Ивенец. Мое местечко\Ивенец История развития - Ивенец

Ивенец упоминается в старинных документах с XIV в. как владение князя Витовта. Издревле поселок славился лучшими в Беларуси гончарами. Их изделия продавались даже на рынках Вильнюса и Минска.

Гончарный промысел не забыт и сейчас. Знаменитую Ивенецкую посуду можно увидеть в Музее традиционной культуры . Там же хранятся фигурки чертей, за которые в народе экспозицию прозвали «музеем чертей».

Наиболее интересен для туристов комплекс Францисканского монастыря . Похожий на небольшую крепость, он разместился на высоком берегу реки Волмы. Монахов-францисканцев в 1702 г. в Ивенец пригласил стольник минский Теодор Ванькович, подарив им землю и крупную денежную сумму. До наших дней прекрасно сохранились монастырские корпуса, ограда с круглой башней и костел св. Михаила Архангела (сер. XVIII в.) - великолепный образец «виленского барокко». За 250 лет костел практически не менял облик. На фасаде храма можно рассмотреть герб «Правдич», принадлежавший Соллогубам, владевшим Ивенцом с XV в..

Костел св. Михаила


Круглая башня




Внутренее убранство костела


Монастырские корпуса


Старинная фреска на фасаде костела

На территории монастыря есть небольшая ферма с овечками, кроликами и лошадьми , которая соседствует с детской площадкой. Тут же рядышком в по-европейски уютном кафе «У францiшканаў» можно отведать отличный ароматный кофе.







Францисканский монастырь отлично вписывается в городскую застройку

Легенда об Ивенце

Об основании Ивенца есть красивая легенда. Некогда на месте поселка, простирались топкие болота. Однажды проезжала здесь молодая княжна, и ее экипаж провалился в трясину. Стала она молиться Богу, и внезапно увидала женщину. Та пообещала спасение, если княжна заселит округу людьми. Согласие было получено, и экипаж тут же оказался на твердой земле. «Как же назвать мне это место?» - воскликнула путешественница. «Видишь у меня в руке венец? – последовал ответ, - Так и назови».

Еще один храм – на сей раз, православный, – церковь св. Ефросиньи (1990 г.) . можно увидеть в центре города. Церковь не примечательна никакими историческими событиями, связанными с нею, зато выглядит очень симпатично.



Ивенецкая синагога (1912 г) – настоящая находка для тех, кто интересуется историей евреев. Это одна из трех сохранившихся деревянных синагог в Беларуси. И, кстати, на ее стенах были открыты старые фрески.

Чарующее впечатление от прогулки по Ивенцу прекрасно дополнят руины усадьбы Плеваковых (руб. XIX – XXвв.) . Частично сохранился дом и хозяйственные постройки.

Величественный неоготический Костел св. Алексея (1905-1907 гг.) провожает путешественников на выезде из поселка в сторону Ракова.



Разрешение на строительство этого храма лично дал император Николай II. Впоследствии костел был назван в честь наследника российского престола Алексея.

Полезные адреса и телефоны:

Где перекусить?

Кафе «WiFi»

Из плюсов этого кафе – демократичные цены, вполне съедобные блюда (несмотря на довольно непрезентабельный вид самого заведения); из минусов – маленькие порции.

Где остановиться?

Гостиница «Ивенец»

Что посмотреть?

Музей традиционной культуры ("музей чертей")

Адрес: ул. Музейная, 2.

Довольно небольшой, но очень интересный городской поселок в Минской области под названием Ивенец расположился на реке Волме среди холмов и лесов. Расстояние до ближайшего города Воложина 31 км. В поселке проживают около 4 тысяч человек. Планировка поселка очень своеобразная – в центре располагается площадь, от которой лучами расходятся основные улочки.

История поселка Ивенец

С XIV века Ивенец был известен как частное владение князя Витовта . С 1940 года поселок стал центром Ивенецкого района. В военное время, как и многие другие города Беларуси, Ивенец находился под немецкой оккупацией. В этом населенном пункте все время хорошо развивался гончарный промысел . Продукция популярна была не только в окрестностях и местных городах, но и вывозилась на большие рынки. Промысел существует и на сегодняшний день.

Достопримечательности поселка Ивенец

В поселке Ивенец сохранилось немало достопримечательностей, на которые стоит обратить внимание при посещении этого края. Ключевым достоянием поселка является комплекс строений, которые относятся к монастырю францисканцев . Он был возведен в 1702 году на холме, вблизи местной реки. Место очень живописное и создает удивительно красивую общую картину. За все время своего существования он несколько раз закрывался, но на сегодняшний момент является действующим.

Основной постройкой монастыря считают костел Св. Михаила Архангела в стиле барокко . Строительство храма было закончено в 1749 году. За всю историю существования монастырь принадлежал и католикам, и православным, закрывался и снова открывался. В 2003 году была начата реставрация здания, которая позволила привести храм в очень хорошее состояние. Стоит отметить, что в костеле есть икона Божьей Матери, которая славится как чудотворная.

Помимо основного здания костела на территории монастыря есть ряд жилых, хозяйственных и прочих построек, которые не менее интересны для приезжих. Весь комплекс построек монастыря является важной культурно-исторической ценностью Беларуси. Побывать здесь действительно стоит, можно узнать много нового и ощутить приятную и душевную обстановку этого места.

Еще одним немаловажным достоянием городского поселка можно назвать католический костел Св. Алексея . Датой постройки этого здания принято считать 1907 год. До наших дней он дошел в хорошем состоянии, активно посещается приезжими и является достоянием Беларуси. За храмом красуется еще один памятник архитектуры середины XIX века – небольшая часовня .

Также на территории поселка Ивенец есть церковь Евфросиньи . Эта современная постройка находится на центральной площади. Хоть здание и достаточно новое, но уже вызывает интерес у туристов.

В этом населенном пункте можно посетить усадьбу Плевако – постройку конца XIX века. Центральное здание этого комплекса дошло до наших дней в состоянии руин, однако конюшню и амбар, будучи восстановленными, можно увидеть в хорошем состоянии.

В городском поселке Ивенец такое многообразие архитектурных памятников и исторических ценностей, что просто захватывает дух. Каждый из них особенный и по-своему интересный.

Ивенец - городской поселок, расположенный в Воложинском районе Минской области на берегах реки Волма. Расстояние до Воложина составляет 31 км, до Минска - 68 км. Ивенец соединен автомобильными дорогами с Минском, Дзержинском, Воложином, Столбцами, Новогрудком.

раскрыть весь текст

История развития - Ивенец

По историческим данным поселение возникло на рубеже XIII-XIV вв. и являлось частным владением Великого князя Витовта . Ивенец возник на пересечении важных путей сообщения - дорог Минск-Столбцы-Новогрудок, Минск-Вильня и Минск-Гродно. В XIV в. Ивенец был подарен Витовтом своему племяннику Андрею Сологубу. Уже к концу столетия местечко перешло в собственность Давойнов и стало частью Минского княжества.

С основания поселения Ивенец славился своими ярмарками , на которых торговали зерном, льном, скотом, изделиями из дерева, железа и глины. Активная торговля способствовала развитию самых разнообразных ремесел: гончарного, кузнечного дела, бондарства, ткачества, резьбы по дереву. Местные каменщики, штукатуры и плотники славились далеко за пределами Ивенца. Кроме того, особую известность приобрели керамические изделия ивенецких гончаров. Продукция местных мастеров вывозилась даже на рынки Вильни и Минска.

Герб Ивенца представляет собой щит варяжской формы красного цвета на котором изображается корона, украшенная жемчужинами. Под короной изображен лев - знак рода Сологубов, которым когда-то принадлежал Ивенец.

В 1793 г. Ивенец вошел в состав Российской империи и стал центром волости Минского уезда. К концу XIX столетия в местечке проживало около 2 500 человек. В период Первой Мировой войны (1914-1918 гг.) Ивенец был захвачен немецкими войсками, а в период Советско-польской войны (1919-1920 гг.) был оккупирован польской армией. В результате Рижского мирного договора (1921 г.) поселок вошел в состав Польши, где находится до 1939 г., когда Западная Беларусь стала частью БССР. Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 гг. Ивенец был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками.

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Ивенец

Ивенец обладает высоким культурным и туристическим потенциалом. До сегодняшнего дня сохранилась историческая планировка места, которая представляет собой традиционную схему застройки средневекового города: от торговой площади, расположенной в центре местечка, в разные стороны отходит шесть улиц, три из которых являются дорогами на Раков, Столбцы и Дзержиново.

Ключевой достопримечательностью Ивенца является комплекс зданий католического монастыря францисканцев (1702 г.), расположенный на берегу реки Волма. Центральный элемент архитектурного ансамбля - , построенный в 1749 г. в стиле «Виленского барокко». Отличительной особенностью костела является наличие на фасаде многоступенчатых, пирамидальных башен, устремленных в небо. Помимо исторической и культурной ценности комплекс монастыря привлекает внимание многочисленных туристов и верующих потому, что в костеле Святого Михаила Архангела хранится чудотворная икона Божьей Матери.

При въезде в Ивенец со стороны города Раков всех путешественников встречает второй высотный храм поселка - , возведенный в 1905 г. Рядом с костелом расположена еще одна небольшая достопримечательность - католическая часовня середины XIX в., памятник архитектуры деревянного зодчества.
Еще одной уникальной достопримечательностью Ивенца является одна из трех сохранившихся в Беларуси деревянных синагог с фресками на стенах.

Особый интерес для туристов представляет , рассказывающий о быте и культуре местных жителей. Архивный фонд музея составляют редкие фотографии, документы, книги и предметы XIX - нач. XX вв. В 1998 г. при музее был создан Центр ремесел , в котором действуют мастерские «Ткачество», «Гончарство», «Кузница», мастерская по художественной обработке древесины, музейный объект «Корчма». На базе Центра ремесел проводятся праздник-конкурс «Глиняный звон» , анимационные представления, пленэр «Солнечное тепло дерева», конфетный фестиваль «IVKON» . Кроме того по заявкам желающих проводится возрожденный обряд «Свадьба».

Сегодня Ивенец является крупным населенным пунктом, в котором фунцкионируют более десятка промышленных предприятий, несколько объектов культуры и образования. Благодаря многочисленных памятникам истории и архитектуры поселок притягивает туристов со всех уголков Беларуси и гостей из-за рубежа.

Ивенец – находится в 56 километрах от Минска, сейчас это Воложинский район, а до 1965 года – центр Ивенецкого района.

Населенный пункт возник в XIV в. Как местечко впервые упоминается в 1522 г. Известный белорусский беллетрист начала XX в. Ядвигин Ш. назвал Ивенец «старосветским местечком».

Евреи поселились здесь в конце XVI века. Как и в других городах Беларуси, они занимались ремеслами, торговлей.

В 1897 г. евреи насчитывали 2670 человек или 50,2% от общего количества жителей.

– Синагога, появилась в Ивенце в 1912 году, – рассказывает директор Ивенецкого музея традиционной культуры Виктор Заговалко. – Но я больше склоняюсь к тому, что построена она в конце XIX века. Была еще одна деревянная синагога, находилась на территории парка. До войны синагоги были действующими. Во время войны большая синагога почти полностью сохранилась, в нее попал только один снаряд. До середины 60-х годов XX века там заседала местная власть – был райисполком, потом Дом культуры: пели, танцевали. В 2010 году синагогу передали Еврейскому религиозному объединению.

– Под штукатуркой сохранились фрески, – синагогу показывал мне и рассказывал о ней историк Александр Белый. – Было бы хорошо специалистам заняться ее реставрацией. В Ивенце нет больше евреев, молиться в синагоге некому. Но ее можно использовать, как туристический центр и музей, здесь можно ставить спектакли на еврейские темы.


Здание Ивенецкой синагоги.

Председатель Ивенецкого поселкового исполкома Сергей Реут в разговоре подчеркнул, что передали синагогу Еврейскому религиозному объединению бесплатно.

Но, думаю я, передали, потому что жизнь заставила. Надо было менять крышу, окна, рамы, двери.

Стена синагоги.

Еврейская история Ивенца, как и других местечек местного края, интересна и поучительна. Здешним считал себя основатель движения «Агудат Исраэль» Ицхак ха Леви. В Ивенце он жил в молодости. Целью Всемирного еврейского религиозного движения ортодоксальных евреев «Агудат Исраэль», объединённого в политическую партию, является стремление сохранить устои еврейской религии и традиций, еврейского общества на основе Галахи. Это движение приобрело себе приверженцев главным образом в центрах ашкеназской диаспоры в Восточной и Западной Европе в начале XX в.

Ивенец находится всего в 35 километрах от Воложина. Это один регион.

Воложин занимает особое место в еврейской истории в первую очередь благодаря своей знаменитой иешиве «Эм ха-Ешивот» (В переводе с иврита это означает «мать иешив»). Уже само название подчеркивает значение Воложинской иешивы. Она была открыта в 1803 году. В период расцвета здесь учились более 400 учеников со всей Российской империи. Иешивой руководители великие мудрецы, знатоки иудаизма Хаим Воложинер, Ицхок Воложинер, Нафтали Цви Иеуда Берлин, Йосеф Дов-Бер Соловейчик, Рефаэл Шапиро. И хотя в 1896 году иешива была официально закрыта, так как российское правительство потребовало введения русского языка в программу преподавания, изучения светских предметов и ограничения учёбы до 10 часов, фактически она существовала до 1939 года. Воложинская иешива стала прототипом большинства литовских иешив мира.

Старые еврейские дома
на бывшей Рыночной площади
(площадь Свободы).

Безусловно, воложинская иешива, её учащиеся оказывали влияние на еврейскую жизнь всех окрестных местечек, и, конечно, на жизнь общины Ивенца. Они считались самыми завидными женихами, и все богатые евреи хотели получить их в свои зятья. Их приглашали на шабаты, на праздники. Родители мечтали, чтобы их сыновья поступили учиться в Воложинскую иешиву.

В конце XIX века в Ивенце было около четырех сотен домов, две церкви, две синагоги, две корчмы, тридцать пять лавок и семнадцать гончарных мастерских. Работали пивоваренный и крахмальный заводы, мельница, почтово-телеграфное отделение, больница, аптека. Образование местные жители могли получить в народных училищах и двух хедерах.

В 1904 году в местечке Ивенец появилось первое ателье фотографий, право открыть которое получила Брайна Дамская – уроженка Ивенца, глухонемая от рождения. Через несколько лет она получила разрешение на фотографирование не только в Ивенце, но и во всей Минской губернии.

В 1915 году Невах-Гирша Хаимов Позняк открыл автомобильные перевозки между местечком Раков и местечком Ивенец. Автомобиль системы «Гумберт» возил пассажиров в Ивенец по специальным заказам.


Издревле Ивенец славился своим гончарным производством. Вокруг населенного пункта залежи высококачественной глины, которая при обжиге приобретала золотисто-охристую окраску. Секреты мастерства передавались по наследству, здесь сложились целые династии потомственных гончаров. Ивенецкая керамика отличалась разнообразием форм, оригинальностью росписи. Кроме кухонной посуды, здесь делали вазы, подсвечники, игрушки, изысканные чайники, сахарницы, масленки, конфетницы. Изготавливали широко известную ивенецкую кафлю – рельефные печные изразцы с растительными и геральдическими изображениями.

Кстати, это ремесло, или искусство, не забыто в Ивенце до сих пор. Гончарная мастерская действует при Музее традиционной культуры (такое название теперь носит бывший Музей Ф.Э. Дзержинского). И я там, как говорится, был. Не только смотрел на работу местных гончаров, но даже кое-что купил у них. Работает фабрика художественной керамики.

После революции Ивенец в составе Польши стал центром гмины (гмина – административная единица вроде теперешнего сельсовета). В 1939 г. в местечко вошли части Красной Армии. Ивенец стал райцентром, его рыночная площадь была переименована в площадь Свободы, гончарные мастерские объединены в артель.

В 2012 году в Ивенце еще жили несколько пожилых евреев. С одним из них – Иосифом Канторовичем я беседовал и с интересом слушал его рассказ о довоенном Ивенце.

«Я же отсюда, из Волмы, – сказал мне с заметным еврейским акцентом Иосиф Канторович. – Здесь родился в 1925 году. Хорошо помню довоенное время.

– Расскажите о Вашей семье, – попросил я.

Ивенец. 1939 г.

– До 1939 года мы жили при Польше, наше местечко находилось почти на самой границе, а дом стоял от границы и вовсе в двухстах метрах. Поляки нас не трогали. Синагога была, молились. Я ходил в хедер. Правда, по вечерам надо было занавешивать окна с большевицкой стороны. Культурно все было, хотя, конечно, всякое случалось.

Мы жили неплохо. У нас был большой дом, свой магазин, маленькая пекарня, лошадь была. Хватало всего. А дед и вовсе был богатый человек. Его звали Залман Канторович, а отца – Эли Канторович. Отец любил поговорить. Новая власть это сразу увидела. К нам стал приходить еврей-чекист. Он подолгу беседовал с отцом».

Ивенец находился неподалеку от западной границы СССР и был занят немецкими войсками уже 25 июня 1941 года.

Иосиф Канторович продолжил свой рассказ: «На второй день войны мы собрались уходить на восток. В Волме, как стояли пограничники при Польше, как и при Советах стояли военные. Только проволоку сняли с того места, где была граница. Я сам скатывал ту проволоку. Так вот красноармейцы вышли с саблями и никому из Волмы не разрешали уходить.

К 25 июня в Волме собралось много народа. Люди шумели, просили. Потом решили послать к начальнику воинской части мою сестру Мусю.

Ей было тогда 22 года, она работала директором школы, боевая девушка. Начальник воинской части был еврей. Она пришла к нему и сказала:

– Коровы порезаны, свиньи порезаны, ничего не осталось. Выпусти людей.

Он сначала сказал: «Нет!» А потом развернулся и ушел. Сестра поняла, что разрешить он не может, а людей пожалел, наверное, догадывался, что с ними будет. Муся вернулась к людям и сказала: «Пошли. Ничего с нами не сделают».

Когда мы переходили старую границу, услышали вдогонку всего один выстрел.

И пошли, пошли, пошли… Аж до Брянска пешком дошли… По разному нас встречали. Были те, кто помогал, а были и такие, кто колодцы закрывал, воды не давал.

– Кто из Ваших остался в Волме?

– Мой отец на восток вывел 24 человека. Он хотел, чтобы вся община ушла из Волмы, но некоторые сказали, что они уже старые, и не могут идти, другим было жалко своего добра.

В доме осталась моя бабушка и домработница. Когда немцы зашли в Волму, они выгнали домработницу, а бабушку расстреляли. Наш дом сожгли.

В Ивенце жил мой дядя – Пиня Залманович Канторович. Он до войны окончил Варшавский университет. Был хороший врач, очень грамотный человек.

Советы сбили над Ивенцом немецкий самолет. Летчик выпрыгнул на парашюте. Был ранен. Его положили в больницу. На поправку дело не шло. Немцы сказали, что врачи плохо лечат летчика. В Ивенце было три врача, все евреи. Их расстреляли и моего дядю убили тоже. Немцы приказали собраться всем евреям. Вывели каждого десятого и расстреляли».

С первых же недель оккупации немцы, для контроля за выполнением своих приказов и организации принудительных работ, заставили евреев Ивенца избрать юденрат. Под страхом смерти евреям было приказано нашить на одежду шестиконечные звезды.

Местные полицаи постоянно избивали и грабили евреев. Их заставляли выполнять грязные и тяжелые работы, используя как рабов на уборке улиц, конюшен и для другой черной работы.

То, что происходило в Ивенце, мало чем отличалось от происходившего в других городах или местечках. Сначала были расстреляны те, кто потенциально мог возглавить сопротивление еврейского населения. На них указали местные коллаборационисты.

Памятник жертвам
Холокоста в Ивенце.

14 июля 1941 года 14 евреев-мужчин молодого и среднего возраста, представителей интеллигенции, эсэсовцы из Воложина с помощью местной полиции и некоторых из местных жителей арестовали и под надуманным предлогом увезли и расстреляли.

5 сентября 1941 года, прибывшая в Ивенец зондеркоманда, при участии местной полиции, убила около 50 евреев.

10 ноября 1941 года нацисты согнали оставшихся евреев – в большинстве стариков, женщин и детей, – в гетто, ограниченное улицами Школьной, Млыновой и рекой Волмой.

11 ноября евреев заставили самих соорудить забор, окруживший гетто с трех сторон, а с четвертой стороны естественной границей гетто стала река (это помогло осуществлению нескольких побегов, особенно зимой по льду). Гетто было огорожено колючей проволокой и охранялось немецкими солдатами и полицаями, пресекавшими попытки контакта узников с местным населением.

Внутри гетто в каждый дом были заселены по 4-5 семей, вынужденных жить в чрезвычайно стеснённых условиях без канализации и при полном отсутствии медицинской помощи. Основной едой был картофель, тайком обмененный на вещи и другие ценности у крестьян. Ежедневно евреев гоняли на принудительные работы. Несмотря на эти условия, в двух синагогах, находившихся на территории гетто, продолжали исполняться иудейские религиозные обряды.

В апреле 1942 года немцы собрали 120 самых трудоспособных из оставшихся еврейских мужчин. Мастеров-специалистов пешком депортировали в Новогрудское гетто, а остальных в качестве чернорабочих отправили в распоряжение организации Тодта в Дво́рец. По дороге многие погибли от голода и истощения, другие были застрелены конвоирами.

8-9 мая 1942 года в ивенецкое гетто также были пригнаны трудоспособные евреи из Волмы, Деревно, Каменя, Налибок, Рубежевич и других деревень и местечек Налибокской пущи.

1 июня 1942 года узников гетто в возрасте от 15 до 55 лет согнали в помещение польской казармы, избили и, продержав взаперти всю ночь, отправили пешком в Любчу и далее поездом в Новогрудок. Падающих от истощения в дороге расстреливали.

8 июня 1942 года немцы привели около 40 евреев из гетто к Красному костелу на улицу 17 сентября, дали им лопаты, и на опушке леса в 500 метрах от церкви, в урочище Пишчуги недалеко от северной окраины Ивенца по дороге на Першаи, приказали вырыть большую и глубокую яму. В этот же день в Ивенец прибыли 2-3 машины с литовскими полицаями.

На следующий день, 9 июня 1942 года, все евреи, находившиеся в Ивенецком гетто, были утром пригнаны в лес и убиты у приготовленного рва из пулеметов – 600 стариков и 200 детей. Убийство продолжалось с 4.00 до 11.00 утра. Множество жертв были сброшены в яму ещё живыми и засыпаны известью. Маленьким детям полицаи разбивали голову или просто бросали в яму живыми. Убийства осуществляла литовская полиция.

После оккупации Ивенца СД командовал унтерштурмфюрер СС Вальдемар Амелунг (умер в 1954 г.). В апреле 1942 года на его место был назначен оберштурмфюрер СС Франц Грунцфельдер, убитый 9 июня 1942 года.

Из 2150 человек, погибших за три года оккупации в Ивенце и его районе, евреев было 2000 человек.

В июле 1944 года в Ивенец приезжал советский писатель, публицист, общественный деятель Илья Эренбург. Его пребывание в Ивенце было совсем недолгим. Вот какую запись он оставил в своем фронтовом дневнике.

«Я был в танковом корпусе за Ивенцом. Вечером к генералу, командовавшему корпусом, пришла представительница партизанского отряда, молоденькая девушка. Было темно, мы сидели под деревом во дворе. Лица её видно не было. Ужинали. Она сообщила, что партизаны уже приготовили мост для танков и те могут без промедления двигаться на Запад. Налибокскую пущу у Ивенца партизаны очистили от немцев и дорога танкам открыта. По выговору я определил её национальность. Её оставили ужинать. Девушка оказалась студенткой Минского университета и сказала, что их (евреев) довольно много, не назвав цифры. Она сказала, что много восточников-евреев сражаются в отрядах Западной Белоруссии. Разговор был деловой, девушка спешила, и я не мог расспросить её подробно о судьбе других евреев. Это была первая отрадная встреча. Потом, прощаясь с ней в хате, я разглядел её, я увидел хорошенькую молодую девушку-еврейку с револьвером, воюющую. И это было большим утешением и большой опорой».

Старый и новый Ивенец.

После освобождения Ивенца выжившие евреи стали возвращаться из армии, партизанских отрядов. Немногим в 1941 году удалось уйти на восток. Они с нетерпением ждали освобождения родных мест. Им казалась, что вернется прежняя довоенная жизнь. И как только освободили Ивенец, приложили все усилия, чтобы вернуться обратно. В 1959 году в Ивенце проживало около 70 евреев. Действовал негласный миньян, старики собирались в частном доме и молились. Справляли праздники. Перед Песахом пекли мацу.

Вспоминает Иосиф Канторович: «Отца в 1944 году, после освобождения Белоруссии, вызвали в Ивенец для восстановления народного хозяйства. Он работал сначала в волостном управлении, потом был председателем сельпо. Брат Моисей после тяжелого ранения вернулся с фронта в Ивенец. Сестра сюда приехала. Семья стала собираться вместе, а меня из Магнитогорска не отпускали. Я к директору, а он: «Никто не имеет права тебя отпускать с такого завода».

Я вернулся в Ивенец только в 1954 году. Заработанные в Магнитогорске деньги отдал отцу, купили мы в Ивенце домик. Так я жил. Заведовал складом в РайПО…»

К сожалению, сегодня Иосифа Канторовича уже нет среди нас…

Что осталось от еврейского Ивенца. Воспоминания… Несколько пожилых евреев.

Частично сохранилось старое еврейское кладбище. Оно находится по улице Октябрьская. Часть кладбища снесли и застроили в 70-е годы жилыми домами. Когда копали подвалы домов, находили кости. Многие мацейвы (надгробные камни) с кладбища пошли в фундаменты. Даже трудно себе представить, как живут люди в этих домах. Правда, те, у которых оставалось чувство самосохранения, выносили найденные мацейвы на кладбище. Поэтому не под каждой мацейвой есть захоронение.

В середине 2000-х годов в Ивенец приезжали молодые волонтеры, работали на кладбище, занимались его расчисткой. Сохранилось порядка 300 мацейв.



На еврейском кладбище.

Через кладбище идет дорога к хозяйственным постройкам, сараям. Думаю, здесь следует перекрыть проезд для автомобилей. Необходимо поставить информационный щит, чтобы люди знали о прошлом Ивенца.

В километре от Ивенца на месте расстрела евреев в 1965 году был поставлен памятник жертвам фашизма. На дороге указатель. На нем написано, что 9 июня 1942 года немецко-фашистскими захватчиками были зверски убиты евреи – жители Ивенца и окрестных деревень.

В день 70-летия этой трагической даты у памятника состоялся траурный митинг, в котором приняли участие местные власти, школьники, жители Ивенца, представители еврейских организаций Беларуси. Был прочитан «Кадиш»…