМК: первый год обучения и четвертый год обучения.
УМК «English-5» (1-й год обучения) издается с 2004 года и входят в серию «Академический школьный учебник». Содержание учебника было обновлено, учтены пожелания учителей и рекомендации методистов.
УМК «English-5» (4-й год обучения) предназначен учащимся, которые начали изучение английского языка со 2 класса по учебникам «English 2-4» Кузовлева В.П., Лапы Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др., повторяет оформление линии для 2-4 классов. УМК издается с 2006 года, переработан в 2011 году в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2010г.

Учебники курса «English» Кузовлева В.П. и др. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Состав УМК «English» для 5-9 классов:
- Учебник + электронное приложение (на сайте издательства). 5 (4-й год обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы:
- Рабочая тетрадь. 5 (4-й год обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Книга для чтения. 5 (4-й год обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Контрольные задания + электронное приложение (на сайте издательства). 5, 6, 7 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Симкин В.Н., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.
- Подготовка к итоговой аттестации. Контрольные задания + электронное приложение (на сайте издательства) или CD. 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Симкин В. Н.
- Книга для учителя. 5 (4-й годы обучения), 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Бухарова И.Е., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.
- Рабочие программы. 5-9 классы. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.

Материал учебника английского языка Кузовлева В.П. и др. позволит развить языковые способности и учебные умения школьников, обогатить их духовный мир и повысить интеллектуальный уровень. Учебный курс отличают: направленность на развитие личности учащегося, комплексный подход к обучению четырем видам речевой деятельности, полиаспектный характер упражнений, направленность на познание англоязычной культуры в соотнесении с родной культурой. Учебник с 2011 г. выходил в комплекте с электронным приложением на CD. Электронное приложение, разработанное совместно с ABBYY, содержалот: аудиокурс для занятий дома в формате mp3; учебно-игровую программу для быстрого запоминания слов; электронные словари (англо-русский и русско-английский). Диск можно было использовать на компьютере, mp3-плеере и любых аудиосистемах, поддерживающих воспроизведение файлов формата mp3. С 2015 г. электронное приложение можно скачать на сайте издательства.

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации материала учебника. Многие упражнения в рабочей тетради построены на материале о России, что позволит учащимся глубже осознать особенности родной культуры. Содержание Рабочей тетради разбито на циклы, каждый из которых соотносится с соответствующим циклом Учебника. Упражнения из Рабочей тетради могут выполняться как в классе, так и дома.

Книга для чтения является неотъемлемым компонентом УМК. Книга для чтения для 5 класса содержит упражнения для обучения чтению по транскрипции, правилам чтения, а также аутентичные тексты для развития различных умений читать. В книгах для чтения для 6-9 классов представлены материалы для чтения в классе и самостоятельного чтения дома, русско-английский словарь, список имен собственных и географических названий. В них включены отрывки из произведений классиков детской литературы и наиболее популярных современных авторов, таких, как: B. Stoker, Jerome K. Jerome, Louisa M. Alcott, A. Conan Doyle, A. Christie, J.D. Salinger, W. Saroyan, J. Grisham, R. Dahl и др. Аутентичные тексты представляют собой короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, статьи из журналов, газет, письма разного характера, рекламные объявления, комиксы. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать.

Контрольные задания с электронным приложением (на сайте издательства) для 5, 6, 7 классов содержат контрольные измерительные материалы в тестовых форматах для оценки уровня сформированности языковых навыков и речевых умений школьников по окончании каждой четверти, а также итоговые контрольные задания (final test) в конце года.

Для учащихся 8 и 9 классов выпущены учебные пособия «Подготовка к итоговой аттестации. Контрольные задания» с электронным приложением.

Книга для учителя предлагает методические рекомендации по организации процесса коммуникативного обучения английскому языку. Тексты книг для учителя можно найти на сайте издательства «Просвещение».

Рабочая программа курса английского языка Кузовлева В.П. и др. составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит описание целей обучения, характеристики учебного курса, личностных, метапредметных и предметных результатов освоения данного курса, а также тематическое планирование к данному курсу. Программа призвана оказать помощь учителю в организации процесса обучения английскому языку в 5-9 классах.

Три фильма по обучению чтению «Технология коммуникативного иноязычного образования. Технология взаимосвязанного обучения произношению и чтению по транскрипции» (5 класс) , «Технология коммуникативного иноязычного образования. Обучение чтению по правилам» (5 класс) и «Коммуникативная технология формирования речевых грамматических навыков» (6 класс) можно посмотреть на сайте издательства «Просвещение».


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

2.2 Анализ УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ»

Анализируемый учебник В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ» /31/ построен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю) и по своему содержанию ориентирован на государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету «иностранный язык». Следу­ет, однако, заметить, что материал, предназначенный для усвоения, по глу­бине и общему содержанию выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обес­печивает возможность выбора материала в зависимости от интересов, спо­собностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возмож­ность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рам­ки базового курса /32/.

УМК для 6-го класса продолжает и развивает систему обучения, положен­ную в основу УМК для 5-го класса, а именно обучение иноязычной культуре. В основу данного УМК положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитатель­ным, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности: чтени­ем, говорением, аудированием, письмом.

Если в 5-м классе главной задачей являлось обучение рецептивным видам речевой деятельности, и в первую очередь чтению, то в 6-м классе на первый план выдвигается обучение продуктивным видам, а именно говорению.

Говорение. Материал каждого цикла, предназначенный для овладения в го­ворении, указан в технологической карте в графе "Speaking".

Задача УМК-6 заключается в том, чтобы довести говорение до уровня продуктивного владения материал.

Предметное содержание говорения строится вокруг тем и проблемных во­просов, представляющих интерес как для английских, так и для российских школьников. Подробный перечень предметов обсуждения и речевых функций, которыми должны овладеть учащиеся, приводится в технологических картах в разделах "Topics, problems, situations", "Functions", "Speaking".

В 6-м классе преимущественное внимание отводится обучению диало­гической речи. Для обучения диалогической речи в каждом цикле отводятся спе­циальные уроки, на которых учащиеся с помощью функциональных опор ов­ладевают такими речевыми функциями, как запрос информации, объяснение, согласие, описание, обещание, отказ, соглашение, приглашение, извинение, обмен впечатлениями, побуждение к действию и др.

Акцент при обучении диалогической речи делается не на репродукцию об­разцовых диалогов, а на развитие механизмов диалогического общения: разви­тие реакции на реплику собеседника, выбор адекватной стратегии и тактики общения, перехват инициативы и т.д.

К концу 6-го класса учащиеся должны уметь без предварительной подго­товки вести несложную беседу с речевым партнером в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или про­читанного, адекватно реагируя на его реплики, запрашивая уточняющие сведе­ния и побуждая собеседника к продолжению разговора, используя речевые фор­мулы и клише этикетного характера в рамках языкового материала 6-го и пред­шествующих классов. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 4-6 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отве­чающих поставленной коммуникативной задаче.

В 6-м классе продолжается обучение монологической речи. К концу 6-го класса учащиеся должны уметь без предварительной подготовки высказываться логично, последовательно и в соответствии с предложенной ситуацией обще­ния или в связи с прослушанным или увиденным, кратко передавать содержа­ние прочитанного или услышанного с непосредственной опорой на текст, дан­ные вопросы, ключевые слова. Объем высказывания не менее 6-10 фраз, пра­вильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.

Перейдем к анализу второго цикла изучаемого УМК /31/ “Unit 2. What are you like?”

Всего во втором цикле данного УМК представлено 63 упражнений:

· в “Student’s Book” /31/ – 28 упражнений;

· в “Activity Book” /33/ – 13 упражнений;

· в “Reader” /34/ – 22 упражнения.

В “Student’s Book” предлагается три РИ, что составляет 10,7%.

В “Activity Book” и “Reader” данный тип игр не представлен.

В пункте 2.1. были описаны следующие виды РИ:

1) врожденные,

2) приписанные,

3) приобретенные,

4) действенные,

5) функциональные.

В анализируемом УМК В.П. Кузовлева предлагаются два вида РИ:

Приобретенные – 1 игра, что составляет 33,3%,

Действенные – 2 игры, что составляет 66,7%.

Кроме того, упражнения подразделяются на игры в паре и в подгруппе:

В паре – 2 игры – 66,7%,

В подгруппе – 1 игра – 33,3%.

Итак, из анализа УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ» видно, что РИ в нем представлены, но в недостаточном количестве (всего 10,7%). Формирование говорения осуществляется в основном через другие виды упражнений.

Из предлагаемых методистами (п. 2.1.) видов РИ используются только 2 их вида: приобретенные и действенные. Большее внимание уделяется играм в паре. Но скорее всего игры в подгруппах будут использоваться на старших этапах обучения при совершенствовании устной речи.

В целом, все требования, предъявляемые к учащимся 6 классов в Программе по ИЯ /24/ в разделе говорения, в анализированном УМК реализованы полностью.

Диалогическая речь: учащиеся должны уметь без предварительной подготовки вести несложную беседу с речевым партнером в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или прочитанного, адекватно реагируя на его реплики, запрашивая уточняющие сведения и побуждая собеседника к продолжению разговора, используя речевые формулы и клише этикетного характера, выражая свое отношение к предмету высказывания.

Данный учебник ставит целью помочь учащимся овладеть базовым курсом АЯ в соответствии с требованиями государственного стандарта, призван заложить прочную основу для среднего и старшего этапов учения по учебникам данной серии.


Своей стратегии и тактики в предлагаемой роли; г) планирование возможного поведения партнера; д) определение вида, объема и структуры диалога и его возможного исхода. Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения Именно роль в игре и органически связанные с ней действия...

Ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной. Использование ролевых игр на уроке иностранного языка более уместно на третьем этапе, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности. Но ролевые игры (а иногда и элементы их) можно использовать и на этапе тренировки...

О каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология – система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования. Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, ...

Это, однако, не снижает методической значимости типологического описания, поскольку полученная типология адекватно отражает закономерности развития ролевой игры как средства обучения профессионально-педагогическому общению в языковом педвузе. Ситуация как методическая категория. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее...