Что значит для военного человека мундир? Современная военная форма (вкпо) — экипировка солдат российской армии
Униформа русской армии - предметы форменной одежды военнослужащих армии Русского царства и Российской империи .
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
ОБЗОР! Форма русского пехотинца Первой Мировой
Униформа пехотинца Русской импера́торской а́рмии
Офисная форма сухопутных войск РФ | ОБЗОР ВОЕННОЙ ФОРМЫ
Униформа WW2, антигитлеровские союзники
Знаки различия русской императорской армии
Субтитры
Допетровская эпоха
В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было; у княжьей дружины была та же одежда, какую носили мирные жители, только с прибавлением доспехов ; только изредка какой-нибудь князь одевал свою дружину однообразно и иногда не по-русски: так, Даниил Галицкий , помогая венгерскому королю, имел свои полки одетыми по-татарски . В XVI в. появляются стрельцы , которые, составляя уже нечто вроде постоянного войска, имеют и однообразную одежду, сначала красную с белыми берендейками (перевязи), а потом, при Михаиле Феодоровиче, разноцветную; Стрелецкие полки имели парадную униформу, состоящую из верхнего кафтана , зипуна , шапки с околышем, штанов и сапог , цвет которых (кроме штанов) регламентировался согласно принадлежности к определённому полку. Для выполнения повседневных обязанностей использовалась полевая форма - «носильное платье», имеющую тот же самый покрой, что и парадная, но из более дешевого сукна серого, чёрного, или коричневого цвета.
Кавалерия
Кавалерию в этот период составляли драгунские, кирасирские, гусарские, уланские полки, а также казачьи части, считавшие иррегулярными.
Нововведения в кавалерии поначалу не отличались от пехотных - с кавалерийской спецификой. Были введены новые мундиры фрачного типа с высокими стоячими воротниками, новые высокие шляпы, существенно укорочены у нижних чинов косы (у офицеров косы оставлены по желанию, за офицерами же оставлено право ношения усов). У кирасиров были отменены кирасы. Перед началом кампании 1805 г. у драгун и кирасиров появились кожаные каски с медными налобниками с изображениями Андреевских звёзд (Гвардия) или двуглавых орлов (армия). Орденский кирасирский полк имел на каске изображение звезды Ордена Св. Георгия. Плюмаж каски по расцветке напоминал плюмаж пехотных киверов - белый перёд с красной вертикальной полосой у унтер-офицеров, чёрный перёд с белым тылом и красной поперечной полосой - у офицеров, целиком белый - у генералов, красный - у трубачей и т. д. Драгунский мундир был сперва светлее пехотного (как у егерей), но позже цвет был унифицирован с общим пехотным. Кирасиры сохранили белые мундиры и супервесты. В качестве полковых различий выступали воротники (в Гвардии - с золотым/серебряным шитьем и петлицами), отвороты фалд и погоны (у офицеров - с золотым/серебряным галуном), а также чепраки и чушки. В армейских частях на чепраках изображался вензель Императора, в Гвардии (кроме гусар) - Андреевская звезда.
Особняком стояли Кавалергарды и Конная-Гвардия, офицеры которых имели дополнительно вицмундиры и специальную т. н. бальную форму. Вицмундиры были чёрного цвета (с такими же в сапоги) с чёрными с красным кантом (кавалергарды) и красными с красным кантом (конногвардейцы) воротниками, отворотами фалд и обшлагами без петлиц и шитья. Приборный металл - у кавалергардов серебро, у конногвардейцев золото. Вицмундир разрешалось носить вне строя, с фетровой офицерской шляпой или даже фуражной шапкой. Бальная форма состояла из мундира красного цвета с белыми лосинами и специальными белыми штиблетами. На фалдах кавалергардов располагалось специальное шитье. Чепраки и чушки в Кавалергардском полку были красные, с чёрной каймой и двойной (у офицеров серебряной, у нижних чинов - жёлтой) сутажной обшивкой последней; у Конной Гвардии чепраки и чушки были тёмно-синие, с красной каймой и жёлтой двойной (у офицеров - золотой) обкладкой.
Вицмундиры получили и офицеры гусарских полков - достаточно скромные, общекавалерийского покроя, тёмно-зелёного цвета с такими же в сапоги, с цветным (по полку) воротником с особым шитьем приборного металла. После введения эполет на вицмундире предписывалось носить только эполеты.
У гусар изменилась расцветка доломанов, ментиков, чачкир, воротников и обшлагов, а также чепраков. Были изменены и рисунки шитья, а также приборные металлы и цвет меха ментиков в ряде полков. В качестве головного убора был установлен кивер нового образца с гвардейской кокардой спереди.
В 1808-1811 гг. частично изменилась конструкция и элементы гарнтуры гусарских киверов (аналогично пехотным), гвардейским гусарам на кивер была установлена гвардейская же же специальная эмблема. Несколько изменилась и конструкция касок драгун и кирасир - плюмаж на них стал менее пышным, сохранив цветовые отличия только для трубачей или литаврщиков.
В 1812 г. кирасирам, очевидно, учитывая успехи наполеоновских «латников» (во французской армии помимо кирасир кирасы с 1807-1808 гг. носили и карабинеры) были возвращены кирасы из тёмной прессованной кожи с на красном подбое металлическими прокладками, крашеной в чёрный цвет, причём защищала новая кираса и грудь, и спину. Особая история произошла в Псковском драгунском полку - его чинам были пожалованы кирасы, взятые с боем у французских карабинеров в сражении при Красном. Полк переименовали в кирасирский, а металлизированные кирасы с медной отделкой так и остались в полку в качестве своеобразной полковой реликвии (характерно, что чинам, которым французских кирас не хватило, были выданы кирасы отечественного образца).
Артиллерия и инженерные части
В целом, изменения в артиллерийских и инженерных частях были аналогичны общеармейским - введение новых мундиров, головных уборов, наградных элементов и т. д. Был сохранен приборный цвет - чёрный, с красными погонами и кантами воротников, обшлагов и фалд. На кивера артиллеристам и саперам были установлены красные этишкеты (без султанов). На кивера гвардейской пешей и конной артиллерии были пожалованы гвардейские эмблемы, воротники и обшлага офицеров украсили золотые петлицы особого шитья. Чины армейской конной артиллерии в качестве головных уборов носили каски (по образцу драгунских).
Вскоре после окончания кампании 1812-1815 гг. был образован Лейб-гвардии Саперный батальон, шефом которого стал Великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I). Батальон получил форму, аналогичную гвардейской артиллерии, но с белым (серебряным) приборным металлом.
Николай I
Александр III
К началу 70-х годов XIX в. уже не было никаких стеснений относительно ношения усов, бород и т. п., но стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи, будучи достаточно удобной, была дорога; затруднительна была притом пригонка мундиров с пуговицами и талией. Соображения эти, а главное, стремление к национализации побудили императора Александра III коренным образом изменить обмундирование войск; только гвардейская кавалерия сохранила, в общих чертах, свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие, дешевизна и удобство носки и пригонки. Все это было достигнуто, правда, в ущерб красоте. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоял из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии - гербом. Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивается на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир; гвардейский мундир имел косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) совершенно стал похож на мундир пехоты, только несколько короче; барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку; широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары , в пехоте того же цвета, что и мундир, в кавалерии серо-синего, и серые шинели, застегивающиеся в армии на крючки, а в гвардии на пуговицы, довершают несложное обмундирование солдата 70-80х годов XIX в. Отсутствие пуговиц имело ещё и ту выгоду, что устранен лишний блестящий предмет, могущий в солнечную погоду обратить внимание неприятеля и вызвать его огонь; такое же значение имела и отмена султанов , касок с блестящими гербами и лацканов. Кавалерия при перемене обмундирования сохранила на своих шапках , воротниках и в виде кантов прежние свои цвета. В пехоте и других родах оружия, начиная с введения кепи с околышами, отличие одного полка от другого основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличалась номерами на погонах ; в каждой пехотной дивизии первый полк имел красный, второй - синий, третий - белый, четвёртый - чёрный (тёмно-зелёный) околыши, первые два полка (первая бригада) - красные, а вторые два полка (вторая бригада) - синие погоны. Вся гвардия, артиллерия и саперные войска имели красные, а стрелки - малиновые погоны. Отличие одного гвардейского полка от другого, кроме околышей, заключал. ещё в цвете канта и прибора. Описанная Форма во многом приближалась к требованиям, предъявляемым к обмундированию войск, но шапки и фуражки без козырька не защищали глаз от солнечных лучей. Значительное облегчение для войск было допущено Александром II введением для носки в жаркую погоду кителей и полотняных рубах ; дополнением этого явились белые чехлы на фуражки в течение всего летнего периода, а также последовавшее разрешение заменять летом мундиры кителями , с орденами и Алексей Семёнович Усачёв, рядовой 1-го Кавказского саперного батальона Михаил Бочкарёв, рядовой 16-го гренадерского полка Михаил Борисов (Тифлис, 1903 г.) был признан слишком тяжёлым и заменён обыкновенной фуражкой , к которой прикрепляется маленький металлический герб . Наиболее существенные изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым в талию и с цветным кантом по борту мундиром. Для гвардейских полков был введён кивер.
В каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому - красный, второму - синий, третьему - белый. Прежние цвета остались только в тех полках , для которых с цветом их было связано какое-либо историческое воспоминание. Одновременно с изменением цветов полков были изменены их фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки. Войска вспомогательного назначения и различные специальные корпуса имеют форму пехотного образца.
В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый же китель прежнего образца вышел из употребления. Вицмундир был оставлен как внеслужебная одежда.
1907-1914 гг. стали периодом масштабных преобразований в форме одежды, сочетающих как радикальное упрощение (унификация парадной и повседневной (полевой) формы), так и возврат к пышным образцам эпохи Александра II и даже Николая I (введение особых парадных мундиров с киверами в гвардии, Генеральном штабе и т.д., возвращение бывшим армейским гусарским и уланским полкам их названий и элементов (парадной) униформы и т.д.). К этому же периоду относится введение нового полевого офицерского снаряжения (обр. 1912 г), а также папахи в качестве универсального зимнего головного убора.
В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.
Период первой мировой войны
В период первой мировой войны 1914-1918 годов в армии широкое распространение получили кителя произвольных образцов - подражания английским и французским моделям, получившие общее наименование «френч» - по имени английского генерала Джона Френча. Особенности их конструкции в основном заключались в конструкции воротника - мягкого отложного, или мягкого стоячего с застежкой на пуговички подобно воротнику русской гимнастерки; регулируемой ширине обшлага (с помощью хлястиков или разрезной манжеты), больших накладных карманах на груди и полах с застежкой на пуговицы. Среди авиаторов ограниченное распространение получили френчи английского офицерского типа - открытые, для ношения с галстуком.
Уже в 1914 г. все галунные погоны в действующей армии были отменены и заменены ткаными в цвет кителя или шинели (цвет кантов, просветов, расположение и цвет звёздочек, а также форма погон остались неизменными). Однако если на фронте галунные погоны остались предметом «особого шика», прежде всего, для вновь произведенных офицеров, то погоны защитного цвета стали предметом такого же «шика» в тылу, обозначая своего носителя как «фронтовика» (в этой же связи среди офицеров-тыловиков были модны гимнастерки солдатского покроя, но из качественного офицерского сукна). [[Файл:67 pehotnaja divizija.jpg|thumb|67-я пехотная дивизия, 1916 г. .
К революции 1917 г. русская армия подошла в кителях самого разнообразного покроя. Соответствие уставу наблюдалось только в штабах, тыловых организациях, а также во флоте. Однако усилиями нового военного и морского министра А. Ф. Керенского был уничтожен даже этот относительный порядок. Сам он носил китель-френч произвольного образца, вслед за ним его надели многие руководители армии. Флоту же было приказано переодеться в кителя с застежкой на крючки, обшитые чёрной тесьмой по борту, с карманами лишёнными клапанов. До изготовления новых образцов формы следовало перешить имеющуюся в наличии. Этот приказ офицеры исполняли произвольно, в результате флот тоже лишился единого образца кителя.
: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. : в 30 т., в 60 кн. / Под ред. Балашов Петр Иванович (с дополнениями) : Составлено по Высочайшему повелению / Сост. Александр II (император российский), илл. , 1881–1900.
November 19th, 2016 , 05:19 pm
Норт, Джонатан.
Н82 Солдаты Первой мировой войны 1914—1918. Униформа, знаки различия,
снаряжение и вооружение / Джонатан Норт; [пер. с англ. М. Витебского]. —
Москва: Эксмо, 2015. — 256 с.
ISBN 978-5-699-79545-1
«Солдаты Первой мировой» — полная энциклопедия истории военной формы
и снаряжения армий, сражавшихся на фронтах «Великой войны». На ее страницах
показана униформа не только основных стран Антанты и Тройственного союза
(Англии, Франции, России, Германии и Австро-Венгрии), но и вообще всех стран,
втянутых в этот ужасный конфликт.
Предыдущие и последующие публикации книги Норта Джонатана
ЭЛИТНАЯ ПЕХОТА, Стр. 130
Помимо гвардейской пехоты, русская армия располагала другими элитными частями. Первыми среди них в 1914 г. Были 16 гренадерских полков. Еще четыре полка были сформированы в 1917 г. (с 17-го по 20-й). К ним были добавлены другие полки, а также несколько батальонов, сформированных из ветеранов или заслуженных и отмеченных наградами пехотинцев.
Рис. 1
Гренадерские полки
Сначала новобранцев отбирали по росту и физическим данным. Отбор в 1-й и 13-й полки, известные как лейб-гренадерские, был еще более сложным. В 1914 г. Солдаты гренадерских полков носили форму, напоминавшую форму их коллег из линейных пехотных частей. Их походные фуражки имели козырьки и императорские кокарды. Однако иногда на фронте носили варианты мирного времени — без козырька и с яркими околышами, а также пилотки (ближе к концу войны. — Прим. ред.
). В гренадерских
полках носили мундиры зеленоватого защитного цвета и гимнастерки — на некоторых разрез на груди мог иметь красный кант (в частности, у офицеров), а также шаровары или бриджи защитного цвета. Гренадеры носили поясные ремни с характерными пряжками (из
бронзы или белого металла, в зависимости от цвета полковых пуговиц), на которых была нанесена эмблема в виде пылающей гренады. В большинстве обычных полков на пряжке красовался двуглавый орел. У большинства рядовых снаряжение состояло из свернутой в скатку шинели и двух подсумков, каждый на 30 патронов. Офицеры носили револьверы
в коричневой кобуре с вытяжным шнурком (серебристым), прикрепленным к рукоятке.
Основным характерным признаком полка были погоны с цветным кантом и шифровками. Цветная сторона погона в гренадерских полках была ярко-желтого цвета. Она служила подложкой для золотого галуна на офицерских погонах в первых двенадцати полках и для серебряного в остальных восьми. Шифровки на погонах нижних чинов были красного цвета, на офицерских погонах — золотые или серебряные в зависимости от цвета полковых пуговиц. Пуговицы в первых двенадцати полках были золотые, в остальных восьми — серебряные.
Знаки различия чинов не отличались от обычных пехотных (сочетание звезд и полосок). Цвет окантовки указан в таблице.
Изменения, имевшие место в военное время, включали введение каски Адриана с кокардой в виде орла, каски российского производства, а также пилотки.
В августе 1914 г. в 8-м полку монограмму герцога Мекленбургского сменила литера «М» (в честь Москвы). Весной 1917 г. в нескольких полках было решено заменить монограммы царственных особ на буквы, имевшие отношение к названию полка. Например, в 12-м
Астраханском полку была выбрана литера «А» (в честь города Астрахань).
Солдаты гренадерских артиллерийских и инженерных частей (входивших в состав гренадерских дивизий. — Прим. ред.
) носили алые погоны, а не желтые, как их коллеги-пехотинцы.
Другие части
Рост числа элитных частей ближе к концу войны скудно отражен в документах. Летом 1917 г. шло спешное формирование «ударных батальонов» или «батальонов смерти».
Многие из них продолжали существовать и после захвата власти большевиками. Батальоны имели разные эмблемы, но чаще всего в качестве таковой использовался череп.
ПЕХОТА
У России была огромная армия и многочисленная пехота. Поэтому ее нужно было экипировать практично и экономно.
Рис.2
Годы перемен
Снаряжение и форма русской пехоты мало изменились в период с 1914 по 1917 г. (за несколькими довольно значительными исключениями), чего нельзя сказать о первых годах XX столетия. Отчасти благодаря царившему тогда в Европе духу реформ, а отчасти — и личному интересу императора к военной форме, задолго до начала войны в августе
1914 г. в России было проведено несколько масштабных реформ обмундирования
пехотинцев. Поражение от Японии потребовало оперативного внесения изменений в форму. Русские войска воевали с восточным соседом в белом или темно-зеленом (и даже черном) обмундировании. Несмотря на то, что униформа рядовых солдат и унтерофицеров была довольно простой и экономичной, она не всегда была практичной. В 1906 г. Военное министерство России оперативно провело испытания нескольких вариантов обмундирования защитного цвета и в 1907 г. решило перейти на мундиры, шаровары и фуражки цвета хаки зеленоватого оттенка. Из-за проблем со снабжением
и влияния климатических условий было очень трудно сохранять нужный оттенок.
Большая часть обмундирования русской пехоты должна была быть зеленовато-коричневого цвета, но после стирки и в результате обесцвечивания шаровары и мундиры могли приобрести цвет, очень близкий к бежевому. Обмундирование выпускали в разных городах империи в пяти размерах. Первоначально мундир шили из хлопчатобумажной материи и сукна (для зимнего обмундирования) с воротником-стойкой. Мундир встречался достаточно часто до 1912 г., когда от него начали постепенно отказываться, но его можно было увидеть на солдатах во время войны.
На смену мундиру пришла длинная рубаха или гимнастерка, которая появилась в в 1907 г., после чего началось ее массовое поступление в войска. На ранних модификациях планка располагалась слева, позднее ее сместили в центр, в образцах 1914 и 1916 гг. имели место незначительные изменения (появились потайные пуговицы и карманы). Наиболее часто в 1914 г. встречались гимнастерки образца 1912 г. с застегивавшимся на две пуговицы (роговые или деревянные) воротником и планкой, также застегивавшейся на две пуговицы. Нужда в этих гимнастерках была такой сильной, что они выпускались в нескольких вариациях: у некоторых были карманы, у некоторых — разрезы сзади, некоторые имели отворачивающиеся манжеты.
Офицеры обычно носили сшитые на заказ мундиры (кителя) зеленоватого оттенка с нагрудными карманами. Эти мундиры шили из более качественного материала, равно как и гимнастерки, если вдруг офицеры считали необходимым одеваться так же, как их подчиненные. Позже среди офицеров пользовались популярностью мундиры типа «френч».
Погоны
Погоны пристегивались на плечах к мундиру или гимнастерке. Как правило, они были жесткими и двусторонними. Одна сторона была цветной, вторая — защитного цвета. На обеих сторонах обычно располагались номер полка или монограмма, если полк имел шефа — члена императорской семьи или иностранного монарха. Иногда сторона защитного цвета оставалась пустой.
Цветная сторона могла быть двух цветов в зависимости от места полка в дивизии или бригаде. В полках первой бригады дивизии носили красные погоны, во второй бригаде — синие.
Полковые знаки различия на погонах (номера и монограммы) были желтого цвета на красных погонах и белого — на синих погонах. На стороне защитного цвета знаки различия наносились желтым цветом.
Унтер-офицеры имели на погонах поперечные темно-оранжевые полоски (подпрапорщики — желтые или белые металлические галуны). Офицеры носили жесткие погоны того же цвета, что и их подчиненные солдаты и унтер-офицеры. На офицерский погон накладывался золотой или серебряный галун и прикреплялись знаки различия (комбинация из звезд и просветов). На погонах защитного цвета шифровки были бронзового цвета. Потери среди офицеров вынудили к переходу на менее явные знаки раз
личия, включая мягкие погоны вместо жестких. Добровольцы (вольноопреде
ляющиеся) носили погоны с окантовкой из плетеного черно-оранжево-белого
шнура. В полках, имевших по состоянию на 1914 г. шефов — членов германских или австро-венгерских императорских семей (например, 6-й пехотный Либавский принца Фридриха Леопольда Прусского), их монограммы были удалены с погон и заменены на полковые номера.
Другие различия
Зимой русские пехотинцы носили шинели из шерсти разных оттенков от серого до серовато-коричневого. В основном они были однобортными (модель 1911 г.) или с крючками и петлями (модель 1881 г.), с отворотами. Шинель часто использовали как одеяло. Ее, как правило, свертывали в скатку вместе с плащ-палаткой и носили через плечо (обычно оба конца связывали и засовывали в котелок). Когда шинель надевали, плащ-палатку также носили в скатку через плечо. Когда температура опускалась до -5°С, солдатам разрешалось надевать башлык (капюшон). Его завязывали спереди на длинные ленты, которые заправляли за поясной ремень. Сам башлык свободно висел на спине солдата. Иногда на шинели носили погоны, немного большие по размеру, чем погоны на гимнастерке. Награды и полковые знаки носили на груди мундира или шинели.
Головные уборы
Пехотинцы носили фуражки фасона, введенного в 1907 г. и претерпевшего изменения в 1910 г. Они были защитного цвета с черным козырьком (обычно выкрашенным в зеленый или коричневый цвет) и спустя некоторое время теряли форму. Офицеры носили более жесткие фуражки с подбородным ремешком, унтер-офицеры иногда тоже. Рядовые солдаты обходились без подбородных ремешков. Спереди на фуражке размещалась императорская кокарда овальной формы (центр — черного цвета, затем — концентрические полоски оранжевого (или золотого), черного и оранжевого цвета). Унтер-офицерские кокарды были большего размера и имели по краю широкую серебристую полоску. Офицерская кокарда была похожа на унтер-офицерскую, но имела зубчатые края и более выпуклый перед. Зимой носили шапки из меха или поярка. Такие шапки назывались папахами, могли быть различной формы и цвета (обычно серого или коричневого). Папаха имела верх защитного цвета и императорскую кокарду спереди. Кроме того, она имела отвороты, которые накрывали шею и уши, давая им защиту, нобходимую во время русской зимы. Конструкция папахи оказалась такой удачной, что использовалась большую часть XX века.
В картике "Пехотные кокарды" есть недоразумения!!!
С 1916 г. в русской армии начали использовать французские каски Адриана с кокардой в виде двуглавого орла, но они, как правило, доставались элитным полкам и офицерам. Стальная каска (Зольберга образца 1917 г.) была разработана и выпускалась в 1917 г. компанией «Зольберг и Хольмберг» в Хельсинки (в те годы Финляндия входила в состав
России) небольшими партиями. Русские солдаты использовали также трофейные немецкие и австрийские каски (данное утверждение справедливо для периода Гражданской войны. — Прим. ред.
).
В 1907 г. были введены шаровары того же цвета, что и мундир. Они были свободные в бедрах и более плотно обтягивали голени. На внешней стороне офицерских шаровар иногда имелся кант цвета хаки. Шаровары шили из хлопчатобумажной ткани или сукна и носили заправенными в черные кожаные сапоги. Вместо носок использовались полосы ткани, которыми плотно оборачивали стопы и щиколотки (портянки). Портянки были намного дешевле носок и удобнее (если их наматывать правильно). Их было проще стирать и они быстрее высыхали, что важно в боевых условиях.
Рис.3
Снаряжение и амуниция
Снаряжение русского пехотинца было довольно простым. Ранцы обычно не использовались — они доставались гвар-дейцам. Солдаты носили коричневые или черные ремни с пряжками с рисунком в виде двуглавого орла. С обеих сторон пряжки располагалось по одному коричневому подсумку (образца 1893 г.) по 30 патронов в каждом. Иногда использовались бандольеры с дополнительным запасом патронов. Большинство солдат имели котелок или алюминиевую флягу на лямке, саперную лопатку (конструкции Линнемана с кожаным футляром) и сухарную сумку или вещевой мешок
(например, образца 1910 г.) из легкого коричневого или белого полотна. В нем находились запасные обоймы и личные вещи. Противогазы вошли в употребление в конце 1915 г. Это могли быть как противогазы, ввезенные из государств-союзников, так и противогазы
Зелинского (первый эффективный противогаз с угольным фильтром) в алюминиевом контейнере.
Офицеры носили коричневые поясные ремни (с рамочной пряжкой) с плечевой портупеей, принятой в 1912 г. или без нее. В комплект их снаряжения входили бинокль (производства германской фирмы «Цейсс»), револьвер в кожаной кобуре, полевая сумка, шашка (образца 1909 г.) или, с 1916 г., кортик в черных ножнах.
Стрелковые полки
В составе русской армии насчитывалось немалое количество стрелковых полков, которые фактически мало чем отличались от обычных линейных пехотных полков. Среди них были обычные стрелковые полки, Финляндские стрелковые полки, Кавказские стрелковые
полки, Туркестанские стрелковые полки и Сибирские стрелковые полки. В ходе войны были сформированы Латышские стрелковые полки. Солдат стрелковых полков можно
было отличить по малиновым погонам. Такого же цвета была подложка офицерских погон.
Кроме того, на погоне располагались шифровки (номер полка или монограмма). В дополнение на погонах солдат Туркестанских полков, кроме номера, помещалась литера «Т», в Латышских полках — русская буква «Л», в Сибирских — «С». На погонах 13-го стрелкового полка помещалась шифровка «НН» (кириллицей) и число 13, в 15-м полку — шифровка «НI» и число 15, а в 16-м — шифровка «АIII» и число 16 под ней. 1-й Кавказский полк имел шифровку «М». Шифровки (монограммы) Сибирских полков указаны в таблице ниже.
На воротнике шинели стрелка располагались петлицы, которые, как правило, были черного цвета с малиновым кантом. На петлице шинели унтер-офицера была пришита пуговица. Поперек погона располагались полоски (золотые или темно-оранжевые).
Стрелки носили такие же фуражки, как и солдаты пехотных полков, зимой — такие же папахи. Они могли быть разных форм и размеров, сибиряков можно было отличить по более «мохнатому» варианту черного или темно-серого цвета. Ремни в стрелковых полках должны были быть черными.
Русские офицеры иногда носили полковые знаки на ремне портупеи. Как и в других армиях, в русской армии были введены нашивки за ранения. Они были серебряными у офицеров и красными у нижних чинов. Одна нашивка соответствовала одному ранению или случаю поражения газом.
Над обшлагом на форме полкового разведчика пришивалась лента зеленого цвета, у пулеметчика — малиновая лента, у минометчика — лента алого цвета.
Саперы носили на рукаве эмблему в виде скрещивающихся лопаты и топора красного цвета.
В русской армии также использовались нарукавные повязки. Представители военной полиции носили красные повязки с черной надписью кириллицей «ВП».
Солдаты, занятые сбором имущества и пополнением запаса боеприпасов, носили повязки с синей или черной надписью «СО».
Война послужила причиной ряда перемен. Довоенный состав полка из четырех батальонов был заменен на трехбатальонный, в то время как количество полков выросло (с 209 до 336). Для формирования полков с 393-го по 548-й было использовано ополчение. Как уже отмечалось, в тех полках, где на погонах располагались монограммы представителей царствующих домов враждебных государств, они были заменены на номера.
Имели место и другие изменения — в декабре 1916 г. 89-й пехотный Беломорский полк получил монограмму страдавшего от гемофилии цесаревича Алексея, наследника престола, ставшего шефом полка. Всего через полтора года великий князь был казнен большевиками вместе с другими членами семьи.
В картинке выше опять недоразумения по положению винтовок и готовности к атаке!!!
Гренадеры
Гренадерские полки, о которых было рассказано выше, были не единственными в русской армии. Осенью 1915 г. Начался отбор солдат в штурмовые группы, вооруженные преимущественно гранатами. Сначала из этих гренадеров в каждой роте формировались группы численностью 10 человек, которые придавались штабу полка. К концу 1915 г. в большинстве пехотных и стрелковых полков существовали гренадерские взводы численностью 50 бойцов, вооруженных карабинами, гранатами, кинжалами и топорами. В феврале 1916 г. их стало можно отличать по красной (иногда синей) нашивке в виде гренады на левом рукаве мундира (гимнастерки) или шинели.
Позже, после создания специальных гренадерских курсов, эта простая эмблема была заменена на более вычурную. Солдаты, закончившие обучение на курсах, могли носить эмблему в виде гренады с красным или синим пламенем (в зависимости от цвета погон) на черной подложке с белым крестом. В стрелковых полках пламя было малинового цвета. У офицеров и гвардейцев в основании гренады были расположены золотые или металлические кресты.
Полки особого назначения
Западным союзникам казалось, что Россия, испытывая недостаток вооружений, будто бы имеет избыток личного состава. Поэтому они потребовали от нее направить войска на другие театры военных действий. Весной 1916 г. одна бригада была переброшена во Францию. Она была сформирована из добровольцев и организационно состояла из 1-го и 2-го полков особого назначения. Позже были сформированы 3-я и 5-я бригады, а 2-я и 4-я
бригады в конце 1916 г. были направлены в Салоники для участия в боях на Македонском фронте.
В этих полках носили мундиры или гимнастерки цвета хаки в русском стиле с погонами защитного цвета, иногда с белым кантом (Рис.2). Иногда на них указывались номера полков, как правило, римскими цифрами. Однако в некото-рых частях номера полков обознача
ли арабскими цифрами, что являлось нарушением существующих правил.
Погоны добровольцев имели черно-оранжево-белую окантовку. Было принято носить свободные шаровары. Большинство солдат сохранили сапоги из черной кожи.
Солдаты, прибывшие во Францию, имели поясные ремни и ранцы и получили французские каски защитного цвета (с двуглавым орлом или без него). Русским выдавали также французские брезентовые ранцы и подсумки для патронов к винтовкам Лебеля
и Бертье. Достаточно часто у них встречалось французское ременное снаряжение. Вне боя штыки носили в ножнах, которые прикреплялись к поясному ремню.
В 1917 г. после сопровождавшегося огромными потерями наступления Нивеля и из-за слухов о начавшейся в России революции русские во Франции начали проявлять признаки неповиновения. Тех, кто был замешан в беспорядках, сослали в Алжир. Сохранивших лояльность частично разоружили или убедили вступить в Русский легион. Легион сра
жался во Франции в конце 1917-го и в 1918 г., после чего был распущен. Часть солдат вернулась в Россию, другие осели во Франции.
Полки специального назначения в Македонии были разоружены и распущены. Многие их солдаты предпочли присоединиться к сербам или вернуться домой.
Русский легион
Легионеры носили форму, сходную с обмундированием других полков особого назначения (Рис.2), но со временем они все больше становились похожими на французов. Большинство солдат носили мундиры и шинели защитного цвета подобно марокканским пехотинцам (легион действовал в составе марокканской дивизии). В углах воротника у легионеров располагались буквы «LR», окантованные двумя полосками тесьмы синего цвета. В легионе использовались французские знаки различия, а также французское снаряжение. Легионеры могли получать каски с аббревиатурой LR, но, вероятнее всего, продолжили носить свои старые каски, но без имперского орла. На рукавах у многих солдат располагалась нашивка в виде российского бело-сине-красного флага. У бойцов эстонской роты, воевавшей в составе легиона, на рукавах могла быть нашивка в виде флага Эстонии. Офицеры, возможно, носили темно-синие шаровары или бриджи.
Временное правительство
Отречение царя от престола стало причиной далеко идущих изменений в армии. Воздействие его на вид обмундирования было не столь значительным. Были спилены императорские орлы с пряжек поясных ремней, та же участь постигла орлов на касках Адриана (иногда спиливали только располагавшиеся над орлами короны). Кокарды на фуражках иногда заменялись нашивками цветов национального флага (бело-сине-красными.
В самой армии началось разложение. Временное правительство, в надежде удержать фронт и сосредоточить надежных бойцов в частях, способных провести наступление, пыталось формировать «ударные батальоны» или «батальоны смерти».
В отдельных армиях также формировались батальоны из солдат, награжденных
Георгиевским крестом. Они назывались «Георгиевскими батальонами» и имели такое же обмундирование, как у линейной пехоты, но с характерными погонами. Последние
были целиком оранжевого или черного цвета либо базового цвета, но окантованные
переплетенным черно-оранжевым шнуром. Офицерские бриджи имели оранжево-чер
ные лампасы, кантами того же цвета были обшиты обшлага и, иногда, планка мундира. Награды носили на груди. Солдаты и офицеры «ударных батальонов» носили на рукавах мундиров и шинелей характерные эмблемы и нередко украшали свои головные уборы
металлическими кокардами в виде черепа. В других частях эмблемы в виде черепа прикрепляли на погоны. Бойцы женского «батальона смерти», оборонявшего Зимний дворец от большевиков, носили обмундирование, описание которого содержится в разделе о белых армиях, участвовавших в Гражданской войне.
Рис.4
Румынские солдаты
Россия открыла двери для множества иностранных добровольцев. Среди них были сербы, румыны и поляки, но наибольшую известность, без сомнения, получили чехи. Румыны были экипированы в русскую форму, но заменили кокарду на сине-желто-красную нашивку. Поляки тоже носили русскую форму, но в 1917 г. начали носить головные уборы с польским орлом и, возможно, петлицы, а также нашивки с орлом на рукавах мундира.
Польские солдаты
Сначала из поляков был сформирован «Легион Пулавский». Польские пехотинцы были экипированы в русскую форму с погонами, на которых располагалась желтая надпись «1LP». Кроме того, были сформированы три уланских эскадрона, одетые в мундиры защитного цвета и темно-синие бриджи. Форма улан была обшита красным, синим или желтым кантом (в зависимости от номера эскадрона). Мундиры парадной формы имели
лацканы. Синие бриджи имели лампасы (красные — у первого полка, белые — у второго полка и желтые — у третьего). Такого же цвета были обшлага мундиров и околыши фуражек. Позднее пехота вошла в состав Польской стрелковой бригады и получила кокарду с белым польским орлом. Польский легион меньшей численности был сформирован в Финляндии в 1917 г.
В том же году были сформированы другие национальные военные части, но большая часть их оказалась вовлеченной в войны за независимость против красных и белых армий.
Чехословацкие солдаты
Чехи и словаки по-прежнему считаются самыми известными иностранцами, воевавшими в составе русской армии. Большинство из них были военнопленными, попавшими в русский плен, сражаясь в рядах армии Австро-Венгрии в Галиции и на Украине. Другие уже жили в России или присоединились к сербам и после поражения сербской армии в 1915 г. бежали в Россию. Поначалу русские неохотно формировали части из военнопленных, поскольку это противоречило Женевской конвенции. В 1914 г. был сформирован резервный батальон (дружина) из этнических чехов и словаков, являвшихся российскими подданными. Второй батальон был сформирован в 1915 г. В на-чале 1916 г. оба батальона вошли в состав Чехословацкого стрелкового полка, на основе которого впоследствии была
развернута бригада, а затем дивизия. Когда к власти пришло Временное правительство, то из всех имевшихся частей и добровольцев из числа военнопленных был сформирован Чехословацкий корпус. Сначала Чехословацкий полк, по всей вероятности, был экипирован в русскую форму, но с появившейся в 1917 г. диагональной красно-белой нашивкой вместо кокарды на околыше фуражки. Нашивки вместо кокарды появились также на папахах и касках Адриана. В начале 1918 г. погоны сменили нашивки в виде щитка на левом рукаве мундира и шинели. Шевроны на щитке показывали звание его владельца, а номер под шевронами — часть, в которой он служил.
В неразберихе, царившей в России в конце 1917 г., в дело были брошены излишки обмундирования, и чехословаки пользовались тем, что смогли найти. Только в 1918 г., когда они перешли на сторону союзников и обратили оружие против большевиков, пытаясь вырваться из России, им удалось получить обмундирование и формализовать знаки различия и эмблемы частей. По этой причине больше информации о чехах и словаках можно найти в разделе о белых армиях, сражавшихся во время Гражданской войны.
Регулярные войска в России появились еще в эпоху Ивана Грозного - это были стрелецкие полки. Позднее появились солдатские полки «иноземного строя». Именно их можно считать прообразом русской регулярной армии, созданной Петром I в 1683 году. С этого времени военная одежда была унифицирована и ее эволюция зависела от гражданской моды. Не меньшее влияние оказывало и заимствование элементов формы европейских армий. На формировании внешнего вида русской армии в конце XVII - начале XVIII века сказывались традиции народного костюма. «Потешные полки» - Измайловский, Преображенский, Семеновский, созданные Петром I в 1683 году, явились ядром регулярной русской армии европейского типа. Первоначально, с осени 1698 года, в качестве единого мундира петровских полков было введено венгерское платье, так как оно было похоже на традиционное русское. Почти одновременно с армией Петр I решил переодеть и гражданское население. В начале 1700 года был издан указ, согласно которому все мужчины, за исключением духовенства и крестьян, должны были носить венгерские кафтаны, а уже в следующем, 1701 году появился указ, обязывающий носить кафтаны немецкие, саксонские, французские. Это означало отказ от употребления венгерских костюмов в армии и среди гражданского населения. Осенью 1702 года было приготовлено 500 комплектов французских мундиров для торжественного вступления в столицу русской гвардии после взятия Нотебурга. Полностью переодевание гвардейцев в новые мундиры завершилось в 1703 году, а уже в 1705-м вся регулярная армия России своим внешним видом не отличалась от прочих европейских армий. Наряду с установлением новой формы впервые был определен и порядок ее ношения. Каждый воин знал, что ему положено было надевать при параде, походе и в мирное время. Каждый был осведомлен и об ответственности за ее сохранность. «Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный... должен стрелян быть». Эта форма прошла испытание в ходе Северной войны и хорошо отвечала потребностям солдат и офицеров при ведении боевых действий. По некоторые предметы обмундирования были неудобны и плохо защищали солдата от холода и непогоды. Например, епанча, назначение которой было согреть солдата зимой, представляла собой лишь суконную накидку с застежкой на два крючка у ворота. При сильном ветре полы разлетались и защита от холода сводилась к нулю. Хотя если учесть, что войны велись в основном летом, такая форма отвечала предъявленным требованиям: была несложной по конструкции, удобной и привлекательной. Для созданной Петром I регулярной армии, численно превосходившей старую русскую, потребовалось расширить производство сукна. Поначалу мундиры шили из ткани разного цвета (только лейб-гвардия отличалась единообразием униформы), по с 1720 года цвет униформы становится единым, так как российские мануфактуры были уже в состоянии удовлетворить потребности армии.
В 1766 году Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут и о порядках, какие при наборе исполнять должны». Этот документ упорядочил систему пополнения армии. Отменялись денежные взносы для всех «положенных в подушный оклад», исключение составляли только мастеровые заводов и фабрик, не приписанные к деревням и селам.
Порядок прохождения службы дворянами при Екатерине II оставался таким же, каким он сложился при ее предшественниках. Поступавшие в полки дворянские недоросли уже через год становились сержантами, а спустя два-три года - офицерами. Особенно сильно злоупотребляли этим в гвардии. В хмельные дни дворцового переворота 28-30 июня 1762 года гвардейцы заслужили привилегии на безмятежную жизнь, право не принимать участие в войнах. В гвардию стремилось множество молодых дворян, снабженных рекомендациями, которые сразу получали чин сержанта. В конце царствования Екатерины II доходило до того, что в полки зачисляли даже младенцев, которые к совершеннолетию получали офицерский чин и уходили в отставку согласно «Указу о вольности дворянства». Так, например, в лейб-гвардии Преображенском полку на три с половиной тысячи рядовых числилось шесть тысяч унтер-офицеров. Недорослям, по свидетельствам очевидцев, «не было числа». Среди них было немало недавних лакеев, поваров, парикмахеров, которых возводили в офицерский чин генералы и полковые командиры. Кумовство, наряду с нарушением чинопроизводства, приводило к тому что большинство офицеров чувствовали себя не защитниками России, а прислужниками высшего дворянства. Все это способствовало разрозненности офицерского состава. По свидетельству графа А.Ф.Ланжерона, «все генералы, полковники... обращаются с обер-офицерами с недостаточным уважением, но даже с презрением».
В среде гвардейских офицеров, являвшихся отпрысками древнейших дворянских родов, в последнее десятилетие царствования Екатерины II наблюдалось полное пренебрежение к форме одежды. Офицеры караульных рот Зимнего дворца, по свидетельству современника, могли себе позволить выйти на развод караула в шлафроке и спальном колпаке.
В то время лишь солдаты армейских полков сохраняли действительную боеспособность и храбрость, что было не раз доказано ими в русско-турецких войнах, в битвах при Рымнике, Кагуле, Очакове, Измаиле.
Старинная военная форма Русской Императорской Армии
Со сменой царя в России, как правило, менялась и военная форма. Одна- ко после смерти Александра III этого не произошло. До 1897 года она не подверглась каким-либо изменениям, за исключением восстановления некоторых декоративных деталей. В 1897 году была проведена унификация приборных цветов - лацканов, воротников, обшлагов - в кавалерии, по образцу пехотных полков. Был изменен покрой мундира, он стал двубортным, с шестью пуговицами, карманными клапанами и выпушками. Развитие военной техники и оружия к концу XIX века коренным образом изменило тактику ведения боевых действий. Сомкнутый строй сменился рассыпным. Широко распространилась позиционная война. Эти новые боевые условия вызвали изменения и в форме. С полевого походного обмундирования стали исчезать яркие расцветки. Появилась новая форма одежды - зеленая, защитного цвета, целью которой было сделать войска менее заметными на фоне местности. Впервые защитные цвета обмундирования были введены в английской армии в 1895 году в качестве тропической колониальной формы, а в 1904-м, после англо-бурской войны, приняты в качестве основного цвета для походной формы.
Военный антиквариат Царской России
Русская армия не спешила перенимать этот опыт, она вступила в русско- японскую войну еще в форме ярких расцветок. Но уже в апреле 1904 года технический комитет при Главном интендантском управлении представил на утверждение образец защитного обмундирования для войск действующей армии на Дальнем Востоке. Она была коричнево-серой - по цвечу растительности и почвы в Маньчжурии. Новое обмундирование поставлялось лишь вновь прибывшим батальонам. В остальных частях в боевой обстановке белые гимнастерки пришлось перекрашивать. Доходило до смешного - главнокомандующий А.Н.Куропаткин издал специальный приказ: «Пореже стирать рубахи, дабы они больше походили под цвет местности».
Старинное снаряжение вызывает восторженный интерес у многих коллекционеров и историков. Ведь каждая антикварная вещь обладает своей историей: через бинокли и подзорные трубы чьи-то глаза наблюдали за ужасающими событиями Первой мировой войны, в сохранившихся удивительным образом котелках варились солдатские похлебки. Элементы конской амуниции и солдатского обмундирования свидетельствуют о традициях общества, рассказывают о чьих-то судьбах и их роли во всемирной истории.
Купить коллекционные вещи в Москве
Приобретение антиквариата - это не только расширение своих познаний и удовлетворение своих интересов, но и хорошее вложение средств. Сегодня купить подлинное военное антикварное снаряжение в хорошем состоянии достаточно сложно. Наш магазин военного снаряжения гордится широким ассортиментом коллекционных вещей. Процесс приобретения приглянувшегося экземпляра прост и понятен. Для этого достаточно лишь связаться с нами по указанным в шапке сайта телефонам либо оформить заказ онлайн. Оказываем бесплатные консультации по представленным товарным позициям.
В России с именем царя Петра I связаны многочисленные реформы и преобразования, кардинально изменившие патриархальный уклад гражданского общества. На смену бородам пришли парики, вместо лаптей и сапог пришли башмаки и ботфорты, кафтаны уступили место европейскому платью. Русская армия тоже при Петре I не осталась в стороне и постепенно перешла на европейскую систему экипировки. Одним из основных элементов обмундирования становится воинский мундир. Каждый род войск получает свою униформу, отличающуюся цветом, длиной платья и формой отельных элементов костюма. Перейдя в формировании армии на полки европейского строя, Россия аналогичные действия провела и на флоте. С тех пор для всех служивых людей, независимо от того, армейский это или флотский офицер, солдат или матрос, стало обязательным носить установленную форму — русский военный мундир.
Мундир и его роль в жизни военного человека
Первое упоминание о мундирах в России относится к временам правления царя Алексея Михайловича. Уже тогда вместе со стрелецкими полками на службе у русского царя появляются офицеры-иностранцы, предпочитающие носить военный костюм европейского образца. Полки европейского строя можно отличить по более унифицированному военному обмундированию. Военная униформа начинает проникать вместе с иностранцами в светскую и гражданскую жизнь. Мужской костюм европейского фасона только отдаленно напоминает военную одежду. Еще не были в ходу ни знаки отличия, ни специфические для военных элементы воинского костюма. Только после завершения неудачной войны с Турцией за Азов, в русской армии начинается массовый приток иностранцев, которые привнесли вместе с собой в российский обиход понятие военного мундира.
С началом военных реформ в России, военная форма становится популярной. При Петре I был определен порядок ношения военной формы. Для офицерских чинов вводится парадный мундир. Вместе с этим появляется целая индустрия, специализирующая на изготовлении воинской формы.
В гражданском обществе считается почетным носить военные мундиры. Даже после ухода с действительной военной службы военное обмундирование продолжает оставаться одним из важных элементов гардероба. Зачастую это объясняется уважительным отношением гражданского общества в России к военным людям, к их заслугам перед Отечеством. Воинские мундиры носят, находясь на действительной военной службе, продолжают их носить даже после ухода в отставку. Человек, облаченный в военную форму, негласно заявлял о своей принадлежности к военному ведомству. В те времена это было своего рода визитной карточкой — удостоверением личности. Со временем сформировался определенный негласный порядок ношения воинской одежды в гражданском обществе. Любые изменения во внешнем облике военного мундира строго контролировались на самом высоком уровне. Часто изменения вносились членами царствующего дома или с санкции Их Величества.
Нередко за самовольно вносимые изменения в принятую форму военного костюма нарушители строго наказывались.
В XVII-XIX века военный человек в обязательном порядке является членом высокого сословия. Становится модным носить военную форму и военные регалии даже в обычной гражданской обстановке. Соответственно на военном обмундировании отражались и модные тенденции, которые в определенный период доминировали в высшем свете. Цвет и форма военного платья приобретает решающее значение. Для каждого рода войск форме соответствует определенный цвет. На элементах военного костюма появляются мелкие детали, подчеркивающие статус военного человека в обществе и на службе. Мундир офицера – это зашифрованное и закодированное удостоверение личности офицера. Воинское звание, положение в табели о рангах и принадлежность к воинской части можно было прочесть по цвету и форме кителя, по количеству пуговиц, форме эполетов и размеру аксельбантов.
Военная форма становится объектом пристального внимания царствующих особ. В те времена среди европейских монархов было модным носить военные мундиры. Такая тенденция сохранилась в большинстве стран вплоть до начала XX века. Это часто было связано с тем, что члены царствующих семей назначались шефами отдельных полков и воинских формирований. Среди правящих царствующих домов в Европе в знак миролюбивых намерений становится модным дарить военную форму национальных вооруженных сил.
Аналогичная картина с военной формой происходила и в Европе. В Пруссии и во Франции военный крой становится одним из самых популярных стилей в одежде. В Англии большой популярностью пользуется военно-морское обмундирование. Морской мундир становится обязательным элементом парадного костюма всех мужчин, представителей монаршей семьи. В России особым почетом среди царствующих особ пользовалась форма кавалергардов. Лицо, облаченное в военно-морской китель или в мундир армейского образца, считалось носителем власти. Со временем такая тенденция не только сохраняется, но и разрастается. Поголовное увлечение мундирами становится обязательным атрибутом светской власти. К примеру, в Оттоманской империи военные мундиры становятся обязательным атрибутом в гардеробе знати, подчеркивая принадлежность человека к военно-феодальной касте.
Свои мундиры получают практически все военизированные формирования. В морской униформе сразу наметились некоторые отличия в создании формы. Жандармы, выполняющие в те времена функции внутренних войск и выполняющие полицейские функции, носили голубые мундиры. В России, как и во Франции, этот цвет стал символом противостояния революционным идеям и свободомыслию, хотя французские и польские гусары нередко предпочитали носить униформу именно таких оттенков.
Военные мундиры представляли объект пристального внимания и даже пристрастий со стороны царствующих и монарших особ. Русские императоры и английские короли сами предпочитали надевать военную форму. В ряде королевских домов Европы стало традицией одевать в военный мундир даже маленьких членов царствующей семьи, включив их в списочный состав воинского подразделения. Наконец – генеральский мундир мог быть пожалован для постоянного ношения в память о боевых заслугах.
Самые яркие и красивые военные мундиры
Несмотря на растущую популярность военных мундиров среди членов гражданского общества, при всей своей привлекательности эта одежда создавала массу бытовых проблем. Яркая и вычурная форма кителей была маркой. Парадное обмундирование создавало массу неудобств во время движения, не говоря уже о верховой езде, которая тогда являлась обязательной во время парадных церемоний.
Вне строя и в обычной обстановке мундирный этикет вызывал немало насмешек. Военные и служивые люди старались сократить время пребывания в парадной форме, предпочитая блестящему мундиру обычное гражданское платье или полевую военную форму. Совершенно иная ситуация складывалась в той среде, где ношение мундира было обязательным в любой обстановке. Яркий пример такого отношения к военной форме — мундир гусара. Именно гусары имели самую яркую и привлекательную военную форму. Стиль жизни гусаров, их негласный кодекс поведения был неразрывно связан с военным обмундированием. Появившиеся в Венгрии, в стране, где к военной форме было особое отношение, гусары принесли в стилистику воинского костюма национальный колорит. Внешний вид гусарского обмундирования, стиль жизни, манеры и поведение на поле боя сделали гусарский мундир нарицательным. Отвага, бравада и геройство и блистательная военная форма считались основным отличительным чертами гусаров. Благодаря этому обмундирование гусарских полков становится популярным по всей Европе.
Не стоит утверждать, что военная форма других воинских формирований и родов войск отличалась блеклостью. Здесь будет уместно сделать акцент на боевой целесообразности. Морские мундиры становятся максимально удобными и практичными. Кителя имеют более прямые контуры и обшлага. Подобным образом выделяется военная форма инфантерии и артиллеристов. Для кавалерийских частей в некоторой степени сохраняется тяга к парадности военного мундира. Кирасирские части потомки кавалергардов продолжали носить мундиры, отличающиеся лоском и шиком. Удачно дополнял воинский костюм кирасира стальной шлем. Совершенно другая картина наблюдается среди гусарских подразделений. В армиях ведущих европейских держав гусары всегда носили военные мундиры, отличающиеся цветом. Если для остальных родов войск сохранилась некая унификация воинского обмундирования, то с гусарами ситуация выглядела совершенно иначе.
Каждый полк имел утвержденную военную форму, в которой доломан и ментик имели свои, четко определенные цвета. Красные мундиры становятся самыми распространенными среди гусарских подразделений. Этот цвет получают военные формирования в знак уважения за особые военные заслуги. В российской армии красный доломан и ментик носили кавалеристы Лейб-гвардейского гусарского полка. Остальные 12 гусарских полков имели мундиры других цветов, начиная от черного и серого цветов, заканчивая синими, зелеными и мундирами комбинированной расцветки. Русские гусары всегда бросались на самые опасные участки фронта. Доблесть и отвага, проявленные в бою русскими гусарскими полками, стали поводом к тому, что гусарская форма становится обязательной деталью дворцового этикета. В гражданском обществе появляется мода на гусар, которые становятся центральными фигурами во всех общественных мероприятиях.
Для примера достаточно ознакомиться с униформой русских гусарских полков:
- Александрийский полк имел доломан и ментик черного цвета;
- Ахтырский полк носил униформу коричневого цвета;
- Белорусский полк имел комбинированную форму — доломан синий, ментик красный;
- Гродненский полк одевался в синий доломан и голубой ментик;
- Елизаветградский полк носил серые доломан и ментик;
- Изюмский полк носил красный доломан и синий ментик;
- Лубенский гусарский полк имел униформу синего цвета;
- Мариупольский полк также имел доломан и ментик синего цвета;
- Овиопольский гусарский полк одевался в зеленые мундиры;
- Павлоградский полк носил зеленый доломан и синий ментик;
- Сумский гусарский полк одевался в мундиры серого цвета;
- Иркутский гусарский полк также имел униформу черного цвета.
На первый взгляд можно сделать вывод, что особо форма гусарских полков не отличалась. Однако в плане гусарского костюма существовала масса других элементов, с помощью которых можно было внести различия в униформу. Это и цвет меха на воротнике и обшлагах ментика, цвет приборного металла. Ташка и пояс-кушак также могли иметь разную расцветку и вносили отличия в традиционный гусарский мундир.
Схожими расцветками обладали воинские мундиры гусарских полков в Пруссии и в Польше, где преобладал зеленый и серый цвет. Австрийская легкая кавалерия носила форму черного цвета, обшитую золотом, желтыми и белыми цветами имперского флага .
Гродненские, Лубенские и Мариупольские гусары имели синие мундиры. Похожей гаммой расцветки обладали гусарские полки французской армии. Во время военных действий эпохи наполеоновских войск именно при столкновении легкой кавалерии из-за схожести военной формы нередко допускались серьезные тактические ошибки. Со временем, чтобы в дальнейшем избежать подобных казусов, гусарские полки в России стали иметь форму, приближенную по цветовому оформлению к полевому обмундированию. Французские гусары продолжали носить синие и голубые мундиры, сочетая в комбинации доломана и ментика цвета французского флага.
Мода постоянно диктует свои условия и требования к военному костюму. Для офицеров, которые часто являлись представителями дворянского сословия, становится модным добавлять к своему воинскому костюму некоторые яркие атрибуты и детали. Солдаты имеют более сдержанную форму, в которой больший акцент делается на удобство.
Отдельного разговора заслуживают английские гусары, боевые заслуги которых стали легендарными и вошли в историю, как участники самой отчаянной, бесстрашной, и в то же время бессмысленной атаки.
Красные мундиры атакуют
В английской армии к красному цвету всегда было особое отношение. Прославились английские войска еще во время войны за освобождение Северо-Американских колоний. В то время, когда во всех армиях мира наметилась тенденция на более спокойные и менее привлекательные цвета в воинском обмундировании, британская армия продолжала оставаться самым консервативным воинским институтом. Английские красные мундиры получили известность во многом благодаря тем актам жестокости, которые английские солдаты и офицеры проявляли по отношению к противнику и гражданскому населению.
Отношение к красному цвету в британской армии было особенным. Об этом можно судить глядя на приверженность английских военных к своей военной форме. Склонность к яркой расцветке объясняется тем, что английской армии часто приходилось вести боевые действия против туземного населения. Красный цвет должен был стать весомым фактором психологического воздействия на противника. К тому же близкая дистанция огневого боя, практикуемая в XVII-XIX века, никак не отражалась на маскирующих возможностях армейских подразделений на поле боя. Красный цвет военных мундиров британских войск хорошо помнят пехота и ополчение армии Джорджа Вашингтона. Индейцы Канады, народы Персии и Индии на себе ощутили все ужасы военных действий, которые вела английская колониальная армия. Французские гренадеры и кавалеристы навсегда запомнили английские каре с рядами красного цвета в битве при Ватерлоо.
Для английской армии красный цвет мундира продолжал оставаться неизменным до конца XIX века. Только изменение тактики ведения боя, появление мощных и дальнобойных видов ручного огнестрельного оружия привело к тому, что яркий и броский мундир английский солдат и кавалеристов стали использовать только в парадных церемониях. Винтовка и дальнобойная артиллерия заставили солдат зарываться в землю. На смену красному цвету на поле боя пришел цвет хаки.
Однако перед тем как изменить своим традициям, британская армия сумела продемонстрировать миру отвагу и доблесть своих воинов, облаченных именно в форму красного цвета. Английский гусарский мундир был красного цвета, став со временем одновременно символом высшей человеческой глупости и символом бесстрашия.
Во время Крымской войны англичане вместе с французами и турками принимали участие в боевых действиях в Крыму. В районе поселка Балаклава английская легкая кавалерия под командованием полковника Кардигана была брошена в атаку против русской артиллерии. Замысел атаки, предложенной лордом Регланом, командующим английскими экспедиционными войсками в России, был вполне понятен. Необходимо было выбить русские части с господствующих высот, с которым было удобно вести обстрел направляющихся к Севастополю войск союзников. Английская легкая бригада состояла из 5 гусарских эскадронов. План атаки предусматривал внезапную атаку сразу двух кавалерийских бригад, легкой и тяжелой, однако на убой были брошены именно легкие кавалеристы.
Итог ужасной атаки был страшен. Легкая кавалерия англичан была расстреляна русскими пушками в упор. На поле боя осталась лежать не одна сотня красных мундиров. С тех пор отношение к красным мундирам на берегах туманного Альбиона стало меняться. Довершили закат яркой военной униформы на поле боя военные действия на Юге Африки. Во время англо-зулуской войны, вспыхнувшей в конце XIX века зулусы, поддерживаемые голландскими охотниками-колонистами, буквально выкашивали британских солдат во время снайперского обстрела из луков и винтовок. Красная униформа английских солдат становилась прекрасной мишенью.
В заключение
Военные мундиры на пять столетий стали основным видом военного обмундирования. Униформа воюющих армий была представлена различными моделями, отличавшимися богатством фасонов, цветов и деталями оформления. Со временем поддаваясь влиянию модных тенденций, менялись фасоны. Каждый род войск считал необходимым приспособить военный мундир под свои нужды и потребности.
Наряду с кителями, которые становились то длиннее, то короче, появляются короткие куртки колеты и гусарские доломаны. Меняется и оформление мундиров приборами. Появляется в дополнение к суконному прибору, металлические детали. Становится популярным золотое и серебреное шитье. Пуговицы и галуны, эполеты и аксельбанты призваны выделить мундир из общего модельного ряда. В таком виде воинские мундиры продержались до начала Первой Мировой войны. После окончания военных действий в некоторых странах только царствующие особы продолжали носить военную парадную форму. Офицерские мундиры становятся больше похожими на модели мужского костюма. Уходят в прошлое яркие цвета ткани, на смену прибору приходят металлическая фурнитура.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них