Успенский княгинин монастырь. Боголюбская икона Божией Матери
Успенский Княгинин монастырь был основан в 1200 г. на территории так называемого Нового города, у обращённых к реке Лыбеди черты древних валов владимирским князем Всеволодом. Появление монастыря связано с именем супруги Всеволода - Марии, являвшейся дочерью осетинского князя Шварновна. Мария Шварновна была верной помощницей своего мужа и самоотверженной матерью, которая воспитала двенадцать детей.
В 1198 г. после рождения последнего сына, великая княжна заболела и на протяжении 7 лет безропотно переносила страдания. Во время своей болезни она дала обет основать монастырь, а в 1200 г. Всеволод по её настоянию заложил Успенский Княгинин монастырь. В 1206 г. великая княгиня стала монахиней под именем Марфа. После пострига Мария умерла и была погребена в монастыре.
Во имя княгини Марии монастырь назвали Княгининым. Потом главный храм монастыря стал родовой усыпальницей. Здесь похоронены сестра княгини – Анна, Елена – дочь Марии, две жены Александра Невского, а также его дочь и другие знатные женщины. В более поздний период здесь была упокоена сестра адмирала М.П. Лазарева, первооткрывателя Антарктиды, - Лазарева В.П.
Устроительница монастыря являла собой образ русской святости. Ее потомки также прославились в лике святых. Среди них – ее сыновья Ярослав, Георгий, Константин, Святослав Всеволодичи, внуки Феодор и Александр Невский, Василько, сыновья Георгия, Даниил Московский и др. Сама княгиня Мария тоже прославлена в соборе святых, просиявших в земле Владимирской.
Монастырь не раз страдал от татаро-монгольских и ордынских набегов. В 1411 г. при нашествии на Владимир татар под управлением царевича Талыча монастырь был разорен. Возрождение обители началось только в 16 в. Среди тех, кто участвовал в восстановлении монастыря – великий князь Василий Иоаннович, Иван Грозный, Михаил Федорович и Алексей Михайлович. В монастыре какое-то время находилась супруга сына Ивана Грозного – Пелагия Михайловна. С 1606 г. здесь жила дочь Бориса Годунова, Ксения, которая потом приняла иночество.
В 17 в. в обители были особые царицыны хоромы, за их содержанием следил владимирский воевода. С начала 18 в. во время петровских времен и правления Екатерины II Княгинин монастырь переживает некоторый упадок. Возрождение обители начинается лишь в 19-начале 20 вв. В 1876 г. в монастыре была создана больница для малоимущих. А в 1889 г. здесь была открыта рукодельная церковно-приходская школа для девочек.
В 1923 г. монастырь принудительно закрыли репрессивные органы советской власти. Ликвидация обители происходила в течение 8 месяцев и сопровождалась разграблением монастырского имущества. Монахинь изгнали из их келий. Помещения были заселены ответственными работникам компартии и руководством советской власти. По причине закрытия монастыря и создания поселка для советской бюрократической элиты было ликвидировано и монастырское кладбище. В 1923 г. монастырь как территориальная единица был переименован в поселок им. Воровского.
В 1992 г. Княгинин монастырь начал возрождаться к жизни как женская иноческая обитель Владимирской епархии. Настоятельницей обители выступила монахиня Антония (Шаховцева).
На территории Княгининского монастыря расположено два каменных храма: Казанский и Успенский собор. Успенский собор представляет собой великолепный пример раннемосковского зодчества. Во Владимире – это единственное здание в подобном стиле. Наружные стены храма завершаются закомарами. Над ними в два ряда располагаются килевидные кокошники, являющиеся основанием для барабана с главкой шлемовидной формы. К плавным формам силуэта здания приковывают внимание плоские лопатки, делящие фасад на прясла и узкие щелевидные окна. Стены Успенского собора изнутри расписаны фресками (1648 г.), которые были выполнены московскими изографами по заказу патриарха Иосифа. Руководил мастерами Марк Матвеев.
У храма в честь Казанской иконы Божией Матери два придела: один – в честь Иоанна Златоуста, другой – в честь мученика Авраамия. Казанскую церковь отличают старинные царские ворота с виртуозной резьбой 16 в.
В Успенском соборе расположена одна из немногих дошедших до нашего времени домонгольских икон. Образ Боголюбской Богородицы, являющийся чудотворным, написан по распоряжению князя Андрея Боголюбского в честь чудесного явления ему Божией Матери. Помимо иконы Богородицы, святыней монастыря являются частицы мощей муч. Авраамия Болгарского. Святой Авраамий был из волжских булгар, он исповедовал ислам, а потом перешел в православие и начал активную миссионерскую деятельность. Братья Авраамия по мусульманской вере уговаривали его отречься от Христа, но он в своей новой вере был непреклонен и выбрал мученическую смерть. В 1230 г. владимирским князем Георгием Всеволодовичем мощи Авраамия были перенесены в Успенский собор, где и начали совершаться многочисленные чудеса исцеления.
Один из главных городов Золотого кольца - Владимир был когда-то могучей столицей Северо-Восточной Руси. До наших времен сохранилось несколько исторических построек, помнящих правление великих князей, основателей Владимирского княжества. Лучше всего сохранились храмы, монастыри и другие религиозные строения. Одной из древнейших достопримечательностей Владимира является Княгинин монастырь, основанный предположительно в 1200 г.
Возникновение его связано с именами великого князя Всеволода Большое Гнездо и его супруги Марии Шваровны. Семья их была очень плодовита, в браке родилось двенадцать детей, за это князь и получил прозвище «Большое гнездо». Мария Шваровна отличалась особой набожностью, поэтому, когда после последних родов она сильно заболела, то попросила мужа основать монастырь, который назвали в честь ее Княгининым. Почувствовав скорую смерть, княжна приняла постриг в монахини в созданном монастыре и вскоре скончалась.
Как пишут многие летописцы, все жители Владимирского княжества горько оплакивали кончину любимой княгини. А Княгинин монастырь стал с тех пор родовой усыпальницей великих княгинь. Здесь были захоронены сестра и дочь Марии Шваровны, обе жены и дочь князя Александра Невского, который являлся внуком благочестивой основательницы Успенского Княгининого монастыря.
Так как монастырь этот был очень богатым, то во время татаро-монгольского нашествия не раз страдал от набегов и разорений. Затем в Княгинин монастырь не раз ссылали неугодных царевен. Так, здесь какое-то время проживала одна из жен царевича Ивана, сына Иоанна Грозного, которую упекли сюда за бездетность, а позже в этом же монастыре нашла приют царевна Ксения - дочь царя Бориса Годунова.
С петровских времен начался упадок монастырской жизни, а после прихода к власти большеви-ков древний Княгинин монастырь вообще закрыли и дали ему новое название - поселок Воровского.
Только с 1992 г. возобновилась монашеская жизнь. Монастырю вернули его главную святыню - икону Боголюбской Божьей матери, которая считается первой иконой, написанной русскими мастерами. До этого все иконы привозили из Византии. Считается, что написана она по велению Андрея Боголюбского, а, следовательно, ей примерно 850 лет. Поместили ее в Успенском соборе.
Кроме того здесь же хранится другая важная реликвия - частица мощей святого Авраамия Болгарского. Этот святой изначально исповедовал ислам, но затем принял православие. Не поддавшись на многочисленные уговоры отречься от христианской веры, он был казнен. Позже владимирский князь Юрий, сын Всеволода Большое Гнездо перенес мощи святого в Княгинин монастырь. Говорят, от них происходили чудесные исцеления от душевных и глазных болезней.
Тот Успенский собор, который можно сейчас увидеть в монастыре был выстроен в XVI веке на фундаменте более раннего храма. За кирпичной кладкой сохранились фрагменты древних стен. В середине XII века интерьер церкви украсили чудесными фресками, выполненными московски-ми мастерами. К счастью, и они в целом сохранились.
Восстановление Княгининого монастыря, хранящего историю великих князей Владимирской земли, продолжается. Остается надеяться, что ничто не помешает былому процветанию этого святого места.
Цены и отзывы на отели во Владимире
Цены и отзывы на отели в Суздале
Успенский Княгинин монастырь во Владимире - православная женская обитель, основанная в начале XIII столетия и в наши дни являющаяся действующим женским монастырём Владимирской и Суздальской епархии. Белокаменный Успенский собор монастыря - памятник архитектуры, включённый в список объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Княгинина обитель
XII век… Время бурного расцвета Владимира , города, в то время бывшего не только столицей Владимиро-Суздальского княжества, но и главным городом всей северо-восточной Руси. Процветание столицы княжества связано с именем князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо , возглавившего Владимирское княжество в 1176 году. Благодаря князю Всеволоду столица княжества украсилась многими сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры - Успенским и Дмитриевским соборами, Богородице-Рождественским мужским монастырём .
Но особое место в этом списке занимает Успенский Княгинин монастырь, основанный первой женой Всеволода Большое Гнездо Марией Шварновной (дочерью чешского князя Шварна). Согласно летописям, в 1197 году после рождения младшего сына Ивана (в будущем - удельного князя стародубского), благочестивая и мудрая княгиня сильно заболела, поэтому дала обет основать во Владимире девичью обитель. Уступив настоятельным просьбам жены, Всеволод Юрьевич выделил в северо-западной части города незастроенный участок и в 1200 году новая обитель была основана и посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы. А уже вскоре после основания обитель получила и второе название - Княгинина, сохранившееся за ней спустя много веков.
Княгиня опекалась девичьим монастырём, поэтому в том же, 1200 году, в новой обители было начато строительство величественного Успенского собора - главного монастырского храма, завершённое в 1202 году. Помимо собора в обители появились кельи настоятельницы и насельниц, хозяйственные постройки. А спустя три года после освящения соборного храма княгиня Мария Шварновна, чувствуя близкую кончину, приняла постриг с именем Марфа и удалилась в основанную ею Успенскую обитель, где после смерти и была погребена в Благовещенском приделе, устроенном на северной паперти. С тех пор Успенский Княгинин монастырь стал родовой усыпальницей княгинь, сестёр и дочерей княжеского Владимирского рода, а самыми известными захоронениями были могилы сестры княгини Анны, обеих жён князя Александра Невского (Александры и Вассы), приходившегося Марии Шварновне внуком, и его дочери Евдокии.
В 1230 году, в память о матери владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович привёз в Успенскую обитель из болгарского похода мощи святого мученика Авраамия Болгарского и установил их в Благовещенском приделе. Мощи почивали там до 1711 года, когда были торжественно перенесены в главный придел собора и положены в новую богато украшенную раку.
Вскоре после основания Княгинин монастырь стал самой богатой и знаменитой женской обителью Руси, а его инокини - образцом благочестия и послушания. Жизнь в благоустроенном и благоукрашенном девичьем Княгинином монастыре текла медленно и размеренно, но толстые стены обители не смогли защитить насельниц от житейских бурь. В феврале 1238 года после восьмидневной осады татарское войско Батыя ворвалось в город и находившийся вблизи Золотых ворот монастырь был разграблен и почти полностью сожжён, но уже вскоре был полностью восстановлен.
Ещё не раз Успенская обитель подвергалась полному разрушению, но каждый раз, как мифическая птица Феникс, возрождалась из пепла. Но после самого масштабного разгрома, учинённого ордой татарского царевича Талыча в 1411 году, на целое столетие жизнь в Княгинином монастыре замерла. Возродился монастырь только в начале XVI века, когда на фундаменте разрушенного Успенского собора по его образцу был выстроен новый кирпичный храм. Возведённый в стиле раннемосковского зодчества собор стал украшением обители. Фасады его массивного четверика с тремя высокими апсидами неизвестный архитектор опоясал галереей, завершил закомарами, обрамил основание светового барабана ярусами кокошников и увенчал его мощной шлемовидной главой с крестом на яблочке. О внутреннем убранстве собора тех лет сведений не сохранилось, но можно предположить, что он был достаточно пышно благоукрашен иконами и церковной утварью.
В документах XVI века содержатся письменные упоминания ещё об одном монастырском тёплом храме, освящённом во имя Иоанна Златоуста, но о его дальнейшей судьбе вплоть до XIX столетия больше ничего не известно.
В середине XVI столетия появилась традиция одаривать девичью обитель жалованными грамотами. Например, царь Иоанн IV Грозный не только пожаловал Княгининой обители земельные угодья, но и лично опекался благоустройством монастыря, а в годы его царствования в монастыре были обустроены хоромы царицы, за содержание которых отвечал лично владимирский воевода. В хоромах периодически появлялись царственные гостьи - сноха Иоанна IV Васильевича (жена царевича Ивана) Феодосия (в некоторых источниках - Пелагея) Михайловна и Ксения (дочь царя Бориса Годунова).
В 1540-1550-х годах, когда предстоятелем Церкви был патриарх Московский и Всея Руси Иосиф, девичья обитель начала благоустраиваться. Благодаря личным пожертвованиям патриарха Иосифа в Успенском соборе монастыря был устроен новый иконостас, написаны иконы, для богослужений приобретено облачение священников и церковные сосуды, а ризница пополнилась богатой утварью. Пожертвовал патриарх и на ремонт монастырских строений - на всех храмах были перекрыты крыши, стены были украшены росписями, выстроена колокольня, специально для которой были куплены два колокола-благовестника, а весь комплекс монастырских зданий опоясала ограда. Видимо, тогда же в монастыре была создана школа золотого шитья, существовавшая вплоть до упразднения обители в начале минувшего века.
О судьбе монастыря в XVII-XIX веках
Со смертью Иоанна Грозного завершилась эпоха правления Рюриковичей и Русское царство поглотила Смута - жестокое и кровавое время, принесшее многие беды и страдания. Литовские и польские интервенты, рыскавшие по необъятным русским просторам в поисках лёгкой наживы, не могли оставить без внимания девичью обитель - Княгинин монастырь был разграблен и на долгие десятилетия жизнь в нём угасла.
Но уже первые государи Романовы - Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович не только начали постепенное возрождение девичьей обители, но и продолжили традицию одаривания монастыря жалованными грамотами. Новые цари делали богатые вклады в монастырскую ризницу и жертвовали большие суммы на поддержание храмов и строений в должном виде. Так, в 1647-1648 годах Успенский собор был украшен - артель мастеров под началом известного московского изографа Марка Матвеева расписала фресковыми картинами на евангельские сюжеты все стены и своды, а в 1665 году к собору был пристроен Христорождественский придел.
К началу XVIII столетия Успенский Княгинин монастырь был одной из самых благоустроенных женских обителей, его насельницы ни в чём не испытывали нужды - обширные земельные угодья и вотчинные сёла давали неплохой доход, а щедрые жертвователи помогали поддерживать здания монастырского ансамбля в порядке.
Информация для посетителей
- Успенский Княгинин монастырь открыт для паломников и туристов каждый день с 8.00 до 20.00 часов. Ежедневно, в воскресные и праздничные дни в храмах обители совершаются богослужения и отправляются церковные требы.
- Для всех желающих ежедневно с 11.00 до 17.00 часов в монастыре проводятся экскурсии, которые можно заказать по телефону, указанному на официальном сайте монастыря.
Свято-Успенский Княгинин монастырь во Владимире всегда на Руси называли «женской» усыпальницей. Основала его в 1200 году супруга князя Всеволода – Мария. Великая женщина, родившая 12 детей, олицетворяла собой пример святости и добродетели. Да и монастырь, ею основанный был очень богат и известен.
Сразу после основания повелась традиция хоронить в монастыре княгинь и женщин знатного рода. Последний приют нашла в Княгинином монастыре сама основательница обители, ее сестра, дочь Александра Невского Евдокия и жены князя Васса и Александра. Уже в XVIII веке в монастыре была похоронена сестра великого русского адмирала Михаила Лазарева.
В начале XV века татарский царевич Талыч разорил обитель. Как чума, как черный вихрь пронесся по Княгинину монастырю, и опустело святое место на сто с лишним лет. В XVI веке монастырь начали возрождать. Великие князья и цари вкладывали собственные деньги, чтобы обитель вновь открылась. Иван Грозный держал это богоугодное дело под своим четким контролем.
Жила в Княгинином монастыре некоторое время и его супруга Пелагия. Владимирский воевода отвечал за так называемые «царицыны» хоромы, которые располагались в стенах обители. Все там должно было соответствовать высокому статусу обитательниц. Любили кстати, Княгинин монастырь и дочь Бориса Годунова Ксения.
Во второй половине XIX и начале XX века обитель славилась своей благотворительностью. Монахини создали больницу для бедных, школу рукоделия для девочек из малообеспеченных семей, нищие и калеки находили здесь приют. В 1900 году монастырь отметил свое 700-летие, а в 1923 году был практически стерт с лица земли.
Княгинин монастырь попал под жестокие репрессии, монахини были изгнаны, разграблено было все абсолютно, уничтожили даже монастырское кладбище. В кельях поселились работники компартии, а само место, где стоит обитель, переименовали в поселок Воровского. Возродили Княгинин монастырь в 1992 году и отдали в подчинение Владимирской епархии.
Особого внимания заслуживает Успенский собор. Хоть и закладывали его в XII веке, но до наших дней дошла уже более поздняя копия храма, возведенная на старинном фундаменте. Чудом сохранилась до наших дней потрясающей красоты роспись на стенах, которую в XVII веке сделали известные на Руси мастера во главе с Марком Матвеевым.
В Свято-Успенский Княгинин монастырь сегодня приходят не только полюбоваться фресками, но и поклониться и двум величайшим святыням – мощам Авраамия Болгарского и иконе Боголюбивой Божией Матери. Икона эта была написана по личному указанию князя Андрея.
Успенский Княгинин монастырь на фото
Адрес: 600000, г.Владимир, ул. Княгинин монастырь, д. 37А