Престиж рабочих профессий. Каталог профессий (сельское хозяйство). Профессии работников сельского хозяйства: примеры по разделу «Профессиональная подготовка»

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВА

ОСТ 9 ПО 02.37.6-2002

Издание официальное

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Российской Федерации

Дата введения:

«_______»____________________ 2002 г.

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИЯ: МАСТЕР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА

ОСТ 9 ПО 02.37.6-2002

Издание официальное

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Education: initial vocational education

Профессия: мастер сельскохозяйственного

производства ОСТ 9 ПО 02.37.6-2002

Profession: master agricultural production

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000, и включает документы:

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания образования.


Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.

В структуре федерального компонента содержания образования (общепрофессионального и профессионального циклов) выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения.

Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения определяется учебно-программной документацией.

Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней усвоения:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);

2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;

3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.

При изложении федерального компонента принят следующий порядок:

Названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

Названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

Номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;

Узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому относятся;

Для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;

Признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

Для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;

Уровень усвоения, отличный от первого уровня, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также национально-региональных условий.

Стандарт начального профессионального образования имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Профессия начального профессионального образования

Мастер сельскохозяйственного производства.

Профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):

оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм (4-й разряд);

слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (3-й разряд);

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

водитель автомобиля.

Подготовка по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» предусматривает освоение всех вышеуказанных профессий.

2. Назначение профессии

Мастер сельскохозяйственного производства – специалист широкого профиля, выполняющий работы , связанные с организацией и технологией механизированных работ в растениеводстве и животноводстве.

Выполняет работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур.

Работает на тракторах основных марок и сельскохозяйственных машинах. Выявляет и устраняет неисправности в работе тракторов и сельскохозяйственных машин. Проводит текущий ремонт и участвует во всех видах ремонта обслуживаемых тракторов и сельскохозяйственных машин.

3. Квалификация

В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования профессия «Мастер сельскохозяйственного производства» относится к 4-ой ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) общего образования.

Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профессионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.

Практические основы

профессиональной деятельности

Теоретические основы

профессиональной деятельности

Общепрофессиональные параметры

Правовые и организационные основы охраны труда . Гигиена труда и производственная сани­тария. Требования техники безопасности. Правила пожарной безопасности.

Специальные параметры

Профессия: оператор животноводческих комплексов

и механизированных ферм

Выполнение механизированных работ по уходу за откормочным и нагульным поголовьем крупного рогатого скота. Проведение технического обслуживания технологического оборудования. Кормление, поение, пастьба животных, доставка, подготовка и раздача кормов. Удаление навоза, смена подстилки, уборка помещений, стойл, проходов.

Требования, предъявляемые к содержанию животных в условиях механизированного производства. Устройство и правила технической эксплуатации средств механизации. Основные корма и их кормовая ценность. Подготовка кормов к скармливанию. Способы и правила пастьбы скота.

Проведение дезинфекции помещений.

Природные ресурсы. Загрязнение окружающей среды (2). Влияние технического состояния автомобильного и машинно-тракторного парка на загрязнение окружающей среды . Обеспечение экологичности автомобильного и машинно-тракторного парка (2). Экологический мониторинг и контроль. Эколого-правовая ответственность.

Распределение времени обучения по профессии

«Мастер сельскохозяйственного производства»

по разделу «Профессиональная подготовка»

Количество часов

на базе среднего (полного) общего

образования

на базе основного общего образования с получением среднего (полного)

общего образования

Сроки обучения

2 года 4 года

Профессиональная подготовка

Резерв времени

Консультации

Экзамены


СТАНДАРТ РАЗРАБОТАН

ИНСТИТУТОМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

Директор

Института развития профессионального

образования Минобразования России,

д. филос. н., профессор

Зам. директора Института развития

профессионального образования

Минобразования России, д. п.н.

Руководитель разработки

Зав. лабораторией методического

обеспечения профессий сельского

хозяйства и Вооруженных Сил, к. сх. н.

Исполнитель

Методист лаборатории

методического обеспечения профессий

СОГЛАСОВАНО:

Всероссийский научно-исследовательский

технологический институт ремонта и

эксплуатации машинно-тракторного парка

Учебно-методический кабинет по подготовке

и повышению квалификации кадров

Минсельхозпрода России

Письмо от 01.01.01 г. № 2/23

Управление начального профессионального

образования Минобразования России

Начальник Управления, д. э.н., профессор

Выращивает сельскохозяйственную продукцию на собственной или арендованной земле, технике, недвижимости. Выполняет различные хозяйственные работы: слесарные, сварочные, строительные, управляет сельскохозяйственной техникой. Занимается селекцией, сбором, переработкой, хранением и реализацией продукции. Заботятся об увеличении урожайности, сохранении поголовья, заготовке кормов, борется с вредителя-ми сельскохозяйственных культур, оказывает ветеринарную помощь.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Крепкое здоровье, физическая сила, выносливость, интерес к природе, земле, трудолюбие, самодисциплина, предприимчивость, практическая смекалка и сноровка.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется лицам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями в устойчивой форме, болезнями опорно-двигательного аппа-рата (артриты, радикулиты и т.п.). При некоторых отклонениях в функциях дыхательной и нервной системы умеренный физический труд на воздухе способствует укреплению здо-ровья.

Требования к профессиональной подготовке

Необходимы хорошие знания в области природоведения (ботаника, ана-томия, биология), химии, физики. Должен знать: основы растениеводства, животноводст-ва, экономики, правового законодательства и норм, землепользования, кредитно-денежных отношений, налоговой и таможенной политики; устройство, эксплуатацию, управление машинно-тракторными агрегатами. Должен умело применять на практике знания по заготовке, переработке и хранению продукции, производимой на ферме.

МАСТЕР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В земле наша правда, в земле наши корни

И сила в плечах – от лугов и полей,

Земля и оденет, земля и накормит

Ты только себя для неё не жалей.

Евгений Долматовский

Сельскохозяйственное производство – это совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Сельское хозяйство всегда составляло значительную часть российской экономики. До революции это была крупнейшая экспортная отрасль государства: на мировой рынок вывозились зерно, лён, конопля. В дальнейшем экспортный потенциал аграрной экономики был утрачен, но базовыми продуктами питания страну обеспечивало и обеспечивает сельское хозяйство. Оно по-прежнему остается значимым сектором народного хозяйства. В условиях рыночной экономики требуются высококвалифицированные специалисты, обладающие современными знаниями во всех областях сельского хозяйства.

Областью профессиональной деятельности мастера сельскохозяйственного производства является выполнение механизированных работ в растениеводстве и животноводстве, техническое обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения.

Профессионально важные качества:

физическая сила и выносливость;

точная сенсомоторная реакция (хорошая координация, точность движений);

техническая наблюдательность и смекалка;

высокий уровень образной, оперативной памяти;

дисциплинированность,

ответственность.

наблюдательность;

терпеливость;

трудолюбие;

предприимчивость.

Медицинские ограничения:

Сердечно-сосудистые заболевания;

заболевания опорно-двигательного аппарата;

выраженные нарушения органов зрения и слуха;

нарушение координации движений;

нервно-психические заболевания.

Профессия мастера сельскохозяйственного производства предполагает освоение следующих квалификаций: оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм; слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; водитель автомобиля. Соответственно это специалист широкого профиля, выполняющий работы, связанные с организацией и технологией механизированных работ в растениеводстве и животноводстве. Мастер сельскохозяйственного производства выполняет работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, управляет тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства; выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания; проводит ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей; выполняет работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования. Выполняет механизированные работы по кормлению, содержанию и уходу за различными группами животных разных направлений продуктивности; проводит техническое обслуживание технологического оборудования; участвует в проведении дезинфекции помещений на механизированных фермах и животноводческих комплексах; оказывает помощь ветеринарным специалистам в лечении и обработке сельскохозяйственных животных.

Профессиональная деятельность

Мастер сельскохозяйственного производства может работать на сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности (частные предприятия, акционерные объединения, фермерские хозяйства). Возможно трудоустройство на предприятиях коммунального хозяйства, в промышленных, строительных и лесозаготовительных компаниях.

Карьера

Профессия относится к числу востребованных на рынке труда. Рост мастерства и квалификации работника открывает возможность трудоустройства в солидные компании с хорошим уровнем оплаты труда. Карьерный рост возможен и за счёт повышения разряда, а также освоения дополнительных профессий (например, машинист экскаватора, водитель погрузчика). Настоящие профессионалы своего дела, отлично владеющие современной техникой, ремонтным оборудованием, имеющие специальную подготовку, могут возглавить бригаду, организовать собственное фермерское дело.

Сельским хозяйством называют отдельную отрасль экономики, направленную прежде всего на обеспечение людей продовольствием. Важность этой отрасли переоценить трудно. Востребованных профессий, связанных с сельским хозяйством, существует множество. И, разумеется, все они требуют наличия определенных знаний и умений.

Какие существуют профессии сельского хозяйства: список

Самыми востребованными в этой сфере специальностями являются:

  • агроном;
  • механизатор;
  • оператор машинного доения;
  • животновод;
  • птичник;
  • ветеринар.

На вопрос о том, какие профессии относятся к сельскому хозяйству, есть еще один ответ - пчеловод и зверовод. Они не так распространены, как, к примеру, оператор машинного доения или животновод, но также достаточно востребованы.

Особенности профессии агронома

Технологии проведения сельскохозяйственных работ постоянно совершенствуются и изменяются. В обязанности агронома в первую очередь входит правильная организация производственных процессов, выращивания культур, сбора и транспортировки урожая в этих условиях. Также люди этой специальности занимаются составлением разного рода отчетной и научной документации. Образование ветеринары обычно имеют высшее. К настоящему времени профессия агронома входит в список самых востребованных в России.

Механизатор

Это одна из основных специальностей такой сферы экономики как сельское хозяйство. Профессии комбайнера и тракториста всегда были одними из основных на селе. Механизатором называют специалиста, способного управлять всеми видами сельскохозяйственной техники. Кроме того, в обязанности этих работников входит знание особенностей конструкции машин, а также выполнение их планового обслуживания и ремонта.

Профессия механизатора считается одной из самых сложных на селе. Люди этой специальности работают зачастую в крайне неблагоприятных условиях - в жару, дождь и холод. Помимо этого, им в период посевной и сбора урожая обычно приходится трудиться сверхурочно. К счастью, в последнее время к конструкции тракторов и комбайнов начали предъявляться повышенные требования в плане удобства именно для механизаторов. Кабины новых моделей утепляются, оснащаются кондиционерами и обогревателями. Но все равно труд механизатора всегда будет оставаться нелегким, а потому почетным.

Оператор машинного доения

Ответов на вопрос о том, какие профессии в сельском хозяйстве являются самыми распространенными, существует множество. Но наиболее известной является все же именно оператор машинного доения. О людях этой специальности в советские времена было снято множество кинофильмов и написано огромное количество стихов и песен. Профессия доярки тогда была необыкновенно почетна. Женщины этой специальности представали на голубых экранах в образе здоровых, жизнерадостных румяных девушек в косынках. Однако, разумеется, профессия оператора машинного доения в действительности очень сложная, и романтики в ней не так уж и много.

Вставать дояркам приходится до рассвета - в пять часов утра. В их обязанности входит протирка вымени коровы, ее кормление. Но основным занятием представительниц данной профессии является, конечно же, доение животных. Производится эта операция три раза в день. Как и механизатор, профессия доярки является очень важной в сельском хозяйстве.

Животновод

Это также очень распространенная на селе профессия. Относящиеся к сельскому хозяйству специальности могут принадлежать к животноводству или растениеводству. Основной деятельностью зоотехника является, как уже можно судить по названию, разведение и выращивание разного рода сельскохозяйственных животных. Работники этой специальности должны обеспечивать им максимально комфортные условия содержания и размножения. Помимо этого, в обязанности животновода входит наблюдение за здоровьем «подопечных» и сохранение чистоты породы. Также люди этой специальности следят за тем, чтобы в рационе коров, свиней, овец, лошадей и коз присутствовали все необходимые компоненты: витамины, минералы, протеины и пр.

Помимо всего прочего, животноводы проводят очистку и дезинфекцию коровников и свинарников, принимают участие в профилактических мероприятиях с целью предотвращения распространения эпидемий. Следят они и за процедурой выпаса животных в летнее время года, а также за процессом заготовки кормов для них на зиму.

Птичник

Обязанности у представителей этой профессии практически такие же, как и у животновода. Разница лишь в том, что птичник осуществляет уход за представителями пернатых: курами, гусями, утками, индюками и т. д. Это также одна из самых распространенных специальностей такой сферы экономики страны, как сельское хозяйство. Профессии, связанные с уходом за птицей, очень сложные и ответственные.

Ветеринар

Выращивать и разводить животных человек начал тысячи лет назад. Примерно столько же времени существует и профессия ветеринара. В древние времена люди этой специальности сопровождали караваны и армии, следя за состоянием здоровья лошадей и верблюдов, а в Средние века были открыты профессиональные ветеринарные школы. У нас в стране данная специальность появилась по инициативе Петра Первого. Именно этот император когда-то привез высококлассных специалистов-ветеринаров из Европы в Россию.

Сегодня, как и в прошлом, основной задачей работника сельского хозяйства этой профессии является лечение животных. Также в его обязанности входит выполнение профилактических мероприятий. Ветеринары принимают у животных роды, делают прививки, проводят стерилизацию или осеменение. Осуществляют представители этой профессии и контроль за использованием разного рода химикатов при выращивании предназначенных для кормления животных культур.

В настоящее время ветеринарный пункт имеется практически в каждом населенном пункте. Даже в городах действуют подобные клиники. Правда, занимаются в них лечением не сельскохозяйственных, а обычных домашних животных - кошек и собак.

Пчеловод

Профессии сельского хозяйства существуют разные. На современных предприятиях этой отрасли не только разводят животных и выращивают растения. Пасечничество также относится именно к этой сфере народного хозяйства. Специальность пчеловода достаточна редкая в нашей стране. Однако это не означает того, что она неинтересна или невостребована. Профессия это увлекательная, но, как и любая другая сельскохозяйственная, довольно-таки тяжелая и очень ответственная.

В обязанности пчеловода входит формирование новых семей пчел, обеспечение их зимовки и сбор меда. Также люди этой профессии борются с заболеваниями вверенных им насекомых, ремонтируют ульи и инвентарь. Несмотря на относительную редкость, профессия пчеловода будет существовать всегда, ведь мед любят многие люди. К тому же продукт это очень полезный.

Зверовод

Разведение кроликов, нутрий, песцов - это также одна из специализаций такой отрасли, как сельское хозяйство. Профессии, связанные с уходом за такими животными, также довольно востребованы. Звероводы отвечают за содержание и размножение кроликов и нутрий. В их обязанности входит контроль за сохранением поголовья, чистотой породы, такими процедурами, как кормление, профилактика заболеваний и уход.

Агроэколог

Эта профессия появилась в сельском хозяйстве не так давно. Однако представить без нее растениеводство и животноводство сегодня практически невозможно. Прежде всего, агроэколог производит контроль за применением удобрений и разного рода химикатов на полях при выращивании с/х растений. В задачи этого специалиста входит в основном разработка рекомендаций по сведению вреда от них к минимуму. Также агроэкологи в сельскохозяйственных предприятиях занимаются вопросами восстановления истощенных и подверженных эрозии почв.

Где можно получить с/х специальность

Сегодня у нас в стране существует множество учебных заведений разных уровней, в задачи которых входит подготовка работников такой отрасли как сельское хозяйство. Профессии этой направленности можно получить во многих городах нашей страны. Агрономы и ветеринары обычно оканчивают вузы и техникумы. На механизаторов обучают в техникумах и училищах. То же самое касается доярок и птичниц.

Самыми известными высшими учебными заведениями, в которых можно получить профессии работников сельского хозяйства, у нас в стране являются аграрные университеты:

  • Оренбургский.
  • Кубанский.
  • Санкт-Петербургский.
  • Алтайский.
  • Воронежский и т. д.

Также высококлассных специалистов подготавливает НСХА им. Тимирязева. Разумеется, от качества обучения молодых специалистов напрямую зависит успех развития такой отрасли, как сельское хозяйство. Профессии (примеры их были приведены выше) этой группы требуют наличия у человека сообразительности, сноровки, быстроты мышления, а зачастую и физической выносливости. В любом случае к процессу обучения будущих ветеринаров, агрономов, доярок и механизаторов следует подходить со всей ответственностью.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО МОДУЛЮ ПМ 01

ВЫПОЛНЕНИЕ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ РАБОТ В

РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

УП 01.01; УП 01.02;

2014 г.

Рабочая программа учебной и производственной практики по профессиональному модулю разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее – НПО)

110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства.

Организация – разработчик:

Разработчики:

Фазлыев Фаиль Наилович, мастер производственного обучения.

Гаязов Шаукат Гарафетдинович, мастер производственного обучения.

Заключение методического совета протокол №____________

от «____»__________20__ г.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1.1.Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной практики является частью рабочей программы профессионального модуля ПМ.01 Выполнение механизированных работ в растениеводстве в части освоение основного вида профессиональной деятельности (ВДП) выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

1.Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.

2.Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

3.Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

1.2.Цели и задачи учебной практики.

Целями учебной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки, приобретение обучающимися практических навыков, а так же овладение видами профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства.

1. 3.Место и время проведения учебной практики.

Учебная практика УП 01.01. проводится в 3,4 семестре в объеме 144 часов, УП.01.02 – в 5,6 семестре в объеме 144 часов рассредоточено.

Программа учебной практики реализуется в слесарной мастерской, пункте технического обслуживания, лабораториях «Тракторы», «Автомобили», «Сельскохозяйственные машины», трактородроме, гаражах.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Результатом освоения учебной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур и соответствующих профессиональных компетенций:

Управления тракторами, самоходными сельхозмашинами всех марок;

Технического обслуживания тракторов и самоходных сельхозмашин всех марок;

Выполнения механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур;

Уметь:

Самостоятельно выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства;

Комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;

Выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;

Перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;

Самостоятельно выполнять работы средней сложности по переодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, зерновых и специализированных комбайнов с применением современных средств технического обслуживания;

Выявлять несложные неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, зерновых и специальных комбайнов и самостоятельно выполнять работы по их устранению;

Выполнять под руководством работы по подготовке установки на хранение и снятию с хранения машин, в соответствии с требованиями нормативно-технической документацию.

Структура и содержание обучения по учебной практике

Объем часов

Уровень

усвоения

Раздел 1

Индивидуальное вождение тракторов, комбайнов

Тема 1.1.

Вождение гусеничного трактора ДТ-75М

Вождение трактора с поворотами вправо и влево до достижения уверенности в приемах пользования органами управления трактора(упражнения проводятся сначала на первой, затем на второй, в конце урока –на третьей передаче)

Вождение трактора с прицепом, вождение транспортного поезда. Проезд через условные ворота.

Тема 1.2

Вождение колесного трактора

МТЗ-82

Упражнение в правильной посадке тракториста в кабине, пользование рабочими органами и педалями. Изучение показателей контрольных приборов.

Тренировка приемов пуска пускового и дизельного двигателей. Запуск пускового и дизельного двигателей. Трогание трактора с места по прямой до достижения плавности начала движения.

Вождение трактора на повышенных скоростях, по маркерной и провешанной линиям, проезд через условные ворота.

Трогание трактора задним ходом. Постановка самоходной машины в бокс задним ходом. Подъезд к прицепной и навесной машинам.

Тема 1.3

Вождение трактора

Т-150К,

Упражнение в правильной посадке тракториста в кабине, пользование рабочими органами и педалями. Изучение показателей контрольных приборов

Тренировка приемов пуска пускового и дизельного двигателей. Запуск пускового и дизельного двигателей. Трогание трактора с места по прямой до достижения плавности начала движения.

Вождение трактора с поворотами вправо и влево до достижения уверенности в приемах пользования органами управления трактора

Вождение трактора на повышенных скоростях, по маркерной и провешенной линиям, проезд через условные ворота.

Трогание трактора задним ходом. Постановка самоходной машины в бокс задним ходом. Подъезд к прицепной и навесной машинам.

Вождение трактора с прицепом, вождение транспортного поезда. Проезд через ворота. Постановка самоходной машины в агрегате с прицепом в бокс задним ходом.

ТЕМА 1.4

Вождение комбайна

«СК-5 НИВА»

«Дон -1500А»

Подготовка двигателя к пуску,пуск двигателя, пуск рабочих органов комбайна и агрегатов в ход.

Пользование органами управления комбайна при движении комбайна.

Вождение самоходного комбайна по прямой и с поворотами задним ходом. Вождение комбайна передним ходом с поворотами на ровной местности по расставленным ориентирам

Вождение комбайна по дорогам, переезд перекрестков, разъезд со встречным транспортом, повороты и развороты.

Вождение комбайна в темное время суток по заданному маршруту и ориентирам, расставленным на ровной местности.

Выполнение работ ежемесячного технического обслуживания

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


3.1.Тематический план учебной практики

Код ПК

Код и наименования профессиональных модулей

Количество часов по ПМ

Виды работ

Наименования тем учебной практики

Количество часов по темам

ПМ 01
..... .......................
..........................

Тема 1.1

Тема 1.2 Комплектование машинно-тракторных агрегатов, способы их движения.

Тема 1.3.Обработка почвы.

Тема 1.4. Внесение удобрений.

Тема 1.6. Химическая защита растений, машины для химической защиты

Тема 1.9. Машины для послеуборочной обработки зерна, технологический процесс работы

ПМ 02
............................
..........................

Тема 2.1

Тема 2.2

Промежуточная аттестация в форме зачета/диф.зачета

Всего часов

3.2. Содержание учебной практики

Код и наименование
профессиональных

модулей и тем
учебной практики

Объем
часов

Уровень
освоения

ПМ 01.
... Выполнение механизированных работ в растениеводстве ..

Виды работ:
..................................
..................................

Тема 1.1:
Организация механизированных работ .

1.Ознакомление с учебной практикой.

2. Виды выполняемых работ.

3. Инструктаж по ТБ и противопожарной безопасности.

Тема 1.2.

1.Выполнение работ по комплектованию агрегатов.

2.Проверка качество комплектования, правильность сборки, пробный запуск агрегата.

3. Устранение обнаруженных неисправностей.

Тема 1.3. Обработка почвы

1. Вспашка.

1.Выполнение ЕТО трактора и плуга. Соединение и настройка рабочих органов плуга в соответствии инструкционно технологической картой.

2.Подгатовка поля к вспашке. Выбор направления и способа движения, определение длины гона и ширины загона, поворотных полос и контрольную борозду для вспашки.

3. Выполнение отпашки свального гребня за три прохода.

4.Выполнение вразвал за 4 прохода.

5. Контроль и оценка качества работы.

Выполнение работ по предпосевной обработке почвы, в соответствии инструкционно технологической картой.(боронование и культивация).

Тема 1.4. Внесение удобрений.

1.Выполнение ЕТО трактора и разбрасывателя.

Соединение и настройка рабочих органов разбрасывателя в соответствии инструкционно технологической картой.

2.Подготовка поля, проверка работы, внесение удобрения.

Тема 1.5. Посевные и посадочные машины. Организация посева.

1.Выполнение ЕТО трактора, регулировки сеялки с инструкционно технологической картой, проверка работы.

2. Подготовка поля для посева, выполнение посева.

3.Контроль качества посева.

Выполнение работ по посадке картофеля.

1.Выполнение ЕТО трактора и опрыскивателя.

Соединение и настройка рабочих органов опрыскивателя в соответствии инструкционно технологической картой.

2.Подготовка поля, проверка работы, обработка культур с химикатами. (работать с водой)

3 Контроль качество выполненной работы.

Тема 1.7. Уборка сельскохозяйственных культур для заготовки грубых кормов и силоса.

1.Ввполнение ЕТО силосоуборочного комбайна, проверить тех. состояние, выполнить и проверить регулировки в соответствии инструкционно технологической картой.

2. Подготовка поля к уборке. Уборка грубых кормов для заготовки силоса.

3. Контроль качество уборки грубых кормов для заготовки силоса..

Тема 1.8 Технология и машины для уборки зерновых культур сплошного сева и зернобобовых культур

1.Выполнение ЕТО зерноуборочного комбайна, проверить тех. состояние, выполнить и проверить регулировки

2. Подготовка поля к уборке. Уборка зерновых и зернобобовых культур.

3. Контроль качество уборки.

1.Выполнение ЕТО зерноочистительной машины.

2. Проверить тех. состояние, выполнить и проверить регулировки в соответствии с инструкционно технологической картой.

Очистка зерна.

3. Контроль качество очистки зерна..

Тема 1.10. Технологии и машины для уборки картофеля

1.Выполнение ЕТО трактора, картофелекопателя, проверить тех. состояние произвести необходимые регулировки в соответствии с инструкционно технологической картой.

2. Подготовка поля к уборке картофеля. Уборка картофеля.

3. Контроль качество уборки картофеля.

Внутри каждого профессионального модуля указываются темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала
в дидактических единицах. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой*). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной практики предполагает наличие
учебного хозяйства Филиала №2 ГАОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»

(указать подразделения образовательного учреждения где проводится учебная практика:
мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и др. либо
предприятия/ организации на основе прямых договоров с ОУ).

Оснащение:
Филиал №2 ГАОУ СПО «Арский агропромышленный профессиональный колледж»

(наименование подразделения, где проводится учебная практика)

ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ОБОРУДОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Тема 1.1:
Организация механизированных работ .

ЛПЗ по технологии механизированных работ

Тема 1.2.

Комплектование машинно-тракторных агрегатов.

Парк сельскохозяйственных машин, тракторы и схм,

инструкционно - технологические карты.

Тема 1.3. Обработка почвы

1. Вспашка.

2. Предпосевная обработка почвы.

Тракторы ДТ-75, МТЗ- 82, набор инструметов тракториста-машиниста; плуги-ПЛН-4-35,ПЛН-3-35,

Тема 1.4. Внесение органических и минеральных удобрений.

МТЗ- 82, набор инструметов тракториста-машиниста;прицепы 2-ПТС-4; 1-РМГ-4.

приспособления для подготовки поля, инструкционно - технологические карты.

Тема 1.5. Посевные и посадочные машины. Организация посева.

Тракторы ДТ-75, МТЗ- 82, набор инструметов тракториста-машиниста; СП-11,БЗСС-1; КПС-4, СЗП-3,6 ; СН-4Б приспособления для подготовки поля, инструкционно - технологические карты.

Тема 1.6. Химическая защита растений, машины для химической защиты.

МТЗ- 82, набор инструметов тракториста-машиниста ОПШ-15

приспособления для подготовки поля, инструкционно - технологические карты.

Тема 1.7. Уборка сельскохозяйственных культур для заготовки грубых кормов и силоса.

КСК-100А,КСС-2,6, КТУ-10А, трактор МТЗ-82, набор инструметов тракториста-машиниста, приспособления для подготовки поля, инструкционно - технологические карты.

Тема 1.8 Технология и машины для уборки зерновых культур сплошного сева и зернобобовых культур

ДОН-1500, СК-5 «НИВА», трактор МТЗ-82,

2-ПТС-4; набор инструметов тракториста-машиниста, приспособления для подготовки поля, инструкционно - технологические карты.

Тема 1.9. Машины для послеуборочной обработки зерна, технологический процесс работы.

Зерноочистительная машина ОВП-20, набор инструметов тракториста-машиниста, инструкционно - технологические карты.

Тема 1.10. Технологии и машины для уборки картофеля

Ботводробитель навесной или прицепной, трактор МТЗ-82, (для химического удаления ОВТ-1,и др. опрыскиватели (ОВС,ОН-400-1, ПОУ, ОНТ-1)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется мастерами п/о в процессе проведения занятий, а также выполнения обучающимися учебно-производственных зданий. Текущий контроль осуществляется в форме:

Наблюдения за действиями обучающихся в процессе выполнения практической работы

Защиты практической работы

Оценка выполнения практического задания

Практический квалификационный экзамен по окончании учебной и производственной практики по модулю.

Результаты обучения (основной практический опыт).

Обучающийся в ходе освоения учебной практики УП 01.01 должен иметь практический опыт:

Управления тракторами и самоходными машинами;

Выполнения механизированных работы в сельском хозяйстве;

Технического обслуживания с/х машин и оборудования.

Уметь:

самостоятельно выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами в соответствии с требованиями агротехники и интенсивных технологий производства;

комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;

выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;

перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;

самостоятельно выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, зерновых и специализированных комбайнов с применением современных средств технического обслуживания;

выявлять несложные неисправности тракторов и сельскохозяйственных машин, зерновых и специальных комбайнов и самостоятельно выполнять работы по их устранению;

выполнять под руководством работы по подготовке установке на хранение и снятию с хранения машин, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; оформлять первичную документацию;