Можно ли подготовиться. Как подготовиться к ЕГЭ за один месяц? Два дня на изучение, один на повторение
Только давай сразу определимся – что значит «с нуля», то есть какой именно «нуль» имеется в виду. Для этого попрошу тебя ответить на три вопроса.
1. Ты понимаешь русскую речь?
3. Ты умеешь связывать слова в предложения, а из предложений строить тексты, хотя бы небольшие?
Итак, ты ответил на все три вопроса утвердительно? Значит, всё не так уж плохо! По крайней мере, маленький фундамент для уже есть – и я не шучу, поверь. Кстати, теоретически для выполнения некоторых заданий ЕГЭ требуется лишь хорошее владение русской речью: предполагается, что с ними можно справиться, даже не зная ни одного правила.
Но не обольщайся: основная часть заданий всё-таки требует систематического повторения (а если «с нуля» — то изучения) большинства тем школьного курса русского языка.
Если ты интересуешься, как подготовиться к ЕГЭ с нуля, значит, адекватно оценив свои знания по русскому языку, решил, что они «нулевые». Неважно, почему: часто болел, много ленился, долго гулял… Нулевые так нулевые. Главное, что ты всё же задумался о том, как сдать ЕГЭ – и это отлично! Постараюсь тебе помочь.
С чего начать?
Для начала разберись, что это за зверь такой – ЕГЭ по русскому языку. Зайди на сайт ФИПИ (fipi.ru) и скачай там последнюю демоверсию экзамена.
Словник и словарик паронимов тебе пригодятся позже, кодификатор и спецификацию можешь почитать потом на досуге. Сейчас тебе нужна именно демоверсия — точнее, демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку. Выполни тест, сверься с ответами – оцени, насколько твои знания «нулевые». Приблизительно такие же задания будут на настоящем экзамене. Теперь ты знаешь, над чем работать.
Постарайся найти школьные учебники русского языка с 5 по 11 класс, а также пособия для подготовки к ЕГЭ. Сейчас таких пособий море – и в печатном виде, и в электронном. Выбирай такие, в которых есть примерные экзаменационные тесты – и чем больше, тем лучше. Я обычно рекомендую выпускникам пособия Н.А. Сениной или И.П. Цыбулько (не исключено, что эти авторы тебе знакомы со времён ).
Предварительная работа сделана? Теперь запасись терпением: подготовка к ЕГЭ – дело непростое.
Планируем самостоятельную подготовку к ЕГЭ
Конечно, в идеале твоя подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна проходить под руководством учителя или репетитора. Но ты решил готовиться к ЕГЭ самостоятельно – а значит, попробуем спланировать работу вместе. Без планирования не обойтись – здесь важна система.
Прежде всего, разберись с режимом дня: выдели себе время для занятий. Подумай, сколько раз в неделю ты сможешь заниматься. Твоё занятие должно состоять из двух частей – теоретической и практической. Сначала изучаешь теорию по определённой теме, потом выполняешь тестовые задания в формате ЕГЭ. Теоретический материал ищи в учебниках, тесты – в пособиях по подготовке к ЕГЭ.
Если доверяешь мне, могу предложить материалы нашего сайта. Обещаю со временем опубликовать теорию и практику по всем направлениям подготовки к ЕГЭ. Но кое-что у нас уже есть.
Разделов, которые тебе предстоит повторить (или изучить с нуля) не так уж и много. Можешь скопировать их список прямо с нашего сайта, отпечатать – и ставить «галочку», если тема изучена. Неплохо было бы периодически возвращаться к пройденному материалу – чтобы не забыть. Вот эти темы (обрати внимание: кликабельные ссылки означают, что материал по теме есть на нашем сайте; эти темы выделены курсивом ).
Перечень тем, которые включены в ЕГЭ по русскому языку
Фонетика. Орфоэпия
Лексика
Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
Словообразование
Задания по этому разделу больше не включаются в ЕГЭ, поэтому рекомендуем этот материал как дополнительный.
Морфология
. Морфологические нормы (образование форм слова).
Орфография
И .
Правописание суффиксов различных частей речи.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Синтаксис
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание* . Нормы согласования. Нормы управления.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные.
Простое осложненное предложение. Построение предложений с однородными членами. Построение предложения с деепричастием.
Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи. Построение сложноподчиненных предложений.
Пунктуация
Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями).
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Речеведение
Речь. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Функционально-смысловые типы речи.
* — Задания по темам, отмеченным звёздочкой, больше не входят в ЕГЭ. Этот материал можно использовать как дополнительный.
Если будет трудно…
100 баллов на ЕГЭ я тебе, конечно, гарантировать не могу (хотя всё возможно). Но обещаю, что при условии регулярных занятий по этой методике результат будет достойным.
Однако какой-то материал может оказаться для тебя слишком сложным. Не расстраивайся, такое часто бывает: учишь, учишь тему, а она не даётся – и всё тут!
Лучший помощник – школьный учитель: если сформулируешь вопрос правильно, думаю, он не откажет в помощи.
Кстати, я тоже не откажусь тебе помочь. Если возникнут вопросы или затруднения, пиши мне на почту [email protected] (с пометкой «ЕГЭ с нуля» ) или обращайся ко мне прямо с сайта через форму обратной связи (она в самом низу этой страницы). Чем смогу, помогу! Готовлю выпускников к ЕГЭ с 2004 года – и с нуля в том числе. Возможно, и тебе окажусь полезной.
Итак, приступаем к занятиям! Главное, поверь: при желании и настойчивости подготовиться к ЕГЭ можно – даже с нуля! Успехов тебе, я в тебя верю.
Светлана Басенко, администратор сайта
Материалы
До Единого государственного экзамена осталось несколько месяцев. У одиннадцатиклассников по всей России начинается пора ударной подготовки. Если вы только сейчас определились с перечнем нужных для поступления предметов и решили ограничиться собственными силами, ГУиР поможет разобраться, возможно ли в краткие сроки подготовиться к экзаменам самостоятельно.
Самостоятельная подготовка к ЕГЭ: миф или реальность?
Для начала, конечно, стоит понять, возможно ли это вообще. Педагоги сходятся в том, что это реально, однако напоминают о массе тонкостей, про которые стоит подумать заранее.
Михаил Чистосердов, лектор проекта «Четвертый вопрос», репетитор по истории и обществознанию.
– Михаил, как вы считаете: можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ?
– Думаю, это вполне реально, но есть нюансы. Дело в том, что нужно иметь четкий план подготовки, а еще понимание того, что ждет тебя на самом экзамене, что именно требуется в данных конкретных заданиях, например, в заданиях с развернутым ответом (часть С).
То есть выпускнику параллельно с изучением и закреплением знаний по предмету придется составлять план действий, изучать формальную сторону заданий и их структуру.
Упускать этот момент нельзя ни в коем случае. Конечно, знания важны, но формат заданий во многом предопределяет уровень углубления в материал. Выпускник может не отдавать себе отчета в том, насколько сильное погружение в предмет от него требуется или насколько широкими знаниями он должен владеть. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда учащийся начинает изучать лишь отдельные, интересные ему темы и вся подготовка к ЕГЭ на этом заканчивается.
К тому же знание формата очень сильно поможет на экзамене, как минимум на психоэмоциональном уровне. Сильный стресс может сыграть злую шутку.
(с) https://thetab.com
А кто-то из педагогов считает, что самостоятельная подготовка не даст высокой эффективности и что она подходит только для тех, кто не ставит перед собой грандиозных целей, или для тех, кто начал готовиться очень задолго.
Александра Бондаренко, преподаватель французского языка в МГЛУ им. Мориса Тореза.
– Александра, расскажите о вашем мнении. Можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ?
– Это вполне возможно, но надо понимать, какие вы ставите перед собой цели: хотите ли вы просто пройти порог или же вам нужен высокий балл. Важный момент в самостоятельной подготовке к ЕГЭ в короткий срок – это база ребенка, то есть какие у него есть знания на данный момент.
К примеру, если вы собираетесь сдавать ЕГЭ по иностранному языку и у вас в школе есть язык, то подготовиться самостоятельно и сдать экзамен реально. Если же вы самоучка и решили выучить язык с нуля, это, по моему глубокому убеждению, просто невозможно.
Ведь ЕГЭ – это всего лишь формат проверки знаний выпускника. Сориентироваться в работе с форматом без посторонней помощи вполне реально. А вот успеть выучить предмет и «натаскать себя на задания» – вряд ли.
Конечно, для подготовки в любом случае нужны материалы: сборники, пособия, пробники, а также список тем, которые будут в ЕГЭ. Но главная сложность самостоятельной подготовки в том, что вас некому проверить. Поэтому мой главный совет: не стесняйтесь обращаться за помощью к школьным преподавателям.
(с) http://naslednick.online
Итак, с пониманием задач и сложностей определились. Теперь поговорим о сроках. Ведь экзамены уже на носу, и успеть выучить все только к осени – не вариант.
За сколько можно успеть хорошо подготовиться к ЕГЭ?
Педагоги и методисты сходятся в том, что срок подготовки зависит от индивидуальных способностей. Выпускник может свободно ориентироваться в материале, хорошо решать задания из части B, но при этом ему тяжело написать эссе из части С. В целом при очень интенсивной подготовке и при среднем уровне знаний подготовиться к ЕГЭ можно за год или даже за полгода.
Сдаст ли выпускник на высокий балл, потратив при этом на подготовку месяц, зависит, на мой взгляд, от того, какие именно «слабые места» у выпускника. Главное – чтобы учащийся сам понял, какие именно темы или аспекты предмета у него «проседают». Ученик должен сам провести диагностику и определить дальнейший план восполнения пробелов.
Когда же лучше бросать все силы именно на изучение формата ЕГЭ и на подготовку к конкретным вопросам? Идеальный срок – год. Его будет вполне достаточно, как показывает опыт специалистов и преподавателей курсов.
За год можно узнать про все ловушки предмета, подробно разобрать каждое задание (с кратким или развернутым ответом), составить алгоритмы для всех задач и поработать над темами, которые, по опыту предыдущих сдававших, оказываются «провисшими» после школьного курса. При этом времени хватит, чтобы разобраться не только с одним предметом, но и с тремя или четырьмя. Этого обычно достаточно для поступления.
Да, будет непросто, но зато знания об экзамене будут свежими и актуальными, ребята полностью погрузятся в формат ЕГЭ, научатся справляться со стрессом.
Что ж, делать ставку лишь на свои силы или обратиться за помощью – решать вам. А вот о том, как именно педагоги советуют готовиться к сдаче ЕГЭ, расскажем в следующем материале.
Кристина Сердюкова.
Окончание школьного обучения завершается самым ответственным этапом – государственной итоговой аттестацией. Каждый выпускник должен успешно сдать обязательные ЕГЭ, а большинство школьников увеличивают количество экзаменов, дополнив их дисциплинами по выбору. Так как же организовать свою подготовку эффективно, чтобы всего за год с небольшим успеть подтянуть свои знания и успешно сдать итоговые испытания?
Всем, кто будет сдавать ответственный экзамен, нужно определить перечень учебных дисциплин, а затем вовремя начать подготовку к испытаниям .
СОВЕТ : Опытные педагоги утверждают, что оптимальный вариант – начинать готовиться к ЕГЭ за год.
При правильной организации работы за это время удастся восстановить в памяти, систематизировать информацию, которая была изучена даже несколько лет назад.
С чего начать
Чтобы добиться результата, стоит использовать традиционные методические приемы, которые применяют учителя. Начальный этап они посвящают тестированию.
При организации полезно объективно определить, какие темы не вызывают затруднений, какие вспоминаются с трудом, какая информация кажется совсем новой.
Для проверки не стоит полагаться только на собственные впечатления или полученные на уроках оценки. Необходимо посмотреть на них с точки зрения экзаменационных требований.
Варианты предварительного тестирования:
- проверочные, контрольные работы в школе;
- самостоятельная проверка уровня знаний (при помощи сборников или специальных сайтов по подготовке к ЕГЭ).
Какие материалы понадобятся?
Необходимые материалы лучше всего тоже приготовить заранее. Основным пособием станут учебники, которые использовались в школе. Дополнительные ресурсы:
- справочники, методические пособия, составленные в помощь сдающим единые государственные экзамены;
- демо-версии ЕГЭ;
- пособия, размещенные на страницах соцсетей, посвященных сдаче итогового экзамена;
- тесты для проверки качества усвоения знаний.
СОВЕТ : выбирая учебные пособия или дополнительные ресурсы, прежде всего нужно отдать предпочтение тем, которые составлены разработчиками экзаменационных материалов.
Изучение экзаменационных заданий по выбранным дисциплинам поможет определить, что еще понадобится: контурные карты, атласы (история, география), словари (русский, иностранные языки), тексты художественных произведений (литература) и т.д.
Планирование – залог успеха
Часто ошибкой многих школьников становится неумение грамотно совместить объем информации со временем на ее усвоение. Составление плана поможет равномерно распределить весь материал, систематизировать знания, сохранить запас сил, необходимый для успешного прохождения итоговой аттестации.
- Пересмотрите режим дня, свой рабочий график, чтобы выделить от 0,5 до 1 часа для занятий ежедневно. Систематическая работа более результативна, чем длительное занятие 1 раз в неделю.
- При подготовке к экзаменам по нескольким дисциплинам старайтесь уделить каждой не менее 20 минут каждый день.
- Составляя график, будет полезно спланировать завершение повторения за 3-4 недели до начала испытаний. Резервное время пригодится, если план придется скорректировать (из-за болезни или более длительной проработки одной из тем). Если все будет проходить по плану, резерв понадобится для повторения и выполнения экзаменационных заданий.
СОВЕТ : успешному прохождению итоговой аттестации поможет всесторонняя работа над учебным материалом. Начинать повторение каждой темы следует с разбора теоретической информации, после чего можно приступать к выполнению экзаменационных заданий.
Самоконтроль при подготовке
Готовясь к ГИА, даже самым большим ценителям личной свободы придется настроиться на систематический контроль. Контролировать нужно многое: выполнение составленного плана, уровень подготовки, время выполнения экзаменационных заданий.
Проще всего выпускникам с оценкой плана: здесь все отставания от графика очевидны.
Важна оценка промежуточных результатов и текущего , которая поможет скорректировать содержание работы.
Чтобы проверить себя, вновь вспомним методические приемы, которые используют учителя: тесты, контрольные, проверочные работы. Выполнять их следует регулярно, после изучения каждой темы или раздела.
СОВЕТ : строгий контроль обеспечит объективную оценку знаний, которая поможет выявить и устранить имеющиеся пробелы.
Максимальное приближение условий самоконтроля к экзаменационным (по времени, степени самостоятельности, отсутствия возможности обращения к интернету и т.п.) позволит понять, эффективно ли сделанное, чему было посвящено немало времени.
Если результаты остаются прежними, повторяют данные первоначального тестирования, необходимо пересмотреть подходы, использовать другие учебные пособия или ресурсы, а лучше всего – воспользоваться помощью специалистов – школьного учителя, репетитора, специального сайта, разработанного профессионалами.
Заботьтесь о здоровье
Высокий балл как результат единого государственного экзамена – важная, но не главная цель. Эти баллы должны открыть дверь в интересную, насыщенную студенческую жизнь.
Чтобы после итоговых испытаний не пришлось заниматься восстановлением здоровья, важно уделять время не только занятиям. Полноценный отдых, физическая активность, прогулки, интересный досуг не отменяются при подготовке к ЕГЭ!
Систематические занятия в течение года и трудолюбие помогут справиться с заданиями и получить высокий балл на едином государственном экзамене.
Только не надо себя обманывать! "В принципе, у нас все неплохо, - часто говорят мне родители в первом телефонном разговоре, - В школе у ребенка четверки и даже пятерки, вот только пробный ЕГЭ "случайно" написал на два! Волновался, наверное".
Друзья! Если человек действительно знает предмет на четверку, он не сможет сдать экзамен на два, даже если находится в бессознательном состоянии. Не обольщайтесь! Случайность - это не двойка на пробном экзамене, а водопад четверок и пятерок, который обрушивается на школьников в течение 11 лет учебы. К сожалению, практика показывает, что 90% школьных оценок - липа! Не будем сейчас говорить о причинах этого явления (более подробно об этом можно почитать здесь ), а лучше подумаем, как поставить самому себе (или своему отпрыску) объективную оценку.
Могу предложить несколько вариантов:
- воспользуйтесь тестами по химии и по математике на данном сайте;
- купите сборник тестов ЕГЭ по соответствующему предмету и попробуйте решить несколько вариантов (только честно, без списывания и без помощи друзей!);
- обратитесь за консультацией к квалифицированному репетитору, попросите его оценить текущий уровень знаний и составить программу подготовки к экзамену.
Поставьте перед собой реалистичную цель. Учитывайте временные ограничения
Если до ЕГЭ осталось четыре месяца, в текущий момент вы едва способны решить 3-4 простейшие задачи, а замахиваетесь на 90 баллов, боюсь, что вас ждет разочарование! Для выхода на уровень 80 баллов по математике даже весьма способному школьнику потребуется 1,5 - 2 года интенсивной работы.
Очень трудно четко сформулировать, что такое реалистичная цель . Слишком много переменных приходится учитывать. Играют роль и начальный уровень ученика, и его способности, и уровень мотивации, и, конечно, запас времени. Опытный репетитор уже после одного - двух занятий понимает, на что может рассчитывать тот или иной его подопечный. Непрофессионал очень часто в разы может преувеличивать или преуменьшать возможности ребенка.
Попробую дать лишь несколько ориентиров на примере типичных ситуаций. Итак,
Типичная ситуация | Прогноз |
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, текущий уровень "ниже плинтуса". | Можем рассчитывать на 60 баллов на экзамене, максимум - на 65 при условии интенсивной работы. |
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий из первой части. | Реалистичный прогноз: 70 - 75 баллов. |
Готовимся к экзамену по математике, имеем два года в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий. | Можем подняться даже выше 90 баллов. Уровень 80 баллов при нормальной работе практически гарантирован. |
Готовимся к ЕГЭ по химии, имеем год в запасе, текущий уровень "ноль с минусом". | Можем рассчитывать на 70 - 75 баллов на реальном экзамене (при интенсивной работе в течение года). |
Хотим сдать ЕГЭ по химии, в школе - "реальная" четверка, год запасе. | 80 - 90 баллов - достижимый результат. |
Мечтаем получить 100 баллов на ЕГЭ по химии, имеем два года впереди и огромное желание работать. Выполняем все домашние задания, трудимся регулярно. | Мечта о 100 баллах может стать явью. |
Полгода до ЕГЭ по математике, неуверенно знаем даже таблицу умножения. Можно ли сдать экзамен хотя бы на минимальный балл? | Да, можно. Необходимо найти профессионального репетитора и начать серьезно работать. |
Аналогичный вопрос для химии. | Безусловно, можно. |
До экзамена два - три месяца. Знания на нуле. Можно ли на что-то надеяться? | Можно рассчитывать лишь на сдачу ЕГЭ на минимальный балл, да и то при условии интенсивной работы под руководством репетитора экстракласса. |
Еще раз напоминаю, что здесь даны лишь ориентиры. Естественно, никаких гарантий в подобных прогнозах нет и быть не может!
Составьте программу занятий
Итак, к началу Июня вы планируете уверенно решать, например, десять задач в тесте. В настоящее время вы способны выполнить 2-3 задания. Возьмите лист бумаги, ручку и попробуйте набросать примерный план работы: Декабрь будет посвящен задачам В1 и В4, Январь - В2 и В5 и т. д. Если Вы готовитесь к ЕГЭ с репетитором, ситуация упрощается: это он должен будет составить план и следить за его реализацией. Если готовитесь самостоятельно, покажите ваш план школьному учителю; возможно, что-то надо будет подкорректировать.
Вероятно, в ходе подготовки в план будут вноситься некоторые изменения. Это нормальное явление.
Дайте себе запас времени
Важно понимать, что жизнь вносит свои коррективы в любой план. Вы можете заболеть, экзамен могут перенести на более ранний срок, выяснится, что казавшаяся вам очень легкой тема, на деле, потребует бОльших усилий и т. п.
Вы должны предусмотреть резерв времени. Скажем, вы уже знаете, что ЕГЭ по математике состоится 10 Июня. Но вы должны быть полностью готовы уже к 15 Мая. Если возникнут какие-то проблемы, вы сможете решить их за оставшееся время. Если проблем не возникнет, вы сможете лишний раз повторить пройденный материал, или даже поработать над более сложными примерами.
Периодически контролируйте себя
Любая подготовка теряет смысл, если вы не будете постоянно следить за выполнением своего плана. После каждого занятия организуйте для себя небольшую контрольную работу. Все выполненные задания проверяйте по ответам (но не подгоняйте под ответ!) Периодически устраивайте для себя пробный ЕГЭ : можно воспользоваться сборниками экзаменационных тестов или материалами из Интернета. Главное - чтобы экзамен был максимально объективным. Не подсматривайте в учебники, решайте задачи в "экзаменационной обстановке", попросите друзей или родителей проверить вас.
Ваши результаты должны постепенно улучшаться. Если прогресса не наблюдается, необходимо менять систему подготовки: воспользоваться другим учебником, уделять занятиям больше времени, обратиться к помощи репетитора.
Готовьтесь к ЕГЭ каждый день
Я понимаю, что сегодня у друга день рождения, а завтра - важная контрольная в школе, а послезавтра - Новый год. Вчера болела голова, а позавчера обещали столкновение Земли с астероидом (и зачем вообще тогда готовиться к ЕГЭ?). Нет, друзья, так дело не пойдет! Если вы планируете заниматься от случая к случаю, раз в неделю или даже реже, вынужден вас разочаровать: эффективность такой работы стремится к нулю.
Ежедневные занятия по 20 минут гораздо полезнее, нежели одно двухчасовое занятие один раз в неделю. Регулярность работы - основа успеха. А друзья, праздники, социальные сети, футбол, телевизор пусть подождут до лета!
Подготовка к ЕГЭ - это не просто решение тестов
Хотелось бы еще раз предостеречь выпускников от бездумного использования многочисленных "Сборников тестов для подготовки к ЕГЭ".
Во-первых, качество большой (если не бОльшей!) части данных сборников не очень высоко (это еще мягко сказано!): масса фактических ошибок, некорректные задания и т. д.
Во-вторых, даже качественные сборники подобного типа не заменяют собой учебники, справочники и т. п. Данные книги, безусловно, имеют право на существование, но лишь в качестве вспомогательного элемента обучения. Вы можете использовать их для оценки своего начального уровня (см. выше), для периодического самоконтроля в ходе обучения.
Самое глупое, что можно придумать при подготовки к ЕГЭ, - это просто "прорешивать" (как любят говорить некоторые преподаватели) бесконечное количество тестов.
Подготовка к ЕГЭ (как и к любому другому экзамену) - это работа над определенными темами , над задачами определенных типов. Сегодня вы учитесь решать квадратные уравнения, завтра разбираете уравнения с модулями, послезавтра - вспоминаете дробно-рациональные уравнения и т. д. Переходить к следующей теме нужно лишь полного усвоения предыдущей.
Очевидно, что сборники тестов вам в подобной работе не помогут. Лучше использовать обычные школьные учебники или специализированную литературу для готовящихся в ВУЗы .
Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик - пишите по своим конспектам и составляйте план ответа.
Ещё один эффективный метод - карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали .
Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.
Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.
Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.
И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.
Стремитесь к пониманию, а не запоминанию
Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание - заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.
Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.
На рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.
Методика «3–4–5»
Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.
В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы знания по предмету, грубо говоря - втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.
Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.
В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.
Два дня на изучение, один на повторение
Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.
Ставьте ограничение по времени
Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.
В мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.
Не застревайте
Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке - таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.
Составьте план ответа на билет
Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.
Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.
Изучение зависит от предмета
Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки - , физика - требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.
Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.
Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика - пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.
Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.
Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.
Готовьтесь вдвоём или втроём
Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы - коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.
Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.
Viktor Kiryanov/Unsplash.com
- Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
- Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, с отвлекающими факторами.
- Высыпайтесь.
- Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
- Избегайте и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
- Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
- Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
- Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
- Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
- Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
- Ходите вечером . Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
- Составьте чёткий план подготовки.