Лампадка на могилу из чего ее делают. Поминальная свеча - путеводитель для души усопшего Можно ли ставить обычные свечи на могиле

Об усопших и смерти

Можно ли поминать в храме умерших вследствие болезни, вызванной пьянством?

Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (не упились до смерти).

Можно ли ставить за престол свечи о упокоении?

Для этого есть особое место - канун, туда и должно ставить.

Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?

Ни в коем случае недопустимо помещать фотографию. Благочестивые верующие ставят футляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обычай языческий. Верующие поминают усопших молитвой, некоторые читают «Серафимово правило».

Можно ли на могилу ставить памятник, на котором выбит крест?

На могиле должен быть только крест.

Есть обычай возжигать на могиле свечи или лампадки. Правильно ли это?

Ставить свечи на могиле можно при условии, если эти свечи будут гореть перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.

Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище. Правилен ли этот обычай?

Это современный обычай. Верующие знают, что поминовение усопших начинается после Антипасхи. Сейчас есть и такие обычаи, что проводы покойника без водки не бывают. А пословица народная говорит: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».

Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Это - поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино - кагор (для Св. Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого - до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.

Надо ли оставлять на сорок дней в храме икону, которая была при отпевании на умершем, и куда ее девать потом?

Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется. Об этом пишет святитель Феофан Затворник.

Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?

В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день, посетить могилы. Прочитать из Псалтири 118-ю кафизму или «Серафимово правило». На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.

Хорошо ли украшать могилы близких?

Украшение могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их.

Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников.

Что важнее всего при поминовении усопших: милостыня, панихида, обедня?

Хорошо и приятно усопшему всё; но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва.

Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле?

Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».

Слышал, что умершие на Светлой Седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?

Это правильно, но не для всех. Те, кто носил крест, в Великий пост причащался, каялся, жил благочестиво, тот действительно сподобляется блаженной жизни. А кто этого не имел, тот ее не получит.

Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на Литургии.

Можно ли в случае смертельной и неизбежной опасности исповедаться человеку, не имеющему священнического сана? Есть ли в этом смысл или это безполезно?

Лучше перед монахом и если человек ранее прибегал к священнику и исповедовался.

В календарях (православных), кроме церковных праздников, юбилейных и памятных дат и др., приводятся дни особого поминовения усопших. А когда нельзя поминать? Я имею в виду поминальные домашние трапезы. Два года назад у меня умер брат, в среду на Страстной неделе. Хоронили, как и положено, на третий день, в пятницу. А пер­вые поминки Церковь разрешила только во вторник после пасхальной недели. Хотелось бы знать, в какие дни нельзя устраивать поминки и как это объясняется. И еще: какие из поминок (девятый день, сороковой день, полгода, год) можно делать, как их называют, встречными, т.е. с переносом на другой день?

Поминальные трапезы устраиваются не по Церковному Уставу, а по обычаю. По Уставу Церкви поминовения, а следовательно, и трапезы не полагаются Великим постом, кроме суббот и воскресений, на Светлой Седмице, в великие праздники. Объясняется это тем, что в дни, когда Церковь призывает к радости праздника, всякая печаль не уместна. Великим же постом не бывает Литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а следовательно, и проскомидии, за которой священник вынимает частицы из просфор [в память усопшего -Прим. ред.], которые в конце Литургии омываются Кровью Христа в Св. Чаше. Постом и трапеза поминальная очень скудная. В последние несколько десятилетий сложилась практика: вместо богослужения многие на Пасху идут на кладбище и устраивают там поминки. Сложился этот обычай вследствие того, что народ отучали от Церкви длительное время. Но так как веру в бессмертие уничтожить невозможно, то и нецерковные люди старались ее в День Светлого Христова Воскресения выразить тем, что шли на кладбища и там общались со своими усопшими так, как это понимали. Церковь же, по традиции, поминает усопших на «Радоницу» - первый вторник после Пасхальной седмицы, а на Пасху призывает к великой радости и не благословляет ходить на кладбище, так как особенно недавняя смерть близких вместо радости повергает человека в печаль: вместо радости - слезы, чего быть не должно. На Пасху лучше помолиться в церкви и дома и порадоваться празднику. Кто не может быть во вторник - в день «Радоницы» - в связи с работой, то более логично побывать на кладбище в первый воскресный день после Пасхи (он еще называется «Сошествием Иисуса Христа в ад»). Девятый день, сороковой и годовщины - нужно поминать в Церкви в эти же дни, а трапезы устраивать - как вам удобно.

Я - пенсионерка, у нас в селе нет церкви. Живу одна, по воскресеньям собираются у меня старухи, как и я. Молимся, читаем молитвослов. Нам нужно знать: при похоронах и на поминках в девятый, сороковой дни, на полгода и год, если поминать, то что читать и в каком порядке?

Обычно за упокой мирян читают Псалтирь. В ней указан и порядок чтений. После нескольких коротких или одного длинного псалма указано: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне и присно и во веки веков» и трижды - «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже», а затем: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя)». После каждой «Славы» помин повторяется снова. Можно читать помянник, который есть в молитвословах после утренних молитв.

Какое самое важное поминовение для усопших?

Проскомидия - самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сей великой жертвой. Вообще же хороший пример поминовения оставила нам св. праведная Иулиания. Читаем, что когда скончались Василий и Евдокия, она раздала за упокой их души щедрую милостыню, заказала по церквам сорокоусты и в течение сорока дней ставила поминальные столы для монахов, священников, вдов, сирот и нищих, а также посылала обильные подаяния по тюрьмам (есть еще ми­лостыня духовная: раздача духовных книг за усопших).

Скажите, какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени нужно совершать по новопреставленной усопшей?

Должно читать молитву: «Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя ее) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное», - двенадцать раз с двенадцатью поклонами утром (после утренних молитв), вечером так же (после вечерних молитв), в течение сорока дней.

Все ли усопшие молятся там о нас?

«Очень ошибаются те, которые говорят про умерших: «Они теперь молитвенники за нас». Мертвые уже не молятся, а требуют молитв и забот о их душах от живых; но когда их грехи очищены молитвами, верою и делами живых, тогда только молитва поминовения обращается на пользу душам поминавших. Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину в неделю Светлого Христова Воскресения» (игумения Феофания Говорова).

Что важно во время смерти?

Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.

Имеет ли значение для вечной участи умершего внешний обряд погребения?

Знай, что для вечной участи умершего внешность погребения (гроб, венки, почет, музыка, отпевание высшими церковными чинами и пр.) мало имеет значения. Каждый будет судим по делам своим.

Имеет ли для спасения души значение, в чем застанет человека смерть?

Спасение души немало зависит от последних минут жизни. «В чем обрящу, в том и сужду», - говорится в Евангелии.

Чего должно более всего опасаться при приближении смерти?

Отчаяния. Надо помнить, что сказал Господь св. Екатерине: «Грешники, которые при кончине жизни своей отчаиваются в Моем милосердии, больше всего прогневляют Меня и очень Мне не угодны за свой грех, нежели за все иные беззакония и злодеяния свои».

Нужно ли служить панихиды по младенцу?

По младенцу не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва и о святых вынимают­ся частицы: погребение младенческое поется - прося не о прощении грехов, но «об упокоении младенца».

Как избавиться от боязни внезапной смерти?

По уверению св. отцов, внезапная смерть не случается с людьми, желающими очистить себя покаянием, хотя бы они по временам и побеждались своими немощами.

Как оправдаться на мытарствах?

Святая Феодора хорошо отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). «Ты то и то сделала», -говорили бесы. Она отвечала: «Да, сделала, но каялась и получила прощение, разрешение». Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь, а затем исправление жизни.

Как смотреть на посмертные завещания?

Иные делают разные посмертные распоряжения, завещания, но такая жертва далеко не может равняться с тою, которая делается своими теплыми руками.

Должно ли нам рисковать жизнью или надо сохранять себя от безвременной смерти?

Когда Бог явно не определяет нам смерти или когда смерть наша не приносит пользу ни вере, ни Церкви, ни ближним, ни отечеству, тогда можно ли думать, что Бог «не хотяй смерти грешнику», могущему обратиться, захотел смерти безвременной людям? Читаем, что святитель Афанасий Великий многократно убегал от гонителей, искавших его смерти. Святой Поликарп Смирнский вышел из храмины, угрожавшей падением и по его исходе подавившей многих. Сам Господь заповедал и ученикам Своим не подвергать себя без­временно опасности и, когда будут гнать их в одном каком-либо городе, убегать в другой.

Можно ли брать определенную таксу (деньги) за чтение Псалтири по умершим?

Можно ли молиться за усопших не только Господу, но и Его святым?

Уже известны нам слова от лица умерших на большой панихиде: «Того прилежно мученицы молите долгов разрешение нам даровати». Вообще же Церковь заканчивает заупокойные свои молитвы обращением к Божией Матери.

Что делать, если трепещешь Страшного Судного дня?

Если ты, душа христианская, воистину трепещешь Страшного Судного дня и ищешь помилования у Господа, то страхом Суда Божия возбуди в себе твердую решимость покаяться и жить для одного Господа в благочестии и чистоте, и в свидетельство своей искренности понуди себя, на первый раз, благоговейно провести наступающую седмицу, в благочестивом размышлении, в воздержании и молитвенном приготовлении к подвигам приближающегося поста, как того требует Св. Церковь.

Если в этом деле останавливают и соблазняют тебя обыкновенные мирские мысли, из-за которых большая часть людей остается в нераскаянности и беспечности, то опять противо­поставь им образ Страшного Суда - и соблазны исчезнут.

Все ли дела человека на Страшном Суде будут исследованы?

Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16: 27); когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, якожеесть, огнь искусит (1 Кор. 3: 13); яко все творение приведет Бог на судео всяцем погрешении, аще благо и ащелукаво (Еккл. 12: 14). По сих востанет и воздаст им, и воздаяние их на главу их воздаст (Сир. 17: 19). Не думай, чтобы я, говоря о суде, внушал ложный страх подобно кормилицам, которые, чтобы удержать детей от плача, имеют обыкновение пугать их вымышленными рассказами. О суде говорит неложное учение. Итак, будь уверен, что все дела, совершенные тобой в продолжение жизни, будут исследованы.

Кто должен более бояться Страшного Суда?

Страшного Суда должны бояться более те, кои не испытывают здесь наказания за свои грехи. Эта ненаказанность и долготерпение Божие в будущем суде увеличат их наказание.

Будет ли наша будущая жизнь лучше настоящей?

Будущая наша жизнь несравненно будет превосходнее настоящей.

«Сила, поддерживающая жизнь души, будет там не совокупность чего-либо твердого и жидкого, но ведение Божественной природы, общение с истинным и Святым Духом. Там нет ни горестей сиротства, ни несчастий вдовства, ни тех разнообразных болезней, кои терзают наше тело. Там не завидуют счастливым, не презирают несчастных... Там, в оном народе душ, царствует совершенная справедливость прав и законов и высочайшая мирная свобода; ибо там каждый имеет то, что еще здесь приготовил себе по собственному произволу и выбору. И если кто, по неблагоразумию, приготовил себе худшее вместо лучшего, - смерть не виновата; ибо всякий имеет здесь власть избрать себе то, чего ему хочется» (святитель Григорий Нисский. Слово о жизни будущей).

Чем можно помочь душе усопшего?

Можем принести отраду его душе милостынями, молитвами, а паче Бескровной Жертвой, приносимыми за него. Хотя душа преставившегося обретается во временном месте, где удерживается за свои прегрешения, но совершаемые Церковью молитвы о преставившихся могут искупить ее от долгов, и мы, грешные, преставившимся этим споспешествовать можем.

Хочу, чтобы меня похоронили с почестями. Грех ли это?

Святой Феофил предузнал свою кончину и велел послушнику похоронить его так: привязать веревкой за ногу и стащить (волоком) по земле в глубокий овраг. Пред кончиной же он лег на пол, на рогожу и сказал: «Радуюсь я вам, Святые Ангелы, радуюсь я Тебе, Пресвятая Богородица, радуюсь я вам, все святые», - и скончался. Пример этот поучает нас не о пышных похоронах заботиться, а лучше стараться совершать больше добрых дел при жизни.

Должно ли кропить св. водою тело и гроб умершего?

В православном обряде погребения читаем: священник (или если нет его, то мирянин) на дому кропит св. водою тело умершего и ковчег его извне и изнутри и тотчас влагает (тело) в него.

В разных странах человеку свойственно посещать могилы своих предков. Но только у русского человека отношение к кладбищу, к могилам самое трепетное. Как писал Пушкин:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Заметим, что кладбище, происходит от слова клад, получившегося в свою очередь от глагола класть, полагать лежа. Но в то же время, как известно клад - слово означающее нечто ценное, зарытое в землю. Причем зарытое до поры. Так и слово кладбище означает, что на нем до поры зарыто сокровище - тело православного христианина, которое непременно восстанет в день всеобщего Воскресения. Русское кладбище - это не некрополь, как модно стало говорить. Некрополь - означает город мертвых, а согласно православию - у Бога мертвых нет. Потому русское кладбище - место, где усопшие /заснувшие на время/ люди покоятся в ожидании воскресения. Вот почему наш народ относился к кладбищу, к могиле своих предков, как к священному месту.

К сожалению, такое понятие сегодня во многом утрачено. Но в генетической народной памяти оно осталось. Об этом говорит то, что даже невоцерковленные люди стремятся посещать могилки родных или близких. У Бога мертвых нет… И наш народ приходит к усопшим родным, как к живым, как на свиданье. Люди предаются воспоминаниям, размышляют о своей жизни и стараются хоть как-то почить память усопших. Ухаживают за могилкой, поновляют кресты, надгробия и памятники. И это неплохо. Однако нам надо знать, что усопшим не станет легче от того, что их могилы ухожены, не забыты. Им не станет легче и от наших размышлений о них, от пожелания «да будет тебе земля пухом». Да и разве такое пожелание лучше молитвы-просьбы «Со святыми упокой Господи душу усопшего раба Твоего…»

Когда мы ухаживаем за могилкой, то проявляем свое почтение, свою любовь к усопшему неким делом. Конечно же, это хорошо. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она выражает нашу любовь, память. Но ведь внешнее проявление любви для души усопшего практически ничего не значит. А вот молитва есть самое великое дело, которое мы можем свершить в память покойного, есть самое глубокое проявление нашей любви к нему. При молитве и душа молящегося получает умиротворение и душа усопшего. А без молитвы на кладбище может возникнуть у вас тоска и даже уныние. А это, в свою очередь почувствует душа покойного и тогда о каком ее покое можно говорить?

Очень хорошо о смысле молитвы за усопшего сказал старец нашего времени архимандрит Кирилл (Павлов). «Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя". И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, - то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!»

Лучшая молитва за усопших - это соборная молитва всей Церкви. Поэтому, прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. После литургии нужно отслужить панихиду.

Когда же посещаете кладбище, надо зажечь свечку на могиле. А поскольку свеча часто задувается ветром, то для нее следует иметь специальный закрытый подсвечник, который продают непосредственно в прикладбищенских православных лавках, либо в православных магазинах. Можно порекомендовать обратиться в православный интернет-магазин «Зерна», где имеется большой выбор таких подсвечников. Имеются в нем и специальные фонари для возжигания свечей. Такие фонари традиционно использовали наши предки. Возобновление такой традиции способствует уважительному отношению к православной культуре возжигания свечей на кладбище. Особенно пригодится такой фонарь, когда на могиле близкого человека свершается лития.

Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Если же сделать это по каким-либо причинам трудно, то можно и самому свершить краткий чин, по книге "Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище". А можно помолиться даже и своими словами. Ведь главное в молитве - это наше сердечное расположение, искреннее обращение к Богу об упокоении души близкого человека.

Затем прибрать могилу и предаться воспоминаниям о покойном. Но не таким, которые оскорбляют его память, а таким, которые подвигают нас на душеполезные размышления.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могилу - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества. Не надо оставлять на могиле никакую еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Архиепископ Иоанн (Максимович) так говорил об этом: «Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимися, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы».

К сожалению, внешние украшения могил становится все более распространенным. Но присмотритесь к разным могилам и вы увидите, что простой крест на могильном травяном холмике с живыми цветами смотрится естественно, вызывает чувство умиротворения. Потому что крест на могиле православного христианина напоминает нам о том, что у Бога нет мертвых, что все усопшие когда-то воскреснут. Вот почему он вызывает умиротворение.

А вот могила придавленная гранитом и громадной глыбой памятника вызывает тяжелое чувство. Не оттого ли у таких могил часто слышатся рыдания вместо молитв, пьют водку за то, чтобы земля покойному была пухом, потом опять рыдают и уходят придавленные тоской, как гранитом, которым придавлена могила.

Крест, будь он из металла или из дерева, более приличествует месту упокоения православного христианина, нежели дорогие монументы и мраморные надгробия. Но, конечно же, решение этого весьма деликатного вопроса - дело личное и решается каждой семьёй индивидуально.

"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", - говорил святитель Иоанн Златоуст.

Вот почему так душеполезно сделать пожертвование на храм или дать милостыню бедным с просьбой помолиться об усопшем рабе Божьем, называя его имя. Хорошо принести продукты для поминовения в церковь, специальное место для этого - канун. Обычно покупают крупы, конфеты в коробках, сок, красное вино, растительное масло, яйца, макароны. Эти продукты потом передаются нуждающимся и будут жертвой, принесенной за усопшего.

Однако, как уже говорилось выше прежде всего необходимо самим молиться за усопших. Это самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Количество записей: 105

Здравствуйте, батюшка! Не противоречит ли православным канонам тот факт, что на могиле православного человека при установке памятника и оградки, рабочие вытащили дубовый крест, положили его на могилу, залили бетоном и положили сверху тротуарную плитку. (В верхнем углу установленного памятника есть небольшой православный крест).

Геннадий

Геннадий, мы, православные, должны жить и умереть по-православному, и хоронить нужно строго по-христиански. Самое главное на православной могиле – это, конечно же, КРЕСТ. Крест должен быть не нарисованным, а именно стоять во весь свой рост. Скажите, зачем вообще усопшему памятник, если он ставится вместо креста? Это неправильно. Крест не следовало бы вынимать из могилы. Крест - это наша надежда, наше упование. А что такое памятник - это бездушная глыба мрамора, которую, к сожалению, сейчас многие ставят вместо Креста. Крест на могиле православного христианина должен быть обязательно, и не лежать а стоять!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! В какие часы необходимо быть на кладбище на 40-ой день или это не имеет значения

Андрей

Андрей, самое главное - это наша молитва за усопших. Необходимо соблюсти 40-й день, а в какие часы мы придем - не имеет значения. Из практики скажу, что удобнее всего приходить до обеда. Повторяю, это для удобства, и только. Когда мы приходим с утра, то у нас остается много времени, и во время обеда можем помянуть усопшего за столом, и потом еще останется время поделать какие-то свои дела.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Когда отпевали мою мамочку, в руках у нее была икона. Что мне с ней делать? Спасибо.

Людмила

Людмила, икона - это Святой образ Божией Матери, и мы должны иконы хранить дома (сделать красный уголок) и молиться на иконы. То, что икона была в руках у покойной - ничего страшного. Икона - это Святыня, а любая Святыня - только благо для человека.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, в самое ближайшее время когда можно пожениться (расписаться в ЗАГСе) и совершить венчание? Знаю, начинается пост, в течение поста нельзя? А в мае? Говорят, надо жениться на Красную Горку. Правда ли это? Прошу дать совет, а то мы никак не можем определиться с датой росписи в ЗАГСе, свадебного торжества, венчания... И все ли надо совершить в один день?

марина

Действительно, постом не венчают. Венчаться на "Красную горку" не обязательно (тем более, что обычно в этот день много венчаний), просто это самый первый день, когда начинают венчать после поста. Хотя, наверное в этом году на "Красную горку" будет немного народа – не любят люди венчаться в мае, хотя это и обыкновенное суеверие. Расписываться и венчаться в один день необязательно, хотя так проще чисто организационно.

диакон Илия Кокин

Скажите, пожалуйста, батюшка, почему в наших церквах не разрешается сидеть? Что бы изменилось? Ведь не секрет, что на службу ходит много пожилых и больных людей, которым стоять очень тяжело, а помолиться сходить хочется. Как быть?

Анна

Да разрешается сидеть, Анна, какая в этом проблема? Просто люди сами стесняются, да и подвиг хотят сугубый понести, помолиться стоя. Ну, и в некоторых храмах, что правда, то правда, нет скамеек, но те, кому действительно нужно, приходят со своими складными стульчиками.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Спасибо Вам за Ваши ответы - чтение ответов-вопросов значительно снижает мою безграмотность. Вопрос такой - я проживаю в Казани, в следующем году у нас в городе планируют открыть крематорий. Город большой, мест на кладбище мало. Каково отношение РПЦ к кремированию? Допустимо ли это? Или все-таки православным необходимо избегать этой процедуры в сторону обычного погребения? Спасибо!

Алексей

Алексей, мы люди православные, и должны всегда придерживаться православных древних традиций. "Из праха взят, и в прах возвратишься", говорит нам Священное Писание. Отпевание и погребение - это молитва Богу и предание земле - "из земли взят, и в землю возвратишься, а дух к Богу пойдет", и ни о какой кремации и речи нет. Мы, православные, должны придерживаться погребения, а не кремации, хотя кремация и не считается грехом. Официально церковь не запрещает кремацию Однако это не наша традиция, не православная, это все пришло с Запада.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, для чего необходим траур по усопшему? Откуда появилась такая традиция? Ведь люди, близкие ушедшего человека, истязают себя изнутри скорбью, плачем. У многих начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, повышается давление, появляется уныние. Почему нельзя вспоминать человека с приятными чувствами, пожеланием доброты в небесах? Объясните пожалуйста, зачем эта душераздирающая традиция?

Алексей

Алексей, это хороший вопрос. Вот на Афоне монахи радуются, когда кто-то из братии умирает. Казалось бы, странно, ан нет, просто они уверены, что человек действительно спасется, и поэтому, зачем скорбеть? Вот и задумаешься невольно о причинах траура. Либо это скорбь о вечной погибели твоего близкого человека, ушедшего из жизни не готовым к вечности – но тогда надо скорее браться за молитву, а не убиваться в рыданиях, не терять на это время. Либо это скорбь по личной утрате, нам с человеком было хорошо и комфортно, а теперь его нет – но опять же это как-то эгоистично. Других причин я, честно говоря, и сам не вижу, и в любом случае в трауре есть много языческого, я уж не говорю про такой траур, когда нанимают специальных плакальщиц и совершают какие-то странные ритуалы – это вообще напоминает античные мистерии.

игумен Никон (Головко)

Спаси Господи! Можно ли ставить фотографию усопшего на полку, над которой висят иконы и стоит лампадка? И еще вопрос: я читала утренние и вечерние правила по молитвослову, а сейчас скачала перевод на русский язык и начала читать по листочку. Не согрешаю ли я, и надо ли мне брать благословение на это?

Наталья

Наталия, мы молимся на иконы на Святых, которые прославлены Богом и церковью. Ставить фотографию рядом с иконами нехорошо. Фотографии наших близких должны находиться в соответствующих местах (коробочке, альбоме), или если уж так хочется - то можно повесить на стенку или в сервант поставить, но не рядом с иконами. Молитвы читайте, как раньше читали, по Молитвослову, ничего не меняйте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер. Меня зовут Виктория. Мне нужна Ваша помощь. Накануне нас с мужем попросили обвенчать пару молодых. Невеста приходится мне двоюродной сестрой. Мои родители венчали родителей невесты. В каких случаях мы можем отказаться от венчания их? Я верю, что отказ от того, чтобы стать крестными родителями - это грех. Мы не в состоянии на данный момент венчать молодых. Мы с мужем поженились полгода назад и сами живем на съемной квартире, и еще остался долг отдать от свадьбы. Причем, за все это время я не видела особого почета и уважения от них к своим родителям, как к крестным их, а наоборот, насмешки и высокомерие. Поэтому не хотим их венчать, т. к. им это нужно лишь для галочки. Тем более, я понимаю всю ответственность взятых на себя обязательств, если согласимся венчать. А обратились к нам лишь потому, что в их кругу нет больше венчанных пар. А так мы не хотим венчать. И еще один вопрос - как получить благословение на зачатие ребеночка? Мы 3 месяца назад потеряли ребеночка на раннем сроке, 5 недель, и очень переживали. Теперь с Божьим благословением хотим снова попробовать. Жду ответа. Спасибо Вам.

Виктория

Виктория, искать каких-либо особых причин на то, чтобы отказаться быть свидетелем на венчании, не нужно, это дело добровольное. Если Вы не хотите участвовать в их венчании, так и не участвуйте – это не грех, это свободная воля человека. Вот молитва о рождении ребенка, читайте ее каждый день. "Услыши нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни Закон Твой об умножении рода человеческаго и буди милостивым Покровителем, да Твоею помощию сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сына сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь".

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у дедушки выпадает 40 дней на 18 марта 2013 г. Когда нам можно организовать поминки по усопшему и что можно готовить?

Анна

Анна, для усопших самое главное - не стол, а молитва. 40-ой день очень важен для усопшего, в этот день совершается частный суд над душой, решается, куда ее поместить, в рай или в ад, и поэтому самое главное - это наша молитва. Обязательно нужно заказать панихиду в этот день и самим помолиться. Хорошо бы в этот день посетить кладбище. 18 марта делать поминальную трапезе НЕЛЬЗЯ, так как это начало Великого (строгого) поста. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу. Мясо в этот день (17 марта) тоже уже нельзя есть. Можно все продукты, но без мяса.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Мне из Иерусалима привезли 33 свечи, могу ли я их зажечь дома, а потом дать родным и друзьям, чтобы они тоже зажгли их у себя? И что потом делать со свечами? Или их нужно разделить и раздать? Спасибо!

Татьяна

Татьяна, поступите следующим образом: либо подарите их друзьям, по штучке, либо оставьте себе, чтобы зажигать их на молитве дома.

игумен Никон (Головко)

Уважаемый отец Сергий, большое спасибо Вам за доброе слово, надежду и веру. Если можно, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: покойному на могилу и дома у фотографии цветов ставят обязательно четное количество? Если Службу на Пасху смотреть по телевизору и молиться - это что-то значит, это можно? И последний вопрос. У моей подруги, она верующая, есть бабушка, которая видит, например, жив человек или нет, если он пропал, ворует ли подчиненный на работе, сложатся ли отношения с мужчиной и т. д. Денег никогда не берет и чужих не принимает, а если кому из близких поможет, потом плохо себя чувствует. Удивительно, но всегда говорит чистую правду и никогда не ошибается, она еще и лечит немного. Я всегда знала, что это считается грехом, но подруга уверяет, что это у бабушки дар от Бога, что она получила разрешение и благословение в церкви. Скажите, пожалуйста, такое возможно? Большое спасибо за внимание и терпение, заранее благодарна за ответ.

Елена

Елена, традиционно кладут четное количество цветов. Если ошибетесь, не беспокойтесь, это никак не повредит никому. Молиться можно всегда, и если нет возможности пойти в храм, можно благоговейно посмотреть трансляцию по телевизору. Но, заменив храм трансляцией без серьезной причины, Вы окрадете себя. "Разрешение и благословение" - это сказки. Избегайте общения с такими "бабушками". Просто так плохо себя не чувствуют. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, можно ли делать венчальные кольца из платины? И правдивы ли суеверия о кольцах? Спаси Господи.

Наталия

Кольца из платины делать можно, а любое суеверие – ложно. Даже в рифму ответил.

диакон Илия Кокин

Доброго дня! Скажите, пожалуйста, есть ли очередность или разница, кому вначале ставить свечу - за мертвых, а потом перейти и ставить за живых?

Всегда принято сначала молится о здравии, потом о упокоении. В алтаре на Литургии молитва за живых о здравии всегда идет первой, потом уже мы поминаем о упокоении. И я думаю, в отношении свечей надо придерживаться такого же правила - сначала ставить о здравии, потом о упокоении. Во всех молитвословиях также сначала мы молимся о здравии, потом об усопших.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Насколько часто зажигают лампаду? Благодарю!

юлия

Юлия, Лампады в доме обычно зажигают, когда мы молимся, в церковные праздники, в воскресные дни, бывает, что просто хочется зажечь лампаду – конечно, можно зажечь лампаду просто так. Можно сказать, что лампаду можно зажигать в любое время, когда Вам захочется.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что необходимо выполнить для того, чтобы подготовиться к Великому посту? Я слышал, что перед его началом следуют какие-то особые недели. Заранее благодарен. Дмитрий.

Дмитрий

Дмитрий, нужно просто прожить это приготовительное время вместе с Церковью, как, собственно, и всегда - жить Церковью и быть ее членом. А суть приготовительных недель заключается в постепенной подготовке к посту - и морально, через назидательные примеры покаяния, бывшие в истории человечества, и, в том числе, физически, через постепенный отказ от скоромной пищи, мяса, затем молока, и, наконец, полный переход на пищу постную. Эта тема отражена в одном из разделов "Видеокурса" на нашем сайте.

Расскажите, пожалуйста, о поведении во время Евхаристического канона: надо ли стоять на коленях и когда необходимо положить земной поклон. Почему в воскресные и праздничные дни земные поклоны отменяются?

Вы уже сами отчасти ответили на свой вопрос: в воскресные и праздничные дни на колени мы не становимся и земных поклонов не делаем (кроме отдельных случаев – например, на вечерне в день Святой Троицы). Почему? По древней церковной традиции, которая одни дни определяет для сугубого покаяния, другие – для сугубой радости. Других общецерковных правил относительно поклонов и коленопреклонений во время Евхаристического канона, насколько мне известно, не существует. Поэтому нужно сообразовываться с местным обычаем, то есть традицией того храма, в котором Вы сейчас находитесь. Причем есть неписаное, но доброе правило, – если наши коленопреклонения или поклоны могут помешать другим людям, лучше воздержаться от них.

Преклонять или нет голову крещеным и постоянным прихожанам во время возгласа «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» на Божественной литургии?

Будет не лишним приклонить главы на этот возглас по двум причинам. Во-первых, мы показываем пример оглашенным. Во-вторых, за призывом приклонить главы следует возглас священника: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь», — это призыв помолиться за оглашенных, который не должны игнорировать крещеные и постоянные прихожане. Кроме того, из контекста ектеньи об оглашенных видно, что призыв преклонить главы для оглашенных — это отдельное напоминание людям, готовящимся к таинству крещения, а люди церковные должны сами знать, что на возглас священника все верные преклоняют головы.

Слышала, что нельзя надевать яркую одежду и светлые платки во время поста. Так ли это?

Такого писаного правила нет, однако, правомерно следующее рассуждение. В дни поста христианская душа имеет наилучшую возможность стяжать в себе добродетели. Среди них одна из важнейших – смирение. Думается, что христианка, надевшая слишком яркую одежду, предполагает возможность обратить на себя чье-то пристальное внимание. Совместимо ли это с задачей стяжать смирение? Ответ можете дать сами. Впрочем, это не означает, что в дни поста в храм женщины обязаны ходить во всем черном или темном. Попробуйте найти свою меру.

Как правильно затеплить свечу, чтобы не получить замечания от дежурящей у подсвечника?

Просто зажгите свечу, и поставьте на свободное место на подсвечнике, постарайтесь при этом ни кому не мешать, перекреститесь, а если вам сделают замечание, даже и незаслуженное, примите его с миром, тем совершите, хоть и небольшой, но подвиг христианской любви к ближнему. Свечи лучше не ставить во время важных моментов службы; чтения Святого Евангелия и во время Евхаристического Канона, который начинается всенародным пением Символа Веры, а заканчивается также всенародным пением «Отче наш». Свечи в это время не надо ставить потому, что это может вызвать суету и отвлечь окружающих от молитвы, да и самим в эти важные моменты службы надо быть во внимании и сугубо молиться.

Часть женщин не посещает храм из-за нежелания одевать юбки и платки. Другая часть по приходе из храма домой тут же переодеваются в «удобную» одежду – брюки. И лишь малая часть православных женщин носит женскую одежду. Объясните, пожалуйста, так ли уж важно, во что одета женщина и покрыта ли ее голова платком?

В любой мирской организации есть свои традиции, касающиеся формы одежды. Также и в любой без исключения группе людей. Эти традиции могут быть достаточно свободными, но они есть всегда и везде, хотя бы как общее направление или границы общепринятого. Есть такая традиция и среди людей церковных – женщины ходят в юбке и молятся с покрытой головой. Если кто-то не хочет ее соблюдать, из храма за это не выгоняют, но тем самым женщина демонстрирует свое неуважение к храму и к другим людям, которые дают себе маленький труд для того, чтобы следовать принятым в Церкви обычаям. А польза обычая, на мой взгляд, в том, что женщина в юбке, при прочих равных, выглядит скромнее.

Можно ли зажигать на кладбище церковные свечи?

Можно, но делать это надо с молитвой об усопших, чтобы свеча, символ нашей молитвы, не превращалась в украшение на могиле. Большая польза будет верующему, если он придет на Радоницу (первый день поминовения усопших на Пасху) на кладбище и помолится о своих усопших родственниках, и, конечно, при этом можно зажигать свечи.

Изображение крестного знамения – неотъемлемая часть богослужения. Но зачем его совершать столько раз? Неужели человек, который совершит за ектеньей 50 крестных знамений, получит благодати больше, чем тот, кто 1 раз благоговейно перекрестится?

Крестное знамение – это такое действие, которое совершается человеком не столько по обязанности, сколько по потребности. Если и существует устав о крестных знамениях и поклонах, то он в первую очередь составлен для того, чтобы в Церкви все действия совершались благочинно, а не кому как вздумается. Поэтому и назначено одно крестное знамение на одно прошение ектеньи, а поскольку в ектеньях редко бывает более чем по 12 прошений, то и крестных знамений при одной ектенье по уставу никак не может быть 50. Человек церковный и трезвомыслящий не «зарабатывает» благодать, а старается, не впадая в крайности, придерживаться принятых в Церкви правил. Но если кто-то устава не соблюдает, то церковные порядки в этом не виноваты.

Как различать, в каких ситуациях можно проходить между Царскими вратами и центральным подсвечником, а в каких нельзя? Или нельзя категорически? Перед Причастием порой не получается с детьми пройти как положено – справа. А в то время, когда нет службы, тоже нельзя проходить?

Нельзя ходить между священником и престолом, то есть, во время полиелея или молебна, когда Царские врата открыты, а священник стоит на середине храма. Подсвечник тут не причем. Просто перед Царскими вратами, а тем более, если они открыты, надо вести себя особенно благоговейно, проходя, креститься и кланяться, не поворачиваться спиной. Еще надо сказать, что во время службы хождение вообще не приветствуется, тем более, у амвона, так как это отвлекает верующих и духовенство от службы. С какой стороны подходить к Чаше, значения не имеет. Народ подходит справа для соблюдения порядка, чтобы не возникло давки. Детей стараются причастить первыми, поэтому нет ничего страшного, если подойти с младенцем с левой стороны, главное, чтобы не получилось давки.

В субботу и воскресенье земных поклонов не положено. Можно ли поклониться до земли Святым Дарам, выносимым для причащения верующим?

Святым Дарам в этом случае следует совершить земной поклон. Желательно сделать это благоговейно, без суеты, при этом никого не толкнув.

Я заметила, что многие перед исповедью поворачиваются к остальным исповедующимся и кланяются со словами «Простите». Как к этому относиться?

Относиться к этому спокойно, ведь мы стремимся подойти к таинству Евхаристии в мире со всеми и со своей совестью. Можно ответить негромко, чтобы не нарушать благолепия службы: «Бог простит. И меня простите». Но это не обязательно, главное, чтобы в сердце был мир.

Можно ли разбавлять крещенскую воду (если она кончается) обычной водой?

Да, можно.

Что делать, если испортился артос?

Если испортился артос или просфора, то их полагается сжечь, а пепел и угли высыпать в непопираемое место: в реку или в лесу под дерево подальше от дороги. Благочестивые христиане так же поступают и с бумажками или пакетами от просфор. Складывают их в отдельное место, а при случае, например, когда едут на дачу, там сжигают, а с пеплом поступают так, как было сказано выше.

Собираясь к Причастию годовалый малыш разбил губу (до крови). Где-то слышали, что с кровавыми ранами нельзя ходить в храм, где не должно проливаться никакой крови кроме Христовой. В тот день мы не понесли его к Чаше. Правильно ли мы поступили?

Вы совершенно верно слышали, что в православном храме не должна проливаться никакая кровь, потому что в нем совершается великое таинство Евхаристии. Поэтому в православные храмы нельзя вносить мясные продукты. А если, допустим, у кого-нибудь из прихожан во время службы пойдет кровь из носа, то он должен выйти из храма и постараться остановить кровотечение, после чего он может опять зайти в храм и молиться. Если рана не кровоточит или забинтована, как полагается, то с ней можно приходить в храм. Надеюсь, что ваш малыш не сильно ударился, и кровь шла недолго. Правильно ли вы поступили, оставшись с малышом дома? Это решать родителям, и сказать, как правильно, а как неправильно в этом случае нельзя – родителям виднее, они видят эмоциональное состояние своего ребенка и примут правильное решение. Можно добавить, что, по-видимому, препятствий для посещения храма и приобщения Святых Христовых Таин в вашем случае нет.

За свечным ящиком принимаются денежные пожертвования на нужды храма. Можно ли также передать пожертвования в виде серебряных украшений, украшений из поделочных камней? Или с этим необходимо подходить к священнику для разрешения?

Подойти для разрешения надо. Вопрос вот в чем. Пожертвование хорошо тем, что его можно применить для нужд Церкви. Деньги можно употребить на оплату света и тепла, ремонт и обустройство храма. Для того чтобы использовать серебряные и другие украшения, их надо будет продать. Но это уже дополнительный труд, который в храме выполнять просто некому. Похвальное желание сделать пожертвование в храм должно сообразовываться с пониманием этого.

В нашем храме я набрала большую бутыль святой воды, присела на лавочку, а воду поставила на пол. Мне сказали, что это является грехом, на пол ставить нельзя. Так ли это?

При необходимости, в храме — можно, а вот дома лучше, конечно, проявлять должное благоговение к святой воде.

Батюшка, можно ли иконы размещать во всех комнатах, или только в одной?

Да, конечно, можно размещать иконы не только в одной комнате. Например, хорошо иметь икону на кухне, для молитвы перед и после трапезы.

У меня накопилось много бутылочек от лампадного масла. Как мне с ними поступать?

Их можно выбрасывать, предварительно сняв этикетку.

Просфору и святую воду утром принято принимать натощак. А как быть, если поздно вернулся домой и ел уже после 12 ночи?

Строгое воздержание от пищи с полуночи для здоровых христиан является обязательным только в отношении подготовки к Святому Причастию. Поэтому, встав утром от сна, можно принимать просфору и святую воду, несмотря на то, что пришлось поужинать после 12 часов ночи. Это только НЕ означает, что можно, всю ночь проведя за столом в пьянстве и чревоугодии, наутро без сомнения вкушать эти святыни.

Обязательно ли во время домашней молитвы женщине покрывать голову?

Вот мнение на этот счет Апостола Павла: «не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею для Ангелов» (1 Кор. 11, 9-10). Поскольку сказано, что знак нужен для Ангелов, т.е. тогда, когда ее никто кроме Ангелов не видит, то значит не только в храме, но и дома должно женщине на молитве покрывать голову.

Действительно в день Крещения Господня можно пить крещенскую воду не натощак?

Типикон (Устав) Православной Церкви так свидетельствует о святой Богоявленской воде: «Да будет известно всем о святой воде: некоторые, отлучая себя от святой воды из-за вкушения пищи, не хорошо делают, ибо она дана благодатью Божией на освящение мира и всего творения. Поэтому во всяких местах и даже в нечистых и всюду кропится, и под ногами нашими. И где же рассуждение у тех, что не пьют ее? Но знайте, что не из-за вкушения пищи в нас бывает нечистота, но от скверных дел наших, очистившись от них, пьем без сомнения эту святую воду» (Типикон, гл. 48 — месяцеслов, 6 января, 1-е «зри», перевод с церк. слав. – мой, о. Д.Т. ).
Значит, в Сочельник и в самый день Богоявления пьем святую Богоявленскую воду даже и не натощак. Необходимым же условием является, как видим, очищение совести.

Можно ли ходить и разговаривать в храме во время Херувимской? Если нет, как правильно сказать об этом незнающим людям?

Первый вопрос чисто риторический. Ответ на него очевиден: нельзя. Однако объяснить это «незнающим людям» не так просто, как кажется.
Хождение по храму во время богослужения бывает по разным причинам. Например, человек зашел в храм просто поставить свечку. Он может вообще не обращать внимания на церковную службу. Ему указывать на неподобающее поведение практически бесполезно, у него, как правило, свое представление о благочестии, и менять его он не будет. Другой случай связан с неспособностью человека продолжительное время стоять на месте. Причина тому – повышенная двигательная активность, особенно проявляющаяся у детей. Останавливать таких тоже малоэффективно. К тому же, детьми преимущественно должны заниматься их родители. Некоторые случаи хождения по храму в это время вообще могут быть простительны.
Кроме того, надо понимать что, всякий разговор во время службы, даже из благочестивых намерений, только добавит беспорядка. И самое главное: вразумлять «незнающих людей» посредством слова не есть дело таких же, как они прихожан, но дело служителей храма. Самым лучшим для прихожанина будет смотреть за собой и подавать в этом добрый пример другим.

Как правильно верующему человеку можно отметить свой день рождения?

Для верующего православного христианина из всех личных праздничных дней первейшим является день памяти его небесного покровителя — того святого, чье священное имя он носит. В этот день надо бывать в храме, исповедоваться и причащаться Св. Христовых Тайн. Хорошо еще вспоминать день своего крещения – день духовного рождения в вечную жизнь.
Конечно, не возбраняется отмечать и свой день земного рождения. И хотя в этот день уже не обязательно быть на службе в храме и причащаться, однако такое усердие может быть похвальным.
Другое дело, если вопрос заключается в том, как достойно отметь этот день с родственниками и друзьями? Конечно, может быть и застолье и веселье, однако все это должно иметь свою меру (в особенности что касается количества алкоголя), по возможности должно начинаться и завершаться общей молитвой, сопровождаться взаимоуважительной беседой без многословия и суесловия. Должно также избегать разгорячающих и буйных музыки и танцев.
Особое дело, когда день рождения приходится на пост. Если день этот попадает на круглую дату, когда необходимо приглашение гостей, то очевидно придется перенести празднование на время после поста. Когда приглашение гостей не предполагается, то в семейном кругу можно отметить день рождения и по постному.

Освящают ли на Троицу березовые ветки? И почему в этот день храм украшен березами?

Обычай украшать в день Св. Троицы храмы Божии зелеными ветвями и цветами пришел к нам из Ветхозаветной Церкви, в которой в день Пятидесятницы (т.е. на 50-й день после Пасхи) должно было приносить Богу благодарственную жертву от плодов земных и украшать свои дома свежей зеленью. Сообразно с этим обычаем могла быть украшена Сионская горница, в которой апостолы в этот день приняли Святого Духа. Кроме того, свежая зелень ветвей напоминает нам о Мамврийском дубе, под которым стояло жилище Патриарха Авраама, сподобившегося под видом трех Ангелов лицезреть и поклониться Святой Троице. День Св. Троицы считается днем рождения самой Церкви Христовой, и зеленеющие ветви и цветы служат символом этой Церкви, которая благодатию Святого Духа обновляется, живет и цветет как эта весенняя зелень.
Березовые ветви в день Святой Троицы не освящаются особым чином и не окропляются святой водой, т.к. являют собой только украшение Храма. Но можно ради памяти об этом дне от одного до другого праздника Троицы благоговейно хранить у себя дома в достойном для этого месте засушенную веточку березы с букетиком цветов.

Когда можно ходить на кладбище:

*в день похорон;
*на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;
*каждый год в день ухода человека из жизни;
*в поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;
*Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;
*2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;
*Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;
*Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Когда нельзя ходить на кладбище:
*православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;
*Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;
*считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;
*женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола
.Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу.
Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.
По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.

Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них.

Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).
Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь.
Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

ЗАЧЕМ И КАК СТАВИТЬ СВЕЧИ В ХРАМЕ?

Очень много смыслов имеет этот ритуал зажжения свечи. Свет от неё – это божественный свет, который принес в мир Иисус. Жизнь людей во грехе и неведении – это сумрак, который развеет собой Спаситель. Так и свеча своим сиянием прогоняет мрак вокруг. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом того, что человек раскаивается в грехах своих и готов к послушанию перед лицом Бога. Говоря о том, как правильно ставить свечи, стоит начать с того, что делать это нужно не автоматически, а с осознанием и с ощущением любви в сердце перед тем, кому ставится свеча. Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви. Свечи ставят за здравие и за упокой. «За упокой» обычно ставятся в церкви на специальный поминальный стол - канун, чтобы почтить добрую память человека, отошедшего в мир иной. Свечки «за здравие» ставятся по различным поводам: в благодарность за что-либо, в помощь при трудном решении, перед серьезной поездкой, рискованным делом и так далее. Нередко возникает вопрос: каким иконам и каким святым ставить свечи? Конечно же, главными являются эмоции и мысли, с которыми ставится свеча. С добрыми мыслями и любовью в сердце вы можете поставить свечку за человека иконе Спасителя или Богородицы. Ваши благие пожелания будут услышаны. Если же вы не просто хотите поставить свечу за человека, а выскзать особенные пожелания, нужно решить, каким святым ставить свечи. Так, например, если вы беспокоитесь за родного человека, страдающего заболеванием, помолитесь перед иконой Божьей Матери «Целительница», которой вы можете поставить свечку. Если встал человек на путь алкоголизма, то свеча может быть поставлена иконе «Неупиваемая Чаша». Зная, какими чудодейственными свойствами наделены те или иные святые образа, вы будете знать, каким иконам ставить свечи, чтобы защитить, уберечь и помочь своим близким в трудную минуту и в непростом жизненном решении. Часто ставят свечи своим святым покровителям. Если у вас в доме есть именные иконы, можно поставить свечку и помолиться своему ангелу-хранителю.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЦЕРКОВНЫЕ СВЕЧИ? ЗАЧЕМ ИХ СТАВЯТ В ХРАМЕ?

Свеча – символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими.

Свеча – знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к божественному свету.

Горящая свеча – видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами.

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ ПОСТАВЛЕННАЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ СВЕЧА?

– Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

КОГДА НАДО СТАВИТЬ СВЕЧИ?

– Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ?

– Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

КОМУ И СКОЛЬКО СВЕЧЕЙ НАДО СТАВИТЬ?

– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.

В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

МОЖНО ЛИ ПОЛОЖИТЬ СВЕЧУ НА ПОДСВЕЧНИК, ЕСЛИ ЕЕ УЖЕ НЕКУДА СТАВИТЬ?

– Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

МОЖНО ЛИ ДЕРЖАТЬ ГОРЯЩУЮ СВЕЧУ В РУКЕ И СТОЯТЬ С НЕЙ?

– С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ОБ ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ? ЧТО ЧИТАТЬ ОБ ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ?

Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

КАКОМУ СВЯТОМУ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПРИ СЕМЕЙНОМ РАЗЛАДЕ, КОГДА МУЖ ХОЧЕТ УЙТИ ИЗ СЕМЬИ?

– О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской.

Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться.

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О НЕКРЕЩЕНОМ НОВОРОЖДЕННОМ РЕБЕНКЕ, КОТОРЫЙ ЗАБОЛЕЛ?

– Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится.

Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ПРИСТРАСТИЛСЯ К НАРКОТИКАМ?

– Об избавлении от этой страсти можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СЕРЬЕЗНО ЗАБОЛЕЛ?

– Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим.

Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка – для всей семьи время молитвы и покаяния. Она как бы стимулирует духовную жизнь. Малышу следует давать святую воду, омывать его этой водой. И самое главное - это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как дома, так и в больнице, и в храме, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него. И, разумеется, духовное делание должно сочетаться с лечением, которое сможет рекомендовать профессиональный доктор.

КАКОЙ ИКОНЕ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПЕРЕД ПРЕДСТОЯЩЕЙ ОПЕРАЦИЕЙ?

– Можно поставить свечи и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану. А еще надо подготовиться к Исповеди и Причастию, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача и помолиться о том, чтобы его руками управлял Господь.

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЗДРАВИИ САМОГО СЕБЯ?

– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

МОЖНО ЛИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА УПОКОЙ?

– Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О БЛАГОПОЛУЧИИ В ДЕЛАХ?

– Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБШЕГО НЕКРЕЩЕНОГО И ВООБЩЕ ОБ УПОКОЕНИИ НЕКРЕЩЕНЫХ?

– Ставить свечи и молиться за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ В ПАСХУ?

– Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ, КУПЛЕННЫЕ В ДРУГОМ ХРАМЕ?

– Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

ЧТО ДЕЛАТЬ СО СВЕЧОЙ ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ КУЛИЧЕЙ И ЯИЦ? МОЖНО ЛИ УНОСИТЬ ЕЕ ДОМОЙ?

– Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

ЗАЧЕМ СНИМАЮТ СГОРЕВШИЕ ТОЛЬКО ДО ПОЛОВИНЫ СВЕЧИ, ВЕДЬ МЫ ЗА НИХ ДЕНЬГИ ПЛАТИМ…

– Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы – жертва уже принята Богом.

КОГДА ПРИМЕНЯЮТ ЛАДАН? МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ ДОМА?

– Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.