Мир богов в илиаде. Анализ «Илиады» Гомера. О чем рассказывается в "Илиаде"

Действие гомеровских поэм развертывается среди людей и богов. Первые живут на земле, плавают по морям, к ним с вершины Олимпа спускаются боги. Изредка боги появляются в своем древнем зооморфном облике, как, например, превратившаяся в птицу Афина. Обычно же боги антропоморфны и наделены человеческими страстями и пороками, но в масштабах несоизмеримо великих по сравнению с человеческими. Боги дерутся (Афина дерется с Афродитой, бросает камни в Ареса), ссорятся (Афина, Гера, Афродита, Артемида на поле боя), ревнуют, обманывают друг друга, им чужды нравственные нормы, и во всем они считаются лишь со своими прихотями. Возможно, что в образах богов, в описании их жилищ и отношений между собой нашли отражение воспоминания о жизни и нравах древних микенских правителей.

Боги диктуют свою волю героям. Те видят сны, следят за полетом птиц, наблюдают за знамениями при жертвоприношениях, видя в этом проявление воли богов. Участь Гектора решает Зевс. Он кладет на весы два жребия, и жребий Гектора падает вниз. Власть судьбы параллельна власти богов, но бывают случаи, когда судьба властвует над богами и те бессильны перед ней. Так, Зевс не может спасти от смерти своего сына Сарпедона и в каплях кровавой росы, падающей с неба на землю, выражает свое горе.

Главным героем "Илиады" является Ахилл. Вспыльчивость и неукротимость в гневе становятся данью молодости Ахилла, привыкшего подчиняться чувствам без контроля рассудка. Однако никто из героев не сравнится с Ахиллом в преданности другу, никто не отнесется с таким вниманием к горю другого человека, как Ахилл. Поэт с такой убедительностью раскрывает характер своего героя, что слушателей нисколько не удивляют поступки Ахилла. Они понимают, что подобный герой мог безжалостно надругаться над телом поверженного врага и он же мог обнимать и утешать отца своего противника, отдав тело для достойного погребения.

Поэт представил их образы как идеалы нового времени, новые гуманные отношения между людьми. "Гектор - предвестник мира городов, человеческих коллективов, отстаивающих свою землю и свое право. Он являет мудрость соглашений, он являет семейные привязанности, предвосхищающие более обширное братство людей между собой".

Среди ахейцев одному лишь Ахиллу уступает в отваге и мужестве Аякс, для которого воинская честь и слава - единственное содержание жизни. Мудрая старость с ее богатым жизненным опытом воплощена в Несторе. предводитель ахейцев Агамемнон сдержан, надменен и преисполнен сознания собственного величия. Его брат Менелай малоинициативен, иногда даже нерешителен, но доблестен, как все прочие ахейцы. Его полной противоположностью оказывается Одиссей, герой сметливый и энергичный. Только благодаря находчивости и хитрости он живым и невредимым возвращается на родину. на остров Итаку. Отдельные черты Одиссея могут показаться современному читателю малопривлекательными и даже противоречащими нашим этическим нормам, но они о вабусловлены временем создания поэмы. Безымянный фольклорный герой, преодолевающий многочисленные препятствия, был хитрым и предприимчивым уже в сказке. В эпоху же освоения новых земель и первого знакомства греков с западным Средиземноморьем мужество и отвага ценились уже много ниже, чем ловкость, находчивость и умение приспособиться к любой обстановке.

В "Одиссее" описывается мирная жизнь, значительно более яркая, сложная и содержательная. Вместо идеализированных героев "Илиады", в характерах которых все же преобладали черты древних ахейских завоевателей, прошедших по земле огнем и мечом, в "Одиссее" живут и действуют мирные люди. Даже боги "Одиссеи", за исключением Посейдона, спокойны и умиротворенны. Герои "Одиссеи" словно списаны со знакомых и близких поэту современников, любознательных, наивных и общительных людей, жизнь и время которых, по словам Маркса, были детством человеческого общества "там, где оно развилось всего прекраснее..."17 Разнообразны даже немногочисленные женские образы: преданная старушка няня, верная и добродетельная Пенелопа, радушная заботливая Елена, мудрая Арета, обаятельная юная Навсикая, мечтающая по-девически о замужестве и даже, вопреки традиции, о замужестве по своему выбору.

Божественное вмешательство помогало поэту и его слушателям объяснить происхождение хорошо известных им эмоций, порождающих определенные действия. Ссылкой на божественную волю и на непосредственное божественное вмешательство древний человек объяснял все, что представлялось ему загадочным. Но сила художественной правды способствовала тому, что современному читателю понятны и без участия богов переживания гомеровских героев и различные мотивы их поведения.

    билет - Гомеровский мир в «Илиаде» и «Одиссее» (отражение в поэмах Гомера черт родоплеменного строя и эпохи восхождения рабовладельческой цивилизации)(смотреть 7 билет)

Гомеровский эпос содержит явные указания на общинно-родовую организацию общества. Однако тот социально-исторический период, который изображен в гомеровских поэмах, далек от наивного и примитивного общинно-родового коллективизма, он отличается признаками весьма развитой частной собственности и частной инициативы в рамках родовых организаций.

В эпосе есть сведения о существовании умелых мастеров, о гадалках, врачах, плотниках и певцах (Од., XVII, 382-385). По этим текстам уже можно судить о значительном разделении труда.

а) Сословия.

Гомеровское общество разделено на сословия, поскольку сословие есть не что иное, как общность людей, объединенных по тому или иному общественному, профессиональному признаку на основе либо юридических узаконений, либо обычного права.

У Гомера мы находим постоянно генеалогию героев, происходящих от Зевса, и взывание к родовой чести (например, обращение Одиссея к Телемаху в Од., XXIV, 504-526). Вождь окружается у Гомера обычно своей дружиной, которая относится к нему с благоговением. Власть вождя связана с крупным землевладением (например, рассказ Одиссея под видом странника о его богатствах на Крите, Од., XIV, 208 и след.). Частые войны и всякого рода предпринимательства тоже вели к обогащению наиболее имущей части родовой общины. У Гомера мы находим описание великолепных вещей и дворцов. Его герои умеют прекрасно говорить. Они похваляются богатством, железом и медью, золотом и серебром, любят обильные пиршества.

б) Торговля, ремесло и земельная собственность.

Старинная родовая община, основанная на натуральном хозяйстве, конечно, не торговала, а обмен был настолько примитивен, что не играл ведущей экономической роли. В поэмах Гомера же намечается совершенно другая ситуация.

Здесь весьма часто делают взаимные богатые дары, которые иной раз приближаются к тому, что в экономике носит название обмена. Настоящая торговля упоминается в эпосе крайне редко. Однако она уже существует. С торговлей развиваются и ремесла. Ремесленников в поэмах Гомера очень много: кузнецы, плотники, кожевники, горшечники, ткачи, золотых и серебряных дел мастера, а также прорицатели, певцы, лекари и глашатаи. Уровень ремесла здесь чрезвычайно высок. Как мы увидим ниже, поэтическое изложение буквально пересыпано упоминаниями разного рода добротных изделий, художественно сработанного оружия, одежды, украшений и домашней утвари.

В эпосе Гомера мы встречаем прослойку нищих, которая уже совсем немыслима в родовой общине, где все являются своими и родными. Об их жалком, ничтожном и унизительном положении можно судить по Иру, который стоял на пороге перед пирующими женихами и выпрашивал себе подаяния и с которым Одиссей, тоже в виде подобного нищего, затеял драку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Мир богов на станицах «Илиады» Гомера

(реферат)

Выполнили: Бикбаев Илья,

Степанцова Мария,

обучающиеся 6 «А» класса.

Руководитель Чуринец А.Г.,

учитель русского языка

и литературы

Анжеро-Судженск 2008

История жизни Гомера…………………………………………………….

Древнегреческие боги……………………………………………………...

Зевс……………………………………………………………………..

Гера……………………………………………………………………

Афина…………………………………………………………………

Аполлон…………………………………………………………… .

Посейдон ……………………………………………………………

Афродита ………………………………………………………………….

Арей………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….


Введение


Искусство Древней Греции во все времена обладало притягательной силой.

Многие художники, скульпторы, поэты, композиторы черпали для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Картины П. Соколова «Дедал, привязывающий крылья Икару», «Персей и Андромеда» Рубенса, «Встреча Аполлона и Дианы» К. Брюллова, И. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю», «Даная» и «Флора» Рембрандта, В. Серова «Похищение Европы»; скульптуры таких выдающихся мастеров, как М. Козловского «Ахилл с телом Патрокла», М. Щедрина «Марсий», «Амур и Психея» и «Геба» Кановы и других общеизвестны и вызывают восхищение многих ценителей искусства. Мифологические персонажи упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других.

Сюжеты из мифологии Древней Греции нашли воплощение не только в искусстве, но в повседневной жизни. Очень часто мы употребляем имена, названия, взятые из древнегреческой мифологии. Говорим о «титанической борьбе», «гигантском размере», «яблоке раздора», «паническом страхе», «олимпийском спокойствии». А употребляя, иногда не можем точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образами древнегреческой мифологии, когда говорим об олимпийских богах, часто не можем представить их предназначение, характеры. Изучение древнегреческой мифологии, на наш взгляд, способно разрешить эту проблему. В качестве изучения мифологии древних греков мы обратились к поэме Гомера «Илиада», так как эта поэма, по мнению многих критиков, воплотила истинные представления греков о богах.

Цель данной работы: обобщение и систематизация сведений о древнегреческих богах (Зевсе, Гере, Афине, Гефесте, Аполлоне, Посейдоне) через изучение произведения Гомера «Илиада».

Цель реализуется в следующих задачах:


  • изучить биографические данные о Гомере;

  • изучить мир богов, представленный на страницах «Илиады»;

  • составить электронную энциклопедию мифологических имён богов и героев Древней Греции.
При работе над рефератом мы пользовались исследованиями Симона Маркиша, Н.А. Флоренсова.

Работа с этими источниками позволила систематизировать образы олимпийских богов и представить в виде электронной энциклопедии мифологических имён богов Олимпа и героев Древней Греции.

История жизни Гомера

Мифы любого народа появляются из-за попытки объяснить происходящее вокруг. Вопросы появления жизни, стихийных явлений природы, определения места человека на земле – все это нашло отражение в мифических произведениях и было первым шагом человека к творчеству. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им богах. Все эти легенды, мифы и песни, исполнявшиеся странствующими певцами, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера,

Первая поэма содержала описание десятого года войны против Трои - ссору Агамемнона с вождем Ахиллом и ее последствия. Вторая повествовала о приключениях Одиссея в далеких, сказочных, малоизвестных грекам странах Запада и о его счастливом возвращении на родной остров Итаку.

Несколько поколений поэмы Гомера передавались из уст в уста. Только в VI в. до н.э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения.

Имя Гомера широко известно, однако, время его жизни, место рождения остаются неизвестными. Например, в древней Греции семь городов спорили за право называться родиной этого замечательного поэта.

Древнегреческие боги

Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.

Гомером назвал Олимп «многовершинным».

Жилось богам беззаботно и весело. Врата Олимпа охраняли девственные богини времени оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Собираясь вместе, боги и богини пировали, наслаждаясь амброзией, возвращавшей силы и дающей бессмертие. Не было на Олимпе недостатка и в развлечениях. Чтобы усладить слух и зрение небожителей белоногие хариты, богини вечной радости, взявшись за руки, вели хороводы. Иногда за кифару брался сам Аполлон, и ему согласно подпевали все девять муз.

Если надоедали музыка, песни и танцы, можно было с высоты Олимпа. взглянуть на землю. Самым увлекательным зрелищем была для богов война, разгоравшаяся то здесь то там. У обитателей Олимпа были свои любимцы. Одни сочувствовали ахейцам, другие - троянцам. Иногда, видя, что подопечных теснят, то один, то другой бог покидал место наблюдения и, спустившись на землю, вступал в бой. Входя в раж, сражающиеся не видели разницы между смертными и небожителями. Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не одну гору, а все небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду и по нему странствуют Солнце, Луна и Звезды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно - на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, его закрывают, а утром его открывает богиня зари Эос.

Олимп населяли боги. Гомер на страницах своей поэмы рассказал нам о многих богах. Их образы отличаются от нашего современного понятия «бог». Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое. Много времени проводят в увеселениях. Так, Фетида, желая помочь своему сыну Ахиллесу, упоминает о пире бессмертных у эфиопах:

Зевс громовержец вчера к отдаленным водам Океана

С сонмом бессмертных на пир к эфиопам отшел непорочным…,

Очень часто они собираются вместе, пьют нектар, который разливает Геба, слушают песни, веселятся. Иногда они ссорятся, и даже строят козни друг против друга, объединяясь в противоборствующие лагеря.

Из чтения «Илиады» также следует, что могущественные боги занимаются не только олимпийскими делами, но и делами людей. Руководство поступками людей было обычным делом для таких олимпийских небожителей как Зевс, Посейдон, Аполлон, Афина Паллада, Гера, Афродита. Боги, принимая участие в судьбах своих героев, часто возбуждали в них храбрость, отговаривали от опасных шагов.

Зевс

Самый главный бог Олимпа – Зевс. Зевс в изображении Гомера верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов.

Зевс - исконно греческое божество; его имя означает «светлое небо». Зевс - сын Кроноса (отсюда имена Зевс Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец в тайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта.

Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Крона, напоив его по совету Метиды, зельем. За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии. Затем он начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. Борьба продолжалась десять лет. Побежденные титаны были низвергнуты в тартар.

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых.

Гомер на страницах своей поэмы наделяет Зевса такими эпитетами как «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», «насылатель ветров, дождей и ливней».

Зевс у Гомера очень часто находится в размышлениях, нередко встречаем на страницах сидящего одного на вершине Олимпа.

У Гомера Зевс олицетворяет не только верховную власть, но и спокойствие, мирную силу. Однако, самое удивительное в изображении Зевса то, что он боится Геру, свою жену. Боится её злого языка. Поэтому он просит при встрече с Фетидой не разглашать их разговор об Ахиллесе, так как знает, что Гера будет смеяться над ним. Ему часто приходится ломать своеволие своей жены, которая способна на многое. Так, однажды Гера решила нарушить запрет Зевса на оказание помощи героям Троянской войны. Для этого она вступила в заговор со Сном, братом Смерти. Усыпив Зевса, Гера смогла воплотить свои планы, помочь противникам троянцев – аргивянам. Однако, сон супруга длился недолго. Проснувшись, Зевс увидел, что его любимые троянцы терпят поражение в битве, и тогда весь гнев он обратил на Геру:

Козни твои, о злотворная, вечно коварная Гера,

Гектора мощного с боя свели и Троян устрашили!

Но еще я не знаю, не первая ль козней преступных

Вкусишь ты плод, как ударами молний тебя избичую!

(песнь X V)

И тогда Гера уступает силе Зевса и покоряется ему.

Несмотря на то, что Зевсу подчиняется все, и он действительно всемогущ, однако не все подвластно Зевсу. Он не может определить судьбу своих героев, так как она находится во власти богини Судьбы Мойры. Узнать будущее Зевс может, воспользовавшись золотыми весами, на которые он бросает жребий Смерти. Так он определил исход Троянской войны, несмотря на сочувствие Зевса к троянцам, они должны были проиграть.

Гомер, изображая Зевса, говорит о его золотой колеснице. Право владеть конной упряжкой на Олимпе дано не многим. Только самым главным божествам, такая упряжка – это символ почета, власти, могущества. Зевс собственноручно запрягает золотогривых коней, отправляясь на Гаргар, один из холмов Иды для наблюдения троянских событий. Там он также самолично «отрешает коней от ярма».

Символом могущества Зевса является эгида, из которой сыплются молнии.

Гера

Золотронную славлю я Геру, рожденную Реей,


Вечноживущих царицу, с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидом.
Гомер

Гера - супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, младшая дочь Кроноса и Реи. Ее имя означает «охранительница», «госпожа». новорожденных детей. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня. Она самостоятельна, независима, одна из немногих, кто может ответить Зевсу.

Гомер при описании Геры часто пользуется такими эпитетами как «волоокая», «лилейнораменная». На страницах поэмы Гомера «Илиада» - она помогает ахейцам и ненавидит троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в споре трех богинь (Геры, Афродиты, Афины). На поле битвы Гера не появляется. Она не носит доспехов и оружия, в её арсенале женские хитрости: интриги, обман, жалобы, упреки мужу, красота.

Гера понимает цену своей внешности. Собираясь обмануть Зевса, она тщательно готовится к встрече. И здесь Гера очень похожа на смертную. Умастила тело маслом, «власы расчесала, Хитро сплела и сложила, и волны блистательных кудрей, Пышных, небеснодушистых, с бессмертной главы ниспустила». Далее она тщательно выбирает одежду и украшения. Когда Зевс увидел Геру, он не смог устоять перед её чарами. А Гера, усыпив мужа, дает возможность победить ахейцам.

Смирить Геру может только прямые угрозы побоев, высказываемые Зевсом в присутствии всех богов. И порой ей, действительно, приходилось несладко. В песне XV Зевс напоминает ей о наказании, которому он подверг её за козни Гераклу:

Или забыла, как с неба висела? Как две навязал я

На ноги наковальни, а на руки набросил златую

Вервь неразрывную? Ты средь эфира и облаков черных

С неба висела…

И лишь напоминание о тех событиях заставили Геру покориться воле Зевса.

Афина

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идет, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!
Гомер

Афина – богиня мудрости и справедливой войны.

Все в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса. Однажды у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места и едва не кричал. Зевс послал за Гефестом, приказав, чтобы тот явился немедленно. Божественный кузнец прибежал так, как был - весь в саже и с молотом в руке.

Сын мой,- обратился к нему Зевс.- Что-то стало с моей головой. Ударь меня молотом по затылку и посильней.

Услышав эти слова, Гефест в ужасе отступил назад.

Но как? - пролепетал он. - Не могу...

Можешь! - сурово приказал Зевс. - Так, как бьешь по наковальне.

И ударил Гефест, как ему было сказано. Череп Зевса раскололся, и из него, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Так появилась еще одна богиня.

Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место ее - ближайшее к Зевсу. Эта богиня, сам эпитет которой (Паллада) означает несравненную мощь ума, военной силы во всей Древней Греции была величаема и почитаема превыше всех других богов. Гомер называет Афину «совоокой» (сова считается атрибутом Афины, символом мудрости).

В поэмах Гомера ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев. Гомер изображает Афину в виде девы-воительницы в шлеме, со щитом, копьем. Как богиня воинского могущества и мужества, она отличалась от бога войны Арея, символизирующего буйство и ненасытную ярость, ясностью ума. В то же время Гомер рисует сцену, где Афина в ярости одолевает взбешенного Арея просто силой:

Щит от рамен и шелом от главы у Арея сорвала,

Пику поставила в сторону, вырвав из длани дебелой…

(песнь XV )

В «Илиаде» Афина не только мудрейшая и самая мужественная богиня, она покровительствует всем домашним женским работам, искусству врачевания. Но все же главный её атрибут – эгида, нечто напоминающее грозовую тучу. Эгида – щит, которым кроме Афины владели Зевс и Аполлон. Отсюда появилось выражение «быть под эгидой», т.е. под защитой. Гомер говорит об Афине:

Бранным доспехам она ополчалася к брани плачевной,

Бросила около персей эгид, бахромою косматый,..

Страшным очам, поразительным Ужасом весь окруженный,

Там и Раздор, и Могучесть, и трепет бегущих, Погоня,

Там и глава Горгоны, чудовища страшного образ…

(песнь V )

Афина ради своих любимцев Одиссея и Ахиллеса готова пойти на обман, коварство. Например, в конце «Илиады» она «организует» убийство Ахиллесом, вне всяких рыцарских правил, безоружного, оставшегося с одним мечом Гектора.

В других эпизодах также выступает очень неприглядно. Направляемая Герой (песнь XXI), она нападает на Афродиту и Арея. А когда они упали от её удара на землю, Афина стала смеяться над ними и говорить обидные слова.

Иногда Афина вместе с Герой нарушает запреты Зевса, и помогает ахейцам. Уличенная, в отличие от Геры, она подавляет гнев и покоряется отцу, хотя поэт отмечает, что её «волновала свирепая злоба».

В поэме Афина представляется как покровительница немногих избранных, как воительница и драчунья, жестокая и коварная богиня, которой свойственны мелкие человеческие слабости.

Аполлон

Аполлон – бог, сын Зевса и Лето, брат Артемиды.

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. «являю»).

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные; он врач или Пеон, защитник от зла и болезней. Потом Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. У Аполлона есть другое имя – Феб. Оно указывает на чистоту, блеск, прорицание.

У Гомера он также наделен эгидой, способен внушать страх и насылать несчастья. Его постоянные атрибуты – лук и колчан, отсюда эпитеты «сребролукий», «стреловержец», Именно гневом Аполлона начинается «Илиады». Своими стрелами он насылает на ахейское войско моровую язву, мстя за оскорбление отцовских чувств своего жреца Хриза. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Много раз он спасает Гектора от неминуемой гибели, и лишь в последний момент, когда весы судьбы окончательно склоняются не в пользу Гектора в поединке с Ахиллесом, Феб оставляет своего любимца.

Вместе с тем Аполлон – судья музыкантов, поэтов, покровитель всего прекрасного, он руководит всеми девятью музами, а на Олимпе, где лук ему не нужен, главный его атрибут – кифара, искусством игры на котором он превосходит всех богов и богинь. Вечером, когда собираются боги, Аполлон играет на своей кифаре, ему вторит пение Муз, «сладостным гласом»


Посейдон

Посейдон – один из главных лиц древнегреческого пантеона, владыка морей, брат Зевса.

У Гомера главный его эпитет – «земли колебатель». В Троянской войне он на стороне ахейцев, хотя у него и нет такой ненависти как у Афины и Геры к троянцам.

Главный атрибут Посейдона – трезубец. Этим трезубцем Посейдон сокрушает стены Трои, которые сам возводил. Во время битв под Троей он один из немногих богов, который сохраняет благоразумие. Так он удерживает богов от прямого вмешательства в схватки ахейцев и троянцев, разводит их по разным сторонам холма. Он достойно возражает Грее, призывающей всех богов вмешаться в битву людей:

Так безрассудно свирепствовать, Гера, тебя недостойно!

Я не желаю бессмертных сводить на неравную битву,

Нас и других здесь присутственных; мы их могуществом выше.

Лучше, когда, совокупно сошед мы с пути боевого,

Сядем на холме подзорном, а брань человекам оставим.

Хотя и сила Посейдона была огромной. Он может так протрясти землю, что приходит в движение все: «от кремнистых подошв до верхов многоводных Иды». Колебания земли настолько сильны, что волнуется даже Аид:

.да над ним бы

Лона земли не разверз Посейдон, потрясающий землю,

И жилищ бы не открыл и бессмертным и смертным,

Мрачных, ужасных, которых трепещут и самые боги».

Афродита
Афродита – богиня любви и красоты, наименее воинственная из олимпийских богинь, но с Троянской войной связанная ближайшим образом. Происхождение Афродиты полно загадок. У Гомера она дочь Зевса, а по другим сказаниям – она родилась из морской пены на берегу острова Кипр. Отсюда другое её имя – Киприда.

Первоначально она является олицетворением красоты и женских чар, златокудрая, «с улыбкой приветной» и обольстительной, в «Илиаде» она вызывает восторг всего Олимпа. Сопровождают хариты (грации). Гомер наделяет её еще и воинственными чертами, поскольку она покровительствует троянцам.

В поэме с ней связаны три главных эпизода. В первом она обрушивает свой гнев на Елену, отказавшуюся принять соответствующим образом своего мужа Париса после его бесславного поединка с Менелаем, и заставляет его покориться. Во втором эпизоде одалживает свой пояс Гере, не зная о том, что с его помощью Гера хочет отвлечь от заботы о троянцах и выиграть время для победы ахейцев. Волшебный пояс Афродиты очаровал Зевса:

все обаянья в нем заключались:

В нем и любовь и желания, в нем и знакомства и просьбы,

Льстивые речи, не раз улавлявшие ум и разумных.

(песнь XIV)

Третий важный эпизод. В нем Афродита выступает как мать Энея, потерявшего сознание в боевой схватке. Она уносит сына с поля боя, но грозный Диомед 1 успевает ранить Афродиту копьем в руку, что стоит богине тяжких страданий и горькой обиды.

Арей

Арей, бог войны изображается как буйный, свирепый, постоянно жаждущий крови сторонник троянцев, яростное безрассудство которого не приносит защитникам Трои тех преимуществ, которые могли бы следовать из его наклонностей страсти к убийству ради убийства.

Часто используемые Гомером эпитеты по отношению к Арею – это «щиторушитель», «мужеубийца».

Образ Арея Гомером снижен. Он получает ранение от смертного Диомеда, Афина в присутствии других богов силой обезоруживает его в тот момент, когда Арей узнает о гибели сына в рядах троянцев, рыдает и горит мщеним. Обезоруженный богиней-женщиной, Арей сникает. В другом месте Арей, словно мальчик, избивается Афиной:

Камнем Арея ударила в выю и крепость сломила.

Семь десятин он покрыл, распростершись: доспех его медный

Грянул, и прахом оделись власы.

(песнь XXI)

Не вызывает Арей сочувствие и у своего отца, Зевса, в песне V в ответ на стенания Арея по поводу раны, Зевс восклицает:
Смолкни, о ты, переметник! Не вой близ меня воссидящий!

Ты ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо!

Только тебе и приятны и вражда, да раздоры, да битвы!

Матери дух у тебя, необузданный, вечно строптивый,

Геры, которую сам я с трудом укрощаю словами!

Заключение

Древнегреческие боги были во многом подобны людям: добры, великодушны и милостливы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог никто из них. Так, Зевс в “Илиаде” Гомера сам не вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки желанию Зевса, в согласии с решением судьбы.

Литература

Н.А. Флоренсов «Троянская война и поэмы Гомера. – Москва. «Наука» - 1991-144 с.


1 Один из величайших ахейских героев.

Сочинение

История народа, как правило, начинается с фантастических пересказов мифов и красивых легенд. В этих творениях всегда спрятано зерно истории, окаймленное и приукрашенное фантазией.

Уже в первом тысячелетии до нашей эры древние греки слушали рифмованные истории о троянской войне и приключениях хитроумного Одиссея. Ученые долгое время считали, что события, которые описаны в эпических поэмах "Илиада" и "Одиссея", больше мифологические, чем исторические. Авторство этих поэм приписывалось древнегреческому странствующему певцу Гомеру. А в семидесятых годах XIX века археолог Шлиман в раскопках на побережье Эгейского моря нашел ту самую Трою, об осаде которой рассказывается в "Илиаде".

Если верить Гомеру, война между ахейцами и троянцами произошла в результате похищения троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Менелая - известной красавицы Елены. Это событие произошло не без помощи верховного бога Зевса, который искал повод для втягивания народов в уничтожающие войны. В своей поэме Гомер не только рассказывает о дальнейших событиях, но и описывает беспримерное мужество и отвагу героев Эллады.

Описывая боевые сражения, автор неоднократно подчеркивает бесстрашие и самоотверженность любимцев народа - Ахилла и Гектора. Именно они являются воплощением идеала человека, мужчины, героя. Разгневанный Гектор, словно страшный ураган, заклинал троянцев скорее преодолеть ров.

Герою был дан знак свыше - он видел исцарапанную до крови змею, которая укусила орла. Но Гектор, не щадя себя, вместе с воинами громил башни, разбивал бойницы, выдирал из земли мощные бревна, подпирающие крепостной вал. И именно Гектор прорвался первым сквозь ахейский вал, завоевав наивысшую славу.

Подчеркивая мощь Гектора, Гомер обращает внимание на то, что он был похож на самого бога войны и всегда находился впереди. Тело героя прикрывал щит, обтянутый грубой шкурой и обитый медью. На голове Гектора поблескивал шлем с длинной черной гривой, развевающейся на ветру. Ему, конечно, известно чувство страха, но Гектор научился с ним бороться, так как война - это обязательство перед родителями, сыном и всеми соотечественниками. Жена героя Андромаха умоляет его не рисковать жизнью, остаться в крепости, но он отказывается. Гектор не может оставить своих воинов, свой народ в такую минуту. Гомер мастерски рисует теплые отношения между героем Трои и Андромахой. Жена тревожится и просит мужа быть осторожным, на что Гектор нежно советует ей беречь сердце от тяжких треволнений.

Один из эффектнейших эпизодов "Илиады" - бой между Ахиллом и Гектором. Выхватив из ножен тяжелый меч, Гектор бросился на Ахилла, как мощный горный орел сквозь тучи бросается на ягненка или зайца. Ахилл ждал его, могущественный и страшный в своем воинском совершенстве: огромный щит закрывал его грудь, а на шлеме сияла пышная золотая грива, которую выковал бог Гефест. Во время поединка Гектор был смертельно ранен. Чувствуя приближение смерти, герой тревожится о родителях, маленьком сыне и молодой жене.

Обоим участникам поединка присуще яростное желание победить и прославиться, а также - воинская доблесть. К тому же Гомер показывает, какой благородный характер у Ахилла. Он искренний, честный и верный товарищ. Это человек пылкий, подверженный сильным страстям. Ему не чуждо сострадание. Именно непобедимый Ахилл воплощает в себе образ воина тех времен, образы Гектора и Ахилла олицетворяют морально-этические идеалы народа.

Поэмы Гомера, слепого бездомного странника, стали гимном отваги и мужества, ума и честного труда.

Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.

Сейчас считается установленным, что примерно в XII веке до нашей эры племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Ахейцы покорили Трою и вернулись на родину. Память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны.

Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей Тезея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.

Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими.

Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в "Одиссее" много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь "Илиада" посвящена войне, а "Одиссея" - превратностям человеческой жизни.

Сюжет "Илиады" связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Начинается "Илиада" с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Долгая речь жреца образна и ярка. Он просит об отмщении.

Так вопиял он; и внял Аполлон сребролукий!
Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
Лук за плечами неся и колчан со стрелами, отовсюду закрытый;
Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.

Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан. Ахилл отказывается участвовать в осаде Трои.

Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно; он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.

Только тогда Ахилл, мстя за друга, вступает в бой. Он убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших. Заканчивается "Илиада" погребением героев двух враждующих лагерей - Патрокла и Гектора.

Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и трря-нец Гектор. Ахилл - гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу - старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера - это не знающий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни "Илиады", когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора.

Говорит Ахиллес быстроногий:
«Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским...

Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.

Гектор - троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует гибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.

В "Одиссее" изображаются события после разрушения Трои. Все герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона.

Муза, скажи мне о том многоопытном муже,
который Странствуя долго со дня, как святой
Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасеньи заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну сопутников...

Начало "Одиссеи" повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину. Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут жена Пенелопа, осаждаемая женихами, и ставший юношей сын Телемак. Одиссей останавливается у свинопаса, потом под видом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентов на руку Пенелопы, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи. Прекрасен образ жены Одиссея Пенелопы, верной, преданной и умной женщины. Двадцать лет Пенелопа растила сына и оберегала дом в отсутствие мужа. Гомер так описывает радость Пенелопы, когда она удостоверилась, что перед нею действительно Одиссей:

Так веселилась она, возвращенным любуясь супругом,
Рук белоснежных от шеи его оторвать не имея
Силы. В слезах бы могла их застать златотронная Эос...

Общество, представленное у Гомера. - патриархальный род, который еще не знает классового расслоения. Цари трудятся наравне с пастухами и ремесленниками, а рабы, если они и существуют, являются пленниками, взятыми на войне, и не занимают еще униженного положения в семье. Одиссей сам себе строит плот, царевна Навзикая стирает белье. Пенелопа искусно ткет.

Песнь вторая Илиады содержит Перечень кораблей (англ.)русск. греков, где указываются имена многих греков, принявших участие в войне, а также указываются местности, откуда они родом. Там же даётся и список троянцев, но он сильно уступает перечню греков, в нём указаны лишь некоторые герои Илиады.

Ахейцы (Ἀχαιοί), такжеДанайцы (Δαναοί) иАргивяне (Ἀργεĩοι), также один раз названыЭллинами - коллективное название греков у Гомера.

    Агамемнон - ЦарьМикен , предводитель греков.

    Ахилл - Предводительмиромидян , герой полубожественного происхождения.

    Одиссей - ЦарьИтаки , самый хитрый из греческих военначальников, герой «Одиссеи ».

    Аякс Великий - сынТеламона , второй после Ахилла в военном мастерстве.

    Менелай - ЦарьСпарты , мужЕлены и братАгамемнона .

«Ахиллес, оплакивающй Патрокла » (1855),Николай Ге

    Диомед - сынТидея , ЦарьАргоса .

    Аякс Малый - сынОилея , частый союзникАякса Великого .

    Патрокл - лучший друг Ахилла.

    Нестор - ЦарьПилоса , доверенный советчик Агамемнона.

Ахилл и Патрокл

Взаимоотношения между Ахиллом иПатроклом являются важной составляющей Илиады. Между героями существует глубокая серьёзная дружба. Ахилл внимателен к Патроклу, будучи чёрствым и полным презрения к остальным. Одни античные исследователи считали их дружбу гомоэротической, тогда как другие считали её платоническим союзом воинов.

Троянцы

    • Гектор - сын ЦаряПриама и главный воин троянцев.

      Эней - сынАнхиса иАфродиты .

      Деифоб - братГектора иПариса .

      Парис - похитительЕлены .

      Приам - престарелый ЦарьТрои .

      Полидамант - разумный командир, чьи советы игнорируются,антагонист Гектора .

«Прощание Гектора с Андромахой», Сергей Постников, 1863

    • Агенор - троянский воин, сынАнтенора , пытался сражаться с Ахиллом (Песнь XXI).

      Сарпедон - убитПатроклом . Был другомГлавка и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Главк - другСарпедона и вместе с ним предводителемликийцев , воевавших на сторонеТрои .

      Евфорб - первый из троянских воинов ранившийПатрокла .

      Долон - шпион в греческом лагере (Песнь X).

      Антенор - King Priam’s advisor, who argues for returning Helen to end the war.

      Полидор - сынПриама и Лаофои.

      Пандар - великий стрелок из лука, сын Ликаона.

    • Гекуба (Ἑκάβη) - женаПриама , матьГектора ,Кассандры ,Париса и др.

      Елена (Ἑλένη) - дочьЗевса , женаМенелая , похищенаПарисом , затем стала женойДеифоба . Её похищение стало причинойТроянской войны .

      Андромаха - женаГектора , матьАстианакта .

      Кассандра - дочьПриама . Её пытался соблазнитьАполлон , подарив ей дар пророчества, но будучи отвергнут ею, сделал так, что к её пророчествам о судьбе Трои не прислушивались.

      Брисеида - троянская женщина, захваченная греками, досталась Ахиллу в качестветрофея .

Боги Илиады

Сакральным значением в Илиаде обладает гора Олимп , на которой восседаетЗевс , сынКроноса . Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. В повествование вовлечены многие олимпийские и другие боги, одни помогают ахейцам, другие троянцам. Многие из событий, описанных в Илиаде, вызываются, направляются богами, боги также часто влияют на ход событий, выступая на стороне одной из противоборствующих сторон.

    Олимпийцы:

    • Зевс (нейтрален, но чаще помогает троянцам из-за обещания отомстить за Ахилла)

      Гера (за ахейцев)

      Артемида (за троянцев)

      Аполлон (за троянцев)

      Аид (нейтрален)

      Афродита (за троянцев)

      Арес (за троянцев)

      Афина (за ахейцев)

      Гермес (нейтрален)

      Посейдон (за ахейцев)

      Гефест (нейтрален)

    Остальные:

    • Эрида (за троянцев)

      Ирида (за ахейцев)

      Фетида (за ахейцев)

      Лето (за троянцев)

      Протей (за ахейцев)

      Скамандр (за троянцев)

      Фобос (за троянцев)

      Деймос (за троянцев)

Олимпийские и доолимпийские боги были для древнего грека мифом. Каждое существо имело свою священную биографию,свое развернутое магическое имя, силой которого оно повелевало и совершало чудеса. Миф оказывался чудом и реальным предметом веры. Таковы были Зевс и Гера, Деметра и Посейдон, Афина и Гефест, Аполлон и Артемида.

Греческие мифы рассказывают, что Земля, отягощенная разросшимся населением, просила Зевса пощадить ее и уменьшить число людей, живущих на ней. Ради просьбы Земли по воле Зевса и начинается Троянская война. Земной причиной этой войны было похищение царицы Елены троянским царевичем Парисом. Однако это похищение обосновывалось чисто мифологически. Один из греческих царей,Пелей, женился на морской царевне Фетиде, дочери морского царя Нерея. На свадьбе присутствовали все боги, кроме Эриды, богини раздора, замыслившей поэтому отомстить богам и бросившей богиням золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". Миф повествовал, что претендентами на обладание этим яблоком явились Гера(супруга Зевса), Афина(дочь Зевса и богиня войны и ремесел) и Афродита(дочь Зевса,богиня любви и красоты). И когда спор богинь дошел до Зевса, он приказал разрешить его Парису,сыну троянского царя Приама. Эти мифологические мотивы весьма позднего происхождения. Все три богини имели долгую мифологическу историю и представлялись в древности суровыми существами. Человек уже считает себя настолько сильным и мудрым, что может даже творить суд над богами. Дальнейшее развитие данного мифа только усугубляет этот мотив относительного бесстрашия человека перед богами и демонами: Парис присуждает яблоко Афродите, и та помогает ему похитить спартанскую царицу Елену.

Хочу привести мнение А. Ф. Лосева о мифологии в "Илиаде" и "Одиссее" : "можно сказать, у Гомера нет никакой мифологии. Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается, но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной народной религией. Гера, Кирка и Калипсо - это женщины в роскошных одеждах, утопающие в наслаждениях, .... Привлечение образов богов ничем не отличается от использования им всех прочих ресурсов. Это совершенно такие же персонажи его художественного произведения, как и самые обыкновенные герои и люди."

Стоит обратить внимание на два вида мифологического у Гомера, а именно на хтонизм и героизм. Под хтонизмом понимают ту мифологию,которая строится по типу стихийных и беспорядочных явлений природы, беспринципных и анархических, иногда просто звериных, а зачастую дисгармонических(керы, гарпии, эринии, доолимпийские божества). Героическая мифология, наоборот, оперирует уже с образами чисто человеческими, более или менее уравновешенными или гармоническими, содержащими в себе установку на определенные принципы и мораль. Олимпийские боги являются скорее героическими, но и хтоническое начало сильно в большинстве из них.

Действие "Илиады" протекает в двух планах - человеческом - под троей - и божественном - на Олимпе. Боги разделены на два враждебных лагеря. Однако мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения,пока не загладят обиду,нанесенную ее сыну. Исполняя это обещание,Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам. Далее боги постоянно вмешиваются в жизнь героев. Когда Менелай уже почти оказывается победителем,но покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара пустить стрелу в Менелая. В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту,следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные. От "Илиады" вторая гомеровская поэма отличается обилием авантюрных и фантастических,сказочных мотивов.

В обеих поэмах много религиозно - мифологических противоречий. Зевс - верховный бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно понять, кого он защищает, греков или троянцев. Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс - весьма колеблющийся правитель мира,иногда даже глуповатый. В "Илиаде" Зевс в прямой речи посылает Аполлона привести в сознание Гектора, лежащего на поле сражения в бессрзнательном состоянии, а далее сам поэт говорит, что Гектора пробудил разум Зевса. По мнению Гектора, Зевс собирается помочь троянцам овладеть кораблями; однако, из картины, рисуемой здесь самим поэтом этого не видно. Зевс предлагает богам сражаться по их собственному выбору, потому что иначе Ахилл сразу победит всех троянцев, но река Ксанф направляет Ахилла на бой с троянцами в предположении, что Зевс уже решил вопрос о поражении троянцев Ахиллом.

Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них почему-то стоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел какой-либо моральный авторитет. Внешний облик богов изображается также противоречиво. Афина в пятой песни "Илиады" такая огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в "Одиссее" это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается без особого почтения.

В изображении общего хода действий, в сцеплении эпизодов и отдельных сцен огромную роль играет "божественное вмешательство". Сюжетное движение определяется необходимостью, лежащей вне характера изображаемых героев,волею богов, "судьбою". Мифологический момент создает то единство в картине мира, которое эпос не в состоянии охватить рационально. Для гомеровской трактовки богов характерны два обстоятельства: боги Гомера гораздо более очеловечены,чем это имело место в действительной греческой религии,где еще сохранялся культ фетишей, почитание животным и.т.д.; им полностью приписан не только человеческий облик, но и человеческие страсти, и эпос индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие. Затем, боги наделены - особенно в "Илиаде" - многочисленными отрицательными чертами: они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В обращении между собой боги зачастую даже грубы: на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс нередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам. Никаким иллюзий "благости" божественного управления миром "Илиада" не создает. Иначе в "Одиссее" : там,наряду с чертами,напоминающими богов "Илиады" , встречается и концепция богов как блюстителей справедливости и нравственности