Тирпиц (линейный корабль). Линейный корабль «Тирпиц Тирпиц водоизмещение

Тирпиц

«Тирпиц» (нем. Tirpitz) - второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота. За пассивную роль в войне норвежцы прозвали линкор «Одинокая Королева Севера» (норв. Den ensomme Nordens Dronning). Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа «Tallboy». Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.

История применения

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица - основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому «Тирпиц» использовался крайне редко.

В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в Россию и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vågsøy). Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну. Однако, даже простое присутствие «Тирпица» связывало значительные силы Королевского флота, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на это, британский флот учитывал потенциальную опасность линкора и не прекращал усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и с моря «Тирпиц» был потоплен на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжелых пятитонных бомб «Толлбой».

Операции «Тирпица»

Операция Sportpalast

В начале марта 1942 года была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии, а QP-8 примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. Из-за плохой погоды найти конвой не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил лесовоз "Ижора", который отстал от QP-8. 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и адмирал Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение прервать поход и возвратиться на базу.

Операция Rösselsprung

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» для атаки конвоя PQ-17 (План Rösselsprung - «Ход конем»). Из-за задержек с разрешением начала операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля. В этот же день линкор был атакован советской подводной лодкой «К-21» под командованием Н. А. Лунина. Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки непосредственно результат атаки не наблюдал, однако слышал 2 сильных взрыва и серию взрывов послабее. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок его доклад интерпретировали как донесение о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советской и российской мемуарной, популярной и публицистической литературе неоднократно встречаются утверждения о повреждении «Тирпица» в ходе атаки «К-21», однако данные утверждения не имеют документальных подтверждений. Немецкие корабли избежали попаданий (и даже не отметили самого факта атаки); услышанные взрывы современными исследователями объясняются подрывом торпед при ударах о грунт либо отдаленными взрывами глубинных бомб, сбрасываемых судами конвоя. Некоторые российские массовые издания до сих пор публикуют доводы в пользу версии о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц».

Чуть позднее линкор был обнаружен британской подводной лодкой «Аншейкн». К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно. Конвой PQ-17, распущенный и оставленный без охраны из-за угрозы «Тирпица», сильно пострадал от атак авиации и подводных лодок.

Операция Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») - рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девяти эскадренных миноносцев. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943. Операция Sizilien была единственной операцией, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не произвёл ни одного выстрела).

Операции против «Тирпица»

Англичане начали атаки на «Тирпиц» ещё во время постройки и не прекращали их до тех пор, пока не потопили линкор.

Операция Title

30-31 октября 1942. Попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» - (англ. Chariot), представлявших собой торпеды, управляемые человеком. К месту стоянки Тирпица аппараты должны были быть доставлены путем скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан - Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в фиорд Тронхайма (Trondheimsfjord). Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (24 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22-00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до Тирпица оставалось менее 10 миль. Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.

Операция Source

Сентябрь 1943 год: первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 (лейт. Henty-Creer), X6 (лейт. Donald Cameron) и X7 (лейт. Basil Place). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не смог сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанес линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнем. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась.

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten

К апрелю 1944 «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу Британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам» (англ. Tungsten). В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два ударных авианосца, два авианосца эскорта, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта.

Налет состоял из двух волн торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолеты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолета. «Тирпиц» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был поврежден, однако надстройкам был нанесен заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт.

Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

«Тирпиц» по прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 пришлось отменить три налета: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944. Однако к этому времени немцы организовали воздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий.

Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (операции Goodwood I и Goodwood II), окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

Операции Paravane, Obviate и Catechism

Операция Paravane (англ. параван) была предпринята Королевскими ВВС Великобритании 15 сентября с базы Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (230 кг) подводными «ходячими» минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты Тирпица, одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, сделав его немореходным. У немцев практически не было возможности поставить Тирпиц в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё, в качестве плавучей артбатареи на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости воздушного флота из Шотландии, и англичане продолжили атаки на него, не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на Тирпиц, под названием Операция Obviate (англ. устранять) - но в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.

Но в следующий раз, 12 ноября 1944, во время операции Catechism (англ. катехизис; допрос), над Тирпицем не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе, который оторвал башню «С». В итоге Тирпиц затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1 000 человек из команды в 1 700.

По не до конца понятным причинам Люфтваффе не удалось помешать бомбардировке. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир Люфтваффе в Норвегии, майор Генрих Эрлер, был обвинён в пренебрежении обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения и отправкой на фронт.

Уничтожение Тирпица устранило последнюю серьёзную угрозу для союзников на поверхности северной Атлантики. Это позволило перевести главные силы - линкоры и авианосцы - из европейского региона, где они держались в качестве сдерживающих сил, - в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.

После войны

После войны обломки Тирпица были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части Тирпица остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg).

Недалеко от места затопления Тирпица существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), не попавших в цель. В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ. Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.

Тирпиц - второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине

Чуть позднее линкор был обнаружен британской подводной лодкой «Аншейкн». К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно . Конвой PQ-17, распущенный и оставленный без охраны из-за угрозы «Тирпица», сильно пострадал от атак авиации и подводных лодок.

Операция Sizilien

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten

Обломки «Тирпица»

После войны обломки «Тирпица» были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части «Тирпица» остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция , снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg ).

Недалеко от места затопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), попавших мимо «Тирпица». В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ . Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте , Хэмпшир .

Командный состав

  • Указание при строительстве: капитан цур зее Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp ), 15 января - 25 февраля
  • капитан цур зее Фридрих Карл Топп, 25 февраля - 24 февраля
  • капитан цур зее Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer ), 24 февраля - 1 мая
  • капитан цур зее Вольф Юнге (нем. Wolf Junge ), 1 мая - 4 ноября
  • капитан цур зее Роберт Вебер (нем. Robert Weber ), 4 ноября - 12 ноября (убит в бою)
  • С «Тирпицом» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа английских разведчиков выполняют задание, основой которого явно послужила реальная операция. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию - минирование котлов и уничтожение электронных блоков системы РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.

Примечания

Литература

  • Тарас А.Е. Вторая мировая война на море. - Мн .: Харвест, 2003. - 640 с. - (Военно-историческая библиотека). - ISBN 985-13-1707-1
  • Дэвид Вудворд «Тирпиц». Боевые действия линкора в 1942-1944 годах = Dawid Woodward THE TIRPITZ and the Battle for the North Atlantic. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2005. - 255 с. - ISBN 5-9524-1636-5
  • Ткачёв A.В. Охота на Тирпица. М.: Андреевский флаг, 1993.

См. также

  • Линкор «Бисмарк» - первый корабль типа «Бисмарк».

1939 год стал вершиной морского могущества Германии , именно в этом году со стапелей Гамбургской верфи «Wilhelmshaven» был спущен на воду побратим «Бисмарка», линкор этого же класса, типа и оснащения – «Тирпиц».

По задумке фюрера «Тирпиц» , имевший в длину не менее 251 метров, ширину - 36 метров, высоту от дна и до верхней кромки борта – 15 метров, осадку – более чем 10 метров и водоизмещение свыше 53 тысяч тонн, должен был поставить на колени весь военно-морской флот мира, в том числе и английский. Мощность, которую придавали линкору 12 паровых котлов и три мощных турбины, превышала 163 тысячи лошадиных сил, позволяя добиваться максимальной скорости до 31 узла в час.

На борту линкора располагались более 2600 кают, способных вместить 108 членов офицерского состава и более чем 2.5 тысячи низших морских чинов. Что касается вооружения, то «Тирпиц» был вооружен до зубов, на его борту находилось более 36 орудий разного калибра, торпедные и зенитные установки, а также 4 современных, по тому периоду, самолета. Не заходя в порт, линкор мог совершить плавание длиною в 8 тысяч морских миль.

Немецкий линкор «Тирпиц»

Являясь на деле линкором супер-класса «Тирпиц» фактически более рассматривался и командованием, и экипажем, как броненосец, подтверждением чему являлась стальная броня корабля, которой были в несколько десятков сантиметров покрыты боевая рубка, боковая и носовая часть судна. Толщина брони составляла в некоторых местах даже более 36 сантиметров, что делало корабль чрезвычайно тяжелым и одновременно устойчивым, а также безопасным от попадания в его обшивку снарядов малого калибра.

После того, как в Германию дошла весть о трагической гибели непобедимого «Бисмарка» все надежды по превращению Германии в морскую державу и завоевание ею большинства морских путей были возложены на ведение неограниченной подводной войны с использованием подводных лодок, «Тирпицу» же в новых стратегических планах Гитлера было отведено совсем незначительное место.

Линкор в целях его же собственной безопасности и сохранности, как ценного и действенного средства устрашения был отправлен к берегам Норвегии, где он долгое время активного участия в боевых действиях не принимал, тем не менее, угрожая проходу кораблей по северному морскому пути и нервируя английское правительство, вынужденное из-за него одного содержать в Северных морях целую эскадренную флотилию.

Так в 1942 году «Тирпиц» пытался атаковать, следовавшие из Советского Союза и Исландии морские конвои PQ-12 и QP-8, но нанести каких-либо повреждений и даже обнаружить, следовавшие в составе конвоев корабли он не успел, сам, будучи атакован английским самолетом и потому постаравшись уйти подальше от места следования конвоя.

Летом этого же года немецкое командование поручило «Тирпицу» выйти в море и атаковать конвой PQ-17. Но телеграмма с приказом задержалась, потому выйдя на поиски конвоя, линкор никого не обнаружил и вынужден был повернуть назад, даже не подозревая того, что само известие о его присутствии побудило командование распустить конвой и тем самым обречь его на неминуемую гибель.


Арктический конвой PQ-17

Необходимо отметить, что непобедимым «Тирпиц» считался исключительно у англичан и американцев, советские же моряки не только не боялись, но наоборот искали с ним встречи. Так, в день неудачной атаки на конвой линкор сам подвергся атаке со стороны советской подводной лодки «К-21», командир которой Лунин Н.А. впоследствии утверждал, что поразил «Тирпиц» двумя торпедами и слышал характерные при попадании взрывы. Впрочем, спустя много лет было доказано, что попаданий все же не последовало, так как броня «Тирпица» была от советских торпед защищена в полной мере.

В 1943 году при огневой поддержке «Тирпица была организованна высадка немецкого десанта на Шпицберген. Операция под громким названием «Сицилия» была проведена всего за три дня с 6 по 9 сентября, но успех ее для немцев был кратковременным.

Памятуя о том, насколько успешным было потопление первого немецкого линкора, англичане решили, наконец, покончить и с «Тирпицем», как и в прежние времена, организовав за ним настоящую морскую и воздушную охоту, в которой приняло участие сразу несколько сотен самолетов, десятки подводных лодок, крейсеров и кораблей других классов. Всего было предпринято более 13 более или менее успешных морских операций английского флота по поимке и уничтожению «Тирпица», но успех имела только последняя операция, получившая в русском переводе название «Допрос».

На расцвете 12 ноября 1944 года «Тирпиц» был зажат в тиски и по нему были произведены выстрелы из более чем 120 самолетов. В результате более чем тысячи прямых попаданий линкор начал заваливаться на левый борт, а его трюмы заполняться водой, после чего в районе порохового погреба показалось пламя, за которым последовал мощнейшей силы взрыв, из-за которого судно в одно мгновение перевернулось вверх килем. Большая часть команды линкора численностью более 1000 человек погибла, спастись удалось лишь немногим.


Затонувший немецкий линкор «Тирпиц»

В послевоенное время отдельные части корабля были подняты на поверхность и отправлены в разные военные музеи по всему миру. За каждый из обломков линкора, норвежская компания, получившая право на его продажу выручила немалые деньги. Электрогенераторы, оставшиеся по чистой случайности неповрежденными, и по сегодняшний день используются в качестве энергетической станции в одном из небольших норвежских городков.

Несмотря на огромный материал, собранный за прошедшие с окончания Второй мировой войны годы, выяснить, что стало причиной того, почему силы немецкой авиации, базировавшейся неподалеку не смогли помешать уничтожению «Тирпица» не удалось. Известно лишь то, что после успешного потопления линкора англичанами шеф немецких бомбардировщиков был приговорен к смертной казни и расстрелян.

Свидетельством гибели корабля, помимо обломков и музейных экспонатов являются также и огромные озера, образовавшиеся неподалеку от места потопления «Тирпица», причиной образования которых стали не долетевшие, или перелетевшие за линкор авиабомбы.

В 1944 году, глубокой осенью, из сообщений Совинформбюро граждане СССР узнали радостную новость. Британские бомбардировщики затопили в малоизвестном норвежском фьорде неподалеку от порта Тромсё германский линкор «Тирпиц». История битвы подробно не излагалась, но понятно было, что произошло это не с первой попытки, охота за кораблем велась долго и, наконец, увенчалась успехом. Гибель досаждавшей союзникам боевой единицы кригсмарине приблизила час общей победы и высвободила силы Королевских ВМС для операций на территории других морских театров военных действий.

Морской исполин

Ничего подобного Германия не строила - ни раньше, ни позже. Линкор «Тирпиц» не был самым большим в мире кораблем, но и маленьким его назвать трудно. Заявленное водоизмещение составляло 35 тыс. тонн, но в реальности оно превышало 50 000. Три винта, вращаемых силовой установкой мощностью свыше 138 тыс. л. с., толкали эту махину. Это был рейдер, то есть корабль, предназначенный для охоты за отдельными судами и конвоями в радиусе 10 тыс. миль. Скорость превышала 30 узлов. Дюжиной котлотурбинных установок нагружались турбозубчатые агрегаты, по одному на винт. Длина корабля - 251 метр, ширина в максимальном сечении - 36 м при осадке 10,6 м. Экипаж - почти 2100 матросов и офицеров. Линкор-гигант «Тирпиц» олицетворял собой доктрину адмирала Редера, согласно которой успех на морском театре военных действий определялся мощью надводного флота. Этого же мнения придерживался тогда и канцлер Адольф Гитлер, загипнотизированный огромностью дредноута. Позже выяснилось, что фюрер ошибся, но было поздно.

О названии

Корабль назвали в честь Альфреда фон Тирпица - выдающегося деятеля германской политики и видного флотского руководителя. Дворянский титул будущий контр-адмирал получил в 1900 году, в 50-летнем возрасте, как награду за многие труды на благо родной державы. Он проявил себя видным теоретиком и геополитиком, разработав план реконструкции германских ВМС, не предполагавший, однако, его чрезмерного наращивания. На момент начала Первой мировой войны силы кригсмарине, помимо других кораблей, располагали семью дредноутами, двадцатью пятью крейсерами, двадцатью линкорами и четырьмя десятками подводных лодок (примерно в 2,5 раза меньше, чем у Британского флота, но достаточно, чтобы ему активно противостоять). Именно на субмарины автор плана возлагал особые надежды, но убедить тогдашнее руководство Германии в своей правоте так и не смог. По иронии судьбы линкор «Тирпиц» также не соответствовал представлению покойного контр-адмирала о будущем морских сил и характере грядущих сражений. Следует также отметить тот факт, что во всех смыслах незаурядный деятель умер в 1930 году, до прихода к власти национал-социалистов. Фашистом, несмотря на милитаристские убеждения (для военного человека вполне естественные), фон Тирпиц не был.

Как появился «Тирпиц»

Вообще-то, если бы Германия, возглавляемая Гитлером, придерживалась условий Версальского договора, то кораблей подобного класса она бы не строила. У страны не было права спускать на воду военные суда тяжелее 10 тыс. т. Обычно такому водоизмещению соответствовали крейсера, как правило, вооруженные орудиями калибра 203 мм. Именно эта неточность, прописанная в договоре небрежно, и позволила немцам построить совершенно нетипичные боевые единицы, переломившие ситуацию. Класс «карманных линкоров» характеризовался небольшим водоизмещением (чуть более 10 тыс.) и сверхмощным вооружением (6 орудий калибра 280 мм). Их было три: «Адмирал граф Шпее», «Адмирал Шеер» и «Дойчланд», их заложили в 1934 году, и уже тогда стало ясно, что Гитлер не собирается соблюдать условия Версаля, так как водоизмещение кораблей превышало установленный лимит в 10 тысяч тонн, хотя пока еще незначительно. Весной 1939 года встал в строй линкор «Тирпиц». И линкор «Бисмарк» тоже. Это были однотипные корабли, они готовились для войны, развязанной вскоре.

Панцирь «Тирпица»

Как настоящее тевтонское божество, корабль был закован в прочный панцирь. Его корпус опоясывала броня, защищавшая погреба башен более чем на две трети его общей высоты при толщине от 170 до 350 мм. Имелись и две бронепалубы (50 и 80 мм). Оконечности также были прикрыты (нос 50 мм, корма 80 мм). Барбеты (защита башен) толщиной 340 мм обеспечивали неуязвимость расчетов во время боя. Средний калибр также имел броню, в том числе наклонную, до 20 мм. На 5 м 40 см стальные листы уходили ниже ватерлинии для уменьшения опасности торпедных возможных атак. В общем и целом новейший и крупнейший немецкий линкор «Тирпиц» обладал рациональной и мощной защитой от всех возможных видов противокорабельных вооружений своего времени. Забегая вперед, можно констатировать, что это никак не сказалось на его печальной судьбе.

Оружие

По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, размещенных на носу и корме, были попарно смонтированы орудия главного калибра (380 мм). Кроме них, артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150 мм пушками, восьмью 105-миллиметровыми, столько же имелось зенитных установок (37 мм). Вооружение несколько раз менялось, этому способствовала значительная степень унификации монтажных размеров.

Линкор «Тирпиц» имел и авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми со спаренной катапультной площадки. Самолеты осуществляли морскую разведку, поиск подводных лодок противника, а при необходимости могли их атаковать глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если субмарина находилась в надводном положении).

По своей вооруженности корабль мог поспорить с любым судном антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра ему довелось совсем немного и только по береговым целям.

Обстановка в Атлантике

Весной 1941 года немецкое командование прилагало огромные усилия (небезуспешные) к морской блокаде Британских островов. День 24 мая стал черной датой в истории Королевских ВМС. Линкор «Бисмарк» метким огнем (возможно, случайно) сумел уничтожить крейсер «Худ» - гордость английского флота. В бою и немецкий рейдер получил повреждения, ухудшившие его ходовые характеристики, в результате чего был настигнут британской эскадрой, обстрелян, атакован торпедами и потоплен. Успех сопутствовал англичанам, но после осознания опасности, которую представляли немецкие линкоры, они стали относиться к ним опасливо, избегая прямых столкновений, но непрерывно стараясь их уничтожить.

Немцы, потеряв «Бисмарк», тоже испытали некий ступор. Из опасения потерять последний дредноут они берегли линкор «Тирпиц», пряча его в норвежских фьордах. Но оружие создано для войны, и развязка неизбежно должна была наступить, рано или поздно.

Досаждающий линкор

После неудачного и практически бесполезного похода на Шпицберген (сентябрь 1942 года), во время которого была подвергнута артиллерийской бомбардировке прибрежная часть острова и угольные шахты, рейдер простаивал почти без дела в оккупированной нацистами Норвегии. Англичане знали об этом, и готовили секретную миссию, перед которой ставилась задача потопить линкор «Тирпиц». Досаждал корабль и советским морякам: он совершал вылазки, препятствующие прохождению конвоев, идущих с грузами военного назначения из США в Архангельск и Мурманск. Во время этих рейдов немецкий корабль атаковался британской авиацией и подводными лодками союзников, но без успеха.

Суть операции, запланированной английским адмиралтейством, сводилась к тому, чтобы потопить линкор особыми подлодками типа «X-6» и «X-7» очень малого тоннажа.

Операция «Титул»

Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее. Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль. Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн».

Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно - помешала непогода. Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется.

«Источник»

В сентябре 1943 года операция, носящая название Source («Источник»), прошла гораздо успешнее. Три мини-субмарины, имевших коды «X» от 5 до 7, были отбуксированы обычными подводными лодками к месту базирования «Тирпица» (фьорд Альтен). Первую из них немцы сумели обнаружить и потопить, две других задачу выполнили: они выпустили мины весом по 2 тонны под самым днищем линкора. Результаты взрывов оказались плачевными для корабля, он получил многочисленные повреждения. Третья башня, получив колоссальный импульс, утратила способность вращаться, одна турбина сорвалась со своей станины, шпангоуты искривились. Перестали работать многие важные приборы управления огнем и навигации. После осмотра стала очевидной практическая неремонтопригодность корабля. Немецкие технические службы потратили много сил и ресурсов, пытаясь восстановить линкор «Тирпиц». Характеристики прежними уже быть не могли. Англичане об этом не знали.

Другие попытки

Попытки добить крупнейший немецкий корабль продолжались в 1944 году. В ходе операции «Вольфрам» (Tungsten) были задействованы морские силы. Согласованный с ними удар авиации привел к дополнительным повреждениям и гибели части экипажа (123 человека), но конечной цели не достиг. Еще несколько акций с устрашающими названиями («Когти Тигра», «Талисман» и другие) оказались даже менее результативными. План «Гудвуд» вообще стал безуспешным по причине скверной видимости в оперативном районе. Использование авиабазы Ягодник (Архангельская обл.), как и применение особых пятитонных бомб «Высокий мальчик» (Tallboy), повысило возможности британской авиации. На тот момент «Тирпиц» фактически уже представлял собой стационарную артиллерийскую плавучую батарею, занимавшую малозначимую позицию вблизи норвежского города Тромсё. Корабль бомбили часто, и в конечном счете 12 ноября добили его. Последний бой линкора «Тирпиц» произошел в бухте Хокейботн, там же он затонул. Из 1700 членов команды спаслись семьсот, остальные ушли на дно.

Лунинская версия

События, произошедшие возле острова Рольвсё 5 июля 1942 года, трактуются сегодня неоднозначно. Советская подводная лодка «К-21» под командованием капитана третьего ранга Н. А. Лунина осуществила попытку уничтожения крупной морской надводной цели четырьмя торпедами. Условия атаки были сложными, убедиться в результативности пусков экипаж не мог. Акустики засекли два взрыва, но произошли ли они по причине попадания в неприятельский корабль, или торпеды детонировали от столкновения с каменистым дном, достоверно не известно. Документы, ставшие достоянием союзных держав после краха гитлеризма, не подтверждают ущерба, нанесенного немецким кораблям подводной лодкой «К-21». Таковы сухие факты.

Другое дело - художественная литература. О том, как Лунин атаковал линкор «Тирпиц», написал известный литератор Валентин Пикуль. По его версии, именно действия советских подводников стали решающим фактором, обусловившим гибель флагмана кригсмарине.

Удел историков - анализ документов. Эта работа многим кажется скучной, но именно она дает ответы на большинство вопросов, касающихся прошлого. Например, на вопрос о том, кто потопил «Тирпиц». Линкор ушел на дно после авианалета британской авиации, этот факт неоспорим. Нашим героическим подводникам чужой славы не нужно, им хватает своей.

До появления атомной бомбы лишь одно оружие вызывало такой же страх и поклонение — линкор. В свое время это было самое большое и сложное из когда-либо созданных подвижных сооружений.

История полна противоречий, она рассказывает нам об одном из самых дорогостоящих проектов воплощенных в жизнь человечеством, который определил современную политическую карту мира. В ходе гонки вооружений императоры, адмиралы, политики, все находились под влиянием величия и огневой мощи плавучей крепости. Линкоры считались орудием мировой политики и демонстрировали реальные возможности державы на мировой арене. Линкор « » — это история борьбы за мировое господство, которое завершилось крупномасштабными сражениями XX века.

После демонстративного отказа Германии выполнять Версальский договор в военном ведомстве развернулась дискуссия о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника. Верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. В 1939 году со стапелей Германии сходят самые крупные в истории немецкого флота «Бисмарк» и«Тирпиц». Внушительный вид новыхвоенных кораблейнастолько поразил воображение фюрера, склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линкора водоизмещением около 144 тыс тонн, но ход войны перечеркнул его планы и положил конец его мечтаниям.

Линкор «Тирпиц» был построен на верфи «Wilhelmshaven » в Гамбурге в апреле 1939 года. Его называли «броненосцем» за толщину брони. Бронирование главного пояса 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носового и кормового поясов 80 мм, главной палубы от 50 до 120 мм, башни главного орудия от 130 до 360 мм, боевой рубки — 360 мм. Дальность плавания позволяла боевому кораблю совершать походы до 8000 миль. После гибели «старшего брата» и расстроенных чувств Гитлера, «Тирпиц» в боевых действиях поучаствовать практически не удалось, но своим присутствием в Норвегии он угрожал конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота.

За линкорами этого класса разыгралась охота. Они не давали покоя британским авианосцам и советским подводным лодкам. Наконец утром 12 ноября 1944 года после сокрушительного шквала огня идущего из 121 самолета, авиация союзников добилась разрыва броневой обшивки и » начал стремительно кренится на левый борт. Вскоре в районе погребов раздался мощный взрыв и боевой корабль перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории сверх линкоров Германии.

С точки зрения истории можно посмотреть на любой и сказать — это самое мощное неядерное вооружение, которое создал человек.

линкор Тирпиц фото

линкор Тирпиц показательные стрельбы

линкор Тирпиц ходовая рубка

орудие линкора Тирпиц, фото сделано в порту Fættenfjord, Норвегия

линкор Тирпиц готовится к бою

Тирпиц в одном из походов

линкор «Tirpitz» в порту Fættenfjord возле Trondheim, Норвегия, июнь 1942

линкор Тирпиц в Scheerhafen, Киль, 1941

линкор «Тирпиц» брат-близнец линкора «Бисмарк», с которым они никогда не виделись

линкор «Тирпиц» в порту крепости Altenfjord, Северная Норвегия

линкор «Тирпиц» немцы не спешили выставлять в бой

Технические характеристики линкора «Тирпиц» :

Длина - 251 м;
Ширина - 36 м;
Высота - 15 м;
Осадка - 10,6 м;
Водоизмещение - 53500 тонн;
Судовая силовая установка - 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Brown Boveri»;
Мощность - 163026 л.с.;
Скорость - 30,8 узла;
Дальность плавания - до 10000 миль;
Экипаж:
Командный состав - 108 человек;
Личный состав - 2500 человек;
Вооружение:
Орудие 380 мм - 8;
Орудие 150 мм - 12;
Орудие 105 мм - 16;
Торпедные аппараты 533 мм - 2Х4;
Зенитное вооружение 37 мм - 16;
Зенитное вооружение 20 мм - 12;
Авиация:
Самолёт «Arado» - 4;

линкор Тирпиц иллюстрации

на линкор «Tirpitz» немцы возлагали большие надежды

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish