Что такое общество в узком смысле слова. Общество в широком смысле означает. Определение в философии

Общество в широком социологическом смысле – это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления и универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения.

Общество в узком социологическом смысле – это сложноорганизованная система взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты. В таком понимании общество есть сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития (например, первобытное, феодальное, капиталистическое общество) или конкретное общество в рамках одной страны (французское, российское, японское общество и т.д.).

Общество может означать круг людей, объединенных общностью сословной принадлежности (например, дворянское, купеческое, крестьянское общество) или каких-либо интересов (потребительское, благотворительное, спортивное, театральное общество и др.). Сюда же относятся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

Наконец, общество нередко подменяют другим понятием: общность. Правда, с ним возникает немало трудностей. И в конечном итоге оно оказывается столь же широким и размытым, как и категория "общество". Действительно, мы говорим о духовной общности живущих людей со своими предками, стало быть, незримо включаем все умершие поколения в единую общность. Наши предки, близкие и дальние, входят в общность в той мере, в какой решения реально существующих индивидов определяются фактом существования их предков в прошлом. История страны определяет ее настоящее, а прошлые достижения в науке и культуре – будущие завоевания и успехи. Наши мировоззрение, взгляды, традиции в значительной степени определены нашими предками. Стало быть, не являясь живыми, они тем не менее активно участвуют во всех делах своих потомков.

Таким образом, общность представляет собой совокупность людей (например, семья, община, народ, страна, человеческий род), объединенных в процессе воспроизводства своей общественной жизни как прямыми, так и косвенными связями. Возможно, что наряду с уже несуществующими людьми сюда придется включить еще несуществующих людей, т.е. будущие поколения, ради которых возводится настоящее, строятся заводы и фабрики, гидростанции и мосты. Траектория жизни предстоящих поколений задана теми решениями, которые принимаются в настоящее время. В итоге мы получаем общность людей как единство трех реальностей: прошлую общность людей, настоящую, или актуальную, общность и будущую общность.

Итак, общество – это многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали рентных отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специалист но этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в развитие или построение общества, его общественных функций.

В частности, религия важна для социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом – так образ жизни больших масс людей.

Общество для социологии – удобная научная абстракция, которую можно превратить в весьма эффективное орудие. Действительно, индивиды реальны, а общество абстрактно. Что из этого следует? Социологи опрашивают реальных индивидов (респондентов), затем составляют обобщенную картину об индивиде как социальном типе, представителе большой социальной группы. И лишь потом, добавив в картину множество других факторов и обстоятельств, таких как уровень экономического развития страны, состояние социальных институтов, степень социальной дифференциации населения и т.п., социолог приближается к пониманию общества. Таким образом, общество – не начальный, а конечный пункт движения научного мышления. Если это и абстракция, то, выражаясь словами Георга Гегеля, самая богатая из существовавших когда-либо и существующих ныне абстракций.

Общество как абстракция – это понятие, которое в "снятом" виде содержит в себе все другие социологические понятия. Когда мы спрашиваем, что такое общество с точки зрения социологии, то получаем ответ: общество – это социальная система, состоящая из социальных институтов, социальных групп, общностей и организаций, которые формируются и развиваются во времени. А еще общество описывается через социальную структуру и социальную стратификацию, включая культуру. Вот и выходит: чтобы получить самое полное определение общества, необходимо перечислить все основные понятия социологии, входящие в ее предмет.

Понятие «общество» изучают многие гуманитарные науки. В зависимости от области интереса эта категория рассматривается в разных аспектах, в широком и узком смыслах. Почему это важно для изучения? Понимание социальной природы феномена позволяет найти верные пути решения проблем, которые неизбежны для жизнедеятельности социума.

Изменение природы общества, структуры, характера социальных взаимодействий диктует потребность не только исследовать глубинные социальные механизмы, но и искать механизмы управлять ими с целью избежать негативных и необратимых последствий. Поскольку тема достаточно обширна, ограничимся реферативным изложением некоторых ее главных положений.

Определение

Общество, как предмет исследования, служит центральной категорией для гуманитарного знания. Понятие произошло от латинского термина societas (социум). В широком смысле - это совокупность форм и способов объединения и взаимодействия людей.

Определение общества в узком смысле трактуется как социальная структура, ограниченная определенными критериями социума.

Понятие "общество": широкий и узкий смысл

Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно, что явилось причиной многочисленности вариантов его определений. В самом обобщенном виде, в широком смысле, общество понимается как объединение людей и совокупность способов их взаимодействия. Они могут осуществляться как внутри социума, так и по отношению к материальной природе.

Понятие "общество", в узком смысле, принято трактовать как объединение общим принципом определенного круга людей. Это достаточно распространенный подход к явлению. Причем принципом их организации в общество может выступать довольно внушительный перечень оснований, начиная от привычек и завершая идеологией, которая превращает массу ее последователей в общество. Широкий и узкий смысл содержания зависит также от направленности научного интереса. Чем точнее наука, тем уже границы определения, и наоборот, универсальный подход открывает глубину и неисчерпаемость понятия.

Общество как результат человеческой деятельности

Общество, как было сказано выше, неразрывно связано с деятельностью людей. Не только связано, но по сути, есть способ его существования. Высокоорганизованная материя тем и отличается от природы, что способна организовывать свою деятельность в целях защиты интересов каждого из ее членов. Исторически, изначально, это было условием выживания. В последующем, в процессе совершенствования орудий труда, с развитием цивилизации, общество превратилось в сложную систему взаимодействия как внутри самой системы, так и по отношению к окружающему миру.

Отношения к внешнему миру характеризует общество в его широком смысле - как социальный институт. Внутренние взаимодействия представляют собой целую палитру социальных связей, которые в определенной социальной парадигме характеризуют общество в узком смысле.

Цели и отношения

Общество, в узком смысле слова, возникает для того, чтобы каждый его член мог усилить себя за счет привлечения единомышленников. Не любая деятельность есть способ бытия общества. Оно формируется в результате целесообразной, направленной активности.

Общество в узком смыслеслова - определенные группы людей, вне зависимости от их масштаба, сами формирующие свою цель. Именно этот процесс является основанием возникновения определенных социальных групп. Совершенно по-иному этот процесс осуществляется в глобальном смысле. Для общества в широком смысле этого слова цель предопределена логикой самой природы - выживание и расширенное самовоспроизводство, сохранение себя как биологического вида.

Уровни общества

Внутренняя структура общество неоднородна. Люди стремятся объединиться в соответствии со своими профессиональными, любительским интересами, для достижения целей и решения текущих задач.

Сферы общества

Общество как результат и смысл жизнедеятельности людей пристально изучается наукой о природе, обществе и познании. Выделяют четыре основные сферы социальной жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая. Отношения людей в (а также распределения и потребления) общественного продукта. Варианты взаимодействующих обществ - такие классы, как рабы и рабовладельцы, капитал и наемный труд, производители и потребители продукции, иные классы и сообщества.

Социальная. Отношения людей, регламентированные социальными институтами классов, этносов, наций, семьи и брака, образования, соцзащиты (например, родители и дети, национальные меньшинства, эмигранты и пр.).

Политическая. Взаимодействия людей по предмету власти, политики, права, управления обществом (избиратели, политическая элита общества, юристы, судебные органы).

Культура, искусство, наука, нравственность, религия - составляют область духовных коммуникаций людей. В этой сфере, если говорить про общество в узком смысле,можно выделить следующие классы: ученые, священнослужители, деятели искусства, продюсеры, исполнители, верующие и пр. Это также сфера производства, только связанная с распределением и потреблением духовных ценностей

Социальная направленность

Существуют иные примеры понимания того, в узком смысле, основанные на самоутверждении за счет отрицания определенных норм, устоев, выработанных в иных людей. Террористические, экстремистские, так называемые объединения «крайнего» порядка.

Часто такие организации пытаются привлечь внимание к самому факту своего существования. Они осуществляют террористические акты и принимают на себя ответственность с целью отстоять свои интересы, часто ценой интересов других сообществ.

Антагонистические противоречия являются естественным процессом в взаимодействий. Они служат катализатором обменных процессов, и важна в данном случае своевременность и адекватность реакции на них со стороны общества.

Резюме

Если исследовать феномен общества в его взаимодействиях на микро- и макроуровнях, то становится совершенно очевидным тот факт, что диалектические процессы повторяются на разных уровнях, имея лишь разную степень интенсивности и осознанности.

Общество - это живой организм. Его социальная природа говорит о том, что каждый элемент системы является лишь каплей, отражающей мир в целом. Общество в узком смысле словаповторяет единый механизм развития и разрешения внутренних противоречий, который можем наблюдать в мировом масштабе.

А1. В узком смысле слова под обществом надо понимать

1) конкретный этап в развитии народа

2) территорию, имеющую четкие границы

3) социальную организацию страны

4) часть материального мира

А2. В широком смысле слова под обществом надо понимать

1) группу любителей почтовых марок

2) всех жителей данного города

3) учеников средней школы № 4

4) совокупность форм объединения людей

А3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе.

Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба

А4. Человека от животного отличает

1) наличие мозга

2) наличие инстинктов

3) развитая кисть руки

4) способность мыслить

А5. Что свойственно человеку и животному?

1) целенаправленная деятельность

2) наличие инстинктов и рефлексов

3) наличие развитого мозга

4) членораздельная речь

А6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.

Б. Природа – это мир, созданный человеком.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?

1) выплата пенсий

2) выставка картин

3) съезд партии

4) продажа акций завода

А8. К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между

1) милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса

2) кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын

3) молодым человеком и инвалидом в метро

4) владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером

А9. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потреб-ления.

Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

1) индустриальному

2) традиционному

3) постиндустриальному

4) информационному

А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.

Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

1) миграция

2) глобализация

3) милитаризация

4) деградация

А13. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

1) переход к постиндустриальному обществу

2) развитие массовой культуры

3) исчезновение биологических видов

4) глобализация мировой экономики

А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как

1) индивида

2) индивидуальность

3) субъекта

4) личность

А15. Категории «добро» и «зло» относятся к

1) искусству

2) морали

3) образованию

4) религии

А 16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни.

Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Ежедневно человек в ходе своей жизнедеятельности взаимодействует с другими участниками социальных отношений. В большинстве случаев без социализации невозможно представить ни рабочий процесс, ни повседневную жизнь. Именно поэтому необходимо рассмотреть, что такое общество и дать его определение.

Основываясь на многообразии информации, довольно трудно дать однозначное определение. Оптимальным вариантом является раскрыть понятие через множество составляющих.

В основе человеческих сообществ лежит модель отношений. Данная модель носит название социальных отношений. Взаимодействие между участниками сообщества описывается в качестве системы отношений между субъектами.

Процесс социализации исследуется общественными науками. В основе общества лежит стратификация. Под ней понимается деление целого на специально предусмотренные слои, или страты.

В таком ключе понятие означает надинституциональную, надгрупповую и надиндивиуальную совокупность, включающую в своем составе людей. При этом для участников характерно разделение труда и свойственны разнообразные типы общественной дифференциации.

Следует учитывать, что такое понятие, как общество, подразделяется по следующим признакам:

  • временной;
  • территориальный;
  • национальный;
  • культурный;
  • государственный;
  • способ производства и др.

Общество в широком смысле слова означает человечество в своем единстве с позиции прошлого, настоящего и будущего времени.

Определение в социологии

Нередко понятие ассоциируется и даже приравнивается к термину социальности. В данном ключе под обществом подразумевается совместная работа людей над общим проектом и ограничивается формами общения.

Противоположная точка зрения гласит, что люди, вовлеченные в единый проект, еще не составляют общественность. Они остаются лишь участниками, состоящими в групповых формах.

Встречается интерпретация термина с позиции натурализма. В этом случае понятие раскрывается через призму материальных носителей. Данная трактовка имеет название res extensas.

Это дословно означает «вещи протяженные». Объективность подхода гарантирует непредвзятость оценки биологических и физических тел во взаимоотношениях друг с другом.

Феноменологическая интерпретация рассматривает термин в качестве форм общения и видов сознания. Такое понимание именуется means intensas. В переводе означает «мысль / разум в себе». Через данный подход раскрывается человеческое сознание и запечатленные в нем общественные миры.

Обратите внимание! Структура общества включает политическую, экономическую, духовную и социальную сферы. Подобное деление характеризует термин как сложную систему. Усложненность строения обеспечивает взаимодействие элементов общественной конструкции.

СО состоит из институтов социального характера, которые призваны удовлетворять следующие человеческие потребности:

  • безопасность;
  • семья;
  • общественный порядок;
  • получение информации, теоретических знаний и практических навыков;
  • средства для существования;
  • разрешение духовных проблем.

Социальное общество — это объединение такого формата, где базовые человеческие потребности восполняются полностью и на высоком качественном уровне. Такая разновидность отмечается предсказуемостью и устойчивостью в развитии.

Важно! СО способно функционировать за счет государственного базиса. Это связано с высокозатратностью институтов.

Подразумеваются такие статьи расходов:

  • выплата пособий, пенсий;
  • содержание учреждений социальной направленности, в том числе оплата труда сотрудников.

В основе СО находится высшая человеческая потребность в отношениях с другими участниками. Она проявляется в желании общаться и взаимодействовать друг с другом. Импульс подобного рода позволяет людям формироваться в определенные группы.

Такие объединения имеют общие черты и признаки. Схожесть характеристик и качеств накладывает отпечаток на психологические отношения группы.

В результате отдельно взятый человек вне группы существенно отличается от участников конкретного сообщества.

В основе деления человеческой формации на сообщества лежат такие критерии, как:

  • интересы;
  • обязанности;
  • деловые отношения;
  • обязательства;
  • стремления и др.

СО характеризуется следующими чертами:

  • Объединенность.
  • Динамичность. Представляет способность видоизменяться в состояниях относительно самого себя. Составные общественные группы проходят через этапы появления, становления, развития, угасания, исчезновения.
  • Организованность. Проявляется через личностную возможность субъектов организовываться в структуры с разнообразной направленностью и тематикой. При формировании групп не учитывается характер отдельного индивидуума. Для формаций характерно наличие рычагов воздействия, манипуляции и управления.

Термин СО присутствует в работах:

  • Карла Маркса. Понятие представляет собой комплекс отношений общественного характера. Суть состоит не в участниках взаимоотношений, а непосредственно в их взаимодействии друг с другом в ходе повседневной жизни.
  • Фердинанда Тенниса. Ученый рассмотрел понятие общности по отношению к обществу. Раскрыл первичность общины и общности. Доказал вторичность общества. Выделил формы человеческих общностей, а именно родовую, соседскую, сословную, социально-классовую, современную социокультурную.
  • Карла Мангейма. Ученый является сторонником социологического реляционизма (дословный перевод «межвещественное отношение»). Понятие освещается с точки зрения взаимоотнесенности присутствующих элементов.
  • Джерарда Ленски. Изучал термин с позиции экономического, коммуникационного и технологического уровня развития. Выделял такие общественные виды, как сложный и простой сельскохозяйственный, вид охоты и собирательства, особый и индустриальный. Подобная точка зрения встречается в работах антропологов Элмана Сервиса и Мортона Фрида.

С позиции социологии учеными предлагались следующие варианты понятия:

  1. Эмиль Дюркгейм. Трактует термин как совокупность единства и устойчивости. Фундамент отличительных черт лежит в общей воле, преобладающей над эгоизмом, и коллективном сознании.
  2. Роберт Мертон. Основа существования социума – присутствие фундаментальных ценностей. За счет такого базиса личность стремится соблюдать нормы жизнедеятельности. Данный порыв является первоосновой общественной целостности и сохранности.
  3. Нейл Смелзер. Отличительные признаки сообщества заключаются в наличии границ географического характера, общей системы законов и идентичности национальностей;
  4. Эдвард Шилз. Общественный базис лежит в существовании публичной власти. Власть гарантирует надзор и контроль территории, пропагандирует единый культурный фон.

Согласно разработкам Эдварда Шилза для общества характерны следующие критерии:

  • Отсутствие вышестоящего укрупненного элемента. Объединение не вовлекается в иную систему.
  • Заключение браков между участниками этой формации.
  • Продолжение потомства происходит среди признанных обществом представителей.
  • Общественная формация владеет собственной территорией.
  • Наличие собственной истории и названия.
  • Существование формации превышает жизнь отдельного участника сообщества.
  • Объединение участников единым комплексом ценностей (включает правила, законы, традиции, обычаи и нормы; называется культурой).

Современное социологическое видение

Социологическая трактовка понятия с позиции современности раскрывает термин как единство социального взаимодействия и связей между людьми.

Общие черты для него представлены в виде:

  • автономности;
  • высокого саморегулирующегося уровня;
  • значительного интегрирующего потенциала;
  • самовоспроизводимости;
  • самодеятельности;
  • самоорганизации;
  • саморазвития.

Отличительные признаки социума включают:

  1. Присутствие социальной общности. Первоначально существует общность, затем появляется общество. Социальная общность выражает человеческую жизнь через ее общественную природу, а также учитывает социальный фактор во взаимодействии людей.
  2. Существование в социальном времени и пространстве. Социальное время и пространство отличается от физического времени и пространства. Пространство социального характера существует вне собственных границ и территориальных рамок.
  3. Формирование в социуме органов воспроизводства и саморегуляции. Имеется в виду социальные институты. Главный среди институтов – институт брака и семьи.

Определение в философии

В рамках социальной философии по отношению к обществу принято выделять следующие парадигмы интерпретации:

  1. Концепция, в которой общество приравнивается к живому организму. Ученые пытаются охарактеризовать жизнь в социальном аспекте, используя закономерности биологического характера. В 20 веке концепция органицизма лишилась популярности и последователей.
  2. Концепция, где общество представлено продуктом самопроизвольного соглашения между индивидами.
  3. Антропологическая концепция. Трактует общество и человека в качестве природных составляющих. Вправе было существовать только то сообщество, которое способствовало подлинности и неизменности человеческой природы.
  4. Концепция понимающей социологии. Сопряжена с теорией общественного действия. Датируется 20-ми годами 20 века. Основа взаимодействия – осознание целей и намерений участников отношений.
  5. Функционалистская концепция. В основе изучения лежит системный подход.

Полезное видео

Подведем итоги

В научном пространстве отсутствует единое определение термина. Понятие рассматривается с позиции различных наук, в числе которых присутствует социология и философия. Характерная особенность для определений – изучение взаимоотношений между людьми с позиции единства интересов и целей.

Стоит сказать, что современная наука располагает несколькими точками зрения относительно определения общества. В узком смысле слова под обществом понимается группа людей, которая существует в определенный период времени в конкретном месте. Как правило, люди, составляющие такую группу, объединены какими-то интересами, взглядами и пр.

Любое общество состоит из элементов, которые взаимодействуют друг с другом. При рассмотрении общества с узкой точки зрения элементом признается каждый человек, входящий в него. Кроме того, существует взгляд на общество в узком смысле слова как на определенный этап в развитии человечества, а также как конкретную страну.

Общество как самодостаточная структура подразделяется в свою очередь на четыре подсистемы, или сферы: экономическую, социальную, политическую, духовную. Это относится к пониманию общества и в широком, и в узком смысле.

Как организуется общество

Интересно, что общество в узком смысле слова является предметом изучения как социологии, так и социальной философии. Социология занимается изучением общества как целостной структуры. Такие обществоведческие дисциплины, как , и др., рассматривают общество с точки зрения разных аспектов.

Общество в его понимании как группы людей, объединенных общими интересами, держится не только на общности интересов, но и благодаря тем благам, которое само же и производит. В отличие от понимания общества в широком смысле слова как обособившейся от природы, но тесно с ней связанной формой материального сознания, общество в более узком значении обладает истинной подлинностью.

Если говорить о возникновении общества, то изначально оно образовалось из людей, объединенных общим трудом. Это близко к пониманию общества в узком смысле слова. Отличительная черта любого общества – его динамичность и способность к саморазвитию. При этом важно знать, что, меняясь, социум сохраняет особенности развития.

Как общество не может существовать без людей, которые его составляют, так и не может функционировать без социальных институтов в его составе. Это семья, школьный, студенческий, трудовой коллективы и пр. Человек как основной структурный элемент общества не может обходиться без социума. В свою очередь общество в любом его понимании не способно функционировать без людей.