Внеклассное занятие по литературному чтению «Праздник пословиц и поговорок. Внеклассное мероприятие на тему "пословицы и поговорки" этап – ориентировочно-мотивационный

План-конспект

Внеклассное занятие для 4 класса

«Мудрость пословиц и поговорок »

Описание: данный материал будет полезен воспитателям, классным руководителям. Это мероприятие проводилось для учеников 4 класса.

Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок; способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса учащихся.

Задачи:

1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников.

2. Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи;;

3. Прививать интерес к устному народному творчеству.;

4.Речевое развитие и обогащение словаря учащихся. Слайд 2.

Ход мероприятия

Воспитатель : - У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура.

Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, есть ритм, рифма. Каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц и поговорок сказано в них самих.

Вот, что говорили великие писатели о пословицах:

«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ

«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ

«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ Слайд 3.

Чем пословица отличается от поговорки?

Пословицы - это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка , как и пословица, - остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица - законченная мысль, поговорка - только часть суждения. Слайд 4.

- Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

*Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица)

*Как сыр в масле катается. (Поговорка)

*Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

*Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица)

*Говорит - что рублём дарит. (Поговорка) Слайд 5.

Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки!

Воспитатель: - Ребята, послушайте маленькие рассказы и попробуйте подобрать к каждому из них подходящую пословицу.

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.

(Всему своё время; Делу – время, а потехе – час; Лень – прежде тебя родилась.) Слайд 6.

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.) Слайд 7.

Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. За правильно выполненные задания командам начисляются баллы. Та команда, которая наберёт большее количество баллов – и выиграет!

Игра «Путаница»

(Каждая команда получает лист бумаги, на котором написаны

«необычным» способом 2 поговорки или пословицы. Слова в них стоят на

своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Команды

должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть поговорку или

пословицу.)

Тексты пословиц:

1 команда

1. Ш Е П С О И Ш П Ь - Е Й Д Ю Л Ш Е Ш И М Ь С А Н.

(Поспешишь – людей насмешишь)

(Кончил дело – гуляй смело!)

2 команда

1. У С А Х А Р Т З А Л Г А Е К И Л И В.

(У страха глаза велики)

2. Л О Ч К Н И О Д Л Е – Г Л Й У Я М Л Е С О.

(Кончил дело – гуляй смело!) Слайд 8.

(дети расшифровывают названия, выигрывает команда, которая быстрее

справляется с заданиями. Выигравшая команда получает букву).

Игра «Потерянные слова»

Воспитатель: - Я говорю начало пословицы, а вы должны её закончить.

  • Ученье свет, а ……(неученье – тьма)
  • Волков бояться ….(в лес не ходить)
  • По одёжке встречают,а …(по уму провожают)
  • Как аукнется …(так и откликнется)
  • В гостях хорошо, а ….(дома лучше)
  • Слово - серебро, а …..(молчание – золото).Слайд 9.

Игра «Вопросы – шутки»

  • В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона.)
  • Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
  • О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что встающий рано утром человек успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт тому Бог подаёт.)
  • Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.) Слайд 10.

Игра «Пословицы в рисунках»

Команды иллюстрируют пословицы. Соперники по рисунку должны отгадать пословицу. Слайд 11

Игра «Выбери пословицу»

Дано объяснение пословицы и ниже 3

пословицы. Вам надо найти подходящую пословицу .

Век – жизнь человека. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания. Так говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали.

Век живи, век учись;

Ученья корень горек, да плод сладок;

Ученье свет, да неученье – тьма.

Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело. Так говорят, чтобы подбодрить себя или кого-то, когда решаются какое-либо опасное или неизвестное дело, связанное с риском.

Волков бояться – в лес не ходить;

Дело мастера боится;

Игра « Знаток»

По фрагментам пословиц нужно догадаться, о каком предмете, качестве или явлении идёт речь.

Если своя, то не тянет. ноша

Приходит во время еды аппетит

Без труда из водоёма не вытащишь. рыбку

Дорога к обеду. ложка

По нему провожают. ум

Города берёт. Смелость

Слайд 13.

Воспитатель:

В каждой игре есть победители и проигравшие. Но, несмотря

на это, можно сказать, что в нашей сегодняшней игре проигравших нет, так

как каждый из вас получил новые знания о пословицах и поговорках, а

значит, стал умнее и смог лучше узнать культуру русского народа.


Цель:

  • обобщение знания детей о пословицах и поговорках;
  • расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры;
  • формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Первый конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс: вспомнить пословицы о труде.

Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не выловить и рыбку из пруда. И другие.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Четвёртый конкурс: на карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой окончание. Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить пословицы по-новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Предложенные пословицы.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

Шестой конкурс: вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Ленивый одну работу два раза делает.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Девка красива, да прясть ленива.

Голова завита, да делом не занята.

У Федорки всегда отговорки.

Один машет, а семеро руками машут.

Лентяй сидя спит, лёжа работает.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

Внеклассное мероприятие "Час народной мудрости".

Конкурс знатоков пословиц и поговорок (1–4-й класс)

Цель:

    обобщение знания детей о пословицах и поговорках; расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры; формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Презентация I конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

8. Сани. (Любишь кататься-люби и саночки возить).

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Презентация II конкурс: вспомнить пословицы о труде.

4.В большом деле и маленькая помощь дорога.

4.Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

3.Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

3.Работай до поту, поешь в охоту.

2.Терпение и труд всё перетрут.

2.Труд кормит, а лень портит.

1.Без труда не выловить и рыбку из пруда.

1.Поспешишь, людей насмешишь.

Учитель. к пословицам и поговоркам которые вы увидите на экране договорите окончание пословицы.

III конкурс: Презентация.

4.Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

1.В здоровом теле – здоровый дух.

2. Зачем и клад, коли в семье лад?

1. Писать - не языком чесать.

3. Наукой люди кормятся.

2. Вражда не делает добра.

4. У нашего свата ни друга, ни брата.

4. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

3. Своя земля и в горсти мила.

2. Каков мастер, такова и работа.

1. Спящему коту мышь в рот не забежит.

IV конкурс: на карточках написаны пословицы. Задание – нарисовать пословицу на время. Например:

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Игра со зрителями: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

1. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

2. Беден тот, у кого друзей нет. (Английская пословица).

2. Господь помогает тем, кто сам себе помогает. (Американская пословица).

На Бога надейся, а сам не плошай.

3. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

3. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

4. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

4.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякише не проведёшь.

V конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

VI конкурс: Презентация.

вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

1.Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

2. Один машет, а семеро руками машут.

3. У лодыря, что ни день, то лень.

4. Ленивый одну работу два раза делает.

5. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

6. Лентяй сидя спит, лёжа работает.

7. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

8. У Федорки всегда отговорки.

9. Хочется есть, да не хочется лезть.

10. Лень! Отвори дверь! Дом горит!

Хоть сгорю, да не отворю.

11. Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону.

12. Скучен день до вечера, когда делать нечего.

VI I . Вопросы для капитанов команд Теперь ответьте на мои вопросы.
Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую)
Какая книга – лучший друг? (умная)
Какой зверь далеко бежит? (трусливый)
Какое слово, что весенний день? (ласковое)
За какую спину не спрячешься? (чужую)

VIII . Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Праздник продолжается. Учитель говорит часть пословицы или поговорки, команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!

1.Сделал дело … гуляй смело.
1.В гостях хорошо, ……а дома лучше.
1.За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

2.Не спеши языком …. спеши делом.
2.Что посеешь …то и пожнёшь.
2.Сам пропадай, а …. товарища выручай.

3.С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
3.Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
3.Как аукнется, ….. так и откликнется.

4.Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж.
4.Сколько волка не корми, …… а он всё равно в лес смотрит.
4.Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

«Подбери пословицу к тексту» Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит. «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика». (Поспешишь – людей насмешишь.)

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

Тема занятия : «Пословицы и поговорки».

Цель занятия : воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.

Задачи:

Образовательные:

    пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них;

    учить детей работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Коррекционно-развивающие:

    Корригировать и развивать ВПФ(память, внимание, мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие);

    Развивать связную устную речь.

Воспитательные:

    Воспитывать интереса к фольклору, к народному творчеству;

    Формирование и развитие эстетических качеств.

Здоровьесберегающие:

    Планировать объем материала с учетом психо — физических особенностей детей;

    Следить за правильное посадкой и осанкой детей;

    Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование : раздаточный материал, наглядный материал: картинки

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

    Организация начала урока

Добрый день.

    Следить за правильной посадкой и осанкой учащихся.

    Актуализация опорных знаний

Словарная работа: пословицы, поговорки.

Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей

(в школе, дома)? Как вы думаете зачем мы используем их в речи?

Работа со словарем.

Слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы.

    Сообщение темы занятия

Я думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем говорить. Тема нашего занятия: «Пословицы и поговорки».

Слушают воспитателя.

    Введение в тему занятия

Величайшее богатство народа – это язык! Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.

Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой и остроумной. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Слушают воспитателя.

Работа со словарем.

    Корригировать и развивать слуховое восприятие.

    Корригировать и развивать зрительное восприятие.

    Корригировать и развивать память.

    Корригировать и развивать интерес к устному народному творчеству.

    Изучение нового материала

Знакомство с правилами игры.

Проведение игры (см приложение1)

Слушают воспитателя.

Выполнение заданий в соответствии с инструкцией.

    Корригировать и развивать внимание.

    Корригировать и развивать память.

    Корригировать и развивать мышление.

    Корригировать и развивать ответственности за порученное дело.

    Корригировать и развивать умение работать в группах.

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками

    Закрепление нового материала

Сегодня на уроке многое узнали о пословицах.

Что такое пословица? О чём они бывают? Какие пословицы запомнили? Для чего мы используем их в речи?

Слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы.

Корригировать и развивать мышление и память.

Корригировать и развивать связную устную речь.

    Подведение итогов

Закончить наш урок я хочу такой пословицей «Кончил дело, гуляй смело».

Слушают воспитателя.

Корригировать и развивать слуховое и эмоциональное восприятие.

Приложение 1

Тема занятия: «Пословицы и поговорки».

Величайшее богатство народа – это язык!

Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и

поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.

Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Все вы знаете много пословиц и поговорок, поэтому я приготовила для вас игру, в которой вы вспомните уже знакомые вам крылатые выражения, а так же познакомитесь с новыми.

Правила игры:

Для участия в игре формируются две команды

Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием конкурса;

Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле;

Победителем игры считается команда, которой удастся за время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три своих знака. Это основная суть настоящей игры в «крестики-нолики»;

Если командам не удастся во время игры выстроить в один ряд три своих знака, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «х». Побеждает та команда, у которой знаков на игровом поле больше.

    Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.

С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело … гуляй смело.

В гостях хорошо, ……а дома лучше.

Готовь сани летом, …..а телегу зимой.

Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь. При солнце — тепло………при матери — добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

    «Назови пословицу по предмету».

Яблоко Время

Ложка Смех

Рыба 100 рублей

Перо Хлеб

    Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Найди лишнюю пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Терпенье и труд все перетрут.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Кто не работает, тот не ест.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Не боги горшки обжигают.

За морем теплее, а у нас светлее.

Дал бог здоровья, да денег нет.

Жить – Родине служить.

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Дело мастера боится

Не бойся работы, пусть она тебя боится

Не спеши языком – торопись делом

Язык до Киева доведет

    Узнай по тексту.

Чтение первого текста

Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.

Чтение второго текста

За столом сидит ученик и выполняет домашнее задание. К нему подходит девочка со скакалкой и зовёт поиграть. Ученик отказывается. Девочка уходит. Затем к нему подходит мальчик с мячом и тоже зовёт поиграть. Ученик снова отказывается. Закончив работу, мальчик закрывает тетрадь и идёт играть.)

    «Распавшиеся пословицы». (Приложение 2)

В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.

Потехе, делу, час, время.

Беде, в, познаются, друзья.

Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.

Во, приходит, время, аппетит, еды.

Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.

    Найди конец!

Весна красна цветами, а два лучше.

Семь раз отмерь а осень снопами.

Красна птица пером, а человек – умом.

Ум хорошо, а при матери добро

При солнышке тепло, а один отрежь

    «Животные».

В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Командам нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.

голоден, как …………(волк)

труслив, как (заяц)

изворотлив, как…….(уж)

нем, как …………….(рыба)

упрям, как……….. (осел)

болтлив, как………(сорока)

хитер, как……….. (лиса)

здоров, как………..(бык)

надут, как…………… (индюк)

грязный, как………(свинья)

мокрый, как……….. (курица)

бегать, как (белка в колесе)

колючий, как……..(еж)

работать, как (лошадь)