Консультация для родителей«Как обучают детей звуковому анализу слов. "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме" Мягкий знак в звуковой схеме

Ольга Гордеева

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове .

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики .

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ :

ддд-ом – первый звук Д – он согласный , звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

д – ооо – м - второй звук О - он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

до –ммм - третий звук М – он согласный , звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука , 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М .

Гласный звук О .

Назовем звуки по порядку : Д О М.

Напишем слово буквами :ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный , глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

В слове кит 3 звука : 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь , И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

Буквы, обозначающие звонкие звуки :

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки :

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий . Если «не звенит» - глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки : Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки : Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий : Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

определяют на слух :

МЕЛЬ – звук ль мягкий .

МЕЛ – звук л твердый .

КОТ – звук К твердый .

КИТ – звук Кь мягкий .

Родители могут проконтролировать следующим образом :

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук .

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук .

Звуков Е ,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]

Пишем НОЖ - говорим [НОШ]

Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э , О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова .



Как составить звуковую схему слова?
Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть - [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б"]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Первый слог - ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п"] - мягкий согласный, второй звук [и] - гласный.

Второй слог - СЬМО. Первый звук [с"] - мягкий согласный. Дальше идёт слияние - МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] - твёрдый согласный. Звук [о] - гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички - а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч"], [щ"], [й"].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

Шарада

Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене,

Буквы, видно, подшутили -

В утварь взяли превратили,

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку.

(Актёр - тёрка)

Составим схему слова “актёр”.

1. Делим слово на слоги.

Информация для родителей.

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-ттечь, да-нный.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пка, ра-вный.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (звуки [р],[р"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [й"]).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Чтобы ребёнку было легче разделить слово, можно предложить ему хлопать в ладоши на каждый слог.

А-ктёр

В этом слове два слога.

2. Первый слог - а. В этом слоге один звук - [а]. Это гласный звук.

Ставим карточку - красный квадратик. Или обводим в тетради клеточку и закрашиваем красным карандашом.

Отделяем первый слог чертой.

3. Второй слог - ктёр. Произносим протяжно, чтобы были слышны все звуки: к-т-ё-р.

Первый звук [к] - твёрдый согласный. При произношении голос не слышен, только шум, значит это глухой согласный. Выбираем карточку для твёрдого глухого согласного.

Последний звук [р] - твёрдый звонкий согласный.

4. Ставим ударение. Произносим слово целиком, выделяя ударный слог голосом. Ударный слог - второй.

5. Обозначим звуки буквами. Звук [а] обозначаем буквой “а”, звук [т"] обозначаем буквой “тэ”, звук [о] обозначаем буквой “ё”, чтобы показать мягкость согласного. Звук [р] обозначаем буквой “эр”.

Что нужно поменять в схеме, чтобы получилось слово “тёрка”?

Дайте ребёнку время подумать, поразмышлять.

Дайте характеристику каждому звуку.

Также ребёнку можно сказать о том, что, если в слоге есть буква ё, то слог всегда будет ударным.

Парикмахерская - жанр игр, перед которым не устоит ни одна девчонка. Бесплатные игры для девочек: причёски , макияж, стрижки, маникюр.


Карточка-помощница “Лента букв” предназначена для работы над звуко-буквенным составом слова и актуализации знаний ребят о буквах и звуках.

Красным цветом обозначены гласные звуки и буквы. Йотированные гласные обозначены зелёным и красным цветом.

Твёрдые согласные на синем фоне, мягкие на зелёном. Буквы, которые обозначают два звука, на сине-зелёном прямоугольнике.

Работа по ленте букв (примеры вопросов и ответов).

1. Назови гласные звуки русской азбуки.

А О У Э Ы И

2. Назови гласные буквы русской азбуки.

А О У Э Ы И Я Ё Ю Е

3. Назови непарные звонкие согласные звуки.

Н Н’ М М’ Л Л’ Р Р’ Й’

4. Назови непарные глухие согласные звуки.

Х Х’ Ц Ч’ Щ’

5. Назови парные согласные звуки.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С Б’-П’ В’-Ф’ Г’-Г’ Д’-Т’ З’-С’

6. Какие буквы не обозначают никакого звука?

Логические головоломки, паззлы, задачи, игры со словами и числами, поиск предмета - игры всех этих жанров можно найти на сайте http://playshake.ru . Логические игры для самых маленьких научат ребенка не просто бездумно нажимать цветные кнопочки, а мыслить, думать, какое действие следует произвести дальше.

7. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

8. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

9. Какие согласные звуки всегда мягкие?

Ч’ Щ’ Й’

10. Какие согласные звуки всегда твёрдые?

11. Дай характеристику буквам Е, Ё.

Буква Е обозначает два звука [й" э], если стоит в начале слова или после гласной буквы. Например, в слове “ель” или “поел”. Также, если стоит после разделительного ъ (съел) или ь (пьеса) знаков.

Буква Е обозначает один звук [э], если стоит после согласного звука (лес, пел, сел).

Буква Ё обозначает два звука [й" о], если стоит в начале слова, после гласной буквы, после ъ и ь разделительного знака (ёжик, поёт, пьёт, съёжился).

Буква Ё обозначает один звук, если стоит после согласного звука (пёс, рёв, мёд).

12. Дай характеристику букве Л.

Буквой “эль” обозначают два звука. Твёрдый звук [л] и мягкий звук [л"]. Эти звуки согласные и звонкие.

Аналогично проводится работа над характеристикой остальных букв.
http://ya-umni4ka.ru/?cat=4

http://ya-umni4ka.ru/?p=2190#more-2190
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Данный мастер-класс предназначен для тех, кто имеет первоначальные навыки работы в программе PowerPoint. Но, думаю, что и новички смогут разобраться в материалах мастер-класса. Если есть желание, то обязательно всё получится. Обучающие материалы выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.

Разгадывать кроссворды любят все: и взрослые, и дети. Это увлекательное занятие расширяет кругозор, тренирует память, приучает к краткости и чёткости формулировок.

На уроках и внеклассных мероприятиях кроссворд - наш помощник для мотивации учащихся к деятельности, для создания проблемной ситуации, для систематизации знаний и обобщения, для того, чтобы оживить и разнообразить деятельность на уроке.

Программа PowerPoint даёт возможность создавать различные виды кроссвордов. На первом уроке мы рассмотрим создание простого интерактивного кроссворда.

Пример кроссворда можно посмотреть

В работе мы будем использовать:

Средства рисования;

Триггеры;

Анимацию.

Этап 1.

Составляем сетку кроссворда.

Вставка - фигуры - прямоугольник

Для прямоугольника в Средствах рисования мы можем выбрать цвет и толщину контура, цвет заливки или выбрать «нет заливки».

Копируем готовый прямоугольник и вставляем на слайд столько раз, сколько нам необходимо для сетки.

Когда сетка готова, выделяем все фигуры, удерживая клавишу Shift, далее отпускаем клавишу и правой кнопкой выбираем Группировать.

Затем можно вставить цифры в сетку, чтобы было видно, сколько будет вопросов. Цифры можно также сгруппировать с сеткой, чтобы было удобно передвигать её в нужное место по слайду.




В жизни люди, способные вычислять в уме, смотрятся как «суперумники», хотя в этом ничего сложного нет. Калькулятор калькулятором, а считать в уме полезно!
Как помочь ребенку выучить таблицу умножения
Ниже описаны некоторые простые приемы

Умножение на 2 или удваивание. Удваивать довольно легко, достаточно что-то сложить с самим собой. Вначале я показал на своей левой и правой руке одновременно по одному, двум, трем, четырем, пяти пальцам - так мы получили 2, 4, 6, 8, 10. Вместе с пальцами моего ученика мы дошли до двадцати, а потом я показывал на разные штуки в комнате, и предлагал сосчитать и удвоить - число букв в плакате, число символов на циферблате часов, сосчитать число спиц на одной стороне колеса велосипеда, и проверить, сойдется ли общее число с удвоенным и так далее.

Умножение на 4 и 8, 3 и 6

Когда умеешь умножать на два, это сущие пустяки. Умножить на четыре это то же, что удвоить ответ для того, что уже удвоено, например 7×4 это 7×2х2, а что 7×2 это 14 мы уже хорошо запомнили на предыдущем уроке про удваивания, так что и само 14 превратить в 28 не составит труда. Когда разобрался с четверкой, не так уж сложно разобраться и с большими числами восьмерки. По пути мы заметили, что, например, 16 это и 2×8, и 4×4. Так мы узнали, что есть числа, сплошь состоящие из двоек: 2, 4, 8, 16, 32, 64.

Умножая на 3 и 6, мы выучили старый пиратский метод «дележки на три». Если сложить цифры в числе, умноженном на 3, 6 или любом другом, которое делится на тройку, то результат сложения цифр ответа всегда кратен трем. Например, 3×5 = 15, 1+5 = 6. Или 6×8 = 48, а 4+8 = 12, кратно трем. А можно и в 12 цифры сложить, получится тоже 3, так что, если так дойти до конца, то всегда получается одно из трех чисел: 3, 6 или 9.

Так мы превратили это в еще одну игру. Я задавал какое-нибудь число, даже трех- или четырехзначное, и спрашивал, делится ли оно на 3. Для ответа достаточно сложить цифры, что довольно просто. Если число делилось на 3, то я спрашивал — «а на 6?» - и тогда нужно было просто посмотреть четное ли оно. А потом (в специальном случае небольших чисел из таблицы) иногда еще хотел узнать, что же получится при таком делении на 3 или 6. Это было очень веселое занятие.

Умножение на 5 и 7, простые числа
И вот остались у нас умножение на пятерку, семерку, и девятку. А это значит, что мы выучили умножение их на многие другие числа — на 1, 2, 3, 4, 6, 8 и 10. С пятеркой мы разобрались очень быстро - она легко запоминается: на конце либо нолик, либо пять, точно также как умножаемое число: либо четно, либо нечетно. В качестве предмета, на котором с пятерками удобно заниматься, отлично подходит циферблат часов, можно придумать множество задач про путешествия во времени и пространстве. Заодно я

рассказал почему в часе шестьдесят минут, и мы поняли чем это удобно.

Мы увидели, что 60 удобно делить на 1, 2, 3, 4, 5, 6, а на 7 делить неудобно. Поэтому было самое время присмотреться к этому числу. Из умножения на семерку оставалось запомнить лишь 7×7 и 7×9. Теперь мы знали почти все, что нужно. Я объяснил, что семь просто очень гордое число - такие числа называются простые, они делятся только на 1 и на себя.

Математика может быть веселой и легкой. Познакомтесь с этой симпатичной таблицей.

Если вдумчиво ее исследовать, то не так уж много надо выучить. Всего 36 позиций. Остальные либо простые (1 х 10) либо обратимые (2 х 4 = 4 х 2). Минус 10 позиций из таблицы умножения на 9. Ее можно выучить за 5 минут. Есть такой фокус:

Итак, поехали.

Для начала положим свои руки на стол и мысленно пронумеруем пальчики слева направо от 1 до 10. Чтобы выполнить действие умножения, допустим 9 х 3 = ? , загибаем третий слева пальчик. Всё! Ответ готов: оставшиеся не загнутыми пальчики слева образуют количество десятков в ответе, а не загнутые справа — количество единиц. Считаем, и говорим ответ: 27!

Таким образом можно получить ответ для любого числа. Вот здесь, допустим, пример 9 х 7 = 63

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б"]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://сайт/?p=1742)

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п"] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с"] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч"], [щ"], [й"].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё

Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно , раскраски из сказок и мультфильмов.

Составление звуковых схем к словам.

Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором .

Помнить: звуки можно услышать или произнести. Буква - это знак для обозначения звука. Букву можно написать, прочитать, увидеть.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха.

Речевой аппарат - это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.При составлении звуковых схем к словам необходимо уметь делить звуки на гласные и согласные.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом -

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Когда мы произносим согласные звуки , воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума - это глухие согласные. Другие - из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом -

мягкие - зелёным -

С чего начать работу?

Начинайте работу с простых слов - односложных или двусложных. Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку? Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Алгоритм работы при составлении звуковой схемы слова

1.Проговариваю слово.

2.Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.

3.Слушаю звук, анализирую его: гласный или согласный; если согласный - твёрдый или мягкий.

4.Выбираю нужный цвет.

5.Считаю: сколько в слове всего звуков, сколько гласных, сколько согласных - сколько из них твёрдых согласных, сколько мягких.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши - лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук - [л]. Это согласный твёрдый звук. Выбираем нужную карточку твёрдого согласного (синий цвет).Второй звук - [у]. Это гласный звук. Выбираем нужную карточку гласного звука (красный цвет). Третий звук [к] - твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного (синий цвет).

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] - буквой “у”. Звук [к] - буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим.

ЛЕНТА БУКВ.

Для составления звуковых схем слов необходимы следующие заготовки:


Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.