ЗдравоЗахоронение. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии — I. Каковы реальные расходы на здравоохранение в рф Расходы на здравоохранение рф
В последнее время участились в городах РФ выступления медиков, включая Москву, против очередных «реформ» здравоохранения, а точнее - против очередных маневров властей, снижающих финансирование медицины в долях ВВП, ВРП и бюджетов. Врачи загодя чувствуют их последствия на собственной шкуре.
Проблема низкого финансирования здравоохранения в РФ — проблема застарелая. Главным финансовым показателем, определяющим уровень развития и отношения государства к здоровью населения, является доля расходов на здравоохранение в ВВП. ВОЗ рекомендует ее не ниже 6%. Подавляющее число стран в мире тратят на здоровье людей существенно больше. Исключение составляет РФ — в 2013 году расходы на эту сферу и предоставление соц. услуг составили, по данным Росстата, 3,8% ВВП. Президент В.В. Путин для 2012 года публично назвал цифру 3,7% ВВП, руководитель соцблока в правительстве РФ Ольга Голодец — 3,7-3,8%. Для сравнения: в 2013 году в среднем по странам ОЭСР расходы на медицину составили 9,4% ВВП. В Нидерландах - 11,8%, Франции - 11,6%, Швейцарии - 11,4%, Португалии - 10,2%, в США — 16,9% ВВП.
Так откуда явились в ВОЗ в 1,5-2 раза завышенные цифры финансирования здравоохранения РФ в объеме 6,2-6,3% ВВП? А из ВОЗ разошлись по всем международным рейтинговым организациям? Почему это происходит — остается только догадываться.
Почему развитые страны больше других вкладывают в здравоохранение из всех источников, в здоровье людей? Потому как здоровье людей — основа эффективности трудовых ресурсов, человеческого капитала как главного интенсивного фактора роста и развития современной экономики.
Для расчетов по России использовались: средняя продолжительность жизни 70,5 лет, стоимость медуслуг на душу населения — 887 долл. В основе методики расчета рейтинга и лежат эти показатели, определяющие эффективность систем здравоохранения стран.
Последнее место в рейтинге РФ заняла с 22,5 баллами. В лидерах Сингапур - 78,6 баллов; Гонконг — 77,5; Италия — 76,3; Япония — 68,1; Южная Корея — 67,4; Австралия — 65,9; Израиль — 65,4; Франция — 64,6; ОАЭ — 64,1; Великобритания — 63,1.
Китай на 26 месте (49,5 баллов), Беларусь - на 42 (37,3).
В рейтинге World Factbook с завышенными, но принятыми ВОЗ расходами на медицину в объеме 6,2% ВВП Россия заняла 103 место. А с реальной долей здравоохранения в ВВП от Росстата в размере 3,75% РФ - на 172 месте рядом с Сирией.
Программы против бюджетов
В апреле текущего года была утверждена новая редакция федеральной программы «Развитие здравоохранения» до 2020 года. Финансирование планируется в объеме 26 620,8 млрд руб: 2451,2 млрд руб из ФБ, 11 079,4 млрд руб - из региональных бюджетов и 13 090,2 млрд руб. - из средств ФОМС РФ.
Авторы программы планируют снижение смертности с 13 на 1000 человек до 11,4 в 2020 г. Снижение потребления алкоголя на душу за год - с 12,5 л. этанола до 10 л. Число курильщиков - с 37,1% до 26,0%. Продолжительность жизни должна увеличиться с 71,4 года в 2014 г. до 74,3г. в 2020 г.
В программе прописано, что к 2020 году средняя зарплата врачей будет вдвое превышать среднюю по региону, а зарплата среднего и младшего медицинского персонала сравняется со средней.
Цифры, прописанные в программе, выглядят привлекательно, но вероятность их реализации невелика. Экономическое положение РФ резко ухудшилось, снизились средние доходы населения в твердой валюте примерно на 35-40%. Снижаются поступления налогов, включая в ФОМС. Снижается финансирование медицины из региональных бюджетов и ФБ.
Перевод бюджетного финансирования здравоохранения с муниципального уровня на уровень субъектов РФ и ФОМСа не увеличил финансирование медицины, а резко снизил его.
Объективно подтверждают это - снижение долей здравоохранения в ВРП. И неверие самих чиновников в эффективность медицины, финансируемой из ФОМСа.
Параллельно с принятием программы «Развитие здравоохранения» до 2020 года депутаты Госдумы единогласно приняли в октябре 2014 г. поправки в ФЗ, обеспечивающие преференции для чиновников в части бесплатного медицинского обслуживания. Поспешили депутаты и чиновники постелить себе бесплатную перину из особого, привилегированного медицинского обслуживания.
Продолжающийся полисистемный кризис, игнорируемый властями (у нее все в шоколаде), нарушение фундаментального принципа справедливости во всех сферах, рост неравенства по доходам сохраняют тяжелое положение со здоровьем россиян, высокую смертность, низкую рождаемость, высокую наркоманизацию и алкоголизацию населения, высокий травматизм, лидерство по убийствам и суициду среди молодежи.
По данным ОЭСР, в РФ очень высокий уровень смертности - вдвое превышает средний, а его рост прекратился только в середине 2000-х, тогда как в странах ОЭСР он снижается с 1970 годов.
По данным ВОЗ, вероятность умереть от рака и болезней сердца в возрасте 30-70 лет у россиянина превышает 35%. Этот уровень ВОЗ называет «кризисом здоровья взрослого населения». Он имеет место для слаборазвитых стран.
Около 2/3 россиян не удовлетворены качеством медицины, 80% полагают, что за последние годы ее уровень не изменился или ухудшился. Продолжительность жизни увеличивается, но она превзошла советский максимум середины 1980-х (70 лет) только в 2013 г.
Доля здравоохранения в общих инвестициях в РФ снижается с 1995 года. В итоге в 2013 году снижение составило 34% по сравнению с 1995 годом. В то время как долевые и абсолютные расходы на медицину во всех странах росли.
Приведенная статистика убедительно доказывает, что финансирование здравоохранения в России происходит по остаточному принципу. И в 3-4 ниже, чем в развитых странах. К тому же бюджетные средства расходуются неэффективно.
Медицина в Воронежской области
В России велик региональный разрыв в уровне финансирования на душу населения - семикратный. Связано это с неравномерностью ВРП.
Огромный разрыв в доходах между богатыми и бедными, между доходами чиновников и среднего медицинского персонала, в том числе, снижают качество медицинского обслуживания в регионе.
В то же время по вкладам населения в Сбербанке (54920 руб, 13 место - в основном за счет теневой экономики) и по инвестициям на душу населения область в числе лидеров.
Доля здравоохранения в ВРП снизилась с 5,1% в 2004 году до 3,4% в 2012 г. при среднем показателе по РФ — 4%. И область перешла по данному показателю из разряда лидеров в число аутсайдеров. Эти цифры объективно отражают общее снижение финансирования медицины в регионе. Передача финансирования с муниципального уровня на областной ухудшила ситуацию в здравоохранении.
Доля расходов на медицину в консолидированном бюджете области в 2013 году снизилась и составила 15,8%, а в 2011 году была 19,4%; в 2012 году — 19,8%.
Проект бюджета области на 2015-17 годы в части финансирования медицины также не обнадеживает. Финансирование из областного бюджета в 2015 году планируется в объеме 15,55 млрд руб, а в 2012 году было 17,67 млрд руб. Снижение в текущих ценах на 12%, с учетом инфляции — свыше 30%.
Это связано со снижением финансирования медицины из федерального бюджета. А надежды на средства из ФОМС не оправдываются по причине усиления общего кризиса в экономике. Страховые взносы не компенсируют снижения бюджетных расходов на здравоохранение.
Будут ли когда-нибудь нас лучше лечить?
Нехватка денег в системе здравоохранения приводит к низкой заработной плате врачей и, особенно, среднего персонала. Отсюда в медицине множество мелких взяток. Медики добирают мздой свою «зарплату». При низком уровне зарплаты возник дефицит кадров — более полумиллиона человек. Поэтому в РФ не только нечем лечить людей в государственных поликлиниках и больницах, но и некому.
В программе и намерениях властей в части развития системы здравоохранения нет главного - достоверного финансирования медицины в долях ВВП и нормах ВОЗ. Только этот показатель и является общепринятым и проверяемым. Реальная доля медицины в ВВП в 1,6 ниже требуемой для финансирования здравоохранения по нормам ВОЗ.
Завышение данных по доле расходов на медицину в ВВП, мягко выражаясь, пользы нам не приносит. Создает иллюзии некого медицинского благополучия. Но беды и мытарства больных россиян полностью их опровергают. Достаточно просмотреть многочисленные призывы СМИ о помощи конкретным больным детям, нуждающимся в срочной медицинской помощи. Ищут на их платное лечение и оперирование деньги у спонсоров, а социально ориентированное по Конституции государство бездействует. Отсюда и многочисленные проблемы российской медицины и населения, за исключением особой привилегированной касты в нашей стране — чиновников.
В медицине, как и в духовности, все должно быть прозрачно, чисто и честно. На весах тут - жизни и здоровье людей. Финансы должны быть прозрачными и точными, расходы — публичными, проблемы — гласными и решаемыми на деле, равенство перед доступностью бесплатной медицины - обеспечено.
Здоровье людей —дело особой государственной важности. И в первую очередь — федеральной власти. Она и несет ответственность за плачевное состояние российской медицины, за неважное здоровье россиян. И за «дутые», недостоверные цифры в ВОЗе по доле здравоохранения в ВВП.
Самая здоровая статья
Из средств, запланированных консолидированным бюджетом 2017 года на пять основных статей расходов, здравоохранение получит больше четверти: 3,5 трлн руб., или 11% расходной части. При этом в федеральном бюджете на здоровье государство запланировало потратить всего 363 млрд руб.
Такая резкая разница объясняется тем, что основные расходы на медицину приходятся на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС — 1,7 трлн руб. в 2017 году). Он пополняется региональными отчислениями за неработающее население и страховыми взносами работодателей (5,1% от зарплаты работников). В последние годы наблюдался общий рост зарплат по стране, что и позволило бюджету ФФОМС вырасти, замечает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Но больше всего на здравоохранение тратят регионы. Поскольку бюджет ФФОМС более чем на треть обеспечивается именно их взносами, в 2015 году региональные власти профинансировали 47% суммарных затрат бюджетной системы на здравоохранение, .
Тем временем расходы федерального бюджета на здравоохранение (в номинальном выражении, см. примечание «Как мы считали» ) снижаются уже пять лет — с 2012 года. Тогда они с учетом инфляции были на уровне 874,3 млрд руб., а в 2016-м — уже 465,5 млрд руб. Сильнее всего сокращение отразилось на финансировании стационарной медицинской помощи (больниц). С 2012 года на эти цели было потрачено 279,6 млрд руб., или 398 млрд руб. в ценах 2016 года, против 241 млрд руб. в текущем году. В 2017 году ассигнования урежут до 146 млрд руб. с учетом инфляции, то есть чуть больше третьей части объема финансирования 2012 года.
Также снизились федеральные траты на амбулаторную помощь (поликлиники): с 215 млрд руб. в 2012 году до 73 млрд руб. в 2016 году. В последующие годы сокращение ассигнований продолжится: в 2019 году на поликлиники в федеральном бюджете запланировано только 63 млрд руб.
Вместе с тем в целом в бюджетной системе расходы на здравоохранение в ближайшие три года будут только расти — с 3,5 трлн руб. в 2017 году до 3,9 трлн руб. в 2019 году. Для сравнения: расходы на национальную оборону в эти три года останутся на одном уровне — 2,8 трлн руб. Это позволяет надеяться, что и больницы, и поликлиники по меньшей мере не ухудшат свое положение.
На воспитание и обучение
Так же, как и медицина, образование выглядит скромно в федеральном бюджете, но внушительно в консолидированном, с учетом региональных бюджетов. В общей сумме ассигнований на пять основных направлений бюджетной системы расходы на образование составят в 2017 году 23,3%, или 3,1 трлн руб. Это меньше, чем на здравоохранение, но больше, чем на оборону. И такое соотношение предполагается сохранить до 2019 года.
Вместе с тем с 2013 года расходы на образование неуклонно снижаются. Это объясняется как снижением стоимости нефти, так и все большей приоритетностью расходов на оборону и пенсионное обеспечение. На пике, в том самом 2013 году, образование получило из бюджетов всех уровней около 3,9 трлн руб. (здесь и далее в ценах 2016 года), или 4,3% ВВП. В 2016 году доля расходов на образование сократилась уже до 3,7% ВВП, к 2019-му она упадет до 3,5% ВВП.
В федеральном бюджете сокращение финансирования образования заметно еще сильнее — с 897 млрд руб. в 2013 году до 515 млрд руб. в 2019-м. При этом традиционно федеральный бюджет главным образом финансирует высшее образование, отдавая среднее профессиональное, общее и дошкольное образование на откуп регионам, то есть больше всего страдают вузы.
Экономисты ВШЭ , что федеральный центр с 2013 года «последовательно самоустранялся» от финансирования социальных сфер. Если в регионах возобновятся отложенные проекты по строительству и благоустройству, школы и больницы уйдут на второй план. В этом случае, предупреждают авторы доклада ВШЭ, российские медицина и образование рискуют «съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран».
Силовикам затянут ремень
На фоне многих других направлений расходов бюджета военные и силовики выглядят очень уверенно, особенно в последние годы. Даже в консолидированном бюджете ассигнования на оборону и безопасность традиционно составляют от трети до половины всех средств. В 2017 году на «человека с ружьем» из бюджетной системы запланировано потратить 4,9 трлн руб., что составляет 5,7% ВВП.
Расходы, которые нас охраняют
Военные расходы в последние годы обгоняют бюджет на внутреннюю безопасность. Согласно данным Минфина, консолидированный бюджет в 2011 году израсходовал по 2,2 трлн руб. на каждый из этих двух разделов. Однако уже в 2014 году на оборону потратили на 300 млрд руб. больше (3 трлн руб. против 2,7 трлн руб.). В последующие годы разрыв между расходами на военных и силовиков увеличился еще больше и сейчас составляет около 1 трлн руб. Это связано с разницей в пиках: расходы на «органы» были резко повышены после реформы правоохранительной системы и массовых выступлений оппозиции в 2011 году (с 1,9 до 2,6 трлн в 2012 году), после чего началось плавное снижение.
На оборону расходы повышались с 2011 (2,3 трлн руб.) до 2016 года (3,9 трлн руб.). Такой рост объясняется финансированием госпрограммы перевооружения, а также участием России во внешних конфликтах. Традиционным противником роста военных ассигнований является Минфин, прежний глава которого, Алексей Кудрин, был уволен в 2011 году президентом Дмитрием Медведевым из-за спора о необходимости увеличения расходов на оборону. При нынешнем министре Антоне Силуанове военные расходы ежегодно росли, достигая пика в 2015-2016 годах. Но, возможно, именно его усилия способствовали тому, что бюджет в 2017 году и далее станет более «гражданским». Безопасность «похудеет» на 91 млрд руб., до 1,85 трлн руб., а оборона — на 1 трлн, до 2,7 трлн руб.
Слуги народа все скромнее
Общегосударственные вопросы по названию самый малозаметный раздел бюджетов. Непосвященным не сразу понятно, что это такое. Но важность общегосударственного раздела трудно переоценить. По статье проходит финансовое обеспечение деятельности всех органов власти — президента, правительства, Госдумы, судейского корпуса и других ветвей власти. Неслучайно в бюджетном классификаторе расходов раздел стоит первым.
Из пяти рассмотренных направлений на общегосударственные вопросы в 2017 году запланировано меньше всего денег: 1,9 трлн руб., или 2,2% ВВП. Зато это направление является самым стабильным — из года в год разница в расходах редко превышает 5%. Это неудивительно, учитывая, что декларируемые сокращения госаппарата часто ограничиваются секвестром незанятых штатных единиц. Так, в 2013 году доля государственных расходов на управление составила 2,1% ВВП (1,4 трлн руб.), причем предполагалось, что в 2016 году они сократятся до 1,8% ВВП. Однако в 2016 году на чиновников потратили 2,2% ВВП (1,8 трлн руб.), а в 2017 году, как планируется, финансирование вырастет еще больше, до 2,3% ВВП (2 трлн руб.).
Потому в запланированное на 2018-2019 годы очередное сокращение расходов на чиновничество до 2% ВВП (2 трлн руб.) верится с трудом. Кроме того, запланированный на 2017 год рост ассигнований по разделу убеждает, что госуправление в будущие три года пострадает все же меньше, чем остальная экономика.
Как мы считали
В стране, где цены растут в среднем на 9,5% в год (по данным Росстата за 2006-2015 годы), номинальные денежные показатели сами по себе не способны дать полную картину. Например, если государственные расходы на здравоохранение выросли в энном году на 10% по сравнению с предыдущим годом, а инфляция составила 20%, очевидно, что о реальном росте расходов говорить не приходится.
Чтобы обеспечить сопоставимость бюджетных данных по годам и проследить «реальную» динамику доходов и расходов государства, мы скорректировали данные на среднегодовую инфляцию, пересчитав их к ценам 2016 года. Иными словами, доходы и расходы бюджета, ожидаемые по итогам 2016 года (согласно октябрьским поправкам Минфина в бюджет), были взяты за точку отсчета, а фактические показатели предыдущих годов пересчитаны с учетом инфляции. Таким образом, скорректированные показатели прошедших лет оказались выше, чем номинальные, а показатели последующих годов — ниже. Ни один из методов приведения номинальных цифр к реальным не является безупречным, но плюс использования среднегодовой инфляции в том, что интуитивно рост цен более понятен, чем, например, специальные коэффициенты-дефляторы, рассчитываемые Росстатом.
Кроме того, данные по среднегодовой инфляции с 1990-х годов, основанные на статистике Росстата, есть в базе данных Международного валютного фонда (МВФ), а прогнозные значения среднегодовой инфляции на 2016-2019 годы взяты из базового макроэкономического прогноза Минэкономразвития, положенного в основу бюджетных проектировок. «В текущих условиях я бы тоже дефлировал индексом потребительских цен, так как, во-первых, это более чем общепринято, во-вторых, другого дефлятора сейчас действительно нет», — подтвердил уместность расчетов РБК старший аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.
При участии Полины Звездиной
При обсуждении в комментариях к моей статье разгорелась дискуссия, причиной которой стал тезис о том, что в пересчёте на одного человека наши расходы на здравоохранение в 54 раза меньше , чем в США. Этот неутешительный вывод я сделал на том основании, что в 2016 году из федерального бюджета на медицину планируется потратить 473,7 млрд.р. против 531,4 млрд.р. в 2015 (сокращение на 10,9%). По запланированному в бюджете курсу в $63,3 это составляет $8,4 млрд.
В федеральный бюджет США на медицину заложено $1006 млрд. в 2016 году. Простая арифметика даёт разрыв как раз в те самые 54 раза, хотя в жизни всё действительно немного сложнее и страшнее.
Кроме федерального бюджета у нас есть региональные бюджеты и ФФОМС (федеральный фонд обязательного медицинского страхования), в который мы ежемесячно отчисляем по 5,1% от своей зарплаты. Сложив всё вместе, мы получим гораздо более внушительную сумму — примерно в 2500 млрд. рублей. Из них примерно 500 — федеральный бюджет, 1300 — ФФОМС, а оставшиеся 700 — региональные бюджеты. (На самом деле я немного округлил цифры в большую сторону.)
Если разделить эту сумму на население РФ (143,5 млн. человек), то каждому жителю достанется по 17420 рублей в год на здравоохранение. В пересчёте на доллары по запланированному в бюджете курсу 63,3 р/$ это будет равно $275 . Вот те деньги, которые государство сначала у нас забирает в виде налогов, а затем возвращает — на лечение.
Кроме того, у нас есть платная медицина. По данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) государство в РФ берет на себя 48% медицинских расходов, столько же (48%) тратит на медицину население из своего кармана, а оставшиеся 4% идут из других источников.
Теперь вернемся к США. По данным Deloitte Center for Health Solutions уже в 2015 году расходы США на здравоохранение превысят $4 трлн, в 2016 планируется больше. Из них 12% — расходы населения. Оставшиеся 88% идут из госбюджета и других источников. Всего это $3,52 трлн. В пересчёте на одного человека получается $11000.
Теперь, когда мы всё учли, можно более точно посчитать разницу. Делим 11000 на 275 и получаем ровно 40 раз . Да, это не 54, но порядок цифр не оставляет простора для интерпретаций. Мы тратим на своё здоровье, а точнее, наше государство тратит на наше здоровье в десятки раз меньше, чем в США.
Это уровень Венесуэлы или Беларуси в 2013 году. К сожалению, на сайте ВОЗ доступна статистика только за 2013 год, но если сравнивать даже с этими данными, то мы отстаём от Англии в 12 раз, от Финляндии — в 13, от Германии и Франции — в 16. При этом они наращивают свои расходы, а мы — сокращаем.
Разницу между расходами на здравоохранение я рассчитывал в долларах. Корректно ли в принципе такое сравнение, ведь мы живём в России, платим за всё в рублях и цены у нас совсем другие, нежели в Европе или Америке?
Я уверен, что сравнивать расходы нужно именно в валюте, потому что наша рублёвая дешевизна это ещё один самообман. Если у нас медицинские услуги стоят дешевле, чем за рубежом, это означает, что мы экономим на:
- сложном медицинском оборудовании;
- качественных материалах;
- больничных палатах и питании;
- лекарствах, которые действительно лечат;
- зарплате врачей.
Оборудование и лекарства за очень редким исключением у нас импортные и цена на них неминуемо будет расти вслед за долларом — никуда от этого не денешься.
Половина врачей в стране и так зарабатывает менее 20000р. в месяц, в результате чего у нас врач — это не высококвалифицированный, уважаемый и обеспеченный человек, а полунищий неудачник, который не может построить дом, купить машину, заплатить за приличное образование детей и съездить на отдых куда-либо, кроме южного берега местной речки.
Из всего этого складывается картина нашей «доступной» медицины: из лекарств — аспирин, бинт и зелёнка, добавим к этому койку в обшарпанном больничном коридоре и врача, который думает не о том, как вас лучше вылечить, а где добыть денег на свою неудавшуюся жизнь.
Да, за деньги у нас можно лечиться гораздо приличнее, но и цены неумолимо приближаются к западным. Насколько при этом сопоставимо качество лечения, вы можете судить хотя бы по тому, как униженно клянчил Кобзон (заслуженный певец ртом и депутат госдумы, не бедный человек), чтобы его впустили на лечение в «поганую Гейропу».
Разница в расходах на медицину, исчисляемая десятками раз, это уже не шутки. Как бы вам объяснить.. Лада Нива, самый дешёвый из внедорожников стоит сейчас 435 000р., а люксовый Porsche Cayenne — 4 039 000 р. Разница в цене — почти 10 раз. А теперь нам нужно получить разницу в 40 раз. Cayenne мы пока оставим в покое, попробуем подыскать Ниву подешевле. И такая есть (я специально нашёл на avito)! Нива 1999 года выпуска, 150 000 км. пробега, ни одной родной детали.
И то, и другое — машины, внедорожники. Руль, движок, четыре колеса. Только одна новенькая, с иголочки, пахнет натуральной кожей и ревёт мощным мотором, а вторая старая, ржавая и чтобы выехать на ней из гаража, её нужно сначала починить.
Так что, если кто-то считает, что у нас медицина точно такая же, как на западе (только почему-то в 10 раз доступнее), подумайте, почему раздолбанная Нива не выглядит и не ездит, как Porshe.
Но бог с ними, с автомобилями. Давайте о людях поговорим. Медицина — это же не бинтики-пилюльки, а люди, их здоровье и жизни. Показатели здоровья населения (общий коэффициент смертности и ожидаемая продолжительность жизни) напрямую коррелируют с уровнем государственного финансирования здравоохранения и качеством жизни.
Самый низкий общий показатель смертности сейчас в ОАЭ, Катаре, Кувейте — примерно 2 на 1000 человек. Это объясняется чрезвычайно молодым населением, очень высоким удельным весом в населении трудовых мигрантов, высоким уровнем здравоохранения, предельно низким потреблением алкоголя и очень высоким ВВП на душу населения.
В среднем по миру уровень смертности равен 8,6. В США, с их сравнительно старым населением, фастфудом и стрессами — 8,2. А что у нас?
Ассоциация медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования РФ утверждает, что коэффициент смертности в РФ при урезании финансировании в лучшем случае остановится на показателе 13,1 вместо запланированных 12,1 случаев на 1 тыс. населения в 2017 г., а в худшем — вырастет до 13,9.
За этими сухими цифрами скрывается один очень неприятный факт: снижение расходов на медицину выльется в дополнительные смерти российских граждан — от 300 тыс. до 500 тыс. за 2014-2017 гг. Полмиллиона россиян. И пусть мне не нравятся 86% из этих 500 000, но это люди, чёрт побери, а не железки для Башара Асада и прочие стреляющие кукиши Америке!
P.S. Информация к размышлению: на Олимпиаду в Сочи было израсходовано 1500 млрд.р. — 3 годовых федеральных бюджета на здравоохранение.
P.P.S. Разумеется, в число потерь попадут и новорожденные, и люди трудоспособного возраста, но больше всего пострадают пенсионеры. Минус 300 000 пенсионеров со средней пенсией в 12450р. это экономия 45 млрд. р. в год. Опять элегантная многоходовочка?
При опросе, который проводил ОНФ, было выяснено, что каждый пятый медик получает зарплату менее 10 000 рублей. Это при том, что прожиточный минимум для трудоспособного гражданина составляет 9976 рублей. Произошедшее сокращение бюджета на здравоохранение 2017 года переведет эту часть медработников за грань выживания, а малообеспеченных пациентов заставит справляться с проблемами своими силами. Благо, страна у нас большая, лекарственных трав насобирать можно. Подорожник будет заменять хирургов, ромашка заменит терапевта. На ней же можно будет гадать, выживу – не выживу.
Именно так видится ситуация с первого взгляда. Но как обстоят дела на самом деле, неужели действительно стоит запасаться подорожником?
Голые факты
Государственная дума утвердила сокращение расходов на здравоохранение с 544 до 362 млрд. рублей. Это ровно 33%. Данное снижение приведет к тому, что:
- Стационарное обслуживание сократится на 39%, - с 243 до 148 млрд. руб.
- Амбулаторная медицина – во 113,4 до 68,99 млрд.
- Санитарно-эпидемиологическое — с 17,473 до 14,68 млрд.
- Научные исследования — до 16,028 млрд., или на 21%.
Это даже не ужас, это катастрофа. Произошла она на фоне роста прошлогодних расходов на 4,3% при инфляции в 14%. С учетом инфляции 2016 года на прогнозируемом уровне 7% получается, что в 2017 году государство будет тратить на здравоохранение вдвое меньше, в реальном выражении, чем в 2015 году. Вот так смотрится бюджет здравоохранения на 2017 год, последние новости о котором совсем не дают повода для оптимизма.
Но если изучить ситуацию более пристально, то все не так страшно, как это кажется на первый взгляд. Дело в том, что в стране действует Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).
Что такое ФОМС
Каждый работающий гражданин отчисляет в фонд 5,1% от своей зарплаты. Значительная часть населения даже не знает об этом, так как оплату производит работодатель из фонда заработной платы. На данный момент 69% всех расходов на медицину идут именно из ФОМС, а не из государственного бюджета.
Общая сумма, которая будет потрачена фондом на медицинское страхование, составит 1,738 трлн. рублей, что на 10% больше прошлогоднего показателя. За счет того, что в 2016 году экономия ФОМС составила 91,3 млрд. рублей. То есть на самом деле медицина не сократит расходы, хотя и роста не получается, абсолютные цифры 2016 и 2017 года будут примерно одинаковыми.
Разница только в том, что государство тратит меньше, а предприниматели больше. С 2010 года, когда был отменен единый социальный налог (ЕСН), сума страховых взносов на медицину, пенсии и пособия была увеличена с 26 до 30%.
Доля от ВВП и продолжительность жизни
Всемирная Организация Здравоохранения провела исследование, которое показало, что траты на здравоохранение находятся в прямой зависимости к продолжительности жизни. Чем больше государство заботится о медицинском обеспечении, тем дольше живут люди:
- Менее $500 в год приходится на страны, где продолжительность жизни составляет 45-67 лет.
- Расходы от $500 до $1000 приводят к ожидаемой продолжительности в 70-75 лет.
- Более $1000 обеспечивают продолжительность жизни в 75-80 лет.
В России, по словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, норматив на одного человека составляет 11 900 руб., или около $200. При этом средняя продолжительность жизни составляет 72,06 года. Вероятно, выбиться из мировой статистики помогает пресловутый подорожник.
Хотя до Германии, где эта цифра составляет 81 год, или США, где этот возраст равен 78,7 лет, нам пока далеко. Возможно, сказывается то, что бюджет на медицину 2017 года в РФ составляет 3,6% от ВВП, В Германии – 10,4, а в США – 15,7.
Российское здравоохранение оказалось на грани катастрофы.
Проведение Минздравом так называемой оптимизации, которая сводится к сокращению коек и специалистов, переход на одноканальное финансирование, санкции в отношении зарубежных лекарственных препаратов, перекладывание обязанностей на регионы – вызвали множество проблем.
Отрасль на протяжении многих лет испытывает сильный дефицит финансирования: по сравнению с европейскими странами, Россия тратит на здравоохранение в 3-4 раза меньше средств. Недавно Министерство финансов предложило этот бюджет урезать еще - сократить предусмотренные антикризисным планом Правительства РФ дополнительные расходы на здравоохранение в три с половиной раза – с 46 до 13 млрд рублей. Инициатива вызвала резкую критику профессионального сообщества.
Самые острые проблемы российского здравоохранения ведущие эксперты обсудили в ходе круглого стола «Финансовое состояние государственного здравоохранения», который прошел в «РИА Новости».
Финансирование опять урезают
«Бюджетный маневр», который проводится Минфином и означает перераспределение средств федерального бюджета в ущерб социальной сфере, предполагает сокращение финансирования здравоохранения. Если в 2013 году в России на долю здравоохранения приходилось 3,8% ВВП, в 2015 году 3,7%, то в 2016 году, согласно бюджету, принятому Госдумой, останутся лишь 3,6% от уровня ВВП. Более того, Минфин предложил урезать и эту цифру: предусмотренные антикризисным планом Правительства РФ дополнительные расходы на здравоохранение планируется снизить в три с половиной раза - с 46 до 13 млрд рублей.
«Сегодня говорить о финансировании здравоохранения сложно, потому что все понимают состояние экономики. Где взять деньги, мало кто знает. Но мы не об этом. Я о тенденции и о позиции Минфина в этом вопросе. Ни одна страна старой Европы - Германия, Франция - не выдержала бы, если бы на здравоохранение выделялось 3,6-3,7% ВВП. Там речь идет о 10-12%. Иметь 3,6% ВВП на здравоохранение - это стыдно», - подчеркнул директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты, известный доктор Леонид Рошаль.
Он заявил о том, что ему непонятна позиция Минфина. «После нашей критики министра финансов Силуанова в отношении сокращения антикризисных расходов Минздрава в три с половиной раза, выступила его помощница. Ответила она примерно следующее: «мы не снижаем финансирование здравоохранения в России, а наоборот повышаем - на 83 млрд рублей (в ведомстве заявили, что в бюджете на текущий год, включая средства ФОМС, заложено около 2 трлн. рублей, Infox . ru )». Я не финансист - я детский доктор, но я сразу взял ручку и бумажку, и посчитал: 83 млрд - это 4,1%, при том, что инфляция у нас сегодня 10-12%. Поэтому ни о каком реальном повышении речь не идет», - подчеркнул Леонид Рошаль.
По его словам, российские врачи делают огромную работу, и успехи есть – удалось добиться снижения материнской, младенческой смертности, хорошо организована помощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. «Но сейчас это все может быть разрушено», - заявил Леонид Рошаль.
При этом он добавил, что врачебное сообщество не раз било тревогу. «Союз пациентов и Национальная медицинская палата в 2015 году обращались с открытым письмом к Правительству РФ, Совету Федерации, Госдуме, Министерству финансов и Минздраву, в котором требовали не снижать расходы на здравоохранение в будущем году. Никакой реакции на это обращение не последовало», - говорит Леонид Рошаль.
Денег не хватает
Российское здравоохранение серьезно недофинансировано, даже без последующего урезания бюджета, отмечает директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов.
«Мы брали стандарты Минздрава, которые являются минимальным, и даже они недофинансированы в 4,5 раза в целом по стране. Почему мы видим, что у нас нет дефицита в отчетах чиновников? Все просто - есть тарифы, которые искусственно «подкручены», сильно занижены, чтобы денег хватило на весь контингент», - говорит Давид Мелик-Гусейнов.
Особенно остро проблема недофинансирования стоит сегодня в онкологии – это одно из наиболее финансово затратных направлений в медицине.
Российский онкологический научный центр им. Блохина – ведущее профильное учреждение страны финансируется лишь на треть своих потребностей, отметил глава учреждения, главный внештатный специалист-онколог Минздрава, академик Михаил Давыдов.
«Эффективность лечения рака молочной железы в США почти 100%. В России - около 60%. Разница в 40% - это колоссально. Но секрет успеха прост - своевременное выявление болезни и своевременное лечение эффективными препаратами. Выявлять онкологические заболевания на ранних стадиях должны специализированные скрининговые программы. В России их нет. Диспансеризация эту проблему не решает. Второе – нужны эффективные современные лекарственные препараты. Их доступность для российских пациентов от 2 до 5%. Поэтому у нас такой результат», - говорит Михаил Давыдов.
Цель – не лечить, а зарабатывать
Еще в 2014 году Минфин предложил решить проблему с финансированием здравоохранения на основе оптимизации - ликвидации неэффективных с финансовой точки зрения учреждений и сокращения медработников. Минздрав эту идею поддержал. Только за 2014 год было сокращено 90 тысяч медиков, в том числе 12 тысяч – врачей клинических специальностей - тех самых специалистов. Эта мера вызвала огромный общественный резонанс, прошло множество митингов врачей и пациентов. Реакции на общественный протест не последовало.
«Пациент уже давно обездолен и понимает, что для него никто ничего делать не собирается. Когда оказание медицинской помощи было приравнено к торговым отношениям, когда врач оказывает не помощь, а медицинскую услугу, стало понятно, что направление медицинской помощи развивается не с целью повысить качество жизни пациентов, а с целью заработать деньги в сфере здравоохранения», - заявил президент Общероссийской общественной организации инвалидов - больных рассеянным склерозом Ян Власов.
Он отметил, что во многих регионах в связи с оптимизацией ситуация складывается очень тяжелая. «Например, в Курганской области врач должен работать на две ставки – это 24 часа в сутки. Понятно, что это невозможно. Люди уходят из медицины, где зарплата врача 15 тысяч рублей. В итоге – качество оказания медицинской помощи снижается. Пациенты недополучают помощь. Мы очень надеемся, что социального взрыва не будет», - говорит Ян Власов.
Регионы не справляются
Несколько лет назад был предложен очередной выход из трудностей с финансированием здравоохранения - обязательства решили переложить на регионы. Была проведена так называемая «регионализация» здравоохранения. Сейчас уже стало очевидно, и это отмечают многие эксперты, что концепция эта несостоятельная - управление системой здравоохранения в России должно быть максимально централизованным.
«Регионы не в состоянии выполнить стандарты, которые дает им федеральный центр - ни в кадровом, ни в идеологическом, ни в практическом плане. Нельзя переносить ответственность за здравоохранение на регионы, как нельзя перекладывать на регионы вопросы обеспечения обороноспособности страны. В итоге мы имеем ситуацию, когда регионы сражаются не за больного, а борются за деньги», - заявил Михаил Давыдов.
По словам директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, программа развития здравоохранения практически на 80% ориентирована на деньги, поступающие из регионов. В структуре региональных бюджетов расходы на здравоохранение очень разные и составляют от 11 до 35%. И это при том, что только пять субъектов РФ не являются дотационными. По словам эксперта, для того, чтобы улучшить ситуацию, необходимо перестать перекладывать на регионы те задачи, которые они не в состоянии решить.
Итоги…..
К сожалению, печальные итоги оптимизации здравоохранения, недофинансирования отрасли и перекладывания обязанностей на регионы уже видны.
Как заявила руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением д.м.н. Гузель Улумбекова, смертность в России за последние три года выросла.
«По данным Росстата, общий коэффициент смертности (ОКС) или число умерших в расчете на одну тысячу населения составил в 2013 году -13, а в 2014 и в 2015 годах по 13,1. В реальности по итогам 2015 года в 32 субъектах общий коэффициент смертности возрос. И, увы, никаких предпосылок к тому, что смертность в стране будет снижаться, нет. Реальная ситуация в здравоохранении этому не способствует», - говорит Гузель Улумбекова.
По ее словам, в Москве смертность возросла на 3,9%.
Давид Мелик-Гусейнов также привел печальные цифры - в России больные с хроническими заболеваниями (диабетом, онкологией) живут на 20-25 лет меньше по сравнению с развитыми странами.
И, наконец, добавим, что Россия так и на одном из самых последних мест среди европейских стран по продолжительности жизни.
А в это время чиновники сообщают о своих достижениях.
Прямая речь: глава Минздрава Вероника Скворцова
10 марта на встрече с президентом Владимиром Путиным Вероника Скворцова сообщила, что младенческая и материнская смертность в РФ в 2015 году сократилась на 12% и 11% соответственно, а продолжительность жизни россиян увеличилась.
Подводя итоги работы за прошлый год, Вероника Скворцова в качестве одного из важных показателей назвала снижение младенческой и материнской смертности. «Младенческая смертность снизилась на 12%, даже больше», - сказала министр. «Материнская смертность снизилась более чем на 11%», - добавила она, отметив, что показатель достиг исторического минимума. Также Скворцова рассказала, что продолжительность жизни россиян увеличилась до 71,2 года, в большей степени это касается мужчин, и разница между продолжительностью жизни у мужчин и женщин сократилась. Скворцова заявила, что число умерших в России в этом году снизилось более чем на 2 тысячи человек.
«В целом по году у нас снизилось число умерших на 2 тысячи 200 человек», - сказала Скворцова. Она отметила, что это связано с тем, что пришлось достаточно с большим трудом нивелировать подъем заболеваемости гриппом, который был в первом квартале.
«В этом году мы прошли благополучно, с минимальными потерями, и уже за январь у нас снижение умерших на более чем 5 тысяч человек, поэтому есть надежда, что в этом году мы без каких-либо дополнительных препятствий будем достаточно плотно идти по этому направлению – снижению», - сказала Скворцова.
Говоря об оказании высокотехнологичной медицинской помощи, Скворцова отметила, что сейчас ее получают 816 тысяч человек, она стала разнообразней, широко оказывается в российских регионах.
«Хотелось бы отметить, что более разнообразной стала высокотехнологичная помощь, она пополняется действительно высокими технологиями, самыми современными. Кроме того, это не только федеральные учреждения, но и достаточно широко в субъектах РФ высокотехнологичная помощь оказывается», - сказала Скворцова.
Прямая речь: заммэра столицы по вопросам социального развития Леонид Печатников
Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Москве достигла 77 лет, что существенно превышает общероссийские показатели. Об этом сообщил Леонид Печатников, которого цитирует официальный городской портал .
«Москва достигла по средней продолжительности жизни 77 лет, в то время как в России и тоже, подчеркну, с учетом Москвы - 71 год», - заявил Печатников.
По словам чиновника, за три последних года продолжительность жизни увеличилась в среднем на три года, и таких темпов прироста «не знала ни одна страна в мире за всю историю».
«За три года мы увеличили продолжительность жизни также на три года. То есть за год - год прироста. Да, мы еще не достигли уровня старой Европы, но, по заключению самих европейских экспертов, таких темпов прироста средней продолжительности жизни, как сейчас в Москве, не знала ни одна страна в мире за всю историю. Между прочим, женщины в Москве, по итогам 2015 года, живут в среднем 81 год», - пояснил заммэра.
Как рассказал Печатников в феврале на встрече с врачами, количество умерших в столице москвичей ежегодно снижается. Сейчас это в основном люди в возрасте от 70 лет. Этого удалось добиться, в частности, благодаря созданию инфарктной сети.