Мероприятие по профориентации "разнообразие профессий". Профориентация в начальной школе – первый шаг к выбору профессии Сценарий профориентационного мероприятия в начальной школе

Внеклассное мероприятие

(4 класс)

Цель: Формирование у учащихся представления о многообразии профессий.

Задачи:

1. Расширить представление детей о профессиях.

2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

игровая.

Ведущий 1

Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2

Ребята, мы – ученики школы, но не далек тот час, когда мы вступим в новую пору своей жизни. Сейчас главным для нас является учеба, наше разностороннее развитие – это база нашей дальнейшей взрослой жизни. Когда мы закончим школу, придет пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос.

Ведущий 1

Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.

Ведущий 2

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

Ведущий 1

А что такое профессия?

Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности

Ведущий 2

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

А вы какие можете назвать?

Ведущий 2

класс по - очереди, не повторяясь, называют профессии. Побеждает класс, назвавший большее количество профессий.

Ведущий 1

Да, профессий век не счесть

Присмотреться время есть,

Кем же вы хотите стать?

Любопытно всем узнать.

Ведущий 2

Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».

В мешке находится карточки с набор различных инструментов, ваша задача определить человеку, какой профессии принадлежат эти вещи. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)

2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)

3.Ручка, тетрадь, книга, указка. (учителю)

4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)

5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)

6. Письма, газеты, сумка (почтальон)

7. Градусник, шприц (врач)

8. Расческа, ножницы (парикмахер)

9. Парик, костюм (актер)

10.Небо, штурвал, самолет, аэропорт. (Летчик)

11.Книги, полки, выставка книг. (Библиотекарь)

12.Микрофон, музыка, сцена. (Певец)

13.Фотоаппарат, фотографии. (Фотограф)

14.Мука, дрожжи, печка. (Пекарь)

Ведущий 1

Мы в профессии играем,
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Ведущий 2

А теперь следующий конкурс «Детективы»

Приглашаем по 2 человека.

Ведущий 1

Вам необходимо разобраться в словах с переставленными буквами. Ваша задача найти исходное слово, т.е. профессию. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Ведущий 2

А пока детективы разгадывают профессии, мы перейдем к следующему конкурсу.

Ведущий 1

Ведущий 2

2. Игра «Отгадай профессию»

Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,

Ведущий 1

Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде

Ведущий 2

Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.(пастух)

Ведущий 1

Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?(повар)

Ведущий 2

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,

Ведущий 1

Он науки изучил,

Землю словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять, как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовётся… (агроном)

Ведущий 2

Прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он …(артист)

Ведущий 1

Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену вспорхнула, она… (балерина)

Ведущий 1

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

Ведущий 2

Погружался сотни раз в глубь морскую …(водолаз)

Ведущий 1

Слёзо-носо-вытиратель в нашей группе… (воспитатель)

Ведущий 2

Почерком быстрым исписан весь лист –

Очерк в газету строчит … (журналист)

Ведущий 1

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт… (кассир)

Ведущий 2

Сон и отдых позабыты – песню пишет… (композитор)

Ведущий 1

Дупло и берлогу, дом лисий и птичий

В лесу охраняет надёжно… (лесничий)

Ведущий 2

Молодцы! А теперь давайте узнаем, какие профессии отгадали наши детективы.

Ведущий 2

На сцену приглашаются по одному представителю из команды (самому артистичному). Мы поиграем в игру «Пантомима».

Ведущий 1

Вам необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Плотник, учитель, пилот

врач, повар, водитель

Ведущий 2

Следующий конкурс – «Узнавай-ка»

Команды по очереди должны узнать профессию по описанию.

Ведущий 1

«Эти учёные изучают, как жили люди в далёком прошлом. Летом они отправляются туда, где были поселения древних людей. За тысячи лет места стоянок обросли толстым слоем земли и покрылись травой и лесом. Учёные старательно, слой за слоем раскапывают землю и находят предметы, которые когда-то служили людям. Каждую находку осторожно очищают от пыли специальной кисточкой». (Археолог.)

Ведущий 2

«Эта профессия очень древняя. Во все времена она была почетна и достойна уважения. Все здания, которые мы видим вокруг себя, - дома, дворцы, храмы, церкви, и даже уютные беседки в парке, - возникли не сами по себе. Придумывать красивые здания – дело непростое. Свою работу над будущим зданием этот человек начинает за столом с карандашом и листом бумаги в руках». (Архитектор.)

Ведущий 1

«Хорошо помечтать, глядя в ночное звёздное небо, пофантазировать. Больше всех о звездах знают эти люди. Сейчас эти учёные изучают космос с помощью телескопов, летательных аппаратов. Компьютеры помогают им вычислять расстояния, на которых находятся друг от друга небесные светила». (Астроном.)

Ведущий 2

«Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию». (Дирижер.)

Ведущий 1

К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание - гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (стюардесса.)

Ведущий 2

Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка).

Ведущий 1

В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!

Ведущий 2

Ведущий 1

Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.

Ведущий 2

Приглашаем по 3 человека от каждой команды.


Ведущий 1

Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!

Ведущий 2

Приглашаем по 3 человека от каждой команды.


Ведущий 1

Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней –
Сноровка!

Ведущий 2



Ведущий 1

Всю технику людям Земли
Конструкторы изобрели!
Сперва возникает чертёж –
На тонкий рисунок похож.

Сумей его только прочесть!

Ведущий 2

Ведущий 1

Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.

Ведущий 2

Ведущий 1

А сейчас для вас блиц-викторина. Вспомните профессии героев литературных произведений. Балл получает тот, кто раньше всех ответит на вопрос правильно.

(Ведущие читает по очереди)

Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)

Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)

Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)

Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик. (столяр)

Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. (ткачиха, повариха).

Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).

Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина. (звездочёт, мудрец)

Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)

Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (портные)

Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка. (доктор)

Профессия коротышки по имени Гусля. (музыкант)

Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т.Аксакова «Аленький цветочек»? (купец)

Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)

В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (кучер)

Кто спас Красную шапочку? (охотники)

Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)

Ведущий 2

Прекрасных профессий на свете не счесть

И каждой профессии – слава и честь!

Ведущий 1

Человек славен трудом – гласит народная пословица. Важен труд каждого человека, а значит и каждого из вас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.

Ведущий 2


Сила страны и здоровье людей.

«Воин на двойку» - врага он страшней.

Ведущий 1

Труд наш сегодня – это учёба.

Так постараемся делать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.

Ведущий 2

Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!

В профессии нужной своей.

Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.

Мы надеемся, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Все работы хороши - выбирай на вкус»

(4 класс)

Цель: Формирование у учащихся представления о многообразии профессий.

Задачи:

1. Расширить представление детей о профессиях.

2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

Форма внеклассного мероприятия: игровая.

Ведущий 1

Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2

Ребята, мы – ученики школы, но не далек тот час, когда мы вступим в новую пору своей жизни. Сейчас главным для нас является учеба, наше разностороннее развитие – это база нашей дальнейшей взрослой жизни. Когда мы закончим школу, придет пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос.

Ведущий 1

Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.

Ведущий 2

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

Ведущий 1

А что такое профессия?

Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности

Ведущий 2

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Ведущий 1

А вы какие можете назвать?

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Кто больше назовёт профессий?»

Ведущий 2

класс по - очереди, не повторяясь, называют профессии. Побеждает класс, назвавший большее количество профессий.

Ведущий 1

Да, профессий век не счесть

Присмотреться время есть,

Кем же вы хотите стать?

Любопытно всем узнать.

Ведущий 2

Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».

В мешке находится карточки с набор различных инструментов, ваша задача определить человеку, какой профессии принадлежат эти вещи. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)

2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)

3.Ручка, тетрадь, книга, указка. (учителю)

4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)

5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)

6. Письма, газеты, сумка (почтальон)

7. Градусник, шприц (врач)

8. Расческа, ножницы (парикмахер)

9. Парик, костюм (актер)

10.Небо, штурвал, самолет, аэропорт. (Летчик)

11.Книги, полки, выставка книг. (Библиотекарь)

12.Микрофон, музыка, сцена. (Певец)

13.Фотоаппарат, фотографии. (Фотограф)

14.Мука, дрожжи, печка. (Пекарь)

Ведущий 1

Мы в профессии играем,
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Ведущий 2

А теперь следующий конкурс «Детективы»

Приглашаем по 2 человека.

Ведущий 1

Вам необходимо разобраться в словах с переставленными буквами. Ваша задача найти исходное слово, т.е. профессию. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

слово

пояснение

ваш вариант ответа

РВАЧ

медицинский работник

врач

КУЛОН

(весёлая цирковая профессия)

клоун

ТЕРКА

театральная и дипломатическая профессия

актер

МАРЛЯ

«разноцветный» рабочий

маляр

КРЕДИТОР

руководитель предприятия

директор

АВДОТКА

Юридическая профессия

адвокат

Ведущий 2

А пока детективы разгадывают профессии, мы перейдем к следующему конкурсу.

Ведущий 1

Каждая профессия по - своему интересна, в каждой есть особые загадочные моменты, которые нужно только подметить. Будь ты врач, учитель, строитель или повар - о твоей профессии обязательно сложена загадка.

Ведущий 2

2. Игра «Отгадай профессию» (команды отгадывают по очереди)

Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.(шахтёры)

Ведущий 1

Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной. (моряки)

Ведущий 2

Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.(пастух)

Ведущий 1

Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?(повар)

Ведущий 2

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (пограничник)

Ведущий 1

Он науки изучил,

Землю словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять, как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовётся… (агроном)

Ведущий 2

Прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он …(артист)

Ведущий 1

Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену вспорхнула, она… (балерина)

Ведущий 1

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

Ведущий 2

Погружался сотни раз в глубь морскую …(водолаз)

Ведущий 1

Слёзо-носо-вытиратель в нашей группе… (воспитатель)

Ведущий 2

Почерком быстрым исписан весь лист –

Очерк в газету строчит … (журналист)

Ведущий 1

За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт… (кассир)

Ведущий 2

Сон и отдых позабыты – песню пишет… (композитор)

Ведущий 1

Дупло и берлогу, дом лисий и птичий

В лесу охраняет надёжно… (лесничий)

Ведущий 2

Молодцы! А теперь давайте узнаем, какие профессии отгадали наши детективы.

Ведущий 2

На сцену приглашаются по одному представителю из команды (самому артистичному). Мы поиграем в игру «Пантомима».

Ведущий 1

Вам необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, учитель, пилот

врач, повар, водитель

Ведущий 2

Следующий конкурс – «Узнавай-ка»

Команды по очереди должны узнать профессию по описанию.

Ведущий 1

«Эти учёные изучают, как жили люди в далёком прошлом. Летом они отправляются туда, где были поселения древних людей. За тысячи лет места стоянок обросли толстым слоем земли и покрылись травой и лесом. Учёные старательно, слой за слоем раскапывают землю и находят предметы, которые когда-то служили людям. Каждую находку осторожно очищают от пыли специальной кисточкой». (Археолог.)

Ведущий 2

«Эта профессия очень древняя. Во все времена она была почетна и достойна уважения. Все здания, которые мы видим вокруг себя, - дома, дворцы, храмы, церкви, и даже уютные беседки в парке, - возникли не сами по себе. Придумывать красивые здания – дело непростое. Свою работу над будущим зданием этот человек начинает за столом с карандашом и листом бумаги в руках». (Архитектор.)

Ведущий 1

«Хорошо помечтать, глядя в ночное звёздное небо, пофантазировать. Больше всех о звездах знают эти люди. Сейчас эти учёные изучают космос с помощью телескопов, летательных аппаратов. Компьютеры помогают им вычислять расстояния, на которых находятся друг от друга небесные светила». (Астроном.)

Ведущий 2

«Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию». (Дирижер.)

Ведущий 1

К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание - гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (стюардесса.)

Ведущий 2

Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка).

Ведущий 1

Продолжаем наша знакомство с профессиями.

В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!

Ведущий 2

Приглашаем по 3 человека от каждой команды.

Ваша задача перенести на сковородке воздушный шарик не уронив его.

Ведущий 1

Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.

Ведущий 2

Приглашаем по 3 человека от каждой команды.

Ваша задача с закрытыми глазами проехать между стойками, не задев их.

Ведущий 1

Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!

Ведущий 2

Приглашаем по 3 человека от каждой команды.

Ваша задача пройти по льдинам и спасти рыбака.

Ведущий 1

Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней –
Сноровка!

Ведущий 2

Приглашаем по 1 человеку от каждой команды.
Нужно принести только инструменты необходимые слесарю

Ведущий 1

Всю технику людям Земли
Конструкторы изобрели!
Сперва возникает чертёж –
На тонкий рисунок похож.
В нём пользы и силы не счесть,
Сумей его только прочесть!

Ведущий 2

Приглашаем по 2 человека от каждой команды.

У каждой команды пазл. Из них нужно сложить картинку и угадать профессию.


Ведущий 1

Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.

Ведущий 2

Приглашаем по 5 человек от каждой команды

Первый пашет поле –кладёт обруч, второй сеет – разбрасывает картофель, третий поливает урожай – о бегает вокруг обруча три круга; четвёртый вносит удобрение – раскидывает бумажные комочки, пятый собирает урожай – собирает только картофелины.

Ведущий 1

А сейчас для вас блиц-викторина. Вспомните профессии героев литературных произведений. Балл получает тот, кто раньше всех ответит на вопрос правильно.

(Ведущие читает по очереди)

Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)

Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)

Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)

Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик. (столяр)

Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. (ткачиха, повариха).

Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).

Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина. (звездочёт, мудрец)

Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)

Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (портные)

Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка. (доктор)

Профессия коротышки по имени Гусля. (музыкант)

Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т.Аксакова «Аленький цветочек»? (купец)

Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)

В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (кучер)

Кто спас Красную шапочку? (охотники)

Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)

Ведущий 2

Прекрасных профессий на свете не счесть

И каждой профессии – слава и честь!

Ведущий 1

Человек славен трудом – гласит народная пословица. Важен труд каждого человека, а значит и каждого из вас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.

Ведущий 2

Знайте, ребята! От знаний зависит
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
«Воин на двойку» - врага он страшней.


Ведущий 1

Труд наш сегодня – это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.


Ведущий 2

Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.

Учитель

Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.

Мы надеемся, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.


Профориентация в начальной школе –
первый шаг к выбору профессии.

Логвина Е.В.,
зам.директора по УВР,
гимназия №6

« Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

В Казахстане с 2015 года начнётся поэтапный переход к 12-летнему образованию. Особенностью концепции является введение предпрофильной подготовки на второй ступени образования.

Одна из важных задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Перед подрастающим поколением всегда стояла проблема профессионального выбора.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно.

В связи с этим подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т.е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Но проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.

Вместе с учителями начальной школы нашей гимназии мы изучили опыт, как казахстанских коллег, так и опыт работы коллег из России, и разработали примерную программу по профориентационной работе в начальной школе, которую назвали "Мир профессий глазами детей".

Актуальность создания программы. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

Цель программы: разработка внеклассных занятий, наиболее эффективно формирующих у младших школьников интерес к миру профессий и уважение к людям труда.

Задачи программы.

Создать в гимназии специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;

- C формировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;

Обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, гимназии;

Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.

Ожидаемый результат. Программа « Мир профессий глазами детей» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Разделы программы:

1. Творческие конкурсы и проекты.

2. Внеклассные мероприятия.

3. Встречи с людьми разных профессий.

4. Экскурсии на производство.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Кладезью знакомства с миром профессий являются уроки познания мира при изучении тем: в 1 классе «Т руд человека». Во 2-м классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляется представления о разных профессиях - «Профессии наших родителей». В 3-м классе ученики продолжают знакомиться с трудом окружающих людей и их профессиями – « Учитель», «Фермерские хозяйства», «Профессиональные праздники», «Животноводство». В 4-х классах обобщаются и развиваются представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, воспитывается уважительное отношение к труду, к людям труда, расширяются и углубляются представления о различных профессиях – «Фермерское хозяйство», «Школа и производство». Таким образом, на протяжении 4-ёх лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях.

Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии. Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.

Организация и проведение внеклассных мероприятий всеми любимое направление профорентационной работы. Сюда мы можем отнести: классные часы, праздники, викторины, конкурсы, проекты.

С удовольствием учителя используют такое направление как организация экскурсий . Учителями и родительским комитетом были организованы экскурсии в библиотеку, в магазин, в медицинский кабинет, на почту, в музей, на швейное производство.

Интересны Беседы с приглашенными специалистами . Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии.

В каждом классе желательно оформить стенд профориентационной направленности под названием «Мир профессий». В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Работая по данной программе всего год, я могу сказать с уверенностью, что обучение по программе позволяет создать условия для начала ознакомления детей с миром профессий, дает направление в правильном выборе учащимся будущей профессии. Результатом всей нашей годичной работы – явилась защита проектов учащимися 1-4-х классов. Тема проектов - «Профессия моих родителей». Ребята с большим удовольствием, с гордостью рассказывали о профессиях пап и мам: «Моя мама – бухгалтер», «Моя мама – учитель», «Профессия моего папы – защищать Родину» и др.

Участие в ученических проектах по профориентации дает возможность каждому школьнику провести исследования в интересующей его области. Выполняя практическую часть работы, учащиеся так же имеют возможность попробовать себя в выбранной профессии, провести первые профессиональные пробы. Благодаря проектам усиливается и их учебная мотивация.

Таким образом, проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.

И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.

МКОУ Кадыйская средняя общеобразовательная школа Кадыйского муниципального района Костромской области

Утверждаю.

Директор школы: ________ (Иванова Л.Ф.)

ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Возраст учащихся 7-10 лет

Программу подготовила:

Кузнецова Ольга Алексеевна

Профессиональная ориентация младших школьников

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования.
Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых); расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Пояснительная записка.

Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, продавец в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.
Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все, необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.
С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.

Трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий ребят:

1) дети хорошо учатся, но они ничем не увлекаются, жизнь их скучна и монотонна;

2 ) дети активны и в учебной и в других видах деятельности. Им интересно все, они посещают несколько кружков. У них все получается. За что ни возьмется чудо-ребенок – во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Программа направлена на формирование у ребенка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Цель:

Формирование уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.
Задачи:
1.Совершенствование содержания, форм, методов профориентационной работы и

психологической поддержки детей;

2.Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству;
3.Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
4.Познакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими видами профессий;
5.Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
6.Приобщать к общечеловеческим ценностям.

7.Вызвать интерес к занятиям прикладными видами творчества;

8.Формирование у детей образа – «Кто Я? Какой Я?».

Программа построена на принципе активного обучения, заключающиеся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Формы работы: подготовка и обсуждение сообщений, беседы, игры, экскурсии, конкурсы, работа в парах, предполагаются самостоятельные и групповые проектные разработки.

Прогнозируемый результат:

При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.

Система работы по профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

    Создание системы диагностик, направленных на выявление склонностей и способностей учащихся.

Сроки

Ответственные

Выявление склонностей и способностей учащихся

Ежегодно

Классные руководители

Педагог-психолог

Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия, объединения дополнительного образования и кружки.

Сентябрь

Классные руководители

1-й год обучения

Классный руководитель

2-е полугодие

Классный руководитель

    Осуществление профориентации через систему обучения.

Сроки

Ответственные

Изучение индивидуального планирования в учебной деятельности по профориентации

ежегодно

Определение своей роли в программе по профориентации.

Ежегодно

Учителя-предметники

Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет»

Обновление ежегодно

Библиотекарь

      Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.

Сроки

Ответственные

Организация факультативных занятий, объединений дополнительного образования и кружков.

Сентябрь (ежегодно)

Зам. директора по УВР

Проведение школьных олимпиад

По школьному плану

Зам.директора по УВР, МО

Проведение предметных недель

По школьному плану

Вовлечение учащихся в деятельность коллективных творческих групп

В течение года

Классные руководители

Проектно-исследовательская работа учащихся

В течение года

Классные руководители

В течение года

Педагог - психолог

4. Работа классных руководителей по профориентации учащихся.

Сроки

Ответственные

Работа по календарному планированию учебной деятельности.

В течение года

Классные руководители

Организация тематических классных часов

В течение года

Классные руководители

Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»

В течение года

Классные руководители

Оформление классных стендов о профессии

В течение года

Классные руководители

Организация и проведение экскурсий на различные предприятия

В течение года

Классные руководители

    Система внеклассных мероприятий по профориентации учащихся

(1-4 классы).

Тема занятия

занятия

Цели

проведе-

Место

проведе-

Примечания

«Все работы хороши-выбирай на вкус!»

1.Профориента-ция школьников

2.Систематизи-ровать известные знания детей о профессиях.

опросник

1.Профориента-ция школьников

Профессия-врач.

встреча с людьми.

1.Профориента-ция школьников

2.Прививать бережное отношение к своему здоровью.

Профессия-врач.

1.Профориента-ция школьников

«Мир профессий»

экскурсия в библиотеку

1.Профориента-ция школьников

2. Прививать любовь к чтению и книге.

«Угадай профессию»

1.Профориента-ция школьников

«Знаешь ли ты профессии родителей?»

1.Профориента-ция школьников

2.Выявить знания детей о профессиях

«Мир профессий»

экскурсия в театр

1.Профориента-ция школьников

2.Активизиро-вать познавательную деятельность уч-ся

районный ДДТ

Профессия- повар

экскурсия в школьную столовую

1.Профориента-ция школьников

2.Выявить знания детей о профессиях

«Мир профессий»

экскурсия в музей

1.Профориента-ция школьников

2.Активизиро-вать познавательную деятельность уч-ся

«Кем стать?»

тест -рисунок

1.Профориента-ция школьников

2.Выявить знания детей о профессиях

«Что такое профессия. Какие бывают профессии»

конкурсно-познаватель-ная программа

1.Профориента-ция школьников

2.Активизиро-вать познавательную деятельность уч-ся

Профессия-продавец

встреча с людьми.

1.Профориента-ция школьников

«Я б в строители пошел, пусть меня научат!»

конкурс рисунка

1.Профориента-ция школьников

2.Воспитание эстетического вкуса.

Сочинение «Моя любимая профессия»

развитие речи

1.Профориента-ция школьников

2.Активизиро-вать познавательную деятельность уч-ся

«Все работы хороши выбирай на вкус»

игровая программа

1.Профориента-ция школьников

2.Активизиро-вать познавательную деятельность уч-ся

«Сколько знаешь ты профессий?»

опросник

1.Профориента-ция школьников

«Что нового мы узнали за год»

1.Профориента-ция школьников

    Проектная деятельность. Примерная тематика проектов:

    Подборка иллюстраций «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

    Подбор видеосюжетов о профессиях и производстве.

    Разработка сценариев классных часов, праздников, круглых столов с родителями, внеклассных мероприятий и т.д.

    Сочинения о профессиях, известных людях.

    Награды за труд (взрослые и дети).

    Галерея или вернисаж, или выставка, или альбом о родителях, имеющих награды за труд.

    Интернет-книга «Мир профессий».

    Выставка детского творчества «Профессии вокруг нас».

    Экскурсии по школе, городу «Город -труженик», предприятиям.

    Фотовыставка «Наш славный труд».

    Инсценировка произведений на тему труда.

    Просмотр и обсуждение детских фильмов и мультфильмов о труде и тружениках.

    Совместная работа классного руководителя и работников библиотеки по профориентации.

Сроки

Ответственные

Оформление сменного и передвижного стенда «Мир профессий»

В течение года

Библиотекарь

Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации

В течение года

Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации

В течение года

Библиотекарь

«Профессия – библиотекарь» - выступление на классных часах

По графику

Библиотекарь, классные руководители

    Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога по профориентации.

Сроки

Ответственные

Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов

В течение года

Педагог-психолог

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

В течение года

Педагог-психолог

Знакомство с результатами диагностики ДОУ при приеме в школу

1-й год обучения

Педагог-психолог

Обследование будущих первоклассников

2-е полугодие

Педагог-психолог

    Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей ребенка.

Сроки

Ответственные

Конкурс семейного рисунка «Профессии в моей семье»

1-4 классы

Классные руководители

Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи»

3-4 классы

Классные руководители

Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и способностей ребенка

Ежегодно

Классные руководители

Мероприятие по профориентации «Разнообразие профессий»

Форма проведения : познавательная игра

Цель: расширение представлений детей о разнообразии профессий, их роли в жизни людей

Задачи:

обучающие

Расширять, систематизировать знания детей о профессиях;

Дать общие сведения о содержании труда разных профессий;

развивающие

Развивать интеллектуальные и творческие возможности, понимания того, что знания, полученные на уроках в школе, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков;

воспитательные

Формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности, уважительное отношение к людям труда.

Методы и приемы : словесные (рассказ, беседа), показ, частично-поисковый; анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Оборудование: ноутбук, жетоны, призы, фото профессий для оформления, фоска с отверстиями круга, квадрата, креста.

Ход мероприятия

Ведущий

Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек от мала до велика, должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой на Земле. А чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь. Сегодня вы сидите за школьной партой, и ваше учение – это тоже труд и непростой. Быстро пройдут школьные годы, вы повзрослеете, и перед вами встанет серьезный вопрос «Кем быть?»

Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.

За правильные ответы вы будете получать жетоны, а в конце мероприятия мы подведем итог и узнаем самых эрудированных.

Конкурс «Закончи пословицу»

    Кто не работает …. (тот не ест).

    Хочешь есть калачи … (не сиди на печи).

    Труд человека кормит … (а лень портит).

    Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда).

    Кто любит труд … (того люди чтут).

    Человек от лени болеет … (а от труда здоровеет).

    Птицу узнают в полете, а человека … (в работе).

Ведущий

Молодцы! С заданием справились отлично. Не все из вас после окончания 9 класса пойдут в 10 класс. Как вы думаете, а смогут ли они устроиться на работу? Почему? (ответы детей) Верно. Сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Люди давно ищут формулу счастья один добрый и мудры писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Конкурс «Профсловарь»

Вам необходимо по данным группам слов определить, о каких профессиях идет речь.

    Клумбы, кустарники, лейка, деревья. (Садовник)

    Цемент, раствор, кирпич. (Строитель)

    Гармошка, рояль, гитара. (Музыкант).

    Кастрюля, кухня, вкусный обед. (Повар)

    Самолет, небо, высота. (Летчик)

    Ножницы, швейная машина, иглы, ножницы. (Швея)

    Отвертка, гаечный ключ, машинное масло, плоскогубцы. (Автомеханик)

    Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер)

Профессии наших родителей

Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут себе какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных передач. А ведь истинные герои живут среди нас это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они делают свою работу – строят, перевозят, продают, кормят – делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы (Катя М., Даниил Т., Зарина К.)

Выбор профессии – сложное дело.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет. (слайд)

    Профессия выбирается навсегда.

    Выбор профессии зависит от толщены кошелька.

    Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

    Профессия предназначена человеку от рождения.

    По названию вуза можно судить о том, кого он учит.

    Профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

    Профессию следует выбирать, уже став взрослым.

    Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

    Если у тебя есть деньги, о профориентация не нужна.

    Психолог – не помощник в выборе профессии.

Посчитай, со сколькими утверждениями ты согласился.

0-2 Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.

Игра «Подскажи словечко»

Предлагаю Вам загадки о профессии. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму.

В море коварном товаров и цен
Бизнес – корабль ведет … (бизнесмен)

От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас … (программист)

Вот вам чертеж, где каждый размер
Новой детали дал … (инженер)

Мне поставила вчера
Два укола … (медсестра)

Лоботрясов укротитель,
В школе учит вас … (учитель)

Как воздушная принцесса
В форме летней … (стюардесса)

Герои легендарные
В огонь идут … (пожарные)

Письма в дом приносит он,
Долгожданный … (почтальон)

Путь его тяжел и долог,
Ищет залежи … (геолог)

У слона иль мышек жар –
Их спасет … (ветеринар)

Ведущий

Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные типы. В России все профессии объединяют в пять больших типов.

Первый тип: человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип – человек Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся: учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры. Химические и физические символы, ноты, схемы, карты и т.д. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие образного мышления, художественной фантазии, талант. Это музыканты, художники, актеры и др.

Конкурс «Ребусы»

Сейчас Вам нужно разгадать ребусы, которые изображены на слайде (эколог, маляр, столяр, модель, повар, врач)

Викторина «Профессии любимых герое»

Читая разные книги, мы встречаемся с самыми разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. Сумейте назвать персонажей и авторов этих произведений:

1. Лучшая в мире няня – гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда. (Мери Поппинс.П. Треверс.)

2. Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения “У меня – говорила она, – и дети, и собаки становятся шелковыми. (Фрекен Бок А. Мездрим “Три повести о малыше и Карлсоне”.)

3. Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья? (Поварихой.

А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.)

4. Девочка – циркачка, удивительно похожая на куклу наследника Тутти. (Сурок. Ю.Олеша “Три толстяка”.)

5. Самый известный почтальон, проживающий в деревне Простоквашино. (Печкин.

Э. Успенский “Трое из Простоквашино”.)

6. Сказочный ветеринарный врач. (Айболит. К. Чуковский.)

7. Профессия кота Василия из сказки С Маршака “Кошкин дом”.

8. Профессия бессердечного друга Элли, Тотошки и Страшилы. (Дровосек А. Волков “Волшебник изумрудного города”.)

Загадка плотника Стружкина

У меня есть доска. В ней выпилены три отверстия: одно круглое, другое крестом, а третье квадратное. Подумайте, как нужно изготовить заглушку, чтобы она подходила для всех трех отверстий?

Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разных профессиях вспомнили и поговорили.

Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы сделаете свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?

Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть,
И людям пользу приносить!

Итак, скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

А сейчас подсчитайте свои жетоны. У кого больше всех? (награждение призами) Спасибо вам, за работу.

Внеклассное мероприятие на тему : «Кем быть? Каким быть?» (по профориентации, рекомендую для проведения в начальной школе).

Разработала: Капустина Л.Н.

Цели : расширить знания учащихся о профессиях; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; прививать интерес к профессиям, труду; воспитывать уважительное, доброе отношение к людям разных профессий; развивать память, внимание, речь.

Оборудование: иллюстрации с изображением людей различных профессий, карточки с заданиями, столярные инструменты, различные мелкие предметы, характеризующие принадлежность к какой – либо профессии.

Ход мероприятия.

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить.

Кто догадался, о чем сегодня на занятии пойдет речь? Да, мы будем говорить о профессиях. Вы «примерите» некоторые профессии на себя. Я предлагаю отгадать несколько загадок.

В лес идет - домой глядит, домой идет - в лес глядит. (Топор.)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор.)

Зубастые, а не кусаются. (Грабли.)

Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. Что это, кто отгадает? (Пила.)

Грызть дрова - простое дело: я опилочек поела,

Сок древесный попила! Кто такая я?.. (Пила.)

Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)

У конька-горбунка деревянные бока,

У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок.)

Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась, в доске увяз. (Отвертка.)

Гостя примут от души:

Так обнимут - не дыши. (Тиски.)

Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (Врач)

Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет, а огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт).

Ребята, пока вы еще дети. Но уже с первого класса должны знать, что всему надо учиться. Школа учит упорству, учит учиться. Сколько живем на свете, столько и учимся. Как можно раньше вы должны знать, какие бывают профессии, стремиться получать знания, которые вам очень пригодятся в жизни. И чтобы ты не мечтал делать, нужно учиться. В нашей стране все имеют право на образование. Неважно где – в институте, техникуме – вы должны запоминать, стараться, думать, выполнять различные задания, что – то свое придумывать. Для овладения любой профессией нужно научиться ее знаниям.

Что же такое профессия? Если заглянуть в словарь Ожегова, там сказано: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

«Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений».

Что обозначает слово «трудовая?» Верно, профессии людей связаны с их трудом.

Я предлагаю вам немного поиграть. Каждый желающий готовит пантомиму, изображающую людей, занятых каким – либо делом. По движению руг, ног, тела вы должны догадаться, каким именно делом занят человек.

Ребята, как вы считаете, сколько существует на земле профессий? (Ответы детей).

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

Сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко» . Будьте внимательными…

Поезд водит … (машинист)

Пашет в поле … (тракторист)

Самолётом правит … (лётчик)

Столы делает … (столяр).

Песни нам поёт … (певец).

Торговлей занят … (продавец).

На станке ткёт ткани … (ткач).

От болезней лечит … (врач).

Лекарства выдаст нам … (аптекарь).

Хлеб выпечет в пекарне … (пекарь).

Нам печку сложит на зиму … (печник).

На Крайнем Севере работает … (полярник).

С другого языка переведёт … (переводчик).

Исправит кран … (водопроводчик).

Часы чинит … (часовщик).

Грузит краном … (крановщик).

Хлеб убирает … (комбайнёр).

В доме свет провёл … (монтёр).

В шахте трудится … (шахтёр

В жаркой кузнице … (кузнец)

Кто всё знает – молодец!

Молодцы, ребята!

Недаром в народе говорят:

Все профессии важны, все профессии нужны!

Без работы, без любимого дела человек чувствует себя лишним. От того насколько правильно выбран жизненный путь зависит его место среди других людей, удовлетворенность работой, здоровье, счастье, радость.

В повседневной жизни мы часто не придаем значения тому, что нас окружает, считаем, что так было, есть и будет всегда. Подумайте, от кого зависит правильное питание, кто строит и ремонтирует наши дома, кто доставляет нам радость отличной одеждой, красивой мебелью, кто может отремонтировать сантехнику, бытовые приборы?

Мастера рабочих профессий помогают справиться нам с различными бытовыми трудностями.

Соберем пословицы о труде. У каждого на парте карточка с заданием.

Кто любит трудиться

Не знают скуки

Терпение и труд

Коли делать нечего

Умелые руки

Тому на месте не сидится

Скучен день до вечера

Все перетрут

Прочитайте получившиеся пословицы, объясните их смысл.

Как вы думаете, людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем).

Молодцы!

Какие профессии вам известны? А почему люди выбирают ту или иную профессию?

Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.

Вот вам пример: Стихотворение Л. Куклина

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

Шить платье мне не хочется.

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи

Не стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Сказал учитель в школе бы:

Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется,

Я в школу не приду!

Тетради и учебники

Валялись бы в пыли,

А вы бы неучеными

До старости росли.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда

И люди не откажутся

От нужного труда:

Учитель обязательно

Придет наутро в класс,

А пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят.

Что им ни поручи,

Портные и сапожники,

Шоферы и врачи.

Мы все семьёю дружною

В одной стране живём,

И каждый честно трудится

На месте на своем.

Молодцы! А сейчас игра на внимание.

Весёлая компания,

Удвой своё внимание!

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет … (трубочист)

Булки нам и калачи

Каждый день пекут … (пекари)

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый … (повар)

Арий, опер сочинитель

Называется … (композитор)

Говорят про звуки парные

В школе нам с тобой … (учителя)

Посадил уж сотни роз

В городском саду … (садовник)

Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш … (укротитель)

Кто пасёт коров, овец?

Ну, конечно, …(пастух)

Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно, … (дворник)

Ходят по клеточкам конь и ладья –

Ход свой победный готовит … (шахматист)

Под куполом цирка в опасный полёт

Отправился смелый и сильный … (гимнаст)

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас рассказали, какую профессию хотели бы выбрать вы. (Ответы детей)

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии слава и честь!

Дети, у вас на партах инструменты для слесарных и столярных работ. Ваше задание – отобрать инструменты, которые требуются для изготовления определенного изделия.

Молодцы!

А при выполнении следующего задания требуется смекалка и скорость. (К доске выходят по одному учащемуся и отгадывают слово, обозначающее профессию, которая зашифрована на карточке)

Сареьсл

кьрота

ашретх

пкитолн

ротялс

личьеут

(слесарь, токарь, шахтер, плотник, столяр, учитель).

Хорошо потрудились, молодцы. Ребята прочитают вам стихотворение «Как опасна лень». Послушайте.

Жил-был ленивый человек, лениво дни листая.

Не знал еще наш быстрый век подобного лентяя.

Бывало, ляжет на кровать и спит часов по двадцать:

Ему уж неохота спать, да лень, брат, просыпаться.

А если этот индивид опустит в кресло чресла,

То так весь день и просидит: лень подниматься с кресла.

А ежели, осилив лень, он встанет честь по чести,

То так и простоит, как пень, не двигаясь, на месте.

Но как-то раз, с большим трудом передвигая ноги,

Пошел лентяй погожим днем пройтись вдоль по дороге.

Он час идет, и три, и пять... Уж солнышко садится...

Лентяй уже устал шагать, да лень остановиться!

Ему бы повернуть домой, да лень шагать обратно.

И вдаль ушел он по прямой, и где он - непонятно!

Найти беднягу нелегко... И тут сказать удобно,

Что очень, очень далеко лень завести способна.

Владлен Пахнов .

Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Каждое утро ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Вы, ребята сидите за школьной партой. А какое ваше главное дело? (Учёба.)

Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус! Я думаю, когда вы вырастите, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна!

Наше мероприятие подошло к концу. Вы хорошо работали сегодня. Выбор будущей профессии - это очень важное дело. Много раз мы будем говорить о выборе профессии. Как сказал К.Д.Ушинский « Если вы удачно выберете профессию и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас отыщет».