Подготовка к всероссийской проверочной работе. Рабочая программа кружка "Калейдоскоп наук" по подготовке к ВПР рабочая программа (4 класс) на тему У выпускника будут сформированы

Нина Немченко
Система работы при подготовке к ВПР

Уважаемые коллеги!

Зовут меня Немченко Нина Анатольевна. Я учитель начальных классов. Работаю в Начальной общеобразовательной школе № 39 муниципального образования Белореченский район.

Государственные стандарты определяют требования к уровню подготовки обучающихся . Стандарт является «основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования». Всероссийские проверочные работы (ВПР) – новая форма оценки качества начального образования, которая была представлена Рособрнадзором в 2015-2016 учебном году.

Целью проведения комплексных работ и ВПР является оценка сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся, отражающих меру усвоения содержания дисциплин «Русский язык» , «Математика» , метапредметных результатов и получение объективной информации об уровне освоения программ начального общего образования в общеобразовательных организациях.

Комплексные работы и Всероссийские проверочные работы – это первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к данным работам – это всегда ответственный процесс.

Система подготовки учащихся к проведению комплексной работы , ВПР - это совокупность форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата.

Цель работы : подготовить учащихся к комплексным работам на должном уровне .

Опыт подсказал, что подготовка не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена, но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения. И от того, насколько грамотно построена работа , зависит результат.

Задачи, которые ставлю в данной работе :

· адаптировать содержания образования к современным требованиям;

· развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;

· сочетать информацию, данную учителем и самостоятельную работу учащихся , учить самоанализу достижений;

· систематически контролировать обученность учащихся;

· выполнять типовые задания.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому моя позиция – учитель-помощник. Думаю, что этим и определяется мой выбор стратегии и тактики в системе подготовки к комплексным работам и ВПР .

В чем заключается система работы .

1) Планирование работы :

1. Сравнение результатов развития умений учащихся по предметам и по годам;

Данные текущих работ и диагностических работ (тестовые задания различных видов, результаты контрольных и проверочных работ и т . д.) помогли определить пробелы в знаниях и умениях учащихся. Для устранения этих пробелов организовываю индивидуальные и групповые занятия. Результаты выполнения заданий учащихся фиксировались в таблице учета.

Помимо привычных предметных контрольных работ я проводила метапредметные диагностические работы , составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

2. Составление плана-графика подготовки к проведению комплексной работы , ВПР :

3. Знакомство с новинками методической литературы.

4. Привлечение к работе школьного психолога .

2) Работа с коллегами :

1. Проведение консультаций с педагогами по вопросам проведения комплексных работ , ВПР

2. Совещание учителей начальных классов по обобщению эффективной практики работы с отстающими обучающимися

3. Проведение методических объединений, мастер-классов, открытых уроков, направленных на повышение качества начального образования

3) Работа с родителями

1. Проведение родительских собраний

О важности подготовки учащихся к комплексным работам говорилось на классных родительских собраниях. Чтобы родителям было легче представить предстоящую работу , предложила выполнить несколько заданий которые повергли некоторых в «состояние шока» .

3. Систематическое информирование об итогах промежуточных проверочных и мониторинговых работ .

4. Организация для детей качественного питания и отдыха в течении всего учебного года.

5. Контроль за выполнением домашнего задания.

Особое, важное место в подготовке к проверочным работам , конечно, занимает система домашних заданий . Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий

4) Работа с учащимися

2) пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу ;

4) после решения задания учащийся должен снова внимательно перечитать текст его условия поскольку в условии может содержаться дополнительное требование.

2. Организация индивидуальных и групповых занятий

3. В рамках внеурочной деятельности, организация кружков «Умники и умницы» , «Знатоки»

Для учащихся были организованы кружки «Умники и умницы» и «Знатоки» , которые в рамках реализации новых федеральных образовательных стандартов во многом помогают педагогу в формировании и расширении системы универсальных учебных действий обучающихся.

4. Проведение КВНов, конкурсов.

5. Участие в международных и всероссийских конкурсах, дистанционных предметных олимпиадах

Учащиеся с желанием участвуют международных и всероссийских конкурсах, тем самым углубляя и расширяя свои знания по предметам. Участие в различных конкурсах способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, а также формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес школьников к обучению.

5) Использование различных методических пособий с разнообразными по форме ответа типов заданий :

6) - с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

7) - с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

8) - с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу) .

Для успешного выполнения Всероссийских проверочных работ необходима системная работа по освоению обучающимися предметных знаний и формированию универсальных учебных действий с 1 по 4 класс.

Для этого я использую пособия :

1. Cерия пособий «Тесты»

контроль и тренировка на уроке и дома в тестовой форме;

2. Серия пособий «Проверочные работы »

промежуточный и итоговый контроль;

тематическое соответствие содержанию учебника;

наличие нескольких вариантов работ ;

дифференциация заданий по уровню сложности;

развитие самостоятельности обучающихся;

возможность использования пособия дома.

3. Серия пособий «Тетрадь учебных достижений»

диагностика достижения планируемых результатов;

формирование системы самооценки (таблица «Мои успехи» ) и самоконтроля (раздел «Ключи» );

развитие самостоятельности обучающихся;

возможность использования пособия дома

Все эти пособия хороши доступностью изложения материала, разнообразием заданий, возможностью выполнять эти задания дома.

Работа по данной системе позволила мне добиться хороших результатов при выполнении комплексных работ , выполнение ВПР моему классу предстоит в следующем году, и от ее выполнения я тоже жду высоких результатов.

В заключении хочу сказать : в учёбе нет царских путей. Учёба - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания.

Роль учителя в школе действительна велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

От издательства «Просвещение» два комплекта по начальной школе:

  • «Готовимся к Всероссийской проверочной работе»;
  • «Всероссийские проверочные работы».

Уникальность комплектов:

  • подходят к любому УМК по начальной школе;
  • соответствуют Примерной основной образовательной программе по начальному образованию;
  • используются комплексно две серии пособий для достижения качества образовательных результатов ФГОС (Методические рекомендации по комплексному использованию пособий «Готовимся к Всероссийской проверочной работе» и «Всероссийские проверочные работы»)

Особенности комплектов:

«Готовимся к Всероссийской проверочной работе» /
научный руководитель Ковалёва Г. С.

«Всероссийские проверочные работы» /
научные руководители: Ященко И. В., Станченко С. В.

Система мини-работ, тренировочных заданий и обучающих проверочных работы (к которым подготовлены ответы и рекомендации)

Система тематических контрольных и проверочных разноуровневых работ в формате ВПР, составленных по итогам апробации ВПР во всех регионах России

Диагностика достижения образовательных результатов

Оценка ключевых предметных и метапредметных результатов обучения. «Репетиция» итоговой работы в формате всероссийских проверочных работ

Подготовка к итоговому контролю в течение всего учебного года через формирующее оценивание

Подготовка к итоговому контролю в течение всего учебного года через итоговое оценивание

Статьи:

  • Подготовка к Всероссийской проверочной работе с издательством «Просвещение». Русский язык
  • Подготовка к Всероссийской проверочной работе с издательством «Просвещение». Математика
  • Подготовка к Всероссийской проверочной работе с издательством «Просвещение». Окружающий мир

Серия «Готовимся к Всероссийской проверочной работе»

Подробнее

Вебинары по комплекту «Готовимся к Всероссийской проверочной работе»:

Вебинар: Стратегии и методические подходы к созданию комплекта «Готовимся к Всероссийской проверочной работе.
Лектор: Ковалёва Галина Сергеевна, к. п. н., руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО.
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/598837 .

Курс «Русский язык».

Вебинар: Учимся работать с пособием «Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Лектор:
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/598845 .

Вебинар: Как помочь четверокласснику успешно справиться с итоговой работой (ВПР) по русскому языку? Как предупредить типичные трудности и ошибки?
Лектор: Кузнецова Марина Ивановна, к. п. н., старший научный сотрудник Центра начального образования Института стратегии развития образования РАО.
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/714717 .

Вебинар: Поэтапная подготовка к ВПР по русскому языку. Комплект «Готовимся к Всероссийской проверочной работе».
Лектор: Кузнецова Марина Ивановна, к. п. н., старший научный сотрудник Центра начального образования Института стратегии развития образования РАО.
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/863000 .

Курс «Математика».

Вебинар: Учимся работать с пособием «Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс».
Лектор:
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/598855 .

Вебинар: Как помочь ученику успешно справиться с ВПР по математике? Как предупредить типичные трудности и ошибки?
Лектор: Рыдзе Оксана Анатольевна, к. п. н., старший научный сотрудник Центра начального образования Института стратегии развития образования РАО.
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/714637 .

Вебинар: Поэтапная подготовка к ВПР по математике. Комплект «Готовимся к Всероссийской проверочной работе».
Лектор: Рыдзе Оксана Анатольевна, к. п. н., старший научный сотрудник Центра начального образования Института стратегии развития образования РАО
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/859454 .

Курс «Окружающий мир».

Вебинар: Учимся работать с пособием «Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс».
Лектор:
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/632147 .

Вебинар: Как помочь ученику успешно справиться с ВПР по окружающему миру? Как предупредить типичные трудности и ошибки?
Лектор: Демидова Марина Юрьевна, д. п. н., начальник экспертно-аналитического отдела Московского центра качества образования (МЦКО).
Запись вебинара: https://events.webinar.ru/9331/28827/record/30109 .

Вебинар: Тенденции изменения содержания и требований к результатам обучения в естественно-научной части предмета «Окружающий мир».
Лектор: Демидова Марина Юрьевна, д. п. н., начальник экспертно-аналитического отдела Московского центра качества образования (МЦКО).
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/859474 .

Серия «Всероссийские проверочные работы»

Подробнее

Вебинары по комплекту «Всероссийские проверочные работы»:

Вебинар: Организация обобщающего повторения по математике в 4 классе с использованием рабочих тетрадей серии «Всероссийские проверочные работы». Советы и рекомендации от разработчиков ВПР.
Лектор: Ященко Иван Валериевич, кандидат физико-математических наук, член совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, член координационной группы по реализации Концепции математического образования в Российской Федерации, руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, учредитель Фонда «Талант и успех».
Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/881818 .

План подготовки обучающихся 4 класса к проведению Всероссийских проверочных работ - 2017.

Цель:
реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.
Задачи:
Обучающая.
Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.
Развивающая.
Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Воспитывающая.
Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы:
выявление ошибок;
фиксирование ошибок;
анализ допущенных ошибок;
планирование работы по устранению пробелов;
устранение пробелов ЗУН;
меры профилактики.

Планирование работы по подготовке к ВПР-2017 по русскому языку.

Тема
1 Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
2 Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
3 Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах
4 Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах
5 Выделять предложения с однородными членами
6 Звуки и буквы. Мини-работа №1.
7 Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
8 Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения
9 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи
10 Состав слова. Мини-работа №2.
11 Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала)
12 Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие
13 Лексическое значение слова. Мини-работа №3.
14 Определять тему и главную мысль текста
15 Определять тему и главную мысль текста
16 Делить тексты на смысловые части, составлять план текста
17 Делить тексты на смысловые части, составлять план текста
18 Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста
19 Определять значение слова по тексту
20 Части речи. Мини-работа №4.
21 Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте
22 Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
23 Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
24 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи.
25 Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
26 Словосочетание. Предложение. Мини-работа №5.
27 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи
28 Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора
29 Орфография и пунктуация. Мини-работа №6.
30 Находить в тексте предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся
31 Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора
Проверочная работа №1.
32 Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста
Проверочная работа №2.
33 Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы

Планирование работы по подготовке к ВПР-2017 по математике.

Тема
1 Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1)
2 Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1)
3 Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок)
4 Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок)
5 Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью
6 Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью
7 Читать, записывать и сравнивать, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
8 Числа и величины. Мини-работа №1
9 Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата
10 Арифметические действия. Мини-работа №2
11 Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника
12 Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника
13 Читать несложные готовые таблицы / сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм
14 Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком)
15 Работа с текстовыми задачами. Мини-работа №3
16 Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; решать задачи в 3–4 действия
17 Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними;решать задачи в 3–4 действия
18 Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; решать задачи в 3–4 действия
19 Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости
20 Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Мини-работа №4
21 Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы)
22 Геометрические величины. Мини-работа №5
23 Овладение основами логического и алгоритмического мышления
24 Овладение основами логического и алгоритмического мышления
25 Решать задачи в 3–4 действия
26 Решать задачи в 3–4 действия
27 Решать задачи в 3–4 действия
28 Работа с информацией. Мини-работа №6
29 Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью
30 Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок)
Проверочная работа №1
31 Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1)
32 Читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью
Проверочная работа №2
33 Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата
34 Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком)

Планирование работы по подготовке к ВПР-2017 по окружающему миру.

Тема
1 Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком.
2 Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком.
3 Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии.
4 Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии.
5 Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
6 Определение по рисунку объектов, созданных природой.
7 Определение по рисунку объектов, созданных природой. Мини-работа №1
8 Смена дня и ночи на Земле.
9 Работа с таблицами.
10 Работа с таблицами. Мини-работа №2
11 Решение задач.
12 Решение задач.
13 Решение задач. Мини-работа №3
14 Определение плана действий. Восстановление последовательности действий.
15 Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. Мини-работа №4
16 Работа с картой.
17 Работа с картой. Мини-работа №5
18 Определение животных по рисунку. Территория обитания животных.
19 Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. Мини-работа №6
20 Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие.
21 Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи.
22 Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. Мини-работа №7
23 Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи.
24 Заполнение таблиц по исходным данным.
25 Заполнение таблиц по исходным данным. Мини-работа №8
26 Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы.
27 Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы. Мини-работа №9
28 Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. Мини-работа №10
29 Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме.
30 Вредные привычки.
31 Деление предметов на группы. Проверочная работа по вариантам.
32 Деление предметов на группы.
33 Знаки. Определение знака и правила к нему.

Описание учебно-методического обеспечения.
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2016.
2. Канакина В.П. Русский язык: 4 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2016.
3. М.И. Кузнецова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. – М.: Просвещение, 2016
4. Моро М.И. , Волкова С.И. Математика. 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
5 Моро М.И. , Волкова С.И. Математика. 4 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
6. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. – М.: Просвещение, 2016
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
8. Плешаков А.А. Окружающий мир.. 4 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016.
9. М.Ю. Демидова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2016