Гуманизм история. Что такое гуманизм в философии возрождения, светский гуманизм и почему это учение считают высшей моральной ценностью. Гуманность и гуманизм – различие

Человечество прошло длинный путь развития, на протяжении которого взгляды на сущность человека, его природу и потребности часто менялись, появлялись всевозможные теории, идеологии. Многие из них прикрывали своекорыстные цели заботой о счастье и благе человека, т. е. причинами гуманными. Так что такое гуманизм?

Определения гуманизма

Понятие «гуманизм» произошло от латинского слова humanus – человечный (homo – человек). То есть гуманизм – это совокупность идей, признающих ценность человеческой личности.

В принципе, любое мировоззрение, основой которого является уважение человека, признание его права на свободу, всестороннее развитие, счастье,– является гуманизмом.

Таким образом, основа гуманизма – элементарная человечность, способность сочувствовать, сопереживать, помогать. Но только в тех пределах, пока это не задевает интересов человека.

Если вы захотите осчастливить кого-то против его воли, решив, что так будет лучше для его же блага, это абсолютно не будет соотноситься с гуманизмом. Даже из самых светлых побуждений. Соответственно, отрицание всякого насилия по отношению к личности – вот что означает гуманизм.

История развития гуманистических идей

Ценность личности была осмыслена впервые философами античности. В I в. до н. э. Цицерон использовал термин humanitas – человечность, определяя ее как результат воспитания и образования, способствующие возвышению человека.

В эпоху Средневековья господствовали идеи религиозного аскетизма, жизнь человека рассматривалась как путь лишений, его ценность определялась соответствием нормам общественной морали.

Развитие науки, обращение к античной традиции в период Возрождения привели к признанию ценности личности как индивидуума, права человека на совершенствование, радость и удовольствие. Гуманизм оформляется в отдельное направление философской мысли, становится главенствующим мировоззрением. Выразителями этих взглядов стали Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберт, Дж. Мирандола, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский и др.

Дальнейшее развитие идеи гуманизма получают в эпоху Просвещения, когда основным направлением философии становится рационализм, утверждавший главенство человеческого разума, научного познания. Позже каждая эпоха (XIX-XXI вв.) вносила что-то свое в понимание гуманизма.

Классификация гуманизма

Теория гуманизма имеет множество направлений, но твердо устоявшейся классификации не существует. Ведь сколько философских школ, общественных формаций – столько и мнений.

Гуманизм рассматривают хронологически: древний (античность) и классический (ренессансный).

Выделяют также направления: либеральный, демократический, коммунистический, натуралистический, экзистенциалистский.

Есть гуманизм теистический (связанный с религиозными воззрениями) и атеистический (секулярный), т. е. светский.

Светский гуманизм: что это означает? Это современное направление, истоки которого в рационализме Просвещения. В противовес гуманизму религиозному, светский утверждает возможность нравственного образа жизни без веры в высшие силы. Способность к развитию, мышлению, самореализации считается заслугой человека.

Светский гуманизм провозглашает свободу от религиозных авторитетов, независимость общества и образования от контроля церкви. Но, утверждая идеалы справедливости, счастья, свободы, гуманизм не отказывается от вечных ценностей.

Узнав, что такое гуманизм, определение этой системы взглядов, давайте будем гуманнее относиться к людям, независимо от их вероисповедания, расовой принадлежности, образа мыслей и жизни. Ведь гуманизм – это еще и терпимость.

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, humanitas – человечность) – человеколюбие, прославление человека. Система взглядов, согласно которой признается ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. В строгом смысле слова колыбелью гуманизма можно считать эллинство, в частности ионийское племя эллинов, с его открытостью ко всему, "что в человеке человечно", с его восприимчивостью к чужеземным влияниям, с его демократическим строем. Метрополией гуманизма можно считать афинское народоправство, где гуманистическую окраску принимает и вероучение о богах, и героический миф, где Эсхил изображает Прометея "мучеником человеколюбия", где общеэллинский культ красоты оправдывается философской мыслью, где ваяется идеал высокого, изящного, внутренне и внешне прекрасного человека, где, наконец, знаменательно человек провозглашается мерой всех вещей.

Оценивая эти феномены, русский философ Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) дал такое развернутое определение гуманизма: "Под гуманизмом я разумею этикоэстетическую норму, определяющую отношение человека ко всему, что отмечено или служит внутренним признаком естественной принадлежности к человеческому роду; причем в основу этого положения полагается, столь же независимо от каких-либо религиозных и метафизических предпосылок, сколь и от конкретно социальных условий, построяемое и, следовательно, отвлеченное понятие о природном достоинстве человека, как такового; признаком человечности приписывается положительная ценность и мерилом приближения к совершенству человеческой личности признается гармоническое развитие и равновесие этих в положительном смысле определяющих природу человеческих свойств и способностей".

Завет гуманизма впервые в развернутом виде представлен эпохой Возрождения. Так называлось движение, более или менее противостоящее схоластике и духовному господству церкви. Гуманисты пытались возродить идеал чисто человеческого образования. Так называемый Ренессанс XIV и XV вв. в Италии, по мнению Мартина Хайдеггера (1889–1976), есть возрождение римской добродетели. К бесчеловечному теперь стали относить мнимое варварство готической схоластики Средневековья. Эта критика во многом оправдана. Однако такие мыслители, как Дж. Пико делла Мирандола, Савонарола, Эразм Роттердамский призывали не только к воскрешению Античности, ее духа и воспитанности. Они стремились возродить дух Евангелия, свободы, любви, терпимости, уважения к личности. "На эту линию в Ренессансе, которую частично предвосхитил уже Данте, – отмечал А. Мень, – до сих пор не обращали достаточного внимания. А именно она несла в себе огромные возможности для будущего".

Гуманизм эпохи Возрождения – это новое мировоззрение. Оно проникнуто осознанием безмерной полноты того величия, которым наделен человек. Отныне человек рассматривается как средоточие мира, как творец земного бытия. В Голландии и Германии возникли центры гуманизма, который пустил корни в Девентре, Страсбурге, Базеле, Аугсбурге, а также в университетах, в частности в Вене и особенно в Эрфурте.

Для сознания эпохи Возрождения было характерно идеализированное представление о человеке как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С этим связано и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Нередко первые десятилетия XIV в. называют эпохой Данте и Джотто. Они родились почти одновременно: великий итальянский поэт Данте Алигьери в 1265 г., а великий художник, по-видимому, на год позже – в 1266. Джотто умел связать человеческие фигуры действием, подчинить каждую из них общему замыслу и охарактеризовать ее роль в том повествовании, которое он развертывал перед зрителем. Джотто первым стал связывать фигуры с пейзажем. Его пейзаж – не просто условный фон, он входит в композицию картины и как бы организует действующие силы. Это не схема и не ровный золотой фон византийских росписей.

В изображение самих фигур Джотто внес то, что было необходимо тогда для обновления искусства, – человечность. В средневековой живописи нередко размер фигуры зависел от положения героя на иерархической церковной лестнице. Джотто ввел в искусство новый масштаб – соразмерность изображенного человеческим чувствам. Он сумел придать своим фигурам объем, пластическую полноценность. Стиль Джотто монументален и величественен. Его широкая лаконичная живописная манера замечательно выражает суровое величие эпохи, сыном которой он был. Джотто не подавляет зрителя. Он хочет, чтобы человек, стоящий перед расписанной им стеной, получил нравственный урок.

Эпоха Возрождения – это действительно огромный поворот в истории культуры. Защитники Ренессанса считали Средние века погруженными в беспросветный мрак и сравнивали наступление Нового времени с утренним рассветом. В исторической науке до сих пор ведутся горячие споры о Возрождении как о выдающейся эпохе европейской культуры. Значительный вклад в формирование культуры Возрождения внесла греческая эпикурейская философия, которая представила идеологическое обоснование для преодоления средневекового аскетизма и реабилитации чувственности. Совершенство тела принимается за образ духовного совершенства, нагота – за образ чистоты и правдивости.

В Христе деятели Возрождения видели прежде всего Воскресшего, сверхчеловечески прекрасного победителя смерти, в телесном отношении – атлета. Даже в его смерти и мученичестве просвечивает всепобеждающая энергия. Небо и земля сплетаются, и зримое выражение того – потолочная фреска, между 1470 и 1760 гг. пережившая свой величайший расцвет. В эпоху Возрождения внутреннее состояние человека характеризовалось пламенностью, страстностью, энтузиазмом, отношение к миру – оптимизмом. В основе такого мирочувствования лежал чуть не дерзкий расчет на благость, милосердие и умиротворяющую силу Бога. Мир, но существу, представлялся уже спасенным и возвышенным до преображенного состояния Христа – преображенного его Воскресением. Зло уже потеснено, обессилено, обращено в ускользающую тень.

Но в этом прославлении человека как меры всего сущего проступает и зерно противоречия в судьбах и содержании самого гуманизма. Если человек сам выступает мерилом собственных поступков, то он в равной степени способен творить добро и зло, стало быть, нечеловеческое соизмеряется только человеческим. Но ведь даже многие мыслители эпохи Возрождения скептически отнеслись к нравственной природе человека. Гуманизм – обязательный, необходимый опыт человека. Человек в этой системе мироощущения остается сам с собой, со своими ограниченными человеческими силами, связанными лишь с природной необходимостью. В гуманизме человек стремится пройти через богооставленность. Это находит отражение в культе природного человека. Восхитительные мастера кисти Возрождения – язычники. Человеческая плоть буквально завораживала их.

В гуманистическом возрожденческом сознании человек вдруг возомнил о своей отделенности от Бога. Языческое освящение тела. Устранение надличностных абсолютов. Ищи основы в себе, человек! "Гуманизм послушен факту рабства человека у природного мира", – подчеркивал Н. А. Бердяев. Гуманизм, по его словам, постепенно отпадает от всякого богосознания и обоготворяет человека в человеческом. Отвергая космический антропоцентризм, гуманизм переносит свой вектор в чисто психологический фактор. Это значит, что человеку отказано в высоком предназначении. Он осмысливается как существо низшего порядка, которое продвигается по ступеням природного царства, опираясь на внутренние силы. Человек в этом случае выступает только как природный объект. Сверхприродного человека гуманизм не знает.

Мы видим, что судьба гуманизма – это великая трагедия человека, ищущего антропологического откровения. Возвышение человека как живого существа отодвигает не только все трансцендентное (запредельное), но и общечеловеческое, ибо это последнее (всечеловеческое) выступает как нечто безличностное, надындивидуальное. Человек, освобожденный от надличностных критериев, обнаруживает не только созидательные, но и разрушительные потенции. Эпоха Возрождения открывает не только эру гуманизации мира, она возвещает и дегуманизацию, ибо человек все чаще принимается не в качестве суверенной личности, а в роли "человека массы".

  • 5. Командно-административная и рыночная экономика
  • 6. Отношения собственности
  • 7. Экономический цикл и рост
  • 8. Конкуренция и монополия
  • Тема 3. Экономика потребителя
  • 1. Уровень жизни и доход
  • 2. Рынок труда, занятость и безработица
  • Тема 4. Мировая экономика и Россия
  • 1. Микро- и макроэкономика
  • 3. Проблемы современной мировой экономики
  • 1. Общности людей
  • 2. Положение индивида в группе: статусы и роли
  • 3. Семья как малая социальная группа
  • 4. Расы и расизм
  • 5. Этнические общности
  • 6. Понятие нации и его современное содержание
  • 7. Социальная стратификация и мобильность
  • Тема 2. Социальная сфера современного общества
  • 1. Социализация и ее этапы
  • 2. Деятельность, ценности и нормы
  • 3. Социальное неравенство, конфликты и партнерство
  • 4. Социальное государство
  • 5. Социальные процессы в современной России как многонациональном государстве
  • 6. Средства массовой информации в современном обществе
  • Часть IV. Политическая сфера жизни общества Тема 1. Власть и государство
  • 1. Понятие политики.
  • 2. Власть. Понятие политической власти
  • 3. Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции
  • 4. Типы и форма государства
  • 5. Правовое государство
  • 6. Гражданское общество
  • 8. Государственные органы
  • 9. Политические партии и идеологии
  • 10. Избирательные системы и права
  • 11. Политическая культура
  • Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 1. Развитие конституционного процесса в России
  • 2. Конституционный строй Российской Федерации
  • 3. Федеративное устройство Российской Федерации
  • 4. Местное самоуправление
  • Тема 3. Система органов государственной власти в рф
  • 1. Президент Российской Федерации
  • 2. Органы законодательной власти
  • 2. Порядок выборов в Федеральное Собрание
  • 4. Правительство рф
  • 5. Судебная система
  • Часть V. Право: основные понятия и система Тема 1. Основные понятия права
  • 1. Происхождение и понятие права
  • 2. Право и мораль. Правовая культура
  • 3. Правовая норма
  • 5. Правоотношения и правонарушение
  • 6. Юридическая ответственность
  • Тема 2. Система права
  • 1. Понятие системы права
  • 2. Конституционное (государственное) право
  • 3. Административное право
  • 4. Гражданское право
  • 3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Гражданско-правовые сделки, их виды, формы и условия действительности
  • 5. Трудовое право
  • 6. Уголовное право
  • 7. Жилищное право
  • 8. Семейное право
  • 9. Международное право и его акты
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 1. Человек как существо духовное
  • 1. Культура и духовная деятельность
  • 2. Природа и сущность человека
  • 3. Сознание, самосознание и бессознательное
  • 4. Смысл жизни и его поиски
  • 5. Личность и пути ее созидания
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы
  • Тема 2. Духовное освоение мира человеком
  • 1. Мировоззрение, его виды, формы и содержание
  • 2. Познание, наука и истина
  • 3. Религия, ее понятие, функции и исторические формы
  • 4. Творческая деятельность и искусство
  • 5. Мораль и духовное познание
  • 6. Глобальные проблемы современности
  • Поговорим о прочитанном Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное
  • 2. Природа и сущность человека
  • Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Вопросы для самоконтроля по темам: (используйте учебник п.К. Гречко "Введение в обществознание) Античное обществознание
  • Эпоха Возрождения
  • Обществознание в эпоху Нового времени
  • Обществознание XIX в.
  • Российская цивилизация и обществознание
  • Общество в его многообразии и единстве (сферы общественной жизни) Экономическая сфера жизни общества
  • Политическая сфера жизни общества
  • Право и правовые отношения
  • Социальная сфера жизни общества
  • Духовная сфера жизни общества
  • Контрольные вопросы по курсу "обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • 1. Обществознание в системе наук
  • 2. Особенности познания общественно-исторических событий
  • 3. Общество и общественные отношения
  • 4. Общество, природа и техника
  • Тема 2. Общество и обществознание в их историческом развитии
  • 1. Становление общества
  • 2. Возникновение цивилизаций
  • Тема 4. Финансы и экономика
  • Тема 5. Экономика потребителя и мировая экономика
  • Тема 7. Социальная сфера современного общества
  • Часть V. Политическая сфера жизни общества Тема 8. Власть и государство
  • Тема 9-10. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система органов государственной власти в рф
  • Часть VI. Право: основные понятия и система Тема 11. Основные понятия права
  • Тема 12. Система права
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества
  • 5. Познание, наука и истина
  • Список терминов
  • Список персоналий
  • Хрестоматийные материалы по курсу "Обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 2. Общество в его историческом развитии
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Литература
  • Учебная и специальная литература по праву
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы

    1. Понятие гуманизма Термин "гуманизм " происходит от латинского humanus , что означает человеческий, человечный, человечность, так как он производен от homo - человек. Он есть то, что делает человека как биологического вида человеком как существом духовно-нравственным. Гуманизм есть проявление человечности в человеке, его нравственное облагораживание на основе развертывания человеческой сущности. Гуманным называют доброе, великодушное отношение к людям, готовность понять и помочь, уважение к окружающим. Существует следующее определение гуманизма: он является исторически развивающейся системой воззрений, признающей ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Мировоззрение и гуманизм непосредственно взаимосвязаны. Гуманизм вытекает из общих мировоззренческих установок эпохи в соответствии с тем местом и значением, которое отводится человеку в мире и обществе. Гуманизм можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле гуманизм есть "человечность" вообще как таковая, в узком смысле под гуманизмом мыслится его конкретно-историческая западноевропейская форма. Вместе с тем эта частная форма имеет свои внутренние мировоззренческие принципы, которые могут не вполне совпадать с концепциями гуманизма, выработанными в других культурах. Гуманизм в узком смысле слова - культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) XIV-XVI вв., хотя гуманистические идеи имеют длительную предысторию.

    2. Гуманистическое общество В гуманистическом обществе благо человека является критерием оценки справедливости этого общества. Его можно определить по отношению государства к тем людям, которые по тем или иным причинам не могут сами себя обеспечить. Это, прежде всего дети, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды и др. Если они имеют возможность вести достойную жизнь, то можно говорить и о гуманизме. Права человека не следует сводить к чистой юриспруденции. Это широкое понятие, включающее право на нормальную жизнь вообще, на хотя бы минимальное материальное обеспечение. "Борцы за права человека" обычно замечают только возможные ущемления прав отдельных лиц в политическом и чисто правовом отношении, и забывают о том, что миллионы обычных людей, которые трудятся всю жизнь, зачастую лишаются элементарных прав - нормального пенсионного обеспечения, безопасности и т.д. В гуманистическом обществе должны реализовываться не только правовые нормы, но и социальные, моральные и др. Одним из критериев гуманистического общества является также отсутствие различного рода дискриминации по половому, возрастному, расовому, национальному и другим признакам. В таком обществе человек является самоцелью и никогда не может выступать в качестве средства (Кант). В полной мере гуманистическим общество может существовать только в условиях социального, правового государства и демократического режима, т.е. в такой социальной системе, где развиты солидарные связи, существуют многообразные независимые институты, одним словом, наличествует гражданское общество. В России указанные принципы лишь продекларированы, а их утверждение в жизни - длительный и сложный процесс.

    3. Исторические формы гуманизма Гуманизм выражает моральную сторону бытия человека, поэтому его возникновение связано с развитием морали. Точкой отсчета в этом отношении можно считать "осевое время", хотя зачатки человечных отношений можно обнаружить и на более ранних этапах развития общества. Но как целостное мировоззрение гуманизм начинается с античных времен. В античности гуманизм эволюционировал от эпической формы до полисной, а также до внутренней, духовной - у Сократа. Гуманистические идеи развивали и софисты, однако они не смогли сформулировать устойчивые критерии гуманизма, в силу чего он мог принимать отрицательные формы. В Древнем Риме термин "гуманизм" часто употреблял Цицерон, подразумевая под ним идеал образования римлянина на основе греческого стандарта. Данный термин у Цицерона передавал смысл слов "духовная культура", "высшее образование", "обязательный для знати образ жизни". У последующих стоиков понятие гуманизма демократизируется и распространяется на всех людей, подразумевая разумное человеческое поведение по отношению к другим людям, независимо от уровня образования. В целом античный гуманизм отражал мировоззрение человека древнего мира. Ему, поэтому, присущи как достоинства, так и недостатки. Достоинства заключаются в том, что человеческая личность начинает цениться, она становится субъектом общественной жизни при демократии, обладает правами и обязанностями. Однако этот гуманизм был ограничен территорией полиса, а внутри него - только свободными гражданами, из числа которых исключались рабы, плебеи и женщины. Мировоззренчески он основывался на идеекосмоцентризма , единства микро- и макрокосмоса, что приравнивало человека к природным вещам, не позволяло принципиально его выделить ни из социального, ни из природного мира. Личность подавлялась как космической необходимостью, так государством: примат государства над личностью в античности был безусловным даже в условиях демократии. Гражданственность, свобода, законность и достоинство человека в рамках античного гуманизма, таким образом, носили условный и ограниченный характер. Вместе с тем появление гуманизма даже в такой односторонней форме для того времени было величайшим завоеванием человечества. Средневековый гуманизм мировоззренчески основывался на идее теоцентризма. В рамках его человек мыслился уже не как винтик в механизме космической жизни, а как творение Божье. Тем самым признавалась его автономная личность, ибо Бог творит душу каждого человека индивидуально, в силу чего она неповторима, самобытна и бесценна. Душа каждого человека дороже для Бога, чем все мироздание. Однако акцент в Средние века ставился не на божественной сущности человека, а на его греховности, в силу чего смысл жизни человека искажался, а его творческий потенциал подавлялся. В итоге человек из творения Божьего превратился в раба, его сыновство было забыто. Земная жизнь сводилась к послушанию, терпению, покаянию и смирению в ожидании лучшего удела в загробном мире. Нивелировались земные ценности (нигилизм). Соответствующее искажение происходило и в социально-политической жизни, идеалом которой мыслилась теократия. Но так как Бог непосредственно не вершит дела на земле, то Церковь призвана Его замещать. В итоге она подменила собой как государство, так и самого Бога. Осуществлялись крестовые походы и жестокое преследование еретиков, продавались индульгенции, люди подвергались пыткам и казням. Все это никак не совместимо ни с гуманизмом, ни с самой сущностью религии и веры. Данное извращение в художественном виде описано Достоевским в "Легенде о Великом инквизиторе" ("Братья Карамазовы"). Таким образом, искажение религиозного идеала в эпоху средневековья происходило как в социальной жизни (теократия), так и в морально-духовной (насилие, преследование еретиков, инквизиция, крестовые походы, индульгенции и т.д.) Гуманизм в эпоху Возрождения стремился очиститься от указанных искажений. Его основной мировоззренческий принцип - антропоцентризм, затем - светскость, индивидуализм и эгоизм. Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она строится в основном на ином понимании средневековых принципов и развивается независимо от схоластической традиции. В эпоху Возрождения религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механическим. Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства: живописи, скульптуры, архитектуры и т.д. Вместе с тем это было время так называемого первоначального накопления капитала, когда стали возникать первые зачатки капиталистического производства (в отдельных городах-портах Средиземноморья в XIV-XV вв.). Феодализм постепенно стал уступать место буржуазным отношениям. В это время в Европе создаются крупные монархии, складываются национальные государства и подрывается духовная диктатура папства, происходит воскрешение греческой древности и невиданный расцвет искусств. Все это происходит одновременно с великими географическими открытиями и успехами в области естественных наук. Однако Ренессанс не возникает одновременно в разных странах, в силу их различного развития. Его колыбелью является Италия, и лишь позднее он приобретает характер европейского масштаба. Возрождение рассматривает человека исходя не из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения. Мир для гуманистов не область печали и слез, а сфера человеческой деятельности. Бог понимается как творческое начало, проявляющееся в красоте и гармонии, уподобляться которому - главная задача человека. Родоначальником культуры Возрождения признается Данте Алигьери (1265-1321) - "последний поэт средневековья и первый поэт нового времени" (Ф.Энгельс). В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке, выступал против феодальных привилегий и светской власти церкви. Следует отметить тот факт, что толчком к созданию нового мировоззрения послужили не умудренные рассуждения философа-профессионала или теолога, вышедшего из средневекового монастыря или университета, где давали схоластическое образование, но творчество свободного поэта. Данте был всесторонне развитым человеком, знакомым не только с теологией католицизма, но и с наследием античности и арабской мысли. Многообразное знание Данте отразилось в его известнейшем произведении "Божественная комедия". Признавая христианские догматы, Данте, тем не менее, идет своим путем. Природу он именует "искусством Бога" и отказывается противопоставлять ее Творцу. В человеке, как и в мире, соединяется природное и божественное начало, а поэтому Данте воспевает как божественный мир, так и человека как творение Бога. Человек для него есть среднее звено между тленным и нетленным, он причастен "обеим природам", а не только одной, божественной. Отсюда и двоякое предназначение человека (что неприемлемо для средневековья). Высшее блаженство, являющееся целью человеческого существования, не требует отказа от земных ценностей и интересов. Вот как Данте говорит о самостоятельности земного предназначения человека:

    "Подумайте о том, чьи вы сыны! Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и знанью рождены". ("Божественная комедия")

    Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи - Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют "первым гуманистом" или "отцом гуманизма". Античная культура стала базой для строительства новой гуманистической мысли. Петрарка собрал уникальную личную библиотеку античных авторов. Его высокая филологическая культура помогала идентичному прочтению древних текстов, что способствовало развитию нового мировоззрения. Вершины гуманистическая мысль достигает в творчестве Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494). Он прожил короткую, но чрезвычайно яркую жизнь. Знал от 22 до 30 языков. В возрасте 24-х лет опубликовал "900 тезисов", в которых собрал мудрость всего известного ему мира. Кончилось это тем, что автор вынужден был бежать из Рима, спасаясь от гнева инквизиции. Особенной известностью пользуется произведение Пико делла Мирандолы "Речь о достоинстве человека" (введение к его "900 тезисам"). Из этого произведения следует, что Бог не определил человеку места в космической иерархии. Человек поставлен в центр мира и не обладает собственной особой природой (земной или ангельской), но должен сформировать себя сам, как "свободный и славный мастер". Человеку дано право, а значит и ответственность "владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет". Природа человека, таким образом, является "самостановящейся", а не раз и навсегда данной. Божественность человека не дана, а достижима, и здесь главная роль принадлежит свободе выбора и морали. Однако у Лоренцо Валлы (1407-1457) в работе "О наслаждении" идеалом провозглашается извращенный эпикуреизм, в котором на первый план выдвигаются чувственное удовольствие и личная польза, земное наслаждение оказывается предварительной ступенью к небесному блаженству. Добродетелью является все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому, считал он, никакое наслаждение не является безнравственным. В итоге от человека как божественного творения новоевропейский гуманизм пришел к человеку как средству производства капитала, отчуждению человека от своей сущности, общества, духовных и материальных ценностей. Такова оборотная сторона европейского гуманизма, лежащего в основе и современной западной культуры и цивилизации. Однако данный вид гуманизма не единственный. В Византии XI-XIV вв. возрождается и расцветает религиозный гуманизм, тоже руководствующийся принципом антропоцентризма, но основывающийся не на отрицании или умалении божественного начала, а на утверждении возможности обожения человеческой личности. При этом восстанавливаются духовные идеалы раннего христианства, получившие развитие в Византии под названием исихазм , что означает покой, безмолвие, в состоянии которых душа оказывается способной воспринимать духовную реальность. Если Возрождение обожествляло самого человека, развивая учение о человекобожестве, то исихазм говорит о возможности его обожения, т.е. развивает учение о богочеловечестве, понимая под ним богочеловечество Христа. Начинается византийский исихазм с творчества Симеона Нового Богослова и получает концептуальное выражение у Григория Паламы. Однако вскоре Византия, как независимое государство, перестает существовать, фактически пресекаются восточное возрождение и исихазм. Идеи исихазма переходят на Русь, но ее цивилизация и культура были не готовы, не способны в полной мере развернуть их по причинам исторического характера, внешним и внутренним. Если возрожденческий гуманизм исторически состоялся, попав в благоприятную почву, то исихастский еще не имел возможности развиться в целостное мировоззрение, способное активно преобразовывать общество. Тем не менее, можно сказать, что гуманизм способен выражать себя в двух формах: светской и религиозной. Благодаря западному влиянию в Россию стал проникать и возрожденческий гуманизм, который можно обнаружить уже в XVIII в. в творчестве Н.И. Новикова и последующих представителей дворянской культуры. Вместе с тем только та культура способна успешно развиваться, которая не расколота, хотя и разнообразна. Необходимо не противопоставлять светский гуманизм религиозному, а искать точки их соприкосновения в борьбе за человека, природу и мир на планете.

    4. Кризис гуманизма в современности В современную эпоху идеалы гуманизма тесно связаны с борьбой за безъядерный ненасильственный мир и безопасность народов, права человека. Однако начало XXI в. принесло много разочарований: в мире сложилась уникальная ситуация, когда есть все возможности для сокращения и уничтожения ядерных и иных смертоносных вооружений, однако правящие элиты наиболее развитых стран отказываются использовать этот шанс:

      возникает множество локальных конфликтов, а США осуществляют военные акции без санкции Совета Безопасности ООН и в нарушение норм международного права;

      нарастает волна терроризма, обостряются межнациональные отношения,

      увеличивается разрыв между бедными и богатыми странами;

      в международной политике развитых стран господствуют двойные стандарты, когда под лозунгом защиты всеобщих прав человека зачастую преследуются конкретные геополитические интересы.

    Все сказанное вынуждает даже оптимистов признать, что наше "цивилизованное" время еще далеко от торжества гуманистических принципов. Каков выход из данной угрожающей ситуации, порождающей глобальные проблемы? Существует два различных ответа. Согласно первому, все проблемы возникли в результате отхода от базовых гуманистических принципов, значит необходимо вернуться к ним, с новой энергией их утвердить. Согласно второму, сам гуманизм в своей сущности ущербен. Этого второго понимания придерживались как Вл. Соловьев, так и последующие русские философы-идеалисты начала XX в. 16 С. Булгаков писал, что в основе возрожденческого гуманизма лежит "религия человекобожества", в основе которой - человеческая гордыня. Поэтому данный идеал порочен и неминуемо приведет человечество к гибели. Выход: необходимо от религии человекобожества обратиться к религии богочеловеческой. Бердяев считал, что "новая история создала ересь гуманизма. И необходим церковный ответ на тревожный религиозный вопрос, поставленный этой ересью, - раскрытие положительной правды о человеке, о его творческом признании" 17 . Однако современный цивилизованный мир признает религию лишь формально, она уже не играет в нем главной роли (чего нельзя сказать об остальном мире). Поэтому для утверждения человечности в мире необходимо раскрывать как гуманистический потенциал многовековых духовных традиций и религий, так и углублять светское понимание гуманизма. Необходимо вновь соединить его с человечностью. Гуманизм должен обрести человечность и объединить под своим знаменем все человечество. При этом правовое государство и гражданское общество должны стать социально-политической основой гуманизма.

    06Мар

    Гуманизм – это обширный термин, который охватывает различные течения в искусстве, философские взгляды, а также концепции, применяемые в психологии и образовании. В общем понимании, данный термин можно свести к философии человеколюбия.

    Что такое ГУМАНИЗМ – определение, понятие простыми словами.

    Простыми словами, Гуманизм – это вера в ценность, свободу и независимость человека. С точки зрения гуманистов, все люди обладают собственными моральными ценностями и несут ответственность за совершаемые поступки. Таким образом, предполагается, что каждый человек способен мыслить разумно и делать рациональные выводы. Например, отличать хорошее от плохого, что в конечном счете должно сделать человека более нравственным и приносящим благо как себе, так и окружающим.

    На самом деле, существует огромное множество различных определений слова «Гуманизм», но все они по сути сводятся к одной простой идее человеколюбия. По факту, даже сам термин ГУМАНИЗМ, происходит от латинского — «humanus», что буквально переводится как «человечный».

    Для полноты понимания сути гуманизма, следует ознакомиться с основными идеями, или принципами концепции.

    Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.

    • Полная свобода в развитии любого человека как личности;
    • Гуманизм подразумевает уважение достоинства каждого человека и право человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других;
    • Концепция гуманизма выступает за самое широкое применение демократических принципов во всех человеческих отношениях;
    • Гуманисты признают важность человеческой взаимосвязи и необходимость взаимоуважения для дальнейшего развития человечества;
    • Гуманисты призывают к постоянному улучшению общества, чтобы никто не мог быть лишен основных жизненных потребностей;
    • Гуманисты поддерживают развитие различных организаций по защите прав и свобод человека, таких как ООН и так далее;
    • Концепция гуманизма нацелена на мирное урегулирование конфликтов между отдельными лицами, группами и нациями;
    • Основополагающим принципом гуманизма является отказ от убеждений, которые базируются на бездоказательной базе религий, верований и ;
    • Гуманисты выступают за использование научного метода в качестве руководства для решения проблем человечества;
    • Гуманисты утверждают, что индивидуальные и социальные проблемы могут быть решены только с помощью человеческого разума, критического мышления, соединенного с состраданием и духом сочувствия ко всем живым существам;
    • Концепция гуманизма утверждает, что люди полностью являются частью природы, и наше выживание зависит от «здоровья» нашей планеты.

    Виды гуманизма.

    Так как идеи гуманизма имеют достаточно древние корни, то и сама концепция постоянно развивалась и приобретала различные формы. На данный момент можно выделить такие виды гуманизма:

    • Литературный гуманизм;
    • Культурный гуманизм;
    • Философский гуманизм;
    • Христианский (Религиозный, Теистический) гуманизм;
    • Светский () гуманизм.

    Литературный гуманизм – это преданность гуманитарным или литературным культурам.

    Культурный гуманизм — это рациональная и эмпирическая традиция, которая взяла свое начало в Древней Греции и Риме, после чего получила развитие в европейской культуре. Так сейчас она составляет основную часть западного подхода к науке, политической теории, этике и праву.

    Философский гуманизм – это любое мировоззрение или образ мышления и жизни, нацеленный на обеспечение человеческих потребностей и благ.

    Христианский гуманизм – это достаточно своеобразная концепция, которая выстроена на предположении существовании Бога, и том что человек должен развиваться в согласии с религиозным учением.

    Светский гуманизм.

    Светский гуманизм – это современная атеистическая концепция, которая за основу берет научный подход и принципы рационального подхода к развитию человечества.

    Принципы светского гуманизма:

    • Применение науки для решения проблем человечества и понимания Вселенной в целом;
    • Убежденность в том, что именно научные открытия и технологии могут способствовать улучшению жизни людей;
    • Уверенность в том, что только открытое

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт.

    «Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви». Гёте

    Кратко и однозначно ответить на вопрос «что такое гуманизм» невозможно, настолько это широкое понятие. Слишком много всего намешано в значении этого термина.

    В самом общем смысле, под гуманизмом подразумевается человеколюбие, человечность .

    Мы говорим: « – помогать бездомным», — или: «Скидывать немощных стариков в пропасть негуманно», — и понимаем, что речь идет об этических вопросах. Но это лишь самая верхушка айсберга.

    Докапываясь до сути гуманистических взглядов, нам придется ответить на несколько вопросов.

    1. Как связан гуманизм с эпохой Возрождения?
    2. Что это такое?
    3. Если есть светский гуманизм, неужели имеется и церковный?
    4. Почему это учение считают высшей моральной ценностью?

    Гуманизм в философии — что это такое

    Как термин, слово «гуманизм» начало употребляться в начале XIX века немецким педагогом Ф. Нитхаммером. В переводе с латыни humanus – человеческий, человечный.

    Гуманизм в философии – это , где в центре стоит человек со своими поступками и достижениями, мечтами и желаниями, поведением и отношениями.

    Личность человека провозглашается самоценной. Во главе угла ставятся человеческое достоинство и свобода вне зависимости от социальной роли.

    Попробуем кратко выделить основные принципы гуманизма.

    1. Человек – высшая ценность. Осознание мира возможно только через осознание себя.
    2. Человек равен человеку, а также природе, обществу, даже Богу.
    3. Человек – созидает себя сам, но невозможно обезличить сущность человека.
    4. Возможности самосовершенствования личности безграничны.
    5. Благо личности – цель любой деятельности.

    Иммануил Кант сформулировал принцип гуманизма так:

    «Относитесь к человеку всегда как к цели, но никогда – как к средству».

    Конечно, гуманистические идеи пришли к нам из древности. Еще в I веке до н. э. Цицерон употреблял термин «humanitas », или человечность, подразумевая в целях его возвышения.

    Крупнейших мировых религий во многом опирается на принципы человечности. Но все же, как культурное течение гуманизм зародился в эпоху Возрождения . Экономические и социальные изменения, расцвет городов породили совершенно новое восприятие мира и человека в нем.

    Гуманизм эпохи возрождения

    Если в Средние века церковь управляла умами людей, земная жизнь рассматривалась с позиции подготовки к загробной, то ренессанс породил нового человека, которого интересовало устройство этого, вполне реального, а не какого-то там мифического загробного мира.

    Именно эпоха Возрождения явила миру художников, поэтов, изобретателей, первооткрывателей и прочих гениев, имена которых до сих пор известны любому ребенку.

    Итальянцы Франческо Петрарка (его считают основателем гуманизма), Данте Алигьери, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, англичане Шекспир и Бэкон, французы де Монтень и Рабле, испанец Сервантес, немцы Эразм Роттердамский, Альбрехт Дюрер — все эти люди были гуманистами эпохи Возрождения.

    возник в Италии в XIV веке в противовес средневековому аскетизму. Он развивался под влиянием огромного интереса к античности как новое философское направление, где во главу угла ставилась духовная сущность человека, его свобода и право на земные радости.

    Гуманизм эпохи Возрождения поставил в центр мироздания человека как самое совершенное творение природы, в котором заложено божественное начало. И смысл существования этого творения не в замаливании грехов, а в умении находить гармонию в земной жизни.

    Средневековый человек мыслил себя частью своей социальной группы, свою ценность осознавал через соответствие принятым нормам. Человек Возрождения ценен не по факту социальной принадлежности, а деятельностью и личными заслугами .

    Именно гуманистические идеи породили совершенно новую культуру, в основе которой лежат жизнерадостные светские темы. Гуманизм, прославляющий индивидуальное начало человека ( ?), превратил анонимное искусство средневековья в авторское. Сравните, сколько средневековых художников, литераторов, музыкантов вы можете назвать навскидку и сколько имен родом из эпохи Возрождения.

    Так как гуманизм предполагал путь человека к совершенству, то в сферу интересов гуманистов входили вопросы воспитания и образования . В систему образования вводился обширный цикл гуманитарных наук, подход к воспитанию молодежи был основан на уважении личности ребенка, поэтому порка перестала считаться удачным педагогическим приемом.

    Как связаны между собой гуманизм и Реформация

    Реформация – это общественное движение по преобразованию христианской церкви. Началось в XVI веке в Германии, в самый разгар эпохи Возрождения. Как связаны между собой гуманизм и Реформация?

    Можно сказать, что гуманисты провели хорошую подготовительную работу для дальнейшей деятельности реформаторов. Существует даже такое выражение «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел», его сформулировал сам Эразм Роттердамский в своих спорах с Мартином Лютером – основоположником Реформации.

    Именно гуманисты хотели церковных реформ, именно они вскрывали и подвергали критике пороки духовенства, именно они, стремясь к совершенству человека, хотели возродить истинное христианское благочестие, основанное на жизни по заповедям Христа. Но по факту, подготовив почву для Реформации, гуманисты дальше пошли своей дорогой, а реформаторы — своей.

    Реформаторы vs гуманисты

    Правда, надо отметить, пока ребята несли и высиживали яйца, католическая церковь преследовала и тех и других.

    Кризис гуманистических идей

    Еще в расцвет гуманистической мысли в XVI-VXII веках начинают появляться утопии, основанные на идеях гуманизма. Самые яркие образцы – Томаса Мора (опубликована в 1516 г.) и «Город солнца» Томазо Кампанеллы (опубликован в 1623 г.).

    Появление утопий – это первый симптом серьезного заболевания, которое выражается в противоречиях самих идей гуманизма, в отсутствии ответов на важные вопросы.

    Любопытно, что сам Томас Мор – чистой воды гуманист, друг Эразма Роттердамского – в своей «Утопии» сравнивает человека с жеребцом. Речь идет об описании выбора утопийцами жениха или невесты.

    Их необходимо предварительно продемонстрировать друг другу в голом виде, потому что даже жеребцов выбирают, сняв с них седло и сбрую. Жители острова Утопия не могут себе позволить выбирать спутницу жизни только по лицу, им необходимо обозреть поле деятельности целиком.

    В XIX веке гуманистическая мысль сталкивается с кризисом уже в полную силу. По определению русского философа Н. Бердяева:

    «От безграничности и безудержности индивидуализма индивидуальность погибает. /…/ гуманизм переходит в антигуманизм».

    Появление Ницше с его Заратустрой, говорящим «людей не люблю я», и идеями сверхчеловека тому яркий пример. Ницше, хоть и вышел родом из гуманистических идей, утверждал, что человека нельзя любить просто за то, что он человек.

    Просто человек для него – это животное, соответственно, простые люди – это стадо (вспомним Томаса Мора со своими жеребцами). Ницшеанская идея о сверхчеловеке как бы доводит гуманизм до высшей точки и уничтожает его , потому что отрицает главный гуманистический принцип – самоценность человека как такового.

    Карл Маркс тем временем модифицирует идеи гуманизма под свои философские воззрения. , он утверждает, что первоочередной задачей является освобождение пролетариата от угнетателей.

    Мерило гуманности по Марксу – насколько поступок полезен для создания социалистического и коммунистического общества. Социалистический гуманизм Маркса лег в основу советской идеологии.

    Светские идеалы становились все более популярными с развитием гуманизма. Этот процесс привел к разделению государства и церкви. Если в Средние века церковь контролировала все и властвовала над умами и поступками людей, то уже в эпоху Возрождения зазвучали в полную силу идеи о ценности свободы, разума, социального равенства и справедливости.

    Сегодня светский гуманизм – это направление , которое сохраняет все важные принципы классического учения, делая акцент на обязанности человека жить по совести, по этическим законам без обращения к религиозным заповедям.

    Светский гуманизм (его еще называют секулярным) не признает веру , считая ее всего лишь иллюзорным ориентиром человека в мире. В этом, конечно, основное расхождение с религиозным гуманистическим учением. Да, последнее существует, так как мыслящему человеку сложно совсем отказаться от благородных во многом гуманистических идей.

    Светский гуманизм не обожествляет человека, скорее наоборот, возлагает на него груз ответственности за этические последствия поступков и принимаемых решений.

    Существуют десять фундаментальных принципов этого учения:

    1. Недопустимость цензуры в любом ее проявлении.
    2. Отделение церкви от государства.
    3. Недопустимость любой формы тоталитаризма, соблюдение власти закона и прав меньшинства.
    4. Формирование этических норм без влияния религии.
    5. Нравственное воспитание молодежи, недопустимость навязывания молодым какой-либо религии, пока они сами не смогут сделать осмысленный выбор.
    6. Скептическое отношение к религии.
    7. Применение рациональных методов исследования.
    8. Научный метод познания мира – самый достоверный.
    9. Безоговорочное .
    10. Необходимость образования в гуманистическом ключе.

    Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью

    Рассмотрев гуманизма как философии и сделав попытку разобраться с темой «что же это такое», каждый сам для себя должен решить, почему это философское учение считается высшей моральной ценностью.

    Мир неидеален , прекрасные идеи человеколюбия в каждую эпоху нещадно затаптывались и заливались реками крови. Какой уж тут гуманизм, когда до сих пор на планете ведутся войны, убиваются люди, унижается человеческое достоинство, в общем, попираются все принципы человечности.

    Но все же высшая моральная ценность на то и высшая, что до нее нужно дотягиваться. Человек, стремящийся к самосовершенствованию, видящий красоту этого мира, осознавший свою свободу, не станет унижать себе подобного, признает право на существование другого, такого же свободного, как и он, человека.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    Вам может быть интересно

    Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Что такое канон - в религии, искусстве и обществе Что такое эстетика Что такое философия - первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос Что такое гносеология Что такое демократия (демократический режим) Что такое утопия Либерал - кто это такой и что такое либерализм простыми словами Что такое милосердие и как развить в себе это качество