Что такое объект исследования. Фразы-шаблоны для исследовательской работы Как сформулировать проблему исследования примеры
Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащённости исследования и своих возможностей. Обратимся к основным категориям исследовательской работы и разберём примерный алгоритм разработки программ исследования.
Проблема
исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Тема отражает проблему в её характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Правила выбора темы
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
- Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
- Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Приступая к работе над темой, очень важно иметь её план, хотя бы в самой общей форме. Он поможет ученику отыскать, собирать, накопить первоисточники по теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план, безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность связать в единое целое разнообразную информацию. Поэтому такой план надо составить как можно раньше, и в его составлении незаменима помощь руководителя работы.
Актуальность
выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.
Объект
исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет
исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Чтобы не уклониться от избранной темы, необходимо ясно и точно представить себе цель и задачи исследования. Их определение позволит ученику более экономно и с большей целеустремлённостью собирать материал и обрабатывать его.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования . В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определённую пошаговость достижения цели, последовательность действий. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.
Гипотеза исследования
– это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»). Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика
– это совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов. Иными словами методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.
Методы научного исследования
:
1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методы исследования обеспечивают большую точность и глубину изучения избранной проблемы, обеспечивают решение поставленных в работе задач.
Необходимым компонентом программы является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимость, надёжности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации.
Основные этапы исследования :
- Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.
- Второй этап – конструирующий (постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы).
- Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
- Четвёртый этап – контрольный.
- Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.
Задачи, сроки и план исследования должны соответствовать выбранным для исследования объекту, предмету и цели.
Не менее важным является и умение представить результаты своего исследования на публике, приведём несколько моделей защиты исследовательской работы:
I. “Классическая”
.
Устное выступление сосредоточено на принципиальных вопросах:
1. тема исследования и ее актуальность;
2. круг использованных источников и основные научные ходы к проблеме;
3. новизна работы (изучение малоизвестных источников, движение новой версии, новые подходы к решению проблем и т. д.);
4. основные выводы по содержанию реферата.
II. “Индивидуальная”
.
Раскрываются личные аспекты работы над рефератом:
1. обоснование выбора темы реферата;
2. способы работы над рефератом;
3. оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты;
4. личная значимость проделанной работы;
5. перспективы продолжения исследования.
III “Творческая”
защита предполагает:
1. оформление стенда с документальным и иллюстративным материалом по теме исследования, их комментарий;
2. демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание аудио записей, подготовленных в процессе реферирования;
3. яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.
Критерии оценки научно-исследовательских работ учащихся, а так же памятка для юных исследователей представлены в Приложении № 1,2
Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали и не понимали. Но вопросы к миру – прежде всего вопросы к себе. Важно, чтобы в процессе организации исследовательской деятельности учащихся сохранялась ситуация предзаданной неизвестности, благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса.
Разработка теоретико-методологической части программы исследования начинается с постановки проблемы. Она задает тон всему процессу работы социолога.
Проблема, объект и предмет исследования.
Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это реально существующие в социальной действительности противоречие способы разрешения которого в настоящее время не ясны или неизвестны.
Проблемная ситуация- состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Четкая формулировка проблемной ситуации на 60-70 % предопределяет конечный успех.
Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между общественной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного, уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания, способного в случае его практического применения привести в качестве результата к разрешению проблемной ситуации.
Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой - указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.
Проблемы порождаются социальной действительностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов,на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании.
Проблема же, стоящая перед разработчиками программы конкретного социологического исследования, - это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой экономической активности определенных групп населения (рабочих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях? Установка: найти возможности, способы и пути активизации экономического поведения работающих и других групп населения.
Пример проблемы: проблемы формирования активной личности и факторы этого не допускающие.
В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное противоречие, определяющее ее) и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Первоначальная проблема, которая чаще всего именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту выхода в «поле» приобретает четкий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы. Если проблема не «урезана» до необходимых размеров, всегда остается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множество проблем, и стало быть, как следует не решит ни одной.
Чаще всего социологи не придают особого значения правильному выбору проблемы исследования, полагаясь на интуицию и здравый смысл. Проблема в научном смысле слова не отличается от обыденного ее употребления. Выражение «проблема текучести кадров» или «проблема женского пола» суть не проблемы в принятом выше значении, а темы (греч. thema - вопрос для обсуждения, предмет разговора). В маркетинговом исследовании заказчик определяет тему, но не проблему исследования. Умение превращать тему исследования в проблему исследования - особое искусство, требующее квалификации и опыта.
В прикладном исследовании, которое проводится по инициативе заказчика, в виде проблемной ситуации формулируется этот самый социальный заказ. Он представляет собой указание на какое-либо социальное противоречие либо на неудовлетворительное положение дел.
Социологу нужно «перевести» проблемную ситуацию в формулировку проблемы. Это означает, что он должен проделать анализ проблемной ситуации - специальную аналитическую работу, включающую решение следующих задач.
На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам предшествующих социологических исследований собственной и других социологических служб, анализу экономического, технического и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях управления.
Можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.
В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это знание о незнании, несоответствии или противоречии между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.
Предметная сторона проблемы социологического исследования - это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов.
С одной стороны, последние угрожают стабильности, но одновременно являются главным фактором социальных изменений и потому особенно заслуживают внимания.
Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны.
В простейшем случае - это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других случаях это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям каких-то общественных сил, организаций, движений... Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.
Классификация проблем:
Гносеологические (недостатки познавательной информации)
Предметные (реальные социальные противоречия)
По носителю (стратификационные, демографические, семейные и т. д.)
По масштабам (глобальные, региональные)
По времени (кратко-, средне-, дальнесрочные)
По глубине (одноплановые, комплексные, системные).
В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.
А. Осмысление проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).
Социолог фиксирует противоречие между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации.
1) Перевести интуитивно улавливаемые противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).
Предварительный анализ проблемной ситуации:
а) внешние наблюдения;
б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации;
в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований;
г) свободные интервью с экспертами.
Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.
Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.
Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направленность):
Теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере;
Практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.
Б. Формулировка проблемы.
Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.
1) Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок.
Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?
Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.
Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержание вопроса (установки).
Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблему путем:
а) выделения объекта и предмета исследования;
б) постановки целей и задач исследования;
в) предположения (гипотез), вариантов решения поставленной проблемы.
В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.
Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:
от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний;
от уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий;
от состояния научного и практического знания в соответствующей области.
Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т. е. конкретизирует проблему.
Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:
возможно более точное разграничение между "проблематичным", т. е. искомым, неизвестным, и "непроблематичным" как данным и известным;
отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).
Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования.
Объект социологического исследования - это то, на что направлен, процесс познания (социальный процесс, область социальной действительности, или какие-либо социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию).
Требования, предъявляемые к объекту :
1 должен характеризоваться четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая и т. д.);
2 должен характеризовать определенной временной ограниченностью
3 должен характеризоваться возможностями его количественных измерений.
Помимо объекта выделяется также предмет изучения.
Предмет исследования - наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект - то, что содержит социальную проблему, постольку предмет - это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.
Необходимо подчеркнуть, что, во-первых, одному и тому же объекту социологического исследования может соответствовать несколько различных предметов, т. е. предмет исследования очерчивает границы познания изучаемого объекта. Во-вторых, объект и предмет социологического исследования могут совпадать, когда социолог поставил задачу познать всю совокупность эмпирических закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. В-третьих, предмет социологического исследования имеет сложную структуру. В-четвертых, следует помнить, что правильный выбор предмета конкретного социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта.
Определение объекта и предмета, которое так ясно и понятно в теории, на практике значительно труднее. В реальном социологическом исследовании определить его объект и предмет иногда бывает очень трудно.
Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускниками средней школы.
Проблема этого исследования, проводившегося под руководством В. Н. Шубкина, - противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных социальных групп в реализации этих прав.
Объект исследования - выпускники школ и их родители в момент выбора первой трудовой профессии и трудоустройства выпускников.
В этом объекте и содержится противоречие.
Предмет изучения - соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике.
К предмету относится также выявление обусловленности жизненных планов социально-профессиональный статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными особенностями выпускников.
Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса - источник выдвижения рабочих гипотез.
Итак, формулировка проблемы и отсюда - выделение объекта и предмета исследования - первый шаг в разработке программы.
Выбор предмета исследования:
1) Ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.
2) Очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.
Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрализации исследовательского процесса.
Вам понадобится
- Исследовательская работа, в которой уже сформулирована тема, требующая выявления и обозначения проблемы; знание методологических основ теоретического или практического исследования.
Инструкция
Проблема исследования – есть логическое завершение описания актуальности темы исследования, где указывает на то, что его тема не может или не могла бы быть реализована без проблемы. Проблема всегда появляется на стыке старого и нового : одно знание уже устарело, а новое еще не . Или проблема может быть уже решена в науке, но не реализована на практике.
Правильная постановка проблемы определяет стратегию исследования: как научное знание может быть реализовано на практике, или как может быть сформировано новое знание в результате проведенного исследования. Сформулировать проблему, значит отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено». Проблема – это важный и сложный вопрос.Для обоснования проблемы необходимо привести доводы в пользу реальности выдвигаемой проблемы; найти ценностные и содержательные связи с другими проблемами.
Для оценки проблемы следует выявить все условия, необходимые для ее решения, включая методы, средства, приемы; найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой, что значительно сузит область исследования.
Для построения проблемы необходимо сузить поле изучения предмета исследования в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя. Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием, известным и неизвестным по теме изучения, то суть проблемы исследования определяется легко и быстро.
Обратите внимание
Проблема в методологическом блоке по проведению исследования может ставиться после обоснования актуальности темы, а может и предшествовать актуальности. Актуальность может быть определена как результат изучения проблемы исследования. В этом случае, содержание актуальности - это ответ на вопрос: «Почему в настоящее время нужно изучать данную проблему?».
Полезный совет
Чем сложнее и актуальнее исследование, тем более сложно по форме формулируется проблема.
В курсовой работе студента проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса.
В научном исследовании диссертанта проблема исследования может быть сформулирована в виде вывода из противоречия, теоретической или практической задачи, проблемной ситуации.
Анализ любых произведений, будь то книга, диссертация или просто рядовая статья, написанная каким-либо автором, позволяет не только получить новые знания по интересующим с проблемам, но и избежать повторений (то есть плагиата) при создании собственных трудов. Наиболее сложной задачей для редактора является рассмотрение сочинений, представляемых в редакцию научных журналов молодыми учеными и соискателями.
Инструкция
Для начала обратите внимание на актуальность темы, опираясь на теоретическую и практическую значимость поставленной цели, задач, научной новизны. Помните, что одно из основных требований к заголовку статьи - это его конкретность. Объемное, громоздкое название, затрудняет глубокую проработку проблемы, мешает определить точный круг читателей.
Анализ истинности и достоверности приведенных данных следует базировать на объективности отбора материала, репрезентативности фактов, отображении их в протоколах собственных наблюдений. Истинность полученных в ходе исследования сведений является основанием для научно обоснованных выводов. Редактору необходимо выяснить, каким образом регистрирует ; оценивает ли он их в динамике, изучает ли во взаимодействии с другими явлениями, имеет ли место догматизм и субъективизм, а также творческий к сущности явления.
Внимательно прочтите основной статьи, сделав акцент на изложение научной теории. Вначале статей принято приводить несколько логических высказываний о фактах, а затем в ходе рассуждений формулировать новые доводы, базируясь на совокупности результатов авторских наблюдений и экспериментов. При этом должно прослеживаться некое слияние ранее накопленного пласта научной информации и приватных умозаключений, доказанных эмпирическим путем.
Установите, уместно ли применение в контексте цитат, а также оптимальность числа цитат, употребляемых автором. Проверьте смысловую точность цитируемого материала. Сверьте полученную информацию со списком , указанным в конце статьи. Если творение содержит себе результаты статистических расчетов, оцените их достоверность. В конце проанализируйте текст резюме. Резюме статьи должно быть представлено на русском и английском языке. Оно лаконично отражает идейную линию научной работы в целом.
Видео по теме
Анализ статьи включает в себя оценку информативности, содержательности, смысловой целостности статьи. Именно анализ позволяет выявить уровень профессионализма того или иного автора, оценить стиль и манеру повествования.
Вам понадобится
- - статья для анализа;
- - письменные принадлежности.
Инструкция
Чтобы качественный анализ руководствуйтесь не субъективным мнением, а определенными критериями. Почитайте и попытайтесь оценить ее, исходя из степени соответствия содержимого заголовку, информативности, логики материала, раскрытия темы. Учитывайте так же язык статьи, его стилистические характеристики. Статья должна представлять смысловое единство.
Прочитав статью несколько раз, приступайте к анализу. В начале все выходные данные статьи, и приступайте к первому пункту плана "соответствие заголовка содержимому статьи". В современной публицистике участились случаи, когда "кричащие" заголовки лишь привлекают внимание и совершенно не соответствуют теме. Поэтому данный пункт необходимо отразить в вашем анализе.
Затем перейдите к оценке степени информативности статьи. Особое внимание уделите наличию фактов, опросов, экспертных мнений, точных данных. Все эти составляющие значительно повышают уровень информативности и позволяют в будущем ссылаться на данную статью.
Логика изложения материала не менее важна при оценке статьи. Если в статье содержатся две-три микротемы, и автор хаотично перескакивает от одной к другой, не завершив начатое рассуждение, то это серьезный минус. Каждая рассматриваемая в статье проблема должна быть последовательно изложена, а в конце повествования должны быть подведены соответствующие итоги.
Охарактеризовав статью по вышеперечисленным признакам, вы должны сказать, полностью ли раскрыта затронутая тема. Этот пункт может вызвать сложность при анализе статей, где автор ставит себе задачу сподвигнуть читателя к размышлениям и нарочно оставляет вопрос риторическим. Данный вид статей не раскрывает темы полностью, а своей недосказанностью побуждает дополнительный интерес читателей. Если вы работаете с такой статьей, обязательно укажите это при анализе.
Полезный совет
Если хотите сделать свой анализ статьи действительно творческим и заслуживающим внимания, проанализируйте художественные особенности языка статьи. Сделайте упор на используемые средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).
Источники:
- Редакторская подготовка периодических изданий.
Статьи анализируют для того, чтобы выявить их информативность, смысловую целостность и содержательность. На основании подобного анализа можно сделать вывод о профессионализме отдельного автора или печатного издания в целом.
Вам понадобится
- - статья для анализа.
Инструкция
Прочтите статью несколько раз и попробуйте оценить ее соответствие заявленному заголовку. Оцените также такие качества статьи как информативности и смысловая целостность. Проанализируйте, насколько раскрыта тема статьи, как сохраняется изложения фактов. В своей работе старайтесь проявлять объективность, не руководствуйтесь своим личным мнением.
Оцените качество , которым написана анализируемая статья. Определите, насколько язык соответствует заявленному стилю, например, научно-техническому или публицистическому. Отметьте такие недостатки, как перенасыщенность научно-популярного текста сложными терминами или, напротив, наличие в нем просторечных выражений.
Приступайте к изложению своего анализа в письменной форме. Начните с указания выходных данных статьи. В первом пункте анализа статьи изложите соответствие ее заголовка содержанию. Для современной прессы свойственно привлекать к себе внимание кричащими заголовками, которые не всегда отражают содержание публикаций.
Отразите в отдельном пункте анализа свою оценку логичности изложения сведений в статье. Хорошо если в статье четко прослеживаются такие логические вехи, как краткое введение, развернутое и последовательное изложение проблемы, а в конце подводятся соответствующие итоги.
Уделите внимание языку статьи в отдельном пункте. Укажите стилистические ошибки, если таковые имеются в тексте. Отметьте используемые автором выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.
Способность к логическому и точному анализу поступающей информации - не просто полезное, но и необходимое умение. Если вы не будете анализировать все, что находится вокруг, каждую ситуацию, вы не сможете объективно воспринимать картину происходящего с вами. Существует несколько методов анализа, которые можно использовать как по-отдельности, так и вместе.
Инструкция
Проверяйте информацию, с которой связано принятие важного решения. Привычка анализировать происходящее не только позволит вам избежать многих ошибок, но и будет способствовать тому, что вы начнете замечать выгодные для себя случаи и с блеском находить выход из трудных ситуаций. Поймите, что не стоит доверять одним словам, нужно искать их подтверждение в фактах. Умейте находить уловки в словах или действиях других людей. Научитесь замечать в общем потоке поступающей информации отговорки и отмашки. Если вы, к тому же, сможете распознать ложь, исходящую от человека, вы не попадете в его , расставленную для вас. Пользуйтесь несколькими источниками для проверки информации. Не стоит доверять одному каналу информации. Обратитесь ко второму, третьему и так далее по мере необходимости. Конечно, это не полная гарантия правдивости информации, но, проанализировав таким образом сообщение, вы имеете больше шансов приблизиться к истине.
Используйте научные методы анализа информации. Одним из них является метод сопоставления данных. Для его применения сначала вам нужно сгруппировать данные, например, можно свести их в таблицу. При ее составлении по вертикали расположите варианты решения изучаемого вопроса, по горизонтали же укажите источники данных. Там, где пересекаются строки и столбцы, впишите содержание сообщения. Обязательно включите в таблицу все данные, которые у вас есть. Тогда анализ получится наиболее объективным. Потом определите весовые коэффициенты для каждого сообщения, то есть его важность. Потом вам следует объединить данные, которые относятся к каждому решению, и определить вероятность истинности сообщения. Теперь вам остается только сравнить с установленными заранее пороговыми значениями, которые выбираются на основе имеющегося опыта.
Воспользуйтесь другим методом анализа, который называется методом фильтрации данных. Его сущность в принятии решения на основе сопоставления входящих данных и комплекса независимых признаков с прописанным заранее весом. Имейте в виду, что содержание вариантов вам нужно сформулировать загодя, а анализ входных данных вы будете проводить по готовым признакам. Сначала расчлените входную информацию по параметрам фильтра. Далее вам нужно сопоставить их с параметрами фильтра и вывести оценку достоверности весовых коэффициентов. Теперь объедините данные, сравните с порогом и примите решение по ситуации.
Вам понадобится
- Умение грамотно проанализировать статью может пригодиться не только филологам, журналистам, лингвистам и всем, кому приходится иметь дело со словами, но порой это оказывается полезным навыком, помогающим быстро выделить суть текста и структурировано преподнести его содержание, не путаясь в обломках случайно запомненных фраз.
- План анализа статьи сводится к следующим пунктам:
Инструкция
Далее нужно упомянуть источник, из которого взята данная , дату публикации и имя автора. Это выглядит так: «Данная статья была опубликована в сети Интернет на сайте ***(название сайта) 18 июля 2014 года автором Иваном Ивановым».
Теперь пришло время собственно изложить суть статьи. Пересказ не должен быть длинным и утомительным. Десяти предложений будет вполне достаточно, а для некоторых даже много. Здесь должны быть только ключевые события и . Если автор предлагает какие-либо статистические данные, указывает проценты, даты и пр., то желательно оставить эту информацию в своем анализе.
В последнем абзаце анализа обязательно пишем про свое отношение к данной проблеме и к статье. Логично обосновываем свою точку зрения.
Учитесь не только на собственных ошибках, но и на промашках других людей. Прислушивайтесь к окружающим, когда они делятся с вами своим жизненным опытом. Воспринимайте информацию о том, в каком положение они попали и как себя при этом вели. Больше читайте. Остановите свой выбор на романах мировых классиков. В таких книгах нередко рассказывается о судьбах различных людей. И пусть они могут быть полностью вымышленными персонажами, взгляд автора на проблему может быть очень полезен для вас.
Подумайте, какие в вашей жизни есть стереотипы и шаблоны поведения. Возможно, существует какой-то повторяющийся сценарий ваших ошибок, из-за которого вы не можете добиться чего-то. Важно осознать, что вы являетесь не только главным героем собственной истории, но и одновременно ее автором. Перепишите книгу своей жизни так, чтобы она стала более жизнерадостной, оптимистичной. Заодно вы увидите, что вам стоит делать по-другому, над какой стороной жизни следует провести тщательную работу.
Никто не живет без проблем, в жизни каждого индивидуума время от времени случаются неприятности и трудности. Они даются человеку, чтобы он приобрел определенный жизненный опыт. В таких ситуациях нужно не жаловаться и впадать в уныние, а проанализировать, почему возникла проблема и как ее решить. Чтобы не впасть в панику и депрессию, нужно придерживаться определенных принципов в данном случае.
Спокойствие
Обычно трудности возникают неожиданно и нарастают, как снежный ком. Как говорится, «беда одна не приходит, семь бед с собой приводит». Главное в такой ситуации – это сохранить спокойствие. Не паникуйте и не опускайте рук, помните, что неразрешимых проблем не существует. Принять грамотное и взвешенное решение можно только в уравновешенном состоянии.
Анализ
Постарайтесь посмотреть на проблему объективно. Можно использовать популярные методики для нахождения правильного решения, например, «диаграмма Исикавы» и т.п.
Выводы
Записывайте любые идеи, которые приходят к вам в голову, когда ищите пути выхода из трудностей. Среди них обязательно найдется подходящий.
Часто очень сложно взглянуть на ситуацию со стороны, поэтому не замыкайтесь в себе, расскажите о своей проблеме друзьям, родственникам или психологу.
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
Доброго времени суток!
Залогом успеха исследовательской деятельности является не только правильно сформулированная тема исследования, но и правильная формулировка проблемы, цели и задач.
Проблема исследования и его тема – это не одно и то же. Проблема как бы задает ракурс рассмотрения темы; она является основной, стержневой для всей работы. В связи с этим, нужно четко, ясно, корректно определить проблему. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п. Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.
Для того, чтобы верно сформулировать проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже было разработано до Вас, что еще пока слабо разработано, а чего, вообще, никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание работы, первоначально формулируется в виде основной гипотезы исследования.
Цель исследования - это результат, для достижения которого проводится исследование. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Цель определяет тактику исследования, вытекает из выявленной проблемы, характеризует тот информационный вакуум, который должен быть ликвидирован для решения обозначенной проблемы. Цель исследования должна быть ясно и четко сформулированной, быть достаточно детальной, должна "расшифровывать" тему исследования. При этом должна существовать возможность ее измерения и оценки уровня ее достижения. Обычно начинается словами "выяснение...", "обоснование...", "выявление...".
Примеры формулировки цели исследования:
1. Выяснение, почему зебре нужны полоски.
2. Расследование, почему репейник колючий.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и заключают в себе поиск ответа на вопрос "Каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?". Цель одна, а задач может быть несколько. Обычно начинаются со слов "изучить", "описать", "составить", "выявить".
Например, в исследовательской работе учащихся по теме "Что такое грибы?" были сформулированы следующие цель и задачи:
Цель: выяснение, что такое грибы: растения, животные или самостоятельное подцарство живой природы.
Задачи:
1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет о грибах, растениях и животных.
2. Выявить характерные черты грибов, растений и животных.
3. Выяснить общие и отличительные черты грибов, растений и животных.
4. Обобщить полученные данные.