Декоративное убранство церквей и храмов. Православный храм: внешнее и внутреннее устройство. Южная церковь святого Николы Великорецкого

Иногда Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами из русского, итальянского и французского мрамора и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней - порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора. Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа - святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь - . Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе». В храме установлен маятник Фуко, показывающий нам, что земля вертится.

Потайная лестница ведёт из подклета в прямо в церковь Покрова Богородицы.

Церкви Покровского собора. Центральная церковь Покрова Богородицы

Церковь, освященная во имя праздника Покрова Пресвятой Богородицы служит главным храмом комплекса. По ней и весь собор называется Покровским. Храм Покрова построен по типу: “восьмерик на четверике”. Зодчие выполнили переход между восьмериком и четвериком при помощи треугольных сводов и объединили их полуколоннами, обрамляющими многочисленные порталы, и оконными нишами.


Порталы и окна идут вдоль четверика и первого яруса восьмерика зрительно объединяя их. Переход между четвериком и восьмериком получается совершенно незаметным.

Такая конструкция обеспечивает высотность строения, его устремлённость ввысь. Двухъярусный восьмерик перекрыт шатром, буквально взлетающим в небо.

Восьмигранный шатёр, в свою очередь, увенчан небольшим световым барабаном и, наконец, перекрыт шатровым сводом. Шатёр украшен древней фресковой росписью XVI века. Она отличается очень необычным геометрическим орнаментом. Подобные росписи чрезвычайно редки для русской храмовой живописи того времени.

Фрески собора отреставрировали в ХХ веке. Под шатром между красными карнизами виден текст, состоящий из пяти рядов буквиц. Это закладная летопись, раскрытая в 60-е годы ХХ века. Точная дата окончания строительства собора стала известна благодаря этой храмозданной надписи.

Она гласит, что собор осветили на день Петра и Павла в 1561 году. Выходит, что собор строили 6 лет. Однако, в ту пору работы велись не круглый год, а лишь в тёплое время года, во время строительного сезона. Сезон приходился на конец весны, лето и начало осени. В общей сложности собор строили около четырёх лет чистого времени (без учета зим).
Высота букв закладной летописи разная – от 60 см до 1 метра. В среднем она составляет около 90 см. Разная высота буквиц нужна для того, чтобы с точки зрения человека, стоящего в храме, они выглядели одинаковыми.

На стенах сохранились различные образцы росписей, которые украшали собор на протяжении его долгой истории.


Роспись Покровского собора

Вначале храм расписали под основные строительные материалы того времени– кирпич и белый камень, В XVII веке появился цветочно-травный орнамент. Если в старину собор был расписан в технике фрески, то в XVIII веке применили уже масляную живопись.

Иконостас Покровской церкви хорошо сочетается именно с пышной росписью XVII столетия, потому что он выполнен в то же самое время.

Иконостас Покровского собора

Это тот самый иконостас из собора Черниговских чудотворцев , не сохранившегося до наших дней. Такой иконостас называется каркасным или рамочным. Он богато украшен резьбой по дереву и прорезным оловянным позолоченным кружевом.

Прежний иконостас Покровского собора был продан в церковь села Свитуха Тверской губернии, потому что вышел из моды. Устаревший средневековый иконостас заменили барочным, считавшимся более красивым и изящным.

Храмовая икона “Покров Пресвятой Богородицы” в иконостасе Покровского собора

В Покровской церкви находится настенная икона, перенесённая с .

“Покров с предстоящими Василием Блаженным и Иоанном Блаженным” с традиционным сюжетом «Чудо на море»

Подобная икона находится и в в нижнем ярусе храма.
Три выхода из церкви Покрова ведут к трём большим боковым церквям, сориентированным по сторонам света.

Внутренняя обходная галерея. Церкви Покровского собора

Методические рекомендации к проведению экскурсии: внутреннюю галерею логично рассматривать в проходе между церквями Киприана и Иустины и Трёх Патриархов Константинопольских.
Здесь очень уместно спросить: «В какой стороне находится Красная площадь?» (Красная площадь – на севере. Она находится там, где церковь свв.Киприана и Иустины).

Здесь желательно вспомнить, что в соборе девять церквей. Можно спросить: «Сколько церквей видно с этой точки?» Нужно обернуться вокруг себя. С каждой точки на внутренней обходной галерее всегда видны четыре церкви.


Внутренняя галерея Покровского собора

Одна из них – центральная церковь Покрова Богородицы, вторая – это одна из 4-х больших церквей, третья и четвёртая – две из малых церквей, стоящих вокруг центрального шатра. Один из храмов всегда оказывается перед зрителем, а другой всегда позади него.

Внутренняя обходная галерея опоясывает центральную Покровскую церковь. По ней можно обойти вокруг центрального храма и попасть в любую из боковых церквей. Вокруг всех церквей есть гульбище обходной внешней галереи.

Внешняя галерея-гульбище

Между каждыми двумя церквями с внутренней обходной галереи есть проходы на внешнее гульбище.


Проход на внешнее гульбище обходной галереи Покровского собора

Церковь Трёх Патриархов Константинопольских в церкви Покровского собора


Портал церкви Трёх Патриархов Константинопольских

В церкви Трёх Патриархов Константинопольских стоит обратить вниманием на низкую загородку у иконостаса, в народе называемую «загон для козочек». В этой церкви могут идти богослужения и молебны и, если нужно, то эта конструкция разбирается за две минуты. В церкви Трёх Патриархов Константинопольских установлен иконостас XIX века. Она закрыта для посещений.

Освящение церкви в честь Трёх Патриархов Александра Иоанна и Павла Нового напрямую связан с Казанским походом – память патриархов празднуется 30 августа – день победы на Арском поле над конницей хана Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казани.

Следующий храм освящён во имя Живоначальной Троицы.

Церковь Троицы

ориентирована строго на восток, это один из четырёх больших боковых храмов Покровского собора. Он напоминает центральную Покровскую церковь. Все восемь боковых церквей построены по общему принципу: они столпообразные, то есть имеют вид башни. В столпообразных церквах нет внутренних опор и перекрытий. Они отличаются от Покровской церкви тем, что гораздо проще по конструкции. Четверика в этих храмах просто нет, восьмерик (восемь стен) начинается сразу от уровня пола, состоит из нескольких ярусов и завершается не шатром, придающим церкви высотность, а восьмигранным барабаном и сводом.

Подобная система кладки свода именуется итальянским сводом. Кирпичи в нём выложены кольцами. В Италии подобную кладку свода применяли в XV веке, а в Московии стали делать позже – в XVI -ом столетии.

Верхний купол украшен спиралью, выполненной в технике фрески.

Церковь выглядит так, как она выглядела в древности, то есть просто побелена изнутри. Побелили её в XVII веке, роспись XVI века не обнаружена. Возможно, церковь Троицы и была расписана, но фрески до нашего времени не сохранились.
Интересным архитектурным украшением служат и ступенчатые подоконники окон. Они имеют и функциональное назначение, потому что хорошо отражают и рассеивают свет. Окон в церкви мало, они достаточно узкие, однако интерьер церкви наполнен воздухом и светом, потому что свет попадает на каждую ступеньку, отражается от них и рассеивается по всей церкви.

Выше устроен пояс машикулей (декоративные бойницы), поскольку храм строили как памятник в честь военной победы.

Над окнами заметны маленькие круглые отверстия – это голосники. Подробнее о них рассказано в статьях и . Голосники горлышками смотрят вовнутрь церкви. Их может быть разное количество – от 6-8 до 37 – причём они не всегда заметны.


На стене под окном видно круглое отверстие – голосник

Вопреки распространённому мнению голосники не усиливают звук, а очищают его от лишних звуковых колебаний. Звук становится сочным и ярким. Песнопения, молитвы и проповеди в таком храме всегда отчетливо слышны.
В Троицкой церкви реконструирован древний тябловый иконостас.

Тябловый иконостас Троицкой церкви Покровского собора

Здесь нет копий, в церкви представлены только подлинные средневековые иконы. Соборная икона Троицы написана во второй половине XVI века, она всегда находилась в Покровском соборе. Её иконография напоминает знаменитую рублёвскую икону, но “Троица” Рублёва совершенно иная по цвету, по колористическому решению.


Храмовая икона Троицкой церкви

“Троицу” Андрея Рублёва признали каноничной на церковном соборе в 1551 году и все иконы, которые были написаны после 1551 года на протяжении двух последующих веков напоминают именно этот образ.

Освящение церкви в честь Живоначальной Троицы связывают с почитанием Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Другие исследователи склоняются к мнению, что Троицкий придел устроен в память о предыдущей Троицкой церкви, которая существовала на этом месте до постройки Покровского собора.

Церкви Покровского собора. Внешняя обходная галерея

идёт вокруг всех девяти церквей. Изначально она была открытой. В XVII веке над ней устроили перекрытия.
При реставрации галереи сохранили фрагмент древней росписи. Несмотря на то, что краски здесь не особенно яркие, рисунок читается довольно отчетливо.


Художник писал легко и свободно. Он совершенно не был скован архитектурными деталями – он “ломает”и цветок, и стебель, переходя с плоскости на плоскость. Роспись от этого ничего не теряет, а архитектурная конструкция, наоборот, выигрывает.

В галерее сохранились и росписи XIX века. Здесь рисунок подчинён архитектурной конструкции и вписан в неё. По архитектурным срезам можно видеть, что реставраторы, чтобы добраться до древней росписи, сняли от семи до девяти слоёв штукатурки.

Следующая церковь освящена во имя Александра Свирского.

Церковь святого Александра Свирского. Церкви Покровского собора

Этот храм относится к числу малых церквей собора.
В его иконостасе находится храмовая икона Александра Свирского, связанная с событиями Казанского похода. Когда Иван Грозный уходил в поход на Казань, он молился всем новоявленным святым, в том числе и святому Александру Свирскому.

Икона Александр Свирский в житии

Малые церкви впитали в себя черты как центральной церкви, так и церквей, сориентированных по сторонам света. Как и в центральной церкви, нижний ярус в них выполнен в виде четверика, который переходит в восьмерик.

Но если в храме Покрова это было обусловлено конструктивной необходимостью, то в малых церквах такую композицию применили исключительно в декоративных целях, чтобы связать все церкви в единый ансамбль.
Интерьер церкви расписан под кирпич и белый камень.


Иконостас церкви Александра Свирского

В местном чине находятся более поздние иконы XVI-XVII веков.

Освящение храма в честь Александра Свирского связано с покровительством русских святых армии Ивана Грозного в походе на Казань. Также святому Александру Свирскому молятся о продлении рода, что было очень актуально для царя. Следует помнить, что митрополитом московским в это время был Макарий, он ранее занимал новгородскую архиепископскую кафедру и для него было логичным освятить храмы в честь новгородских святых, коими являлись Александр Свирский и Варлаам Хутынский.
Следующая большая церковь освящена во имя Николая Великорецкого.

Южная церковь святого Николы Великорецкого


Иконостас и интерьер церкви Николая Чудотворца Великорецкого относится к XVIII веку

В городе Вятке, откуда происходит образ святого Николая, случился страшный пожар во время которого сгорело множество всякого добра и ценностей, а этот образ уцелел и оказался лишь чуть-чуть закопченным.
Образ славился тем, что он был чудотворен, а все чудотворные иконы всегда привозили в Москву и делали с них списки. Чудеса от образа святого Николая стали происходить вскоре после Казанского похода. Поэтому, царь повелел привезти икону в Москву и сделать с неё список. Везли святыню окружным речным путём, по вновь присоединённым землям. Во время этого путешествия от иконы случались разные чудеса и исцеления. Очень много людей, живших на Казанской земле, добровольно обратились в христианство при помощи этого образа. Насильственной христианизации не было, люди видели чудеса, происходившие от иконы святого Николы и добровольно принимали веру Христову.

Фрагмент росписи церкви св. Николая Великорецкого

По прибытии в Москву для чудотворной иконы святого Николы устроили торжественное сретенье (встречу). Лучшие иконописцы сделали с неё списки. Подлинный образ некоторое время находился в этом храме. К сожалению, во время пожара подлинник оказался утрачен.


Иконы святого Николая Чудотворца в Никольской церкви Покровского собора

С образом святого Николая связано изменение архитектурного облика Покровского собора. Дело в том, что царь Иван IV Грозный заказал построить восемь церквей, а зодчие возвели девять. Это была конструктивная необходимость, ведь авторы собора знали, что симметричный храм будет выглядеть лучше, благолепнее, чем асимметричный. Таким чудесным образом устроилась ещё одна церковь, которая не вошла в логику посвящения победам Казанского похода.


Роспись церкви св.Николая Великорецкого

Образ святого Николая как бы сам нашел себе место и, по легенде, заложил новую церковь.
В Никольском храме на полу сохранился подлинный дубовый паркет.


Дубовый паркет Никольской церкви

Внутренняя обходная галерея Покровского собора

В соборе легко отличить древний интерьер от более позднего. В древних помещениях везде сохранился кирпичный пол, если полы застелены белым камнем, значит это поздние перестройки.
В Покровском соборе примерно одинаковое количество древнего кирпича и кирпича-новодела. Древние кирпичи выглядят темнее и выше.


Древняя и новая кирпичная кладка в интерьере обходной галереи Покровского собора.

Та же кладка, где кирпич заметно светлее и меньше по размерам, переложена в ХХ веке. Этому есть простое объяснение – современный кирпич истирается, а древний кирпич значительно прочнее, он устойчив к влияниям окружающей среды.
Во внутренней обходной галерее есть ещё одна необычная конструкция, которой мы не видели ранее – это плоский потолок.

Для людей XXI века плоский потолок – обычное явление. В XVI веке плоский кирпичный потолок был уникальным явлением. В России ни в одном другом помещении пока не обнаружено такой конструкции, это единственный древний плоский каменный потолок. В Европе такой плоский каменный потолок появляется лишь с изобретением цемента в XIX веке. Во внутренней обходной галерее Покровского собора потолок сделан целиком из кирпича.
Сейчас подлинная кладка закрыта росписью “под кирпич”. Выкрашенные в белый цвет фрагменты тоже сделаны из особого фигурного кирпича. Размер кирпичных плиток виден на расчищенном фрагменте.

Секрет такой кирпичной кладки не разгадан до сих пор. Для его крепления использовали очень прочный раствор, состоящий из гашеной извести, песка и яичных белков. Но самая большая загадка в том, как зодчие смогли рассчитать максимальный угол, который можно было дать при кладке, чтобы потолок держался. Каждый кирпич положен под очень большим углом к соседнему. Будь этот угол ещё чуть больше, потолок бы обрушился. Найдена критическая кривизна, потолок держится пятое столетие, кажется нам плоским, а работает как свод. Это уникальное инженерное решение XVI века.

Церковь святого Варлаама Хутынского

Малая церковь Варлаама Хутынского находится в юго-западном углу Покровского собора.
Царские врата в иконостасе храма Варлаама Хутынского расположены не в центре, как того требуют каноны, а заметно смещены влево.


Иконостас храма Варлаама Хутынского

Дело в том, что алтарь церкви также сдвинут относительно центральной оси храма, чтобы оставить место для внутренней обходной галереи.
Храм посвящён Варлааму Хутынскому – очень почитаемому новгородскому святому. Убранство этой церкви напоминает древние новгородские храмы.
Здесь сохранился древний тябловый иконостас.
В этом храме находится древний многофигурный образ именуемый “Видение пономаря Тарасия”.

“Видение пономаря Тарасия”

Это очень редкий образ, таких икон сохранилось ничтожно мало. Ценность её заключается в том, что это великолепный иконографический источник по топографии древнего Новгорода. На иконе изображены Торговая сторона, Детинец, и Ильмень озеро, вышедшее из берегов.



Сюжет иконы связан с известным чудом, произошедшим на Новгородской земле. Действие происходит в Варлаамо-Хутынском монастыре. Новгородцы погрязли в грехах, за это Господь наслал на них кару: в городе случились наводнение и пожар (зарево огненное), черные ангелы, поражают людей стрелами. Три фигурки на иконе – это изображение пономаря Тарасия, который трижды поднимался на колокольню и смотрел, что происходило над городом.


Фрагмент иконы “Видение пономаря Тарасия”

Видение пономаря Тарасия произошло в 1505 г. За ним стоят реальные события новгородской истории. Согласно рассказу, в 1505 году чтимый новгородский преподобный Варлаам Хутынский, чьи мощи находятся в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря, явился ночью пономарю Тарасию. Святой показал пономарю, что озеро Ильмень угрожает при разливе затопить город. Варлаам молил Богородицу спасти город и открыл Тарасию, что за грехи горожан они будут наказаны мором (чумой). Через три года после эпидемии последует пожар.

Действительно, в 1506–1508 годы Новгород постигли предсказанные бедствия. Вначале новгородский люд страдал от моровой язвы. В 1508 году страшный пожар опустошил город, согласно летописи в огне погибло 2314 человек.
Для историков икона является живописным источником. Благодаря изображению «Видения» на новгородских иконах, имеется возможность составить представление о не сохранившихся постройках Новгорода (например, о церкви Бориса и Глеба, рухнувшей в 1652 году).

Освящение храма в честь Варлаама Хутынского связывают с монашеским именем отца Ивана IV. Перед кончиной великий князь Василий III Иоанович подстригся в монахи с именем Варлаама.

Церковь Входа Господня в Иерусалим. Церкви Покровского собора


Иконостас церкви Входа Господня в Иерусалим

Церковь входа Господня в Иерусалим имела особый статус. Сюда совершались “Шествия на осляти” из Успенского собора Кремля. Церемония проходила за неделю до пасхи, на Вербное воскресенье. При огромном скоплении народа на Красной площади митрополит садился на осла (если осла не было, брали коня), царь брал осла под уздцы, и вёл из на Красную площадь.

На западе Вербное воскресенье называется Пальмовым, пальмовые ветви христиане привозили из паломничества в Иерусалим. Храмовый образ отвечает традиционной иконографии Входа Господня в Иерусалим. На осле едет Иисус Христос, за ним идут ученики, их встречают горожане и под ноги ослу кидают белую рубаху (символ чистоты) и пальмовые ветви.

На другой иконе изограф добавил интересную деталь: на пальме сидят любопытные дети. Под ноги ослу бросают красную рубаху, ведь красный цвет означает царственность, а под ногами у осла видны традиционные для Руси ветви вербы.


Поскольку пальмы в нашем климате не растут, то в русском обычае пальму заменяют вербой, а Пальмовое воскресенье называют Вербным.

Освящение церкви в честь Входа Господня в Иерусалим связывают с торжественным въездом в Москву царя Ивана Грозного.

Церковь святого Григория Армянского


Иконостас церкви Григория Армянского

Церковь посвящена Григорию Армянскому, но его иконы здесь нет. Зато здесь находится уникальная икона XVI века, происходящая из Кремлёвских соборов. Она именутется “Собор Александра Невского” с 33 клеймами или, иными словами, святой “Александр Невский в житии”.

Икона “Святой Благоверный князь Александр Невский в житии”

Освещение церкви в честь Григория Армянского связывают со взятием Арской башни 30 сентября (13 октября по новому стилю, за день до Покрова), память этого святого празднуется в этот день.

Внутреннее убранство соборного крыльца

На северо-западном крыльце собора интересны росписи XVII века.

Это процветшая виноградная лоза, известная нам по изображениям в и в . Она символизирует райский сад, райские цветы. Русские мастера XVII века писали русские же лесные и полевые цветы. В таком орнаменте встречаются ромашки, васильки, незабудки, Иван да Марья, и прочие луговые и лесные цветы. Этот орнамент, как ни странно, получил название “тюльпанового периода”.
С внутреннего крыльца по лестнице можно спуститься наружу, в настоящее время это единственный выход из Покровского собора.

Украшения фасадов, также, как и конструкция крыльца, должны были зрительно увеличивать высоту Покровского собора. Все архитектурные приёмы настолько продуманы и ритмичны, что здание казалось выше, чем оно есть на самом деле. Напомним, что высотой в Средние века выражали красоту. Высота также служила символом величия.

Заказчик собора царь Иван Грозный впервые в русской истории принял титул “царя”, его предшественники носили лишь титулы “великих князей”. Иван Грозный венчался на царство, получил новый титул и добился его признания на Вселенском Соборе. Изменился статус государя, изменился статус государства и высота этого храма явилась архитектурным отражением изменённого статуса.

Русский царь стал не просто вровень с европейскими государями, но по отношению к некоторым из монархов он стал выше. Соответственно изменился и статус государства. Государство собирало новые земли, обрастало ими, расширяло свои границы. Покровский собор стал архитектурным отражением символа величия и мощи государства и государя, как такового.


Алтарь (в переводе с латыни – возвышенный) – жертвенник – наиболее важная часть храма. Алтарь находится в полукруглом помещении в восточной стороне храма

Амво́н (греч. - возвышение) - специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.
Столпы – внутренние опоры свода храма.

Неф – часть храма, вытянутая с запада на восток и ограниченная с одной или обеих сторон столпами.
Иконостас – стена с иконами, которая отгораживает алтарь от остальной части храма.

По материалам книги Вл.Соловьева «Золотая книга русской культуры»:

По своему внутреннему устройству любая православная церковь состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора.

Алтарь (1) (в переводе с латинского - жертвенник) находится в восточной (главной) части храма и символизирует область бытия Божия. Алтарь отделен от остального интерьера высоким иконостасом (2). В алтаре находится святой престол (стол, на котором лежат Евангелие и крест) – место невидимого присутствия Бога. Именно рядом со святым престолом совершаются важнейшие церковные богослужения. Наличие или отсутствие алтаря отличает церковь от часовни. В последней есть иконостас, но нет алтаря.

Средняя (центральная) часть храма составляет его основной объем. Здесь во время богослужения собираются на молитву прихожане. Эта часть храма символизирует область небесную, ангельский мир, прибежище праведников.

Притвор (предхрамие) – пристройка с западной, реже с северной или южной стороны храма. От остальных частей храма притвор отделен глухой стеной. Притвор символизирует область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраиваются застолья. Во время богослужения в притвор допускаются лица, собирающиеся принять веру Христову, а также люди иной веры – «для слушания и поучения». Внешняя часть притвора – крыльцо храма (3) – называется папертью. С давних времен на паперти собираются нищие и убогие и просят милостыню. На крыльце над входом в храм помещена икона с ликом того святого или с изображением того священного события, которому храм посвящен.



Солея (4) – возвышенная часть пола перед иконостасом.

Амвон (5) – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив Царских ворот. Амвон служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия.

Клирос (6) – место в храме, располагающееся на обоих концах солеи и предназначенное для клира (певчих).

Паруса (7) – элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству. Они также принимают на себя распределение нагрузки купола на подкупольные столпы. Помимо сводов на парусах известны своды с несущей распалубкой – выемкой в своде (над дверным или оконным проемом) в виде сферического треугольника с вершиной ниже верхней точки свода и ступенчатые своды.

Престол(18)

Горнее место и трон для иерархов (19)

Жертвенник (20)

Царские врата (21)

Диаконские врата (22)

Внешнее убранство храма:

Апсиды (8) (в переводе с греческого – свод, арка) – полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

Барабан (9) – цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

Подзор (10) – украшение под карнизом кровли в виде декоративных деревянных досок с глухой или сквозной резьбой, а также металлических (из просечного железа) полос с прорезным узором.

Купол (11) – свод с полушаровидной, а затем (с XVIв.) в форме луковицы поверхностью. Один купол – символ единства Бога, три символизируют Святую Троицу, пять – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь церковных таинств.

Крест (12) – главный символ христианства, связанный с распятием (искупительной жертвой) Христа.

Закомары (13) – полукруглые или килевидные завершения верхней части стены, закрывающие собой пролеты свода.

Аркатура (14) – ряд небольших ложных арок на фасаде или пояс, который охватывает стены по периметру.

Пилястры – декоративные элементы, членящий фасад и представляющие собой плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Лопатки (15), или лизены, - разновидность пилястр, применялись в русском средневековом зодчестве как основное средство ритмического членения стены. Наличие лопаток характерно для храмов домонгольского периода.

Прясло (16) – часть стены между двумя лопатками, полукруглое завершение которой переходит в закомару.

Цоколь (17) – нижняя часть наружной стены здания, лежащая на фундаменте, обычно утолщенная и выступающая наружу по отношению к верхней части (церковные цоколи бывают как простые в виде откоса – у Успенского собора во Владимире, так и развитые профилированы – у собора Рождества Богородицы в Боголюбове).

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл . Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм - это освященное здание, в котором служатся Божественные службы , а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе - там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть - алтарь - всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом . Это символ крестной смерти Спасителя , Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов .
Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).

О православных храмах:

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор - это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные - люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части - это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение - возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов - верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа , а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны - икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю , вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса - представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами . Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

Алтарь

Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.

Главная часть алтаря - святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно - каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Видео о внутреннем устройстве храма

В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д.

Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель.

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

От издательства

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека" мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги – «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1 . Священное Писание и Священное Предание.

2 . Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3 . Богослужение Православной Церкви.

4 . Таинства Православной Церкви.

5 . Годовой круг праздников и православные посты.

6 . Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.