Корабль-призрак. Легенда о Летучем голландце. Корабль «Летучий голландец
«Летучий голландец»
- легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.
Легенда о «Летучем Голландце» переходит у моряков из поколения в поколение. Лишь при мысли о летучем голландце сердце начинает биться чаще. Покрытая тайной и романтикой история этого корабля не оставляет равнодушными многих историков и ученых.
Голландская версия легенды гласит
, что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен
(или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, команда обратилась к капитану с просьбой причалить и переждать непогоду в какой-нибудь бухте. Но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся костями своей матери, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Этим Ван дер Деккен, слывший страшным сквернословом и богохульником, прогневал Бога и навлёк на свой корабль проклятие.
В варианте, опубликованном в 1821 году
в одном английском журнале говорится, что вмиг расступились небеса, тучи сияли ярким пламенем, из которого появилась темная тень, сошедшая на палубу корабля. Капитан по военной привычке решил воспользоваться оружием и отпугнуть приближающуюся тень. Но, внезапно, пистолет в его руках разорвался на мелкие частицы. Равнодушным и непоколебимым голосом тень произнесла приговор. «Ты жесток и бессердечен, капитан. Теперь вином тебе будет желчь, а пищей – железо. Ты будешь проклят навеки.»
Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия. Хотя, по некоторым версиям, у него есть шанс обрести покой: раз в десять лет Ван дер Деккен может вернуться на землю и попытаться найти ту, что добровольно согласится стать его женой. По другой версии, есть некое магическое слово, которое может снять проклятие и упокоить «Летучего голландца» и его экипаж.
В германском варианте
капитан фон Фалькенберг
плавал в Северном море. Периодически его посещал Дьявол, и капитан играл с ним в кости, ставя на кон свою душу. Капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор.
Есть еще один вариант
, более реальный: в конце 1770 года, на остров мальта причалил корабль вся команда. Включая капитана были заражены желтой лихорадкой. Великий магистр Мальтийского ордена отдал приказ отбуксировать корабль из порта, вместе с находившимися на нем 23 людьми. Судно поплыло в Тунис, но там уже были предупреждены и не пустили корабль в порт. В Неаполе, куда команда отчалила позже. Парусник тоже не пустили. То же случилось и во Франции, и в Англии. Команда медленно умирала, и в итоге. Превратилась в группу скелетов на борту.
Другие версии легенды:
Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу, если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Его пожелания исполнились, и он был обречён на вечные скитания.
Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии - мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так - плыви!».
Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам.
Команда корабля натолкнулась на другой корабль-призрак, «Кенару», - пиратское судно-призрак, которое грабило и уничтожало другие корабли. Команде «Летучего голландца» удалось одолеть «Кенару», но на них перешло проклятие «Кенары». Теперь они бороздят бесконечные просторы и не чувствуют ни боли, ни усталости, ни тепла, ни холода, мучаются этим, а встречающиеся корабли они молят о помощи, но те, не пытаясь помочь им, разделяют с ними проклятие «Кенары».
Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята.
На палубе корабля появилась богиня, но она была встречена оскорбительным отношением со стороны капитана. В отместку она приговорила корабль плавать вплоть до дня Страшного суда.
Сохранились свидетельства о пиратском корабле «Флиссингер» под командованием Николаса Яарри. Предполагают, что на судне было совершено убийство и команда, страшась возмездия, опасалась заходить в порты, а другие источники утверждают, что на борту судна вспыхнула эпидемия какой-то болезни, и потому ни один порт не хотел дать пристанище кораблю. Так он и остался вечно скитаться по морям.
Полагают, что легенда о «Летучем голландце» родилась в эпоху великих географических открытий, когда мореплаватели отправлялись на поиски Индии. При попытке обогнуть Африку с юга, они наталкивались на сильные ветра, шторма и густые туманы, но больше всего моряков пугали легенды о морских чудовищах, атакующих и поглощающих корабли.
Шли годы, и число встреч в море с «кораблями-призраками» продолжало расти. Страховое общество «Ллойд» подсчитало, что только с 1891 по 1893 год было зарегистрировано 1828 сообщений капитанов о встрече с «летучими голландцами»
. Была организована даже специальная конференция, обсуждавшая вопрос, что же делать с «кораблями-призраками». Было принято решение истребить последних.
В океанах встречались десятки полузатопленных, разбитых корпусов парусников, к ним и направлялись военные корабли, которые расстреливали, поджигали и взрывали их. Эта операция длилась вплоть до 1930 г., когда американские военные корабли уничтожили 267 таких беспризорных судов.
Летучий Голландец плавает во всех морских просторах. Призрак судна – предвестник верной гибели для корабля. Моряки и сегодня боятся корабля-призрака, поэтому прибивают к мачтам лошадиные подковы - на удачу.
Призрак корабля, в котором признали «Летучего Голландца», видели в 1923
году у Мыса Доброй Надежды. Его наблюдали четыре моряка, один из которых спустя годы сообщил об этом случае Эрнесту Беннетту, члену Общества для изучения психических явлений. По рассказу помощника капитана Н.К. Стона, призрак заметили в четверть первого ночи 26 января 1923 года. Накануне днем корабль, следовавший из Австралии в Лондон, прошел мыс Таун.
Стон писал:
«Около 0.15 ночи мы увидели странное свечение впереди по ходу с левого борта. Стояла кромешная темнота, была сплошная облачность, луна не светила. Мы посмотрели в бинокль и корабельный телескоп и различили светящиеся очертания плывущего корабля, двухмачтового, пустые реи тоже светились, парусов видно не было, но между мачтами наблюдалась легкая светящаяся дымка.
То не были навигационные огни. Судно, казалось, двигалось прямо на нас, и скорость его была такой же, как наша. Когда мы его заметили в первый раз, оно находилось от нас где-то за две-три мили, а когда оно было от нас в полумиле, оно внезапно пропало.
Это зрелище наблюдали четыре человека: второй помощник, стажер, рулевой и я сам. Я не могу забыть испуганный возглас второго помощника: «Господи, да это же корабль-призрак!»
Стон описал, как выглядел корабль, он запечатлелся в его памяти на всю жизнь. Его рассказ подтвердил Беннетту второй помощник капитана, двух других свидетелей найти не удалось.
С Летучим Голландцем чуть не встретился британский корабль «Вакханка»
в 1881
году, на борту которого в тот момент был юный принц. Все обошлось. Судьба дала принцу долгую жизнь. Принц стал королем Георгом V. Но вот матрос, стоявший на дозоре вскоре трагически погиб.
Легенда о Летучем Голландце – наиболее известная легенда о кораблях призраках, но кроме легенд и мифов, существую реальные факты встречи с такими кораблями:
«Октавиус»
, английское торговое судно, возвращавшееся из Китая, было найдено дрейфующим недалеко от берега Гренландии в 1775
. Судовой журнал капитана показал, что судно в 1762 сделало попытку следования по Северо-Западному проходу, который успешно никем не пересекался вплоть до 1906 года. Судно и замороженные тела его команды, очевидно, завершили переход, дрейфуя среди пакового льда в течение 13 лет.
В 1850
году к берегу рядом с поселком Истонс Бич вблизи Ньюпорта подошел парусник «Сибёрд»
, причем, он не швартовался, а просто уткнулся носом в песок. К удивлению собравшихся, единственным живым существом на судне была трясущаяся от страха собака.
Когда же люди поднялись на судно, удивление переросло в недоумение – в рубке висел табачный дым, на камбузе источал ароматы горячий завтрак, кипел на плите кофе, а в судовом журнале последняя запись свидетельствовала, что судно вышло на траверс рифа Брентон, находящегося от Истонс Бич всего в нескольких милях.
Вскоре к берегу подошли рыбаки, видевшие несколько часов назад «Сибёрд» в море и даже обменявшиеся приветствиями с его капитаном. Что произошло с экипажем – так и осталось неразгаданной тайной.
В сентябре 1860
года в проливе Дрейка было обнаружено парусное судно с трупом капитана на борту. Он сидел за столом, перед вахтенным журналом, последняя запись в котором была сделана 4 мая 1823 г. Она гласила, что «судно затерто льдами и уже 71 день нет пищи»
.
В 1875 году англичане встретили судно, застрявшее во льдах. На его борту обнаружили трупы капитана, молодой женщины и нескольких матросов - все они застыли в неестественных позах. Последняя запись в судовом журнале была сделана 14 ноября 1862 года.
Пожалуй, один из самых широко освещаемых подобных случаев произошел в 1872
году, когда в море английский корабль обнаружил бриг «Мария Селеста»
, на котором не было экипажа. Бриг находился во вполне исправном состоянии, и его доставили в порт британской базы в Гибралтаре. Любопытно, что для исследования брига пригласили не только известных ученых, но и сыщиков Скотленд-Ярда. Но тайна исчезновения экипажа «Марии Селесты» так и осталась нераскрытой.
Поистине удивительными бывают маршруты некоторых покинутых судов. Например, американская шхуна «Уайт»
, в 1888
году из-за сильной течи оставленная командой, продолжала плыть по Северной Атлантике. За год она прошла свыше пяти тысяч миль и в начале 1889 года села на мель около одного из Гебридских островов.
Также несколько лет дрейфовала по морям и американская шхуна «Фэнни Уолстен»
, брошенная командой в 1891
году. Несмотря на сильную течь, она держалась на плаву и двигалась под воздействием течения Гольфстрим с довольно большой скоростью. Всего за три года она прошла более 8 тысяч миль. За это время ее видели более сорока раз. Навсегда «Фэнни Уолстен» исчезла осенью 1894 года.
Трёхмачтовый барк «Эбий Эсс Харт»
был обнаружен в сентябре 1894
года с борта германского судна «Пиккубен» в Индийском океане. На мачте парусника был поднят сигнал бедствия. Высадившиеся на барк немецкие моряки обнаружили капитана, лишившегося рассудка и 38 человек экипажа, которые были мертвы
В начале прошлого века во время шторма, сместившего груз в трюме, что привело к опасному крену, был покинут командой пароход «Данмор»
. Моряков со шлюпок сняла находящаяся неподалеку английская эскадра. Так как пароход продолжал оставаться на плаву и мог представлять серьезную угрозу судоходству, командующий эскадрой решил его потопить. Штормовая погода и наступающие сумерки отсрочили выполнение его решения до утра. Но утром пароход найти не смогли и решили, что он затонул самостоятельно.
Каково же было удивление моряков той же эскадры, когда через год они снова в штормовую погоду встретили «Данмор». И опять наступившая ночь спасла пароход, исчезнувший к утру из зоны видимости. Проведенные поиски результатов не дали. Любопытно, что «Данмор» моряки встречали в океане в течение нескольких лет, но ни разу не смогли к нему подойти. И подобных примеров немало.
Вышедший из мексиканского порта Мансанильо 3 октября 1902
года, германский четырёхмачтовый барк «Фрея»
был обнаружен через 17 дней полузатопленным с сильным креном на левый борт. Несмотря на то, что никаких штормов а то время у западных берегов Мексики не наблюдалось, стеньги мачт «Фрейи» были сломаны. Экипажа на борту не было. Причины его исчезновения остались невыясненными
Корабль-призрак барк Мальборо
Зачастую корабль с мертвой командой может носиться по волнам годами. Так, в 1913
году у южной оконечности Чили в открытом море был найден основательно потрепанный барк «Мальборо»
, паруса которого давно истлели. На борту, к удивлению высадившихся на барк моряков, оказалось несколько скелетов. Но главное удивление вызвал судовой журнал, последняя запись в котором была сделана еще в конце XIX века. Получалось, что барк более 20 лет самостоятельно путешествовал по океану.
Один из самых примечательных судов-призраков ХХ в. - датское учебное парусное судно «Кобенхавн»
. 4 декабря 1928
г. оно вышло из Буэнос-Айреса, чтобы продолжить свое кругосветное плавание. На борту парусника находился экипаж и 80 кадетов - воспитанников морского училища. Спустя неделю, когда «Кобенхавн» уже успел пройти около 400 миль, с борта была получена радиограмма. Командование сообщало, что плавание проходит успешно и что на судне все благополучно.
Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается тайной. В порт приписки, Копенгаген, корабль не прибыл. Утверждают, что впоследствии его много раз встречали в различных уголках Атлантики. Парусник якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было.
В январе 1929 г. жители островов Тристан-да-Кунья увидели грациозный парусник, направляющийся прямо на предательские рифы у берега. Корабль несся, подгоняемый штормовым ветром. Он подошел на достаточно близкое расстояние, чтобы можно было убедиться в отсутствии каких-либо признаков жизни на его борту. Широкая белая полоса на корпусе - отличительный знак учебных парусников - давала основание предполагать, что это был «Кобенхавн».
Спустившийся туман скрыл парусник от взоров островитян. Когда шторм ослабел, были предприняты попытки разыскать судно. Однако ни его самого, ни его обломков не нашли. Через несколько дней на берег выбросило шлюпку и чехол от пулемета, но никаких надписей, которые помогли бы установить их принадлежность, на них не было.
Кобенхавн
Еще одно сообщение о «Кобенхавне» в том же 1929 году поступило от чилийских рыбаков. Во время промысла у южного побережья Чили в жестокий шторм видели этот парусник. Он был уже без мачт. Однако на этом история с датским учебным судном не закончилась. В ночь с 7-го на 8-e октября 1959 г. капитан голландского сухогруза «Страат Магелхэс» Пит Алгер, находясь у южной оконечности африканского континента, увидел внезапно появившееся судно большое парусное судно. Под всеми парусами оно шло навстречу «Магелхэсу». С трудом Алгеру удалось избежать столкновения. Не успела команда опомниться, как парусник исчез в тумане. В своем донесении морским властям капитан сообщал, что парусник весьма напоминал «Кобенхавн».
Пятимачтовая шхуна «Керрол Диринг»
была замечена смотрителем маяка мыса Гаттерас 31 января 1921 года
в восемь часов десять минут на внешней кромке отмели Даймонд Шоалз. Все паруса шхуны были убраны, на борту никого не было кроме корабельного кота.
Груз, съестные припасы и личные вещи членов экипажа были целы; но спасательные шлюпки, хорнометр, секстанты и вахтенный журнал отсутствовали. Рулевое управление было выведено из строя, а судовой компас и часть навигационных приборов оказались разбитыми. Причины исчезновения команды (9 человек) и капитана выяснить не удалось.
шхуна «Керрол Диринг»
Пароход «Бэйчимо»
в 1931
году попал в ледовый плен. По сигналу SOS были посланы два гидроплана, они забрали 22 человека. Капитан и 14 матросов остались на корабле охранять ценный груз - пушнину. Моряки перебрались на берег и разбили лагерь, но однажды утром они не увидели больше своего судна.
Позже корабль наблюдали многие моряки в разных частях земного шара. Последнее упоминание о нем датируется 1962 г., где «Бэйчимо» видели в море Бофорта, проплывавшим вдоль берега, и покрытым ржавчиной.
Спасательная шлюпка пассажирского парохода «SS Валенсия»
, потерпевшего крушение в 1906 около юго-западного побережья острова Ванкувер, была найдена в 1933
году в хорошем состоянии, плавающей в этом районе спустя 27 лет после катастрофы. Моряки также сообщили о наблюдении самого судна в этом районе после того, как оно утонуло, часто как видение, которое следовало вниз по побережью.
В феврале 1948
года радиостанции засекли сигнал бедствия в Малакском проливе с парохода «Уранг Медан»
: «SOS! Теплоход «Уранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа»
Далее следовали бессвязные точки и тире. В конце радиограммы было чётко: «Я умираю».
«Уранг Медан»
Поднявшиеся на борт спасатели увидели жуткую картину: капитан, матросы и собака были мертвы, а на лицах людей был ужас. Но, что самое удивительное, на трупах не было признаков насильственной смерти!
До настоящего времени остается загадкой история теплохода «Джойта»
. Считавшееся погибшим судно было обнаружено в океане. Плавало оно без экипажа и пассажиров. «Джойта», небольшое судно валовой вместимостью 75 регистровых тонн, обладала отличными мореходными качествами.
3 октября 1955
г. судно под командованием капитана Миллера, опытного и знающего моряка, покинуло порт Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) и взяло курс к берегам архипелага Токелау. В порт назначения оно не прибыло. Все усилия найти «Джойту» оказались тщетными. Судно и 25 человек, находившихся на его борту, зачислили в список пропавших без вести.
Прошло более месяца, и 10 ноября «Джойта» была случайно обнаружена в 187 милях к северу от островов Фиджи. Судно плавало в полузатопленном состоянии и имело большой крен. Ни людей, ни груза на нем не было. Морской бот «Тувало» взял «Джойту» на буксир и привел в порт.
«Джойта»
В феврале 1953
года моряками английского судна «Рэни» был обнаружен грузовой теплоход «Холчу»
с грузом риса. Корабль был повреждён стихией, но спасательные шлюпки были на своих местах. На борту был полный запас топлива и воды. Пять членов экипажа исчезли бесследно.
В 1955
году «МВ Елита»
была обнаружена оставленной в Тихом океане.
В 1956
г. перед собравшимися на берегу жителями острова Нью-Джорджия появился необычайный корабль-призрак. Это была дрейфующая в океане подводная лодка
. Из рубки высовывался скелет, высушенный тропическим солнцем. Людей не было видно. Ветром и волнами морского скитальца прибило к берегу. Удалось установить, что это была американская подводная лодка времен второй мировой войны. Однако судьба экипажа корабля так и осталась тайной.
В 1969
году были зарегистрированы аналогичные случаи. Сообщалось о двух безлюдных яхтах, обнаруженных в июльские дни в районе Азорских островов. На борту имелись запасы питания, питьевая вода, спасательное снаряжение.
В 1971
г. при таинственных обстоятельствах был оставлен командой португальский транспорт «Ангош»
. Произошло это у восточных берегов Африки. Транспорт «Ангош» валовой вместимостью 1684 регистровые тонны и грузоподъемностью 1236 тонн вышел 23 апреля 1971 г. из порта Накала (Мозамбик) в другой мозамбикский порт, Порту-Амелия. Тремя днями позже «Ангош» был обнаружен панамским танкером «Эссо Порт Диксон».
Транспорт дрейфовал без экипажа, в 10 милях от берега. Ново¬явленного «Летучего голландца» взяли на буксир и привели в порт. Осмотр показал, что корабль перенес столкновение. Об этом свидетельствовали полученные им серьезные повреждения. Мостик носил явные следы недавнего пожара. Эксперты установили, что он мог явиться следствием происшедшего здесь небольшого взрыва. Однако объяснить исчезновение 24 человек команды и одного пассажира «Ангоша» так и не удалось.
В 2003
году «Хай Эм 6»
был обнаружен дрейфующим без экипажа в австралийских водах. Несмотря на тщательные поиски, никаких следов команды так и не удалось обнаружить.
«Хай Эм 6»
В марте 2006
года танкер «Ян Сенг»
был найден недалеко от берега Уэйпа, (Квинсленд, северо-восточная Австралия). Его происхождение и владелец не были установлены, и в апреле судно было уничтожено.
«Ян Сенг»
Парусник «Бел Амика»
была обнаружена в августе 2006
года неподалёку от берега Сардинии. Команда береговой охраны, которая обнаружила судно, нашла на борту остатки пищи, французские карты северных африканских морей и флаг Люксембурга.
«Бел Амика»
12-метровый катамаран «Каз II»
был обнаружен в апреле 2007
года неподалёку от берега Квинсленда, северо-восточная Австралия. Яхта, которая покинула Эрли-Бич 15 апреля, была обнаружена в 80 милях от Таунсвилла, около Большого Барьерного рифа, в следующую среду.
Когда на ней высадились, то обнаружилось, что работают двигатель, портативный компьютер, радио, GPS, был накрыт стол, но команда, которая состояла из 3-х человек на борту, отсутствовала. Все паруса яхты были на месте, но сильно повреждены. Три спасательных жилета и прочее спасательное оборудование были на месте. Поиск команды был прекращён в воскресенье 22 апреля, поскольку вряд ли кто-нибудь выжил за такой промежуток времени.
«Каз II»
В 2008
году управление безопасности на море Японии обнаружило в Японском море дрейфующий - предположительно, российский - плашкоут без названия, номера и людей на борту.
В 2010
году египетские пограничники обнаружили в Красном море торговое судно без опознавательных знаков. На борту нашли наркотики.
6 апреля 2012 года
береговой службой США был расстрелян и потоплен японский траулер «Реуун Мару», приписанный к порту Хатинохэ (японская префектура Аомори), унесённый цунами и дрейфовавший у берегов Аляски.
«Реуун Мару»
Что же происходит с экипажами подобных судов? Эту тайну пытаются разгадать уже несколько веков. Существует масса гипотез, от экзотических: похищение инопланетянами, случайный переход людей в параллельный мир или другое измерение, нападение громадного морского животного и т. п., до вполне реальных: острое пищевое отравление или эпидемия, экипаж смыло за борт, нападение пиратов, попадание судна в зону сильного ультразвукового излучения, приведшего к экипаж к самоубийству, и т. д.
Что же происходило в реальности, наверное, для большинства случаев так никогда и не будет разгадано. Океан умеет хранить свои тайны.
Обновлено 27/08/12 00:39
:
«Хай Эм 6»
«Ян Сенг»
Дейви Джонс является самым запоминающимся злодеем всемирно известного фильма «Пираты Карибского моря». Безжалостный и беспощадный повелитель морей предстает перед зрителем ужасным монстром, полным злости и жестокости. Но Джонс не всегда был таким, много лет назад он был сильно влюблен, и это чувство погубило его, раскрыв в нем настоящую темную сторону.
Капитан "Летучего голландца"
Персонаж, который предстает перед зрителями, берет начало из рассказов моряков 1700-х годов. В те времена морской
фольклор
имел очень большую популярность. В сказаниях не было указано, что жестокий повелитель морей является капитанам именно корабля под названием «Летучий голландец», это, скорее, догадка создателей кинокартины, как и облик самого героя. Но в основном режиссеры старались максимально приблизиться к мифам о морском дьяволе. В легендах основной акцент делался на историю, где фигурировала шкатулка
Роковая любовь
Дейви
Джонс не всегда представлял собой кровожадного повелителя морей. Когда-то он был обычным пиратом, очень удачливым и амбициозным мореплавателем, который во время очередного путешествия встречает Калипсо, богиню морей и покровительницу моряков. Мужчина безумно влюбляется в женщину, и она отвечает ему взаимностью. Калипсо наградила возлюбленного бессмертием и велела переправлять души умерших, которые нашли свою смерть на морском дне.
Дейви
Джонс должен был в течение десяти лет пребывать в море и только на один день сходить на сушу. Когда наступила знаменательная дата, пират сошел с корабля, чтобы встретиться со своей возлюбленной, но она так и не пришла. Разгневанный мужчина перестал выполнять условия сделки и отомстил девушке, выдав ее пиратским баронам, которые вскоре заточили Калипсо в тело обычной женщины. Но богиня не осталась
Внешность героя
Создатели фильма основательно проработали образ воинствующего морского повелителя. В основном в его облике задействована всевозможная морская фауна. Невозможно не обратить внимание на лицо капитана. Его борода полностью состоит из щупалец осьминога, носа у главного злодея нет, но создается впечатление, что
Дейви
дышит через отверстие на скуле. Вместе с капитанской шляпой герой выглядит достаточно ужасающе. Тело же имеет человеческое очертание, но конечности похожи на клешни краба, как и одна из ног. В один из моментов
Сила Дейви Джонса
Вместе с проклятием, наложенным на него капитан получает сверхъестественные способности. Он может без труда проходить через стены своего корабля и телепортироваться. В его подчинении находится могущественный Кракен и корабль с командой, который не мог затонуть. Основным же занятием Джонса был набор в команду новых моряков. Для этого он предлагал погибшим морякам сделку в виде службы на корабле в течение 100 лет, потом моряк мог обрести свободу и новую жизнь. Но из-за проклятья моряки не доживали до этого момента, вначале они превращались в монстров, а потом и вовсе становились частью корабля.
Актер, сыгравший Дейви Джонса
В фильме «Пираты Карибского моря»
из-за большого количества грима и графики зрителю трудно разглядеть, кто именно играет такого персонажа, как
Дейви
Джонс. Актер Билл
Найи
стал тем счастливчиком,
который
обошел множество конкурентов и был утвержден на роль. Его карьера началась с дебютного выступления в театре. Актер часто исполняет второстепенные роли, но всегда остается на вершине славы. Он работал в фильмах «Быть человеком», «Реальная любовь», «Другой мир», «Гнев титанов», «
Несмотря на то что Дейви Джонс, фото которого можно увидеть в этой статье, играет в фильме весьма отрицательную роль, в его образе прослеживается нотка скорби и жалости. По персонажу отчетливо видно, что привело его к такой озлобленности на весь свет. В герое борются два чувства: любовь и жажда мести. Ведь даже после того, как Джон Уилл проткнул сердце Дейви (не без помощи Джека Воробья), последним словом умирающего героя было имя любимой. Капитан "Летучего голландца" был назван одним из наиболее убедительных за все время компьютерной графики.
Легенда о Летучем голландце
Летучий голландец — это корабль-призрак, который обречен вечно бороздить океаны и никогда не может пристать к берегу, а встреча с этим ужасным парусником всегда сулит страшные беды. История гласит, что он появляется только в штормовую ночь…
Всеми силами он стремится приблизиться к желанному берегу, но, как только это случается, корабль исчезает, будто его и не было. Причина — ужасное проклятье, наложенное на него…
Так что же произошло? Ранее «Летучий голландец» был обычным голландским парусным судном, которое спокойно бороздило воды разных океанов. Но однажды, в 1641 году, когда корабль держал путь из голландских колоний Ост-Индии в Европу, его капитан Ван Страатен взял на борт несколько пассажиров. Среди них была молодая красивая девушка (она, кстати сказать, путешествовала со своим женихом), которая очень приглянулась капитану корабля. Страсть полностью захватила безумца: не ведая, что творит, Ван Страатен убил молодого человека, а затем сказал очаровавшей его девушке, что сам займет место ее жениха. Однако девица не разделила его планов на будущее и, сказав, что хочет вечно быть вместе с любимым, выбросилась за борт.
Капитан совсем обезумел от неразделенной любви! А тут, как назло, корабль попал в сильнейший шторм. Случилось это недалеко от мыса Доброй Надежды, в местах, славящихся ураганными ветрами и сильнейшими течениями. Все матросы понимали, что нужно вернуться и переждать шторм в каком-нибудь тихом местечке, они вместе с пассажирами стали умолять Ван Страатена сделать это. Но тот, накаченный спиртным, решил, что ему все ни по чем. Он собрал команду и сказал, что пусть до него все гибли в шторм в этих зловещих водах, а он сделает все, чтобы обогнуть мыс Доброй Надежды! Все просили его пожалеть их и повернуть назад, но обозленный на всех Ван Страатен только матерился и угрожал убийством тех, кто не встанет на его сторону. На корабле вспыхнул бунт — капитан без капли сожаления расстрелял всех зачинщиков. А остальным сказал, что никто не покинет корабль до тех пор, пока тот не обогнет мыс, пусть даже придется плавать целую вечность. То ли создателю не понравились эти слова и он проклял капитана и его судно, то ли по какой-то другой причине, но в этот момент поднялась огромная волна и поглотила корабль со всеми находящимися на борту. Очевидно, что капитан виновен в грубости, убийстве, а главное, в гордыне: он посчитал, что в одиночку может тягаться с мощными силами природы и не уповать на помощь Бога.
Так Ван Страатен, его экипаж и пассажиры обрели бессмертие. Говорят, что один раз в десять лет капитан получает возможность сойти на берег. Он идет на сушу, чтобы найти себе новую невесту. И как только найдется девушка, которая искренне полюбит этого зарвавшегося гордеца и убийцу и выйдет за него замуж, то проклятье будет снято и все пленники корабля-призрака смогут вернуться в родные места. А пока «Летучий голландец» уже несколько столетий бороздит океаны и никак не может пристать к берегу.
С той поры «Летучий голландец» стал появляться в шторм, особенно часто его видят именно у мыса Доброй Надежды. В этих широтах любое судно, попавшее в бурю, почти наверняка обречено. А страшные истории о корабле-призраке, над которым виден светящийся ореол, и его безумном капитане и вовсе нагоняют панику на суеверных матросов.
Дробились минуты, пространство давило на плечи.
И мир накренился, и небо упало в меня
Владимир Плющиков
Возникни нужда определить наиболее кровавую веху в истории Фландрии, вторая половина XVI века, без сомнений, завоевала бы сей неприглядный титул. Пора герцога Альбы, гёзов и легендарного Тиля Уленшпигеля, когда пепел сожжённых мятежников «стучал в сердца» восставших, была с избытком окутана заревом костров и окрашена в привычно идущие рядом оттенки красного и чёрного. Тем необычнее, что совсем иное колористическое решение выбрал для данной эпохи Йос Стеллинг: на контрасте чёрного и белого, в зеленовато-болотных и коричневых тонах, родственных полотнам голландских живописцев и созвучных самому месту действия («Фландрия» с нидерл. «низменное болото»), но отнюдь не времени. Увидел по-своему и выстроил в её реалиях кинопрозу, поэтичнее которой не было, нет и, возможно, не будет в его карьере. В немалой степени тому способствовали как художественные приёмы, так и натура главного героя фильма. В детстве он оказался вовлечённым внутрь сказочного мира, подпал под влияние чудесной выдумки. Менестрель Компанелли, аналог странствующего Эгля из другой притчи, сотворил для мальчика персональную мечту под алыми парусами: несбыточный корабль-призрак, симбиоз любви, счастья и вечного одиночества.
Опережая души, дважды встретятся в кадре руки мужская и женская. Их приветственный танец обещает скорую встречу пары, как шум наследственной раковины, когда она приложена к уху, обещает море. Опережая препятствия, дважды Голландец слижет с ладони солёную влагу: прозрачную, а позже багряную. Опережая опасности, дважды женщина подарит рождение тому, кому суждено будет нести дальше легенду о Летучем голландце с красными парусами и чёрными мачтами, с гальюнной фигурой одноглазого льва. Романтический настрой не покинет рассказчика ни на секунду, впрочем, как и чувство юмора: в выгребной яме посреди двора феодала, родственнице истинной навозной кучи, можно найти сокровище, а благодаря золотому потиру принять фиктивное причастие накануне очередного судьбоносного витка. Путь к заветной цели через все природные стихии, от земли к воде, от воды к воздуху, с питающим веру огнём в душе, это и жизнеописание Голландца по образцу рыцарского романа дороги, и экзистенциальный вектор любого мыслящего существа.
В «Летучем голландце» блаженные «чудики» Стеллинга, как всегда, живут в своей собственной вселенной. Его Голландец упорный и упоротый Дон Кихот, Рыцарь печального образа, который сражается не против ветряных мельниц, а за летучий корабль и право верить в мечты. Это одна из самых скрупулёзно воссозданных фантазий режиссёра, где под музыку Никола Пьовани, похожую на морские волны то усмирённые, то яростные, как девятый вал, зритель следует за героями по уникальному полисмысловому и образному пространству в пластической подаче камеры Гурта Хилтая. Будоражащая, не дающая познать себя до конца, набитая до отказа метафорами и смыслами, история бастарда развивается в двух плоскостях: сюжетной, житейской и внеконтекстной, символической, философской. Голландец противостоит на экране сводному брату или мстительному горбуну с нежданно-негаданно двойническим нагиевским ликом, а, в конечном счете, это само добро борется со злом, и проигрыши первого раз за разом стимулируют его к следующему поединку, воскрешая из небытия.
Года проскакивают за кадром невидимым скакуном в бешеном аллюре, времена года сменяют одно другое, а хромой скиталец с морем внутри и устремлённым вверх уставшим взглядом, подобно чайке Джонатану Ливингстону, безостановочно стремится к полёту. Хитрый старик с набеленной физиономией, в плаще из вороньих перьев и наставлениями на все случаи жизни утверждал, что летать умеют дети и время, но не они одни: «Летать это не так сложно. Нужно всего лишь оторваться от земли » И хотя рекурсии Голландца, всякий раз сопровождаемые как бы преемником Компанелли мистическим вороном, граничат с переходом в иное измерение, они становятся символом освобождения. Но всему свой срок: камни в карманах, импровизированные якоря, не дают его телу преодолеть силу земного притяжения, а духу вырваться за пределы материи раньше часа Х, ибо последний подъём из условного вертикального туннеля к лучам солнца будет определяющим и для него, и для всех участников повествования.
Йос Стеллинг как-то сказал, что «фильм это искусство ассоциаций». Кинематографическая поэзия «Летучего голландца», помимо воспроизведения цветовой палитры отечественных художников, отталкивается от неприкрытого режиссёрского трепета перед несколькими мировыми шедеврами: «Андреем Рублёвым» Тарковского, картинами Рембрандта и литературными образами Пушкина. Несмотря на то, что Стеллинг всё-таки убедительнее играет на родной территории и с родными персоналиями, эта национальная костюмная лента буквально вдыхает новую жизнь в хрестоматийных пушкинских героев. На какой-то момент в сознание закрадывается шальная мысль: а не попал ли ты в вольное переложение «Сказок» Александра Сергеевича, проиллюстрированных Босхом и Брейгелем, ибо «там русский дух там Русью пахнет!»? Официально обозначенная в «Девушке и смерти» и никогда не скрываемая, тяга к творческому наследию поклонника женских ножек и содержателя на цепи кота учёного в действительности реализовалась постановщиком ещё в работе о стрелочнике, эдаком станционном смотрителе, пусть и из романа Жана-Поля Франссенса. В «Голландце» же постоянно и явственно слышатся отголоски поэмы «Руслан и Людмила». Налицо полный спектр её героев: ищущий украденную возлюбленную Руслан, старец-менестрель, злобный карлик и даже громадная голова посреди поля. Выразительные персонажи выглядят ещё выразительнее ввиду преклонения Стеллинга перед магией освещения. Способная «обрядить ярким перламутром» человека или неодушевлённый предмет, она, по мнению истового последователя Рембрандта, «самое дорогое, что есть в кино». Так ли необходимы развёрнутые, точно «вереница длинных, скучных дней», диалоги, если с помощью света и тени автор ведёт рассказ более чем успешно? На белой одежде отчётливее видны пятна грязи, а те же апостериорные знания при использовании их на съёмочной площадке приводят к тому, что мрак крепости в сцене свидания с Голландцем Третьим усугубляет свечение души Голландца Второго сквозь бледность его лица до предела. Заключительный же кадр фильма и вовсе подобен светозарной иконе, а потому вслед за ним и добавить нечего. Ведь созерцание икон не есть акт эстетического любования после этого важно уметь тихо уйти. Внутренне обогащённым и со взором если не в вечность, то в небо или в себя самого
Тебе сказать не должен боле:
судьба твоих грядущих дней,
мой сын, в твоей отныне воле.
(А. С. Пушкин)