Лаки крымская хатынь как добраться. Мужской монастырь в честь святого апостола луки в селе лаки. «Так будет со всяким, кто действует против немцев»

Эта история произошла со мной несколько лет назад в Крыму. Она была похожа на фильм или даже на сон - когда всё как-то не очень логично и странно, но когда кому-то начинаешь пересказывать, кажется, что ничего необычного тут нет. Но я точно знаю, что вся эта история была для меня какой-то особенной.
Мы поехали в место под названием Лаки. Это недалеко от Бахчисарая. В селе Лаки жили греки и оно было разрушено немцами в 1942-м году, сейчас же там остались развалины храма святого Луки и живёт несколько монахов, а само место считается очень сильным, да и интересна его история.
Есть мнение, что название Лаки происходит от имени святого Луки, но в Греции есть много сёл и городков с таким названием, поэтому, возможно, этимология греческая. Второй вариант весьма правдоподобен, потому что Лаки - древнее греческое село. Здесь жили потомки тех, кого вывез в Крым Алексей Орлов после Первой Архипелагской экспедиции 1769 – 1774 годов.
Результаты археологических раскопок датируют следы двух поселений VI-VII веками, в округе села - остатки свыше десятка церквей.
По данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), действовала греческая школа I ступени (пятилетка). Тут было 68 дворов, из них 26 некрестьянского типа. В Лаках в 1930-е годы был организован колхоз «Нео зои» (Новая жизнь)
В годы Великой Отечественной войны, после оккупации, 23 марта 1942 года, за поддержку партизан, село было уничтожено фашистами, 16 мирных жителей расстреляны, а оставшихся жителей выселили в район Биюк-Онлара. После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 27 июня того же года крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.
Сейчас же тут тихо, спокойно и, несмотря на случившуюся более 70-ти лет назад трагедию, весьма приятно.


3
Добираться до Лаки удобнее всего через Бахчисарай, мы ехали туда на машине

4
Скромный указатель. Если поехать прямо, то впереди будет военная часть, поэтому ехать нужно левее. Пусть дорога вас не смущает - если вы на машине, езжайте смело, пешком до Лаки ещё несколько километров в гору:

5

6

7
И вот вдалеке уже видны развалины Храма Святого Луки:

8

9
Руины церкви св. Луки, возведенной в 1904 году жителями села на месте старой деревянной церкви 16 века:

10
Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески

11
Сама деревня была уничтожена, это событие называют Крымской Хатынью и случилось это ровно за год до сожжения Хатыни - 23 марта 1942-го года.
Свидетелем уничтожения деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске. Юрий Михайлович Спаи тогда, в 1942-м, был тринадцатилетним мальчиком.

"Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы - крымские татары из карательного батальона, - рассказывает Юрий Спаи. - Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: "Дядя Митя, а вы чего здесь?" А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: "Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел".

12
Почему сожгли именно эту деревню?
Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню

13
После освобождения села Красной Армией в апреле 1944 года жители начали возвращаться в Лаки, но 20 июня того же года, по Постановлению ГКО, крымские греки были депортированы в Среднюю Азию и на Урал.

18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признано неперспективным и расселено.

14
Храм Святого евангелиста Луки – памятник архитектуры местного значения. С тех пор как здесь в 2005-м году появился монастырь, отец Калинник все свои силы отдает восстановлению храма.
Уже готов генплан, завершается работа над проектом. Инициаторами возрождения святилища стали потомки жителей греческой деревушки

15

16

17

18

19
Рядом есть каменное строение, там живёт монашеская братия, ведутся службы

20

21

22

23

24

25

26
Если пойти по дороге вниз, то там будет скит, где жил отец Гавриил


27
Здесь нас встретили с распростёртыми объятиями. Мужчина, который назвал себя трапезарием (то есть тем, кто отвечает за трапезу, готовит и подаёт еду), сразу стал зазывать нас к столу. "О, садитесь есть! Нет-нет, садитесь есть! Сейчас предупредим отца Гавриила, что вы пришли".

Кажется, что нас тут ждали, но тут всех ждут и относятся как к своим - всех кормят, а мы как раз пришли к обеду (если бы мы знали, куда попадём, то взяли бы с собой какой-то еды, чтобы оставить тут).
Зовут отца Гавриила, старец вышел к нам. Был немного строг - мол, пришли все в косметике и в лаке для ногтей, в следующий раз приходите без. В тот момент я думала, какой вообще следующий раз? Я что, сюда вернусь? Но уезжая отсюда, я уже знала точно, что да, вернусь. Пусть не очень скоро (а ведь с этого посещения прошло уже несколько лет), но вернусь.
Правда, тот самый старец Гавриил, которого я запомню на всю жизнь, умер в ноябре 2015-го.
Я его не фотографировала, уж слишком он был настоящий. Он не имел ничего общего со священниками в церквях, он словно имел доступ к источнику высшей мудрости, такой вот мудрый старец. можно увидеть, каким он был.

28
Так же старец благословил нас на купание в купели. Но опять же пригрозил нам пальцем - в следующий раз приезжайте со своими рубахами, а пока можете взять наши - висят вон там.
Рубахи были сшиты из холщовых мешков, длинные до пят и с рукавами.
В святые источники и купели нельзя окунаться в купальниках или тем более голышом, а нужно делать это в закрытых рубахах. Почему-то хоть на крещение у проруби и выстраиваются тысячи людей, ни одного я ещё не видела в рубахе.
Вода тут жутко холодная!

29
И да, у монастыря есть свой сайт, вот он:
http://laki-monastery.ru/

30
Общение со старцем могло растянуться, а ведь мы всего-то планировали доехать до села и посмотреть на останки храма. А мне ещё и завтра лететь в Петербург, вещи не собраны, подарки не куплены...
Он говорил и говорил, я уже начала испытывать лёгкое раздражение, а потом он ещё и благословил нас над подъем на гору Святого Ильи.
А раз старец сказал, надо подниматься, и тут я уже поняла, что надо просто смириться с происходящим и получать удовольствие.

31

32
Поднимаемся, идти легко, подъем пологий. Отец Гавриил сам сюда поднимался регулярно

33
Сама гора:

34
На вершине горы находятся останки храма святой Троицы 15-го века.
На кладбище у храма обнаружено надгробье неких Феодорицы и Хаты, датированное 1362 годом и надгробие Чупана, сына Янаки и сына его Алексия, зарезанных «во дни Темира в месяце июне, в день 28, года 6872 (1364 год)".


36
А на плече у самого трапезария поселился богомол:

37
Сам трапезарий оказался тут случайно - вёз уже взрослую дочь в Симферополь с проблемами, но решили заехать сюда, к старцу. Тут и остались на несколько недель, а проблемы ушли

38

39
На гору поднимаются поломницы. Надо заметить, что весь путь от остановки автобуса до села Лаки эти немолодые уже женщины проделали пешком, а это, ни много, ни мало, 8 километров

40

41

42
Удивительно смотрятся останки церкви:

43

44

45

46

47

48

49
Тут нам на встречу идёт батюшка, увидев меня с фотоаппаратом, сказал, что сам работал корреспондентом в газете и даже взял у меня фотоаппарат и сделал нам фото на память

50

51

52

53

54

55
Мы уезжаем, а этот удивительный человек, назвавший себя трапезарием, попавший сюда по воле случая, остаётся. Сказал что занимается сдачей жилья в Новом свете и найти его можно по запросу в Яндексе "Новый Свет - лучший отдых в Крыму". Возможно,

56

57

58
Обратный путь лежит мимо Качи-Кальона.
Тут тоже удивительные места, а ещё там очень красивый бисерный храм, про Качи-Кальон и храм я рассказывала

59


Как добраться до Лаки:
Добираться удобнее всего из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая до села Машино (за селом Баштановка) будет поворот с главной дороги направо, там даже есть знак, на котором написано "Лаки 8 км". Выходите из автобуса и идете по этому указателю (недалеко от Баштановки находится Качи-Кальон, про него я рассказывала , можно совместить).
До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Повернув за мостом налево, выйдете на грунтовку и через 10 км попадете на перевал, на седловине которого и расположено село Лаки (). Слева будет гора св. Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы. Справа – гора Татар-Ялта. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.
Лучше всего, конечно, ехать на машине, потому что пешком в гору путь не близкий.
Координаты для навигатора: 44° 39" 55.50" N 33° 57" 8.29" E
Контакты:
Сайт
+7-978-706-25-62
[email protected]

Про другие интересные места в Крыму:

Деревня Лаки, была расположена между селами Бахчисарайского района Высоким и Верхоречьем. Ее основали греки, жившие в Крыму во времена раннего средневековья, называлась она тогда Лака. Зажиточная небольшая деревня на 60 дворов располагалась на живописных склонах крымских гор.

На одном из холмов была построена церковь Святого Луки. Местные жители считали, что самое название их деревни идет от имени святого Луки.

Позже в 1904 году местные жители перестроили старый храм. Сейчас от церкви Святого Луки сохранились только колокольня до звонницы, ряд помещений церкви, купол сохранился частично.

Над входом в храм видны сохранившиеся греческие надписи дата постройки храма «1904» немного выше – «Храм (в честь) Святого и Евангелиста Луки». Еще выше есть еще одна надпись – это слова Христа на новогреческом: «Придите (ко мне) все труждающиеся и бремененные и я упокою (вас)». За храмом раньше было старое церковное кладбище.

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!
Деревня Лаки, была расположена между селами Бахчисарайского района Высоким и Верхоречьем. Ее основали греки, жившие в Крыму во времена раннего средневековья, называлась она тогда Лака. Зажиточная небольшая деревня на 60 дворов располагалась на живописных склонах крымских гор. На одном из холмов была построена церковь Святого Луки. Местные жители считали, что самое название их деревни идет от имени святого Луки. Позже в 1904 году местные жители перестроили старый храм. Сейчас от церкви Святого Луки сохранились только колокольня до звонницы, ряд помещений церкви, купол сохранился частично. Над входом в храм видны сохранившиеся греческие надписи дата постройки храма «1904» немного выше – «Храм (в честь) Святого и Евангелиста Луки». Еще выше есть еще одна надпись – это слова Христа на новогреческом: «Придите (ко мне) все труждающиеся и бремененные и я упокою (вас)». За храмом раньше было старое церковное кладбище. Сохранить изменения

И, в тот самый момент, когда я уже себя начала ругать за порыв, наконец-то увидела монастырь. Вот только вместо живописных развалин обнаружила отреставрированный храм. Но с первых минут стало ясно, что шла не зря. Настолько хорошо там оказалось. Вот есть некие места силы на планете, это видимо одно из них. Ощущался полнейший покой в душе. Но помимо покоя, в Лакской долине поражает тишина. Какая-то особенная тишина, кажется, что здесь молчит сама природа. Как будто природа помнит о трагедии, произошедшей на этом месте 60 лет назад.

Дорога к монастырю

Когда-то здесь была чудесная греческая деревня (по данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), в которой жили потомки гордых феодоритов. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Люди растили табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей и не интересовались тем, что происходило вне их деревни. У них был свой собственный мирок, чужаков не пускали, хотя встречали радушно. Пока не пришла война и трагедия, которую назвали Крымской Хатынью. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни – день в день – 23 марта 1942 года.

За поддержку партизан село было уничтожено фашистами. Огонь уничтожил все 87 дворов. Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но так и не смогли разрушить до основания церковь. Почему сожгли именно эту деревню? Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. За эту непокорность греки и были преданы огню.

Здесь было село Лаки

В 2005 году здесь был открыт мужской православный монастырь.

Мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки в исчезнувшем селе Лаки

Храм святого Луки

Храм святого Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Трапезная монастыря

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Места эти обитаемы с давних времен. В районе деревни Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы – небольшой крестово-купольной церкви XIII вв., а недалеко от нее – развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Есть мнение, что название Лаки происходит от имени святого Луки, но в Греции есть много сёл и городков с таким названием, поэтому, более вероятно, что этимология греческая. Название "Лаки", или "Лака", в переводе с греческого и означает "бассейн".

Исчезнувшая деревня Лаки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Церковь св. Луки не всегда была такой. Облик она меняла трижды. В построенной в 1904 году на месте старой деревянной церкви XVI века церкви вместо птиц были хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом был изображен евангелист Матвей, львом символизировался евангелист Марк, а евангелисты Лука и Иоанн – изображениями орла и тельца.
Лакский храм является единственным храмом во имя св. Луки в Крыму, что удивительно, ведь святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, не только греками, хотя ими больше уже потому, что тоже был греком.

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Храм Св.Луки восстановили совсем недавно на средства греческой общины, а также установили обелиск невинно убиенным. Говорят, что на гранитной плите обелиска специально оставили место, чтоб пополнять список жертв далекой трагедии по мере того, как их установят поисковики.

Обелиск жертвам трагедии

Исчезнувшая деревня Лаки

Исчезнувшая деревня Лаки

Исчезнувшая деревня Лаки

Очень пожалела, что рюкзак бросила в кустах, так не хотелось уходить отсюда. Но нужно было, поэтому захватив бутылку с водой, которой меня снабдил на дорогу батюшка, я все же через час выдвинулась обратно.

Мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Добираться удобнее всего из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая до села Машино (за селом Баштановка) будет поворот с главной дороги направо и небольшой указатель. Выходите из автобуса и идете по этому указателю (недалеко от Баштановки находится Качи-Кальон, про него я рассказывала , а также Кыз-Кермен, можно совместить).
До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Село Лаки и монастырь находятся на седловине перевала. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.
Лучше всего, конечно, ехать на машине, потому что пешком в гору путь не близкий.


Деревня Лаки. На карте не ищите!

Дорога плавно поднимается к перевалу Лаки. Рядом развалины церкви. К сожалению, это все, что осталось от древней греческой деревни Лаки (Горянка) — деревни удивительной и героической истории.

Была в этих местах частица древней Эллады. Словно орлиное гнездо, приютилась эта деревня на скалистой земле у перевала между горами Татар Ялта и Ай-Илья.
Мимо рукотворного озера, мимо поклонного креста путь ведет к старинному храму. Рядом с ним — небольшое кладбище. Поодаль — крошечный скит. Чуть ниже, в долине, хорошо сохранившиеся бассейны с подернутой ряской черной водой. Сколько лет этим сооружениям — сто, триста, шестьсот?… Считается, что название Лаки, или Лака, в переводе с греческого и означает бассейн .

Места эти обитаемы с давних времён. В районе д. Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы — небольшой крестово-купольной церкви XIII — начала XIV вв., представляющей по форме куб с равными ветвями креста, тремя апсидами и четырьмя стоящими восьмигранными колоннами, а недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом .
Руины, стоящие у дороги, принадлежат церкви св. Луки, построенной в 1904 г. Святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, но в особенности греками, которым он, тоже грек по национальности, хотя и уроженец Сирии, был особенно близок. Тем не менее, странно, что лакский храм был единственным храмом во имя св. Луки в Крыму . Апостол Павел называл св. Луку врачом. Кроме этого св. Лука знал искусство живописи.

Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы — крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни. Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола.


Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ.

Теперь нет этой деревни.
Не найти ее на картах и в путеводителях. Нет ее и на земле, под нависшими над садами скалами.
«К сожалению, нет уже с нами тех людей, кто помнил запах этой земли, вид этих гор в любое время года, цветение табака, аккуратные домики с палисадниками, маленький магазинчик, у которого судачили женщины и дымили трубками старики, церковь, улочки, на которых стояли кувшины с бекмесом — яблочно-грушевым напитком. Это — для всех. Подходи любой, пей, пожалуйста!»
Но не только бекмесом угощали здесь друг друга и гостей. Добрые люди жили в Лаках: стол — полная чаша, и хозяева всегда радовались гостям.
Не только знойно-синее небо, крутые, словно специально обтесанные скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Жили в ней вольнолюбивые, свободные люди. Много замечательных людей выросло на лакской
земле.

Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит.

Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков — и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже более 60 лет:
В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова. Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро1942 года у дома председателя колхоза «Нео зои» Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.

Крымская Хатынь называлась Лаки.
Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли.

…«Сегодня 24 марта (1942 г.), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки . Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8 месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли.» Это — строки из книги «Пламя над Крымом» бывшего командира Бахчисарайского отряда, а затем Южного соединения, впоследствии Героя Социалистического Труда, директора совхоза «Коктебель» Михаила Андреевича Македонского.

«Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь» (Б. Серман. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963 г.).

Еще одним свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович СПАИ, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.
«Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»
Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд.
Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь.

Бывают такие храмы, которые не только являются святыней и ценным памятником архитектуры, но еще и служат напоминанием о самых важных и порой трагичных исторических событиях. Среди них можно назвать монастырь святого Луки в Крыму.

Он расположен в зеленой долине в окружении гор, недалеко от Бахчисарая. Рядом с ним еще не так давно было довольно крупное поселение под названием Лаки, но теперь он стоит одиноко, и на несколько километров вокруг видно только пустые поля.

Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки

История села Лаки

Это поселение возникло еще в раннем средневековье. Как показали археологические раскопки, первые жители появились здесь еще в VII-VIII веках. Письменных источников о древней истории села не сохранилось, разве только надписи двух надгробий на местном кладбище, которые датируются XIV веком.

Также в Лакинской долине есть множество развалин старинных храмов. Всего их когда-то здесь было четырнадцать (на площади, занимающей 4 км). Один из них, храм Пресвятой Троицы XV века, отчасти сохранился.

Первое письменный источник, в котором упоминается это село, датируется 1774 годом. Это «Ведомость о выведенных из Крыма в Приазовье христианах», составленная А. Суворовым. Из Лак было выведено 412 православных греков, среди них было 6 священников.

Можно ли считать, что после этого село полностью опустело, точно не известно, но скорее всего, нет. Потому что через 20 лет, в 1794 году, здесь был построен новый храм святого апостола Луки. О его строительстве сохранилось документальное свидетельство. Отсюда и начинается история этого монастыря.

В 1796 эти году земли были отданы грекам, которых вывез князь Орлов после Первой Архипелагской экспедиции.

К началу ХХ века храм святого Луки сильно обветшал. Потребовалось заменить его новым. Спонсором стал благочестивый купец по имени Дмитрий Пачаджа. Это здание и сохранилось до наших дней.
После революции село Лаки числилось в округе Ялты, а затем, с 1923 года, в Бахчисарайском районе. В это время здесь проживало 260 человек, большинство из которых были греками.

Еще о монашеских обителях Крыма:

  • Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь
  • Мужской монастырь святого Лазаря в
  • Севастопольский Паисевский мужский монастырь
История села Лаки закончилась 23 марта 1942 года. Шла война и в этих местах действовал антифашистский партизанский отряд, под предводительством Михаила Македонского. Главную поддержку партизаны получали от жителей Лаки. Здесь им давали еду и укрытие. За это село было уничтожено немцами.

Когда немцев прогнала Красная армия, лакинцы попытались вернуться в родные земли, но прожить там им позволили всего несколько месяцев. В том же 1944 году все коренные жители села были сосланы в Сибирь и среднюю Азию. Вместо них сюда свезли колхозников из центральной России. Лаки было переименовано в Горянку.

Однако новое село просуществовало недолго, в 1960 году его сочли бесперспективными и ликвидировали. Долина снова обезлюдела.

Разрушенный храм святого Луки в селе Лаки, Крым

Свидетелем всех этих событий был храм святого Луки. Он единственный почти уцелел во время фашистского погрома, а после долгие годы стоял заброшенным, постепенно разрушаясь. Наконец, в 2016 году, по инициативе потомков жителей Лаки, храм был полностью восстановлен. Теперь на этом месте существует маленькая мужская обитель.

Читайте еще об одном Луке, Крымском святителе:

Местные святыни и праздники

Этот храм более всего почитается как памятник трагических событий Второй мировой войны. Поэтому самым важным днем в обители считается 23 марта, когда проводится поминальная служба об упокоении селян, убитых фашистами. На эту службу в монастырь приезжают потомки тех людей, которые когда-то здесь жили.

Также в монастыре особо отмечают 9 мая. В этот день служат заупокойную службу обо всех погибших в борьбе с фашизмом.

Важно! Престольный праздник обители - 31 октября, когда отмечается память святого апостола и евангелиста Луки. Из местных святынь можно назвать источник