Выполнение функций налогового агента в отношении выплат иностранной организации по доходам, не относящимся к постоянному представительству. Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль Исчисление и уплата налога, удерживаемого налоговым агентом, с
ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. При этом налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном законодателем для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 НК РФ).
Под определение « », применительно к налогу на прибыль организаций, подпадают российские юридические лица, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (пункт 4 статьи 286 НК РФ). Кроме того, хотя это прямо не указано в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, налоговыми агентами следует признать и индивидуальных предпринимателей, совершающих операции, при которых налог подлежит удержанию у источника выплат. Это следует из общего правила, предусмотренного статьей 24 НК РФ), поскольку в отношении налога на прибыль для указанной категории лиц не предусмотрено освобождения от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Согласно статье 24 НК РФ обязанностью налогового агента является правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление в бюджеты соответствующих налогов, то есть обязанностью налогового агента является не уплата налога, а удержание и перечисление в бюджет соответствующего налога. Фактически это означает, что налоговый агент в предусмотренных законодательством случаях исполняет не свою обязанность по уплате налога (то есть не выступает в качестве налогоплательщика), а обязанность другого налогоплательщика.
В случаях, когда указанные лица выплачивают иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, такие доходы относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль у источника выплаты (пункт 1 статьи 309 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 309 НК РФ следующие ви ды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:
1) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;
2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 43 НК РФ);
3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе:
Доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
Доходы по иным долговым обязательствам российских организаций, не указанным в абзаце втором настоящего подпункта;
4) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;
5) доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации;
6) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
8) доходы от международных перевозок.
Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;
9) штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
10) иные аналогичные доходы.
Следует обратить внимание, что указанный перечень не закрыт и подлежит расширительному толкованию, что связано с наличием в нем понятия «иные аналогичные доходы».
Вместе с тем, не являются налоговыми агентами по налогу на прибыль организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие иностранной организации доходы, связанные с осуществлением ею предпринимательской деятельности в России. Это обусловлено пунктом 2 статьи 309 НК РФ, согласно которому доходы иностранных организаций от продажи товаров или иного имущества, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации (то есть доходы от предпринимательской деятельности), не приводящие к образованию постоянного представительства, обложению налогом у источника выплат не подлежат.
Пример.
Организация в мае 2005 года уплатила иностранной компании за поставленные товары сумму в размере 100 000 рублей.
В данном случае, организация выплатила доход иностранной организации от реализации товаров, то есть от осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, он налоговым агентом не признается.
Общие правила исчисления, удержания и уплаты налога налоговым агентом установлены статьей 309 НК РФ, и заключаются в следующем:
· исчисляется исходя из суммы, которая должна быть выплачена иностранному лицу. Исключение составляют случаи, когда выплачиваются доходы от реализации акций и недвижимого имущества;
· обычная ставка налога на прибыль по доходам, выплачиваемым иностранным лицам, - 20%. Из этого правила тоже есть исключения. Оно не действует при выплате дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также доходов от сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества и от международных перевозок (пункт 2 статьи 284 НК РФ);
· сумма налога на прибыль при выплате любых доходов иностранным лицам зачисляется в федеральный бюджет (пункт 6 статьи 284 НК РФ) (рекомендуем контролировать КБК, указанный в платежном поручении);
· соответствующая сумма налога на прибыль удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате дохода (пункт 5 статьи 286 НК РФ);
· сумма удержанного налога перечисляется в бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (пункт 2 статьи 287 НК РФ). Но это правило не применяется в отношении дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;
· налоговая база по доходам иностранной организации и удерживаемая сумма налога исчисляются в валюте, в которой получает доходы. При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход по официальному курсу (кросс – курсу) Центрального банка Российской Федерации на дату осуществления таких расходов (пункт 5 статьи 309 НК РФ);
· сумма налога, удержанного из доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату перечисления налога (пункт 1 статьи 310 НК РФ);
· по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов, налоговый агент представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (пункт 4 статьи 310 НК РФ).
Пример.
Российская организация начислила доход иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, в сумме 100 000 рублей.
Предположим, ставка налога на прибыль по данной операции составила 20%.
Сумма налога на прибыль, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика – иностранной организации и перечислению в бюджет:
100 000 рублей х 20% / 100% = 20 000 рублей.
Сумма дохода, подлежащая выплате иностранной организации:
100 000 рублей – 20 000 рублей = 80 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанным в пункте 1 статьи 309 НКРФ, за исключением нескольких случаев. Эти случаи, когда налоговый агент не исчисляет и не удерживает налог, предусмотрены в пункте 2 статьи 310 НК РФ.
Российская организация, будучи налоговым агентом, вправе не удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации в случае, если деятельность этой иностранной организации в Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства в целях налогообложения и выплачиваемый доход относится к постоянному представительству. Это следует из положений пункта 2 статьи 310 НК РФ.
Для правомерного неудержания сумм налога налоговому агенту согласно пункту 2 статьи 310 НК РФ необходимо иметь в распоряжении следующие документы:
· уведомление, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации;
· нотариально заверенную копию свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленную не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.
Налоговый агент вправе не удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации, в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации.
Необходимым условием для неудержания сумм налога налоговым агентом является наличие у него подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.
Указанное подтверждение в соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ иностранная организация должна представить выплачивающему доход налоговому агенту. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Документ должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства.
В случае отсутствия у налогового агента, выплачивающего доход иностранной организации, подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, налог на доходы от источников в Российской Федерации с доходов этой иностранной организации от использования прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии со статьями 310 и 284 НК РФ облагается налогом.
Согласно пункту 2 статьи 287 НК РФ, пункту 1 статьи 310 НК РФ налоговый агент обязан перечислить сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации, в доход федерального бюджета в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.
В соответствии со статьями 24, 289 и 310 НК РФ налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов и указанные в статье 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения.
Форма Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России 19 декабря 2003 года №БГ-3-23/701@ «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов и внесении изменений и дополнений в инструкцию по ее заполнению». Инструкция по заполнению формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 3 июня 2002 года №БГ-3-23/275 «Об утверждении Инструкции по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».
В случае применения положений международных договоров Российской Федерации налоговый агент не освобождается от обязанности представления в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
Как установлено пунктом 2 статьи 285 НК РФ, для налогоплательщиков – организаций, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
С учетом вышеизложенного налоговые агенты, исчисляющие авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, составляют налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в отношении выплат, произведенных в течение месяца, и представляют его в налоговые органы по месту своего нахождения по истечении месяца, двух месяцев, трех месяцев и так далее до окончания соответствующего календарного года, в том числе по окончании последнего в налоговом периоде отчетного периода. При этом налоговый расчет нарастающим итогом с начала года не составляется.
Пунктом 2 статьи 312 НК РФ предусмотрено, что для возврата ранее удержанного у источника выплаты налога иностранные организации – получатели дохода представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента заявление по форме, установленной МНС России.
Формы заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации, утверждены Приказом МНС России от 15 января 2002 года №БГ-3-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации». Инструкции по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов от источников в Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 20 мая 2002 года №БГ-3-23/259 «Об утверждении инструкций по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации».
Заявление может быть подано в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Указанная норма НК РФ применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 года.
Для удобства налогоплательщиков ими могут использоваться формы заявлений с подстрочным переводом на иностранный язык. Образцы таких форм заявлений в электронном формате размещены на Интернет-сайте ФНС России.
При поступлении заявления в налоговый орган по месту постановки на учет лица, выплатившего доход иностранной организации и удержавшего налог (налогового агента), на экземплярах заявления, предназначенных для данного налогового органа и заявителя, проставляются отметки о получении с подписью уполномоченного должностного лица и печатью (штампом) вышеупомянутого налогового органа.
Экземпляр заявления, предназначенный для заявителя, с отметкой налогового органа о получении возвращается заявителю или его уполномоченному представителю.
После проверки соответствия сведений, указанных в заявлении, фактическим данным и положениям соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения СССР (Российской Федерации) с конкретным иностранным государством, руководитель (его заместитель) налогового органа по месту постановки на учет налогового агента принимает решение о возврате соответствующих сумм налогов иностранной организации, о чем делается отметка в разделе 6 экземпляра заявления, предназначенного для налогового органа по месту постановки на учет лица, выплатившего доход и удержавшего налог, - налогового агента.
Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».
В этой статье читайте о порядке уплаты налога на прибыль налоговыми агентами с доходов от операций с ценными бумагами, дивидендов, аренды, реализации имущества, использования авторских прав, при выплате таких доходов иностранным организациям. Статья подготовлена Н.Б. Кучерук, главным специалистом-ревизором отдела документальных проверок Главного управления ФСНП России по СЗФО.
Исчисление и уплата налога, удерживаемого налоговым агентом, с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ
Порядок уплаты налога на прибыль иностранными организациями определен в главе 25 НК РФ. Статьей 246 НК РФ к иностранным организациям, являющимся плательщиками налога на прибыль, с 1 января 2002 года были включены иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.
Глава 25 НК РФ предусматривает особый порядок налогообложения иностранных организаций при получении доходов, не связанных с предпринимательской деятельностью, - доходов от источников в Российской Федерации.
Перечень доходов, отнесенных к доходам, полученным иностранной организацией из источников в РФ, установлен п. 1 ст. 309 НК РФ. Следует отметить, что указанный перечень не является закрытым.
К доходам иностранной организации от источников в РФ, в частности, относятся:
- доходы от операций с ценными бумагами, в том числе доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
- доходы от дивидендов, выплачиваемых иностранной организации-акционеру (участнику) российских организаций;
- процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;
- доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
- доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ;
- доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ;
- доходы от международных перевозок;
- штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;
- прочие аналогичные доходы.
Особенность исчисления и уплаты налога с указанных видов доходов заключается в том, что обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налоговых агентов.
В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов у налогоплательщиков. Обязанности же носят отличный от обязанностей налогоплательщиков характер и перечислены в п. 3 ст. 24 НК РФ. На налоговых агентов налагаются следующие обязанности:
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги;
- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Из них обращает на себя внимание обязанность, предусмотренная подпунктом 3 п. 3 ст. 24 НК РФ - вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику. Данная обязанность находит свое продолжение в части 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, которая, раскрывая положение п. 3 ст. 24 НК РФ, устанавливает, что обязанность налогоплательщиков по уплате налога может считаться исполненной с момента удержания налога налоговым агентом. На практике данное положение означает, что при выплате иностранной организации дохода в натуральной форме, при последующем отсутствии расчетов с иностранной компанией в денежной форме, налоговый агент не имеет возможности удержать с такого дохода налог. Натуральный доход, в свою очередь, в силу ст. 309 НК РФ является объектом обложения налогом на доходы иностранных лиц. Соответственно, создаются предпосылки для взыскания недоимок, штрафных санкций и пени налоговыми органами. В этом случае налоговым органам следует учесть, что ст. 106 НК РФ в качестве обязательного элемента состава налогового правонарушения указывает на вину нарушителя, которая в данном случае отсутствует. В соответствии со ст. 109 НК РФ отсутствие в содеянном вины является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафов, тогда как взыскание недоимки и пени не исключается.
Рассмотрим вопросы налогообложения отдельных доходов иностранных организаций, облагаемых у источника выплаты, более подробно.
Доходы от операций с ценными бумагами
В соответствии с пп.3 п.1 ст. 309 НК РФ к доходам, полученным иностранной организацией из источников в РФ, относится процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации. В том числе:
- доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
- доходы по иным долговым обязательствам российских организаций.
В соответствии с п.1 ст. 269 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
В соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам. Таким образом, налогообложению у источника выплаты подлежит доход иностранной организации от долгового обязательства любого вида, в том числе доходы от предоставления займов; доходы по выданным кредитам; доходы от средств, размещенных в депозит (в том числе краткосрочный) и пр.
Процентный доход иностранной организации облагается у источника выплаты по ставке 15%.
Процентные доходы иностранных организаций подлежат налогообложению в РФ с учетом действующих между РФ и иностранными государствами соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества на основании специальных положений, установленных ст. 312 НК РФ.
Кроме того, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам, полученным иностранной организацией от источников в РФ, относятся доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей).
В силу п. 2 ст. 309 НК РФ доходы от реализации иностранными юридическими лицами, не имеющими на территории РФ постоянного представительства, на территории РФ иных ценных бумаг (за исключением указанных выше акций) не признаются доходами от источников в РФ и не подлежат налогообложению налогом на прибыль. При определении налоговой базы по доходам от реализации указанных выше акций из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном ст. 280 НК РФ. Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с настоящей статьей, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.
Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) облагаются у источника выплаты таких доходов по ставке 20%.
Пример
В январе 2002 г. ООО "А" получило от иностранной организации заем в размере 100 руб. По договору займа проценты за пользование заемными средствами составляют 12% годовых с ежеквартальным начислением процентов. В бухгалтерском учете налогового агента исчисление, удержание и перечисление налога на доходы иностранных юридических лиц при выплате иностранной организации процентного дохода от долговых обязательств может быть отражено следующими проводками: Дебет 51 Кредит 66 - 100 руб. - получен кредит; Дебет 91 Кредит 66 - 3 руб. - начислены проценты по окончании 1 квартала 2002 г.; Дебет 66 Кредит 68 - 0,45 руб. - удержан налог на доходы иностранной организации за 1 квартал 2002 г. по ставке 15%; Дебет 66 Кредит 51 - 2,55 руб. - выплачены проценты за пользование заемными средствами иностранной организации. |
Доходы от дивидендов
Налогообложению у источника выплаты подлежат доходы иностранных организаций в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации - акционеру российских организаций, а также, доходы от распределения в пользу иностранного участника прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации.
Дивидендами в соответствии с п. 1 ст. 43 НК РФ признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
При налогообложении таких доходов необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством не имеет значения, в какой форме были данные доходы выплачены: в денежной форме, в натуральной форме или в форме взаимозачета.
Доходы иностранных организаций от дивидендов, от долевого участия в предприятиях облагаются по ставке 15%, если соглашением об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, действующим между РФ и соответствующим иностранным государством, не установлено иное. Кроме того, соглашением определяется и сам термин "дивиденды", т.е. определяется, какого рода доходы рассматриваются в соглашении в качестве дивидендов и облагаются соответствующим образом.
Пример
Доходы от аренды
Иностранные организации уплачивают налоги по доходам от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. Доходы от лизинговых операций (финансовой аренды), связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитываются исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом суммы возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю.
Критерием, определяющим возникновение доходов от источников в России и соответственно обязанность по удержанию налога у источника выплаты, является место использования арендуемого имущества - территория РФ.
Доходы иностранных организаций от сдачи в аренду или субаренду имущества облагаются по ставке 20%, если международным соглашением Российской Федерации с иностранным государством не установлено иное.
В бухгалтерском учете налогового агента исчисление, удержание и перечисление налога на доходы иностранных юридических лиц при выплате иностранной организации дохода в виде арендной платы может быть отражено следующими проводками:
Дебет 20, 26, 44 Кредит 76.3 - начислен доход иностранной организации (арендная плата); Дебет 76.3 Кредит 68 - начислен налог на доходы иностранной организации (по ставке 20%); Дебет 68 Кредит 51, 52 - перечислен налог на доходы иностранной организации; Дебет 76.3 Кредит 51, 52 - перечислен доход иностранной организации (арендная плата).
Доходы от реализации имущества
Доходы, получаемые иностранными организациями от реализации находящегося на территории РФ недвижимого имущества, также подлежат налогообложению у источника выплаты.
При определении налоговой базы доходы от реализации недвижимого имущества могут быть уменьшены на стоимость реализованного имущества, определяемую в порядке, установленном ст.268 НК РФ:
- при реализации амортизируемого имущества - на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определенную в соответствии со ст. 257 НК РФ;
- при реализации прочего имущества - на цену приобретения этого имущества.
При реализации недвижимого имущества доходы от таких операций могут быть также уменьшены на суммы расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с настоящей статьей, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.
Ставка налога при налогообложении таких доходов установлена в размере 20 %.
Пример
Иностранная организация приобрела в январе 2002 г. здание первоначальной стоимостью 500 000 руб., в октябре 2002 г. здание было продано ООО "С" за 600 000 руб. Сумма амортизационных отчислений, начисленных иностранной организацией за период с февраля по сентябрь 2002 г., составила 50 000 руб. В бухгалтерском учете ООО "С" будут сделаны следующие проводки: Дебет 08 Кредит 76 - 600 000 руб. - приобретено здание. Иностранная организация предоставила ООО "С" документы о первоначальной стоимости здания и сумме начисленного износа. На основании предоставленных данных остаточная стоимость здания составила 500 000 руб. - 50 000 руб. = 450 000 руб. В данном случае ООО "С" должно удержать налог на доходы иностранной организации не с полной суммы дохода от реализации здания, а с разницы между стоимостью продажи и остаточной стоимостью здания, т.е. 600 000 руб. - 450 000 руб. = 150 000 руб. Дебет 76 Кредит 68 - 30 000 руб. - удержан налог на доходы иностранной организации; Дебет 76 Кредит 51 - 570 000 руб. - ООО "С" перечислено иностранной организации за приобретенное здание. |
Доходы от использования авторских прав
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности признаются доходами от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода, в том случае, если эти доходы не связаны с деятельностью постоянного представительства иностранной организации.
К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.
Ставка налога при налогообложении таких доходов установлена в размере 20%. Налогообложение рассматриваемых доходов также регулируется положениями соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, действующих между РФ и иностранными государствами, которыми могут быть установлены иные ставки взимаемого в стране-источнике налога.
В бухгалтерском учете налогового агента исчисление, удержание и перечисление налога на доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности может быть отражено следующими проводками:
Дебет 20 Кредит 76 - начислен доход иностранной организации от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности; Дебет 76 Кредит 68 - начислен налог на доходы иностранной организации по ставке 20%; Дебет 76 Кредит 51 - перечислен доход иностранной организации от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.
Доходы, получаемые иностранной организацией от источников в РФ, являются объектом налогообложения по налогу на прибыль независимо от формы, в которой они получены. Доходы могут быть получены, например, в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прошения долга или зачета требований.
Налоговым агентом могут быть российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающие доходы иностранной организации.
Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается налоговым агентом при каждой выплате доходов и в валюте выплаты доходов.
В то же время, в п. 2 ст. 310 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления и удержания налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации. Налоговый агент не исчисляет и не удерживает налог с доходов, если:
- доход выплачивается иностранной организации, имеющей постоянное представительство на территории Российской Федерации. При этом, иностранная организация должна предоставить источнику выплаты нотариально заверенные копии свидетельства о постановке на учет в налоговых органах;
- доходы, выплачиваемые иностранной организации, не облагаются налогом в Российской Федерации в соответствии с международными договорами;
- доходы, полученные при выполнении соглашений о разделе продукции, освобождаются от удержания налога при их перечислении иностранным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- доходы, выплачиваемые иностранной организации, облагаются по налоговой ставке в размере 0%.
В статье 287 НК РФ установлены сроки по перечислению налоговым агентом сумм удержанного налога. Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог перечисляется в бюджет в течение 10 дней со дня выплаты дохода.
Налоговый агент обязан по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором он производил выплаты налогоплательщику, предоставлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в общеустановленном порядке. Формы налогового расчета утверждены приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31 "Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов".
Положения статьи 312 НК РФ регулируют ряд важных вопросов, возникающих при взаимоотношениях налогового агента и иностранной организации, получающей доход из источника в Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 312 НК РФ предусмотрен порядок возврата ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации предусмотрен особый режим налогообложения. Возврат ранее удержанного налога производится при предоставлении иностранной организацией в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента всех необходимых документов, предусмотренных данной нормой. Возврат ранее удержанного (и уплаченного) налога должен осуществляться в валюте выплаты в месячный срок со дня подачи заявления налогоплательщиком. Подача иностранной организацией заявления о возврате ранее удержанных сумм налога производиться в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.
Заканчивая эту статью, следует отметить, что с 1 января 2002 года вступает в силу предписание статьи 123 НК РФ, предусматривающее ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов в виде взыскания с налогового агента штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Фондовый рынок России показал в 2016-м году неплохой рост, который по прогнозам аналитиков продолжится и в 2017-м. Частные инвесторы могут приобрести ценные бумаги небольшим лотом через индивидуальные инвестиционные счета, но брокер в данной схеме все равно будет выступать посредником. Плюс ИСС - компенсация 13% налога, который в иных случаях придется заплатить.
Налог на операции с ценными бумагами один - 13%, сложнее с налогооблагаемой базой. Впрочем, именно разночтения в трактовке налогооблагаемой базы и позволяют применять различные легальные способы её минимизации.
Налог на операции с ценными бумагами нужно платить только в случае продажи бумаг.
Иными словами, сколько бы не росли ценные бумаги в цене, налог вы платите только в момент продажи и налогооблагаемая база рассчитывается по формуле «цена продажи минус цена покупки» (налог на дивиденды не рассматриваем, его вычитает сама компания).
И вот здесь возникает множество интересных вопросов:
Как доказать (определить), что сумма поступившая на счет, является основой для налогообложения?
как отследить вывод денег через электронные кошельки?
какие в принципе могут быть последствия в случае неуплаты налогов?
Большинство брокеров российского рынка не являются налоговыми агентами (имеют регистрацию в оффшорах), то есть обязанность подать декларацию лежит именно на трейдере. В связи с этим оплата налогов для российских трейдеров, работающих с небольшими объемами ценных бумаг, является скорее вопросом морали.
Нет, мы ни в коем случае не призываем уклоняться от прямой обязанности гражданина своей страны - налог на операции с ценными бумагами лучше оплатить. Но небольшими суммами налоговые службы не заинтересуются, а подача декларации иной раз их самих ставит в тупик - они попросту не знают, в какой раздел нужно отнести тот или иной вид дохода от ценных бумаг, а тем более как рассчитать налогооблагаемою базу. Можно воспользоваться помощью налоговых агентов, но сами сопоставляйте риски общения с налоговиками и временными/финансовыми на это затратами.
И теперь о легальных способах минимизации налогообложения:
Поскольку база налогообложения рассчитывается как «прибыль-убыток-комиссии брокера», то вариантом минимизации налога на операции с ценными бумагами может стать закрытие убыточных сделок в конце налогового года. Есть ли в этом смысл - думайте сами, поскольку вы ведь не зря их до сих пор держите в своем портфеле? А если речь идет о малоликвидных бумагах, то вряд ли вы сможете после продажи в декабре быстро купить их в январе, потеряв еще и на марже. Да, брокер убыток запишет в текущий год (снизив базу), но трейдер теряет деньги на марже;
в момент открытия брокерского счета нужно сразу разобраться по какому способу будет рассчитываться налогооблагаемая база. До 2010-го года трейдеры могли указывать метод расчета - ФИФО (удобен для спекулятивной торговли) или ЛИФО (удобен для долгосрочных инвестиций), но позже ЛИФО был запрещен, лазейки остались. Во-первых, можно вести учет краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг по методу ФИФО (например, открыть два счета). Во-вторых, поинтересоваться такими методами, как «вычисление по средней цене» или «по цене последних совершенных покупок». Одним словом, минимизация налогов сводится к определению оптимального метода ведения учета ценных бумаг. И здесь бухгалтер вам в помощь;
покупать ценные бумаги через ИСС. Налог на операции с ценными бумагами трейдеру компенсируется, но максимальная сумма для торговли ограничена 400 тыс. рублей.
Теоретически, прибыль и убытки от разных инвестиций не суммируются, но на практике это возможно, если речь идет об акциях и фьючерсах (опционах) на эти же акции. Также рекомендую сократить количество счетов, открытых у разных брокеров. При переходе от одного брокера к другому нужно взять документ, подтверждающий стоимость покупки ценных бумаг! В противном случае второй брокер (при условии, что он налоговый агент) примет начальную стоимость бумаг - «0», и в качестве налогооблагаемой базы будет принята вся цена акций.
Еще один интересный способ: управляемый депозит. Его суть в том, что проценты по депозиту, ставка по которым ниже ставки рефинансирования Центробанка, не подлежат налогообложению. В банке открывается управляемый депозит, с него все деньги перечисляются на счет брокера, в конце налогового периода деньги с брокерского счета возвращаются на депозит, включая заработанную прибыль. Если прибыль не превышает ставку рефинансирования, налог на операции с ценными бумагами не вычитается. Если превышает, все, что выше ставки облагается налогом 13%. Небольшая, но экономия.
Как минимизировать налог на операции с ценными бумагами при работе с зарубежными брокерами и биржами
Здесь ситуация еще запутаннее. Во-первых, выход на европейские рынки возможен только или через дочки российских компаний (а их немного), или через зарубежных брокеров, а их, работающих с российскими инвесторами, тоже относительно немного. Во-вторых, вопрос в наличии взаимных налоговых соглашений.
Начнем с того, какие в принципе есть варианты входа на зарубежные рынки:
1. Самый простой способ выйти на рынок США - инвестиции в фондовый рынок через ETF-фонды. Доступ происходит через субброкера, у которого открыт счет у брокера. С точки зрения налогообложения - это самый затратный способ за счет длинной цепочки посредников, но он же самый быстрый и простой для понимания.
2. Выход на рынок напрямую через зарубежных брокеров, но их количество ограничено. Их условия представлены ниже в таблице (цифры могли чуть измениться, но сравнительная картина понятна).
3. Выход через отечественные компании (Финам, Атон, БКС, Фридом, КИТ-Финанс).
Налог на операции с ценными бумагами в РФ 13%, в США - 10%. Поскольку между этими странами есть соглашение о двойном налогообложении, то брокер США сам вычитает 10%, оставшиеся 3% трейдер в России платит самостоятельно (с расчетом налогооблагаемой базы поможет брокер США). Но, если трейдер работает через субброкера (через оффшоры), то налог увеличивается до 15% (причина - выгодополучатель является юридическим лицом). Все упирается в комиссии брокеров.
Но здесь проявляется специфика законодательства каждой страны. Например, Saxo Bank не применит НДС 25% для тех, кто проживает вне ЕС. Большой плюс зарубежных брокеров - налоги в соответствии со своим законодательством они вычитают сами, а с российским придется разбираться трейдеру самостоятельно.
Примеры комиссий брокеров я привел не зря. Выше приведены только несколько примеров налогообложения, работа с каждой страной и с каждым брокером требует индивидуальных расчетов. И может оказаться так, что минимизация налогов будет нецелесообразной из-за больших комиссий брокеров и посредников.
К слову, если в течение года вы ничего не продавали и не покупали, но провели ребалансировку, в результате которой продали подорожавшие бумаги, 13% также необходимо оплатить.
Уклонение от налогов несет в себе большие риски, но и их оплата также сопряжена с определенными трудностями. Если речь идет о небольшом обороте, то имеет смысл просто необходимость оплаты налогов проигнорировать (что и делают большинство трейдеров, хотя это и нарушение законодательства) или же воспользоваться индивидуальным инвестиционным счетом (оптимальный вариант!). Но если речь идет о крупных суммах (тем более при работе с зарубежным брокером), то важен правильный учет прибыли. И дабы у налоговых органов не возникло претензий, рекомендуем воспользоваться помощью бухгалтера.
учредители управления физ лица заключили договор доверит управления с ООО. как будет исчисляться НДФЛ у физ лиц? кто должен определить сумму для НДФЛ? и будет ли являться налог на имущество по зданию расходом при исчислении НДФЛ? управление имуществом. налог на имущество расход физ лиц или нет?Письма Минфина РФ от 09.10.2015 № 03-04-06/57967 и от 20.06.2016 № 03-04-06/35802 клиента не удовлетворили: "письмо имеет только разъяснительный характер. мне точно нужно"
Организация - доверительный управляющий, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическому лицу - учредителю управления. На доверительного управляющего возлагается обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов физического лица. Налогообложению подлежит доход, непосредственно выплачиваемый доверительным управляющим учредителю управления по договору. Расходы доверительного управляющего, связанные с ведением деятельности по доверительному управлению, содержанию и эксплуатации объекта доверительного управления, включая вознаграждение доверительного управляющего, учитываются при определении подлежащего налогообложению дохода. Налог на имущество в расходах не учитывается.
Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
Как предпринимателю учесть налог на имущество при налогообложении
Порядок учета налога на имущество зависит от системы налогообложения, которую применяет предприниматель.
ОСНО
При расчете НДФЛ предприниматель на общей системе налогообложения может уменьшить доходы, облагаемые по ставке 13 процентов (за исключением дивидендов), на профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 210 НК РФ). В состав этих профессиональных вычетов могут быть включены суммы налогов и сборов, уплаченные в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Налога на имущество физических лиц включается в состав профессиональных вычетов только в части имущества, непосредственно используемого при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом налог на имущество, начисленный на жилые дома, квартиры, дачи и гаражи, не принимается к вычету при определении налоговой базы по НДФЛ.
Таким образом, доверительный управляющий, признаваемый налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых по договору доверительного управления имуществом учредителям управления - физическим лицам, обязан исчислить, удержать с указанных доходов физических лиц и перечислить в бюджет НДФЛ.
На основании пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ доверительный управляющий обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов учредителей управления при их фактической выплате.
Налогообложению подлежит доход, непосредственно выплачиваемый доверительным управляющим учредителям управления по договору доверительного управления имуществом.
Расходы доверительного управляющего, связанные с ведением деятельности по доверительному управлению и содержанию объекта доверительного управления (коммунальные платежи, вознаграждение доверительного управляющего), учитываются доверительным управляющим при определении подлежащего налогообложению дохода учредителя управления - физического лица.
Следовательно, доходом физического лица, подлежащим обложению НДФЛ, с которого управляющим - налоговым агентом удерживается налог, является арендная плата за вычетом вознаграждения доверительного управляющего и расходов на содержание имущества.»
Налогообложение НДФЛ по доверительному управлению ценными бумагами
В настоящее время одним из способов управления ценными бумагами является их передача в доверительное управление. Отметим, что такой вид отношений весьма удобен, в том случае если сам собственник не обладает достаточной квалификацией и компетенцией для того, чтобы эффективно распоряжаться принадлежащими ему ценными бумагами. В этом случае он прибегает к помощи специалиста – доверяет управление ценными бумагами.
В данной статье поговорим об особенностях налогообложения НДФЛ операций по доверительному управлению ценными бумагами.
Правовое регулирование доверительного управления имуществом.
Законодательные основы доверительного управления имуществом определены в главе 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Учредителем управления является сторона, в собственности которой находится имущество (или обладающая имущественными правами) и которая передает их (имущество и права) в доверительное управление.
Доверительный управляющий – сторона, которой передается имущество и которая им управляет в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
Законом предусмотрена еще одна сторона отношений в рамках доверительного управления – это выгодоприобретатель, в чьих интересах осуществляется доверительное управления. В подавляющем большинстве случаев учредитель управления выступает в качестве выгодоприобретателя.
Объектами доверительного управления могут быть различные виды имущества и имущественных прав.
Причем, в соответствии с пунктом 2 статьи 1013 ГК РФ деньги не могут быть самостоятельными объектами доверительного управления, за исключением случаев, установленных законом. Например, возможность передачи денежных средств в доверительное управление для инвестирования в ценные бумаги предоставлена статьей 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон № 39-ФЗ) и статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Ценные бумаги относятся к особому виду имущества. Согласно статье 1025 ГК РФ особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом.
В соответствии со статьей 5 Закона № 39-ФЗ деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами определен Приказом ФСФР России от 3 апреля 2007 года № 07-37/пз-н (далее – Порядок № 07-37/пз-н).
Отметим, что требования указанного Порядка не распространяются на деятельность управляющих компаний по доверительному управлению (пункт 1.3 Порядка № 07-37/пз-н):
– инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов;
– паевыми инвестиционными фондами;
– средствами пенсионных накоплений;
– средствами пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;
– накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих;
– ипотечным покрытием.
Кроме того, указанный Порядок не применяется в отношении деятельности по управлению ценными бумагами, если она связана исключительно с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.
Согласно пункту 2.1 Порядка № 07-37/пз-н управляющий вправе принимать в доверительное управление и осуществлять доверительное управление следующими объектами доверительного управления:
– ценными бумагами, в том числе полученными управляющим в процессе деятельности по управлению ценными бумагами;
– денежными средствами, включая иностранную валюту, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, в том числе полученными управляющим в процессе деятельности по управлению ценными бумагами.
Управляющий вправе с соблюдением требования валютного законодательства принимать в доверительное управление и осуществлять доверительное управление иностранной валютой в случае, если соответствующая иностранная валюта является предметом сделок купли/продажи на торгах, организуемых валютной биржей.
Управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при управлении ценными бумагами, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.8 Порядка № 07-37/пз-н).
Пунктом 2.9 Порядка № 07-37/пз-н определено, что управляющий обязан обособить ценные бумаги и денежные средства учредителя управления, находящиеся в доверительном управлении, а также полученные управляющим в процессе управления ценными бумагами, от имущества управляющего и имущества учредителя управления, переданного управляющему в связи с осуществлением им иных видов деятельности.
Для хранения денежных средств, находящихся в доверительном управлении, а также полученных управляющим в процессе управления ценными бумагами, управляющий обязан использовать отдельный банковский счет.
Для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг управляющий открывает отдельный лицевой счет (счета) управляющего, а если учет прав на ценные бумаги осуществляется в депозитарии – открывает отдельный счет (счета) депо управляющего.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка № 07-37/пз-н на одном банковском счете управляющего могут учитываться денежные средства, передаваемые в доверительное управление разными учредителями управления, а также полученные в процессе управления ценными бумагами, при условии, что такое объединение денежных средств предусмотрено договорами доверительного управления, заключенными управляющим с такими учредителями управления.
При этом управляющий обязан обеспечить ведение обособленного внутреннего учета денежных средств по каждому договору доверительного управления.
Согласно пункту 2.11 Порядка № 07-37/пз-н на одном лицевом счете управляющего (счете депо управляющего) могут учитываться ценные бумаги, передаваемые в доверительное управление разными учредителями управления, а также полученные в процессе управления ценными бумагами при условии, что такое объединение ценных бумаг предусмотрено договорами доверительного управления, заключенными управляющим с такими учредителями управления.
При этом управляющий обязан обеспечить ведение обособленного внутреннего учета ценных бумаг по каждому договору доверительного управления.
Кроме того, управляющий обязан предоставлять учредителю управления отчет о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами, содержащий информацию, предусмотренную Порядком № 07-37/пз-н, в сроки, предусмотренные договором доверительного управления, но не реже одного раза в квартал (пункт 4.1 Порядка № 07-37/пз-н).
В случае письменного запроса учредителя управления управляющий обязан в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения запроса, предоставить учредителю управления Отчет на дату, указанную в запросе, а если такая дата не указана – на дату получения запроса управляющим (пункт 4.2 Порядка № 07-37/пз-н).
В Отчете должна содержаться информация обо всех сделках, совершенных управляющим с принадлежащими учредителю управления объектами доверительного управления, а также операциях по передаче в доверительное управление учредителем управления и возврату ему объектов доверительного управления, за период времени, исчисляемый с даты, на которую был сформирован предыдущий отчет (даты заключения договора доверительного управления, если Отчет не выдавался), до даты формирования предоставляемого отчета (даты, указанной в письменном запросе учредителя управления), а также информация об объектах доверительного управления, принадлежащих учредителю управления на последний день отчетного периода, и их оценочная стоимость (пункт 4.3 Порядка № 07-37/пз-н).
Налог на доходы физических лиц по доверительному
управлению ценными бумагами
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами предусмотрены статьей 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Абзацем 4 пункта 7 статьи 214.1 НК РФ определены особенности признания дохода по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительными управляющими.
Доходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу выгодоприобретателя – физического лица, включаются в доходы выгодоприобретателя по операциям, перечисленным в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 214.1 НК РФ соответственно.
В соответствии с пунктом 10 статьи 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.
Налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном пунктами 6 – 15 статьи 214.1 НК РФ, с учетом требований пункта 17 статьи 214.1 НК РФ.
Согласно пункту 17 статьи 214.1 НК РФ суммы, уплаченные по договору доверительного управления доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами, учитываются как расходы, уменьшающие доходы от соответствующих операций (письмо Минфина России от 16 февраля 2015 года № 03-04-06/6856). При этом, если учредитель доверительного управления не является выгодоприобретателем по договору доверительного управления, то такие расходы принимаются при исчислении финансового результата только у выгодоприобретателя.
Если договор доверительного управления предусматривает несколько выгодоприобретателей, то распределение между ними доходов по операциям с ценными бумагами, осуществляемых доверительным управляющим в пользу выгодоприобретателя, осуществляется исходя из условий договора доверительного управления.
В случае, если при осуществлении доверительного управления совершаются операции с ценными бумагами, обращающимися и (или) не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также, если в процессе доверительного управления возникают иные виды доходов (в том числе доходы в виде дивидендов, процентов), налоговая база определяется отдельно по операциям с ценными бумагами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по каждому виду дохода с учетом положений статьи 214.1 НК РФ. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по операциям с ценными бумагами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода.
Отрицательный финансовый результат по отдельным операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в налоговом периоде, уменьшает финансовый результат по совокупности соответствующих операций. При этом финансовый результат определяется раздельно по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Налоговая база по операциям с ценными бумагами в силу пункта 20 статьи 214.1 НК РФ определяется налоговым агентом по окончании налогового периода, если иное не установлено названной статьей или статьей 226.1 НК РФ, в которой приведен перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по доверительному управлению ценными бумагами.
Вопрос о выполнении доверительным управляющим функций налогового агента по НДФЛ при выплате доходов по ценным бумагам рассмотрен в письме Минфина России от 13 марта 2015 года № 03-04-06/69529. В письме отмечено, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ налоговым агентом признается доверительный управляющий в отношении дохода, выплачиваемого налогоплательщику по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на лицевом счете или счете депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения ценных бумаг, указанных в данном подпункте, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
В силу пункта 7 статьи 226.1 НК РФ исчисление и уплата суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок в порядке, установленном главой 23 НК РФ, в следующие сроки:
– по окончании налогового периода;
– до истечения налогового периода;
– до истечения срока действия договора в пользу физического лица.
В соответствии с абзацем 5 пункта 7 статьи 226.1 НК РФ исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой НК РФ.
Исходя из вышеприведенных положений статьи 226.1 НК РФ, при выплате дохода по ценным бумагам сумма подлежащего уплате налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату выплаты такого дохода.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 226.1 НК РФ под выплатой денежных средств в целях данной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.