Клэптон группа. Биография. Эрик Клэптон сейчас

Эрик Патрик Клэптон (англ. Eric Patrick Clapton; 30 марта 1945 года, Суррей, Англия) - британский рок-музыкант (композитор, гитарист, вокалист). Командор Ордена Британской империи. Его прозвище - «медленная рука» (англ. Slowhand). Клэптон стал одним из самых уважаемых и влиятельных музыкальных деятелей в эру рока. Его стиль со временем менялся, но он всегда держался блюзовых корней. Играл с блюз-роковыми командами (John Mayall"s Bluesbreakers, The Yardbirds), с хард-роковыми (Cream), много работал сольно и как сессионный музыкант.

Эрик Патрик Клэптон родился в деревне Рипли, графство Суррей, Англия. Его родителями были 16-летняя Патрисия Молли Клэптон (7 января 1929 - март 1999) и Эдвард Уолтер Фрайер (21 марта 1920 - 15 мая 1985), 24-летний солдат из Монреаля. Фрайер был отправлен на войну до рождения Клэптона, а затем вернулся в Канаду. Клэптон вырос с бабушкой, Розой, и её вторым мужем, Джеком Клэппом, который был отчимом Патриции Клэптон и её брата Адриана. Эрик рос, думая, что его мать - это его сестра, а бабушка и дедушка - отец и мать. Сходство фамилий породило ошибочное мнение, что настоящая фамилия Клэптона это Клэпп (Реджиналд Сесил Клэптон - было имя первого мужа Розы, деда по материнской линии Эрика Клэптона). Годы спустя, его мать вышла замуж за другого канадского солдата и переехала в Германию, оставив молодого Эрика с бабушкой и дедушкой в ​​графстве Суррей. На свой тринадцатый день рождения Клэптон получил акустическую гитару Hoyer, сделанную в Германии, но на недорогом инструменте со стальными струнами было трудно играть, и Эрик на короткое время потерял к нему интерес. Через два года Клэптон взял её снова и начал играть постоянно. Клэптон находился под влиянием блюза с раннего возраста, часами занимался, изучая блюзовые аккорды, играя вместе с аудиозаписями. Он продолжил свои занятия с использованием своего портативного катушечного магнитофона Grundig, слушал их снова и снова, пока не чувствовал, что делает всё правильно.
1 .Эрик Клэптон - единственный музыкант, который трижды был включен в Зал славы рок-н-ролла: в качестве сольного исполнителя и члена рок-групп Cream и The Yardbirds,
2. Клэптон фигурирует в переизданном журналом в 2011 году Rolling Stone списке величайших гитаристов всех времён на втором месте после Джими Хендрикса. В предыдущей версии списка он занимал четвёртое место после Хендрикса, Дуэйна Оллмэна и Би Би Кинга,
3. Одним из коронных соло Клэптона стала соло-партия в песне The Beatles «While My Guitar Gently Weeps», для записи которой его пригласил Джордж Харрисон,
4. Сочинённая Клэптоном в 1970 году баллада «Layla» стала прообразом бесчисленного количества гитарных композиций на романтические темы. Переработанная версия песни была удостоена в 1992 году премии «Грэмми». Журнал «Rolling Stone» включил её в число 30 величайших песен в истории современной музыки,
5. Самым успешным синглом за всю сольную карьеру Клэптона была его кавер-версия «I Shot the Sheriff» Боба Марли, которая возглавила американские чарты в сентябре 1974 года.
6. В 1979 году Клэптон подарил свою старую гитару (красный Фендер) лондонскому Hard Rock Cafe, с этого началась знаменитая музыкальная коллекция этой всемирной сети ресторанов-баров,
7. В 1985 году Клэптон закрутил роман с итальянской фотомоделью Лори дель Санто, которой посвятил песню «Lady of Verona». У них родился сын Конор (1986-1991), который погиб, случайно выпав с 53-го этажа нью-йоркского небоскрёба. Музыкант более года находился в чудовищной депрессии и посвятил своему погибшему сыну песню «Tears in Heaven», ставшую одной из самых популярных его композиций. Фил Коллинз также написал об этом песню «Since I Lost You» (альбом We Can"t Dance, 1991),
8. В 2004 году Клэптон устроил собственный фестиваль Crossroads Guitar Festival, который был вновь проведён в 2007, 2010 и 2013 годах,
9. В прошлом Эрик - запойный алкоголик, но в настоящее время не пьет.

История жизни
Эрик Патрик Клэп, известный как Клэптон, родился 30 марта 1945 года в Рипли, графство Суррей. Эрик учился в Кингстонском художественном колледже, но был исключен за неуспеваемость. Виной тому были пластинки с записями Чака Берри, Мадди Уотерса, Роберта Джонсона, Билла Брунзи, Скипа Джеймса, которые Эрик слушал все свободное время, осваивая технику игры выдающихся американских блюзовых гитаристов.
Гитару взял в руки впервые в 14 лет, то был подарок бабушки и дедушки. Благодаря изучению классиков блюза, а также в результате усиленной работы над собой и над гитарой Клэптон всего за два года сумел достичь значительного мастерства без посторонней помощи и стал играть в местной группе.
В марте 1962 года в лондонском районе Илинг открылся клуб любителей ритм-энд-блюза. Клэптон становится одним из его завсегдатаев. Как вокалист он нередко подменял Мика Джеггера в ансамбле «Alexis Korner`s Blues In corporated».
Карьеру профессионального гитариста начал в 1963 году в группе «The Roosters», куда его пригласил Торн Макгиннес. Через полгода оба перешли в «Casey Jones and The Engineers». Однако спустя всего две недели, в октябре 1963 года Клэптон сменил в ансамбле «The Yardbirds» соло-гитариста Тони Топэма. «The Yardbirds» выступали в ричмондском клубе «Crawdaddy», где до них основной группой был «Rolling Stones».
То была пора признания. «The Yardbirds» вскоре начал составлять конкуренцию самим «Битлз». Гитарные соло Эрика уже в то время приводили всех в восторг, но в 1965 году он покинул группу.
Расставшись с ансамблем, в котором играл 14 месяцев, Клэптон на время покинул сцену и поступил рабочим на стройку. Однако вскоре ему позвонил Джон Мэйелл и пригласил в свою группу «The Bluesbreakers». В биографии Эрика Клэптона это был переломный момент. С «The Bluesbreakers» он выступал с апреля по август 1965 года и, после поездки на три месяца в Грецию, с ноября по июль следующего года.
С Клэптоном в качестве гитариста и вокалиста группа приобрела невероятную популярность. Его мелодичные, плавные и душевные импровизации оказывали колоссальное эмоциональное воздействие.
Блестящие сольные партии в инструментальных композициях «Steppin Out» и «Hideaway», в песнях Джона Мэйелла принесли ему славу лучшего блюзового гитариста страны. На концертах публика не уставала кричать «Пусть Бог сыграет соло!»
Шестой состав «The Bluesbreakers», куда входил Клэптон, выпустил только один альбом - «Blues Breakers John Mayall with Eric Clapton» (1966), но он сразу попал в первую десятку национального хит-парада и навсегда останется в числе красивейших блюзовых дисков, когда-либо записанных белыми исполнителями. Играя в «The Bluesbreakers», Клэптон находил время и для сотрудничества с другими музыкантами. С Джимми Пейджем он сделал серию записей, позднее включенных в антологии британского блюза, а с Джеком Брюсом и Стивом Уинвудом записал демонстрационный диск.
В ходе этой работы у Клэптона родилась идея попробовать себя в синтезе блюза и рока. В июле 1966 года Клэптон создает группу «Cream», куда вошли Джек Брюс и Джинджер Бейкер.
Музыканты намеревались играть в небольших клубах и кафе, но дебютное выступление на Виндзорском фестивале джаза и блюза в 1966 году вызвало у публики такой восторг, что каждый невольно начал импровизировать, демонстрируя максимум своих возможностей. Этот стиль и стал традиционным для группы.
Участники группы и не предполагали, что их творчество произведет настоящую революцию в музыке, дав жизнь тысячам новых музыкальных течений. Характерный «кримовский» саунд прослушивался уже с первого альбома группы - стандартный блюз с элементами джаза и психоделики был сыгран с такой мощью и эмоциональным накалом, что сравниться мог разве что только с творчеством Джимми Хендрикса. Все трое участников группы создавали песни прямо во время исполнения.
Во время концертов партнеры Клэптона намеренно на ходу изменяли ритмическую структуру песен, вынуждая его отчаянно импровизировать. Музыканты, предпочитая студийной работе живые концерты, тем не менее в 1968 году выпустили двойной альбом «Wheels Of Fire», который стал самым первым альбомом в истории музыки, по уровню продаж получившим «платиновый статус».
В целом же к концу 1968 года общий тираж пластинок ансамбля составил 15 миллионов экземпляров. Трио прекратило карьеру по инициативе Эрика Клэптона, уставшего от бесконечных гастролей, от исполнения изо дня в день одних и тех же композиций. Искусство в таких условиях грозило превратиться в ремесло, в механически выполняемую работу. На одном из концертов он намеренно отключил свою гитару посреди песни, чтобы проверить, заметят ли это Бейкер и Брюс. Они не заметили и как ни в чем не бывало доиграли композицию вдвоем. Терпение Клэптона лопнуло, когда в журнале «Rolling Stone» его назвали «мастером клише».
Еще работая в «Cream» Клэптон начал участвовать в творчестве других рок-звезд. Особенно тесные контакты установились у него с Джорджем Харрисоном и Джоном Ленноном из «Битлз». Он исполнил сложнейшую партию соло в песне Харрисона «While My Guitar Gently Weeps», после чего подарил свою новую гитару автору.
В начале 1969 года Эрик Клэптон основал новую супергруппу «Blind Faith». В июне состоялся дебют в лондонском Гайд-парке, где присутствовало более ста тысяч человек. Единственный альбом, «Blind Faith» (1969), возглавил таблицы популярности по обе стороны Атлантики. Самой удачной критики признали композицию Клэптона «Presence Of The Lord». Осенью квартет отправился в продолжительную гастрольную поездку по США. Вскоре после начала турне суперквартет «Blind Faith» распался, и Эрик Клэптон решил выступать с «Delany and Bonny». «Они играли музыку для души», - позднее объяснил он свой шаг. Проехав с концертами по гастрольному маршруту, намеченному для «Blind Faith», коллектив после небольшого перерыва совершил европейское турне.
Затем Клэптон решил заняться сольным творчеством. Он записал первую сольную пластинку, назвав ее «Eric Clapton», песни на ней звучали вяло и неуверенно.
Однако Клэптон не сдавался, ему удалось записать в 1970 году великолепный альбом «Layla And Other Assorted Love Songs». Заглавная композиция этого альбома - «Layla» - посвящена жене Джорджа Харрисона - Пэтти Бойд. Эрик был влюблен в нее на протяжении многих лет, и в 1979 году она все-таки вышла за него замуж. Песня завоевала огромную популярность. Она и по сей день фигурирует в списке лучших произведений рок-музыки всех времен. Тираж альбома в США составил 1 миллион 265 тысяч экземпляров, хотя критика признала его в целом неудачным, высоко оценив только песню «Layla».
В 1971-1972 годах Клэптон жил в полном уединении у себя дома в Рипли. За этот период он только трижды выходил на сцену. Альбом с записью его выступления в зале «Rainbow» (1973) свидетельствовал о том, что Клэптон отнюдь не в лучшей форме. Так оно и было - Клэптон проходил курс лечения от наркомании. Лишь в конце 1973 года Эрик ощутил в себе достаточно сил, чтобы начать подготовку материала для нового студийного альбома.
Летом 1974 года он сообщил своему менеджеру Роберту Стигвуду, что готов к работе, и через несколько дней вылетел в Майами. В название диска он вынес адрес дома, в котором остановился «461 Ocean Boulevard». Пластинка состояла из десяти композиций, выдержанных в новом для Клэптона стиле кантри-энд-блюз, в дальнейшем ставшем типичным для музыканта. 17 августа альбом возглавил американскую таблицу популярности, а 14 сентября одна из его песен, «I Shot The Sheriff», заняла первое место в США и вошла в десятку лучших в Англии.
Его собственный альбом 1977 года - «Slowhand» - обнаруживает растущую увлеченность Клэптона музыкой кантри, и особенно творчеством певца и гитариста Дона Уильямса, чьи песни составляют основу пластинки. В американский хит-парад, однако, вошли оригинальные композиции Клэптона «Wonderful Tonight» и «Lay Down Sally».
В 1980 году он дал серию концертов в пригороде японской столицы Будокане. Исполненные там песни представлены на альбоме «Just One Night». Весной 1987 года в двадцатку лучших попал в США очередной диск Эрика «August» (1986). Включенные в него композиции музыкант чуть раньше, в январе, с большим успехом сыграл и спел на концерте в лондонском зале Альберт-холл. Не менее активно работал он и в дальнейшем. Особенно удачным оказалось его сотрудничество с ансамблями «Dire Straits», «The Robert Cray Band». В 1988 году вышел альбом-сборник «Cross Roads» - ретроспекция двадцатипятилетней творческой деятельности Эрика Клэптона.
Еще через год появился замечательный альбом «Journeyman», не только принесший ему еще большую популярность, но и вернувший уважение критиков. В этом отношении показательными стали концерты Клэптона в знаменитом лондонском Альберт-холле. Желающих его послушать оказалось так много, что пришлось отыграть 24 вечера подряд!
В 1992 году вышел акустический альбом «Unplugged», который прозвучал настолько свежо и интересно, что это позволило вспомнить о тех временах, когда Эрику вообще не было равных по уровню игры на гитаре. В альбом помимо старых вещей вошло несколько новых песен, включая композицию «Tears In Heaven», посвященную трагически погибшему сыну друга. Пластинка получила в 1993 году 6 наград «Грэмми», установив тем самым своеобразный рекорд, а продажи альбома превысили 14 миллионов экземпляров.
В 1994 году Клэптон повторил успех предыдущего альбома, выпустив пластинку «From The Cradle». Программа, состоящая из шестнадцати старых классических блюзовых композиций, продемонстрировала не только невероятное мастерство Эрика как гитариста, но и тонкое понимание им стилистики блюза.
В 1996-м он записал сингл «Change The World», сразу же попавший на вершины хит-парадов. Последние альбомы музыканта - «Pilgrim» и новый сборник всех хитов «Clapton Chronicles The Best Of Eric Clapton».
Клэптон - живая легенда мировой поп-музыки. О значительности этой фигуры в мире современной музыки говорит и тот факт, что Эрик Клэптон стал первым артистом, чье имя занесено в Зал славы рок-н-ролла три раза.

По влиянию на «белый» блюз с ним не сравнится ни один другой музыкант. С его именем связаны основные вехи в истории рока. Вот уже 50 лет Эрик Клэптон — суперзвезда, перед которой преклоняется мир музыки.

Фраза «Люди искусства питаются эмоциями страданий» тоже принадлежит этому знаменитому гитаристу и в разъяснениях не нуждается. Именно опыт болезненных переживаний постоянно давал ему импульс для взлета к творческим вершинам в музыке. В этой статье мы расскажем биографию Эрика Клэптона.

Эрик Патрик Клэптон родился 30 марта 1945 года в доме бабушки и дедушки в английском графстве Суррей. Его матери Патриции Клэптон на тот момент было всего 16 лет. Отец мальчика Эдвард Фрайер, 24-летний канадский солдат, проходил службу в Великобритании, но еще до рождения Эрика вернулся к жене в Канаду. В сороковые годы незамужней 16-летней девушке было бы крайне трудно растить ребенка в одиночку, поэтому мать Патриции и ее отчим оформили опеку над внуком. Эрик долгое время оставался в неведении относительно обстоятельств своего появления на свет, считая бабушку и дедушку своими родителями, а мать — старшей сестрой. В детстве он был очень тихим и замкнутым. Впрочем, от учителей не укрылась его одаренность — и особо они отмечали художественные способности мальчика. Когда же на девятом году жизни ему суждено было узнать правду о своих настоящих родителях, Клэптон испытал шок. Он до сих пор называет это «глубоким потрясением». Эрик начал чуждаться родных, стал своенравным, прекратил усердно заниматься, несколько раз проваливался на экзаменах и переходил из школы в школу.

Однако способностей к творчеству он не утратил, более того — открыл для себя музыку, а именно — американский блюз. В 13 лет Клэптону подарили его первую гитару. Всю свою энергию он вложил в изучение музыки аутсайдеров, как и они, находя в ней отдушину. Интерес Клэптона к блюзу стремительно перерастал в основное занятие. Он легко узнает себя в текстах песен, которые звучат сурово и печально и говорят об одиночестве. Эрик пробует подражать им, тренируясь в игре на своей первой гитаре.

Несчастная любовь и пристрастие к наркотикам

Музыка занимает все больше места в его жизни. К 20 годам Клэптон уже известен как одаренный гитарист. Некоторое время спустя он без памяти влюбляется в жену своего лучшего друга, третьего вокалиста и соло-гитариста группы Битлз Джорджа Харрисона — Патти. Чтобы добиться взаимности, он шантажирует ее, заявляя: «Я приму сверхдозу героина, если ты не оставишь Джорджа ради меня ». Но на тот момент его чувство остается без ответа.

Клэптон читает историю «Лейла и Меджнун» персидского поэта Низами и отождествляет себя с Меджнуном, который любит Лейлу (Патти). Легенда вдохновляет его на запись двойного альбома «Layla and Other Assorted Love Songs», посвященного жене Харрисона. Сила чувств, выраженная в песнях, пугает Патти и она полностью прекращает общение с Клэптоном. Но зато этот блестящий альбом подарил миру одну из известнейших рок-песен о любви, которая так и называется: «Layla». В последующие годы чувства к Патти дадут повод для многих самых личных и проникновенных песен Клэптона.

Безответное чувство ознаменовало начало периода сильнейшей наркотической зависимости. Клэптон принимает кокаин и героин, организм требует всё больших доз лучшего качества, что чуть не приводит к разорению музыканта: еженедельно он потребляет героина на 18 тысяч долларов (!). И только благодаря близкому другу Питу Таунсенду и лечению электроакупунктурой ему удается вырваться из наркотического дурмана. На тот момент многие критики уже списали Клэптона-музыканта со счетов. Однако в апреле 1974 года он предстает перед мировой прессой выздоровевшим, посвежевшим и коротко подстриженным, чтобы объявить о своем возвращении и начале сольной карьеры. Однако физически Клэптону еще было не под силу справиться с навалившимся грузом работы и трудностями гастрольной жизни. На смену героину приходит алкоголь. К его удивлению, Патти приезжает в США, чтобы сопровождать его в турне.

Как-то раз Эрик проигрывает в бильярд значительную сумму своему новому гастрольному менеджеру Роджеру Форрестеру. Но Эрик не хочет выплачивать долг и заключает пари, что Форрестеру не удастся до следующего вторника заставить прессу говорить о нем. Форрестер звонит в редакцию «Дейли мейл» и заявляет, что Эрик и Патти намерены пожениться в США. Вначале Клэптон впадает в ярость, но, получая все больше поздравлений, входит во вкус этой авантюры. Он звонит Патти и просит ее стать его женой. Поколебавшись, она соглашается. Однако из-за алкоголизма Клэптона и его фанатичной увлеченности работой их последующую семейную жизнь никак нельзя назвать гармоничной.

«Лейла и Меджнун»: без надежды на будущее

Трения в отношениях между Эриком и Патти возникают постоянно — еще и потому, что их брак остается бездетным. Во время записи пластинки на острове Монтсеррат Клэптон заводит мимолетную интрижку, результатом которой становится рождение в 1985 году его первой дочери Рут. Этот факт не получает огласки и мать девочки в дальнейшем воспитывает ее одна.

В том же 1985 году, осенью, происходит поворотное событие в жизни Клэптона: на вечеринке он знакомится с итальянкой Лори дель Санто. Эта связь и повторное расставание с Патти дают ему достаточно материала для новой пластинки. Песни «Miss you», «Tearing us apart» и «Hold on» обращены к Патти. Но когда 21 августа 1986 года они с Лори становятся родителями мальчика, который появляется на свет в присутствии отца, альбом по желанию Клэптона получает новое название — «August», в честь месяца рождения малыша. Патти очень страдает, а для Эрика рождение сына означает конец романтической истории «Лейлы и Меджнуна».

Самый тяжкий удар судьбы

Эрик хотел стать для своего сына Конора таким отцом, какого он сам никогда не имел. Но судьба отняла у него этот шанс. Не дожив даже до 5 лет, единственный сын Эрика Клэптона погибает 20 марта 1991 года в результате трагической случайности, выпав из открытого окна квартиры своей матери Лори дель Санто, расположенной на 53-м этаже нью-йоркского небоскреба. Это становится, несомненно, глубочайшим потрясением в жизни музыканта. Последующие недели Эрик проводит, словно в трансе. Близкие опасаются, что он опять будет искать утешения в алкоголе. Но тех, кто уже изучил Клэптона, не удивит, что после периода жесточайшей депрессии он найдет отдушину в творчестве, выплеснув свои чувства и покорив очередную музыкальную вершину. Эрик сочиняет множество проникновенных, печальных песен о своем сыне, используя только акустические инструменты, чтобы подчеркнуть чистоту голосов. «Tears in heaven» становится одним из его величайших хитов.

Эрик Клэптон — один из лучших примеров того, насколько тесно гениальные свершения связаны с ударами судьбы. Для него музыка всегда была возможностью излить душу, пропустив через себя страдание. Его жизнь и перенесенные несчастья подарили миру прекраснейшие музыкальные произведения. Упрочив свое положение колоссальным коммерческим успехом пластинки «Unplugged», Клэптон воплощает давнюю мечту и выпускает блюзовый трибьют-альбом «From the Cradle» как дань уважения музыкантам, которые служили ему примером.

Лучший документальный фильм о концертах Эрика Клэптона и блюзе в его творчестве под названием «Nothing but the Blues», снятый Мартином Скорсезе, зрители, к сожалению, не увидели до сих пор.

Блюз или поп: раскол в сердцах

Когда Клэптон начинает работать с новым продюсером Саймоном Клайми, это вызывает далеко не однозначную реакцию среди ценителей его музыки. Песни альбома «TDF — Retail Therapy» получают почетное право сопровождать показы моды Джорджо Армани, но при этом имя Клэптона на компакт-диске не упоминается вообще. Кстати, именно на одном из шоу Армани Эрик знакомится со своей нынешней женой американкой Мелией Макинери.

Вышедший в марте 1998 года «Pilgrim» Клэптона получает «Грэмми» как лучший поп-альбом года. Основными темами этой LP-пластинки вновь стали потеря сына (сингл «Circus») и поиски отца («Му fathers eyes»), которого он не знал. Альбом дает начало принципиально новому музыкальному направлению в творчестве Клэптона.

Отшлифованный звук с избытком ударных и басов идея Саймона Клайми — в будущем расколет поклонников Клэптона на два лагеря. В том же году Клэптон открывает свой Crossroad Center, клинику для пациентов с алкогольной и наркотической зависимостью. 2000-й год возвращает Эрика к блюзу: вместе с одним из своих кумиров, Би Би Кингом, он записывает диск «Riding with the King».

В 2001 году следует новый студийный альбом «Reptile», в музыкальном плане продолжающий «Pilgrim»; Клэптон посвятил его своему умершему дяде. В конце 2002 года музыкант выпускает концертный альбом «One more car, one more rider». Блюзовый диск «Me & Mr. Johnson» 2003 года становится данью памяти одному из величайших предшественников Эрика Клэптона — легендарному певцу Роберту Джонсону.

В конце 2004 года вниманию публики предложены записи репетиций к альбому «Session for Robert J.». На DVD можно увидеть и услышать компанию, которая в непринужденной атмосфере с удовольствием и энтузиазмом устраивает праздник блюза.

Осенью 2004 года начинают ходить упорные слухи, что CREAM намерены вновь собраться для выступления в Альберт-холле. В мае 2005 года это становится явью: спустя 37 лет CREAM воссоединились на том самом месте, где в 1968 году прошел их прощальный концерт, — в знаменитом зале Альберт-холл — и дали четыре впечатляющих концерта. Ошеломительный успех — повод для еще трех дополнительных выступлений в октябре в Медисон-сквер-гарден.

Возвращение домой

За это время в личной жизни Клэптона многое изменилось. С новой спутницей жизни, в брак с которой он вступил 1 января 2002 года по случаю крещения своей дочери Джули Роуз, родившейся 15 июня 2001 года, Эрик Клэптон наконец обрел постоянную семейную гавань, где он счастлив и черпает новые силы. 14 января 2003 года появляется на свет его вторая дочь Элла Мэй. 1 февраля 2005 года, с рождением третьей дочери Софи, семейное счастье становится еще полнее. Последние, более спокойные студийные работы, такие как «Back Ноте», «Clapton» или «Old Sock», замыкают цикл альбомов, начатый в 1989 году с пластинки «Journeyman». Гордый и моложавый папаша с большим чувством знакомит нас с радостями и заботами отцовства и своими юношескими воспоминаниями. Эрик Клэптон счастлив и чувствует себя в кругу семьи действительно дома. Он наконец нашел то, чего лишился когда-то с потерей любимой приемной матери Розы и о чем так долго тосковал. Для нас, любителей его творчества, это обстоятельство, собственно, самое важное, потому что настоящие поклонники музыканта знают: Эрик Клэптон был и остается выдающимся мастером живого звука, и он вновь убедительно доказал это на фестивале Baloise Sessions в Базеле.

Дискография

Сольная карьера

  • Eric Clapton
  • Eric Clapton’s Rainbow Concert (концертный)
  • 461 Ocean Boulevard
  • (концертный)
  • No Reason to Cry
  • Slowhand
  • Backless
  • Just One Night (концертный)
  • Another Ticket
  • Money and Cigarettes
  • Behind The Sun
  • August
  • Journeyman
  • 24 Nights (концертный)
  • Unplugged (концертный)
  • From the Cradle
  • Pilgrim
  • Riding with the King (с Би Би Кингом)
  • Reptile
  • One More Car, One More Rider (концертный)
  • Me and Mr. Johnson (включает бонус-диск Sessions for Robert J )
  • Back Home
  • The Road to Escondido (с Дж. Дж. Кейлом)
  • Clapton
  • Old Sock
  • The Breeze: An Appreciation of JJ Cale
  • I Stiil Do

В составе групп

The Yardbirds
  • 1964 — Five Live Yardbirds (концертный)
  • 1965 — For Your Love
  • 1965 — Having a Rave Up (сборник)
  • 1965 — Sonny Boy Williamson and The Yardbirds (концертный)
  • 1971 — The Yardbirds Featuring Performances by: Jeff Beck, Eric Clapton, and Jimmy Page (сборник)
The Immediate All-Stars
  • 1968 — Blues Anytime Vol. 1 (сборник)
  • 1968 —

В путевом листе моего персонального Magical Musical Tour 2013 (предыдущая часть: ), кроме всего прочего, значились концерты двух великих гитаристов Эрика Клэптона и Марка Нопфлера. Поводы для туров — 50-летие творческой деятельности Эрика и новый альбом Марка.

Эрик К л эптон
Кельн, Lanxess Arena , 15 июня

За несколько дней до отъезда в Кельн на Эрика Клэптона мне пришлось изрядно поволноваться. На официальном сайте появилась информация о том, что у Маэстро сильные боли в спине, он вынужден пройти курс лечения и поэтому отменяются два концерта европейского тура. И хотя в сообщении говорилось, что последующие шоу состоятся по расписанию, все же червячок сомнения не давал покоя, но, к счастью, все обошлось благополучно.

Нынешний тур — юбилейный. Он посвящен 50-летию, как у нас говорится, «творческой деятельности» артиста. И, действительно, в октябре 1963 18-летний музыкант присоединился к группе The Yardbirds, далее последовала работа с «крестным отцом британского блюза» Джоном Мэйоллом в его The Bluesbreakers, первая супергруппа Cream, еще одна суперкоманда Blind Faith, проекты Delanie & Bonnie & Friends, Derek & The Dominoes и, наконец, сольная карьера.

Традиционно на разогрев перед концертами Слоухэнд («Медленная рука», это прозвище Клэптон получил еще в 60-е, есть несколько «легенд» о его происхождении) приглашает своих друзей и коллег. На сей раз действо началось с отличного выступления достаточно именитого британского музыканта Энди Фейруэзера-Лоу и его группы The Lowriders. Те, кто знаком с потрясающей акустической версией «Layla» из знаменитого Eric Clapton Unplugged на MTV, должны помнить второго гитариста. Это и был Энди. Он угостил публику отличным миксом из классических блюзов, рокабилли и поп-рока.

Наконец, пришло время основного шоу. Забитый до отказа 18-тысячный зал Lanxess Arena замер. Корифей вышел на сцену с акустической гитарой, в «красной рубашоночке хорошенький такой» и, можно сказать, «поздоровался» со старыми друзьями, то бишь, публикой, композицией в кантри-духе «Hello Old Friend» из своего четвертого сольного альбома «No Reason To Cry» (1976).

Вполне естественно, что концерт был построен как своеобразный экскурс в историю, однако без какой-либо хронологической последовательности. Клэптон и его прекрасная команда продемонстрировали свою многогранность и способность погрузиться без остатка в самые разные музыкальные стили. Зажигательный фанк времен Derek and The Dominos «Tell The Truth» и «Got to Get Better For A Little While», классика блюза — «Drifting Blues, «Little Queen of Spades», «Love in Vain» и, конечно подборка клэптоновских «нетленок» — «I Shot The Sheriff», «Lay Down Sally», «Crossroads», «Wonderful Tonight», «Layla»(в акустической версии) и венчавший основную часть шоу «Cocaine». А бисовка началась со знакомого с детства риффа культовой «кримовской» «Sunshine of Your Love», тут уже эмоции публики достигли апогея.

Впечатления о концерте будут далеко не полными, если не отпустить комплиментов блестящим музыкантам из нынешней тур-команде Эрика. И, справедливости ради, заметим, что Мастер дал возможность высказаться каждому из них. Особенно запомнились потрясающее соло Криса Стейнтона на клавишах в «Little Queen of Spades», проникающие глубоко внутрь звуки педальной стил-гитары Грега Лейша, замечательный вокал Пола Каррака (игравшего, кроме того, на «Хаммонде») в старинном джазовом стандарте «Come Rain or Come Shine» (который Эрик в свое время записал на совместном диске с Би Би Кингом) и финальном номере «High Time We Went» (при исполнении которого к бэнду Клэптона присоединился Фейруэзер-Лоу).

От концерта, кроме всенепременной туровской футболки, у меня остался еще один великолепный сувенир — турбук, в котором перечислены абсолютно все публичные выступления Клэптона за 50 лет. Книжка богато иллюстрирована фотографиями афиш, билетов, обложек альбомов и прочих memorabilia.

Несмотря на мастерство музыкантов и великолепный сетлист, все-таки моя меломанская душа была удовлетворена не до конца. Почему? Ответ на этот вопрос последует после рассказа о концерте другого гитарного бога — Марка Нопфлера, на котором я имел счастье присутствовать точно через неделю после Клэптона.

Марк Нопфлер
Будапешт, Laszlo Papp Arena , 22 июня

После того, как великая группа Dire Straits окончательно «почила в бозе» в 1995-ом, ее основатель, фронтмен и «творческий мотор» Марк Нопфлер не прекращал активной деятельности, занимаясь тем, что нравится ему самому — записывал сольные альбомы, сочинял музыку для кино, принимал участие в различных проектах с другими музыкантами. Выпустив не так давно новый двойной альбом «Privateering», 25 апреля стартовал его масштабный тур по странам Старого Света. Шутка ли сказать — 70 концертов за три с хвостиком месяца.

Моя встреча с искусством замечательного музыканта состоялась в будапештском спортивно-концертном зале имени великого боксера Ласло Паппа, хотя, как по мне, для выступления Марка больше подошла бы небольшая камерная аудитория, такая уж у него музыка. Но, идя навстречу пожеланиям многочисленных фанов, жаждущих услышать любимого исполнителя, менеджмент выбрал для тура большие арены и open-air площадки.

Кстати, Венгрия для Нопфлера — это страна его предков. Отец музыканта, еврей-архитектор бежал из нее перед самой Второй Мировой в Британию, где в 1949-ом и родился Марк. Но давайте вернемся в зал и, не теряя времени на разговоры о разогреве (поскольку его не было), еще раз погрузимся в чарующую атмосферу музыкальных рассказов Марка Нопфлера и насладимся его уникальным «пальцевым» гитарным стилем, как известно, он не пользуется медиаторами.

Загорается сценический свет и под ритмичные аплодисменты публики Марк с легендарным красным «Стратокастером» и восьмерка его музыкантов, как говорится, «с места в карьер» мощным залпом начинают с композиции «What It Is» из альбома «Shangri-La» (2004). Любопытно, что наибольшее количество песен из сетлиста нашего концерта (пять) были взяты именно из него, хотя, казалось бы, по этому показателю лидером должен был бы стать «титульный» альбом тура — «Privateering».

Зато вторым номером последовала бойкая и ритмичная композиция «Corned Beef City», как раз из «Privateering», в которой явственно прослеживаются «отголоски» эпохи Dire Straits. Ее сменила задумчивая «приблюзованная» «Cleaning My Gun» и, наконец, зазвучала та самая «пиратская» песня «Privateering» (в ее словах даже встречается традиционный клич рыцарей Веселого Роджера «Йо-хо-хо!»), давшая имя альбому и туру. Даже несмотря на новизну этого материала, припев хором подпевал весь зал.

Инструменталка «Father and Son» (из саундтрека к кинофильму «Cal») и деревенская фолковая зарисовка «Hill’s Farmer Blues» шли без перерыва и в результате получилась эдакая кельтская сюита с проникающим в душу соло Майка МакГолдрика на волынке. Кстати, даже трудно было посчитать, сколько разнообразных инструментов использовали музыканты на протяжении двух часов концерта.

А вот и первое «воспоминание» о Dire Straits. В руках Нопфлера — легендарная гитара со стальным резонатором и со сцены звучит старая как мир история о Ромео и Джульетте («Romeo and Juliet») из альбома «Making Movies» (1980). Публика, естественно, в восторге и, естественно, просит еще что-нибудь из «Стрэйтс», к примеру культовую «Sultans of Swing», которую команда исполняла в некоторых концертах тура. Но Марк неумолим и следует дальше по намеченному на этот вечер плану, затягивая длинную (несколько скучноватую на диске, но заигравшую новыми красками вживую) песню об американском боксере, чемпионе мира в тяжелом весе — «Song for Sonny Liston».

Суровую балладу о профессиональных бойцах сменяет прозрачная, как ручей и легкая, как дуновение ветерка, очаровательная музыкальная «виньетка» «Postcards From Paraguay», во время вступления к которой Марк представил свою команду. В композиции «Marbletown» скрипач Джон МакКаскер и басист Гленн Уорф, сорвав бурные овации публики, устроили настоящий музыкальный фейерверк. И, наконец, «Speedway At Nazareth», пропитанная духом американских хайвеев, привела нас к финальной композиции основной части концерта, которой стала эпическая 15-минутная поэма «Telegraph Road» из четвертого альбома «Dire Straits Love Over Gold» (1982).

Бисовку Нопфлер с командой открыли спокойной лирической «Our Shangri-La», а в качестве мощного заключительного аккорда прозвучал еще один незабываемый хит Dire Straits — «So Far Away». К сожалению, на этом все закончилось, но волшебные звуки гитары Нопфлера и его негромкий, но очень выразительный голос звучали у меня в голове еще долго-долго и очень не хотелось выходить из-под власти этой магии.

В заключение, еще пара слов о сувенирах. Для поклонников Нофплера, побывавших на концертах тура Privateering 2013, заготовлены уникальнейшие «штучки». На специальном сайте markknopfler-live.com можно заказать флешки, выполненные в виде легендарного красного «Стратокастера», заполненные mp3-шками с записями ВСЕХ концертов тура.

6 апреля 2011, 17:33

МИСТЕР МЕДЛЕННОРУКИЙ Есть в блюзе такой термин "медленные руки", когда гитарист кончиками пальцев заставляет гитарную струну издавать звук, когда игра уже закончена. Пальцы Эрика КЛЭПТОНА наделены такой способностью, а его чувственный голос может вытянуть эмоции из души любого слушателя. "Я всегда знал, что публика любила меня, - вспоминает Эрик. - Такое обожествление порой порождало зависть других музыкантов. Позже я смирился с тем, что моя судьба на сцене, как, впрочем, и в жизни, быть одиночкой!"
НЕНУЖНЫЙ СЫН Эрик родился в провинциальном городке Рипли, в 50 км от Лондона. Увы, в семейной атмосфере не было места для родительской любви. Причину равнодушия к себе Эрик не понимал, ведь он лез из кожи вон, угождая старикам. Отлично учился, дома помогал с удовольствием, но в ответ получал лишь недовольное брюзжание. Хотя редкие дни все же превращались в праздник! Когда старший брат Адриан учил его играть на губной гармонике, брал с собой в кино или приносил новую книгу по научной фантастике. Благодаря брату Эрик получил первое музыкальное образование и полюбил джаз. Вскоре Эрик узнал, почему все так неправильно. Однажды в гости к родителям из Германии приехала их дочь Патрисия со своим маленьким сынишкой. 9-летнему Эрику ее представили как сестру, хотя на самом деле... Патрисия родила его в 16 лет от любовной связи с канадским солдатом с соседней военной базы. Как только закончилась война, женатый канадец отправился на родину. Родители Патрисии предпочли скрыть позор от соседей и выдали Эрика за своего сына. Нежеланный младенец так раздражал Патрисию, что она уехала жить в Германию, где по иронии судьбы вновь вышла замуж за канадского солдата и родила второго сына, отдав ему всю материнскую любовь. с бабушкой
При встрече с настоящей матерью 9-летний Эрик сказал, что знает правду, что она его настоящая мама. "Можно я буду называть тебя мамой?" - спросил он. Но она имевшая другую семью, была вынуждена ему отказать. Ей самой это причинило немало душевной боли, но на 9-летнего Эрика Клэптона повлияло глубоко и надолго. Он замкнулся в себе и даже в отношениях со своими лучшими друзьями всегда была какая-то внутренняя дистанция.



Собственно, с этого момента на свет родился новый Эрик, которого так полюбили его самые горячие поклонники: замкнутый, саркастичный, предельно эгоистичный и бесконечно талантливый! Хотя кто бы мог подумать, что именно за отсутствие таланта в 17 лет его выгнали из колледжа искусств в Кингстоне, куда Эрик поступил учиться на отделение дизайна цветного стекла. Тогда он устроился чернорабочим, убедил деда с бабкой купить ему электрогитару и каждую свободную минуту не выпускал ее из рук.


ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК Четыре года спустя после первого прикосновения к струнам о Клэптоне знала вся Британия. На улицах Лондона фанаты писали "Клэптон - бог", на его выступления приходили великие блюзовые музыканты. Поиграв в нескольких группах, оставивших немало жемчужин в сокровищнице мирового рока, Эрик начал сольную карьеру. Позднее его дважды введут Зал славы рок-н-ролла, назовут самым черным из всех белых блюзовых гитаристов, осыпят почестями и не дадут сгинуть в героиновой яме, где он провел три года. Однако наркозависимость была не самым страшным испытанием в его жизни.
Однажды, уже после распада трио "Cream", Эрик Клэптон отправился на встречу с гитаристом из "БИТЛЗ" Джорджем ХАРРИСОНОМ. Это явно был роковой день, из тех, что круто меняют судьбы людей. Эрик открыл дверь популярного лондонского клуба, стремительно шагнул вперед, уверенный, что он, как всегда, будет лучшим среди музыкального бомонда. И замер как вкопанный! "Мой взгляд утонул в двух глубоких серых глазах, время остановилось, а я влюбился с первого взгляда. Она была божественно красива: стройна, высока, с длинными волосами цвета спелой пшеницы, нежной кожей, похожей на взбитые сливки, и глазами, которые поглотили меня целиком". Это была жена Джорджа. В тот вечер Эрик Клэптон, оглушенный страстью к Патти БОЙД, не смог сыграть достойно: пальцы дрожали и не слушались его. Спустя некоторое время страсть Эрика выплеснулась в блюзовой балладе "Лейла". Вскоре появился на свет и одноименный альбом, принесший музыканту мировую славу и обожание миллионов поклонниц. Но Эрику нужна была только Патрисия. Он атаковал ее звонками, умоляя о встрече. Однажды она согласилась, и любовный вихрь стремительно закружил обоих. Аллеи парков, столики кафе, случайные прохожие, речные трамвайчики на Темзе знали об их тайных свиданиях все, чего не ведал ее муж и его друг Джордж Харрисон. После громкого публичного скандала Патрисия ушла к Эрику в 1979 году. И совершила ошибку.


Стоило теперь Джорджу Харрисону появиться на концертах, где играл Эрик, как его выступление оказывалось на грани срыва. "У меня сердце разрывалось, когда я видел тоскующий взгляд Джорджа. Я изводился от чувства вины к другу и не мог понять, действительно ли моя любовь стоит того, чтобы причинять ему такую боль?" Все девять лет его брака с Патти Эрик неизменно задавал себе этот вопрос. Постепенно сладостная и желанная леди из блюзовой баллады превратилась в надоевшую жену. "Она все время пытается меня переделать. Ей не нравится мой образ жизни, ее раздражает то, что я сутками играю на гитаре. Она хочет, чтобы я был светским и таскался с ней по приемам, - плакался в баре за стаканом виски Эрик не кому-нибудь, а Джорджу Харрисону. - Прости меня, дружище!"
Запутанный клубок сложных отношений подкатился к логической развязке. Несмотря на сбычу мечт, Клэптон пристрастился к алкоголю. А однажды Патти на день раньше, чем ожидал Эрик, вернулась домой от своих родителей. Повернув ключ в замке, она лицом к лицу столкнулась с размалеванной девицей. Это был предел унижения. Уставшая от любовных похождений, запоев и комплексов Эрика, Патти ушла от него. Однако спустя время вся троица вновь возобновила дружеские отношения. "Наши души притягиваются свыше, это сильнее нас", - признался Эрик как-то журналистам. Он вылечился и от депрессии, и от алкогольной зависимости.



Эрик с Карлой Бруни СЛЕЗЫ В НЬЮ-ИОРКЕ В конце 80-х, обретя желанную свободу от давления Патти, Эрик записывает свои самые успешные альбомы - "Другой билет", "Деньги и сигареты", "Позади солнца", "Август", "Путешественник". Получает "Грэмми" за альбом с ретроспективой своего творчества и становится настоящим рок-гуру. И вдруг спокойная, размеренная, заполненная творчеством жизнь становится сплошным кошмаром. В авиакатастрофе погибают его друзья, агент и музыканты, с которыми он записывал все свои альбомы, а спустя три месяца, едва Эрик пришел в себя, судьба сбивает его с ног еще более жестоким ударом. Его четырехлетний сын от итальянской модели Лори дель САНТО выпадает с 53-го этажа ее квартиры в Манхэттене. Хотя Эрик и Лори не жили вместе даже гражданским браком, оба безумно любили своего маленького сына. Сдерживая раздражение к многочисленному и шумному итальянскому семейству Лори, Эрик часто навещал сына и проводил с ним много времени.
"Когда Лори кричала мне по мобильному, что Конор выпал из окна, я не почувствовал абсолютно ничего. Казалось, что все внутри меня выгорело дотла и остался только серый пепел. На похоронах ее семья обвинила меня, что я холодный англичанин и не выдавил из себя ни слезинки". Позже душераздирающая горечь от потери сына вылилась в балладу "Слезы в небесах". В том мучительном 1992 году Эрик Клэптон получил шесть "Грэмми" за альбом "Unplugged", куда вошел и этот шедевр блюза. Музыка помогла ему выжить, но не только она... НОВАЯ СЕМЬЯ Мелия МАКЕНЕРИ, в чьих жилах течет корейская и ирландская кровь, - девушка крайне независимая и чересчур откровенная. Вряд ли ее можно назвать красавицей, но самоуверенности ей точно не занимать. В этом Эрик Клэптон убедился очень быстро. После окончания дизайнерской школы друзья пригласили Мелию оформить обложку нового альбома певца. "Я равнодушна к вашему творчеству, - заявила она на встрече с певцом, - но ваш агент обещал неплохо заплатить, и я возьмусь за эту работу". Привыкший к постоянной лести, Эрик был крайне удивлен столь наглой выходкой. Вскоре он отметил, что, несмотря на простоватую внешность, Мелия пользуется огромной популярностью у противоположного пола. "Я и сам не заметил, как оказался среди множества ее поклонников", - признался Эрик в одном из интервью. Вскоре его друзья заметили, что он сам стал улыбчивей и живее. Ведь Мелия ответила на ухаживания Эрика самой искренней любовью. Однако спустя полгода девушка поняла, что Эрик не спешит жениться. Макенери была слишком горда, чтобы оставаться одной из его подружек. Не устраивая истерик, она тихо собрала чемоданы и скрылась в родном штате Огайо. "Я действительно больше не хотел ни на ком жениться. Тем более у меня появилась дочь. К этому времени она подросла, мы много времени проводили вместе, и я не чувствовал себя таким одиноким. Но забыть Мелию я не мог". Его дочь, Рут.
Дочь Эрика Клэптона родилась по прихоти судьбы. Ее мать, Ивонна Хан КЕЛЛИ, работала вместе со своим мужем на студии Эрика на Антигуа. У них не было детей. Ивонна была страстной поклонницей творчества музыканта и оказалась самой скрытной из всех его женщин. Их короткий роман остался тайной для всех. Как и их ребенок, малышка Рут, для самого Эрика. Пока в 1990 году Эрик, вновь оказавшись на Антигуа, не познакомился со своей тогда уже шестилетней дочерью. Он настоял на том, чтобы Рут узнала, кто ее отец, и с тех пор старался общаться с ней как можно чаще. Именно Рут первой узнала, что ее папочка не на шутку влюбился. И совсем не удивилась, когда Эрик, забросив все свои дела, махнул в американский штат Огайо. Мелия встретила его нежными объятиями и чудесной новостью: Эрик должен был стать отцом. В 2000 году 56-летний папочка и 26-летняя мамочка обвенчались, держа на руках прелестную годовалую дочь по имени Джулия Роуз, а затем у них родились еще две дочери - Элла Мэй (2003) и София (2005). Эрик наконец обрел то простое счастье, которого его лишили еще в детстве - любовь теплой и преданной женщины, сумевшей создать настоящую семью.