История создания рассказа носова живое пламя. Мастер-класс по литературе " Живое пламя" (по произведению Е.И.Носова " Живое пламя"). Сон, сладкое успокоение, невинно пролитая кровь

На уроке вы познакомитесь с содержанием рассказа Е. Носова «Живое пламя»; определите тему и идею рассказа, ставшего продолжением военной темы в творчестве автора. Предложенный цитатный материал поможет вам оценить художественное своеобразие рассказа, найти и дать трактовку основным образам и метафорам.

Автор ведет повествование от первого лица. Он рассказывает, как однажды помог своей квартирной хозяйке тете Оле посеять цветы на клумбе перед домом. Среди прочих семян им попались семена мака. Тетя Оля не хотела сажать их на клумбу.

« - Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют… Цветком он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит».

Рассказчик все же потихоньку от хозяйки насыпал семян в центре клумбы. Когда цветы проросли, тетя Оля заметила маки, но не стала их вырывать. Когда же клумба зацвела, красота цветов поразила всех:

«Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия» (рис. 2).

Рис. 2. «Живое пламя» ()

Зажженные факелы, полыхающее пламя, слепящее и обжигающее. Образы, которые использует писатель, — яркие, запоминающие, символичные.

Действительно, маки в рассказе стали символом Вечного огня . Поэтому и название автор выбрал соответствующее: «Живое пламя». Такое скрытое сравнение в литературе называется метафорой.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Рис. 3. Фото. Е.И. Носов ()

Отечественная война застала писателя, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

В 1945 под Кенигсбергом он был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ «Красное вино победы».

Для рассказов Носова характерна одна особенность. Война часто присутствует в его произведениях, но не в рассказах о героизме советских воинов, а в судьбах простых русских людей, прошедших войну. Так было в рассказе «Кукла», когда мы знакомились с судьбой Акимыча. Так происходит и в рассказе «Живое пламя», когда мы узнаем о судьбе Ольги Петровны, потерявшей на войне сына.

Ей тяжело говорить о гибели сына, поэтому мы узнаем только то, что он был летчиком и погиб, «спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...»

Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.

Боль, которая живет в сердце матери, потерявшей на войне сына, вырывается наружу в тот день, когда лепестки мака опали: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».

Там, в доме фотография погибшего сына, его вещи. Они хранят память о человеке. Но маки своей яркой и короткой жизнью еще больше и живее напомнили Ольге Петровне о сыне.

С тех пор на клумбе Ольга Петровна не сажает никаких других цветов. Только маки. Когда рассказчик навестил свою старую знакомую, он увидел поразительную картину: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Е.И. Носов. Биография ().
  5. Е.И. Носов «Живое пламя» ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ Е.И. Носова «Живое пламя». Составьте его план.
  2. Какой момент стал кульминацией рассказа?
  3. Прочитайте описание цветущих маков. Какие средства художественной выразительности использует автор?
  4. Что объединяет рассказы Е. Носова «Кукла» и «Живое пламя»?

Год издания рассказа: 1958

Детские книги Евгения Носова, такие как рассказ «Живое пламя», давно завоевали любовь у нашего читателя. Многие нынешние родители выросли на рассказах этого писателя. Поэтому не удивительно, что эти же книги они предлагают своим детям. Отчасти благодаря этому, а также наличию произведений Носова в школьной программе, творчество писателя до сих пор востребовано. А сам автор занимает высокие места среди .

Рассказа «Живое пламя» краткое содержание

В рассказе «Живое пламя» Носова повествование ведется от первого лица. Начинается он с того, что тетя Оля, у которой наш рассказчик снимает комнату, предлагает помочь ей разделать клумбу. И пока главный герой с удовольствием разминает спину работая с тяпкой, она перебирает пакетики с цветами. Главный герой интересуется, почему она некогда не сеет маки. Но тетя Оля уверена, что мак - это овощ и место ему на грядке. Ведь цветет он всего два дня. Тем не менее главный герой бросает горсть семян в самый центр клумбы. Обнаруживается это достаточно быстро, и тетя Оля решает оставить только тройку цветов, а остальное выпалывает.

Далее в кратком содержании «Живое пламя» Носова читать можно о том, как главный герой уезжает на две недели. По возвращении тетя Оля поет его квасом, который так любил ее сын Алешка, и рассказывает, что маки рассказчика уже поднялись. Клумба действительно была на загляденье и маки уже выбросили свои бутоны.

Далее в рассказе Носова «Живое пламя» читать можно о том, как уже на следующий день тетя Оля позвала рассказчика глянуть на свои маки. В центре клумбы они пылали как факелы. А через два дня они опали и на клумбе стало как-то пусто. Тетя Оля сказала: «Сгорели! Прожили без оглядки, в полную силу. Так и у людей бывает». А затем как-то уж быстро заторопилась домой. Сразу вспомнилась история о ее сыне Алешке, который, как и герой был летчиком. Он на своем маленьком «ястребке» спикировал на спину немецкого бомбардировщика.

С тех пор прошло немало времени. Теперь главный герой рассказа «Живое пламя» Носова живет в другом конце города и только изредка навещает тетю Олю. Они пьют чай, делятся новостями, а рядом на клумбе растет множество маков. Одни опадают, но рядом встают другие, а на смену им из земли уже подымаются новые маки.

Рассказ «Живое пламя» на сайте Топ книг

Рассказ Носова «Живое пламя» читать достаточно популярно, особенно в преддверии Дня Победы. Вот и в этом году рассказ занял высокое место в нашем рейтинге . Ну а в рейтинге он практически всегда занимает достойное место. И эта тенденция скорее всего будет продолжена и в дальнейшем.

Мастер-класс « Помнить,чтобы жить…» по рассказу Е.Носова «Живое пламя».

Тема мастер-класса: « Помнить,чтобы жить…» по рассказу Е.Носова «Живое пламя».

Маки, маки, красные маки, горькая память земли…

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Е. Носов «Шопен, соната номер два»

Портрет Е.И.Носова


Синквейн (схема)

    Одно существительное.

    Два прилагательных.

    Три глагола.

    Предложение.

    Одно существительное.

    Приветствие. Мотивация.

Любите ли вы цветы?

Какие цветы вы сажаете или посадили бы у себя в саду? Почему именно эти цветы? Есть ли у вас любимые цветы?

Такие цветы,как маки,никто не назвал.Почему вы их не сажаете?

Какова будет тема нашего занятия?(о цветах…)

Сегодня мы вспомним о них, познакомившись с рассказом Е.И.Носова «Живое пламя».

Какие ассоциации возникают у вас от названия «Живое пламя»?

Откройте брошюры,которые лежат у вас на столах и выполните первое задание.

Задание №1

(каждая группа называет слова-ассоциации)

Задание №2

Создание первого синквейна по ассоциации. (Схема синквейна на доске)

2.Красивый,яркий.

3.Алеет,краснеет.

4.Вызывает чувство прекрасного.

5.Цветок-чудо.(Огонёк)

Задание №3

(Знакомство с первой частью текста по технологии критического мышления ).

Задание №4

Мак в рассказе в начале цветения.(Выписать всё,что касается мака как цветка).

Почему т.Оля не воспринимает маки как цветы? (Портят вид,долго не цветут).

Как появились маки на грядке к неожиданности т. Оли?

Как она отреагировала на маки? (оставила только в центре клумбы)

Задание № 5

Продолжение чтения рассказа.

Что узнали вы из личной жизни т. Оли? (Её сын погиб во время ВОВ).

Что сказала т.Оля о маках приехавшему в гости молодому человеку?

(- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.)

Как выглядела клумба на другой день?

(Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.)

Как выглядели другие цветы в сравнении с маками?

(…рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.)

Через два дня маки отцвели….Что сказала т. Оля?

(- Да, сгорел...- вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля.- А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...)

Почему она сказала «как у людей» ? Что она имела в виду?

(Её сын Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.)

Опишите,как выглядела т. Оля в этот момент. (..как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.)
_Почему она стала сажать маки? (не хотела,чтобы погасло живое пламя ).

Задание № 6

Создание синквейна после прочтённого рассказа.

Как вы воспринимаете мак в рассказе?

2. Красивый,яркий.

3. Горит,пламенеет,светит.

4.Напоминает о сыне.(Мак- олицетворение жизни).

5. Жизнь. (Символ.Память.)

Какова же основная мысль этого рассказа? О чём вы задумались после прочтения?

(О смысле жизни,о том,что можно прожить короткую жизнь,но яркую,полезную людям)

Задание №7

(Каждая группа из предложенных заготовок сделает маки и украсит ими клумбу на доске)

Пусть эта клумба будет как дань памяти землякам,погибшим на Великой Отечественной войне.

В заключение звучит песня « Маки,маки,красные маки….»

Носов Евгений Иванович –писатель,фронтовик,родом из Курской области.Автор множества книг,которые занимают достойное место в русской литературе.

Он был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Красный мак – символ Памяти.О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

8-ой класс 28.01.2013 Учитель: ГРОЗА АННА

Евгений Носов «Живое пламя».

Обобщение

Евгений Иванович Носов 1925-2002

На уроке будем:

  • Правильно и выразительно читать,отвечать на вопросы
  • Извлекать из читаемого текста нужную информацию
  • Составлять лексическую цепочку слов
  • Анализировать ассоциацию звеньев лексической цепи
  • Оценивать поступки героев.
  • Осуществлять выборочное чтение при оценке событий

  • 1.Разговор о семенах рождает тайный замысел.
  • 2.Дело сделано!
  • 3.Воспоминание о сыне.
  • 4.А маки поднялись.
  • 5.Живое пламя.
  • 6.Жизнь без оглядки

Евгений Носов «Живое пламя»

Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.

Эхо войны в творчестве Е. Носова

Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Евгений Носов «Живое пламя»

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Евгений Носов «Живое пламя»

Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

- Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.

Евгений Носов «Живое пламя»

О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Е.Носова.

Красный мак – символ Памяти .

  • В рассказе исходным образом становится МАК.
  • МАК- центральный образ

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью

невинно убитого

человека. Впервые

будто бы мак вырос

из крови распятого на кресте Христа, и с тех

пор растет там,

где пролилось много

человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам.

11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которая знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

  • АЛЕКСЕЙ
  • ТЁТЯ ОЛЯ
  • ЮНОША

Лексическая цепочка слов

Мифологическое соответствие

Выбросили навстречу солнцу три тугих бутона”

Ассоциации

Сон, сладкое успокоение, невинно пролитая кровь

Растение, красный – красивый, яркие лепестки

Солярная символика

Походили на зажженные факелы”, “алые лепестки”, “раскрывали свои огненные языки”, “полыхали, точно искры”, “наливались густым багрянцем”

вспыхивали трепетно-ярким огнем”

пламенели – осыпались – погасли”, “И у людей так бывает”

свежий, в капельках росы лепесток”

Красота, свет, добро

Огонь как посредник между человеком и божеством, одна из основных стихий мира

Огонь, молодость, страсть, жажда жизни, яркость впечатлений

чувственность, эмоциональность

Огонь как живое существо, связь огня с сердцем, душой умершего

Живое пламя

Быстротечность человеческой жизни, оборвавшаяся жизнь, трагизм, боль, скорбь

молодость, красота, смерть

А снизу… подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”

Живой огонь – новый, святой, небесный

Чистый, непрекращающийся, небесный, вечный огонь, память, благодарность, слезы, очищение, молчание

Надежда

Героическое продолжает жить

среди нас, в нашем сознании.

Память питает корни нравственного духа

народа»,

«вдохновительных

подвигов».

Память.

Она всегда с нами.

P arerea - Мнение

R ationament - Аргумент

E xemplu - Пример

S umarul - Вывод

P - Этот текст учит нас жить ради кого-то,посвящать жизнь людям..

  • P - Маки - красивые алые цветы.
  • R - Они украшают нашу жизнь.
  • E - Пример тому клумба на которой зацвели маки, без них она не была бы такой яркой.
  • S - Два дня буйно пламенели маки, а потом осыпались и погасли.
  • P - Этот текст учит нас жить ради кого-то,посвящать жизнь людям.
  • R - Только так можно оставить о себе хорошую память.
  • E - Пример этого жизнь Алексея.
  • S - Иногда и короткая жизнь может быть прожита в полную силу.

  • Домашнее задание:

Эссе на тему

« Короткая жизнь,

зато без оглядки,

в полную силу

прожита.»

Объём: 0,5-1 страницы

  • Еськов М.Н. Воспоминания о Евгении Носове. М.-2005
  • Крупина Н.Л. "От сердца к сердцу": рассказ Евгения Носова "Живое пламя" ЛШ -2005,№4
  • Россинская В.С. "...Не дать погибнуть живому огню": рассказ Е.И.Носова "Живое пламя" в VII классе. ЛШ – 2005, №3.
  • Россинская В.С. Куклы и люди: рассказ Е.И.Носова "Кукла". ЛШ – 1998, №1.
  • материалы сайтов « www . openclass . ru »

« www . ped - sovet . ru »

А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони. - Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения. - Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика... Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Технологии: информационно-коммуникативные технологии, кейс-технология, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология, технология свободного воспитания.

Цели урока: показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний, отметить художественное своеобразие рассказа, способствовать нравственному и патриотическому воспитанию ; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: 1)Компьютер. 2) Презентация, фильм. 3) Тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя».

Ход урока.

1) Работа над понятием «ПАМЯТЬ».

Что такое память? Попробуйте сформулировать лексическое значение этого слова.

Послушайте определение из словаря.

ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)

Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?

Тема памяти – основная тема нашего урока.

Презентация. Слайд 1. (На фоне слайда звучит песня «За того парня» (1 куплет и припев), звук прерывается по щелчку. По второму щелчку происходит смена слайда.)

Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., поговорим о рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения.

Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде 1) . Как вы понимаете эти слова?

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Е. Носов «Шопен, соната номер два»

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с нами. И о чем бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остается главной в любом произведении, потому что нельзя вычеркнуть из памяти ужасные картины.

О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».

2) Знакомство с жизнью и творчеством писателя (сообщение учащегося о Е. И. Носове).

Презентация. Слайд 2.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Презентация. Слайд 3. (Во время рассказа происходит автоматическая смена двух фотографий через две секунды.)

3) Беседа по рассказу.

1.Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

(Он писатель, снимает комнату у Ольги Петровны)

2. Презентация. Слайд 4. Расскажите об Ольге Петровне, используя иллюстрацию к рассказу.

(Тётя Оля одинока, затаенная печаль переполняет ее сердце. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но скорбь иногда выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны).

Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.

(Тихий старенький домик, сочувственно оглядев меня, как-то сгорбившись)

3. Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста.

Презентация. Слайд 5. Работа по иллюстрации - описание комнаты.

4. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

(Чтобы унять душевную боль.)

5. Почему тётя Оля не любила маки?

(Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

6. Почему рассказчик посеял маки?

7. Выразительно прочитайте описание клумбы.

Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

Презентация. Слайд 6. Почему художник изобразил только маки?

Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

(Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”.)

(Эпитеты, сравнения, метафоры)

8. Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

Как показана недолгая красота маков?

Назовите глаголы, передающие действие маков.

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация.

9. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

(Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и до войны.)

10. Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.

11. Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

(Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».)

12. Презентация. Слайд 7. Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

13. Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

14) Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

4) Рассказ о летчиках, погибших во время войны.

Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек…

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми. Давайте вспомним некоторых из них.

Презентация. Слайд 8 (Перед каждым рассказом ученика о летчике по щелчку происходит выход фотографий.)

Шамшурин Василий Григорьевич.

Младший лейтенант Шамшурин совершил 22 боевых вылета, уничтожив 4 самолета, 14 танков и другую боевую технику врага. 18 ноября 1942 г. при штурмовке скоплений войск противника в районе Дзаурикау направил свой подбитый зенитным огнем Ил-2 в гущу вражеских боевой техники. В.Г.Шамшурину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Матвеев Владимир Иванович.

Капитан Матвеев при отражении налета противника на Ленинград 12 июля 1941 г., израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своей машины срезал хвостовое оперение вражеского самолета, сам произвел благополучную посадку. 01 января 1942 г. погиб в воздушном бою в Ленинградской области. В.И.Матвееву присвоено звание Героя Советского Союза.

Кайков Павел Александрович.

Лейтенант Кайков произвел 177 боевых вылетов. Участвовал в 5 воздушных боях. 29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою, таранив при лобовой атаке самолет противника в районе Лоухи. П.А.Кайкову присвоено звание Героя Советского Союза.

Гречишкин Василий Николаевич.

Майор Гречишкин совершил 152 боевых вылета на бомбардировку важных объектов и уничтожение живой силы и техники противника. 30 сентября 1943 г. под Ленинградом самолет Гречишкина был подбит зенитным огнем врага. Летчик направил горящий самолет на позицию артиллерийской батареи. В.Н.Гречишкину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

5) Развитие речи учащихся (из семейного архива: рассказ об участнике войны).

Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной война. Коснулась она и ваших семей. Давайте послушаем небольшие рассказы о ваших родственниках.

Любкевич Антон.

Мой прадедушка Сорокин Михаил Васильевич родился в 1913 году, а умер в 1991 году. Когда мой прадед был молодым и сильным, то мог поднять лошадь. В 1938 году пошел служить в армию. Попал на китайскую границу и участвовал в военной кампании под Халхин-Голом против японской армии. Не успел он вернуться домой, как началась русско-финская война. Прадед участвовал и в ней. А потом началась Великая Отечественная война, и прадед встал на защиту своей Родины. Во время боя под Ленинградом ему оторвало ногу. Поступил в госпиталь. А в 1944 году вернулся с фронта домой. Мой прадед награжден орденами и медалями.

Каретников Иван.

Мой прадед воевал под городом Ржевом. В ходе боев немцы окружили в болоте прадедушку с товарищами. Им было очень тяжело: не было еды, снарядов. Солдаты делали все возможное и невозможное, чтобы выстоять и не пропустить немцев. Но враг оказался сильнее на этом этапе войны. Мой прадед попал в плен. Его обливали водой, били кнутом, натравливали собак. Советская армия, разбив войска фашистов, освободила пленных. В их числе был и мой прадед. Он вернулся домой к своей семье.

Меня назвали Иваном в честь моего прадедушки.

Уварова Ирина.

Моего прадеда звали Уваров Иван Дмитриевич. Пошел на войну в 1941 году. В это время он жил в Смоленской области. Прадед был очень сильный, поэтому воевать он начал гранатометчиком и пулеметчиком. После тяжелого ранения в ногу его положили в госпиталь. В палате, где лежал прадед, находился немец. Когда дед узнал, кто с ним лежит рядом, то ударил немца кулаком в грудь. Удар оказался смертельным. За это прадеда хотели судить, но не сделали это.

Подмятникова Екатерина.

Моего прадедушку звали Александром Павловичем. Его призвали на войну, когда ему было 22 года. В 1942 году он был ранен в руку, потом целый год пролежал в госпитале. В 1943 году в мае он воевал в батальоне химзащиты санинструктором. В 1945 году прадедушка стал стрелком. В 1946 году был демобилизован. Имеет награды, но они, к сожалению, не сохранились.

6) Выводы по рассказу.

О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Презентация. Слайд 9 (Во время рассказа происходит автоматическая смена пяти фотографий. Фотографии меняются через пятнадцать секунд.)

1 фотография в презентации. Красный мак – символ Памяти.О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

2 фотография в презентации. В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение "В полях Фландрии", начинавшееся такими строками:

Всюду маки свечами печали горят
На войной опалённых фландрийских полях,
Между мрачных крестов, что рядами стоят,
В тех местах, где недавно закопан наш прах. (перевод А. Яро)

3 фотография в презентации. Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

4 фотография в презентации. В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

5 фотография в презентации. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

Учащийся читает наизусть стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».

Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.

Презентация. Слайд 10. Фильм «Живое пламя», созданный в программе Windows Movie Maker , запускается щелчком по фотографии. После окончания фильма для смены слайда щелкнуть в нижнем правом углу или в левом углу щелкнуть по треугольнику, затем в окне нажать «далее».

(Песня Ю.Антонова «Маки», фотографии периода Великой Отечественной войны, памятники защитникам Родины и памятники Волоколамского района)

7) Заключительное слово учителя. Презентация. Слайд 11.

Прошло 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

Мчит дорога верста за верстой,
Стонут ноги, колеса и траки.
Вдоль дороги кресты и под каждым крестом
Распускаются красные маки.

А по небу плывут облака
Непроглядной и серой стеною.
И глядят облака на кресты свысока
Поливая слезой неземною.

Я смотрю на усталых ребят
И в душе вспоминаю о Боге,
И мечтаю о том, чтобы каждый солдат
Красным маком не стал у дороги...

Андрей Владимиров (Черников)

1) Особенности жанра произведения. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объёма, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя.

2) Тематика и проблематика рассказа.
Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тёти Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь маков.

Как вы поняли слова тёти Оли: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»? О чем вспомнила тётя Оля, говоря эти слова? (о своем сыне Алексее, который погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика)

Почему отныне тётя Оля отдала предпочтение макам и сажала их на клумбе? (Маки напоминали тёте Оле о сыне.)

3) Смысл названия рассказа. Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»), Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Как вы поняли смысл названия рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»? (Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.)

4) Художественные особенности рассказа.

На что были похожи распустившиеся маки? («на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»)

Какие художественно-выразительные средства использует автор в описании маков? (эпитеты, метафоры: «полупрозрачные алые лепестки», «вспыхивали трепетно-ярким огнем», «наливались густым багрянцем», «слепили своей озорной, обжигающей яркостью» и др.)