Конспект занятия «Необычное путешествие в историю родного края. Донбасс. Внеклассное мероприятие «Легенды Донбасса. Презентация книги об истории Донбасса Проект на тему народные легенды донбасса

Горный дух Донбасса - Добрый Шубин

Кто из нас в детстве не зачитывался уральскими сказами Павла Бажова о Хозяйке Медной горы?..

Оказывается, и у донбасских шахтеров есть свой мифологический горный дух - Добрый Шубин. Горняки Донбасса не просто верят в него, они могут рассказать об этом духе много интересного.

Добрый Шубин постоянно выручает шахтеров, заранее предупреждая об обвалах, а то и богатый угольный пласт укажет, оттого и прозвали его - добрым. Хотя нерадивых и ленивых Шубин не любит и может даже наказать или хотя бы попугать немного.

Здесь принято уважительно относиться к этому духу, говорить о нем только добрые слова, чаще всего благодарственные, реже - с какой-либо просьбой, делиться обедом, ну и так далее. А в самом Донецке есть памятник горному духу, и даже выпускается пиво «Добрый Шубин».

Неизвестно, радует ли это мифического духа, но зато укрепляет веру в него самих шахтеров и их близких, которые, провожая горняков под землю, надеются на помощь со стороны Доброго Шубина.

Одна из легенд о Добром Шубине

Согласно легенде, Добрый Шубин появился на горных выработках Донбасса не позднее XIX века, хотя вполне возможно, что горняки знали о нем с самого начала разработки здесь каменного угля, то есть еще с XVIII столетия. Что это за дух и откуда он взялся, никто толком не ведает, но существует несколько известных историй, связанных с ним. Мы расскажем вам лишь одну, самую интересную и во многом поучительную.

Рассказывают, как однажды на Донбассе появился английский предприниматель Джон Джеймс Юз, который прослышал про этот богатый углем край и приехал в Россию поправить свое материальное положение. Здесь он строил шахты, основал металлургический завод, возле которых постепенно вырос рабочий поселок Юзовка - будущий Донецк. Но это было уже потом, а вначале Джон долгое время не мог нащупать угольную жилу и даже стал сомневаться в успехе своего предприятия.


Но… однажды ему встретился в поле пастух, высокий старик с густыми бровями и жгучими глазами. И поведал Юзу, что угля в местной земле действительно много и он покажет барину, где его найти. Правда, с одним условием, что Юз не будет неправды чинить, обижать рабочих и никогда не нарушит обозначенных на карте границ. С этим пастух и подарил англичанину карту угольных месторождений. От радости Юз аж заплясал на месте, глянь - а старика уж и след простыл.

И все у английского барина с тех пор пошло на лад: шахты развиваются, уголь идет на плавку железа - бизнес процветает. Но все это было до тех пор, пока Юз держал слово, данное загадочному пастуху. Однако жадность - главный враг любого человека. И не выдержал испытания британец, нарушил границы дозволенного, да и рабочих стал притеснять. И тогда явился ему во сне страшный старик, сверкнул своими жгучими глазами и сердито молвил - готовься к худшему, жди беды.

Беды тут же и посыпались на голову промышленника: приключилось серьезное несчастье с женой, погиб сын, не говоря уж о самом бизнесе, который вдруг покатился под гору. Бросился барин искать пастуха, чтобы попросить прощения, да где ж его в мире-то найти?..

Тут только Юз и обнаружил на карте, данной ему загадочным стариком букву «Ш», а старики-рудокопы пояснили хозяину, что это знак горного духа Шубина…

Видео: Мифологический горный дух Донбасса - Добрый Шубин



http://esoreiter.ru/

Город Донецк, к сожалению, не имеет такой долгой и седовласой истории, как другие города Украины, например: Львов, Киев, Харьков. Многие историки начинают отсчет его летописи с момента основания англичанином Джоном Хьюзом металлургического производства, вокруг которого и образовался поселок Юзовка (сегодня Донецк). Однако, несмотря на свой «молодой» возраст, история края была насыщенной и интересной, что породило множество легенд и мифов. В эти удивительные истории можно верить, а можно и нет, однако без них стало бы однозначно скучно.


Легенда о Добром Шубине.


Донецкие легенды, как все остальные, являются своеобразным народным фольклором, сказками, в которых тесно переплетаются правда и вымысел. Одной из таких легенд стала история, придуманная еще во времена Джона Хьюза - легенда о Добром Шубине. Шахтерский труд невероятно тяжелый и опасный. Ежегодно в шахтах региона гибнут шахтеры. Основная опасность исходит от взрывоопасности газа метана, который имеет особенность собираться в лаве. Газ этот без цвета и запаха, поэтому его очень сложно обнаружить, равно, как и уловить закономерность его появления в шахтных выработках.

Сам по себе газ не токсичен. Он не легче воздуха и не скапливается в проветриваемых помещениях. Опасность представляет концентрация газа более 25 процентов. Основная опасность метана заключается в том, что при концентрации его в воздухе более 4,4 процента, газ становится взрывоопасным. Наибольшая взрывоопасная концентрация метана составляет 9,5 процентов. И если сегодня существуют разнообразные датчики для обнаружения метана, то несколько веков назад шахтеры были лишены подобной технической поддержки.


Говорят, что существовала даже такая шахтерская специальность. По шахте ходил человек с факелом и сжигал, собирающийся в воздухе метан. Излишне говорить о том, что работа эта была смертельная и редко кто на нее соглашался. По одной из версий легенды, среди таких шахтеров был смельчак по фамилии Шубин. Он погиб от взрыва метана, а дух его стал хранителем и хозяином шахт.


По другой версии, в одной из шахт Донбасса работал молодой шахтер Шубин. При взрыве метана в забое погибла вся бригада, в живых остался только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой, люди обвинили во всем именно его. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его никто не видел. Одни считали, что Шубин повесился, другие, что молодой шахтер взорвал вместе с собой шахту.


В одном эти легенды переплетаются - Добрый Шубин до сих пор помогает шахтерам. Он каждый день обходит свои выработки, словно Хозяйка Медной Горы. Предупреждает шахтеров об опасности выброса метана или обвала. Иногда он выводит на поверхность, попавших в завал шахтеров, или приходит к ним на помощь. Говорят, что те шахтеры, которым встретился дух Доброго Шубина, увольняются с шахт. Считается, что увидеть Доброго Шубина - означает получение предупреждения о предстоящей гибели.


Пивовары, узнав об этой легенде, решили назвать Добрым Шубиным один из сортов пива. С этикетки пива улыбается шахтер, держащий в руке пивную кружку. Пиво пользуется спросом у многих любителей хмельного напитка.


Миф о метро для городских чиновников.


Есть в Донецке свой «Белый дом», так в народе называют Областной исполнительный комитет. Строился он еще при Советском Союзе и, как это было принято в те годы, с огромным масштабом. Даже по сегодняшним меркам здание и прилегающая к нему территория поражает своими внушительными размерами и архитектурным величием. Рядом с ним были разбиты многоуровневые клумбы и фонтаны. Местные старожилы говорят, что при помощи фонтанов и вентиляционных выходов, поддерживается микроклимат в бункере под обкомом.


Бомбоубежище, которое возводилось в годы холодной войны, имеет внушительные размеры. Говорят, что оно было шире бульвара Пушкина и доходило до улицы Артема. От бомбоубежища вели подземные ходы.


Донецкие диггеры утверждают, что существует еще один секретный подземный объект, о котором не сохранилось документальных свидетельств. Это так называемое секретное метро, одна из веток которого начинается от дома по Щорса, 62. Затем эта ветка направляется к городскому исполкому, облгосадминистрации и министерству угля. Все ветки, соединяясь в одну, уходят по направлению Гладковки. Предполагают, что подземные галереи были построены для эвакуации городской и партийной власти в случае военных действий. К сожалению, история о секретной подземке не была подтверждена, похоже, что данная информация по-прежнему засекречена.


А вот по поводу сталинских домов, располагающихся по улице Щорса, то они действительно имеют добротные подвалы и бомбоубежища. Строились дома пленными фашистами качественно. Квартиры в них крупногабаритные, с высокими потолками. Зимой в них тепло, а летом прохладно. Однако пару десятков лет назад уровень подземных вод под домами неожиданно стал подниматься, и некоторые подвалы были затоплены.


Памятник «Слава шахтерскому труду».


В Киевском районе города Донецка установлен памятник «Слава шахтерскому труду». Он представляет собой фигуру шахтера. В вытянутой вперед руке горняк держит символ Донбасса - кусок угля. Сама скульптура шахтера изготовлена из чугуна и весит 22 тонны. А вот кусок угля был выполнен из алюминия, и его вес составляет 90 килограммов. Авторами памятника являются архитектор П.И. Вигдергауз и скульптор К.Е. Ракитянский.


С памятником связана еще одна городская легенда. Говорят, что во время полнолуния горняк меняет руку, в которой он держит кусок угля. Тяжко видно не только живым шахтерам уголек дается, но и чугунным.


Метро и алмазы.


Долгие годы дончане надеялись получить в свое распоряжение метрополитен. Город большой, и горожане иногда вынуждены проводить в дороге 1,5 - 2 часа, чтобы добраться домой с работы. Строительство метро было начато еще в годы СССР. Однако после распада Советского Союза, стройка была заморожена из-за нехватки средств. Город не в состоянии осилить такой дорогостоящий проект самостоятельно, а руководство страны приняло решение о направлении средства на развитие уже существующих метро в других городах.


Существуют легенды о том, что при прокладке метрополитена были найдены алмазы. Несмотря на всю невероятность легенды, она достаточно правдоподобна. Оказывается, первые алмазы в недрах Донбасса были найдены еще задолго до Октябрьской революции. Однако царское правительство тогда не проявило желание вкладывать средства в разработку месторождений. Частные инвесторы тоже не спешили принимать участие в данном проекте. Однако геологи края утверждают, что алмазы в регионе имеются, правда, в небольших количествах.


Легенды о терриконах.


Ходят легенды о том, что японцы предложили руководству Донбасса выкупить и вывезти из края все терриконы. Зачем порода из шахтных выработок понадобилась японцам сказать сложно. Может быть, построить еще пару тройку новых островов. Но, думается, дончанам свои терриконы дороги, и они сами с успехом их используют для строительства новых дорог. Кроме того существуют задумки об использовании терриконов под установку ветряков. Интересны идеи по созданию на старых терриконах зон отдыха, велосипедных и лыжных трасс, смотровых площадок и парков. Данные проекты обсуждались на международных конференциях, где угольщики Германии делились собственным опытом в данном направлении. Так что японцам вряд ли достанутся Донецкие терриконы.


После войны существовала еще одна легенда, которой пугали детвору. Дескать, в одном из терриконов Сталино (сегодня Донецк) живет душа демона, охраняющая настоящее золото. Террикон ночью оживает, дышит и передвигается, а с рассветом, снова замирает. Сказка эта нагоняла ужас на малышей, которые не решались гулять ночью. А вот о золотых жилах, которые существуют в Донбасский землях, известно давно. Жаль, что разработками золота никто серьезно не занимался.


Легенды о скифских бабах.


Приазовские и причерноморские степные зоны Украины были всегда привлекательны для кочевников своими богатыми пастбищами, множеством водоемов и теплым сухим климатом. Сюда устремлялись скифы, половцы и другие кочевые народы, а вместе с ними и их уникальная в своем разнообразии культура.


До нашего времени сохранились многочисленные каменные могилы и статуи, которые называют каменными бабами. Эти необычные скульптуры, были вырезаны древними ремесленниками из цельного куска камня. Высота скульптурок составляет 1 - 4 метра. В изображении просматриваются образы воинов и женщин. Сегодня скифские бабы установлены возле Донецкого краеведческого музея. Есть несколько баб и в ландшафтном парке возле стадиона Донбасс Арена, а также в Донецком ботаническом саду.


Наши предки использовали каменных баб в качестве указателей направлений света. Ведь в зимнее время сложно было по заснеженному бездорожью определить верное направление. Половцы использовали каменных идолов для жертвоприношения в своих ритуальных обрядах. Частенько каменных баб устанавливали в качестве надгробий на курганах. Интересно, что «баба» произошло от тюркского слова «балбал», что означает «дед-отец», «пращур». В большинстве древних культур бабы были своеобразными оберегами.


Наверное, это и стало основой для появления легенды о каменных бабах Донецка. Богиней семьи и домашнего очага у скифов была Табити. Именно она создала первых скифских баб из камня и наделила их душами несчастных влюбленных, погибших от любви. Они были обязаны охранять любовные отношение людей. Легенда гласит, что если влюбленные ссорятся, то дух каменной бабы выходит и наказывает виновника ссоры.


А если задобрить дух бабы, то мир, порядок и лад в семье будет обеспечен. Кроме того, раны, полученные недалеко от скифских баб, не будут кровоточить и быстро заживут. Как именно можно задобрить дух каменных баб легенда умалчивает, но отличную фотографию пары на фоне скифской бабы сделать можно.

Легенды Донбасса

Цели : расширить знания учащихся об истории Донецкого края, познакомить с легендами; развивать патриотические чувства к родному краю и людям проживающим на этой территории, интерес к изучению истории своей родины; воспитывать чувство любви к родной земле.

Оборудование : слайды; портреты и иллюстрации к теме.

Ход занятия

1.Орг.момент

2.Сообщение темы занятия.

2.1 Введение

а) Стих(читает наизусть подготовленный ученик)

Донецкий край, торопиться автобус,

Бежит дорога лентой голубой…

Мне в этом крае довелось родиться,

И мне не надо родины другой!

б) Слово учителя:

Родина! Великое слово! Для каждого человека оно начинается с того места, где он родился и вырос. Для нас с вами – это Донбасс. Каждая страна гордиться своей историей, традициями, и мы тоже не равнодушны к этому…

2.2 Беседа

Ребята, что вы знаете об истории нашего края?

Какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе?

Какие исторические памятники расположены в нашей местности?

3.Работа над темой занятия

3.1 Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. (по рядам). Каждому ряду предлагается прочитать и обсудить данную легеду,а также рассказать своим одноклассникам её, показав иллюстрации к ней(на доске)

ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ.

Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.

Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос - Вердер, и вправду из уст в уста передавалась легенда о том, что действительно на этом месте в старину находился прекрасный город с великолепными дворцами, в одном из которых жила молодая королева.

Никто не знал, отчего город превратился в каменные нагромождения, только поговаривали, что его можно восстановить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется-де на самом высоком камне, а возле нее - чудесный цветок, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.

Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юноша, который никого и ничего не боялся.

Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а возле нее - желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и каменное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю - такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.

Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цветок диковинный.

- Смотри! - сказал юноша и дал ему в руки цветок.

И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.

Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не осмелился.

Так и остался загадочный, зачарованный город не спасенный никем по сию пору.

А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.

Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с полдня на запад, пора было и домой возвращаться - до дома ого-го еще сколько топать!
И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь поесть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.
Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат - лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная - черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Осмотрел нору. Сомнений не было: лисья. Да вот и шерсть рыжеватая в бурьяне позастревала.
Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кострище, обложил его черными камнями, принесенными от лисьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равномерно спекся. И прилег отдыхать...
Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась - сгорел вместе с лопушиными листьями.
- Ты смотри? - поразился охотник. - Земля горит! Или наваждение бесово?
Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.
«Вот так чуда сия! - еще больше поразился охотник. - Горит-таки земля!»
Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зайца и рыбу и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение недавно горящей земли.

ЛЕГЕНДА О САРМАТАХ.

Впервые описал отчасти природу, отчасти людей южно¬русских степей приморских - всю первобытность тогдашней здешней стороны, именуемой в то время Скифией, известный древнегреческий историк Геродот, творивший в V веке до нашей эры и прозванный «отцом истории».
По его свидетельству, давным-давно, может, две, а то и три тысячи лет тому назад жили на свете воинственные женщины амазонки. Невыразимый страх наводили они на те земли, куда делали набеги на своих летучих, ветровых конях. Никто не мог одолеть смелых воительниц.
Но в одном из многочисленных боев их победили эллины, захватили в плен, посадили на корабль. Надутые ветром паруса погнали его по волнистым водам в неведомые для них края. Долго плыли пленницы.
Как-то ночью, когда все воины спали, воительницы убили сторожевых, перебили всех эллинцев и сбросили в морскую бездну...
Да вот незадача: никто из амазонок не умел править судном. А тут, как на беду, поднялась буря на море, разыгрался шторм, он подхватил корабль и понес на белогривых волнах в темень ночи. Лишь на рассвете прибило их к неизвестному берегу.
Утром ветер стих, угомонилось море, выглянуло солнце. И стало видно, что вокруг, куда ни кинь взглядом, пластается дикая степь.
Амазонки взяли мечи, сошли на берег и двинулись степью наугад.
Через какое-то время они заметили табун лошадей, которые паслись неподалеку в сочных и высоких, едва не скрывающих их из виду, травах.
Не теряя времени, девушки поймали лошадок и поскакали в направлении скрытых огней, что выдавали себя вьющимся ввысь сизым дымком над заросшим доверху кустарниками и оттого малоприметным яром.
А как подъехали, оказалось, то были скифские воины. Амазонки враз окружили их и велели следовать за ними. Скифам понравились смелые и красивые воительницы. От их браков и пошло племя сарматов.

3.2 Словарная работа

Нутро- внутренние органы человека или животного.

Байрак- овраг, зарастающий широколиственными, преимущественно дубовым лесом.

Яр- высокий, обрывистый, обычно речной и не затопляемый берег.

3.3 Беседа

Понравились ли вам легенды?

Что нового узнали?

А что такое легенда? (предание о исторических событиях или личностях)

4. Синквейн о Донбассе

Донецк

Родной, любимый,

Учит, ждёт, вдохновляет

горжусь историей своего края.

Мечта.

5. Стихотворения о Донецке.

1 ученик

На свете много мест чудесных!

Прекрасна вся наша Земля!

Но мне роднее и милее,

Донбасс – там, где родился я!

2 ученик

Где люди уголь добывают, руду

и делают металл,

Мой край растёт и процветает!

Он красивее и лучше стал!

3 ученик

Я хочу, чтобы люди спокойно

Ложились, вставали,

Чтобы песни о счастье

С утра не смолкали,

Чтобы люди все жили

В любви и согласье...

И за светлое счастье.

6.Итог.

Детские сердца – подарок Донбассу.(каждый учащийся на вырезанном сердце пишет пожелание родному городу и клеет на ватман)















Донбасс в последнее время все чаще упоминается в связи со сложной политической обстановкой на Украине. А ведь этот горный край славится множеством легенд, большинство из которых связаны со здешними шахтами и катакомбами.

Призрак шахтера

Так, весьма популярна легенда о духе по имени Шубин, который помогает горнякам, спасая их от аварий. Скорее всего, Шубин - это все же не имя, а фамилия. По преданию, этот человек жил в конце XIX столетия и был по профессии выжигателем газа. То есть, выражаясь современным языком, проводил дегазацию шахт. Поскольку вентиляции в забоях тогда практически не было, выжигатель надевал на себя намоченный водой длинный тулуп из овчины, заходил с факелом в шахту и метал его подальше, а сам тем временем падал на землю, накрываясь тулупом.

Памятник Шубину

Если газа не было либо его было мало, то тулуп спасал выжигателя. Но иногда происходил сильный взрыв. Тем более что хозяевами шахтных разработок были сплошь иностранцы, а они о безопасности местных рабочих не слишком заботились.

Одна из версий гласит, что Шубин был из тех, кому не посчастливилось погибнуть в шахте от взрыва метана... Другая - поинтереснее. Мол, не поладил Шубин с хозяином-немцем. Характер у него был конфликтный, неуживчивый, а немец постоянно притеснял горняков. И вот как-то раз явился Шубин к хозяину пьяный и затеял с ним такой разговор: «Ты по какому праву нашу кровь шахтерскую пьешь?» Тот, конечно, ответил: «Я хозяин, что хочу, то и делаю!» - «Ах, хозяин? - ответил Шубин. - Ну, тогда я тебе покажу, кто тут настоящий хозяин». Выжигатель ушел, и после этого его живым больше никто не видел.

Рассказывали, будто не то помер своей смертью, не то по пьянке полез в шахту и специально взорвал ее и себя заодно. И с тех пор стали видеть его время от времени то здесь, то там... Появляется дух Шубина перед шахтерами, чтобы вывести из-под завалов или предупредить о какой-то опасности. Правда, по другой версии, он, напротив, пугает шахтеров и может даже завалить или затопить шахту. Обитает Шубин будто бы в дальних или заброшенных выработках. Те, кто верит в этого духа, зовут его уважительно - «хозяином»...

Алмазы вместо метро

Еще одна «подземная» легенда Донбасса связана с алмазами. Некогда, еще в советскую эпоху, в Донецке собирались строить метро, но ничего не вышло. Пошли слухи, что строительство заморозили из-за того, что во время прокладки первых веток метрополитена обнаружили месторождение крупных алмазов. Вроде бы даже нашлись очевидцы, которые уверяли, что камни были величиной с перепелиное яйцо.

Впрочем, знающие люди говорят, что алмазы в Донбассе и впрямь «водятся». Впервые они были найдены еще задолго до революции. Но по какой-то непонятной причине разрабатывать месторождение не стали. Царское правительство спустило все на тормозах, а частных инвесторов не нашли.

Мутанты под Мариуполем

В донбасском городе Мариуполь есть подземные пещеры, которые местные жители называют «Штольней» или «Питомником». По слухам, в советскую эпоху КГБ оборудовал в здешних подземельях секретные лаборатории, где якобы изучались последствия воздействия радиации на людей и животных.

Местные старожилы охотно делятся с журналистами и исследователями преданиями о катакомбах. Один из них, по имени Роман, вспоминает рассказы своего деда о том, что в 50-60-х годах прошлого столетия в искусственных пещерах, тянувшихся на много километров, располагался засекреченный объект. Хотя территорию ограждала колючая проволока, кое-какие слухи просачивались. Самым популярным был миф о мутантах, которых «выводили» в тайных лабораториях КГБ.

Мутанты будто бы время от времени наведывались в близлежащие села - Чермалык и Гранитное.

Повадились как-то хулиганы кидать одной женщине камни на крышу — шифер били, - рассказывает Владимир, житель села Чермалык. - Она пожаловалась сыну. Собрались, значит, парни постарше, сидят дома, поджидают, чтобы проучить хулиганов, а на дворе ночь уже. Слышат, как калитка скрипнула, потом стук по крыше, ну, они и рванули за неизвестным, а тот в камыши - и по полю удирать начал в сторону «Штольни». В общем, выгнали мерзавца на поляну, фонариком светят - тень есть, а человека нет!

Тот же Владимир утверждает, что своими глазами видел возле «Штольни» гигантских змей. Он вспоминает:

Как-то вечером мы с отцом ехали на машине, и тут отец, чертыхнувшись, резко ударил по тормозам. Мы подумали, что какой-то умник положил поперек дороги толстый шланг, диаметром где-то как пожарный рукав, машина аж подпрыгнула, когда его переехали. Мы остановились, чтобы убрать этот «шланг». Выходим из машины, смотрим, а он вьюном по дороге вьется, шипит - и в сторону «Питомника». Мы в машину прыгнули - и по газам...

Еще будто бы наблюдали поблизости от объекта странных грызунов, похожих на крыс. Но все-таки это были не крысы, а гигантские насекомые, которые время от времени заползали на местные огороды, пугая хозяев своими размерами.

А вот что поведал Игорь Криничный из Гранитного:

Несколько лет назад на спор с товарищами я полез в правую пещеру. Условием было сфотографироваться у дальней стены. Пробирался вглубь с зажигалкой, видимости, соответственно, никакой. Едва видел, куда ногу ставить. Метров через 200 послышался какой-то шорох. Я остановился приглядеться, поднял повыше зажигалку, и меня как током ударило - на меня смотрели два огромных глаза, как у насекомого. Я рванул что было мочи, а эта тварь зашипела - и за мной, было слышно, как она своим телом двигала камни.

Впрочем, по другой версии, никаких лабораторий под Мариуполем отродясь не было, а существовала урановая шахта. Хотя одно другому не мешает. Если есть уран, то понятно, откуда взялись радиация и мутанты! По словам одного бывшего партийного чиновника, там проходили испытания горного оборудования. После развала СССР ни о какой секретности речи уже не шло, катакомбы оказались заброшенными, и там устроили стрельбище местные бандиты.

Находки сталкеров

Сегодня от катакомб остался лишь небольшой участок у самого входа длиной 400 метров. Остальные туннели забетонированы. Туда частенько наведываются мариупольские сталкеры. По словам этих «охотников», им не раз попадались в пещерах любопытные находки - например, остатки неизвестного оборудования. А однажды они наткнулись на свадебное платье покроя 1970-1980-х годов. Как оно попало в это жутковатое место - загадка. Неужто кому-то вздумалось играть здесь свадьбу? Кстати, там же, в катакомбах, была обнаружена и чья-то летняя туфелька без пары - судя по всему, из того же времени, что и платье.

Конечно, не обходится и без мистики. Сталкер Захар Беркут уверяет, что ему и его товарищам удалось сфотографировать в одной из пещер привидение.

Мы оставили здесь фотоаппарат на длительной выдержке, и на снимке в конце туннеля у нас отчетливо виден силуэт человека, хотя мы знаем, что там никого не было, - вспоминает он. Самое интересное, что впоследствии сенсационный снимок загадочным образом исчез из фотоархива.

У местных школьников есть традиция - в день выпускного устраивать гулянья вблизи катакомб. Там-то и приключился очередной «призрачный» эпизод.

На выпускном вечере мой брат вместе с одноклассниками приехал сюда, гуляли по поляне и в подлеске, - рассказывает Владимир из Чермалыка. -Кто-то предложил сделать коллективное фото, и все встали гурьбой. Каково же было наше удивление, когда на одном из снимков позади группы обнаружилось бледное лицо постороннего человека.

Может быть, это призраки строивших катакомбы зэков? Или те же мутанты? Кто знает, вдруг радиация способна превращать людей в фантомы? Так или иначе, в отличие от молодежи, жители более старшего возраста на всякий случай обходят бывший секретный объект стороной...

Дина КУНЦЕВА


Юзовка. Коксовый завод

Когда-то давно люди верили, что где-то далеко, в заморских странах, живут люди с песьими головами. Просвещение уничтожило эти легенды, но как бы в отместку просвещению, появились навязанные средствами массовой информации стереотипы. Стереотипы вздорные, мерзкие, граничащие с ксенофобией, иногда даже бесчеловечные. Демонизируются украинцы в глазах россиян, демонизируются россияне в глазах украинцев, демонизируется Донбасс в головах украинцев и россиян. О Донбассе я и хочу поговорить.

Итак, мифы о Донбассе.

1. В Донбасс свозили людей из России сотнями тысяч. Специально. Принудительно.

На самом деле в Донбассе представлены в основном потомки переселенцев из Левобережной Украины и южных и центральных областей России. Три года назад я принимала участие в исследовании этого вопроса, так что в теме. Конкретно в Донецке количество украинцев и русских приблизительно одинаково. Очень большой процент смешанного населения. Интересно, что у нас довольно значительное количество людей с белорусскими корнями (кто-то из бабушек-дедушек был из Белоруссии, но чистокровных белоруссов мало).
Приезжали к нам добровольно. Донбасс притягивал возможностью заработка. Мой прадед с сыновьями приехали на Донбасс в 1910 году. Они заработали денег и, вернувшись в деревню, купили лошадь.
До революции народ переселялся из-за малоземелья, после революции - бежали от коллективизации. Да и вообще, урбанизация - глобальный процесс, затронувший все без исключения страны. В ХХ веке миллионы крестьян стали горожанами.

2. Донбассовцы - люди, оторвавшиеся от своих корней.
Отчасти это так. Приехал ли человек из Полтавской области или из Орловской - его корни оставались где-то там. Но нельзя сказать, что мы - Иваны, родства не помнящие. Я, например, знаю, что мои предки были крепостными князя Оболенского. Раньше в Донецке были землячества, люди поддерживали связь с родным краем. Дед мой всегда посещал собрания своего землячества.

3. Донбасс был заселен зеками.
Я не знаю, откуда взялась эта легенда, она явно брехливая. Формирование Донбасса существенно не отличалось от других промышленных регионов. Понятно, что клондайки всегда притягивали авантюристов, но в этом Донбасс тоже не оригинален. Особенно хочу подчеркнуть, что в Донбасс приезжали люди активные, энергичные, не желавшие мириться с нищетой.

4. В Донбассе всегда жили одни уголовники .
Да, в Донбассе выше уровень преступности, чем в сельских районах с их традиционным укладом. В промышленных регионах всегда преступность выше, чем в сельскохозяйственных. И эта особенность характерна для всего мира, а не только для одного Донбасса.