Молитвенное правило серафима саровского для мирян. Молитвы Утреннее молитвенное правило серафима саровского

Многие ли из нас читают утреннее и вечернее молитвенное правило? По утрам времени не хватает: пока проснешься, домашних на учебу или работу отправишь. Тут уже и самим на работу бежать надо.

А вечером так устаешь, что сил уже нет никаких. Только перекреститься да попросить у Бога благословения на сон грядущий.

Это все понятно: усталость и человеческая немощь берут свое. Но Бог же не забывает будить нас по утрам. Почему мы ленимся поблагодарить его за это и за прожитый день?

А как быть тем, у кого времени совсем-совсем не хватает? Читать Серафимово правило для мирян.

Что это такое?

Преподобный Серафим Саровский оставил Оно было предназначено для сестер Дивеевского монастыря. Объяснялось это тем, что у послушниц и монахинь есть возможность куда чаще бывать в храме, чем у простых мирян.

У насельниц монастырских все время много дел. И времени не хватает еще больше, чем у людей мирских. Тем не менее Серафимово правило для мирян как-то незаметно очутилось за пределами монастыря. И теперь к нему прибегают те люди, у которых не хватает времени на длительное моление.

Нет времени или лень?

К краткому правилу Серафима Саровского для мирян стоит прибегать в случае крайней необходимости, а не потому, что лень читать утренние и

Святые Отцы говорили о том, что на молитву нужно понуждать себя. Духовная жизнь складывается из понуждения. В противном случае, если позволить себе лениться, никакой духовности не будет. Перед Господом ценен труд.

Есть еще одна сторона молитвы. В молитвенном состоянии есть особая радость, ради которой иногда хочется все бросить. Эта радость внутренняя, и поэтому люди уходят в монастыри, чтобы молиться там. Не будь духовной радости от молитвы, вряд ли можно было бы выдержать суровые монастырские уставы.

О внимании

Оно является душой молитвы. И от внимания зависит, какой будет молитва. Если человек внимателен по жизни, то и на молитве он не станет "рассеиваться умом". Каков он - внимательный человек? Тот, кто относится к своей жизни со вниманием. Прежде всего - к внутренней. Такой человек не станет пренебрегать молитвенным правилом из-за лени. Если он действительно не может вычитать его из-за времени или по болезни, то внимательно прочтет короткое Серафимово правило для мирян.

Каково это правило?

Преподобный Серафим оставил, как говорилось выше, молитвенное правило для насельниц Дивеевского монастыря.

Что это за Серафимово правило для мирян? Что собой представляет? Сейчас принято считать, что нужно трижды прочесть молитву "Отче Наш", трижды "Богородице Дево, радуйся" и трижды "Символ Веры".

А вот что завещал сам старец. После пробуждения человеку должно встать перед иконами. Сначала читается трижды "Отче Наш", в честь Троицы. Затем "Богородице Дево, радуйся", тоже трижды. И один раз "Символ Веры".

После благоговейного совершения краткого правила мирянин приступает к своим делам.

Если же человек занят домашними делами или работает физически, нужно читать "про себя" Иисусову молитву. Про себя - значит в уме.

Пришло время обеда. До него человек творил Иисусову молитву. Теперь перед тем, как сесть за стол, он опять совершит утреннее молитвенное правило. По три раза прочитает "Отче Наш" и "Богородице Дево, радуйся". Единожды - "Символ веры".

После обеда должно творить молитву к Богородице "Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную)". И так до вечера.

Перед сном христианин снова вычитывает утреннее правило. Ко сну отходит, оградив себя крестным знамением.

Нераздельны вера и семья: Серафимово правило для мирян можно читать по соглашению. Как это? Каждый член семьи читает по одной - двум молитвам из правила.

Совсем-совсем не удается исполнить его? Серафим Саровский рекомендовал читать правило везде: идете ли по улице, занимаетесь делами, или лежите в кровати по болезни. Как говорил преподобный, это правило - основание христианства. И читая его, можно достигнуть абсолютного совершенства христианского.

Как правильно молиться дома? Несколько коротких советов тем, кто только начинает свой путь христианина.

  • Проснулись? Умылись? Встаем перед иконами. Осенив себя крестным знамением, благодарим Господа за пробуждение своими словами. И начинаем читать утреннее молитвенное правило. Или Серафимово правило для мирян, текст которого есть на видео.

  • Женщина молится с покрытой головой не только в церкви. Дома должен быть платок для молитвы.
  • Мужчины головы не покрывают.
  • Если в семье есть дети, то девочкам следует надеть платочек. Мальчики, как и папа, не нуждаются в головном уборе.
  • После совершения правила просим благословения у Бога на день грядущий и отправляемся на работу (учебу).
  • Вечером благодарим Господа за прожитый день, читаем вечернее правило или Серафимово, ложимся спать.
  • Желательно, читая вечернее правило, прочесть молитву "Да воскреснет Бог" и осенить все четыре угла комнаты крестом.

Заключение

Задача статьи - помочь тем людям, которые только начали свой путь к Богу. Все начинается с малого. И молитва - не исключение.

Преподобный старец Серафим Саровский был необыкновенным молитвенником и смиренным блюстителем Божьих законов. До сих пор он является мудрым учителем и наставником для многих православных мирян. Его молитвенное правило каждую минуту действует на тех, кто с истинным рвением выполняет его, кто по-настоящему верит в Иисуса Христа и Богородицу. Множество молитв также возносятся и к самому Серафиму Саровскому, чтобы он помог в преодолении трудностей и защитил от разных бед. Дни его памяти отмечаются Православной Церковью 15 января - когда батюшка предстал пред Господом, и 1 августа - в день обретения святых мощей.

Детство Серафима Саровского

Предложенное молитвенное правило было буквально выстрадано самим старцем, которому пришлось много претерпеть и вынести. И только по воле Божьей остаться живым. Искусителем Серафима Саровского однажды стал даже сам Дьявол, но об этом чуть позже.

Итак, родился Прохор Мошнин (так его звали в миру) 19 июля 1754 (или 1759) года в Курске в купеческой семье Мошниных. Его отец занимался разными строительными подрядами и в том числе возводил церкви.

Сегодня в Курске сохранилась церковь - Сергиево-Казанский кафедральный собор, который начал строить отец Серафима Саровского, но вскоре он умер, а руководством строительных дел церкви занялась его жена. Прохор однажды оказался на стройке вместе с матерью и случайно, по детской шалости, свалился с высокой колокольни. Однако на удивление всем он остался живым, так как совсем другую судьбу уготовил ему Бог. Сегодня в этом храме, именно на этом месте стоит памятник преподобному отцу Серафиму Саровскому.

Отрочество

С юных лет Прохор старался выполнять молитвенное правило для мирян. Он часто посещал церковные службы, научился читать и писать. Книги Житие Святых и Евангелие он часто вслух читал своим сверстникам. Когда он сильно заболел, мать приложила его голову к иконе Знамения Пресвятой Богородицы - и мальчик получил от нее исцеление. В скором времени совсем еще молодой Прохор захотел стать послушником в монастыре. Родная мать его благословила и дала ему в руки распятие, с которым он не расставался всю жизнь. Сегодня оно хранится у монашек в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Монашество

Вскоре Прохор совершает паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там он получает благословение старца Досифея на служение и отправляется в Свято-Успенскую По прибытии Прохора в монастырь отец Пахомий приставил ему духовника - старца Иосифа. Прохор с огромным удовольствием и трудолюбием выполнял все свои обязанности и с большим усердием читал молитвенное правило.

Потом, по примеру других монахов, ему захотелось уединиться в лесу для На это его благословил старец Иосиф.

Через некоторое время молодого послушника стала мучить водянка. Болезнь долго не отпускала его, но врачей он видеть не хотел и полностью предался воле Божьей. И вот однажды после причастия ночью он увидел Богородицу с и Она ткнула ему в бок своим жезлом и жидкость из него тут же вытекла. С той минуты Прохор пошел на поправку.

Инок

После восьми лет пребывания в Саровской обители Прохор становится монахом с именем Серафим. Он стал жить в келье, расположенной в лесу недалеко от монастыря. Именно тогда он подвязался на иноческий подвиг, в частности телесный, так как носил одежду одну и ту же что летом, что зимой. Свое скудное пропитание он добывал себе в лесу, так как в основном держал пост. Спал он мало, проводя время в постоянной молитве и выполняя ежедневное молитвенное правило, перечитывая Евангелие и святоотеческие писания.

Он достиг такого духовного развития, что на церковных службах не раз видел помогающих служению Святых Ангелов. А однажды даже увидел самого Иисуса Христа, который вошел в образ у Царских Врат. После таких видений Серафим Саровский молился еще более усиленно. С благословения настоятеля монастыря отца Исаии, он решается на новый подвиг - уходит за несколько километров в лесную пустынную келью. В монастырь он приходит причаститься только по субботам.

Испытания

В 39 лет он становится иеромонахом. Отец Серафим практически всецело посвящает себя молитве и может даже подолгу лежать неподвижно. Со временем, опять же с благословения настоятеля монастыря, он перестал принимать посетителей, тропинка к нему практически заросла, только дикие звери, которых он любил угощать хлебом, могли забредать туда.

Такие подвиги отца Серафима не нравились Дьяволу. Он решил наслать на него разбойников, которые пришли к нему и стали требовать у бедного старца деньги. Эти незваные гости практически до смерти избили Отца Серафима. Он был достаточно сильным, чтобы дать им отпор, но решил не проливать кровь, так как жил по заповедям, была сильна его вера в Господа. Денег они у него не нашли, а потому, устыдившись, ушли восвояси. Братия была просто шокирована, когда увидела раненого батюшку. Но врач старцу не понадобился, так как Сама Царица Небесная исцелила его, в очередной раз явившись к нему во сне.

Отшельничество

По истечении нескольких месяцев батюшка Серафим вернулся в свою пустынную келью. За 15 лет отшельничества он постоянно находился в Богомыслии и за это был одарен даром прозорливости и чудотворения. Когда от старости батюшка сильно ослабел, он вернулся в монастырь и стал принимать посетителей, к которым относился с огромным уважением и обращался не иначе как «Радость моя».

Именно благодаря Серафиму Саровскому мы имеем краткое молитвенное правило, которое дает возможность каждому православному христианину всегда и в любую минуту быть ближе к Богу.

Его настоящим детищем стал Дивеевский на развитие которого его вдохновила сама Богородица.

Перед смертью преподобный Серафим Саровский причастился и, стоя на коленях перед своей любимой иконой Богородицы «Умиление», отошел с миром к Господу. Это произошло в 1833 году.

Канонизация святых мощей Саровского произошла 1 августа в 1903 году. В этом процессе участвовал российский царь Николай II.

Своих духовных детей Серафим Саровский просил неустанно молиться, считая, что молитва необходима им как воздух. Он говорил, что молиться надо и утром, и вечером, до и после работы, и в любое время. Однако обычным прихожанам сложно читать все необходимые многочисленные молитвы, на это дело не у каждого и времени хватит из-за постоянной житейской суеты и занятости. Вот поэтому, чтобы меньше люди грешили, и появились специальные короткие молитвенные правила Серафима Саровского.

Утреннее и вечернее молитвенное правило

Эти молитвы не требуют каких-то особых усилий и трудов. Но, по словам святого, именно эти правила станут неким якорем, надежно сдерживающим корабль жизни на бушующих волнах житейских проблем. Ежедневно выполняя эти правила, можно достигнуть высокого духовного развития, так как именно молитва является главной сутью основания христианства.

Утреннее молитвенное правило говорит о том, что каждый верующий человек, просыпаясь утром, должен сначала трижды перекреститься и в определенном месте перед иконами трижды прочитать молитву «Отче наш», трижды «Богородице, радуйся» и один раз «Символ веры». И тогда можно спокойно начинать дела свои. В течение дня тоже надо периодически обращаться к Богу с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если вокруг люди, то произносить слова: «Господи помилуй».

Правило Серафима Саровского

И так до обеда, а перед ним в точности надо повторить утреннее молитвенное правило. После обеда читается краткая молитва «Пресвятая Дева Богородице, спаси мя грешнаго». Эту молитву надо читать периодически до самого вечера. В уединении от всех читать «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго».

По окончании дня читается вечернее молитвенное правило. Текст его молитв абсолютно совпадает с утренними. И потом, трижды окрестившись, можно ложиться спать. Таково молитвенное правило для начинающих от самого святого старца Серафима Саровского.

Обозначение молитв

Молитва «Отче наш» является словом Господа, поставленная Им в образец. Молитва «Богородице Дева, радуйся» стала приветствием Архангела к Богородице. Молитва «Символ веры» - это уже догмат.

Однако наряду с этими молитвами необходимо произносить и другие, а также обязательно читать Евангелие, хвалебные каноны и акафисты.

Наш мудрый старец Серафим советовал, если из-за сильной занятости на работе не имеется возможности достойно читать молитвы, то это можно делать и при ходьбе, и при любом деле, даже лежа. Главное, всегда помнить его слова: «Всякий, кто призовет имя Господа, спасется».

Пророчества

Прозорливый старец мог предсказывать будущее. Так, он предсказал войну, революцию и расстрел Николая II и его семьи. Он предсказал и свою канонизацию. Но главное - он предрек возрождение России (начиная с 2003 года), что при всех тяжелых страданиях она станет великой державой, так как именно ее славянский народ стал хранителем веры в Господа Иисуса Христа. Именно Россия станем мировым лидером, ей покорятся многие народы, более сильного и могущественного государства на Земле не будет. Все, что предрекал святой отче Серафим Саровский, непременно сбывалось. А нам теперь остается только молиться Богу и святому старцу, чтобы и на сей раз сбылись все его пророчества.



В наше суетное время,когда все кругом спешат,суетятся,мы даже толком помолиться не имеем времени.Где уж нам до утренних или вечерних молитв.Утром встала и бегом:детей в школу или в сад собрать надо,мужа завтраком накормить да еще,некоторым, и собойку собрать,саму себя привести в порядок и такая конетель каждый день.А о душе своей думать забываем.Но и здесь нам на помощь приходят святые отцы.Преподобный Серафим Саровский разработал краткое молитвенное правило для тех мирян, кто по какой-то причине не способен следовать более полному молитвенному правилу.Всего - то нужно от нас встать с постели на минут 10 раньше и кратко помолиться.И этим поможем душе нашей победить тревогу, волнение, обрести уверенность и защиту Божию.

Серафим Саровский советовал молиться следующим образом: «Восставши от сна, всякий христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна. Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением». «Держась этого правила», говорит о. Серафим, «можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры». Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».
Вот оно
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского
Молитва Господня (Трижды)

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на
небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должни-
ком нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас
от лукаваго.

Молитва ко Пресвятой Троице (Трижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи
наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети
и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй.

Песнь пресвятой Богородице (Трижды)
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие,
Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах
и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса
родила еси душ наших.

Символ веры
Верую воЕдинаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И воЕдинаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна,
несотворенна, Единосущна Отцу, имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес
и воплотившегося от Духа Свята и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша,
и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писаниям.
И взошедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца. И вДуха Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем
и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
ВоЕдину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века.
Аминь.

тче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. (Трижды)

Молитва Богородице

огородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Трижды)

Символ Веры

ерую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковью Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь. (Единожды)

Краткое ежедневное молитвенное правило, завещанное Серафимом Саровским всем мирянам. Сам батюшка Серафим называл его "правильце". Еще это молитвенное правило называется: Серафимово правило.

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского

Многие, приходя к о. Серафиму, жаловались, что они мало молятся Богу, даже оставляют необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотству, другие - по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:

"Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

Молитву Господню: Отче наш - трижды, в честь Пресвятой Троицы,

Потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся - также трижды,

И, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога - единожды.

Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжает до обеда.

Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.

После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.

Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.

Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т. е. трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".

"Держась этого правила, - говорил отец Серафим, - можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры."

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на хотьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Молитвы для правила

Молитва Господня: Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Молитва: Богородице Дево, радуйся

Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою:
благословенна Ты в женах,
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва: Символ Веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.