Большое мурашкино численность населения. Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье. Как защищаться от Солнца

  • самая оперативная доставка;
  • круглосуточно, без выходных;
  • в любой регион России;
  • оплатим и заберем груз у поставщика или в аэропорту;

Если у Вас есть необходимость срочно доставить небольшой груз из Москвы в другой регион России?! Нет проблем!!! – Услуга «экспресс доставка малогабаритных грузов по России» - это оперативное и надежное решение Вашей задачи. Даже если доставить нужно очень важные документы или секретные образцы продукции, Вы можете доверить это нашей компании. Доставка осуществляется по принципу «из рук в руки».

После оформления заявки наш водитель приезжает к Вам в офис, квартиру, забирает груз и сразу же отправляется на место доставки.

Срочная доставка важных документов от двери до двери

Часто возникает вопрос – как доставить документы или ценную посылку из Москвы в рп Большое Мурашкино очень быстро, удобно, а главное с гарантией сохранности? Тем более, если в нужном населенном пункте нет офисов транспортных компаний. Звоните – мы решим эту проблему.

Сейчас многие транспортные компании предлагают отправить груз по маршруту Москва – Нижегородская область, но при этом, кроме непосредственно перевозки, к срокам доставки добавляются забор груза, длительное оформление, формирование сборного груза. Временные потери могут достигать до нескольких суток. При этом не всегда можно рассчитывать на 100-процентную сохранность Вашего груза, ведь Ваша посылка будет находиться в кузове грузового автомобиля вместе с сотнями подобных посылок.

Перевозка ценных и хрупких вещей

Наши перевозки в рп Большое Мурашкино будут незаменимы, если Вам нужно отправить хрупкий груз или груз, который сложно или невозможно надежно упаковать. Кроме того, возможно у Вас есть какие то особенные пожелания или требования – например, Вам нужно приобрести какой-то товар в Москве и довезти его в рп Большое Мурашкино, или по дороге необходимо заехать ещё в какой-нибудь населенный пункт – с нами возможны любые нюансы перевозки.

Срочная доставка ценных посылок, товаров или документов востребована как среди предпринимателей, так и частных лиц, которые заинтересованы в скорейшей, а, главное, бережной доставке «от двери до двери».

Отправка только отдельным транспортом. Никаких сборных грузов! Везем только Ваш заказ. Только в этом случае, Вы получаете гарантию максимально быстрой доставки.

Срочный выкуп и доставка автозапчастей, товаров из Москвы в рп Большое Мурашкино (Нижегородская область)

Возможен выкуп и оперативная доставка автозапчастей, других товаров из Москвы и области. Наша курьерская служба найдет и привезет автодетали или агрегаты в максимально кратчайшие сроки. Доставляем товары и грузы ежедневно, в выходные и праздничные дни.

Срочная экспресс-доставка малогабаритных грузов в регионы РФ

Мы гарантируем, что доставим Ваш груз в рп Большое Мурашкино в максимально сжатые сроки, довезем и передадим из рук в руки. Расстояние Москва – рп Большое Мурашкино (Нижегородская область) вычисляется по навигатору и сервису Яндекс-карты и составляет 530 км. Возможны конечно, и альтернативные маршруты доставки. Время, которое необходимо для перевозки составит приблизительно 10 ч., при этом сроки конечно же могут обсуждаться.

В зависимости от деталей Вашей заявки, цена может обсуждаться дополнительно, но базовый тариф – это 17 рублей за километр.

Материал предоставлен Большемурашкинским историко-художественным
музеем для публикации в рамках проекта «Места памяти»

Большое Мурашкино. История развития

Первое упоминание в летописи о Большом Мурашкино относится к 1377 году. Этот год официально и принято считать годом основания. Хотя многие ученые склонны считать, что оно было образовано гораздо раньше, примерно в середине ХII века. На этой территории, где сейчас располагается Мурашкино, проживали мордва «эрзя», с главным городом Эрзэмас (ныне Арзамас). В народе до сих пор пор сохранилась легенда о закладке этого города. Якобы одним из предводителей мордовских Мурашко и был основан город. У мордвы существовало поверье: «строить на крови, де дольше простоит». Рано утром мордва собралась и стала ждать: с одной стороны показалась девушка с ведрами, с другой - бык, и, как гласит легенда, мордва не долго думая, закопала их обоих. Так был основан город Мурашкин, но получил еще название Большого, оттого, что его основал старший брат Мурашко. Младший же брат в трех километрах от Большого построил село Малое Мурашкино, которое существует и поныне.

В августе 1377 года за рекой Пьяной произошла позорная битва между мордвой, татарами, с одной стороны, и русскими - с другой, где русские были перебиты, Нижний Новгород и все Поволжье было захвачено. Защищать Поволжье пошел Городецкий князь Борис Константинович, прогнав мордву к той же Пьяне и перебил почти всех, а зимой вместе с племянниками прошел вглубь земель мордовских, выжег их, ограбил, большую часть перебил, другую - взял в плен и «всю землю мордовскую пусту сотвори». Вот, скорее всего, после этого и начали эти земли заселяться русскими.

В 1478 году в Новгороде Северном был бунт под предводительством Марфы Борецкой. Непокорных новгородцев высылают в Нижегородскую губернию, в т.ч. и в Большое Мурашкино. С собой ссыльные привозят секреты кожевенного и мехового ремесла. Начинает развиваться поташное производство (поташ - зола для дубления кож). Наивысшего расцвета меховая промышленность достигает к середине XIX - началу XX веков. Мурашкинские меха очень высоко ценились на мировом рынке. Купцы-меховщики были участниками многих выставок в Москве, Париже, Берлине, Брюсселе, Буэнос-Айрэсе и др., где получили золотые и серебряные медали за качество мехов. А купец И.С.Панышев (в народе его звали «Турка») был поставщиком мехов Двора Его Императорского Величества. Купцы-меховщики создали облик села, настроив каменных особняков, приглашая для этого итальянских и немецких архитекторов. В нашем селе стояли красивые каменные особняки, а в уездном городе Княгинино были глиняные дома, покрытые соломой.

В связи с постройкой каменных особняков, на окраинах Мурашкино стали строиться кирпичные заводы.

К середине XIX - началу XX вв. в меховом производстве было занято практически все население Большого Мурашкино (мужчины, женщины, дети, а также наемные рабочие). При обилии овчинных заводов, сырье все было привозное. Его свозили со всей России, а также из Казахстана, Афганистана, Финляндии и др.

В 1648 году Большое Мурашкино было подарено боярину Борису Ивановичу Морозову, который сразу же позаботился об его укреплении. Так, по приказу Морозова, в 1660 году был построен земляной вал, деревянная крепость с пятью порогами и башнями. С восточной строны был вырыт довольно глубокий овраг, а с западной - была естественная гора, у подножия которой протекала река Сундовик. Внутри города был построен винный и пивоваренный завод. На валу было установлено 13 железных пищалей с зарядом ядер. В 1660-1670 годах крестьяне платили денежный оброк - 20 рублей с выти, т.е. с 7-7,5 десятин земли (в приселках и деревнях - 15 рублей).

Кроме того, ими выплачивались государственные поборы: ямские, стрелецкие, полоняничные деньги. За четыре года (1656-1660) было собрано только полоняничных податей по Мурашкино - 246 рублей.

Наряду с этим, с выти выплачивались натуральные налоги: свиного мяса - 2 пуда, по гусю и поросенку, ведро малины, четверик ядер ореховых, по хомуту и кербе льну (сто мочек), да с каждого дома (с дыма) по гривенке коровьего масла и по фунту масла и сушеной курице. С выти также поставляли пять саженей дров, короб угольев, 96 четей золы (четь 9 - 10 пудов) для будных станов и винокурения. Еще крестьяне и бобыли работали с лошадьми на будных станах, устройстве дорог, строительстве земляного города, с выти давали подводу до Москвы для перевозки продуктов, а также везли пять бочек поташа до Вологды.

После смерти Бориса Ивановича в 1662 году Мурашкино переходит к его вдове Анне Ильиничне, которая в декабре того же года приказала своим приказчикам произвести счет хлебу в ее имениях. Результатом этого счета явились «книги посевные, ужинныя и умолотные, в имении Морозова». Через три года Большое Мурашкино переходит к брату Бориса Ивановича - Глебу Ивановичу Морозову, через два года он умирает, и Мурашкино переходит к его вдове Федосье Морозовой. Той самой Федосье, которая изображена на картине Сурикова «Ссылка боярыни Морозовой в Сибирь». Хотя лично я не согласна с изображением на этой картине, на которой изображена злая, пожилая, все проклинающая женщина. В действительности, на тот момент, когда боярыню Морозову сослали в Сибирь ей не было еще и 28 лет, и это была кроткая, глубоко набожная женщина-вдова, растившая своего маленького сына. Нужно сказать, что на тот момент боярыня Морозова была одной из богатейших женщин России. У нее было восемь тысяч крепостных крестьян и триста человек дворовых. И ради своей веры и убеждений (напомню, она была приверженкой старообрядчества и Аввакума Петрова), она лишилась всех своих имений и отправилась в ссылку.

К 1670 году Большое Мурашкино передают в казну и сюда назначается воеводой Давид Племянников. В это время уже шло крестьянское восстание под предводительством атамана Степана Разина. Его «прелестные грамоты» рассылались по всей России. Дошли они и до Лыскова . Первоначально в Лыскове взбунтовались 20 человек, они стали просить атамана Максима Осипова (одного из сподвижников Разина, взявшего в это время Курмыш), чтобы он прибыл к ним и установил свой порядок. Осипов с войском двинулся к Лыскову, но по дороге завернул в Мурашкино. В Мурашкино к повстанцам отнеслись неприветливо, лишь небольшое количество жителей во главе с попом Максимом Давыдовым встретили повстанцев с крестами и хоругвями и остались с ними. Мятежники воеводе Племянникову отрубили голову, сожгли тюрьму и уничтожили документы о недоимке крестьян. Захватили находившиеся на городском валу 13 пищалей и 1174 ядра. После этого и другие жители присоединились к восставшим. Большим отрядом двинулись в Лысково, где их встретили с крестами. Жители, которые не хотели быть заодно с восставшими, укрылись Макарьевском Желтоводском монастыре. 1 октября Осипов двинулся к монастырю и встав за Волгой, начал стрельбу по монастырю. При этом послав казаков с посланием атамана Разина и требованием сдаться.

Архимандрит монастыря Пахомий отправил тоже гонцов: одного - в Москву с посланием Разина, другого - в Нижний к воеводе Голохвостову с просьбой о помощи. Посланцев же Осипова Пахомий задерживал (а посланцы направлялись три раза). В переговорах прошла неделя и 8 октября вооруженные казаки, жители Мурашкино и Лыскова переправились через Волгу и осадили монастырь со всех сторон. В монастыре перепугались, им показалось, что осада составляла более 30 тысяч человек, на самом деле мятежников было не более пяти тысяч. Сначала повстанцы стреляли по монастырю из пушек, затем обложили его соломой, дровами и подожгли. Монахи и скрывавшиеся в монастыре причащались и исповедовались, затем взяв кресты и святые иконы прошли по стенам и молились Богу. Видя, что молитвы не помогают усмирить повстанцев, в монастыре начали обороняться.

В летописях тех событий сказано: «… словно как медведь, когда уязвят его, - жесточе свирепствует; или осы, если раздражены, - нападают злее!...». Защитники монастыря все более ослабевали и падали духом, и тогда иноки пронесли по стенам икону чудотворца Макария - покровителя обители. Многие встрепенулись и кричали: «Чудотворец пришел к нам на помощь», - и с новой силой стали отражать нападения. В результате чего нападавшие отступили, бросив своих раненых товарищей, а убитых побросали в яму и подожгли.

На другой день, с восходом солнца Осипов послал в монастырь мурашкинского попа Максима Осипова и предложил условия, в которых предлагал отпустить посланного им Першку с товарищами и обещал отступить, в противном же случае, он разорит и сожжет обитель. Собравшись на Совет, в монастыре решили выполнить требования Осипова, а тот, в свою очередь, сдержав обещание, поспешно отступил. Но около Мурашкино встретился с другим разинским атаманом Мишкой Чертоусенком, в его отряде было до 15 тысяч казаков, татар, мордвы и чуваш. Мишка убедил Осипова вновь вернуться в монастырь. Переправляясь через Волгу, они били в барабаны, стреляли из пушек, напугав защитников обители. От страха почти все разбежались, оставив архимандрита с иноками на призвол судьбы. Живший на смирении в монастыре конюх, еврей, перебежал на сторону повстанцев и все им рассказал про обстановку. Тогда архимандрит с братию монастырь оставляют, а там остаются старый казначей, да живший там на покое Архимандрит Тихон. Мятежники свободно зашли в монастырь, весь его разграбив, притом, что там еще остались непроданными купцами товары с Макарьевской ярмарки. Тех же, кто остался в монастыре, не тронули, лишь попугали.

Тот месяц, когда восставшие брали в Лысково монастырь, повстанцами управляли выборные от народа. На усмирение повстанцев были направлены царские карательные войска под управлением князя Щербатова. И 22 октября 1670 года около Мурашкино произошла битва, где восставшие были разбиты. За участие Мурашкино в восстании царскими войсками оно было разграблено и сожжено. Причем, именно царским войском, а не повстанцами, как было принято считать многие годы. Всюду стояли виселицы. До расправы здесь было примерно 1500-2000 жителей (точных сведений нет). Под Мурашкино убито - 136 человек; умерли - 62 человека (вероятно не сами, а были забиты до смерти); ушли с разинцами - 17 человек; бежали - 111 человек; казнены - 16 человек; сосланы в Сибирь и другие места - 5 человек; посажены в тюрьмы - 2 человека; отданы в крепостные - 2 человека; взяты в стрельцы - 28 человек; одряхлели - 5 человек (вероятно замучены); ушли в монахи - 1 человек. Всего потери - 385 человек. Это данные статистики царского правительства и, возможно, количество казненных и умерших могло быть занижено. Вдоль всего вала земляной крепости стояли виселицы с казненными для устрашения других.

Потери в селах: Нефедьево - 102 человека (после расправы осталось 250 человек). Малое Мурашкино - 69 человек (после расправы осталось 352). Были потери и в других восставших селах, а всего на территории нашего района погибло не менее 1000 человек. Кроме Мурашкино каратели сожгли и другие села, а в Картмазове, например, реквизировали 80 лошадей, 72 коровы, 188 овец, 17 свиней и 32 улья. Здесь нужно отметить, что реквизиция проводилась во всех селах, а прежде всего в восставших. В нашем музее хранятся свидетели тех дней: это ядра, часть чугунной пушки, кистени, которые принадлежали разинцам и были найдены на остатках вала.

В 1779 году Мурашкино как город перестает существовать и на долгие годы вообще выпадает из поля зрения. Причинами тому, думается, стало и участие в разинском бунте и тот факт, что наша земля являлась родиной огнеопального протопопа Аввакума, а к этому времени он уже 10 лет сидел в земляной тюрьме. И появившись вновь в летописях Мурашкино называется уже селом.

Большое Мурашкино - родина великого пастыря древнеправославной церкви протопопа Аввакума, который родился в селе Григорово, что в 13 км от Мурашкино, в 1621 году в семье священника. Но как говорил сам Аввакум, отец хоть и был священником, но вел не очень трезвый образ жизни. Мать же его, Мария (в иночестве Марфа), напротив, была женщиной очень набожной, «постницей и молитвенницей». Именно она приучила его к «страху Божьему» и велела держаться церковных книг, ни на шаг не отступая. И всю свою жизнь Аввакум следовал этим наказам. Женился он рано - в 17 лет, по настоянию матери, взяв в жены сироту Настасью Марковну. В 21 год он был рукоположен в диаконы в селе Лопатищи Нижегородской губернии. Через два года, там же был произведен в священники и в этом сане, он служит там восемь лет. Поскольку Аввакум был воспитан в строгости исполнения Закона Божьего, он строго следует этим законам и призывает свою паству к этому же. Но ведь большинство людей не безгрешны, а признавать этого не хотят многие, то прямолинейность и обличения Аввакума не нравились. С прихожанами начинаются конфликты. С одной стороны, его авторитет растет и крепнет, с другой, он наживает себе все больше врагов. За свои проповеди и обличения был неоднократно избит, дважды изгнан с этого места службы.

По царскому указу, ему дают место протопопа в Юрьевце, поволжском городке. Там он пробыл только восемь недель. Однажды разъяренная толпа убила бы его, если бы не вступился воевода. Отлежавшись три дня, Аввакум, бросив жену и детей, направился в Кострому, но пристанища там не нашел (протопоп Даниил был изгнан), направился в Москву. Где многие духовные лица, в том числе и царь, Алексей Михайлович, пеняли ему: «Пошто, престол оставил?».

Вскоре Аввакум становится в Москве одним из влиятельных духовных лиц. Ведь он был знаком и с царем, и с будущим патриархом Никоном (в миру Никита Минов, уроженец села Вельдеманово Нижегородской губернии; села Аввакума и Никона стоят друг от друга недалеко, в 10 километрах полевой дороги), с влиятельным тогда протопопом Иоанном Нероновым. Они же все вместе и входили в «Кружок ревнителей благочестия». После избрания Никона патриархом их пути расходятся. Никон насаждает везде нововведения: переписываются книги, вводится трехперстие вместо двуперстия, многие обряды совершаются по-иному. И вот Аввакум и становится главным противником этих нововведений. Он не боится открыто заявлять, что это большая ошибка, и для русского народа надвигаются страшные времена. За протест, отказ служить по-новому Аввакума неоднократно сажают на цепь, избивают, пытаются по-хорошему заставить отречься от своих взглядов, но он остается непреклонен. Его вместе с семьей ссылают в Сибирь, с экспедицией жестокого воеводы Пашкова (Аввакум все это подробно описывает в своем «Житии…»). Всю его жизнь Аввакума били, пинали, унижали, в ответ он читал проповеди, но чаще молился и ни разу не отвел от себя руки, бьющего его. Он лишь приговаривал: «…что это не дело рук человеческих, а дело рук диавола».

Дважды представал протопоп на Соборах: в 1666 и 1667 годах, где был расстрижен и предан анафеме, затем сослан в Пустозерск. Там просидел в земляной тюрьме пятнадцать лет, где написал автобиографическую повесть «Житие Аввакума, написанное им самим». В 1682 году вместе с узниками Пустозерской тюрьмы, по царскому указу царя Федора Алексеевича, был заживо сожжен.

5 июня 1991 года в селе Григорово - на его родине - был открыт памятник Аввакуму (скульптор В.М.Клыков). 15 декабря 1993 года в Большом Мурашкино была освящена церковь во имя священомученика Аввакума.

Уже традиционными на мурашкинской земле стали Аввакумовские чтения, которые проходят с периодичностью один раз в три года и прошли в 2002, 2005, 2008 годах. По итогам двух чтений изданы сборники. Аввакумовские чтения проводит Большемурашкинский историко-художественный музей. Он существует с 1962 года (на общественных началах). 7 июля 1962 года был избран первый Совет музея в количестве семи человек. А 1 сентября музей открыл двери для посетителей. Основателем и первым директором музея был Николай Иванович Ратанов. С 1 февраля 1990 года по 28 февраля 1993 года музей был филиалом Нижегородского музея Н.А.Добролюбова. С 1 марта 1993 года музей становится самостоятельным подразделением. С 1998 года музей становится муниципальным учреждением культуры и юридическим лицом.

В 1998 году музей в составе четырех музеев Нижегородской области выиграл грант у фонда Сороса по проекту «Нижегородская музейно-купеческая ярмарка. Музей - купец, купец - музей, или Попытка взять лучшее из прошлого». В ходе реализации проекта музей пополнился новыми экспонатами и материалами, относящихся к купечеству. В 1999 году музей в составе трех музеев Нижегородской области выиграл грант по проекту «Из купеческого Нижнего в сказочный Макарий, или Путешествие к истокам Всероссийского торжища». По проекту был разработан туристический маршрут, который с некоторыми изменениями работает и сегодня: «Нижний Новгород - Большое Мурашкино - Старообрядческая церковь во имя священномученика Аввакума - Малое Мурашкино, с посещением единоверческой церкви - Григорово».

Музей располагается в двухэтажном купеческом особняке, постройки 1915 года, принадлежащем купцам-меховщикам, братьям Моневым. На первом этаже располагается краеведческая экспозиция, на втором - выставочный зал. Экспозиция музея включает следующие разделы: археологический, Разинский бунт, крестьянский быт, церковный быт, Мурашкино времен Б.И.Морозова, старообрядчество и Аввакум Петров, Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), Советское время (1945-1991 гг.). Отдельный зал посвящен развитию мехового производства и купечеству (купеческая комната). В музее собраны коллекции одежды - дореволюционного и советского периода; монет, значков, патефонов, радио, часов, картин, дореволюционных фотографий, среди которых немало фотографий М.Дмитриева и А.Карелина. В музее хранится самая большая коллекция картин заслуженного художника РСФСР Л.А.Хныгина.

Уже четыре года подряд на мурашкинской земле прошли крестные ходы. После литургии в Мурашкино, верующие идут в село Григорово, к памятнику Аввакума и кресту, который был там установлен в 2007 году. Крестный ход все четыре раза возглавлял Митрополит Московский и Всея Руси древней старообрядческой церкви Корнилий...

В 1730 году Большое Мурашкино становится опять помещичьей вотчиной. Оно было подарено детям умершего валашского господина Димитрия Кантемира, князьям Матвею, Сергею, Антиоху (впоследствии знаменитому писателю) и княжне Марии. Но в 1745 году почему-то было у братьев отобрано в казну. Доля же Марии Кантемир осталась за нею и впоследствии, по праву наследования, перешла к братьям.

Еще один известный владелец Мурашкино - это князь Георгий Грузинский, который сыграл определенную роль в истории Нижегородского края в тяжелый 1812 год. Нам же известен вот какой факт из его биографии. Еще с конца XVIII века в Мурашкино стали появляться раскольники, к ним все больше стало присоединяться коренных жителей. Молились они по-старому, двуперстно, читали старые служебники, но подчинялись главенствующей церкви и назывались единоверцами. Так вот, для строительства единоверческой церкви в Мурашкино понадобился клочок земли, причем, много лет лежащий впустую. Но находился он в пользовании трех владельцев; двое согласились на уступку никому ненужного клочка, а к князю Грузинскому с ходатайством об уступке места в Лысково поехал церковный староста И.И.Шестов (купец и городской голова). Когда Шестов пришел к Грузинскому, то последний даже выслушать его не захотел, а избил, как простолюдина. Вырвавшись, Шестов отправился домой. Когда же князь узнал, кто и зачем к нему приезжал, то велел догнать и вернуть его. Шестов был уже на полпути домой, когда его догнал посыльный и после долгих уговоров, все-таки вернулся. Князь Грузинский перед Шестовым извинился, удовлетворил его просьбу и предложил даже пообедать с ним.

Остальная (числившаяся за казною) часть Мурашкино была пожалована императрицею Елизаветой Петровной в 1755 году князю М.А.Белосельскому. В этом же году после его смерти перешло к его вдове, а позже имение наследовал их сын Александр Михайлович Белосельский-Белозерский (впоследствии посланник в Дрездене и Турине). Вообще все владельцы Мурашкино в нем никогда не жили, это все были люди, жившие при дворе и занимавшие высокие придворные должности. Нам больше всех известен Александр Никитич Волконский, который якобы был в Мурашкино и даже написал книгу об этом. Об этом говорили многие краеведы, но ее не видели. А мне рассказала об этом Ирина Александровна Дементьева, дочь нашего известного земляка, Александра Григорьевича Дементьева (1904-1986 гг.), советского литературного критика, одного из авторов учебников русского языка и литературы, по которым училось не одно поколение советских детей. Он дружил с А.Твардовским, много печатался в журнале «Новый мир». После Великой отечественной войны (1941-1945 г.г), стал жить в Москве. Он постоянно держал связь со своей малой родиной, приезжал, помогал, чем мог, особенно районной газете и музею. Начал писать книгу об истории Большого Мурашкино, но не дописал. И именно у него была книга Волконского, которую он отдал кому-то из работников музея, которая бесследно исчезла.

Говоря о князе Волконском, не могу не упомянуть, что у нас в музее хранится вольная, выданная князем своим крепостным крестьянам Серебренниковым в 1859 году. Из крепостных крестьян они вскоре становятся крупнейшими меховщиками-промышленниками, а Иван Семенович открывает в Мурашкино Школу Инструкторов, в которой обучали кожевенному и меховому ремеслу, причем подобного рода учебное заведение было единственным в России.

Известен исторический факт, что 23 августа 1823 года в Мурашкино вспыхнул большой пожар, который уничтожил 700 домов из 800 имеющихся. О пожаре сохранилась легенда. Жила якобы в Мурашкино вдова Марфа и будто-бы говорила всегда, что, мол, буду женить единственного сына, подивлю народ. Готовясь к свадьбе, Марфа во дворе своего дома гнала самогон, неизвестно, что у нее случилось, но начавшийся пожар быстро распространился, в результате чего, выгорело почти все село, вот уж действительно, подивила народ. И этот пожар разделяет жизнь Мурашкино на два периода: до пожара и после. Если до пожара улиц не было, дома стояли кое-как, то после пожара начинают строиться улицы. Если до пожара богатые женщины носили шикарные штофные сарафаны, расшитые жемчугом и дорогими каменьями, то после пожара, все это идет на продажу и на восстановление сгоревших домов и храмов.

Первая церковно-приходская школа в Большом Мурашкино была открыта при Покровской Единоверческой церкви, по инициативе и на средства попечителя церкви московского купца Ивана Ивановича Шестова. Задача школы состояла в передаче мальчику самых необходимых знаний: русского и славянского чтения, письма и арифметики. Но, несмотря на такие скромные цели, она сыграла крупную роль в истории народного образования в Мурашкино, т.к., за неимением других школ, в ней обучались все дети и общее число учеников достигало до 100 человек ежегодно. При школе была большая библиотека, насчитывающая до 2000 тысяч томов книг (все книги были приобретены Шестовым). Особо прилежным ученикам попечитель каждый год по окончании учебного года дарил подарки.

В Мурашкино существовал базар, который проходил один раз в неделю. По обилию привозимых товаров, он считался одним из лучших в губернии, особенно в зимнее время, когда торгующих съезжалось так много, что на Базарной площади не хватало места, и они размещались на соседних улицах. Были ряды: мучной, мясной, сырейный (где продавались невыделанные овечьи шкуры), щепной, рыбный, овощной, конный и др. Еженедельный привоз товаров зимой достигал до 250 тыс.рублей, а продажа - 150 тыс.рублей.

Нужды заболевшего населения трех волостей, включая и Большое Мурашкино, удовлетворялись одним амбулаторным приемным покоем, который находился в Мурашкино. Заведовал покоем и вел прием один фельдшер, доктора не было. Земский врач жил в Княгинино и приезжал зимой - один раз в неделю, летом - два раза в неделю. При покое была аптека, в которой медикаменты выдавались бесплатно. По земским отчетам за 1888 год следует, что в Мурашкинский покой было отпущено медикаментов на сумму 634 рубля в год.

Лишь только при создании строительно-распорядительной комиссии (в 1898 году), в которую вошли самые богатые купцы-меховщики, дело с улучшением медицинского обслуживания в селе сдвинулось с мертвой точки. И в 1901 году в Мурашкино была открыта своя больница с амбулаторией, стационаром, роддомом, инфекционным и терапевтическим отделениями, продолжавшая функционировать в этих помещениях до 1979 года.

В 1915 году в Мурашкино была открыта первая в Княгигинском уезде женская прогимназия. В это время мурашкинская овчинно-меховая промышленность достигает наивысшего расцвета. Но купцы-меховщики были не совсем образованы. За плечами были только церковно-приходские школы.... У купцов не было ни бухгалтеров, ни счетоводов. Расходы и приходы записывали сами в хозяйственные книги. Но предприятия расширялись, торговые обороты росли, укреплялись новые связи, приходилось прибегать к сложным финансовым операциям. Конкуренция на рынке была большая. Некоторые купцы начали вводить окрас овчин новыми химикатами, вводить механизированные процессы взамен ручных. Вот тут-то и встал вопрос о необходимости дальнейшего, расширенного образования.

Одними из первых отдали своих сыновей учиться в Нижний Новгород в Реальное училище (коммерческого направления) братья Моневы (владельцы дома, где располагается музей), купцы Шапошников и Данилов. Но необходимо было дать образование еще и дочерям. В 1913 году купцы- промышленники стали просить Княгининскую земскую управу открыть в селе Большое Мурашкино на первых порах хотя бы женскую прогимназию.

Дело с открытием затянулось, и купцы обратились за содействием к помещику Прутченко, приезжавшему летом в свое имение (ныне п. Советский, дом его на берегу Сундовика, перестроенный, до сих пор стоит). Прутченко был богатым и влиятельным дворянином не только в Княгининском уезде... В том же году земская управа дала все-таки согласие на открытие прогимназии.

В 1914 году году на средства промышленников и земской управы у одного из княгининских помещиков был куплен большой двухэтажный деревянный дом. Он был перевезен в Мурашкино и поставлен на улице Старо-Луговой (старое здание коррекционной школы, которого сейчас нет). К началу учебного года главой земской управы Башкировым и его заместителем Кубаровским был подобран педагогический персонал. Начальницей была назначена мать Кубаровского, преподавателями: арифметики А.К.Владимирская, французского языка А.В.Инсарская, географии Н.Разумовская, русского языка А.В.Скворцова, окончившая женские курсы в Петрограде. Классными дамами стали О.Д.Засецкая, Е.А.Светозарская. Законоучителем был назначен М.Троицкий, учителем пения и делопроизводителем - дъякон Тихвинской церкви А.Любимов. Учителем естествознания и рисования М.Г.Кованова (в дальнейшем, заслуженный учитель РСФСР).

В конце августа 1915 года состоялось торжественное открытие прогимназии, на которое приезжал Прутченко... в коляске, запряженной тройкой лошадей, а 1 сентября начались занятия. Классных комнат в школе было четыре: две на втором этаже и две на первом. Был небольшой зал. Учительская была на первом этаже, а над ней был кабинет начальницы и канцелярия. Здесь же, в одной из больших комнат, начальница жила.

В первый год открытия было набрано три класса. В них учились дети купцов-промышленников, средних кустарей, немного из среды мелких кустарей и рабочих. Крестьянских детей в школу не брали. Обучение было платным, также учащиеся должны были иметь свои учебники и носить форменную одежду. Занятия начинались в 9 часов утра. За 10 минут до занятий учащиеся по звонку должны были ежедневно собираться в зале. Туда же приходили учителя. Учащиеся должны были читать и петь молитвы, а потом уже расходиться по классам.

1 сентября 1917 года был открыт еще один класс, который пополнился мальчиками, перешедшими из Княгининского городского училища и из Арзамасской гимназии. После Октябрьской революции 1917 года прогимназия перестала существовать, а на ее базе с изменениями в программе, в кадрах, открылась бесплатная школа для всех детей.

Многие документы свидетельствуют, что в конце XIX века через Мурашкино должна была пройти железная дорога. Непонятно, почему этого не случилось, но ходили слухи, что нашим купцам уж очень невыгодна была эта дорога (товары-то, сырье удешевлялось). Так вот, они, поговорив между собой, сложились, съездили в Нижний и дали взятку кому нужно, в результате дорога прошла через Смагино.

Вообще, история Большого Мурашкино очень богата и разнообразна и об этом можно долго говорить. Купцы нам оставили великолепные памятники истории и культуры. Это купеческие особняки с великолепной лепниной внутри, а наша задача - все это сохранить. Но пока это у нас не очень получается. Остается только верить в лучшие времена.

Экскурсии в Большом Мурашкино от частных гидов и турфирм.
Онлайн заказ на Pomogator.Travel: никаких посредников и предоплат!

Село Большое Мурашкино расположено рядом с правым берегом Волги, в девяноста километрах от Нижнего Новгорода. Поселение древнее, уже много веков назад здесь жили люди. Впервые село встречается в летописях в 1377 году, что и считают годом основания поселения. В четырнадцатом столетии здесь располагалась пограничная крепость, построенная для защиты от вражеских набегов. Уже в 17 столетии село считалось городом, а в 1648г. его передали во владение боярину Б.И. Морозову.

С 1478 года в начинает появляться кожевенное и овчинно-меховое ремесло, здесь производят также золу для дубления кожи. К 20 столетию эти промыслы достигают наивысшего расцвета. Сейчас село Большое Мурашкино является частью Большемурашкинского района, который был образован в 1929 г.

До Октябрьской Революции в селе и окрестностях насчитывалось более двух десятков церквей, сейчас их намного меньше, а в Большом Мурашкино всего две - Церковь Троицы Живоначальной и Церковь Аввакума Священномученика (единоверческая).

В селе и окрестностях много интересного для туристов, в районе разрабатывается программа въездного туризма. Здесь расположено много зданий, которые причислены к памятникам истории и культуры, собственный краеведческий музей, расположенный в старинном особняке.

Видео из Большого Мурашкино

Что интересного посмотреть в Большом Мурашкино?

Одной из основных достопримечательностей села Большое Мурашкино является его историко-художественный музей "Большое Мурашкино". Он был открыт для посетителей в 1962г. и с тех пор его посетило большое количество жителей села и окрестных населенных пунктов. В музее более восьми тысяч экспонатов, ...

Село Большое Мурашкино: экскурсии и мероприятия

В ходе обзорной экскурсии по селу Большое Мурашкино у туриста есть возможность увидеть наиболее интересные здания города, а также памятники архитектуры и храмы. Например, улица Свободы - одна из основных улиц поселка, которая сравнима с выставкой под открытым небом - столько здесь архитектурных достижений конца 19 - начала 20 столетия. Здесь много каменных купеческих особняков, построенных в самых разных стилях - классицизм, эклектика, модерн и др.

Например, дом купца Преснякова, построенный в 1907 г. Здание отличает великолепная лепнина в стиле декоративного модерна. Дом входит в число объектов культурного наследия, частично реставрирован. Усадьба Д.И. Панышева, построенная в 19 столетии, оформлена в стиле провинциальной эклектики, на окнах первого этажа металлические ставни, а также дом В. Оленичева.

Рядом с Советской улицей находилась Базарная площадь и несколько храмов. В частности, здесь можно увидеть Троицкую кирпичную церковь 1805г., возведенную в стиле провинциального зодчества. В 1930-е храм закрыли, долгое время она пустовала, затем в ней расположился спортзал. В 90-е годы храм вернули церкви и отреставрировали.

История Большого Мурашкино

История села Большое Мурашкино начинается в 1377 году, когда в архивных документах впервые встречается упоминание об этом поселении. Есть Мурашкино и в списке Нижегородского летописца, которые можно увидеть в Нижегородском государственном музее. В 1377 г. село купил Т.П.Новосильцев у нижегородского...

Климат Села Большое Мурашкино схож с погодными условиями всей центральной европейской части России. Здесь достаточно холодные зимы с большим количеством снега и тёплое, среднее по продолжительности лето (в среднем 75-93 дня). В Селе Большое Мурашкино наблюдались и и серьезные сезонные колебания температур (к примеру, в зиму может ударить мороз до −30,5ºС и ниже, а летом может быть жарко - от +30,4ºС и жарче).

Анонсы туристических событий

Село Большое Мурашкино: развлечения и активный отдых

Большое количество развлечений в селе Большое Мурашкино организовывается в период празднования дня села - в середине августа. Большому Мурашкино более 630 лет, и когда жители села празднуют дату его основания, проводится Выставка цветов, овощей, мехов, концерты, конкурсы.

В период с 10 по 13 июля в Большом Мурашкино (место проведения периодически меняется) на Ключике проходит традиционный рок-фестиваль ПарадОКs. В разные годы формат мероприятия меняется - в этом году он был совмещен с трофи-рейдом «Freedom Trophy». Это мероприятие обычно называют «ралли», но это интереснейшее соревнование внедорожников.

Транспортные особенности Большого Мурашкино

представлен автостанцией на ул. Советская и большемурашкинским Автотранспортным предприятием. От автостанции отходят автобусы, которые связывают поселок с Нижним Новгородом, Ульяновском, Дзержинском, Княгинино, Сергачем и другими близлежащими населенными пунктами.

При необходимости, такси в селе Большое Мурашкино можно остановить на улице. Однако село имеет небольшие размеры, и перемещаться по нему вполне комфортно пешком.

Солнце - источник жизни на планете. Его лучи дарят необходимые свет и тепло. Вместе с тем ультрафиолетовое излучение Солнца губительно для всего живого. Чтобы найти компромисс между полезными и вредными свойствами Солнца, метеорологи рассчитывают индекс ультрафиолетового излучения, который характеризует степень его опасности.

Какое УФ-излучение Солнца бывает

Ультрафиолетовое излучение Солнца имеет широкий диапазон и подразделяется на три области, две из которых достигают Земли.

  • УФ-А. Длинноволновое излучение диапазона

    315–400 нм

    Лучи почти свободно проходят через все атмосферные «заграждения» и доходят до Земли.

  • УФ-B. Средневолновое излучение диапазона

    280–315 нм

    Лучи на 90 % поглощается озоновым слоем, углекислым газом и водяным паром.

  • УФ-C. Коротковолновое излучение диапазона

    100–280 нм

    Самая опасная область. Полностью поглощаются стратосферным озоном, не достигая Земли.

Чем больше в атмосфере озона, облаков и аэрозолей, тем меньше губительное воздействие Солнца. Однако эти спасительные факторы имеют высокую естественную изменчивость. Годовой максимум стратосферного озона приходится на весну, а минимум - на осень. Облачность ― одна из самых непостоянных характеристик погоды. Содержание углекислого газа также все время меняется.

При каких значениях УФ-индекса существует опасность

УФ-индекс дает оценку величины УФ-излучения Солнца на поверхности Земли. Значения УФ-индекса варьируются от безопасного 0 до экстремального 11+.

  • 0 – 2 Низкий
  • 3 – 5 Умеренный
  • 6 – 7 Высокий
  • 8 – 10 Очень высокий
  • 11+ Экстремальный

В средних широтах УФ-индекс приближается к небезопасным значениям (6–7) только при максимальной высоте Солнца над горизонтом (происходит в конце июня - начале июля). На экваторе в течение года УФ-индекс достигает 9...11+ баллов.

Чем полезно Солнце

В малых дозах УФ-радиация Солнца просто необходима. Солнечные лучи синтезируют необходимые для нашего здоровья меланин, серотонин, витамин D, предотвращают рахит.

Меланин создает своеобразный защитный барьер для клеток кожи от вредного воздействия Солнца. Из-за него наша кожа темнеет и становится эластичней.

Гормон счастья серотонин влияет на наше самочувствие: он улучшает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Витамин D укрепляет иммунную систему, стабилизирует кровяное давление и выполняет антирахитные функции.

Чем опасно Солнце

Принимая солнечные ванны, важно понимать, что граница между полезным и вредным Солнцем очень тонка. Чрезмерный загар всегда граничит с ожогом. Ультрафиолетовое излучение повреждает ДНК в клетках кожи.

Защитная система организма не может справиться с таким агрессивным воздействием. Это снижает иммунитет, повреждает сетчатку глаз, вызывает старение кожи и может привести к раку.

Ультрафиолет разрушает цепочку ДНК

Как Солнце влияет на людей

Восприимчивость к УФ-излучению зависит от типа кожи. Наиболее чувствительны к Солнцу люди европейской расы - для них защита требуется уже при индексе 3, а опасным считается 6.

В то же время для индонезийцев и афроамериканцев этот порог составляет 6 и 8 соответственно.

Кто больше всего попадает под влияние Солнца

    Люди со светлым

    тоном кожи

    Люди, имеющие много родинок

    Жители средних широт во время отдыха на юге

    Любители зимней

    рыбалки

    Горнолыжники и альпинисты

    Люди, имеющие семейную историю рака кожи

В какую погоду Солнце опаснее

То, что Солнце опасно только в жаркую и ясную погоду - распространенное заблуждение. Обгореть можно и в прохладную облачную погоду.

Облачность, какой бы плотной она ни была, вовсе не сводит количество ультрафиолета к нулю. В средних широтах облачность значительно уменьшает риск обгореть, чего нельзя сказать о традиционных местах пляжного отдыха. Например, в тропиках, если в солнечную погоду можно обгореть за 30 минут, то в облачную - за пару часов.

Как защищаться от Солнца

Для защиты от губительных лучей соблюдайте простые правила:

    Меньше находитесь на Солнце в полуденные часы

    Носите светлую одежду, в том числе широкополые шляпы

    Пользуйтесь защитными кремами

    Надевайте солнцезащитные очки

    На пляже больше находитесь в тени

Какой солнцезащитный крем выбрать

Солнцезащитный крем различается по степени защиты от Солнца и маркируется от 2 до 50+. Цифры означают долю солнечной радиации, которая преодолевает защиту крема и достигает кожи.

Например, при нанесении крема с маркировкой 15, только 1/15 (или 7 %) ультрафиолетовых лучей преодолеют защитную пленку. В случае с кремом 50 - только 1/50, или 2 %, воздействуют на кожный покров.

Солнцезащитный крем создает на теле отражающий слой. Вместе с тем важно понимать, что ни один крем не способен отразить 100 % ультрафиолета.

Для повседневного использования, когда время нахождения под Солнцем не превышает получаса, вполне подойдет крем с защитой 15. Для загара на пляже лучше брать 30 и выше. Однако для светлокожих рекомендуется использовать крем с маркировкой 50+.

Как применять солнцезащитный крем

Крем следует наносить равномерно на всю открытую кожу, в том числе лицо, уши и шею. Если планируете загорать достаточно долго, то крем следует наносить дважды: за 30 минут до выхода и, дополнительно, перед выходом на пляж.

Необходимый объем для нанесения уточняйте в инструкции крема.

Как применять солнцезащитный крем при купании

Солнцезащитный крем следует наносить каждый раз после купания. Вода смывает защитную пленку и, отражая солнечные лучи, увеличивает дозу получаемого ультрафиолета. Таким образом, при купании риск обгорания возрастает. Однако за счет эффекта охлаждения вы можете не почувствовать ожог.

Обильное потоотделение и обтирание полотенцем - также повод, чтобы повторно защитить кожный покров.

Следует помнить, что на пляже, даже под зонтиком, тень не обеспечивает полноценной защиты. Песок, вода и даже трава отражают до 20 % ультрафиолетовых лучей, увеличивая их воздействие на кожу.

Как защищать глаза

Солнечный свет, отражаясь от воды, снега или песка, может вызвать болезненный ожог сетчатки глаз. Для защиты глаз используйте солнечные очки с ультрафиолетовым фильтром.

Опасность для горнолыжников и альпинистов

В горах атмосферный «фильтр» тоньше. На каждые 100 метров высоты УФ-индекс увеличивается на 5 %.

Снег отражает до 85 % ультрафиолетовых лучей. Кроме того, до 80 % отраженного снежным покровом ультрафиолета вновь отражается облаками.

Таким образом, в горах Солнце наиболее опасно. Защищать лицо, нижнюю часть подбородка и уши необходимо даже в облачную погоду.

Как бороться с солнечными ожогами, если вы обгорели

    Обработайте тело влажной губкой, чтобы смочить ожог

    Смажьте обгоревшие участки противоожоговым кремом

    При повышении температуры обратитесь ко врачу, вам могут рекомендовать принять жаропонижающее

    Если ожог сильный (кожа сильно набухает и пузырится), обратитесь за медицинской помощью

Что, казалось бы, интересного может быть в населённом пункте с названием Большое Мурашкино, ПГТ (5,9 тыс. жителей) близ показанных Григорова и Вельдеманова, родных сёл антагонистов Раскола? Да вот знаете, много что - например, целая коллекция купеческих особняков, достойных крупного города.

Впервые Большое Мурашкино упоминается под 1377 годом в числе селений, купленных купцом Тарасом Новосильцевым у суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича , народная молва же гласит, что крепость основал мордовский князёк Большой Мураш, воевавший с видимо братом Малым Мурашем. С 1648 года - вотчина бояр Морозовых, в 1660-е построивших целую крепость, которая в 1671 году так и не смогла защитить село от набега разбойников. Но главное - с конца 15 века тут известен меховой промысел, основанный по легенде ссыльными новгородцами, и почти полтысячи лет Большое Мурашкино оставалось торговым селом, где делали знаменитые русские овчинные шубы, с 1779 года - в Княгиниском уезде Нижегородской губернии. В общем, как и в случае с , тут мы имеем "штетл по-русски", торговый городок в сельском (с 1959 года - ПГТшном) статусе, то есть без городских прав и обязанностей. Конец меховой истории наступил при Советах: в 1932 году меховую фабрику зачем-то перевели практически на историческую родину в Псковскую область, где она была разрушена войной, но население Большого Мурашкино остаётся стабильным - около 5 тысяч человек - уже порядка двухсот (!) лет. Справедливости ради, о красотах Большого Мурашкина мы с dima1989 узнали не на месте (так бы даже не стали туда заезжать), а от побывавшего yardkeeper (а вот Княгинино , в уезд которого Большое Мурашкино когда-то входило), но представляю, как бы всё это смотрелось, если б нас сюда случайно занесло... На въезде в посёлок - пожарное депо с раритетной машиной у постамента:

На главной площади - типовой ДК из силикатного кирпича, построенный наверное по случаю образования Большемурашкинского района в 1965 году (вернее - восстановления, райцентром село было в 1929-63):

Справа относительно прошлого кадра - администрация, такая же уныло-силикатная, но с мозаичным советским гербом:

Площадь пересекает улица Свободы, этакий Невский проспект по-сельски, и если её левая (относительно кадра №3) сторона вполне себе характерна для глубинки:

То вот справа, за той самой администрацией, начинается что-то необычное:

Трёхэтажный на углу - самый большой в посёлке дом Ивана Панышева (а может и не Ивана, а Ильи или там Иннокентия - везде есть только инициалы) 1910 года постройки. Рядом очень колоритный флигелёк, за которым видна сельская даль:

Во дворе, напоминая о былом, паслась овца - увы, сфотографировать её как-то забыл:

К началу ХХ века в Большом Мурашкине было 5 школ (3 церковно-приходских и 2 земских), больница (1885), телеграф (1890) и едва ли не единственная в Российской империи Школа мехового ремесла (1899), основанная местным купцом Серебрянниковым и в 1930-х годах переведённая как Московский пушно-меховой техникум в подмосковную Сходню. Змей-водосток на соседнем здании:

Следующий дом принадлежал другому Панышеву, видимо брату владельца трёхэтажки:

У него роскошнейший портал под эркером:

Следующий дом братьев Моневых (1915) самый тут модерновый:

И ведь сопоставимые по масштабы особняки можно видеть и в современных сёлах, построенные бизнесменами или даже бандитами, и сколько бы вы не кривились - через сотню лет многие из них точно так же станут достопримечательностями, как и эти дома-выскочки начала ХХ века:

За первым перекрёстком застройка как-то редеет - но сельской её всё ещё не назвать, скорее крепкий такой уездный городок. Более того, окрестные уездные города были совсем уж карликовыми: Макарьев - 1,5 тысячи, Княгинин - 2,3 тысячи (то есть эти два Мурашкино превосходило вместе взятые), Васильсурск - 3,6 тысяч, Сергач - 4,5 тысячи (а эти Мурашкино превосходило каждый по отдельности), так что в юго-восточном углу Нижегородчины этот пейзаж - самый уездный, не считая разве что соседнего Лыскова (ещё, правда, есть весьма солидный Арзамас, но он с другой стороны):

Подъезды. Теперь это не особняки, а муниципальное жильё с магазинами на первом этаже и входом в квартиры через деревянную пристройку:

Вот в интернетах некоторые, похоже, даже не в шутку веруют, что за неупотребление стекломая в РФ лишают гражданства, а мы с Димой купили в одном из этих магазинов бутылку водки, чтобы помыть ей стекло машины.

А купеческие дворцы образуют среди добротных особняков два квартала - второй чуть дальше от главной площади и с другой стороны (то есть от кадра №2 - налево):

В доме Дементьева ныне милиция... пардон, полиция:

Самый же красивый своими деталями дом Преснякова мы умудрились каким-то образом не увидеть - так что отсылаю к Дворнику .

Это уже на параллельной улице (кажется, Советской). А ещё ведь не могли не сохраниться здания тех же школ, мехового техникума, больницы... Увы, точных адресов я не нашёл (а интересен был бы, конечно, меховой), но любое из зданий с этих кадров может оказаться тем самым.

Выше нынешней главной площади - Базарная площадь, причём судя по обилию активно убираемого мусора, название её актуально и ныне (а может просто местные купчины что-то отмечали, "аж порвали два баяна и баньку сожгли"). Здесь же две церкви - изуродованная большевиками Преображенская (1821):

И вполне прилично выглядящая Троицкая (1805):

Чуть в стороне (улица 1 мая, 12), на ещё одной площади храм-новодел, староверческая Аввакумовская церковь, напоминающая своим посвящением о том, что соседнее Григорово - родина мятежного протопопа, основоположника староверия и русских романов.

Иногда её указывают как бывшую Никольскую единоверческую, но явно же новостройка, так что скорее всего Никольской единоверческой церковью (1881-85) было вот это печальное здание рядом:

Всего же в Большом Мурашкине было до революции 11 церквей, одних только единоверческих - 2 (а вот старообрядческих вроде бы не было). Мы ещё так и не нашли заброшенную