Казалинск фотографии. История Казалинска. Отрывок, характеризующий Казалинск

Казалинск (каз. азалы) - город в Казалинском районе Кызылординской области Казахстана .

Население - 3,1 тыс. жителей (2009).

Город расположен на правом берегу реки Сырдарья. Железнодорожная станция Казалы (бывш. Казалинск) на линии Аральск - Кызылорда находится в 12 км севернее города, на территории районного центра, посёлка городского типа Айтеке-Би (бывш. Новоказалинск). Прилагательное казалинский применяется и к этому населённому пункту.

До деградации Аральского моря и сырдарьинской дельты во второй половине XX века, основным занятием жителей было рыболовство и переработка рыбы. Действовали рыбный и кирпичный заводы, в настоящее время закрытые.

Город официально входит в приаральскую зону экологического бедствия.

Население

Большинство жителей города составляют казахи. Также проживают несколько десятков семей русских староверов "уральцев". Жители покидают город в поисках работы, уезжая в Байконур , Кызылорду , другие города Казахстана и России.

Казалинские «уральцы»

Казалинск был известен как один из центров расселения приаральских «уральцев» (самоназвание), известных также как «уходцы» и «аральцы». Это потомки уральских казаков, сосланных в 1875-79 годах за неподчинение «Положению о воинской повинности Уральского Войска» 1874 года.

В начале XX века в Казалинске проживало около 1 500 уральцев. Занимались преимущественно рыбным промыслом и охотой. В быту дистанцировались от русских - приверженцев официальной православной церкви.

В настоящее время у представителей старшего и среднего поколений сохраняется староверческая обрядность, молодёжь же идентифицирует себя, как «русские». В 90-х годах XX века в Казалинске была закрыта русская школа по причине недостатка учащихся.

Достопримечательности

Историческая часть Казалинска представляет собой градостроительный комплекс конца XIX - начала XX веков, являющийся памятником архитектуры государственного значения. Охраняются дом Ганибая (XIX век), здание мемориального музея Г. Муратбаева (конец XIX - начало XX веков), здание городской библиотеки (бывшая мечеть Ганибая, XIX век), мечеть Ногая (мечеть Нуралы, XIX века), здание районного дома культуры им. Р. Баглановой (бывшая церковь, 1904 год).

В 17 км к юго-западу от Казалинска, возле аула Уркендеу, расположено городище Жанкент (Янгикент) (V-XV века).

Известные уроженцы

  • Роза Багланова - казахская советская певица, народная артистка СССР (1967), родилась в Казалинске в 1922 году.
  • География

    Через город проходит автодорога Айтеке-Би - Бирлик. В 15 км к северу от города проходит автомобильная дорога

    Посещение достопримечательностей Казалинска конца XIX века.

    «Жены солдат продают иногда на базаре хлеб и пироги, а в домах нередко вино, хотя это и преследуется, большею же частью бывают праздны, служащие чиновники с трудом и за высокую плату имеют прачек, а женской прислуги совсем не могут найти, между тем жизнь солдатских семейств не бедна, недостаток женщин невольно вводит их в соблазны, а при слабых понятиях о чести их мужей солдатки находят средства и без труда жить хорошо»

    Из документов конца XIX века о Казалинске.

    ​Поездка из Байконура в Казалинск.

    В 1851 году в 20 верстах от развалин древнего Янги-Кента возник новый форпост Российской империи - форт № 1, вскорости приобретший название Казалинск. Казалинск носит название казахского «Казалы», что означает «мордушка» или «верша»). Великолепный постройки начала прошлого века, вокзал способен украсить перрон любого крупного города. На здании вокзала написано «Казалы», однако город выросший при железной дороге, с 1903 года назывался Новоказалинском, ныне он носит имя Айтеке-би.
    Население примерно 30 тысяч жителей. Здесь есть вагоноремонтный завод. Собственно Казалинск находится отсюда в 10 км к юго-западу и в нем проживает не более 10 тысяч человек, как и сто лет назад. Когда процветающий город оказался в стороне от железной дороги. Несмотря на это, казалинские купцы всегда считались богатыми. В 1918 году они без особых проблем выплатили большевикам репарацию в 500 тысяч золотых рублей. По дороге, которая тянется по совершенно ровной пустыне, встречаем мемориал одного из знаменитых героев Младшего жуза Жанкожа Батыра, этот вождь уже будучи старцем доставил немало хлопот колониальной администрации, которая в конце 50-х годов XIX века, начала отбирать наиболее удобные земли у местного населения. Каждый город начинается с музея. Аккуратное бревенчатое старое здание. Идеальная чистота и масса интересных экспонатов…«Казалинск находится на высоте 71 м над уровнем моря, на правом берегу Сырдарьи на большом караванном пути между Россией Хивой и Бухарой».
    Эти строки взяты из изданной в 1912 году книги Александра Добросмыслова «Города Сырдарьинской области». Первое укрепление под названием Казалинск было основано оренбургским военным губернатором Владимиром Обручевым в 1847 году, ныне это город Аральск. Здесь на протяжении трех лет находился в ссылке Тарас Шевченко. Вскоре выяснилось, что место для форта выбрано неудачно в стороне от главного торгового пути. В 1853 году на месте современного Казалинска был возведен форт №1. В 1855 году сюда были переведены все поселенцы из Аральского укрепления. К 1858году после подавления восстания Жанкожи-батыра в форте находились уже 600 пехотинцев, 300 казаков и 85 артиллеристов. В 1861 году при форте обосновались 347 поселенцев.
    Вот одна пикантная деталь из документов того времени: «жены солдат продают иногда на базаре хлеб и пироги, а в домах нередко вино, хотя это и преследуется, большею же частью бывают праздны, служащие чиновники с трудом и за высокую плату имеют прачек, а женской прислуги совсем не могут найти, между тем жизнь солдатских семейств не бедна, недостаток женщин невольно вводит их в соблазны, а при слабых понятиях о чести их мужей солдатки находят средства и без труда жить хорошо». В 1862 году форт был соединен почтовым трактом с Оренбургом. В июле 1867 года на карте появился уездный город Казалинск, входящий в Сырдарьинскую область Туркестанского генерал-губернаторства. С этого времени и до 1905 года должность уездного начальника в Казалинске занимали 13 человек. Большинство из этих людей были озабочены исключительно собственной карьерой, края не знали да и знать не хотели. Хотя исключения все же были, например, Степан Путинцев, бывший градоначальником с 1892 по 1898 год. При нем в Казалинске был создан знаменитый уездный сад. Сад располагался практически на берегу Сырдарьи и был излюбленным местом отдыха горожан. Сейчас вокруг лишь огромный пустырь. Сейчас лишь кое-где торчат пни некогда огромных деревьев. В 1887 году в городе появилась полиция. К 1903 году в городе было 19 полицейских, что значительно меньше, чем сейчас при том же населении. В 1909 году был утвержден герб Казалинска. Вот его описание: «Натуральный навьюченный верблюд, сопровождаемый вверху золотым трезубцем. В вольной части герб Сырдарьинской области. Щит увенчан двумя золотыми виноградными лозами, соединенными александровскою лентой». В настоящее время герба у города нет. С 1868 года в Казалинск начинают прибывать татары, которые несмотря на дискриминацию колониальной администрации, оставили заметный след в жизни города. Исследователи края отмечают, что именно они развозили по степям и религиозные книги. А книжная торговля в городе велась как из Казани, так и из Бухары. Впоследствии эти книги прятали от советской власти, но некоторые их экземпляры все-таки попали в музей, и они до сих не переведены, в музее нет специалиста по арабской графике. В Казалинск ссылали уральских казаков-староверов, которых, как говорят, «наказывали без меры» и периодически заточали в городскую тюрьму-замок, ключ от которой хранится в музее. Столько медалей не найдешь ни на одной бутылке шампанского.
    Что касается самих уральцев, то они не смешивались с другим городским населением и считались «народом трезвым и работящим», в начале прошлого века их в городе было 2000 человек. В конце XIX века в Казалинске развилось рыболовство процветающее до сегодняшнего дня. Именно тогда, когда в городе стало развиваться рыболовство, здесь стали селиться и казахи, которые в начале XX века уже составляли больше половины городского населения.
    Это резко выделяет его из других городов юга страны, поскольку в них казахи тогда были в меньшинстве. Здесь же селились евреи, оседлые тюрки-сарты, каракалпаки и персы. По переписи 1897 года в Казалинске жили 7585 человек, для сравнения в Перовске, то есть в Кызылорде, жили тогда 5058 человек, а в Чимкенте - 11 907. В 1910 году население Казалинска возросло до 12247 человек, что больше, чем сейчас. В начале XX века в городе появился водопровод из Сырдарьи. На городских улицах действовало 25 керосиново-коптильных фонарей. В 1905 году в Казалинске уже были улицы с тротуарами из жженого кирпича, от которых сейчас ничего не осталось. Кладбища в городе уже тогда содержались «недостаточно опрятно». В 1858 году в Казалинске основана первая школа, однако в целом образование в городе было развито слабо. В 1863 году открылась школа для казахских детей, при этом в ней первоначально обучалось всего 6 человек. В 1884 году были открыты вечерние курсы для взрослых.
    Были в городе и другие учебные заведения. А в 1900 году открылась Казалинская общественная библиотека имени контр-адмирала Бутакова, о нем мы вспомним позже. В 1879 году в городе открылась метеостанция, там то определили, что среднегодовая температура в городе +8 градусов, высшая температура + 42,1 градуса, а низшая – 40 градусов. Первая мечеть в городе была построена бухарским купцом Алимбаевым в 1872 году. Впоследствии мечети строили татары, сарты и казахи. Здание, построенное в 1915 году, сохранилось прекрасно. Внутри чистота, ковры, деревянные ярко расписанные колонны и… пустота. После революции здесь были и склад, и клуб, и поликлиника. Казалинск всегда жил торговлей. О размахе торговли свидетельствует тот факт, что только баранов отсюда вывозилось в Оренбург ежегодно более 20000 голов. Купеческий оборот в здешних местах достигал 2 млн рублей в год. Кроме скота, торговали посудой, тканями, сухофруктами. Возили сюда и английские товары. Казалинские купцы воздвигали в родном городе великолепные караван-сараи. Один из них сохранился неподалеку от старой мечети. Огромное здание, в котором вполне можно разместить современный супермаркет, совершенно заброшено, на нем нет даже таблички о том, что это памятник архитектуры. Рядом еще одно красивое здание - бывшее медресе с великолепным минаретом. Ныне здесь располагается спортивная школа. Трудно поверить, что небольшая сейчас река доходила до окраин Казалинска, но рыболовство, до сих процветающее в этом крае, связано именно с ней. Осетры ловились и в Аральском море и стоили очень дешево.
    Вывозить рыбу в Оренбург до постройки железной дороги было дорого, хотя рыбаки зарабатывали очень неплохо. В 1856 году по Сырдарье впервые прошли пароходы. Капитан-лейтенант Бутаков тогда на двух судах поднялся вверх по реке от дельты до устья Чирчика, то есть южнее Ташкента. В Казалинском музее есть фото на котором довольная публика катается по реке на колесном пароходе. Это трудно себе представить, но ныне находящийся довольно далеко от реки Казалинск в XIX веке был главной базой Аральской военной флотилии. В городе жили 200 моряков. Правда, флотилия эта влачила, по воспоминаниям современников, жалкое существование и в 1893 году была продана с публичных торгов. Именно у Казалинска базировалась аральская флотилия, а сосланные сюда в 1877 году (за неподчинение положению о воинской повинности) уральские казаки-староверы положили начало промышленному рыболовству на Арале и в низовьях Сырдарьи. Очень скоро вкус рыбы распробовали и местные казахи - к концу века именно им принадлежала подавляющая часть вылова в бассейне Сырдарьи. Ежегодный улов в районе Арала в 1910 году составлял 945 158 пудов и был продан на рынки России и Туркестана за 504 971 руб. А вся транзитная торговля через Казалинск (уже к моменту ликвидации флотилии в 1882 году) составляла 7,5 млн рублей в год. Однако утеря военного значения послужила началом долгого периода упадка города. Но к концу позапрошлого столетия Казалинск все еще представлял собой значительное для этих мест поселение. Население этого уездного города составляло 7600 человек, которые ютились в 645 плохоньких мазанках с плоскими крышами. Весной во время разливов город оказывался со всех сторон окруженным водой, которая застаивалась до лета и являлась рассадником малярийного комара. Была в том городе одна православная церковь, несколько мечетей, городское училище с ремесленным классом и "русско-киргизская школа". Окончательно судьбу Казалинска решила построенная в 1900-1905-х годах Оренбург-Ташкентская железная дорога, которая пролегла в 12 километрах к северо-востоку от города. Все грузы и торговля сосредоточились в новом пристанционном поселке - Ново-Казалинске, отобрав у города последние стимулы развиваться. Ныне от славного прошлого в Казалинске остались лишь старые купеческие особняки и лавки из красного кирпича на пыльных, обсаженных тополями и ветлами улочках. Хотя судоходство по Сырдарье продолжалось до конца 50-х годов XX века.

    Следующая станция - Жусалы, о которой я впервые узнал : отсюда накануне Первой Мировой по 11-километровой перекладной узкоколейке (то есть путь строится, по нему проходит состав, затем путь разбирается и вновь кладётся перед составом) английские промышленники везли оборудование для строительства медеплавильного завода в , в итоге доставшегося советской власти. Нынешние Джусалы - посёлок городского типа (18 тыс. жителей), выросший из форта №2 всё той же Сырдарьинской линии - русского плацдарма для покорения Туркестана, где несли службу оренбургские казаки. Жусалинский район, как и Казалинский, закрыт для туристов, и по личным ощущениям - охраняется строже. Год назад стоянка в Жусалах была 15 минут: я за это время успел выйти, пройти вдоль всего состава, снимая кадры, перед отправлением вскочить в последний вагон и вернуться в своё купе уже на ходу. В этот раз стоянка была, кажется, 7 минут, и я не стал выходить, лишь засняв пристанционные постройки на ходу:

    29.

    Да собственно вокзал - причём из моего вагона он никак не влезал в кадр, и я пошёл в соседний вагон:

    30.

    Перед поездкой я как-то чувствую места потенциальной опасности - эта схема очень хорошо описана у Генриха Бёлля в "Поезд приходит по расписанию", где немецкий солдат видя на карте город Стрый и слыша его название, понимал, что его там убьют. Год назад мне невыносимо тревожно отзывались при подготовке Джунгарские ворота, а в этот раз не столь тревожно, но всё же напрягало слово "Жусалы". Так и получилось - после этого кадра я услышал окрик "Эй, нельзя снимать! Кто вы такой?!" и увидел полицейского. Улыбнулся, ответил "Да я турист, просто на память..." и поспешил вглубь вагона. В коридоре меня нагнала толстая проводница-казашка, потребовала показать документы и билет, и всё-таки отпустила. Однако я успел испугаться, вспоминая прошлогоднюю историю, вдобавок понял, что проводница соседнего вагона будет следить за мной и на других станциях, и как-то само собой принял решение сойти в Кызылорде, до которой оставалось полторы сотни километров и пара часов пути.

    31.

    Жусалинское кладбище:

    32.

    Сырдарья и пустота кызылкумского берега. Обратите внимание на юрту во дворе - такие я замечал из окон не раз, казахи используют их как летние кухни.

    33.

    Вообще, пейзаж тут меняется. Пойма Сырдарьи становится широкой, на смену Приаральским Каракумам приходят зелёные луга с травой в человеческий рост.

    34.

    В советское время здесь выращивали рис (Кызылординская область была основным районом депортации корейцев, по сей день составляющих тут 3% населения), это хорошо видно по карте с характерным "орнаментом" рисовников , и даже рискну предположить, рисовое зерно свозилось вот в этот элеватор - кажется, в посёлке Жалагаш (14 тыс. жителей):

    35.

    Кладбище - вроде бы там же. Обратите внимание, как изменился облик аулов, появились высокие деревья и кусты. Это начало цепочки оазисов, в которых стоят Туркестан, Чимкент и Ташкент, и получше с этим явлением мы ещё познакомимся в следующей части. Хотя Кызылординская область - самая редконаселённая в Казахстане (3 человека на километр - это примерно как на Дальнем Востоке, да и сама область по площади чуть крупнее целой Беларуси), сырдарьинская пойма обжита очень неплохо.

    36.

    А вот снова подступает степь. Одинокий вокзальчик в пустоте - теперь, кажется, жилой дом. В бывшем Перовском уезде второстепенные вокзалы выглядят так:

    37.

    На подходах к Кызылорде, слишком рано собравшись, я подсел в другое купе. Там ехали три девчонки и парень интеллигентного вида, почти не владевшие русским. При парне была домбра, и я спросил, можно ли её сфотографировать. Парень не только позволил, но и после взял её в руки и очень красиво спел надрывную песню - и ведь на тюркских языках не всегда отличишь, где современная эстрада, а где - баллады кочевников; даже странно, что столь жёсткие в топонимике и обыденной речи, эти языки так чарующе красивы в песнях.

    38.

    Вот уже потянулись окраины Кызылорды, и я сразу вспомнил, что в обиходе её называют Кызыл-Дыра - вид у города был мрачноват и неухожен:

    39.

    40.

    Почему-то Кызылорда имеет репутацию самого неинтересного областного центра в Казахстане. Ну, города тут вообще богатством истории не блещут, но всё же Кызылорда - далеко не худший случай, уж всяко интереснее, чем . И к тому же единственный в Казахстане областной центр с крупным дореволюционным вокзалом. Впрочем, станция тут большая и оживлённая, и близ первого вагона постройки довольно унылые:

    41.

    Вон в том доме с панно, на верхнем этаже, находится привокзальная гостиница, и я решил не мудрить и заселился туда. Тётка на рецепшене почти не говорила по-русски - наглядный пример того, что Кызылординская область самая "титульная" (казахов здесь 95% населения). Тем не менее, нашлась свободная одноместная комната с туалетом... но опять без душа, что развеяло надежду наконец-то нормально помыться, а не обтираться водой (позади уже 4 ночи пути!). Выложив из рюкзака всё лишнее и неценное, я отправился гулять по городу. Вид из окна рецепшена (оно видно на кадре выше) на эту часть станции - уже по возвращении, на закате:

    42.

    Оцените количество ларьков. Помню, что год назад в одном из них покупал пегоди - традиционные корейские пирожки, что напоминает о тех самых 3%. Дом, обращённый к путям узорами, на торце имел ещё и часы со знаками зодиака:

    43.

    Корпус с гостиницей (и, что немаловажно, парой неплохих столовых) примечателен ещё и советскими панно на стенах:

    44.

    45.

    Он недавно отремонтирован, внутри чистота и кондиционированный воздух... и к тому же сохранились интерьеры:

    46.

    Потолок кассового зала, где я оформил остановку и взял билет на утро на бишкекский поезд - более дорогой, чем КТЖшные, но подходивший мне по времени (да и к тому же какое дело киргизскому проводнику, что я фоткаю в Казахстане?).

    46а.

    Вокзал со стороны площади. Примерно так же устроены вокзалы Туркестана и Арыси (последний я так и не увидел пока), только там они ещё сложнее, больше и эффектнее.

    47.

    У вокзала - скверик с полузасохшими деревцами и обилием цветов, которые постоянно поливает уборщица в характерной маске - так они одеты в Казахстане почти всегда в жаркое время, а конкретно эта попала на заглавный кадр . Одинокое здание - вроде бы, до революции было железнодорожной полицией:

    48.

    Западная оконечность станции. Кадр снят на рассвете, в ожидании бишкекского поезда. Видна водонапорка да какой-то ни то импровизированный музейчик, ни то наглядное пособие. Тем не менее, проходившие мимо двое путейцев заметили мой фотик, и между собой помянули "шпиона".

    49.

    Ещё какие-то дома явно путейского ведомства - за станцией. А за ними классическая зажелезнодорожная окраина - такие есть в сотнях постсоветских городов:

    50.