Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционных групп. «взаимодействие воспитателя и логопеда доу в коррекции речевых нарушений у детей Совместная деятельность логопеда и воспитателя в доу


Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. Задачи: 1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя- логопеда и воспитателя ДОУ. 2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия). 3. Разграничить зоны ответственности учи- теля-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе. 4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.


План работы 1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества. 2. В з аимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно- развивающих мероприятий, формы сотрудничества. 3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей. 4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий. Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.




Теоретическая основа и парктический материал в пособии Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия Популярная логопедия Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: · описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; · задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов небольшого размера (диалогов, чистоговорок, скороговорок); · большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; · а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения, задания и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.


Диагностическая работа Воспитатель проводит диагностику общего развития сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач Учитель-логопед проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей: - в «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними, - «таблицах взаимодействия», где отражен уровень развития структурных компонентов речи; - в «Листах учета результатов обследования детей», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.




Коррекционная работа Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. Учитель-логопед оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одеж- да. Обувь. Головные уборы». 1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение: «Подбери предмет к признаку»: морозная -.., снежный -.., ледяная.., порывистый -.., теплые -.., меховая -.., пушистый -.., зимнее -.., пасмурная - … 2. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: длинный - короткий, грязный - чистый, новый - старый, светлый - темный, яркий - тусклый, мягкий - твердый, теплый - холодный, морозный - жаркий.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа II. Совершенствовать навыки словообразования. 1. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: дидактическое упражнение «Почему так называется?»: снегопад - снег падает, снегоход -.., ледокол -.., снегокат - … 2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Из чего - какой?»: туфли из кожи - кожаные туфли, ботинки с мехом - меховые ботинки, пиджак из шерсти - шерстяной пиджак, платье из шелка - шелковое платье; дидактическое упражнение «Где - какой?»: в Англии.., во Франции -.., в Италии -.., в Дании -.., в Польше -.., в Румынии -.., в Австрии - … 3. Учить образовывать родственные слова: дидактическое упражнение «Слова-родственники»: снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник; зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые; платье - платьишко, платьице, платяной; Франция - француз, француженка, французский.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа III. Совершенствовать грамматический строй речи. 1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?»: зимний - холод, мороз, день; зимняя - пора, погода, прогулка, метель; зимнее - время, развлечение; зимние - дни, метели, развлечения, прогулки, забавы… Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской, детский, красивый, английский, итальянский. 2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один - много»: француз - французов, англичанин - англичан, страна - стран, житель - жителей, день - дней, снежинка - снежинок, буря - бурь, стужа - стуж, шляпа - шляп, платье - платьев, пальто - пальто, ботинки - ботинок, сапоги - сапог. 3. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем»: 1 платье, 2 платья,.., 5 платьев,.., 10 платьев. 4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: дидактическое упражнение «Назови, какой, какая?»: шить - шитый, развязать - развязанный, вязать - вязанный, складывать - сложенный, вышивать - вышитый, носить - ношенный, стирать - стиранный. IV. Совершенствовать слоговую структуру речи. Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа V. Развивать связную речь. 1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам. 2. Составлять рассказ о зиме по плану: - как ты заметил наступление зимы; - ее первые приметы в природе; - зимние месяцы; - жизнь зверей и птиц зимой; - зимние забавы и развлечения. 3. Составлять сравнительные рассказы: лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки и перчатки, сапоги и ботинки. 4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Что я вижу из иллюминатора самолета, пролетая над Европой», «Путешествие на поезде», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.


Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах (на месяц) Подготовительная группа VI. Обучение грамоте. 1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа: дидактическое упражнение «Назови по звукам»: предлагается назвать по звукам простые, двусложные слова без стечения согласных: рыба - р, ы, б, а. 2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце). 3. Учить составлять предложения с заданным словом. 4. Учить составлять предложения по опорным словам: дидактическое упражнение «Составь предложение»: снег, на, лежит, домов, крышах; у, теплая, куртка, Тани. VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.


Профилактическая работа Воспитатель организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: - работа по автоматизации звуков и контроль за ними; - работа над мелкой моторикой; - преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; - развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу – схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. Так зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель может включать задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, ребенку предлагается на математике посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] – кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок пусть посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с логопедом «шипящие» звуки). На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 3. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав «группы риска». В этой связи воспитатель получает рекомендации от двух специалистов. Он видит взаимосвязь в их работе и опирается на них сам. Например, даны рекомендации на Алешу М.: психолог пишет – повышать активность ребенка в кругу сверстников; логопед – активизировать речь ребенка при помощи заучивания стихотворений или речевых отрывков. Воспитатель может предложить Алеше стать ведущим игры со словами, или дать одну из ролей в обыгрывании сценки. Или Маше Н.: психолог – рекомендует увеличивать мотивационную сторону деятельности, стремиться к конечному результату; логопед – повысить критичность ребенка к собственной речи, следить за отрабатываемыми звуками. Воспитатель предлагает Маше взять «шефство» над отстающим другом, или стать ведущей в дидактической игре, где Маша будет объявлять названия карточек.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца, в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов «Логопедическая тропинка» и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании. Так, например, в буклете на [Л и ЛЬ] ребенку на сюжетной картинке предлагается найти слова и предметы с данными звуками. Поиграв на нарисованных предметах, ребенок начинает активно искать знакомые слова и звуки в окружающем мире и привлекает к этому занятию родителей. Воспитатель, как и родители в разделе «Правильная артикуляция» следит и акцентирует свое внимание на положении органов артикуляции ребенка при произнесении отрабатываемого звука.


Формы работы по взаимодействию с воспитателями 5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Рассмотрим чистоговорку «Суду – суду – суду - Лариса мыла посуду». Ее нельзя использовать для автоматизации звука [С], если у ребенка нет звуков [Л и Р]. Об этом воспитатель может и не знать, если ориентируется только на звук [С]. Можно посоветовать самим или с помощью логопеда ее переделать («Суду – суду – суду - я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду - мама моет посуду»). Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.




Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: – совмещение программы Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет) Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ – отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день – сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований Са НПиНа – отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом; – невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.


Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно- методическое пособие. – Пермь: Издательство «ОТ и до», – 114 с. В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого- педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно- методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.


Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями: – повышение эффективности коррекционно- образовательной работы – исключение дублирования воспитателем занятий логопеда – оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно- педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.


Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач: – логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов – воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя: 1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы 2. Совместное планирование занятий воспитателя обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей 3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни 4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его) 5. Разработка общих рекомендаций для родителей.


Воспитатель Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. логопед Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей. Проводит основную словарную работу


Воспитатель Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением. При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей. логопед На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно- развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.


Воспитатель Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей. логопед Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.


Воспитатель Формирует технические и изобразите льные навыки логопед На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.


Воспитатель Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок. логопед Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.


Воспитатель Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Обеспечивает полное парктическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. логопед Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико- грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.


Воспитатель Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними; при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда. логопед На фронтальных занятиях формулирует темы; отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико- грамматическими категориями. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.


Функционал логопеда: Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.


Функционал воспитателя: Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения и письма. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.


Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей Интегрированные занятия – как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи Формы взаимодействия


С музыкаль ным руководи телем Логоритмика с детьми второй младшей группы Оздорови- тельная и речевая гимнастика С инстру ктором по ФИЗО Совместные занятия с педагогом- психологом Цель: профилактика и коррекция речевого развития и эмоционально й сферы детей Итоговое занятие Специалисты, воспитатели и родители Интегрированные занятия


Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда


Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм Сан ПиНов: использование новых моделей компьютера работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы) проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 – 2 минуты на несколько секунд включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

Наталья Болдова
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ

В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями , для скорейшего устранения речевого нарушения.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями :

1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.

2. Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда .

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи. В каждой группе есть папка «Советы логопеда» , которую логопед пополняет дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия , чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим по особой системе с учетом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты, контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие : логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются общедидактическими принципами : принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям , предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а следовательно использования этих знаний в своей работе.

Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения, а также включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.

В свою очередь, учитель -логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов, чистоговорок и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком. Логопед информирует воспитателей , чьи дети зачислены на логопедический пункт, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) .

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом :

1) Учитель -логопед логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями ;

2) Воспитатель , при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико – грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя , может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Публикации по теме:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы. Бланки вечерней работы Методическая разработка "Взаимодействие учителя-логопеда воспитателями подготовительной группы. Бланки вечерней работы" Дата.

Взаимодействие учителя логопеда и музыкального руководителя Представляю вашему вниманию совместно разработанную статью о нашей совместной работой с учителем-логопедом. Статья уже была опубликована.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями В последние годы проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции ОНР у детей дошкольного возраста Успех коррекционно – воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой тесного взаимодействия логопеда.

Статья. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.

В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.

Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых – в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.

Важный аспект работы в логопедической группе – развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:

закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);

повторение стихотворений, рассказов;

упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.

Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

На основании изложенного в первой главе материала следует заключить:

1. На современном этапе в России идет активный процесс развития системы коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии (в том числе речевом), представляющего собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий рано выявлять и своевременно оказывать детям логопедическую и иную помощь.

2. Понимание сложной структуры речевого дефекта, опора на имеющиеся классификации речевых нарушений позволяет представить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с речевым недоразвитием разного уровня, на основе которой организуется стратегия и тактика логопедической работы в специализированной группе детского сада, осуществляется выбор необходимых логопедических и общепедагогических приемов коррекционной помощи.

3. Успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе.

4. В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий. удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашего детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:

1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы

2. Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда

3. Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в условиях логопункта в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, очень важно взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: психологом, музыкальным работником, инструктором физической культуры, воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предоставляется информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе с целью профилактики речевых нарушений, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком.

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они руководствуются общедидактическими принципами: принципы системности и последовательности; принцип индивидуального подхода

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедической работы. Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития, а, следовательно, использования этих знаний в своей работе.

В свою очередь, учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения, а также включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи. В каждой группе есть папка «Логопед в помощь воспитателю», которую логопед пополняет дидактическим речевым материалом, речевыми играми на развитие фонематического слуха и восприятия, чтобы воспитатели по возможности использовали этот материал в своей работе.

Учитель - логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок - небылиц, чистоговорок - смешинок.

Ежегодно для воспитателей учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются соответствующие рекомендации.

Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована: учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом:

1. Учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;

2. Воспитатель при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико - грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Вострикова Елена Мурзагереевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: г. Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие учителя–логопеда и воспитателя по преодолению тяжёлых речевых нарушений у дошкольников."
Дата публикации: 29.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

по преодолению тяжёлых речевых нарушений у дошкольников.

Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда

воспитателей

компенсирующей

направленности

тяжёлыми

нарушениями речи, осуществляется в следующих направлениях:

1) коррекционно-развивающее;

2) общеобразовательное;

3) воспитательное.

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении у детей

речевых нарушений, а также связанных с ними неречевых познавательных психических

процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но

и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой

системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические

и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для

многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-

логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Основными задачами в

учителя-логопеда

воспитателя

преодолении

нарушений

являются

всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов

и формирование личности ребенка в целом. Очень важно исключить прямое дублирование

воспитателем занятий учителя-логопеда. Совместная коррекционно-развивающая работа

воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

1) учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Соответственно,

целостном

коррекционно-развивающем

процессе

происходит разделение функций учителя-логопеда и воспитателя.

Функции учителя-логопеда:

Изучение

познавательных

индивидуально-личностных

особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-

логопедической работы с каждым ребенком.

Формирование

правильного

речевого

выразительности речи; работа над просодической стороной речи.

Коррекция звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа

и синтеза.

Устранение недостатков слоговой структуры слова.

Формирование послогового чтения.

Отработка новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей

лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической

правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение

отработанных

грамматических

конструкций

ситуации

естественного общения детей.

Формирование

(заучивание

стихотворений,

знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и составление всех

видов рассказывания).

Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком по

заданию учителя-логопеда.

Развитие

понимания

внимания,

логического

мышления,

воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

коррекционно-развивающих

учитель-логопед

проводит

диагностическое обследование детей: оно длится в течение месяца (сентябрь). Учитель-

логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в

группе и в непосредственно образовательной деятельности, выявляет структуру речевого

нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей.

Основная

создание

дружного

детского

коллектива

логопедической

Формирование

детского

коллектива

начинается

объяснения

детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным

играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

На начальном этапе учитель-логопед также выявляет особенности поведения детей,

специфические проявления их характера, тактично корригируя отмеченные отклонения во

время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Если не

создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно

общаться

проводить

коррекцию

личностных

поведенческих

отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

Заканчивая

обследования,

учитель-логопед

оформляет

соответствующую

документацию :

Речевая карта на каждого ребенка;

Тетрадь для взаимосвязи работы учителя-логопеда и воспитателей;

Составляет план работы на год.

Основные требования к организации в ДОУ логопедических занятий детьми,

имеющих речевые нарушения:

1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия

на речь и личность ребенка;

2) занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных

дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и

активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных и технических

средств обучения;

3) занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;

4) на занятиях происходит тренировка правильной речи;

5) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в

своих силах;

6) на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи

учителя-логопеда,

занимающихся

магнитофонные

пластинки с выступлениями мастеров художественного слова; демонстрационные аудио-

выступления детей ранее окончивших успешно курс логопедических занятий и др.;

проводятся

доброжелательного

отношения

окружающих

ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания.

Учитель-логопед проводит логопедические занятия ежедневно в утренние часы.

Эти занятия могут быть подгрупповыми (2-8 детей) и индивидуальными. Учитель-логопед

воспитатель,

занятиях,

следующие

коррекционно-

развивающие и логопедические задачи:

1) воспитание усидчивости, внимания, подражательности;

обучение

выполнению

(формирование

механизмов

произвольной регуляции);

формирование

ощущения расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;

4) обучение детей элементам логопедической ритмики;

5) коррекция нарушений звукопроизношения; развитие лексико-грамматической

стороны речи, фонематических процессов.

коррекционно-развивающих

логопедических

занятиях

используются

дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций. Решая коррекционные

учитель-логопед

выявляет

особенности

поведения

нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.

индивидуальном

воспитатель

реализует

программу,

разработанную

учителем-логопедом, которая обычно включает:

1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

3) упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом

звуков, и контроль за ними;

4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения

у всех детей

группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений,

предлагает

материал,

Воспитателю

становится

подобрать

стихотворения

празднику

затруднений

помогает

учитель-логопед).

Возникает

занятиях:

воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать

от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь

отвечать

занятиях;

происходит

закрепление

неправильного

произношения

звуков, которые ему еще не под силу.

Учитель-логопед

помогает

воспитателю

подбирать

материал,

соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует

воспитателю

работать

готовыми

печатными

изданиями,

советует

использовать

правильную

логопедической

методическую

художественную

литературу и речевой материал.

Немаловажная

логопедической

отводится

речевому

Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и

ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на

спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Логопед и воспитатель следят затем, чтобы при вдохе поза ребенка была свободной, плечи

Воспитатель

предлагает

потренировать

моторику

штриховании,

обведение

вырезание.

обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к

письму, но и выполняется коррекционно-развивающая работа по взаимодействию мелкой

моторики и артикуляционного аппарата (особенно это важно для детей с дизартрией).

Предлагаемые учителем-логопедом воспитателю лексико-грамматические задания

направлены на повтор материала, пройденного ребенком на логопедических занятиях. Это

дает возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их

преодолении. В свободное игровое время предложите ребенку поиграть не просто в

дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической теме.

Лексическая

отрабатывает

занятиях

учитель-логопед,

находит продолжение на занятиях воспитателя и при организации в группе разнообразной

деятельности детей вне занятий. В начале учебного года учитель-логопед составляет

перспективно-тематический

коррекционно-развивающей

обязательно

согласовывается

воспитателем.

Лексические

подбираются

сочетаются

материал,

усвоенный

изучении

обобщался и расширялся при изучении других.

лексической

учитель-логопед

подбирает

материал,

определяет

коррекционно-развивающие

намечает

возможные

реализации.

Отработанные

учителем-логопедом

подгрупповых

индивидуальных

занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во

всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной

обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и

имеет возможность многократно повторять наработанный учителем-логопедом речевой

материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в

самостоятельную жизнь.

Совершенствование

связного

высказывания

осуществляется

формировании

полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях, в процессе составления

рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях,

играх-инсценировках. Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя

с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

Вся образовательная деятельность воспитателя, дидактические игры, режимные

используются

упражнения

доступной

самостоятельной

Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на логопедических

занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как

умывание,

одевание,

одновременно

упражняет

развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической

индивидуальных

возможностей

ребенка).

Утренние

вечерние

прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

Правильная

организация

детского

коллектива,

проведение

режимных

моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние

ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому

конкретному

учитывая

индивидуальные

психологические

особенности,

педагогический

спокойный,

доброжелательный

качества

необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Требования речевого режима для детей, имеющих ОНР

Воспитатель не должен:

Торопить ребенка с ответом.

Перебивать речь и грубо одергивать ребенка; он должен тактично дать ребенку

образец правильной речи.

Заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у

него звуками.

Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Выпускать на сцену (утренник) ребенка с неправильной речью.

Воспитателю необходимо:

постоянно следить за речью детей, воспитывать у них критическое отношение к

своей речи. Если звуки у ребенка поставлены, необходимо требовать от него только

правильных ответов, добиваться правильной артикуляции.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОУ является чрезвычайно

актуальным

резервов

учителем-логопедом

родителями. Задача учителя-логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе

развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого

интеллектуального

усвоить и закрепить полученные знания в ДОУ. педагоги работают над созданием единого

сообщества, объединяющего взрослых и детей.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых

дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление

информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение

родителейна детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов,

переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары,

семинары-практикумы), проведение мастер-классов, создание библиотеки(медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки

ипоэзии, гостиных, конкурсов, маршрутоввыходного дня (в театр, музей, библиотеку и

пр.), семейных объединений (клуб, студия,секция), семейных праздников, прогулок,

экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной

деятельности.

В группах учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к

коррекционно-развивающей

в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендацииродителям

по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы какможно скорее

ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.Родители должны

стимулировать познавательную активность детей, закреплять полученные знания в ДОУ.

Взаимодействие с семьей важно не только для педагогов, но, прежде всего, для

родителей, чьи дети посещают дошкольное образовательное учреждение.

учителя-логопеда

родителями

является

развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не

только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного