Представление как психический процесс, виды представлений. Функции представления С какими психическими процессами связаны представления
Первичную информацию человек получает с помощью ощущений и восприятия. Однако человек может спустя какое-то время вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления, и представления воображения, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.
Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.
Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).
Настроечная функция. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды, обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.
Различают следующие виды представлений (рис. 3.4).
1. По ведущему анализатору:
– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);
– слуховые (представления музыкальной мелодии);
– обонятельные (представление запаха эфира);
– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);
– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;
2. По степени обобщенности:
– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;
– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
3. По степени проявления волевых усилий:
– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт
– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
4. По продолжительности:
– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;
– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;
– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и доста точно часто.
5. По степени обобщенности:
– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;
– общие – образы обобщенных предметов, явлений.
Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.
Глава 9. Представление
Определение представления и его основные характеристики. Представление как психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент. Типы представлений: представления памяти, представления воображения. Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления.
Виды представлений. Классификация представлений по модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные и др.
Размещено на реф.рф
Классификации представлений по содержанию и ПО степени обобщенности. Характеристики отдельных видов представлений.
Индивидуальные особенности представления и его развитие. Индивидуальные особенности представления: зрительный тип, слуховой тип. двигательный тип. Этапы формирования представлений у людей. Условия развития представлений.
Первичные образы памяти и нерссверирующие образы. Общее понятие о первичных образах памяти. Общее понятие о пересверирующих образах. Сходство и различие между образами памяти и персевсрирующими образами.
9.1. Определение представления и его основные характеристики
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. При этом роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя долгое время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета должна быть снова - случайно или намеренно - вызван нами. Это явление получило название ʼʼпредставлениеʼʼ.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на базе нашего предыдущего опыта.
В корне представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. В первую очередь, это представления памяти , т. е. представления, которые возникли на базе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения . На первый взгляд данный тип представлений не соответствует определению понятия ʼʼпредставлениеʼʼ, потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, к примеру, никогда не были
в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на базе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее должна быть соответствующее представление.
Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и намять, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью . Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в данном заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. По этой причине представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, - они, как правило, значительно бледнее.
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. К примеру, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те. на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Вместе с тем, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (к примеру, у музыкантов - способность к формированию слуховых представлений, у художников - зрительных), эти представления бывают достаточно устойчивыми и постоянными.
Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенныеобразы . В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета͵ но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный
характер.
Размещено на реф.рф
К примеру, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта͵ а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.
Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, должна быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.
Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в данном они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в данном отношении они сходны с понятиями. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета͵ ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами действительности, на базе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. К примеру, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем данный выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, к примеру, двигательных представлений, на базе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Можно ли изучать
Представление занимает особое место среди психических познавательных процессов. Л. М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами.
ʼʼПредставления есть крайне важно е посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигналь-ные мыслительные, или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже "специально человеческий" уровень психической информации.
Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта и является "сквозным" параметром всех психических процессов, привело к вопросу о крайне важно й взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не должна быть содержанием актуального, т. е. в данный момент совершающегося отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность апперцепции, т. е. образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.
Такие эталоны и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов" и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаковʼʼ.
представления
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью, оно соединяет восприятие с мышлением. При этом следует отметить, что в настоящее время ведется очень мало исследований этого важного психического процесса. Почему?
ʼʼИсследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями как в исходном пункте анализа - при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, определяющих организацию данной категории "первых сигналов". Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым должна быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Помимо того, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию "летучей" структурой.
В связи с этим экспериментально-психологическое исследование вторичных образов, вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Здесь очень мало "устоявшегося" эмпирического материала, а имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрозненныʼʼ.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что исследования представлений являются актуальной и вместе с тем полностью не решенной проблемой. К примеру, весьма значимой проблемой является исследование процессов формирования представлений о самом себе.
По: Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т.Т.1.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека исходя из характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.
9.2. Виды представлений
Сегодня существует несколько подходов к построению классификации представлений (рис. 9.1). Поскольку в базе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. По этой причине принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их
В этой главе мы прежде всего рассмотрим классификацию представлений, в основу которой положены ощущения.
Зрительные представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объём. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. К примеру, часто наши зрительные образы лишены объёмности и воспроизводятся в виде картины, а не объёмного предмета. Причем эти картины в одном случае бывают красочными, а в других случаях - бесцветными.
От чего зависит характер, или ʼʼкачествоʼʼ, наших представлений? Характер наших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета͵ как литература, требует для успешного овладения материалом ʼʼвключенияʼʼ воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления.
В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и тембро-во-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.
Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению.
Суть музыкальных представлений главным образом состоит в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим ʼʼвообщеʼʼ, в каких-то ʼʼабстрактных звукахʼʼ. При этом у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.
Теплов Борис Михайлович (1896-1965) - известный отечественный психолоᴦ. В ранний период творчества провел цикл исследований в области восприятия и представления, а также мышления. В дальнейшем проводил исследования индивидуальных различий. Б. М. Теплов явился основателем научной школы дифференциальной психологии. Разработал концепцию способностей. Опираясь на учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, в результате реализации которой предложил теорию индивидуальных различий. В своих исследованиях уделял значительное внимание изучению проблем психологии искусства.
Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. К примеру, в случае если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными электрофизиологическими приборами. В случае если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами (к примеру, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слухо-двигательпыми (речевые представления).
Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слу-
ховые и двигательные речевые представления - качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. При этом в данном случае мы с полным основанием можем говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми образами, так и с двигательными ощущениями. Так, представляя какой-либо предмет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего данный предмет, в связи с этим мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Вполне правомочен вопрос о том, можно ли воспроизвести зрительные представления, не сопровождая их слуховыми образами. Вероятно, можно, но в данном случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределенным. Относительно ясное зрительное представление возможно только при совместном воспроизведении со слуховым образом.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, все основные типы наших представлений в какой-либо мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают па первый план.
Завершая рассмотрение классификации представлений, нам крайне важно остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин ʼʼпространственные представленияʼʼ применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин ʼʼзрительный образʼʼ к ним неприменим. При этом они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью.
Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, к примеру когда крайне важно добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в нашем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из нашего сознания, мы можем совершить ошибку в передвижении, к примеру проехать свою остановку. По этой причине при передвижении по конкретному маршруту пространственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти.
Пространственные представления очень важны и в освоении ряда научных дисциплин. Так, для успешного овладения учебным материалом по физике, геометрии, географии ученик должен уметь оперировать пространственными представлениями. При этом нужно различать плоские и трехмерные (стереометрические) пространственные представления. Многие люди достаточно хорошо оперируют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так же легко оперировать трехмерными представлениями.
Вместе с тем, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из базовых отличий представлений от образов восприятия состоит по сути в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.
Размещено на реф.рф
Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.
Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других - слуховые, а у третьих - двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о ʼʼтипах представленийʼʼ. В соответствии с этой теорией все люди бывают разделены исходя из преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.
Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где данный текст напечатан, как бы мысленно его читает. В случае если ему нужно запомнить какие-то цифры, к примеру номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.
Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.
Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.
Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в какой-либо мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей пред-
ставления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. К примеру, вспоминая какие-либо события, они мысленно ʼʼвидятʼʼ картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д. Так, талант известного русского композитора Римского- Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необычным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел картины природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. По этой причине его произведения отличаются необычайной музыкальной выразительностью и ʼʼживописностьюʼʼ.
Как мы уже отметили, все люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представлениями любых типов, поскольку выполнение определенной задачи, к примеру овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного использования представлений определенного типа. По этой причине представления целесообразно развивать.
Сегодня нет данных, позволяющих однозначно указать время появления у детей первых представлений. Вполне возможно, что уже на первом году жизни представления, будучи еще тесно связанными с восприятием, начинают играть значимую роль в психической жизни ребенка. При этом ряд исследований показал, что первые воспоминания о событиях жизни у детей относятся к возрасту полутора лет. По этой причине можно говорить о появлении ʼʼсвободных представленийʼʼ у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют существенную роль в жизни ребенка.
Речевые (слухо-двигательные) представления также достигают относительно высокого развития на втором году жизни, поскольку без этого был бы невозможен процесс овладения речью и наблюдающийся в данном возрасте быстрый рост словарного запаса ребенка. К этому же периоду относится появление первых музыкальных слуховых представлений, выражающихся в запоминании мелодий и в самостоятельном пении их.
Представления играют исключительно важную роль в психической жизни ребенка-дошкольника. Большинство проводимых исследований показало, что дошкольник, как правило, мыслит наглядно, образами. Память в данном возрасте также в значительной степени строится на воспроизведении представлений, в связи с этим первые воспоминания у большинства людей носят характер картин, наглядных образов. При этом первые представления у детей достаточно бледны. Несмотря на то что представления более значимы для ребенка, чем для взрослого, у взрослого они более ярки. Это говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит развитие представлений.
Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений. К примеру, в случае если в эксперименте требуется сравнить два звука, отделенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд,
то сначала эта задача оказывается почти невыполнимой, так как к моменту появления второго звука образ первого уже исчезает или становится настолько тусклым и неясным, что не допускает точного сравнения. Но затем, постепенно, в результате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывается вполне выполнимой. Этот эксперимент доказывает, что наши представления развиваются в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определенного качества.
Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это крайне важно учитывать при решении конкретных задач. К примеру, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка - слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а иностранный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причине представления о цифрах у нас воспроизводятся в виде зрительных образов.
Тот факт, что представления формируются не иначе как на базе перцептивных образов, крайне важно учитывать в процессе обучения. Нецелесообразно ставить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в восприятии, оперирования представлениями. Для того чтобы добиться такого оперирования представлениями, ученику крайне важно сформировать на базе соответствующих перцептивных образов представления определенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. К примеру, в случае если вы предложите ученикам представить мысленно расположение на карте городов Москва и Тверь, они вряд ли смогут это сделать, в случае если плохо знают карту.
Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. По этой причине основные усилия при формировании способности оперировать представлениями определенного вида должны быть прежде всего направлены на выработку умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.
Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, к примеру, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, напротив - становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы
Мы с вами познакомились с таким психическим процессом, как представление. При этом следует обратить внимание на то, что крайне важно отличать представления от первичных образов памяти и персеверирующих образов.
Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами. Давайте проделаем один эксперимент. В течение одной-двух секунд смотрите на какой-нибудь предмет - авторучку, настольную лампу, картину и т. д. Далее закройте глаза и постарайтесь как можно ярче представить себе данный предмет. Вы сразу получите сравнительно яркий и живой образ, который начнет достаточно быстро затухать и скоро совсем исчезнет. Первичные образы памяти имеют определенные схожие характеристики с последовательными образами: 1) они следуют сразу за восприятием объекта; 2) их продолжительность очень невелика; 3) их яркость, живость и наглядность гораздо больше, чем у наглядных представлений; 4) они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения.
С другой стороны, они имеют отличающие их от последовательных образов черты, которые сближают их с подлинными представлениями. Сюда следует отнести следующие черты: 1) первичные образы памяти зависят от направленности внимания на соответствующий объект во время восприятия, - чем внимательнее воспринимается объект, тем ярче будет первичный образ памяти, тогда как последовательный обра:? не зависит от направленности внимания во время восприятия; 2) чтобы получить яркий последовательный образ, нужно сравнительно долго (15-20 с) смотреть на соответствующий объект, наиболее же яркие первичные образы памяти получаются после непродолжительного (одна-двс секунды) времени восприятия.
Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказало сильное эмоциональное воздействие. К примеру, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.
Это же явление характерно и для слуховых образов. К примеру, после того как вы услышали какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво ʼʼзвучит в ушахʼʼ. Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.
Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью, и тем, что они представляют из себяпочти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последов
Глава 9. Представление - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глава 9. Представление" 2017, 2018.
Представление (психология)
Представле́ние - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).
Описание
Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие , псевдогаллюцинации и галлюцинации .
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.
Классификация
Существуют различные способы классификации представлений.
По ведущим анализаторам (по модальностям)
В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:
- зрительные (образ человека, места, пейзажа);
- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
- обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);
- вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)
- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
- температурные (представление о холоде и тепле).
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.
По степени обобщенности
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).
- Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
- Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
- Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По происхождению
Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений , восприятия , мышления и воображения .
- На основе восприятия . Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
- На основе мышления . Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*
- На основе воображения . Представления могут формироваться и на основе воображения , и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.
По степени волевых усилий
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
- Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы.
- Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Свойства
Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность .
- Наглядность . Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
- Фрагментарность . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
- Неустойчивость . Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
- Обобщенность . Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления - это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления - итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
Литература
- Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб: «Питер», 2008.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Представление (психология)" в других словарях:
- (философия) Представление (психология) Представление (базы данных) Представление (квантовая механика) способ описания квантовомеханической системы Представление (искусство) (см. также шоу) Представление (прокурора) В математике… … Википедия
- (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Психология с эмпирической точки зрения - «ПСИХОЛОГИЯ С ЭМПИРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» главное произведение Франца Брентано (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt). Первый его том был опубликован в Лейпциге в 1874; второе издание вместе со вторым томом («О классификации… …
психология памяти - ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия
психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… …
ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …
психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… … Большая медицинская энциклопедия
психология и философия - психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Психология типов тела. Психология человеческих возможностей. Теория сознательной гармонии (количество томов: 3) , Успенский Петр Демьянович. В комплект входят следующие книги. "Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход" . Знаете ли вы, что гормоны напрямую влияют на внешность и характер человека? А…
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти , т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения . На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики. Прежде всего представления характеризуются наглядностью . Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
Следует отметить, что представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы . В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый предмет человек видит не один раз, и каждый раз у него формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда он вызывает в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.
Представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями .
Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения и в этом отношении они сходны с понятиями. Следовательно, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяют три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Следующая функция представлений – настроечная . Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды и обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма деятельности.
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики. Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Шпаргалка по общей психологии
Шпаргалка по общей психологии.. юлия михайловна войтина шпаргалка по общей психологии..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Шпаргалка по общей психологии
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитыв
Место психологии в системе наук
В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.
Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассм
История развития психологического знания. Первый этап
Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. В этом вопросе мы рассмотрим первый этап развития психологии.
Первый этап характеризуетс
История развития психологического знания. Второй, третий и четвертый этапы
Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о пов
Психоанализ как одно из направлений в психологии
Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.
Становление
Гуманистическое направление в психологии
Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявл
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека
История становления отечественной психологии
Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию и историю.
Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М.В. Ломоносова
Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность
Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению ч
Психология представляется наукой о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, в деятельности живых индивидов
В качестве предварительного это определение существенно во всех своих элементах, хотя, как и всякое определение, оно отнюдь не является исчерпывающим и нуждается в гораздо более подробном развитии
Кризис в психологии
К началу XX в. в психологии сложился целый ряд направлений, несовместимых между собой, и это составляло своеобразную форму выражения теоретического кризиса психологической н
Общая характеристика методов исследования в психологии. Этапы психологического исследования
Метод наблюдения и самонаблюдения в психологии. Эксперимент в психологии
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.
Существуют определенные тре
Принцип единства сознания и деятельности
Сознание и деятельность не тождественны и не противоположны – они представляют собой единство. В сознании человека формируются динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться
Тестирование как метод в психологии
Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.
В психологии принято выделять четыре группы методов
Понятие о сознании в психологии
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.
Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира
Понятие о бессознательном. Структура сознания
В данном вопросе мы рассмотрим понятие бессознательного, а также структуру сознания.
Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессозн
Структура деятельности
В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.
Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотив
Структура личности. Направленность личности
Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
Она имеет определенные формы и характеризуе
Требования к психологической теории
Теория – это система взаимосвязанных принципов, взглядов, представлений и идей, направленная на истолкование и объяснение каких-либо реальных явлений.
Общие подходы к изучению личности в отечественной психологии
Приступая к изучению собственно психологии личности, следует заметить, что из многих отраслей психологических знаний это достаточно молодая наука. Свое развитие она
Концепция личности А.Ф. Лазурского
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, ч
Концепция личности В.Н. Мясищева
Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть по меньшей мере два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.
Концепция личности А.Г. Ковалева и Л.И. Божович
Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.
Психологические процессы сост
Концепция личности В.С. Мерлина
Из всех других отечественных концепций личности наиболее близко к вышеперечисленным в содержательном плане примыкает концепция личности В.С. Мерлина – основателя и
Концепция личности К.К. Платонова
Данная концепция – наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую
Концепция личности А.Н. Леонтьева
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности, эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общ
Концепция личности С.Л. Рубинштейна
Первое, на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По его мнению, это выражается, в
Концепция личности Д.Н. Узнадзе
Совершенно особое место в советской психологической науке занимал этот ученый – автор оригинальной теории установки. Получив высшее образование в Германии, занимаяс
Концепция личности В.А. Ядова
Эту концепцию скорее можно отнести к социально-психологической, в которой учитываются и общепсихологические особенности структуры личности и конкретно-социальные условия, в которых
Навык и его характеристики
В этом вопросе мы рассмотрим понятие навыка, его виды и основные характеристики.
Навыки – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высо
Основные виды деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности
Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.
Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра
Социализация личности. Формы направленности личности
Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных
Понятие об ощущении. Природа ощущений
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы
Характеристика восприятия и его особенности. Восприятие пространства
В этом вопросе мы рассмотрим понятие восприятия, основные характеристики восприятия и его основные особенности, а также один из основных видов восприятия – восприятие пространства.
Восприятие формы и величины
Под восприятием понимается отражение в сознании человека каких-либо предметов или явлений вследствие непосредственного воздействия на органы чувств человека.
Восприятие времени. Восприятие движения
Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящим
Общая характеристика процессов памяти. Физиологические теории памяти
Основанием для выделения различных видов памяти служат различные ее функции, или выполняемые ею процессы. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизв
Основные виды памяти
Существует несколько основных подходов к классификации видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматриват
Образная и словесно-логическая память
Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринято
Кратковременная, долговременная и оперативная память
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохра
Основные процессы и механизмы памяти. Объем памяти, точность воспроизведения, длительность
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации,
Запоминание
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида з
Сохранение, воспроизведение, узнавание
Всю информацию, которая была воспринята, человек не только запоминает, но и сохраняет определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Например, установлено, что сохране
Память и ее развитие
Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в прод
Общая характеристика мышления. Виды мышления
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношени
Общая характеристика воображения
Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.
Принято считат
Основные виды воображения и их краткая характеристика
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной рабо
Механизмы переработки представлений в воображсаемые образы
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объектив
Индивидуальные особенности воображения и его развитие
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что, во-первых,
Понятие о внимании
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе ра
Физиологические основы внимания
Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установ
Основные виды внимания
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. По происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания:
Основные характеристики свойств внимания
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение
Отвлекаемость и рассеянность внимания
Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занят
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание – это внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий.
Существует
Мышление при решении задач. Определение эмоций в психологии
Как уже отмечалось, мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач(например, школьного типа). Она необходима и для самой постано
Формы переживания чувств
Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственн
Понятие воли в психологии. Формирование воли
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деят
Основные психологические теории воли
Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и есте
Структура волевого действия
Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть
Формы общения
Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое с
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной о
Перцептивная сторона общения. Дружеское общение
В процессе общения необходимо присутствие взаимопонимания между его участниками. Такое взаимопонимание имеет двоякий смысл: 1) как понимание целей, мотивов, установок партнера по вз
Социальный контроль и социальные нормы в процессе общения. Информационная концепция эмоций
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих вза
Понятие активности в психологии. Инструментальная основа активности
«Быть субъектом» – значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире.
Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны е
Мотивационная основа активности
Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывае
Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента
Индивидуальные различия людей в научной психологии описываются понятиями «темперамент», «характер», «способности», «личность». Однако разные авторы вкладывают в эти понятия разное с
Типы темперамента
При всей обстоятельности характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа:
1) хо
Понятие о характере
Понятие «характер» употребляется в разных значениях, например когда мы хотим оценить поведение человека, когда говорим о постоянных, привычных для человека формах поведения или о те
Понятие о способностях
Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей
Общая характеристика способностей человека
Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. О
Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Задатки
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Всякие способности в процессе сво
Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Одаренность, талант и гениальность
Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность
Виды представлений. Зрительное и слуховое представление
В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация
Виды представлений. Двигательное и пространственное представление
По характеру возникновения двигательные представления отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а
Индивидуальные особенности представления и его развитие
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигат
Общая характеристика эмоций. Основные виды эмоций
Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значим
Понятие об эмоциональном стрессе
Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Термин «неспецифический» может быть истолкован в данно
Общее понятие о личности. Биологические концепции
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях
Понятие о личности в психологии
Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личн
Формирование и развитие личности
В настоящее время существует множество точек зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и с