Юрий симонов: «дирижёр был персоной и музыкальным лидером…. Юрий Симонов (дирижер) - биография, информация, личная жизнь Награды и звания Юрия Симонова

Юрий Симонов. Фото – Владимир Волков

Московская филармония при поддержке Министерства культуры РФ провела III Всероссийский мастер-курс для дирижёров профессора Юрия Симонова.

Мастер-курс прошёл с 16 по 28 июля 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского и в Камерном зале Московской филармонии.

Музыкальное обеспечение мастер-курса осуществлял Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (АСО МГФ) (художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Симонов) и концертмейстеры Виктория Иванова, Виктория Ефимова и Азалия Султанова.

На открытии мастер-курса выступил Генеральный директор Московской филармонии Алексей Алексеевич Шалашов, поздравивший всех с началом мастер-курса, и заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования Казанской консерватории им. Жиганова Сергей Владимирович Фирулёв. Маэстро Юрий Симонов подробно рассказал о предстоящем мастер-курсе.

Отобранные по записям тридцать участников разбиты на две группы: «активную» (18 человек) и «пассивную» (12). «Активы» получили возможность в общей сложности 110 минут работать с оркестром, а до работы с оркестром дирижировать под контролем маэстро под два рояля. «Пассивы» могли присутствовать на всех занятиях и задавать Юрию Ивановичу Симонову вопросы.

В курсе принимали участие второй дирижёр АСО МГФ Игорь Манашеров и ассистенты главного дирижёра оркестра Димитрис Ботинас и Алексей Рубин.

В мастер-курсе приняли участие:

«Активная» группа:

Абдуллин Камиль (Уфа), Андрианов Александр (Нижний Новгрод), Батырхан Берик (Астана), Бекмаев Руслан (Ташкент), Вевер Григорий (Новосибирск, переведён из «пассивной» группы), Гараюсифли Фархад (Баку), Зангиев Тимур (Москва), Кузовлёв Виктор (Москва), Леонтьев Михаил (Санкт-Петербург), Мокеров Игорь (Москва), Никогосян Тиран (Харьков), Оводок Владимир (Минск), Руссу Дмитрий (Санкт-Петербург), Сорокин Никита (Санкт-Петербург), Тедеев Хетаг (Владикавказ), Цинман Николай (Москва, переведён из «пассивной группы»), Чуйков Алексей (Москва), Щуров Александр (Луганск).

«Пассивная» группа:

Абсалутинов Тимур (Саратов), Андреев Дмитрий (Санкт-Петербург), Афанасьев Евгений (Казань), Банаев Дмитрий (Москва), Лакунов Азамат (Нальчик), Макеев Сергей (Москва), Петросян Гурген (Саратов), Сакмаров Евгений (Казань), Шашкаров Денис (Казань), Шебалин Сергей (Новосибирск).

Из «активной» группы уехал раньше срока Расул Клычев (Туркмения), а по болезни не смог участвовать Ярослав Беляков.

В программу мастер-курса входили следующие сочинения:

Г. Берлиоз – «Фантастическая симфония». II часть «Вальс»;

Л. ван Бетховен – Увертюры к опере «Фиделио» и из музыки к драме И. В. Гёте «Эгмонт»; Симфонии № 3 ми-бемоль мажор «Героическая», оп. 55 (II часть), № 5 до минор, ор. 67;

Ж. Бизе – Антракты к III и IV актам оперы «Кармен»;

Р. Вагнер – Увертюры к операм «Летучий голландец»; Увертюра к опере «Риенци»; «Путешествие Зигфрида по Рейну» из оперы «Гибель богов», (редакция Э. Хумпердинка);

Дж. Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы»;

А. Лядов – «Кикимора», народная легенда, ор. 63;

В. А. Моцарт – Увертюра к опере «Похищение из сераля», К. 384 Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», К. 492;

М. Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»;

С. Прокофьев – Симфония № 1 ре мажор «Классическая», ор. 25 (II и III части); Симфония № 7 до-диез минор, ор. 131 (I и II части);

С. Рахманинов – Симфония № 2 ми минор, ор. 27 (III часть); «Утёс», фантазия для оркестра, ор. 7;

Н. Римский-Корсаков – «Шехерезада», симфоническая сюита, ор. 35 (III часть); – «Садко», музыкальная картина, ор. 5;

Я. Сибелиус – Грустный вальс из музыки к пьесе А. Ярнефельта «Смерть», ор. 44;

Б. Сметана – «Влтава», симфоническая поэма из цикла «Моя родина»;

Д. Шостакович – Симфония № 6 си мажор, ор. 53 (I часть).

Сочинения для мастер-курса отбирал сам маэстро Симонов – исходя из принципа возможно более широкого охвата наиболее типичных задач, с которыми дирижёр сталкивается в повседневной творческой деятельности. Большое внимание было обращено на работу над мануальной техникой.

Не менее важный аспект мастер-курса –практическое знакомство с незаигранными музыкальными произведениями.

В ходе работы с оркестром профессор порой сам становился за пульт и практически показывал наиболее коварные места партитур. Интересно, что маэстро не требовал, чтобы студент знал партитуру наизусть или много работал над ней предварительно. Он подчёркивал, что ему всё равно, знает студент партитуру досконально или хорошо читает её с листа. Важен творческий результат.

Нередко профессор прямо во время исполнения слушателем какого-нибудь сочинения корректировал динамику.

Со стороны было видно, как внимательно маэстро следил за работой каждого участника.

Программа была разбита на пять туров по 22 минуты работы с оркестром. В каждом из них работа шла над двумя произведениями. Сначала маэстро со студентом днём разбирал сочинения под два рояля в Камерном зале, а на следующий день шла работа с оркестром.

Последние рабочие занятия мастер-курса прошли на утреннем прослушивании с оркестром 27 июля как всегда с 10 до 14 часов. А в 15 часов состоялось вручение сертификатов об участии в мастер-курсе и официальное его закрытие.\

В церемонии закрытия мастер-курса кроме маэстро приняли участие заместитель генерального директора Московской филармонии Елена Сергеевна Зубарева и проректор по учебной части Саратовской консерватории им. Собинова Нелли Николаевна Владимирцева, зачитавшая благодарственное письмо Ю. И. Симонову, подписанное ректором Саратовской консерватории Александром Германовичем Занориным и ею – за проведение мастер-классов по дирижированию в Саратовской консерватории.

Но сперва Юрий Иванович провёл разборку утреннего прослушивания с оркестром. Как говорится, делу время, потехе час. Профессор Симонов констатировал, что все слушатели этого мастер-курса продемонстрировали рост профессионализма.

Характерно, что даже на церемонии закрытия профессор Симонов использовал каждую возможность дать слушателям мастер-курса конкретный совет. В частности, в этот раз он сказал, что любой дирижёр обязан хорошо знать все симфонии Бетховена. «Кто не может грамотно хотя бы протактировать симфонии Бетховена – тот не дирижёр».

Прозвучал ещё один чрезвычайно важный для молодых дирижёров совет – учиться хорошо дирижировать по партитуре плохо зная произведение. Конечно, хорошо дирижировать наизусть, но это чаще всего выливается в знание мелодии. При этом мало кто может запомнить детали и мелкие указания автора, смену гармонии и т. д. Для этого надо чаще слушать музыку с партитурой в руках, двигая при этом правой рукой. Юрий Иванович предположил, что многие ленятся это делать.

(Маэстро, вероятно, прав, но ленятся не все. Позволю себе одно отступление. Лет восемь назад в Большом зале консерватории В. Гергиев дирижировал Пятой симфонией Малера. На откидном сидении передо мной мальчишка слушал симфонию с партитурой на коленях! Это был участник сегодняшнего мастер-курса Тимур Зангиев, ему тогда было лет пятнадцать.)

Говоря о гала-концерте, Юрий Иванович призвал всех дирижёров, которым предстояло в нём выступать, к раскованности. Он рекомендовал – если они успели за эти двенадцать дней воспринять его советы мышцами, то могут использовать это умение на концерте. Но если их будет сковывать опасение, что маэстро будет недоволен их левой рукой, то он посоветовал наплевать на левую руку. Это уже не урок, а концерт – и от них ждут артистического наполнения исполняемой музыки. На концерте каждый должен быть самим собой, а не прилежным учеником.

Гала-концерт, завершивший мастер-курс, состоялся 28 июля 2017 года в Концертном зале им. Чайковского. Каждый из участников мастер-курса из группы «актив» выступил с оркестром Московской филармонии.

Гала-концерт показал, насколько возросло мастерство каждого из участников. Некоторых из них мне хотелось бы отметить особо.

Григорий Вевер в Музыкальном моменте Шуберта показал отличный вкус.

Приятно удивили вальсы: Берлиоза у Игоря Мокерова и Сибелиуса у Фархада Гараюсифли.

Тонко и интеллигентно прозвучал Славянский танец Дворжака у Никиты Сорокина. Ярко показал себя Берик Батырхан в увертюре к «Силе судьбы».

Владимир Оводок превосходно исполнил увертюру к «Царской невесте».

В вальсе из «Серенады» Чайковского добился изящества Николай Цинман, доказав правильность перевода его в группу «активов».

Тимур Зангиев (самый яркий, по моему мнению, из участников) блестяще завершил гала-концерт знаменитым вальсом Хачатуряна.

Программа заключительного гала-концерта участников мастер-курса

Михаил Леонтьев Бетховен – Увертюра к драме Гёте «Эгмонт» ор. 84;

Григорий Вевер Шуберт– «Музыкальный момент» № 3 фа минор, ор 94.(орк. переложение К. Сатова);

Алексей Чуйков Моцарт – Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», К. 491;

Игорь Мокеров Берлиоз – Вальс из «Фантастической симфонии», ор 14;

Руслан Бекмаев Бизе – Антракты из оперы «Кармен»;

Фархад Гараюсифли Сибелиус – Грустный вальс из музыки к пьесе «Смерть», ор. 44;

Никита Сорокин Дворжак – Славянский танец № 10 ми минор, ор. 72;

Берик Батырхан Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы»;

Дмитрий Руссу Мендельсон – Свадебный марш из комедии «Сон в летнюю ночь», ор. 614

Виктор Кузовлёв Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке»;

Владимир Оводок Римский-Корсаков – увертюра к опере «Царская невеста»;

Хетаг Тедеев Лядов – «Баба-Яга», ор.56;

Николай Цинман Чайковский – Вальс из «Серенады для струнного оркестра», ор. 48;

Александр Щуров Глинка – Увертюра к опере «Руслан и Людмила»;

Тиран Никогосян Прокофьев – Larghetto и Gavotte из Симфонии № 1, ор. 25;

Александр Андрианов Рахманинов – Вокализ, ор. 34 (орк. переложение автора);

Камиль Абдуллин П. ЧайковскийПолонез из оперы «Евгений Онегин»;

Тимур Зангиев А. Хачатурян – Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

Особой благодарности заслуживает коллектив Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии. В конце напряжённого концертного сезона музыканты двенадцать дней героически и успешно выдерживали нашествие восемнадцати молодых амбициозных дирижёров.

Оркестр показал, что он невероятно гибок профессионально и внимателен к дирижёрам, совершено разным по мануальной технике и степени музыкальности.

Владимир Ойвин

Народный артист СССР (1981). Юрий Симонов, пожалуй, самый молодой советский дирижер, которому было доверено руководство крупным симфоническим коллективом. В 1967 году он стал главным дирижером Кисловодской филармонии. А ведь только два года назад Симонов окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта, а в 1962 году начал обучаться здесь дирижированию под руководством Н. Рабиновича. В Оперной студии консерватории он поставил несколько опер классического и современного репертуара. Участие во II Всесоюзном конкурсе дирижеров 1966 года принесло Симонову шестую премию. Тогда член жюри М. Паверман писал: «У Симонова хочется прежде всего отметить приятное лирическое дарование, которое сулит дирижеру хорошие перспективы». Эти слова вскоре оправдались. В 1968 году Симонов одержал блестящую победу на международном конкурсе дирижеров в Риме. С тех под он не только руководит филармонией, но и с успехом гастролирует как концертный и оперный дирижер в крупнейших городах страны. В 1969 он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года.

Симонов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 Симонов дебютировал в Лондоне с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, Симонов несколько лет руководил Малым симфоническим оркестром Московской филармонии и Малым государственным симфоническим оркестром. После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилии», с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» Вагнера. В течение многих лет Симонов руководит симфоническим оркестром Московской филармонии, с 1975 по 1991 преподавал в Московской консерватории (с 1985 - профессор).

В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его управлением состоялась премьера балета Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Григоровича), а также других произведений.

Заслуженный артист РСФСР (22.10.1971).
Народный артист РСФСР (25.05.1976).
Народный артист СССР (13.03.1981).

Уже в детстве проявлял интерес к дирижированию.
Обучался в музыкальной школе по классу скрипки, в двенадцать лет впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав 40-й симфонией В.А. Моцарта. В 1956 году переехал в Ленинград, где поступил в музыкальную школу при ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова, а по её окончании - в саму консерваторию в классы альта Юрия Крамарова (окончил в 1965) и дирижирования - Николая Рабиновича (1968).

С 1958 года - дирижёр-педагог оркестровых классов в музыкальных школах и училищах Ленинграда, в 1962-1969 гг. - главный дирижёр симфонического оркестра Народной филармонии при Выборгском дворце культуры.

В 1967-1969 годах руководил оркестром Кисловодской филармонии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии «Санта-Чечилия» в Риме Симонов был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Е. А. Мравинского), но проработал там лишь около года. В 1969 году он дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида», а уже через год получил место главного дирижёра, которое занимал до 1985 года. Член КПСС с 1973 года.

Симонов гастролировал за границей - в Европе, Японии и США - как с оперной и балетной труппой (руководил постановкой оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» в Метрополитен-Опера в 1975 году), так и с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979 году. В том же году по инициативе Симонова в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Р. Вагнера (в частности, «Золото Рейна»). В 1982 году дебютировал в Лондоне с оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Дж. Верди.

Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, Симонов несколько лет руководил созданым им Малым государственным симфоническим оркестром СССР (1985-1989). После распада СССР он продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса, в 1993году руководил постановкой «Пиковой дамы» в театре «Опера Бастилия», с 1994 по 2002 годы занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 годах с успехом дирижировал в Будапештской опере «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера.

С 1998 года руководит Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

С 1978 по 1991 годы преподавал в МГК имени П. И. Чайковского (с 1985 года - профессор). С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

В репертуаре Симонова - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. Под его управлением состоялась премьера балета Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Ю. Н. Григоровича), а также ряд других произведений.

В 2001 году основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.
В 2008 году Юрий Симонов возглавлял Молодежный симфонический оркестр СНГ.
В 2009 году принял участие в V ежегодном муждународном фестивале «Crescendo» с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

театральные работы

Осуществил постановки опер «Псковитянка» (1971), «Руслан и Людмила» (1972), «Октябрь» Мурадели (новая ред., 1977), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1978), «Так поступают все женщины» Моцарта (1978), «Золото Рейна» (1979); «Революцией призванный» Лазарева (1979), балетов «Анна Каренина» Щедрина (1972), «Гибель розы» на музыку Малера (1973).

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10.03.2011).
Орден Почёта (2001).
Премия Ленинского комсомола (1977).
Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год.
Офицер ордена Заслуг (Венгрия).
Командор ордена Звезды Румынии.
Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой».
II Всесоюзный конкурс дирижёров (1966, 6-я премия).
IV Международный конкурс оркестровых дирижёров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (1968, 1-я премия).
«Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006).
«Дирижер и оркестр» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (2010).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2017).

Родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

Родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Юрия Крамарова (1965) и по дирижированию у Николая Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, в 1967 – главным дирижером оркестра Кисловодской филармонии. В 1968 году выиграл V конкурс дирижеров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, оказавшись первым советским дирижером – победителем международного конкурса. Вскоре Евгений Мравинский пригласил его на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

В январе 1969 Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», в феврале был назначен главным дирижером и занимал этот пост в течение 15 лет. Под управлением Симонова состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. Постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в международных фестивалях, осуществил ряд постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Ковент-Гарден, четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. За ней последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все женщины» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже, оперы Вагнера в Будапеште.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 – музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет – постоянный приглашенный дирижер Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 гг. проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира.

Творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 гг. Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года – профессор. С 2006 года преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013, 2014, 2017, 2018 годов Симонов делился своим мастерством с молодыми дирижерами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией. Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 гг. возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

С 1998 года – художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Дискография маэстро представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, видеофильмами его спектаклей в Большом театре (лейбл Кultur, США).

Юрий Симонов – народный артист СССР (1981), профессор (1985), кавалер ордена Почета РФ (2001), награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/06), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2011 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Концерты

Предыдущий концерт

Следующий концерт

В Москве проходит Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности "Оперно-симфоническое дирижирование". На конкурс было подано 77 заявок. Из них жюри под председательством народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра МГАФ Юрия Симонова отобрало 20 конкурсантов. Сразу после первого тура Юрий Иванович открыл секреты мастерства, рассказал о перспективах молодых дирижеров. А также о том, почему среди дирижеров так мало женщин.

Юрий Иванович, как только закончился I тур, вы предложили консультацию тем 14 участникам, кто был допущен до следующих соревнований. Впервые такое встречаю.

Консультация понадобилась, потому что у каждого коллектива (я имею в виду симфонический оркестр) свой стиль исполнения произведений, свой оркестровый материал, свои традиции исполнения. Ведь у каждого оркестра есть свой дирижер - художественный руководитель - являющийся автором характерных для него интерпретаций классических произведений. Как отличается исполнение одних и тех же произведений у Рихтера и Гилельса, Ростроповича, Шафрана и Кнушевицкого, Ойстрах и Когана, как же и дирижер, он тоже исполнитель, а не просто человек, который копирует партитуру. И его тепмы, акценты, нюансы входят в плоть и кровь музыкантов оркестра. Более того, они зафиксированы в нотном материале и становятся традицией исполнения у данного коллектива.
Если бы мне была безразлична судьба молодых дирижеров, или, наоборот, я бы хотел из этого сделать шоу: "Смотрите, как у них не получается, они не знают традиции", я бы ничего не сказал. Но поскольку я - педагог, а в прошлом студент, которому было не просто стать высокопрофессиональным дирижером, и я знаю, как долог и тернист этот путь, я решил всем дирижерам-конкурсантам честно рассказать о подводных камнях, которые им могут встретиться. Потому что и комиссия, и я, мы заинтересованы в росте и профессиональном совершенствовании русской дирижерской школы.

- Вы сказали "русская школа", она чем-то отличается от европейской?

Конечно. Как русская литература отличается от иностранной или как отличается живопись... У нас другая душа, другое отношение к мелодии. Может быть с точки зрения некоторых иностранцев это выглядит наивно, но мы всерьез увлечены своим делом. Нам кажется, что это важно. Я к футболу равнодушен, но некоторые могут убить представителя другой команды, за то, что их команды проиграла. Это фанаты. Вот и мы фанаты своего дела.

- По каким критериям вы оцениваете дирижеров? Перед вами было 20 человек, как понять - кто лучший.

Мы послушали 77 кассет и отобрали 20 человек. На всякий случай сделали "запас" из четырех человек. Всех использовали, один даже отказался - в результате соревнуются 19 человек.

А понять непросто. Тут надо профессионалом быть, но нужно быть и психологом, и человеком заинтересованным в том, чтоб понять. Необходимо умение предвидеть, умение распознать насколько профессиональные качества всерьез и органично сочетаются в человеке с чертами его характера. Дирижер - это характер. Мало быть хорошим музыкантом, мало разбираться в тонкостях профессии, нужно еще быть очень упорным и цельным человеком, потому что дирижер - это эпицентр культуры. Это как священник в церкви, он не просто хороший человек, а объединяет народ вокруг себя.
В Москве и даже в Петербурге слишком много всего, но в Омске, Томске, Красноярске или Барнауле он - один - дирижер филармонии или оперного театра. Это как музыкальный генерал, от него зависит музыкальный и культурный уровень всего региона. В конечном итоге там все музыкальные заведения замыкаются на дирижера.

Я к тому, что дирижеры - это штучный товар, они штабелями не изготавливаются. И я отношусь с повышенным вниманием к этим молодым людям, потому что хочется передать им то, чему меня научили в Саратовской музыкальной школе и в Ленинградской консерватории. Всю линию русской музыкальной культуры, все, что я вобрал, что я чувствую, умею.

- Почему четыре тура? Традиционная система судейства предполагает три уровня.

Лишние испытания конкретизируют ситуацию и дадут нам шанс сделать меньше ошибок. Больше работы, но ничего, выбирать лучших дирижеров - дело серьезное. Кроме того, я увеличил возрастной ценз до 40 лет, потому что дирижирование - это профессия второй половины жизни. Какой бы ни был талантливый молодой человек, все равно лишь к 40 годам становится ясно, перед тобой настоящий дирижер или талантливый лентяй, делающий карьеру на недопонимании публики. Когда мне впервые это фразу сказали, я подумал - пижонство, кокетство, и только гораздо позже я понял - чистая правда.

- Поэтому и не прошел на следующий тур 15-летний конкурсант Хетаг Тедеев?

Хетаг молод еще и необучен. Он очень талантливый, а выучки у него пока еще нет. Комиссия сделала ему уступку - в 15 лет совсем рано выступать - но мы решили посмотреть. Наши намерения оправдались, мы увидели талантливого человека, и я посоветовал ему учиться. Я все честно сказал и маме его и педагогу. Тамерлан Хосроев очень хороший педагог и хорошо натаскивает, но я вспомнил себя... Мне было 12 лет, когда я начал дирижировать.
Я был вундеркиндом, и это счастье, что я попал в ленинградскую десятилетку и окончил ее по классу скрипки, а потом и консерваторию, где я попал в класс к профессору Николаю Семеновичу Рабиновичу, а потом и к Евгению Александровичу Мравинскому. Я занимался очень серьезно, поэтому я достиг достаточно высокого дирижерского уровня. Я думаю, что при наличии хорошей выучки, Хетаг Тедеев тоже способен на многое. Если нужно, я готов ему помочь, я готов его принять у себя в Филармонии - видеть его на репетициях и оказывать консультации. Но в первую очередь ему надо стать образованным человеком. Нужно, чтобы он разбирался в живописи, прочел много литературы, стихов, чтобы он стал высококультурным человеком. И он станет хорошим дирижером.

- Вам самому нравится больше дирижировать популярные произведения или разучивать редкое, необычное?

- Не буду кокетничать, я имею умеренный вкус. У меня очень простая программа: я хочу играть ту музыку, которая мне нравится, как можно лучше. Очень многие говорят, что любят играть современных композиторов, но часто бывает, что первое исполнение может быть неудачным, и тогда произведение перестает быть в репертуаре. Так первая симфония Рахманинова была неудачно исполнена в 1895 году, когда композитору исполнилось всего 22 года. Она провалилась, и я все делаю, чтобы это исправить - в репертуаре нашего оркестра первая симфония есть, и мы стараемся играть ее как можно чаще. А вообще, хороший дирижер должен делать хорошо все. Недавно наш оркестр играл джазовый концерт братьев Ивановых, я дирижировал - говорят, неплохо. Я выбираю из каждого жанра то, что мне нравится и нацеливаю себя на то, чтобы играть лучше всех.

Вы сказали, что во многих городах дирижер один. И это хорошо, если он имеет высокий культурный уровень, и может определять репертуар, с другой стороны, молодым людям из этого города некуда идти.

У всех складывается судьба по-разному. Бывает, что 2-3 года поработает человек, переезжает на другое место, потом на третье. Он может уехать очень далеко - в Красноярск или на Дальний Восток, а через 10-15 лет вернуться в Москву опытным дирижером. Все зависит от везения и от судьбы. Но, конечно, безработных дирижеров тысячи. Мы их выпускаем, а где люди будут работать, не думаем. В Советском Союзе все же учили столько, сколько могли устроить на работу. А сейчас набрали педагогов, и им нужна нагрузка. 10 педагогов и каждому положено по 3 ученика. Итого 30 выпускников - а где они будут работать?

Многие выпускают слабеньких дирижеров, и те занимают места, а потом появляется сильный талантливый дирижер, и ему некуда приткнуться. Система подготовки кадров очень несовершенна. В то же время в стране не хватает музыкантов - валторнистов, скрипачей нет. Одни девочки приходят, мужчины идут в бизнес. Я не против девочек, среди них есть прекрасные музыканты. Но когда в оркестре две трети девочек, смотрится хорошо, но это немножко смахивает на другое заведение.

С одной стороны, соглашусь. С другой, мы недавно слушали именитый оркестр, где большая часть музыкантов была уже весьма почтенного вида. И многим не помешало бы постричься, почистить костюмы, купить, наконец, концертные ботинки. А так было грустное зрелище.

Согласен. У меня такого нет, я омолаживаю коллектив и не боюсь брать молодежь, но подготовка требует времени. Учишь их учишь, а как объявляется место в театре, имеющем грант президента, так они уходят. 2-3 года тратишь на воспитание хорошего музыканта, а ему дают в два раз больше денег, и он уходит. У нас свои проблемы.

- А почему на конкурсе нет женщин?

Среди 77 были две женщины, но они не показали ничего особенного. Я не являюсь женоненавистником, но дирижерская профессия даже для мужчины трудна, а для женщины тем более. Нужно обладать очень стойким характером, быть деловой, энергичной, даже чтобы тебя не воспринимали как женщину. Это определенный тип человека. Каждый дирижер, и женщины тоже, должны иметь яркие музыкальные идеи, быть очень талантливыми. Мужчина, если он высокий и симпатичный, и так хорошо, а от нее требуется больше.

Впрочем, и мужчины пошли какие-то вялые, аморфные, а он должен быть с характером, гордым, настойчивым, цепким. Жестким, если того требует ситуация, и вовремя мягким. И нужно знать, зачем ты стоишь за пультом.

- Какие перспективы у тех, кто участвовал в конкурсе?

Трудно сказать. Я ищу талантливых молодых людей и могу взять в свой класс кого-то. Могу предложить посещать мои репетиции с оркестром Московской филармонии в зале Чайковского, или приезжать ко мне в Будапешт - где я буду заниматься с ними частным образом бесплатно. Деньги я не беру, это дело святое научить такому делу как дирижирование. Мы дадим концерт в следующем году.

Но главное, помочь им найти работу. Я напишу в министерство письмо, где по результатам конкурса перечислю тех, кто заслуживает поддержки министерства культуры. Мы договорились с директором департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Алексеем Алексеевичем Шалашовым, что на закрытие конкурса в зал Чайковского будут приглашены директора филармоний и театров страны. Тогда я представлю наших лучших конкурсантов - может быть кто-то ими заинтересуется.