Собери ковер из 5 прямоугольников средней группе. Конспект занятия по познавательному развитию "Знакомство с прямоугольником" (средняя группа). Упражнение «Геометрические деревья»

Программное содержание:
1. Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.
2. Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
3. Совершенствовать навыки счета в пределах 5.
4. Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
5. Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
6. Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Интеграция образовательных областей : художественная литература, музыка, физическая культура
Предшествующая работа с детьми:
Знают цифры 1-5. Умеют считать до 5-ти, и соотносить количество предметов с цифрой. Знают квадрат. Умеют ориентироваться на листе бумаги
Литература:
- Петерсон Л.Г. «Игралочка» - М.: Школа 2100, 2006
- Михайлова З.А. «Математика от 3 до 7» - С.-Пб.: Детство – пресс, 2002
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада» - Воронеж.: ЧП. Лакоценин С.С., 2007
- Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М.: Просвещение, 1984
Материал:
Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, 5 деревьев, овощная грядка, числовые карточки от 1 до 5, 3 куклы, 5 ракет, 2 помидора, дидактический мешочек, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Раздаточный материал: Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, лист бумаги, 4 моркови, 3 свеклы, 2 яблока, клубничка.

Ход НООД:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласим ее к нам на занятие по математике.
Воспитатель рассказывает:
– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляю картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
Воспитатель: Поможем Мышке? Слушайте задание: сколько деревьев возле теремка?
Ответы детей: считают до 5
Воспитатель: Сколько овощей на грядке? Какой овощ первый? Второй? Четвертый?
Воспитатель: Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.
Воспитатель: Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания” Посмотрите ребята, что это за фигура?
Ответы детей: Квадрат
А кто может назвать эту фигуру? Это прямоугольник. Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставляю фигуры на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? (дети постепенно отвечают на все вопросы)
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?
Ответы детей: квадрат меньше
Воспитатель: Как можно проверить?
Ответы детей: наложить фигуры друг на друга
Воспитатель: Что теперь мы видим? Что можем сказать? Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.
Воспитатель: Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.
Прибежал к теремку Зайчик – побегайчик, остановился и спрашивает:
“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Игра “Подбери ключ к замку”
Возьмите понравившуюся вам геометрическую фигуру – это ключ от замка. Входим в круг, походим под музыку, попляшем. По сигналу: “Открой замок”, вы должны подойти, подобрать ключ, чей подошел, тот в ворота зашел.
Воспитатель: Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
Игра “Разложи (овощи) урожай по полкам”
Воспитатель: Поможем Волчишке? Положите перед собой лист бумаги, я вам буду говорить задание а вы выполняйте его. Морковь положите на верхнюю полку. Свеклу на нижнюю полку. Яблоки на левую полку. Клубничку на правую полку. Все разложили? На каких полках лежат овощи и фрукты?
Ответы детей: на разных, на верхней, нижней, правой и левой полках
Воспитатель: Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Волчишки. Вошел Волчек и стал в нем жить.
Прибежала Лисичка – сестричка к Теремку, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?” Я Мышка – Норушка! Я Лягушка – Квакушка! Я Зайчик – Побегайчик! Я Волчок – Серый бочок! А ты кто?
– А я Лисичка – Сестричка, пустите к себе жить.
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
Воспитатель: Придется нам помочь и лисичке. Сколько зверей в теремке? Кто первый прибежал? Кто последний? Кто после зайца? Кто прибежал перед лисой?
Молодцы, на все вопросы ответили. Дверь теремка открылась и для Лисички. Стали звери дружно жить да поживать.
Воспитатель: Понравилось вам играть в сказку? Сколько героев в этой сказке? Кто помог зверям попасть в теремок? Конечно же, вы и ваши знания! Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать? Какие вы молодцы, вы уже много знаете и умеете, это очень хорошо.

Конспект занятия в средней группе

По теме: "Прямоугольник и квадрат"

Цель: сформироать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры, развивать умение наблюдать и сравнивать.

Развивающая среда: геометрические фигуры, рисунки, с геометрическими фигурами,игра сложи узор, мяч для игры, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня я вас расскажу сказку. Она необычная, математическая и называется "Родственники".

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми,так как при изготовлении многих вещей. Форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, все хвалилась "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете". воспитатель показывает фигуру сказочного квадрата и просит детей назвать фигуру (квадрат).

Воспитатель: Как вы узнали? (стороны равны, углы прямые). Чтобы проверить, дети измеряют стороны квадрата с помощью условной мерки. Детям предлагают найти квадрат среди геометрических фигур на столе и проверить равенство сторон методом приложения. При помощи угольника проверяется, что углы у квадрата прямые.

Воспитатель: ходил квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей компании. И решил квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю

Думал Квадрат, - ведь он должен быть похож на меня"

Однождыц он встретил на пути такую фигуру (воспитатель показывает сказочный прямоугольник)

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. "Как тебя зовут?" - спрашивает.

Воспитатель: Узнали, дети?

Дети: Это прямоугольник.

Воспитатель: Почему он так называется?

Дети: У него все углы прямые.

воспитатель предлпгпет детям с помощью условной мерки измерить длину сторон прямоугольника и подводит детей к выводу о том, что у прямоугольника стороны. Которые лежат одна против другой, равны. Тем же способом, что и у квадрата, проверяются углы. Детям предлагают найти прямоугольник среди геометрических фигур на столе.

Совместно с воспитателем дети делают вывод об отличии квадрата от прямоугольника (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные)

Воспитатель: У прямоугольника та сторона,. которая длиннее, называется "длина", сторона, котрая короче, называется "ширина". Как определить, где у квадрата длина, а где ширина?

Дети: у квадрата все стороны одинаковой длины. Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь прослушайте продолжение сказки. Квадрат спрашивает у прямоугольника:

Мы родственники с тобой?

Я бы тоже рад узнать об этом, - говорит прямоугольник - Если у нас найдется 4 признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.

Давайте поможем фигурам найти такие признаки.

Дети: У фигур 4 угла, все углы прямые, у них по 4 стороны равны, противоположные стороны равны.

Воспитатель: А какая у них общая фамилия?

Дети: прямоугольники.

Воспитатель: Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Отдыхают вместе и трудятся.

Игра с мячом "Подбери слово к заданной геометрической фигуре"

Дети становятся в шеренгу у края ковра. Каждому ребенку и называет геометрическую фигуру. Ребенок возвращает мяч и называет похожий предмет на эту геометрическую фигуру.

Задание: "Найти лишнюю"

На листочках нарисовано по пять фигур:

Дети находят лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.

Физкультминутка:

Сколько квадратов здесь зеленых,

столько выполним наклонов,

Сколькот здесь у нас кружков,

Столько выполним кружков.

(На доске семь квадратов и семь кружков)

Игра "Сложи узор".

Воспитатель предлагает детям составить узоры из кубиков, чтобы в середине не был квадрат, прямоугольник.

Воспитатель отличает активность детей на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в средней группе по ФЭМП "Путешествие в сказку"

Познание. Выявить знания детей: умение соотносить цифры с количеством предметов; знания о геометрических фигурах; знания о временах года (зима, весна, лето, осень); умение ориентироваться на листе бум...

Конспект проведения занятия в средней группе по формированию сенсорных эталонов. Путешествие по сказке «Колобок»

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм, миопия, гиперметропия) по формированию сенсорных эталонов в средней группе детского сада компенсирующего вида....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Данное занятие поможет в игровой форме познакомить детей с прямоугольником, умением распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы, тренировать умение соотносить цифру с количеством, распознавать круг, квадрат, треугольник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект - занятия

по математике

для детей средней группы

Тема: «Прямоугольник»

Воспитатель

Абушамиева Галина Михайловна

Волгоград 2012 год

Вид занятия: математическое.

Тип занятия: ознакомительное.

Тема занятия: “Прямоугольник.”

Возраст детей: 4-5 лет.

Способ организации детей на занятии- общегрупповое.

Предварительная работа с детьми.

Наглядный и дидактический материал:

Демонстрационный- квадрат, прямоугольник, изображение елки, человека,цифры 1-5;

Раздаточный -карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, кубики, лодочка.

Задачи:

Обучения -познакомить детей с прямоугольником, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы, тренировать умение соотносить цифру с количеством, распознавать круг, квадрат, треугольник;

Развития- развивать внимание, коммуникативные качества, речь;

Воспитания- воспитывать самостоятельноть в поиске правильного решения, активность при ответах на вопросы, желание помочь другому.

Организационный момент:

(дети собираются около воспитателя на ковре, воспитатель обращает внимание на афишу с героями из сказок)

Воспитатель: Кто изображен на афише?

Дети: Сказочные герои.

Воспитатель: Где вы могли их видеть?

Дети: Мы их видели по телевизору в кино, мультфильмах, в театре.

Воспитатель: Были ли вы в театре?

Дети: да, были.

Воспитатель: Хотите сегодня посмотреть в театре спектакль?

Дети: очень хотим.

Игра “Билеты в театр.”

Воспитатель:Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?

Дети: Купить билеты.

Воспитатель: Как называется человек, который продает билеты?

Дети: Кассир.

Воспитатель: В этой игре, ребята, я буду кассиром и продавать билеты, но билеты не простые, это карточки с геометрическими фигурами. В зале театра стоят стулья, а на них написаны цифры, которые указывают место, на которое должен сесть человек, купивший билет с этим номером. У нас в группе тоже стоят стульчики с номерами в два ряда, каждый ряд имеет свой цвет, а на стульчиках написаны цифры. Вам нужно сосчитать на своих карточках геометрические фигуры и занять место, на котором стоит цифра, показывающая количество фигур на “билете” и соответствующая им по цвету (дети покупают “билеты” и занимают свои места, а воспитатель проверяет билеты).

Воспитатель: Сколько Ирина фигур на твоем билете?

Ирина: 4 круга.

Воспитатель: А на стульчики какая цифра?

Ирина: Цифра 4.

Воспитатель: А, сколько фигур Леша на твоем билете?

Леша: На моем билете 2 квадрата?

Воспитатель: А на стуле какая цифра?

Леша: На стуле цифра 2.

Воспитатель: Ты правильно занял свое место?

Леша: Да.

Воспитатель: Почему ты так думаешь?

Леша: Потому что на моем билете 2 квадрата, а на стуле цифра 2.

Воспитатель: Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?

Дети: Нельзя шуметь, разговаривать и ходить во время спектакля.

Воспитатель: Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?

Дети: Мы будем мешать смотреть спектакль другим людям.

Игра- спектакль”Два друга.

(на фланелеграф выставляются квадрат и прямоугольник)

Воспитатель: Жили-были два друга. Один из них вам знаком (показывая на квадрат). Как его зовут?

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Пошли они как-то в лес и вдруг слышат, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто может плакать в лесу?

Дети: Человек- дяденька или тетенька.

Воспитатель: Почему он плачет?

Дети: 1- Наверное заблудился в лесу.

2-Ему страшно, он один.

Воспитатель: Да, ребята один человек пошел в лес и там заблудился, дошел он до высокой елки, а влезть на нее не смог и горько заплакал.(выставляется на фланелеграф человечка и елку, составленной из четырех треугольников, высота елки равна длиной стороне прямоугольника. Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковы и по высоте равны двум треугольникам- веткам елки.)

Человек обратился за помощью к квадрату: “Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?”(ставит человека на квадрат. Высота человека, стоящего на квадрате, не должна превышать высоты елки).

Воспитатель: Увидел человек свой дом?

Дети: Нет, не увидел.

Воспитатель: Почему он не увидел свой дом?

Дети: Потому что он меньше елки, а за елкой ничего не видно.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Нужно попросить другую фигуру помочь. Если ее поставить и человек заберется на нее, то можно увидеть свой дом.

Воспитатель: Правильно, ребята, фигуру нужно поставить, ведь если мы ее положим(положила его), то что получится?

Дети: Человек не увидит дом, т. к. высота этой фигуры такая же, как квадрат.

Воспитатель: Чем похожи эти фигуры?

Дети: У обеих фигур по 4 угла и 4 стороны.

Сорока (пролетавшая мимо) спросила у человека: Ну что, увидел свой дом?

Человек: Да, я увидел свой дом.

Сорока: Кто же тебе помог?

(дети затрудняются, они не знают названия прямоугольника)

Воспитатель: Как надо поступить, если не знаешь чьего- либо имени?

Дети: Надо спросить у него, как его зовут? (дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем повторяют новое слово).

Воспитатель: Так кто же помог человечку увидеть свой дом?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: С какой фигурой вы познакомились?

Дети: Мы познакомились с прямоугольником.

Физминутка: “Тропинка.”

(дети собираются около воспитателя)

Воспитатель: Итак, человечек, взобравшись на прямоугольник, увидел свой дом. Он был далеко, за речкой. Давайте, ребята, проводим человека до дома. Идти надо по следам, протоптанным в лесной чаще (следы вырезаны из картона, правые следы одного цвета, левые- другого).

Воспитатель: Как вы думаете, кто должен идти первым по незнакомому и, может быть, опасному месту?

Дети: Сильный, смелый, который ничего не боится.

Воспитатель: Значит это мальчик(дети выбирают одного мальчика, который будет идти первый, дети идут по следам, называя ногу- правая, левая, правая, левая и т. д.)

Игра: ”Мост.”

(дети садятся за столы, у каждого приготовлен лист бумаги с нарисованной на ней рекой, квадрат и прямоугольник коричневого цвета, кубики. Ширина реки не одинакова и в самой узкой части чуть больше стороны квадрата).

Воспитатель: Дом человека находится за рекой, как человек может перебраться через реку?

Дети: На лодке или перебраться через речку вплавь.

Воспитатель: Правильно, можно перебраться на лодке или вплавь, но еще можно построить мост через речку. Давайте построим мост при помощи кубиков, квадрата и прямоугольника. Квадрат и прямоугольник- это дощечки.(Дети самостоятельно строят мост).

Воспитатель: Какой формы дощечку вы взяли для строительства моста?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: Почему вы взяли прямоугольник, а не квадрат?

Дети: Потому что река шире квадрата.

Воспитатель: Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?

Дети: У прямоугольника сторона длиннее реки.

Воспитатель: Ребята, человек предлагает нам покататься на лодочке(дети двигают лодочку по реке, но мешает мост). Как быть?

Дети: Нужно поднять мост.

Воспитатель: Как это сделать?

Дети: Нужно сделать опоры из кубиков.(дети должны правильно распределить кубики, чтобы лодка проплыла под мостом).

Итог занятия:

Воспитатель: C какой фигурой вы сегодня познакомились?

Дети: С прямоугольником.

Воспитатель: Чем вы помогли человеку?

Дети; Увидеть свой дом, проводили его до речки, построили мост.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Помогать человеку найти дом, строить мост, познакомились с прямоугольником.

Воспитатель:Молодцы ребята, вы сумели помочь человечку найти свой дом, помогли построить мост через речку, вы очень хорошо научились отличать прямоугольник от квадрата.


Программное содержание:

— продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине);

— упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур с соотнесением их с предметами окружающей действительности (круг, прямоугольник).

Дидактический наглядный материал : машины детские средних размеров (5 шт.), набор инструментов (4 шт.), куклы (4 шт.), ленточки (5 шт.).

Раздаточный материал: круги из картона (5 шт.) и прямоугольники из картона (5 шт.) на каждого ребенка, полоски из картона разной длины и ширины по 2 шт. на каждого ребенка, комочки из ваты, скатанные и перевязанные ниткой («снежки»), два обруча.

Ход занятия

На доске перед детьми закреплено изображение – цифра 5.

Воспитатель: — Дети, сегодня мы с вами в гостях у числа 5. Зная, что мы придем, оно приготовило нам несколько заданий испытаний. И для выполнения первого задания вам нужно разделиться на две команды: Мастеров и Мастериц.

Дети делятся на команды, мальчики – Мастера, девочки – Мастерицы и подходят к столам.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, перед Мастерами – машины с инструментами, перед Мастерицами – куклы с бантиками. А теперь задание: Мастерам и Мастерицам разложить предметы на группы и посчитать их, чтобы узнать количество предметов.

Команды раскладывают и считают каждый свои предметы. Дают ответ о количестве.

Воспитатель: — Сколько машин у Мастеров? — (Пять).

— Сколько инструментов для ремонта машин? – (Четыре).

— А чего больше? – (Машин). – На сколько? – (На одну машину больше).

— Что нужно сделать, чтобы и машин и инструментов стало поровну? – (Убрать одну машину или добавить один инструмент).

— Сколько кукол у Мастериц? – (Четыре).

— А ленточек для них? – (Пять).

— Всем куклам хватит завязать банты? – (Да, еще останется одна ленточка).

Воспитатель: — А теперь, вы будете работать с геометрическими фигурами. Сядьте за столы и выложите круги и квадраты друг над другом так, чтобы кругов оказалось больше на один.- (Дети выложили четыре прямоугольника и пять кругов).

— Выложите фигуры так, чтобы кругов оказалось меньше на один. – (Дети выложили пять прямоугольников и четыре круга).

— Выложите равное количество фигур. — (Пять кругов и пять прямоугольников).

— Молодцы, вы верно справились с заданием!

Подвижная игра «Ледяные дорожки»

Воспитатель: — Задание Мастерам выложить на полу ледяную дорожку из широких и коротких полосок, а Мастерицам из длинных и узких. Причем заметьте, у обеих команд равное количество полосок.

Дети выложили полоски, каждая напротив своей команды.

— Что вы заметили? – (У Мастериц дорожка длиннее, а у Мастеров короче).

— Приступаем к катанию снежков по ледяным дорожкам, кто быстрее наполнит обруч снежками.

Дети катают снежки по дорожкам. Команда Мастеров закончили быстрее. Дети называют причину этого.

Воспитатель: — Поиграли, а сейчас предлагаю вам назвать предметы, по форме напоминающие круг и прямоугольник.

Дети: — Солнце, помидор, мяч, обруч – в форме круга.

— Книга, дверь, ковер в группе – в форме прямоугольника.

Воспитатель: — Все задания выполнены, занятие закончено.

Муниципальное Административное Дошкольное Образовательное
Учреждение
Центр Раннего Развития детский сад №43
Разработка конспекта занятия по математическому развитию на тему
«Знакомство с прямоугольником»
Воспитатель:
Рындя Ольга Петровна

Калининград
2017
Тема занятия: «Знакомство с прямоугольником».
1. Цель занятия: познакомить детей с прямоугольником.
2. Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его
свойствах;
2. Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их
объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и
прямоугольника);
3. Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова,
обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, шире,
короче, равные по длине, ширине;
Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память,
3.
творческие способности;
4. Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества,
аккуратность;
5. Развивать положительные эмоции, способствовать двигательной активности
детей на занятии.
3. Тип занятия: формирование новых знаний.
4. Форма занятия: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
5. Продолжительность: 20 минут.
6. Участники: дети средней группы.
7. Возраст обучающихся: 4­5 лет.
8. Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: кукла би­ба­бо Мышка (Приложение 1),
большой конверт, изображения геометрических фигур (круг, треугольник,
2

квадрат, прямоугольник), блоки прямоугольной и квадратной формы, два
обруча, магнитная доска, фланелеграф, плоскостные изображения девочки
(Приложение 2), домика (Приложение 3), речки (Приложение 4), квадрата и
прямоугольника (Приложение 5) для фланелеграфа, CD­проигрователь, диск
Е.Железновой «Пальчиковые игры», бубен;
Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1
квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с
изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные
карандаши.
9. Предварительная подготовка: на прогулке, в групповом помещении с
детьми рассмотреть окружающие их предметы, найти те, которые по форме
напоминают геометрические фигуры уже знакомые детям (круг, треугольник,
квадрат); подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
10. Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические
методы и приемы (отгадывание загадки, подвижная игра, физминутка с
речевым сопровождением, сюрпризный момент, создание проблемной
ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание
Время
сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).
11. Структура занятия:
Этап занятия
Организационный
момент
Мотивационно­
ориентировочный этап
Поисковый этап
Динамическая пауза
Этап повышения
эмоциональной
активности
Содержание
Вхождение в день,
приветствие
Игровая мотивация,
сюрпризный момент,
создание проблемной
ситуации
Поиск решения
проблемной ситуации
Физминутка «Часы»
Рассказ воспитателя с
разыгрыванием сюжета с
помощью плоскостных
1 мин.
2 мин.
4 мин.
1 мин.
4 мин.
3

Динамическая пауза
Практический этап
Рефлексивно­оценочный
этап
фигурок на
фланелеграфе
Подвижная игра «Найди
свой домик»
Самостоятельная
творческая деятельность
детей
Обсуждение результатов 2 мин.
3 мин.
3 мин.
12. Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята, я очень рада вас всех видеть! Возьмитесь за ручки, подарите друг
другу улыбку! Отлично!
2. Организационно­ориентировочный этап.
Девочки и мальчики, сегодня утром почтальон принес для вас письмо! Вам
интересно узнать, что находится в конверте? Давайте вместе посмотрим
(воспитатель открывает конверт): какая­то записка: « Ждите меня сегодня в
гости. А кто я – угадайте: (загадка про мышку С.Фомин)
Я люблю кота дразнить,
Из его тарелки пить,
Незаметно, очень ловко,
Сыр украсть из мышеловки.
С длинным хвостиком малышка,
Догадайтесь кто я ­...(Мышка!)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?
4

Дети: Мышка.
Раздается стук в дверь, воспитатель выглядывает и возвращается с куклой би­
ба­бо Мышкой на руке.
Мышка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Мышка!
Мышка: Ребята, я очень рада всех вас видеть. И мне нужна ваша помощь. Вы
любите заниматься математикой и уже знаете некоторые геометрические
фигуры. Напомните мне, пожалуйста, как они называются?
(Мышка прикрепляет на магнитной доске изображения геометрических фигур
(круг, треугольник, квадрат), а дети их называют. Затем Мышка прикрепляет
прямоугольник.)
Мышка: А с этой фигурой я еще не знакома?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Мышке! Кто сможет назвать эту
фигуру?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Давайте все вместе повторим – прямоугольник.
(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно
выборочно попросить проговорить отдельных детей.)
Поисковый этап.
Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?
Дети: На квадрат.
Воспитатель: Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать
прямоугольник и квадрат (оставить на магнитной доске только две эти
фигуры), но для этого, дети, вам необходимо сесть на свои места.
(На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник
и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.)
Воспитатель: Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком,
скажите, у него есть стороны?
5

Дети: Да, есть.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Много, четыре.
Воспитатель: А у квадрата есть углы?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Четыре, много.
Воспитатель: А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его
пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Сколько их?
Дети: Да, четыре.
Воспитатель: А у прямоугольника есть углы? Сколько их?
Дети: Да, четыре.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается
прямоугольник от квадрата?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Как можно проверить?
Дети: Наложить.
(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на
прямоугольник)
Воспитатель: Что теперь мы видим? Что можем сказать?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: (Обобщая ответы детей) Можем сделать вывод, что верхняя и
нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая
одинаковые по длине.
(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно
показывали стороны и углы геометрических фигур: стороны надо проводить
пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок), углы проводим пальцем,
обозначая стороны угла.)
6

Мышка: Спасибо, ребята, что помогли мне! А теперь давайте немного
поиграем!
Динамическая пауза.
Физминутка «Часы»:
Мышь полезла в первый раз (маршируют маленькими шажками вперед)
Посмотреть, который час (указательным пальчиком правой руки

Вдруг часы сказали: “Бом!”, (руки на поясе, покачивания головой влево­
вправо, один хлопок над головой)

Мышь полезла второй раз (идут вперед небольшими шагами, поднимая
высоко колени)
показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (руки на поясе, покачивания головой влево­
вправо, два хлопка над головой)
Мышь скатилась кувырком. (на носочках отбегают назад, вращательные
движения руками на уровне груди)
Мышь полезла в третий раз (идут вперед на носочках небольшими
шажками)
Посмотреть, который час. (указательным пальчиком правой руки
показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (руки на поясе, покачивания головой
влево­вправо, три хлопка над головой на слово)
7

Мышь скатилась кувырком. (на носочках отбегают назад, вращательные
движения руками на уровне груди)
Этап повышения эмоциональной активности.
Воспитатель: Спасибо, Мышка за веселую игру! Присаживайся вместе с
ребятами на коврик, а я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате.
(Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сюжета с помощью
плоскостных фигурок героев на фланелеграфе.)
«В царстве ­ государстве геометрических фигур жили ­ были Прямоугольник
и Квадрат. «Я такой неуклюжий, ­ говорил Прямоугольник ­ если поднимусь
во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким! А если лягу на бок, то
становлюсь низким и толстым. Вот таким! А ты всегда остаешься
одинаковым, ­ говорил он, обращаясь к Квадрату ­ и стоя, и сидя, и лежа»
«Да у, ­ отвечал с гордостью Квадрат: у меня все стороны равны». И
переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась.
Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила
Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид,
девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой
дом? » Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из­за
деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего
не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу
помочь тебе?» ­ спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост,
девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и
узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», ­ предложил Квадрат. Вдруг на
их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку
перебраться! » ­ попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел
дотянуться до другого берега, но ­ плюх и упал в воду. Добрый
Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и
8

стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома.
«Спасибо, ­ сказала девочка геометрическим фигурам, ­ вы не оставили меня
в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, ­ обратилась девочка к
Прямоугольнику, ­ что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, ­ скромно
ответил Прямоугольник, ­ просто мои стороны разной длины: две длинные, а
две короткие».
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у
прямоугольника?
Дети: две длинные, а две короткие.
Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Найди свой домик».
Подвижная игра «Найди свой домик».
На полу два обруча. В нутрии одного квадрат, а в другом ­ прямоугольник.
Дети делятся на две группы: у одних квадраты, у других прямоугольники.
Все разбегаются, а когда услышат удар в бубен, каждый из детей должен
найти свой домик: те, у кого квадрат ­ бежит к обручу, где лежит квадрат, а
те, у кого прямоугольник ­ к обручу с прямоугольником.
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы поиграем в игру «На что похоже?»,
будьте очень внимательны – посмотрите вокруг и назовите предметы,
похожие на прямоугольник.
Дети: (ответы детей).
Практический этап.
Воспитатель: У вас на столах лежат листочки с изображением
прямоугольника и цветные карандаши. Закончите рисунок так, чтобы
получился какой ­ нибудь предмет прямоугольной формы.
(Дети выполняют задание.)
Рефлексивно­оценочный этап.