Предки славян в античном мире. Праславянские корни культуры древних фракийцев Фракийцы предки славян
Всемирная история. Том 4. Эллинистический период Бадак Александр Николаевич
Фракийские племена
Фракийские племена
Обширная и богатая Фракия в I веке до н. э. была так густо населена, что греки считали фракийцев вторым по численности народом в мире. Природные богатства страны способствовали развитию производительных сил. Население плодородных равнин и долин Фракии занималось хлебопашеством и садоводством, а в менее благоприятных горных районах - скотоводством.
Фракийцы с большим искусством выращивали не только хлебные злаки, но и такие трудоемкие культуры, как конопля и виноград. Славились фракийцы и своим коневодством. Богатые месторождения железа, золота, серебра и других металлов, особенно интенсивно разрабатывавшиеся в центральных и южных областях страны, позволили фракийцам производить разнообразные виды орудий труда, оружия и украшений.
В конце VI - начале V веков до н. э. у фракийцев происходит имущественное расслоение. Начинается разложение родового строя. Появляется рабство, которое развивается не только за счет военнопленных, но и за счет порабощения своих соплеменников. Как сообщает Фукидид, фракийцы продавали в рабство даже своих детей. Однако главное место в общественном производстве занимали мелкие и средние земледельцы, которые составляли в то же время основную силу фракийского войска.
Фракийцы делились на множество племен, как правило, самостоятельных и независимых друг от друга. Племена управлялись вождями, которых греческие авторы называли царями.
Социальная дифференциация среди южных фракийцев ускорилась благодаря длительным и интенсивным связям с греческими государствами. Особенно большую роль греческие полисы играли в прибрежных районах Фракии. Эти крупные торгово-ремесленные центры служили удобными пунктами, куда фракийская знать могла сбывать рабов, хлеб, металлы и ремесленные изделия подчиненных ей соплеменников.
Торговля с греками стимулировала развитие товарно-денежных отношений среди наиболее развитых племен Южной Фракии. В то же время у многих племен, которые жили изолированно в труднодоступных горных районах или в центральных и северных областях Фракции, сохранялся первобытнообщинный строй.
В конце VI - начале V веков до н. э. восточные области Фракции были захвачены персидским царем Дарием во время его похода на скифов, а южное побережье было занято персами на их пути в Грецию. Отдельные фракийские племена оказали ожесточенное сопротивление персам, но отстоять независимость удалось лишь племенам центральных и северо-западных областей страны.
Персидское владычество над Фракией закончилось с поражением персов в 480–479 годах. Освобождение фракийских племен значительно ускорило процесс образования государства.
Сначала государство возникло у юго-восточных племен Фракии - одрисов. Правивший около 480–450 годов до н. э. Терес подчинил своей власти ряд более северных племен. Его сын Ситалк (450–424 годы) укрепил границы Фракии как на севере, где еще в VI веке до н. э. скифы постоянно совершали набеги на земли фракийцев, так и на западе, где правители Македонии пытались подчинить пограничные фракийские племена.
13 середине V века до н. э. Одрисское государство было еще слабо сплочено. Более изолированные и сильные горные племена полностью сохраняли свою независимость. Консолидация царства проходили в основном в районах, близких к побережью. Недостаточная централизация Одрисского царства объяснялась сохранением родо-племенных учреждений.
Царская власть у одрисов передавалась от отца не к сыну, а к старшему в роде. Как свидетельствует Фукидид, у царя были и «соправители», которые пользовались большими привилегиями, вплоть до выпуска монеты со своим именем.
Деятельность царя Ситалка несколько напоминает деятельность Филиппа II Македонского. Ситалк провел ряд крупных внутренних реформ. По сведениям Диодора, царь очень заботился о своих доходах. Именно Ситалк установил системы денежных и натуральных податей, которые уплачивались царю подвластными фракийскими территориями и прибрежными эллинскими городами.
Во времена Ситалка во Фракии началась чеканка собственной монеты, которая ходила наравне с широко распространенными монетами многих греческих полисов. При Ситалке и последующих правителях почти до середины IV века до н. э. Фракия играла большую роль в международной жизни Восточного (Средиземноморья. В это время Афины стремились поддерживать самые тесные связи с фракийскими династами, заключая с ними союзные договоры. Примером таких отношений может служить договор 391 года до н. э.
Тесные политические связи Фракийского царства со средиземноморскими центрами основывались на всестороннем экономическом общении.
В середине IV века до н. э. в истории Одрисского царства произошел перелом. В 359 году благодаря проискам афинян был убит царь Котис I, который пытался укрепить царскую власть. Это событие совпало с натиском на Фракию двух могущественных сил - скифов и македонян. В результате длительных войн к 336 году до н. э. часть Фракии попала в подчинение македонянам. Область к югу от устья Дуная захватили скифы.
Большинство племен, населявших Центральную Фракию (например, трибаллы), отстояло свою независимость. Власть одрисских царей сохранилась только в пределах их давних владений в Юго-Восточной Фракии. Им, как и правителям других прибрежных племен, пришлось признать верховную власть Македонии. Но ни Филипп, ни Александр Македонский не устанавливали во Фракии новой системы управления. Они ограничились лишь введением войск, численности которых было достаточно для поддержания македонского владычества в этих областях.
Все эти события сопровождались значительной эллинизацией населения Южной Фракии. Эллинская культура активно воспринималась знатью страны, что доказывает, например роспись склепа в городе Казанлыке в Болгарии.
Среди свободного населения Южной Фракии появляется обезземеленное и разоряющееся крестьянство. Об этом свидетельствует большое число наемников-фракийцев, которые встречаются в чужеземных армиях в течение всего III века.
После того как фракийцы освободились от македонского владычества, началась борьба с кельтами, которые вторглись в 279–277 годах не только на Балканский полуостров, но и в северные области Малой Азии. На небольшой территории в юго-восточной части Фракии возникло кельтское царство, которое просуществовало до 220 года до н. э.
В конце III века Южная Фракия была разделена на несколько небольших владений. Правители этих владений вели постоянные войны друг с другом. Значительно сократилась территория Одрисского царства. Теперь она включала в свой состав только коренные территории племени одрисов.
В III–I веках до н. э. Одрисское царство представляло собой довольно устойчивое государственное образование. Оно находилось в тесных экономических связях с некоторыми из прибрежных греческих полисов Фракии (например, Одесс в конце I века чеканил монету для одрисского царя), а также с крупнейшими центрами самой Греции. Одрисское царство очень настороженно относилось к росту римского влияния на Балканах, но достаточных сил для противодействия Риму у одрисов не было.
В 31 году до н. э. Рим посадил на одрисский престол своего ставленника. Тем самым Южная Фракия была превращена в зависимое от Рима царство.
История северофракийских племен до I века до н. э. известна лишь в общих чертах. Археологические памятники свидетельствуют о высоком уровне развития металлургического, камнетесного, керамического и других ремесел.
В I веке до н. э. у северофракийских племен - гетов и даков - возникает денежное обращение. В дакийских крепостях и поселениях этого времени найдены многочисленные монеты не только Рима и других государств, но и монеты местной чеканки, сделанные по образцу уже известных денежных единиц.
В начале I века до н. э. ведущее положение среди северодунайских племен занимали геты. Энергичный правитель гетов Биребиста, который правил в 60–45 годах до н. э., подчинил своей власти не только северодунайские, но и часть южнодунайских фракийских племен и даже некоторые мелкие греческие полисы, например Дионисиполь.
Биребиста провел реорганизацию гетского войска и построил многочисленные крепости по всей стране. Царство Биребисты еще сохраняло многие черты союза племен, которые своеобразно сочетались с зачатками государственного строя.
Но подъем Гетского царства оказался недолговечным. В 45 году до н. э. Берибиста был убит восставшими против него гетами. Царство распалось на несколько самостоятельных частей. Проводившаяся Биребистой политика объединения не нашла поддержки среди гетов. Племенная раздробленность на некоторое время вновь одержала верх.
Из книги Велесова книга автора Парамонов Сергей ЯковлевичСлавянские племена 6а-IИ были князья Славен с братом его Скифом. И тогда узнали они о распре великой на востоке и так сказали: «Идем в землю Ильмерскую!» И так решили, чтобы старший сын остался у старца Ильмера. И пришли они на север, и там Славен основал свой город. А брат
Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар НиколаевичВосточнославянские племена О том, какую систему счисления лет приняли в Древней Руси, определив тем самым свое место во времени, мы уже знаем. Вторым, не менее важным признаком цивилизации является определение своего места на Земле. Где обитает твой народ и с кем он
Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей ИвановичИталийские племена Население Италии в раннеримские времена было чрезвычайно пестрым. В долине По и несколько южнее жили племена кельтов (галлов): инсубры, ценоманы, бойи, сеноны.К югу от верхнего По, в Приморских Альпах и на генуэзском (лигурийском) побережье находились
Из книги Нашествие. Пепел Клааса автора Максимов Альберт ВасильевичГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА Бургунды и балтийские острова Бургундия на Черном море Лангобарды Физический тип германцев Вестготы БУРГУНДЫ И БАЛТИЙСКИЕ ОСТРОВА Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс, И в ваших жилах тоже есть огонь. Из песни на слова Ю. Ряшенцева О
Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл ЮрьевичПлемена даяков Даяки – коренные жители Борнео, живущие, преимущественно, во внутренних областях огромного острова. Термин даяки собирательный и объединяет более 200 этнических групп, каждая из которых имеет свой язык или диалект, территорию, обычаи и культуру. В то же
Из книги «Ілюстрована Історія України» автора Грушевский Михаил Сергеевич11. Українські племена Отакі степові бурі, як отсей аварський погром, не могли налякати привичних до всякої біди степових Українців, і вони далї держали ся в степах і посували ся все далї: на схід до Азовського моря, на захід до Дунаю, їх розселенню багато помогло се, що в
автора Коллектив авторовПлемена и народы Какие же племена населяли Восточно-Европейскую равнину еще до образования Древнерусского
Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторовВосточнославянские племена БУЖА?НЕ – восточнославянское племя, жившее на р. Буг.Большинство исследователей полагает, что бужане – это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть
автора Бадак Александр НиколаевичИллирийские племена Восточное побережье Адриатического моря населяли иллирийские племена. Иллирийцы сравнительно поздно вступили в общение с греческим миром. К тому времени у них уже сложился государственный строй. У иллирийских племен - япидов, либуров, далматов,
Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр НиколаевичФракийские племена Обширная и богатая Фракия в I веке до н. э. была так густо населена, что греки считали фракийцев вторым по численности народом в мире. Природные богатства страны способствовали развитию производительных сил. Население плодородных равнин и долин Фракии
Из книги Дунай: река империй автора Шарый Андрей Васильевич Из книги Велика історія України автора Голубец НиколайСловянські племена Наш найстарший літопис малює вже перед нами таку етнографічну карту східньої Европи, яка усталилася по тих, ближче нам незнаних сторіччях переселенчих хвилювань, припливів та відпливів населення, залежно від того, якими культурно-організаційними
Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр НиколаевичПервобытнообщинные племена Первобытнообщинный строй, все еще господствовавший в те времена среди племен, сдерживал их развитие, но те из них, кто освоили металлургию железа и находились на непосредственной периферии существовавшего в тот период рабовладельческого
Из книги Скифия против Запада [Взлет и падение Скифской державы] автора Елисеев Александр ВладимировичГлава 7 Трояно-фракийские пути скифов Фракийское убежище. – История одного этнонима. – Венетизация Европы. – Мировая Троянская
Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю4. ПЛЕМЕНА ЮГА "В междуречьях нижнего Днепра, Днестра и Прута, а также Прикарпатья антская пражско-пеньковская культура преобразуется к 8-у веку в Луку-Райковецкую. Племенные различия нивелируются и этот район становится этноединым с различными межплеменными
Из книги К истокам Руси [Народ и язык] автора Трубачев Олег НиколаевичБалто-дако-фракийские связи III тыс. до н. э. (славянский не участвует) «Праколыбель» балтов не извечно находилась где-то в районе Верхнего Поднепровья или бассейна Немана, и вот почему. Уже довольно давно обратили внимание на связь балтийской ономастической
Внешний облик
Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке .
Происхождение
Ряд исследователей отождествляют предков фракийцев с носителями сабатиновской , либо белогрудовской культуры .
Генетические исследования дают возможность предположить, что после переселения с Карпат на Балканский полуостров принадлежавшие к гаплогруппе R1a индоевропейцы ассимилировались с местными палеобалканскими племенами гаплогруппы I2a , в результате чего образовались - известные нам по письменным источникам - фракийские народности (в которых доминировала гаплогруппа I2a с небольшой примесью гаплогруппы R1a); при этом новый язык сформировался на основе языка завоевателей, то есть на индоевропейской основе, вобрав в себя некоторые местные черты
В статье журнала Eupedia, посвященной генам рыжих волос, автор считает фракийцев носителями гаплогруппы R1b .
Исторические области фракийцев
Фракийские племена (около 200 этнонимов ) были очень многочисленны и жили на территории современного Балканского полуострова и части Малой Азии.
- Фракия (Болгария и европейская Турция)
- Дакия (Румыния)
- Вифиния (северо-западная Анатолия)
- Мизия (северо-западная Анатолия)
История
Формирование и распространение фракийцев в Малую Азию относится к эпохе миграций народов моря . Уже Гомер помещает фракийцев на берегах Геллеспонта (Илиада , II, 845).
В конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия , Дакия и т. д.) и, по сути, стали подданными этих государств.
Однако небольшие группы фракийцев существовали ещё до переселения славян на Балканы в VI в. н. э., то есть не исключено, что часть фракийцев была ассимилирована славянами .
Археология
Фракийские артефакты
Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну . Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган , устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев.
Иосиф Флавий утверждал, что родоначальником фракийцев был седьмой сын Иафета , Тирас . Он также утверждал, что изначально фракийцы назывались тирасийцами, но потом греки переименовали их.
Фракийские племена
Ниже представлен неполный список фракийских племён (англ.) русск. :
Не полностью фракийские племена:
- Агафирсы (Скифско -фракийское племя)
- Дарданцы (племя, смешанное из фракийцев, иллирийцев и возможно пеонийцев)
Известные фракийцы
Кто не слышал имена великих фракийцев - легендарного певца Орфея, гладиатора Спартака? Всемирно прославленны фракийские золотые клады священных сосудов - жертвоприношения подземным богам; величественные гробницы фракийских царей - настоящие подземные храмы, украшенные скульптурами и фресками; древние камни с изображением божеств, в первую очередь знаменитого Фракийского всадника - солнечного божества Героса (Реса), упоминаемого в «Илиаде» Гомера.
Фракийская культура, как и неолитическая культура Триполья на Украине, - прямая преемница древнейшей на Земле малоазийской цивилизации Чатал-Гююка - Хаджилара (VIII-VI тыс. до н.э.). Об этом писал еще ее первооткрыватель Дж. Мелларт. Но фракийский язык, ввиду крайней скудости письменных данных, остается тайной за семью печатями. В Древней Греции он был священным языком дионисийских, элевсинских и самофракийских мистерий, языком посвященных. В римскую эпоху поэт Овидий, сосланный на границу фракийских и скифских земель, по собственному свидетельству, выучил его и писал на нем стихи, но они не сохранились.
Именно о фракийском языке пишет классик сербской литературы Милорад Павич в своем «культовом» романе «Хазарский словарь» (1989), а вовсе не о хазарском. Это от фракийского языка сохранилась лишь надпись, «выгравированная на старинном перстне». Не случайно поэтому «хазарское» кладбище археологи в его романе находят не в Северном Прикаспии и Поволжье, где жили исторические хазары, а на Балканах, «в Югославии недалеко от Дуная, в окрестностях города Нови-Сад». И слова «образ мой», «образ твой» из «хазарского» стихотворения, приводимого в романе, не могли бы присутствовать в языке исторических хазар, относившемся к болгаро-печенежской группе тюркских языков, не родственном индоевропейским, славянским. А фракийский язык был им родствен - исследования палеобалканистов, даже на имеющемся скудном материале, убедительно подтверждают это.
Пишет В. И. Щербаков, выполнивший перевод единственной сохранившейся удобочитаемой надписи на загадочном языке исчезнувшего народа фракийцев:
Летописная связь времен
«Спустя много времени (после Всемирного потопа) сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели», - сообщает русский летописец («Повесть временных лет», перевод академика Д.С. Лихачева).
К Дунайской южной прародине возводят историю славян и московские историки эпохи Ивана Грозного в созданной ими «Степенной книге»: «Еще же древле и царь Феодосий Великий (римский император в 379-395 гг. н.э.) имяше брань с русскими вои». Какие источники древности попали в их руки? Можно лишь гадать об этом. Указания летописцев не могли не привлекать внимания исследователей, как и явно дунайское происхождение многих находок на берегах Днепра. Это прежде всего многочисленные фибулы - застежки для плащей (этот вид одежды для восточных славян не был свойствен), поясные наборы того же происхождения, украшения, серебряные вещи. Объяснить появление всего этого только торговыми связями не представляется возможным. Но попробуем поверить «Повести временных лет» - не поможет ли такой подход справиться с дунайской дилеммой?
Века Трояновы
Во II-IV веках нашей эры в Поднепровье произошли удивительные перемены. Сложилась по существу новая система хозяйства, резко возросла плотность населения. Археологи находят свидетельства этих перемен на территории всей так называемой Черняховской культуры (названной так по имени села Черняхов, где был найден ее первый памятник).
Область Черняховской культуры на севере доходила до Припяти, на востоке - до Северного Донца, на западе - до хребтов Южных Карпат и центральной части современной Румынии. Эта огромная территория во II веке нашей эры оказалась вдруг вовлеченной в стремительный процесс развития. Все менялось буквально на глазах. Этот скачок по своей значимости и достижениям равен предыдущему тысячелетию, если не более того.
В 1920-х годах эту культуру назвали культурой римских влияний. Зарождение ее совпадает по времени с захватом римлянами обширных областей к северу от Дуная, где была образована римская провинция Дакия. Некоторые историки делают упор на римское влияние на основе многочисленных находок римских монет, стеклянных кубков, даже золотых медальонов римского императора Траяна (98-117 гг. н.э.), завоевавшего Дакию. Однако медальоны найдены не в Дакии, а на землях славян, на Волыни.
Римское влияние отрицать трудно - завоевания не прошли бесследно. Но провинцию Дакию от славянских территорий отделяли Карпаты. Вряд ли развитая торговля могла осуществляться через Карпатский узел. Почему же тогда на Волыни находят медальоны римских императоров, золотые монеты римской чеканки, клады с вещами римского происхождения?
Ответить на этот вопрос можно, сопоставив последовательность главнейших событий на Волыни. Первое событие: появление здесь дорогой серебряной и стеклянной утвари и огромного количества римских монет. Второе событие: начало интенсивного развития региона, то есть, по существу, формирование Черняховской культуры. Первое событие отмечено I веком, второе относится в своей развитой форме ко II веку. Появление римских монет предшествует формированию товарного сельского хозяйства во всем интересующем нас регионе Черняховской культуры.
Значит, торговли почти не было. Монеты же находят. Объяснение - факт массового переселения на эти земли с территорий, подвластных Риму, то есть ближайших провинций: Дакии и Мезии.
В составе более поздних кладов монет обнаружена более ранняя чеканка. Это означает передачу римских денариев по наследству. По наследству передавались и императорские медальоны - достояние местной знати. Это не военные трофеи, это еще одно свидетельство переселения.
Разгадку тайны знает Фракия
История фракийских племен восходит к глубокой древности. Во II тысячелетии до нашей эры они занимали все пространство от Адриатики до Черного моря (Понта). Малоазийские области близ Трои этнически были идентичны собственно Фракии, их населяли фракийские племена.
Тысячью нитей искусство Фракии связано с Трипольской культурой на Украине. Фракийская гробница в Казанлыке (конец IV - начало III в. до н.э.) - шедевр строительного искусства, а живописные изображения со знаменитыми фракийскими конями поражают воображение.
Особое место занимала у фракийцев выплавка и обработка металлов. Именно искусство выплавки металлов из руд принесли с собой в Италию этруски. Гипотеза о дунайском происхождении этрусков высказана уже давно. У скальных склепов Фракии есть аналоги среди памятников Этрурии - с учетом рельефа они заглублялись в почвенный слой, сохраняя главные черты фракийских гробниц. Мне в свое время удалось проследить также и языковые параллели.
Древняя культура фракийцев была воспринята пришельцами-греками. Это мифы, культы Ареса, Диониса и Орфея, бывшего, по преданию, царем фракийцев. Легендарный певец дал имя учению, которое распространилось в Греции (орфизм).
Первое государство во Фракии сложилось в V веке до нашей эры. Царь фракийского племени одрисов Терес объединил населявшие Фракию племена, разные по этническому составу - праславянские, кельтские и др.
Дочь свою Терес выдал замуж за скифского царя Ариапейфа (Геродот, IV, 80). Был заключен союз. Близ Пловдива в кургане обнаружен золотой перстень одного из одрисских правителей, на котором выгравировано имя владельца: Скифодок. Это свидетельство мира и родства фракийских династов со скифами.
Македонию также населяли тогда фракийские племена, но они были сильно эллинизированы. Поход Александра Македонского во Фракию (336 г. до н.э.) поставил страну в зависимость от усилившегося соседа. Внутреннее управление во Фракии оставалось за местными князьями. После смерти Александра и распада его империи князь одрисов Севт III (324-311 гг. до н.э.) восстановил независимость государства. Он выпускал серебряную монету, перечеканивая македонское серебро с изображением Александра Великого.
В I веке Фракия стала провинцией Римской империи. При Траяне севернее Фракии была образована провинция Дакия. Мезийская часть одрисского царства вошла в состав провинции Мезия.
Государство одрисов стало провинцией Римской империи (это и есть начало волны массового переселения на север и на восток). Его шестисотлетняя история кончилась. Кончилась, чтобы воссияла слава Киева и Новгорода.
Грозные волны степных нашествий докатывались до Фракии, защищавшей северные и восточные пределы Римской империи на Дунайском лимесе. Волна переселений на север - в лесостепи Поднепровья - вовлекала фракийские племена, захватывая в том числе и славян.
Переселение на север - это путь не одних лишь славян. Кельты жили на Дунае. Им тоже предстояла дальняя дорога в северные края.
Но пора вернуться к фракийцам.
Боги старых времен
Фракия открывает двери в древнейшую, считающуюся утраченной или не существовавшей вовсе, историю европейских народов. Фракийцы, по сообщению Платона и Тита Ливия, водили козу, совсем как славяне на Днепре, в праздник новолуния, которое сопутствует зимнему солнцестоянию в созвездии Стрельца. Обычай этот до недавнего времени был жив на Украине!
Культ Солнца во Фракии играл главную роль.
Фракийцы верили в бессмертие души, боготворили возрождающуюся природу, приносили в жертву животных. Красочные, в маскарадных одеяниях, кукерские игры, народная одежда, украшения, встреча времен года - все это сохранилось на территории Фракии и было передано позднейшему болгарскому населению, стало элементами его культуры. Те же основные черты фракийской культуры характерны для многих славянских племен - и это, несомненно, эстафета, переданная фракийцами после их переселения на новые земли. Славяне верили в бессмертие души и в загробную жизнь, боготворили природу, совсем как фракийцы. Случалось так, что после смерти мужа вдова добровольно шла на смерть, чтобы не расставаться с ним. Славяне и фракийцы одухотворяли силы видимого мира, поклонялись источникам и священным рощам.
Путь богов - это путь людей. Он указывает направление переселения племен: Иллирия, Фракия - Поднепровье.
Киевская летопись дает описание праздника Купалы. Праздник в честь этого славянского божества аналогичен празднествам, которые устраивались во Фракии и во Фригийском царстве, созданном фракийскими переселенцами в Малой Азии. Фригийскую богиню звали Кибела, фракийскую - Кабила (Кабиры – Самофракийская Троица.Три Кибелы –матери – hvac ). На древней земле Этрурии известно имя Купавон с тем же значением.
В V книге своей «Истории» Геродот описывает погребальные обряды фракийцев. Он пишет, что покойника предают земле или сжигают на огне. Черняховцы хоронили умерших так же, как и фракийцы. Геродот упоминает о состязаниях в честь умершего, в которых высшая награда «назначается для единоборцев, каждый раз смотря по виду состязания». Точно такой же обычай воинских или конных состязаний в честь умершего, согласно «Повести временных лет», свойствен славянам - вятичам, северянам, радимичам, кривичам. За полтора тысячелетия без малого он не изменился.
След конского копыта
Фракийская керамика найдена на Верхнем Днестре и в Северном Приднепровье (с. Иване Пусте на Украине близ Тернополя и др.).
На Днепре, близ Киева, в той самой области, которая соответствует изначальной Руси, найдены фибулы - застежки для одежды дунайского типа. Литые фибулы вошли в моду в последний период Римской империи. Их несколько типов. Все они представлены в раскопках близ Киева. Время: IV-V века нашей эры.
Мартыновский клад того же периода на Днепре состоит из комплекта серебряных вещей. Среди них - изображение человека в вышитой рубахе и двух коней. Естественное расположение их такое, что кони обращены к человеку. Это фракийский сюжет, причем самый распространенный. Изображения двух коней с человеком посередине характерны для Фракии и особенно для левобережья Дуная.
На вышитых славянских полотенцах, в том числе русских, нередок тот же сюжет. Вышитые кони на них соответствуют коням Мартыновского клада.
Более тысячи изображений во Фракии посвящены так называемому Фракийскому всаднику, конное изображение которого особенно широко распространилось именно в первые века нашей эры, то есть в период переселения фракийцев на север и восток. Фракийский всадник - не только спутник массового переселения, он его символ и надежда. На русских вышитых полотенцах мы найдем этого всадника. Это, к примеру, полотенце из бывшего Пудожского уезда Олонецкой губернии в коллекции В.Н. Харузиной. Вместо головы у него фигура с символами Солнца, во всем подобными фракийским.
На многих полотенцах изображены женщины. Среди них, как отмечает академик Б. А. Рыбаков, богиня Макошь. Но вот что любопытно: даже на этих «женских» полотенцах фигуры расположены на фракийский манер! В середине Макошь, по обе стороны от нее две всадницы.
Двух коней и центральную фигуру не спутаешь ни с какими другими и на русских подвесках-амулетах XI-XII веков. Дальнюю дорогу одолели и фракийские священные птицы из того же круга находок, и фракийские звери, и фракийские солярные знаки.
Имена предков
Нет нужды доказывать, что славяне на своей прародине, во Фракии и Иллирии, говорили по-славянски. Но праславяно-фракийские языковые связи до сих пор практически не исследовались.
«К сожалению, праславяно-фракийские языковые контакты не поддаются изучению». Таков вывод известного археолога и историка-слависта В.В. Седова. «...Выделить фракийские слова в праславянском не представляется возможным, так как наши сведения о фракийской лексике смутны и неопределенны», - констатирует лингвист С.Б. Бернштейн.
Фракийский язык реконструировать трудно, поскольку, по определению В.П. Нерознака, он документирован лишь «апеллятивной лексикой, глоссами, дакийскими названиями растений и некоторым числом надписей, правда, плохо поддающихся истолкованию».
Таким образом, причиной неизученности праславяно-фракийских языковых контактов и невозможности выделения фракийских слов в праславянском языке является неизученность фракийской лексики и отсутствие переводов и даже истолкований малочисленных фракийских надписей. Отсутствие сколько-нибудь значительных текстов, дошедших из древности, заставляет обратиться к другим источникам. Это прежде всего личные имена фракийцев-легионеров или крестьян, иногда рабов. Они остались на надгробиях. Латиница донесла до нас эти имена, греческие надписи также.
Мне посчастливилось изучить около 10 000 дохристианских славянских имен в связи с фракийской проблемой. Несколько сот дохристианских славянских имен обязаны своим происхождением древнему именослову Иллирии и Фракии.
Упоминается в Киевской летописи Дюрдев внук. Имя Дюрд хорошо знакомо фракийцам. Русское имя Дюрги из Киевской летописи встречается у фракийцев в форме Дюрже, Дюрге. Дула - так нарекали детей в Киевской Руси. Дуло - так нарекали своих детей фракийцы. В списке иллирийских имен находим: Весцлев. Это имя Веслав, Вячеслав. Личным именам фракийцев Биса, Бенило соответствует болгарское имя Виша и чешское Венило. Фракийское имя Даж также хорошо известно славистам.
Зайка - личное имя у фракийцев. В болгарском современном осталось «заек», в русском это же слово без всяких изменений звучит в детской речи. О чем поведал золотой фракийский перстень Самая пространная из фракийских надписей греческими буквами была обнаружена на золотом перстне конца V века до нашей эры, найденном в 1911 году в с. Езерово в окрестностях Пловдива.
Перстень хранится ныне в Археологическом музее Софии. Он весит 31,3 грамма, диаметр его 2,7 сантиметра. Надпись выгравирована на круглой пластинке-жуковине, на лицевой ее стороне: POLISTENEASNEPENEATILTEANISKOA PAZEADOMEANTILZYПTAMIHEPAZHLTA Публикаций переводов не было. По мнению болгарского лингвиста В. Георгиева, речь идет о молодой женщине по имени Ролистена, кончина которой последует вместе с кончиной супруга. Но изучение надписи позволяет сделать вывод о ее несоответствии такому истолкованию.
Одна из главных трудностей перевода состояла в правильном словоразделении. В решении этой задачи могло бы помочь правильное выделение хотя бы единичных слов. На этом пути возникло предположение, что строки фракийской надписи различаются по длине не из-за геометрии пластинки, а из-за стремления автора надписи не разрывать слова, размещая их слоги в разных строках. Прежде всего ожидалось выделение слов, близких к «этрускоидной» лексике. Действительно, в надписи имеется этрусское слово ATI, «мать» - им заканчивается вторая строка фракийского текста. С помощью комбинаторно-семантического метода нам удалось разделить текст надписи на слова и выполнить перевод.
При этом использовались дополнительно пороговые алгоритмы, созданные на основе работ И.В. Соколовой «Социальная информатика» (М., 2002) и др. Приводим наш перевод всех слов надписи. Цифрами в скобках обозначены номера строк.
(1) ROLIS - «кольцо», «перстень». Соответствия - в индоевропейских языках. TEN - «этот». Этрусское ita «это», тохарское А tam «это», словацкое ten «этот», чешское ten «этот», верхнелужицкое ton «этот». EASN - «есть». Древнепрусское asmai, латинское est, древне-польское jesm, древнерусское есмь с тем же значением.
(2) ERENE - «память». Исландское erendi в значении «весть», «послание», древнескандинавское erendi в значении «дело», «поручение», немецкое erinnern «напоминать». ATIL - «матери».
(3) TEANIS - «твоей». Этрусское ta «тот», «та». KOA - «которая». Болгарское: кой - «кто». Русское: кой, кое, кая, - «какой» и др.
(4) RAZE - «родила». Русское: рожать, родить.A - «да, и» - союз. DOM - «дом». Греческое domos «строение», древнеиндийское damas «дом», словенское, словацкое, верхнелужицкое, нижнелужицкое dom в том же значении.
(5) EANT - «своём». ILZU - «выкормила», «вскормила». Русское: ёлзать, елозить - «есть», «черпать ложкой».
(6) PTA - «маленькую», «малютку». Латинское putus «дитя», putilia, «птенец», французское petit «дитя, малыш», древнерусское: пта - птица, птаха. MIHE - «мою».
(7) RAZHLTA - радовательница(у), радость. Перевод всей надписи на фракийском перстне:
«Перстень этот есть память матери твоей, которая родила и (в) доме своем выкормила малютку, мою радость».
Анализ фракийской лексики по надписи на перстне из с. Езерово показывает наличие схождений между фракийским и славянским языками. Это может служить основанием для двух гипотез.
Первая: фракийский язык - это и есть праславянский язык.
Вторая: фракийский - это субстратный язык, оказавший на славянские сильнейшие влияния.
Отметим важные обстоятельства, связанные с индоевропейской традицией: в ее русле формировались черты языка, которые прослеживаются в славянских поныне даже на уровне фразеологии. В тексте надписи отражены искренность, прямота, нежность; выразительность текста достигнута лаконичными средствами. Вместе с тем мать как бы дает урок своей дочери на собственном примере любви и верности - без прямых наставлений и поучений. Поразительный текст! Подобные традиции в сфере семьи и родственных отношений не прививаются извне - они отражают собственные обычаи, свойственные этносу. Текст золотого фракийского перстня можно рассматривать как яркое литературное произведение, не имеющее аналогов ни по стилю, ни по яркости и искренности запечатленных в нем человеческих чувств, ни по раннему уровню их многогранности. В такой необыкновенно лаконичной форме вряд ли всё это было достижимо и для более поздних эпох.
· Тохарскиекурсивом выделены мёртвые языковые группы
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Внешний облик
Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке .
Происхождение
Ряд исследователей отождествляют предков фракийцев с носителями сабатиновской , либо белогрудовской культуры .
По мнению белорусского историка Носевича у фракийцев вероятно была распространена гаплогруппа I2a
Исторические области фракийцев
Фракийские племена (около 200 этнонимов ) были очень многочисленны и жили на территории современного Балканского полуострова и части Малой Азии.
- Фракия (Болгария и европейская Турция)
- Дакия (Румыния)
- Вифиния (северо-западная Анатолия)
- Мизия (северо-западная Анатолия)
История
Формирование и распространение фракийцев в Малую Азию относится к эпохе миграций народов моря . Уже Гомер помещает фракийцев на берегах Геллеспонта (Илиада , II, 845).
В конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия , Дакия и т. д.) и, по сути, стали подданными этих государств.
Однако небольшие группы фракийцев существовали еще до переселения славян на Балканы в VI в. н. э., т.е. не исключено, что часть фракийцев была ассимилирована славянами .
Археология
Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну . Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган , устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев.
- Геты (Геродот, История 4:93)
- Даки :
- Нипсеи (Геродот, История 4:93)
- Одрисы
- Пиерийцы (пиериды)
- Скирмиады (Геродот, История 4:93)
Не полностью фракийские племена:
- Агафирсы (Скифско -фракийское племя)
- Дарданцы (племя, смешанное из фракийцев, иллирийцев и возможно пеонийцев)
Известные фракийцы
- Буребиста - царь Дакии , подчинивший своей власти огромную фракийскую территорию от современной Моравии на западе до реки Буг на востоке, от Карпат на севере, до Дионисополиса (современный Балчик) на юге.
- Децебал - царь Дакии , победивший во множестве сражений с римлянами , но был разбит войском Траяна .
- Орфей - в древнегреческой мифологии певец, музыкант , игравший на лире . Сыграл важную роль в религии Греции и Болгарии .
- Спартак - римский гладиатор, поднявший восстание на Апеннинском полуострове в 73-71 годах до нашей эры. Его армия, состоявшая в основном из бежавших гладиаторов и рабов, разбила несколько римских легионов в войне, известной как «Третья война рабов» или «Восстание Спартака ».
Напишите отзыв о статье "Фракийцы"
Примечания
Литература
- Данов Х. М. Древна Тракия. - София, 1968.
- Златковская Т. Д. Возникновение государства у фракийцев (VII-V вв. до н. э.). - М ., 1971.
- Фракийское искусство и культура болгарских земель. Каталог выставки. - М ., 1974.
- Цончева М. Художественото наследство на Тракийските земи. - София, 1971.
- Detschew D. Die Thrakischen Sprachreste. - W., 1957.
- Wiesner J. Die Thraker. - Stuttg., 1963.
- Болгарская академия наукы. История Болгарии, том 1. - София, 1979.
Ссылки
- // Большая Советская Энциклопедия.
- .
|
Отрывок, характеризующий Фракийцы
Лицо княгини изменилось. Она вздохнула.– Да, наверное, – сказала она. – Ах! Это очень страшно…
Губка Лизы опустилась. Она приблизила свое лицо к лицу золовки и опять неожиданно заплакала.
– Ей надо отдохнуть, – сказал князь Андрей, морщась. – Не правда ли, Лиза? Сведи ее к себе, а я пойду к батюшке. Что он, всё то же?
– То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна.
– И те же часы, и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости.
– Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни.
Когда прошли те двадцать минут, которые нужны были для срока вставанья старого князя, Тихон пришел звать молодого князя к отцу. Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. Князь ходил по старинному, в кафтане и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом, кресле, в пудроманте, предоставляя свою голову рукам Тихона.
– А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь? – сказал старик и тряхнул напудренною головой, сколько позволяла это заплетаемая коса, находившаяся в руках Тихона. – Примись хоть ты за него хорошенько, а то он эдак скоро и нас своими подданными запишет. – Здорово! – И он выставил свою щеку.
Старик находился в хорошем расположении духа после дообеденного сна. (Он говорил, что после обеда серебряный сон, а до обеда золотой.) Он радостно из под своих густых нависших бровей косился на сына. Князь Андрей подошел и поцеловал отца в указанное им место. Он не отвечал на любимую тему разговора отца – подтруниванье над теперешними военными людьми, а особенно над Бонапартом.
– Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше?
– Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
– Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь.
– Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили.
Князь Андрей улыбнулся.
– Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился.
– Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут?
Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал:
– Белый! белый!
Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. Другой раз он остановился, спросил:
– И скоро она родит? – и, с упреком покачав головой, сказал: – Нехорошо! Продолжай, продолжай.
В третий раз, когда князь Андрей оканчивал описание, старик запел фальшивым и старческим голосом: «Malbroug s"en va t en guerre. Dieu sait guand reviendra». [Мальбрук в поход собрался. Бог знает вернется когда.]
Сын только улыбнулся.
– Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
– Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.
В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.
– Как я узнаю его всего тут! – сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на брата. Она не понимала, чему он улыбался. Всё сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.
– У каждого своя Ахиллесова пятка, – продолжал князь Андрей. – С его огромным умом donner dans ce ridicule! [поддаваться этой мелочности!]
Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома.
В то же мгновение большие часы пробили два, и тонким голоском отозвались в гостиной другие. Князь остановился; из под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех и остановились на молодой княгине. Молодая княгиня испытывала в то время то чувство, какое испытывают придворные на царском выходе, то чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. Он погладил княгиню по голове и потом неловким движением потрепал ее по затылку.
– Я рад, я рад, – проговорил он и, пристально еще взглянув ей в глаза, быстро отошел и сел на свое место. – Садитесь, садитесь! Михаил Иванович, садитесь.
Он указал невестке место подле себя. Официант отодвинул для нее стул.
– Го, го! – сказал старик, оглядывая ее округленную талию. – Поторопилась, нехорошо!
Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами.
– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
Древнейшим народом Карпато-Балканского пространства, упоминавшимся в трудах античных авторов, были фракийцы - группа индоевропейского происхождения, чей этногенез происходил в конце III - начале II тыс. до н. э. на северо-балканском пространстве, в соседстве с другими индоевропейскими группами: предками хеттов, италиков, протобалтославян и др.
Фракийцы жили на огромной территории между Эгейским морем и Анатолийским полуостровом на юге, Северными Карпатами и верхним течением Днестра на севере, средним течением Дуная и Моравской возвышенностью на западе, Чёрным морем и устьем Буга на востоке.
В конце II - начале I тыс. до н. э. фракийцы заселили значительную часть Балканского полуострова, некоторые острова в Эгейском море: Самофракия, Наксос, Фасос, Лемнос, Кос, Лесбос. Также фракийцы появились в Малой Азии, где контактировали с хеттами, троянцами и другими родственными индоевропейскими народами.
Фракийский мир не был однородным ни с точки зрения языка, ни с точки зрения материальной культуры. Балканские горы разделяли данный ареал на две большие части, которые населяли южные и северные фракийцы. Античные авторы упоминают порядка ста фракийских групп. Среди южных фракийцев выделяются племена одрисов, бессов, битинов, киконов, эдонов, а среди северных фракийцев - геты (позднее даки), тирагеты, кробиды, трибаллы, костобоки, карпы и др.
Геродот писал, что «народ фракийцев после индийцев - самый многочисленный на земле». Фракийцы вели оседлый образ жизни. Их основными занятиями были земледелие, выращивание скота, виноградарство и горное дело. Они были известны как мужественные воины, их породы лошадей, оружие знали во всем древнем мире.
Впервые фракийцы упоминаются в «Илиаде» Гомера, в рассказе о Троянской войне. В гомеровских поэмах идет речь о двух фракийских племенах - синтах и киконах, которые были союзниками троянцев. Также Гомер называет имя одного из фракийских царей - Реза.
Язык фракийцев относится к индоевропейской семье, будучи родственным с протоиталийскими, протобалтославянскими и иранскими языками.
Соседи фракийцев. В конце эпохи бронзы (12 век до н.э.) во фракийское пространство из степей Северного Причерноморья проникли носители культур Ноуа (распространена в Молдове и Трансильвании) и Кослоджень (известна в Добрудже и Мунтении), которые занимались выращиванием скота и земледелием. К востоку от фракийцев в XII-IX веках до нашей эры проживали киммерийцы, народ индоевропейского происхождения. В VIII веке до н.э. из степей Северного Причерноморья их вытеснили скифы. Скифы на протяжении веков контактировали с фракийцами, поддерживая торговые и культурные связи. Позднее, пришедшие на смену скифам сарматы постепенно стали проникать на занятые северными фракийцами земли, смешиваясь с ними.
К западу от фракийцев жили иллирийцы, предки италиков и кельты (последние во множестве населяли Западную Европу). К югу жили греки.
Многие группы фракийцев обитали в Малой Азии: битины, мисы, фригийцы и др. Они поддерживали связи с Хеттским царством. После разрушения этого государства «народами моря», часть хеттов переселилась на земли фракийцев, позднее та же судьба ждала мелкие государственные образования, именовавшиеся «хеттскими», которые в VIII веке до н. э. уничтожили ассирийцы под предводительством Саргона.
Образ жизни.
Фракийцы так и не смогли объединиться, чтобы создать одно государство, они были разделены на ряд военно-политических формирований.
На землях к востоку от Карпатских гор фракийские племена появляются в конце II тысячелетия до н.э. Они селились на возвышенностях и склонах холмов. В этих местах фракийцы создали множество поселений. Некоторые из них были укреплены, приобретя вид крепостей (городищ). Позже их стали называть давами.
Основными занятиями фракийцев были земледелие, выращивание скота и ремёсла. Возделывали пшеницу, ячмень и просо. Из домашних животных выращивали крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Землю обрабатывали деревянным плугом, который тянули быки. Урожай убирали бронзовыми, а позже и железными серпами, зерно мололи при помощи зернотерок.
В этот период формируются ремёсла: ткачество, изготовление изделий из бронзы и железа, производство керамики. В течение первой половины I тысячелетия до н.э. распространяется технология обработки металлов, что подтверждают находки у села Костешты - формы для отливки предметов из бронзы. К VIII веку до н.э. получает распространение производство предметов и оружия из железа (находки у сел Селиште и Матеуцы).
Одним из второстепенных видов деятельности была охота.
Наши предки строили дома из вертикально вкопанных брёвен, сплетённых прутьями. Жилища обогревались при помощи очагов и печей. В ранний период общество северных фракийцев с точки зрения имущественного расслоения было однородным. Северные фракийцы объединялись в группы, состоявшие из множества семей; во главе их находились люди, обладавшие большой властью.
Экономическое, социальное и культурное развитие северных фракийцев ускорялось благодаря контактам с соседними. Они поддерживали торговые и культурные отношения с южными фракийцами, киммерийцами и скифами на востоке. А с VII-VI веков до н.э. устанавливаются связи c греческими колониями на побережье Черного моря (Истрия, Тира, Ольвия, Томы и др.).
Контакты с народами Юго-Восточной Европы подтверждают многочисленные археологические памятники, найденные на территории Молдовы.